Психология тесты

8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной ра­боты

Тест к разделу «Предмет и задачи педагогической психологии»

Вариант 1.

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале 19в.

б) в середине 19в.

в) во второй половине 19 в.

2. Основателем русской педагогической психологии является:

а) Ушинский К.Д.

б) Нечаев А.П.

в) Каптерев П.Ф.

3. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактова­лись как:

а) различные названия одной и той же области знания.

4. Течения в психологии, педагогике возникшие на рубеже 19–20в.в., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных от­раслей психологии, экспериментальной педагогики называется:

а) педагогика

б) педология

в) дидактика

5. Основоположником русской педологии является:

а) Ушинский К.Д.

б) Нечаев А.П.

в) Каптерев П.Ф.

6. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) комплексного подхода

б) деятельностного подхода

в) кибернетического подхода

7. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) 1901г.

б) 1889г.

в) 1875г.

8. Лангетюдный метод исследования относится к:

а) организационным методам

б) эмпирическим методам

в) способам обработки данных

9. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности

б) от позиции наблюдателя

в) от позиции наблюдателя

10. Самым общим понятием обозначающим процесс и результат приобретения индивиду­ального опыта биологической системой является:

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... М.:Академия, 2005 10 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. Доп. Минобр РФ. - М.. Гардарики 2005 ... Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для вузов /Г.В.Бурменская и др.- М.:Академия, 2002 6 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие.- ...

а) учение

б) обучение

в) научение

11. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их условия – это:

а) научные навыки

б) научные действия

в) научные знания

12. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у дру­гих живых существ – это:

а) импретинг

б) викарное научение

в) оперантное научение

13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отражение в понятиях и закрепление в словах, составляет содержание:

а) ассоциативных теорий научения

б) операциональных теорий научения

в) знаковых теорий научения

14. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривают:

а) Скиннер Б.

Б) Коменский Я.А.

в) Герберт И.

15. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

а) бихевиоризма

б) гештальтпсихологии

в) когнитивной психологии

Вариант 2.

1. Термин педагогическая психология был предложен:

а) Ушинским К.Д.

б) Каптеревым П.Ф

в) Дьюи Дж.

2. Книга Каптерева П.Ф. «Педагогическая психология» была издана:

а) 1872

б) 1877

в) 1880

3. Педология возникла:

а) в начале 20 в.

б) в середине 19 в.

в) на рубеже 19 – 20 вв.

4. Содержание педологии к развитию ребенка составили подходы:

а) дидактический

б) деятельностный

в) комплексный

5. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:

а) 1936

б) 1928

в) 1939

6. метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов психолого – педагогических исследований, называется:

а) наблюдение

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

7. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его струк­туры, после чего он становится предметом исследования:

а) естественный эксперимент

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

8. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

а) Лингард И.

б) Эльконин Д.Б.

в) Давыдов В.В.

9. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов про­цессов усвоения – это:

11 стр., 5445 слов

Тема 7 Проблема поведения в теориях научения: теория респондентного ...

... стал одним из краеугольных камней современной теории научения. Несмотря на решающую роль идей Павлова, теория научения, с ее вниманием к объективности, тщательному построению эксперимента и сильным "привкусом" функционализма – одна ...

а) научение

б) учение

в) обучение

10. научение, где знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок, это:

а) импритинг

б) оперантное научение

в) викарное научение

11. усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойства­ми, действиями и т.п. составляет сущность:

а) ассоциативных теорий научения

б) знаковых теорий научения

в) операционных теорий научения

12. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зару­бежных ученых, изучал:

а) Скиннер Б.

Б) Коменский Я.А.

в) Герберт И.

13. Проблема усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:

а) бихевиористского подхода

б) когнитивного подхода

в) факторного подхода

14. Учение в отечественной науке Гальперин П.Я. трактовал как:

а) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

б) вид деятельности

в) специфический вид деятельности

15. Автором закона эффекта является:

а) Торндайк Э.

б) Скиннер Б.

В) Эббингауз Д.

