8.2. Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тест к разделу «Предмет и задачи педагогической психологии»
Вариант 1.
1. Педагогическая психология возникла:
а) в начале 19в.
б) в середине 19в.
в) во второй половине 19 в.
2. Основателем русской педагогической психологии является:
а) Ушинский К.Д.
б) Нечаев А.П.
в) Каптерев П.Ф.
3. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
а) различные названия одной и той же области знания.
4. Течения в психологии, педагогике возникшие на рубеже 19–20в.в., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики называется:
а) педагогика
б) педология
в) дидактика
5. Основоположником русской педологии является:
а) Ушинский К.Д.
б) Нечаев А.П.
в) Каптерев П.Ф.
6. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
а) комплексного подхода
б) деятельностного подхода
в) кибернетического подхода
7. Первая педологическая лаборатория была создана:
а) 1901г.
б) 1889г.
в) 1875г.
8. Лангетюдный метод исследования относится к:
а) организационным методам
б) эмпирическим методам
в) способам обработки данных
9. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:
а) от регулярности
б) от позиции наблюдателя
в) от позиции наблюдателя
10. Самым общим понятием обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой является:
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... М.:Академия, 2005 10 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. Доп. Минобр РФ. - М.. Гардарики 2005 ... Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для вузов /Г.В.Бурменская и др.- М.:Академия, 2002 6 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие.- ...
а) учение
б) обучение
в) научение
11. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их условия – это:
а) научные навыки
б) научные действия
в) научные знания
12. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ – это:
а) импретинг
б) викарное научение
в) оперантное научение
13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отражение в понятиях и закрепление в словах, составляет содержание:
а) ассоциативных теорий научения
б) операциональных теорий научения
в) знаковых теорий научения
14. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривают:
а) Скиннер Б.
Б) Коменский Я.А.
в) Герберт И.
15. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
а) бихевиоризма
б) гештальтпсихологии
в) когнитивной психологии
Вариант 2.
1. Термин педагогическая психология был предложен:
а) Ушинским К.Д.
б) Каптеревым П.Ф
в) Дьюи Дж.
2. Книга Каптерева П.Ф. «Педагогическая психология» была издана:
а) 1872
б) 1877
в) 1880
3. Педология возникла:
а) в начале 20 в.
б) в середине 19 в.
в) на рубеже 19 – 20 вв.
4. Содержание педологии к развитию ребенка составили подходы:
а) дидактический
б) деятельностный
в) комплексный
5. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:
а) 1936
б) 1928
в) 1939
6. метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов психолого – педагогических исследований, называется:
а) наблюдение
б) формирующим экспериментом
в) констатирующим экспериментом
7. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он становится предметом исследования:
а) естественный эксперимент
б) формирующим экспериментом
в) констатирующим экспериментом
8. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:
а) Лингард И.
б) Эльконин Д.Б.
в) Давыдов В.В.
9. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процессов усвоения – это:
Тема 7 Проблема поведения в теориях научения: теория респондентного ...
... стал одним из краеугольных камней современной теории научения. Несмотря на решающую роль идей Павлова, теория научения, с ее вниманием к объективности, тщательному построению эксперимента и сильным "привкусом" функционализма – одна ...
а) научение
б) учение
в) обучение
10. научение, где знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок, это:
а) импритинг
б) оперантное научение
в) викарное научение
11. усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями и т.п. составляет сущность:
а) ассоциативных теорий научения
б) знаковых теорий научения
в) операционных теорий научения
12. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых, изучал:
а) Скиннер Б.
Б) Коменский Я.А.
в) Герберт И.
13. Проблема усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:
а) бихевиористского подхода
б) когнитивного подхода
в) факторного подхода
14. Учение в отечественной науке Гальперин П.Я. трактовал как:
а) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
б) вид деятельности
в) специфический вид деятельности
15. Автором закона эффекта является:
а) Торндайк Э.
б) Скиннер Б.
В) Эббингауз Д.
Примерная тематика рефератов
- Функции психолога, работающего в образовании.
- Нормативно–правовое обеспечение работы психолога в образовании.
- Особенности русского национального характера и воспитания.
- Понятие «эффективность труда учителя» и подходы к ее оценке.
- Условия эффективности ролевого взаимодействия учителя и ученика.
- Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя.
- Модели работы психолога с педагогами.
- Принципы работы психолога с администрацией учебного заведения.
- Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.
- Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно–методическое обеспечение.
- Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.
- Роль психолога в выработке концепции воспитательной системы школы.
- Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.
- Психологическая сущность субъект–субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.
- Этапы и механизмы морального развития ребенка.
- Анализ походов к использованию игры как метода психологической коррекции.
- Игра и коррекция познавательной сферы.
- Игра и коррекция эмоционально–личностных проблем ребенка.
- Влияние СМИ на формирование личности ребенка.
- Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.
- Рисование и развитие личности ребенка.
- Рисование и формирование познавательных процессов.
- Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.
- Механизмы влияния сказки на формирование личности ребенка.
- Психологическая сущность дифференцированного обучения.
- Определение «индивидуального подхода» и его теоретические основы.
- Возможности практической реализации индивидуального подхода в современной школе.
- Условия формирования оптимальной мотивации, оказывающие влияние на учебную деятельность.
- Психологические аспекты компьютеризации образования.
Примерный перечень вопросов к экзамену (5 семестр)
Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся ...
... возраста -(категория развития) та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности ... и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Понятие кризиса –условное наименование ...
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Структура педагогической психологии.
- Принципы педагогической психологии.
- Методы исследования педагогической психологии.
- Учебная деятельность как специфический вид деятельности.
- Учебная деятельность как система. Согласование компонентов учебной деятельности.
- Различные подходы к организации учебной деятельности.
- Мотивы учения: классификация, уровни развития, содержание формы проявления.
- Возрастные особенности мотивации учения.
- Диагностика мотивации учения.
- Формирование мотивации учения.
- Психологические закономерности усвоения учебного материала.
- Уровни понимания учебного материала.
- Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- Подросток как субъект учебной деятельности.
- Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
- Студент как субъект учебной деятельности.
- Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
- Общая характеристика педагогической деятельности.
- Педагогические функции и умения.
- Педагогические способности.
- Мотивы педагогической деятельности.
- Стили педагогической деятельности.
- Психологический анализ урока в деятельности педагога.
- Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
- Учебно–педагогическое сотрудничество.
- Общение в образовательном процессе.
- «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.
- Психология педагогического коллектива.
- История становления педагогической психологии.
- Образование как многоаспектный феномен.
- Двустороннее единство обучения–учения в образовательном процессе.
- Взаимосвязь обучения и развития.
- Основные направления обучения в современном образовании: общепсихологическая основа формирования и сущностная характеристика
- Личностно–ориентированный подход как основа для построения современного образовательного процесса.
- Традиционное обучение как одно из направлений обучения.
- Проблемное обучение как одно из направлений обучения.
- Программированное обучение как одно из направлений обучения.
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
- Педагогическая система развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.
- Игра как способ обучения.
- Дискуссия как форма организации обучения.
- Эмоциональные состояния школьника.
- Коррекция тревожного поведения детей.
- Коррекция агрессивного поведения детей.
- Помощь импульсивным и депрессивным школьникам.
- Преодоление депривации и фрустрации у школьников.
- Профилактика эмоциональных перегрузок у школьников.
- Асоциальное поведение школьников.
- Школьная неуспеваемость как комплексная проблема.
- Воспитательная система класса как педагогическое явление.
- Моделирование воспитательной системы класса.
- Школьный класс как коллектив.
- Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.
- Технология работы классного руководителя.
- Особенность работы педагога с аутичными и гиперактивными детьми.
- Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.
Понятие об обучении в педагогической психологии
... и свойств полноценной личности. Учение – универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется ...
Программу составили:
ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Дудина Е.Н.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № 1 от 29 августа 2008 г.
Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.
Согласовано:
Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.
Кафедра социальной и практической психологии
... обучения. Принципы восстановления высших психических функций: психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Требования к методам, применяемым в практике обучения больных. Самостоятельная работа ... «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС». Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы ...