Психология 1

15

План

  1. Развитие деятельности человека в онтогенезе……………………….3
  2. Развитие деятельности человека в филогенезе……………………….9
  3. Список используемой литературы……………………………………15

  1. Развитие деятельности человека в филогенезе.

Онтогенез и филогенез – два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия).

То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.).

Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т. п.).

Анализом закономерностей развития психики в филогенезе и онтогенезе занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучение онтогенеза – главная задача детской и возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослым).

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель ... напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его ...

Существует множество периодизаций психического развития человека в онтогенезе. Согласно самой ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т. е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. В учении С. Холла (1846–1924) онтогенез психики практически повторяет филогенез, а потому он выделял следующие стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Э. Эриксона стадии жизненного цикла выделяются в зависимости от того, какие задачи в каждом возрасте приходится решать человеку.1

Шарлотта Бюлер выделила пять главных фаз жизненного цикла:

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление.

В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения. связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности.

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

...   ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА  Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. Например, вилочковая железа  прекращает выработку ГОРМОНА РОСТА к 25 ... диеты и лекарственных препаратов  пациентам пожилого и старческого возраста.            МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА К 60 годам снижается почечное кровообращение ...

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

Развитие организма человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) – это период накопления жизненной энергии, вторая – период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18–20 лет. В период до 20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Первая треть человеческой жизни – накопление жизненной энергии, вторая треть – сохранение баланса энергии, последняя треть– ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение одной трети жизни

2 стр., 844 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия ...

... Онтогенез (анг. ontogenesis) - развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется ... отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии ...

 

Среди людей в возрасте 65–74 лет у 13 % отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. 1Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями).

Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.2

Среди крупных ученых и писателей были долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохраняя творческие силы и бодрость духа. Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробиолог С. Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил корректуру новой книги.

Великий русский физиолог И. П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физического и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет).

В перерывах между научной работой И. П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за грибами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный.

2. Развитие деятельности человека в филогенезе

Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем.

10 стр., 4743 слов

Антропогенез – процесс исторического развития биологического ...

... более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее. Относительно непосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де ... пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных ...

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, что бы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Онтогенез касается индивидуального развития человека в течение одной среднетипичной жизни. Его этапами служат возрасты жизни, а не исторические эпохи, как в филогенезе. Онтогенез измеряется годами и десятилетиями. Филогенез – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов, а это более 7 млн лет – измеряется миллионами лет.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т. е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза).

Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений.

Современная психология выработала оптимальный взгляд на эволюцию психики и понимает психики в филогенезе">филогенез как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Его изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.

Филогенез называют еще гоминизацией. Гоминизация (от лат. Homo-человек) – процесс очеловечения обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Нomo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела – неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Префронтальная кора больших полушарий головного мозга, которой отводится важная роль в осуществлении таких функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, в процессе филогенеза приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры.

8 стр., 3501 слов

Процесс эволюции психики в филогенезе

... главе рассмотрим эволюцию психики в филогенезе. психика эволюция человек 2. Эволюция психики в филогенезе Филогенез (греч. phyle - род, племя, вид; genos - происхождение) - процесс развития всего живого ... - 688 с. - «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира». Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб пос. / П.Я. Гальперин. ...

У историков своя терминология. Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом(от греч. – anthropos – человек, лат. – societas общество и греч. genesis – происхождение).

Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека как рода) и социогенеза (развитие общества).

Ученые считают их двумя сторонами единого процесса: первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начинается собственно процесс социогенеза.

В психологических словарях социогенез толкуют как происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.

Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus – около 700, у питекантропа – 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900-1000, у синантропа – около 1200, у неандертальца – до 1400, у кроманьонца – примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20–40 %, то увеличение объема мозга на 200 % наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга.

Человечество существует на Земле всего 1600 поколений. При этом первые 1200 жили в пещерах, а только последние 22 поколения читают напечатанные книги, при этом лишь 5 – при электрическом освещении.

Возможно, что за успехи в биологической и культурной эволюции человечество вынуждено расплачиваться дряхлостью и старостью. За последние полтора века число пожилых пар постоянно увеличивается, однако наиболее тяжелая судьба выпадает на долю тех, кто, потеряв спутника жизни, оказывается в полном одиночестве и не имеет никого, с кем можно было бы разделить повседневные радости и невзгоды. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это, с одной стороны, позволило людям значительно обогнать в развитии всех других обитателей планеты, но, с другой, старческие расстройства мозга или угасание его функций часто делают человека совершенно беспомощным.1

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, ... является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, ...

Социальная эволюция, или социоантропогенез начинался 40 тыс. лет назад с появлением родоплеменного строя. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма. Все достижения цивилизации являются следствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление.

Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 000 лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким – погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.

Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново – тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но такой недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент – мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати как и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т. п.

5 стр., 2471 слов

Развитие человека и животных

... Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического ... процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие. В отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия. Изготовление орудий само по ...

Сравнение психофизиологии человека и животных может дать дополнительные знания о роли и характеристиках тех психологических свойств, которыми человек отличается от животных. Это – вторая сигнальная система, абстрактное мышление, возможность вербальной передачи накопленного опыта, самовоспитание, произвольные память и внимание, нравственные и эстетические качества. Однако изучение психики животных и человека показало их большое сходство. Животным свойственны восприятие, эмоции, мотивации, непроизвольная память, научение и т. д. Яркий пример – поведение человека в состоянии аффекта, например ярости: Homo sapiens в нем как бы уснул, зато во всей красе проснулось животное начало. Это означает, что его высшие нервные структуры почти не задействованы, и он подчиняется лишь безусловным рефлексам. Следовательно, в такие минуты человек теряет статус «высшего существа».

Очень многое роднит человека с животными. Как и высшие животные – волки, львы, обезьяны – человек передвигается на специальных отростках, называемых конечностями; имеет в принципе ту же пищеварительную систему; испытывает боль, чувство голода, жажды и иные физиологические позывы; размножается путем спаривания особей противоположного пола; охотится на животных или собирает растения, чтобы прокормить себя, и т. п. Специалисты установили, что «инстинкты» борьбы, избегания опасности, защиты молодняка, даже получения и предоставления сексуального удовлетворения свойственны и животным, и людям.

Список используемой литературы:

  1. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.

2 .Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.

3. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43. 

4. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1. 5. Источники сети интернет.

1Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.

1Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.

2Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43. 

1Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1.