Примерная тематика рефератов

  1. Функции психолога, работающего в образовании.
  2. Нормативно–правовое обеспечение работы психолога в образовании.
  3. Особенности русского национального характера и воспитания.
  4. Понятие «эффективность труда учителя» и подходы к ее оценке.
  5. Условия эффективности ролевого взаимодействия учителя и ученика.
  6. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя.
  7. Модели работы психолога с педагогами.
  8. Принципы работы психолога с администрацией учебного заведения.
  9. Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.
  10. Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно–методическое обеспечение.
  11. Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.
  12. Роль психолога в выработке концепции воспитательной системы школы.
  13. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.
  14. Психологическая сущность субъект–субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.
  15. Этапы и механизмы морального развития ребенка.
  16. Анализ походов к использованию игры как метода психологической коррекции.
  17. Игра и коррекция познавательной сферы.
  18. Игра и коррекция эмоционально–личностных проблем ребенка.
  19. Влияние СМИ на формирование личности ребенка.
  20. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.
  21. Рисование и развитие личности ребенка.
  22. Рисование и формирование познавательных процессов.
  23. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.
  24. Механизмы влияния сказки на формирование личности ребенка.
  25. Психологическая сущность дифференцированного обучения.
  26. Определение «индивидуального подхода» и его теоретические основы.
  27. Возможности практической реализации индивидуального подхода в современной школе.
  28. Условия формирования оптимальной мотивации, оказывающие влияние на учебную деятельность.
  29. Психологические аспекты компьютеризации образования.

Примерный перечень вопросов к экзамену (5 семестр)

7 стр., 3486 слов

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся ...

... возраста -(категория развития) та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности ... и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Понятие кризиса –условное наименование ...

  1. Предмет и задачи педагогической психологии.
  2. Структура педагогической психологии.
  3. Принципы педагогической психологии.
  4. Методы исследования педагогической психологии.
  5. Учебная деятельность как специфический вид деятельности.
  6. Учебная деятельность как система. Согласование компонентов учебной деятельности.
  7. Различные подходы к организации учебной деятельности.
  8. Мотивы учения: классификация, уровни развития, содержание формы проявления.
  9. Возрастные особенности мотивации учения.
  10. Диагностика мотивации учения.
  11. Формирование мотивации учения.
  12. Психологические закономерности усвоения учебного материала.
  13. Уровни понимания учебного материала.
  14. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
  15. Подросток как субъект учебной деятельности.
  16. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
  17. Студент как субъект учебной деятельности.
  18. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
  19. Общая характеристика педагогической деятельности.
  20. Педагогические функции и умения.
  21. Педагогические способности.
  22. Мотивы педагогической деятельности.
  23. Стили педагогической деятельности.
  24. Психологический анализ урока в деятельности педагога.
  25. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
  26. Учебно–педагогическое сотрудничество.
  27. Общение в образовательном процессе.
  28. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.
  29. Психология педагогического коллектива.
  30. История становления педагогической психологии.
  31. Образование как многоаспектный феномен.
  32. Двустороннее единство обучения–учения в образовательном процессе.
  33. Взаимосвязь обучения и развития.
  34. Основные направления обучения в современном образовании: общепсихологическая основа фор­мирования и сущностная характеристика
  35. Личностно–ориентированный подход как основа для построения современного образовательного процесса.
  36. Традиционное обучение как одно из направлений обучения.
  37. Проблемное обучение как одно из направлений обучения.
  38. Программированное обучение как одно из направлений обучения.
  39. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
  40. Педагогическая система развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.
  41. Игра как способ обучения.
  42. Дискуссия как форма организации обучения.
  43. Эмоциональные состояния школьника.
  44. Коррекция тревожного поведения детей.
  45. Коррекция агрессивного поведения детей.
  46. Помощь импульсивным и депрессивным школьникам.
  47. Преодоление депривации и фрустрации у школьников.
  48. Профилактика эмоциональных перегрузок у школьников.
  49. Асоциальное поведение школьников.
  50. Школьная неуспеваемость как комплексная проблема.
  51. Воспитательная система класса как педагогическое явление.
  52. Моделирование воспитательной системы класса.
  53. Школьный класс как коллектив.
  54. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.
  55. Технология работы классного руководителя.
  56. Особенность работы педагога с аутичными и гиперактивными детьми.
  57. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социаль­ная педагогика» с дополнительной специальностью.

13 стр., 6025 слов

Понятие об обучении в педагогической психологии

... и свойств полноценной личности. Учение – универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется ...

Программу составили:

ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Дудина Е.Н.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № 1 от 29 августа 2008 г.

Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ

Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.

Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.

7 стр., 3397 слов

Кафедра социальной и практической психологии

... обучения. Принципы восстановления высших психических функций: психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Требования к методам, применяемым в практике обучения больных. Самостоятельная работа ... «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС». Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы ...