Психология 6

принципом обучения не является принцип — закономерности.

индивид — это человек как единое природное существо.

юридическая психология рассматривает — психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

принципы обучения – это руководящие идеи.

профессиональное совершенствование – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности.

естественнонаучную основу психологических знаний составляет — рефлекторная теория и.м. сеченова.

чувствами называется — отражение в сознании человека его отношения к действительности.

термин «дидактика» ввел в педагогику — в. ратке.

экстерорецептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

к средствам воспитания не относятся — учебно-технические средства.

плач и смех – это экстралингвистическая система знаков.

первая часть образовательной программы составляет — примерно 70%.

к процессам памяти не относится — развитие информации.

первичной формой освоения действительности являются — ощущения.

кинестезические восприятия называются – двигательными.

вторая часть образовательной программы создается на основе — национальных и региональных компонентов образовательного стандарта.

подсистема характера называется – чертой.

труд «великая дидактика» принадлежит перу — я.а. коменского.

к закономерностям воспитания относятся — все верно.

рефлексия – это процесс осознания восприятия партнером по общению.

в структуре общения выделяются — содержание, цель и средства.

высшая степень творческого проявления личности называется — гениальностью.

отрицательное психологическое состояние называется – дистрессом.

аристотель считал, что функцией разумной души обладает — лишь человек.

внутрииндивидная подсистема личности представлена — темпераментом, характером, способностями.

изучив учебную дисциплину «психология и педагогика», студенты должны знать — природные и социальные основы психики, ее структуру.

з. фрейд под бессознательным понимал — нереализованные влечения.

в систему педагогических наук не входит – логотерапия.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика ... различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. Побывав в помещении, человек ... безошибочного воспроизведения всего стихотворения? Как называется эта закономерность повторени

все общеобразовательные программы рф подразделяются на — общеобразовательные и профессиональные.

настроением называется — сравнительно устойчивое переживание.

мотивы это – динамические образования.

основной задачей психологии является — изучение законов психической деятельности в ее развитии.

в научном употреблении термин психология появился — впервые в 16 вв.

Патристика — учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности.

рефлексия внутренняя — связана с внутренним ценностным осмыслением жизни. Проблемами уяснения самому себе знания. Анализом собственного сознательного опыта. Внешняя — Связана с формированием слоя сознания заполненного традициями и стереотипами. Человек с помощью осознания содержания собственного «Я», своих переживаний способен познать переживания других.

Античная психология – Платон (душевные явления подразделяются: на разум — в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть).

Аристотель (душа — бестелесна, она есть форма живого тела).

Психология в средние века — душа является — божественным, сверх естественным началом, и по этому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. впервые введён термин «психология»

Умозрительная психология — 17в. Декарт (1596-1650)-приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом.

Зарождение эмпирической психологии -18в. Х.Вольф — вел термин «эмпирическая психология». Ж. Локк — ввёл понятие в язык психологии ассоциация — связь между психологическими явлениями. Основатель ассоциативной психологии — Д.Гартли.

выделение психологии в самостоятельную науку — произошло в 60-х г.19в.

первым вариантом экперементом психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась — физиологическая психология немецкого учёного Вундта (1832-1920) — создатель первой в мире психологической лаборатории.

Последователь Вундта – Титченер (1867-1927) — основатель и лидер структурной психологии. В её основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений интроспекция-наблюение субъекта за актами собственного сознания.

Основные психологические школы (их отличия).

в результате кризиса в псих. в 20в. сформировалось несколько влиятельных школ в псих. науки — Бихевиоризм — (Уотсон 1878-1958) — направление психологически пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды. Заслуги — благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию.

Гештальтпсих — возникла в Германии, основатели — Келер, Левин они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Глубинная психология — (Фрейд 1856 -1939) , по Фрейду психика содержит три образования (Я, Сверх — Я, Оно).

Когнитивная психология – основатели — Найссер, Пайвио, отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (когнито – знание), центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...

Гуманистическая психология – основатели — Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Маслоу. Признаёт своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслы и ценности, творческое духовное начало.

Отечественная психологическая мысль 20века — Выготский, Леонтьев, Лурия, Гальперин. Выготский — ввёл понятие о высших психических функциях, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Леонтьев — провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Лурия — основатель новой области психической науки — нейропсихология. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

психика человека представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, её элементы иерархически организованы и очень изменчивы.

В ней выделяют: психические процессы – происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (познавательные процессы — отражение мира и преобразование информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление);

психические регуляции — направленность, интенсивность и временная организация поведения (мотивация, контроль, принятие решений);

коммуникативные процессы — общение и понимание мыслей и чувств (мимика, позы, жесты, взгляды).

психические свойства – индивидуально – психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно не измененная во времени (характеристики: эмоциональные, активационные, тонические, временные).

структура:

сверхсознание – психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий.

сознание – включает себя высшие психические функции – представление, мышление, воля, память, воображение.

предсознание — промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием.

подсознание – представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

бессознательное — (индивидуальное, коллективное), более глубинный уровень психики по сравнению с остальными.

методы исследований: Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение — проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии; систематическое наблюдение — проводится по определенному плану.

сплошное и выборочное наблюдение: сплошное — исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения; выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

3 стр., 1410 слов

Свойства ощущений

... для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений. Качество - это свойство ощущения, которое отличает ... в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и ...

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов.

Анкетирование: Существуют три основных типа анкет: — это анкеты, составленные из прямых вопросов — направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых; селективного типа — где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, где задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа; шкалы — при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна; тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

Предмет и задачи психологии.

Термин психология (греч) — учение о душе.

Психология 20 века представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований.

В настоящее время — в рамках психологической науки выделяют общие психологические теории и психологическая практика.

Предмет для бихевиориста (Уотсон) – поведение, Теория деятельности (Леонтьев) психологически управляемая деятельность, для психоаналитика – бессознательное.

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

Система научных дисциплин подразделяется на — фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли – разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, появляющиеся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются – объединяются термином общая психология – исследует индивида выделяя в нем познавательные процессы – изучает такие психологические процессы как — ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь — психология личности – психологическая структура личности и психологические свойства личности, определенного дела и поступки человека. Специальные отрасли психологии по видам деятельности: психология труда, педагогическая, медицинская, торговли, спорта, военная и т.д.

Психологические аспекты развития — возрастная психология.

Аспекты отношений личности и общества – социальная психология.

Психическое развитие ребенка – генетическая, дифференциальная, возрастная психология. Взаимоотношения в группах — социальная психология.

Отечественная психологическая мысль 20 века.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентаций: марксистки ориентированная психология, западнически ориентированная психология, духовно ориентированная психология.

Сознание как высший уровень психического отражения. Структуры сознания. Сознание и самосознание — Является высшим уровнем отражения человеческой действительности, результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.

Психологическая характеристика сознания включает: ощущение себя познающим субъектом; способность мысленно представить действительность; способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния; способность воспринимать окружающую действительность в форме образов. Важнейшая характеристика сознания — способность к коммуникации.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека ... личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного ... чрезвычайно осторожно относится к новой информации. В соответствии с этой теорией ... формой психологического воздействия. Особенностью этого вида воздействия является ограниченность сферы применения. ...

Слои сознания: 2 уровня: бытийное или экзистенциальное — биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы; второй уровень рефлексивное — ( значение — содержание общественного сознания усваиваемые человеком; смысл – субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.) Смысл и значение взаимосвязаны. Эпицентром сознания является — сознание собственного Я или самосознание – они возникают одновременно. По мере ощущений получаемых из вне складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза ощущений — о самом себе. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков.

Ощущение как первичная форма отражения действительности — представляют собой осознанный или неосознанный психический образ, действующий на поведение человека, продукт переработки ЦНС значимых раздражителей, поступающих из внутренней и внешней среды.

Виды ощущений:

экстероцептивные – или внешние, возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы расположение на поверхности тела, информация о внешнем мире.

интероцептивные – или внутренние, сигнализирующие о том, что происходит в организме. проприоцептивные – несут информацию о состоянии мышечной системы, движении и положении тела.

специфические – информация о времени, ускорении, вибрации и других явлениях имеющих жизненно важное значение.

свойства деятельности сенсорных систем:

адаптация – приспособление наших ощущений к фоновой величине внешних раздражителей. сенсибилизация — повышение чувствительности под воздействием окружающей обстановки. синтензия — проявляется в возникновении ощущений присущих одной модальности при воздействии раздражителей другой ( искры в глазах от боли).

Восприятие, его свойства и закономерности — целостный образ предметов и явлений возникающий в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение основных признаков предмета, отделение несущественных признаков и сопоставление воспринятого с прежним опытом.

Может выступать в 3 формах: сознательное, подпороговое, экстрасенсорное.

Принципы организации восприятия:

любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком либо фоне; целостность – мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром; объединение – объединение элементов, могут объединяться по разным признакам.

Основные характеристики образов восприятия:

предметность – способность воспринимать мир в форме предметов, обладающих свойствами, и вызывающих ощущения; константность – мир воспринимается не только как Ир, воспринимается так же как постоянный и неизменный; осмысленность – восприятие связано с мышлением и пониманием сущности предметов.

4 стр., 1577 слов

Общение как передача информации. Виды информации

... и свойства организмов. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два ...

Внимание: понятия, виды и свойства — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Виды: непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного или нового раздражителя или значимого вызывающего эмоциональный отклик на раздражение; произвольное — сознательное сосредоточение на получение новой информации, требующее волевых усилий; послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность.

Свойства: концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение – намеренно созданный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте.

Память. Её виды и характеристика — способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

У животных есть только 2 вида памяти: онтогенетическая — выступает в форме способности к изучению, приобретению опыта и генетическая — передача генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Человеческая гораздо сложнее, например в обществе формируется:

социальная память – как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.

Классификация видов:

По времени: мгновенная или сенсорная память — (непосредственное отражение информации органами чувств, сохраняется ¼ секунды), кратковременная — (способ хранения информации в течении короткого промежутка времени – порядка 20 секунд без повторения), оперативная память – (вид проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности), промежуточная — (обеспечивает сохранение информации в течении дня, во время сна очищается), долговременная — (сохраняет информацию в течении неограниченного срока, бывает 2 типов: с сознательным доступом, и закрытая), генетическая память — (передает и воспроизводит информацию по наследству, храня её в генотипе).

По преобладающему процессу в запоминании: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая.

По характеру участия воли: непроизвольная (выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации), произвольная (связана с волевым контролем процесса запоминания), процедурная (это знание того, как надо делать), декларативная (ясный и доступный отчет о том, как надо делать (в отличие от процедурной сознательна).

Мышление: как психологический феномен: формы, методы и виды мышления — высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В своем развитии проходит 2 стадии: допонятийную (оперирует не понятиями, а образами), понятийную (словесно-логическую).

Виды мышления: Теоретическое: понятийное мышление (оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту), образное (отличается тем материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые извлекаются из памяти.; Практическое: основная его задача подготовка физического преобразования в действительности, постановка цели, создание плана: Образный, Наглядно образный мыслительный процесс (связан с восприятием человеком окружающей действительности без него совершаться не может).

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае ... считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в ... о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. 1) Развитие личности . Хорни соглашалась ...

Мыслительные операции и их характеристика.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

сравнение – операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением; синтез – позволяющая мысленно воссоздавать целое из аналитически заданных частей; абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других несущественных; обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам; понятие – отражающая существенные свойства, связи и отношения, предметов и явлений, выраженная словом или группой слов, могут быть конкретными и абстрактными; суждение — отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания, могут быть истинными и ложными; умозаключение – при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод, могут быть индуктивные, дедуктивные и по аналогии; индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — от общего к частному; аналогия — от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Воображение и творчество — особая форма психической деятельности, и занимающая промежуточное положение между восприятием мышлением и памятью. Осуществляет отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего. Является основой наглядно-образного мышления. Функции: представление действительности в образах для решения творческих задач; регулирование эмоционального состояния; участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (память, речь, эмоции); формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности. Важной характеристикой воображения является то, что оно выступает как отражение свойств личности человека, его психологического состояния в данный момент.

Речь: её функции и виды. — под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков (слов) включающих 2 принципа лексический и синтаксический. Подразделяется на: внутреннюю — (разговор с самим собой мысленный) и внешнюю. Внешняя — существует на основе внутренней. Внешняя представлена в 2-х формах: устная (звучащая, создается в процессе говорения, для неё характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности), письменная (графически закрепленная, может быть заранее обдуманна и исправлена, характерны некоторые языковые особенности).

Эмоционально-чувственная сфера личности — эмоции – физиологические состояния организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. В ходе развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. В наст время принято в структуре эмоциональных процессов выделять: Эмоции (характеризуются тем что, выражают состояние субъекта и его отношение к себе и миру, обладают положительным или отрицательным знаком. Эмоции имеют выраженный ситуационный характер, способны предвосхищать ситуации и обобщать ситуации.); аффекты — (называют сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания. Он представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии); чувства — (это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает, более устойчивы чем эмоции и носят предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций); страсти (сильное, стойкое, длительное чувство, очень ярко выражен волевой момент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых качеств).

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... других экспрессивных проявлений человека, исполь­зуемых при изучении эмоций, нередко выступает речь, ... всего для лечебно-реабилитационной практики. Основу ме­тодики составили магнитофонные записи ... Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го ... через особенности личности и систему ее отношений. Изучение мимической стороны эмоций имеет большую ...

Воля и её характеристика — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности в достижении цели. Препятствия и трудности бывают: внешние — (носят объективный характер и связаны с противодействием других людей, обстоятельств), внутренние — (выражаются в упорном нежелании делать то, что необходимо лень, страх и т.д.).

Волевые действия делятся на простые и сложные. Простые включают в себя 2 звена: постановка цели и её выполнение. Сложные 3 звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Проявляется в волевых свойствах личности: целеустремленность (способность человека осуществлять свои жизненные цели); самостоятельность (способность совершать действия и принимать решения на основании внутренней мотивации и своих знаний); решительность (умение своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь); выдержка и самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций); настойчивость (умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к её достижению); дисциплинированность (осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям); мужество и смелость (готовность и умение бороться, преодолевать трудности на пути к достижению цели, отстаивать свою жизненную позицию).

Психически образования: знания, навыки, умения, опыт.

Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом.

Умение-мастерство — возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки — включены в самые различные виды де­ятельности; навыки мыслительной деятель­ности — выступающие как обязательные компоненты умственного труда. Выработка сенсорных навыков — лежит в основе развития чув­ствительности. Навыки поведения — складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями.

4 стр., 1802 слов

Воспитание на основе потребностей человека

... ядра личности человека и реальный штаб поведения. Предлагаемая нами концепция воспитания имеет системообразующее основание – идею базовых потребностей человека как источник саморазвития индивида и научный метод, который определяет цели, содержание, также ...

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Личность – совокупность устойчивых психологических качеств человека, оставляющих его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразное сочетание личностных свойств человека, отличающее его от других людей.

Бессознательное в психике человека.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным. Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Бессознательное начало — представлено практически во всех психических свойствах, процессах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения – ощущения равновесия, мышечные которые вызывают рефлексивные реакции в зрительной и слуховой системах.

Бессознательные образы восприятия – в чувстве знакомости, возникающем у человека в восприятии какого либо предмета, ситуации.

Бессознательная память — связана с долговременной памятью, управляющей в данный момент вниманием, воображением, мышлением.

Бессознательное мышление — в процессе решения творческих задач, когда нет шаблонных решений.

Бессознательная мотивация – влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательность в личности человека – это те качества, интересы и потребности которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и.т.д.

Мотивационная сфера личности.

Мотивации – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Мотив – (повод к действию) внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Потребности — исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность — (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Психология — Стр 2

Потребностно-мотивационная сфера — является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности.

Направленность — система доминирующих мотивов. Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).

МСЛ — вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. Некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими «стержень» всей жизни, всей сферы (в них и проявляется направленность личности).

Теплов выделяет «короткие» и «дальние» мотивы. Ковалев: Ситуационные (обусловленные конкретной обстановкой); Связанные с той или иной деятельностью; Связанные с жизнью в коллективе; Связанные с обществом в целом.  На основе базовых потребностей формируются производные потребности (например, эстетическая).

Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не только его собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив — побудительная сила, причина его поведения.

Источником побудительной силы мотива выступают — потребности А.Н. Леонтьев. Мотив — это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.

Теории мотивов. Маслоу Абрахам: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в аффилиации; потребность в уважении; потребность в самореализации. Рубинштейн: потребности, интересы, идеал. Иерархия по значимости. Потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором живет человек. При этом отражение потребности может носить разный характер: чувство долга, интерес, протест и т.д. Ломов Б.Ф: базовые (материальные условия, средства жизни, общение, отдых); производные (эстетические, потребность в обучении); высшие (потребность в творчестве).

Кеттелл Р.: факторная структура мотивации: аттитюды (отношения в форме поведения в заданных условиях); эрги (факторы потребности социально трансформированные, биологические в своей основе потребности (секс, самоутверждение); отношение (аттитюды, построенные вокруг эргов).

Темперамент. Его подразделяют на 4 наиболее обобщённых типа:

холерик – сильный тип темперамента (бурные эмоции, резкая смена настроения, неуравновешенность)

сангвиник – сильный тип темперамента (подвижность, высокая психическая активность, разнообразие мимики, отзывчивость и общительность, уравновешенность),

флегматик – сильный тип темперамента (медлительность, инертность, устойчивость в стремлениях и настроении, слабые внешне выраженные эмоции, низкий уровень психической активности).

меланхолик – слабый тип темперамента (замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций).

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.

вербальное и невербальное общение Общение — специфический тип отношений между личностями, в котором участники обмениваются информацией, оценивают и воспринимают друг друга, влияют друг на друга. Коммуникация — обмен информацией через каналы: вербальный — речевой, словесный (7%) Когда говорим о вербальном общении есть непосредственные и опосредованные коммуникации: непосредственные — Face-To-Face, опосредованные — через текст (письма), промежуточные — с помощью технических средств (телефон, компьютер).

Преимущества опосредованного общения — нет временных и пространственных границ (Пушкин А. С. общается с нами и воздействует на нас через текст, мы воспринимаем его, как личность).

невербальный — паралингвистика (38%), мимика (55%).жесты, пантомимика. Паралингвистика — тон, громкость, быстрота речи, заполненные и незаполненные паузы. Высокий тон, быстрая тихая речь — слабость неуверенность. Низкий тон, громкий голос — доминирование. Мимика — особенно выразительны глаза. Можно определить отношения между людьми. Взгляд 4-5 секунд на собеседнике, всякое другое поведение — ложь. Если говорящий не смотрит на слушающего это нормально. Если смотрит — доминирование. Улыбка делится на 2 типа: эмоциональная и социальная. Пауза делятся на: заполненные («М-м-м», «Так сказать») и незаполненные, вообще паузы ослабляют влияние речи. Положение тела в пространстве — пространство ближе которого человек к себе не подпускает (чем южнее страна, тем ближе).

Жесты в плоскости — от себя — доминирование. В каждой стране свой язык жестов.

Основные категории и методы педагогики

Категории педагогики: социализация (неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения своих психических и физических качеств под воздействием окружающей социальной среды); образование (организованная, упорядоченная, целенаправленная форма социализации, которая осуществляется через систему специализированных учреждений); обучение (совместная деятельность обучающих и обучаемых по овладению некоторой совокупности знаний); воспитание (сопутствующий обучению, тесно связанный с ним процесс превращения полученных в ходе обучения знаний в устойчивые формы деятельности и поведения, умения и навыки).

Методы 3 уровней: Общенаучные методы: метод детерминизма предусматривающий необходимость исследования всех явлений, действительности с точки зрения из обусловленности действием тех или иных причин); метод системности (требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической); метод развития или диалектический (признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим); эмпирический метод (предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания); рациональный метод (направлен на создание общих объяснительных схем, интерпретацию собранных фатов); Метода смежных с педагогикой наук: таких как психология, социология в которых используются методы : наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования и т.д.; Педагогические методы: (метод анкетирования; изучение документов и результатов педагогической деятельности; исследование и обобщение педагогического опыта; метод наблюдения; метод экспертных оценок).

Методы обучения и их характеристика

Лекция – условия эффективности ( тема, темп, эмоциональность изложения, наглядные пособия).

Упражнения — этапы (пояснения, пример, выполнение, контроль).

Это многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.

Виды: лабораторная работа, практическая работа, учебная дискуссия, работа с книгой, видеометод, метод обучающей игры.).