Психология3

— Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

Основной список литературы:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. – М. – 2007.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2008.

3. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.– 2008.

4. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Общая психология: хрестоматия / сост. Л.Б.Бровина, Т.А. Сергеева. – М. – 2008.

5. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.– 2005.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – 2000.

7. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. – М. – 2001

8. Франкл. В. О неповторимости человека // Общая психология: хрестоматия / сост. Л.Б.Бровина, Т.А. Сергеева. – М. – 2008

Дополнительный список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. – 1994.

2. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности: хрестоматия. – Т. 2.– Самара. – 1999.

3. Бернс Р.В. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М. – 1986.

4. Бодалёв А.А. Психология личности. – М. – 1988.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: хрестоматия. – Т. 2. – Самара. – 1999.

6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. – 2003. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М. – 1998.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. – 1988.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб. – 1999.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.– 1997

10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб. – 1997.

11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М. – 1968.

12. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.:Знание. – 1984.

13. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Хрестоматия по психологии. – М. – 1987.

14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М. – 1989.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; — Воронеж. – 1995.

16. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М. – 1988.

17. Немов Р.С. Психология в 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М. – 1994 и послед. издания.

18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л. – 1979.

19. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешние и внутренние Я человека. / Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара. – 1999.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

20. Петровский А.В. Быть личностью // Хрестоматия по психологии. – М. –1987.

21. Петровский А.В. Введение в психологию. – М. – 1995.

22. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М. – 1990.

23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М. – 1979.

24. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с польск. Под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. – М. – 1982.

25. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М. – 1985.

26. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М. – 1989

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

– СПб. – 1997.

Вспомогательные информационные источники:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М. – 2001.

2. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М. – 1983.

3. Бодалёв А.А. Психология личности. – М. – 1988.

4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск. – 1989.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. – 1988.

6. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричарсон. – СПб. – 1998.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М. – 1997.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб. – 1997.

9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. – 2000.

10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М. – 1994.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М. – 1987.

12. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д. – 1997.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л. – 1983.

14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М. – 1989.

15. Росс Л.Д. Социальные роли, социальный контроль и искажения в процессах социального восприятия / Л.Д. Росс, Т.М. Эймэбайл, Дж.Л. Стейнмец // Общая психология: хрестоматия / сост. Л.Б.Бровина, Т.А. Сергеева. – М. – 2008.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – 2000.

17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М. – 1979.

18. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и её проявление у детей подросткового возраста: Метод. рекомендации в помощь педагогам практикам. – М. – 1991.

19. Столин В.В. Самосознание личности. – М. – 1983.

20. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов. – 1970.

21. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с польск. Под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. – М. – 1982.

22. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М. – 1985.

23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.. – М. – 1986. Т.1.

7.Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине

Критерии оценивания ответа студентов на зачёте

1. Владение теоретическими основами курса.

2. Свободное владение терминологическим аппаратом.

3. Посещение всех форм занятий.

4. Выполнение всех практических заданий по семинарским, лабораторно-практическим занятиям.

5. Предоставление отчета по всем видам самостоятельной работы.

6. Активное участие в организации и проведении семинарских и лабораторно-практических занятий.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности ...

... вошедших в лабораторию по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности с учащихся. Деятельность лаборатории можно разделить на два этапа: «обучающий» и «практико ... within the educational process исследовательский учащийся учебный методический пособие 1. Основная часть Актуальность исследования обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной ...

Зачет не ставится при несоблюдении одного из предъявляемых параметров к уровню подготовки студента для получения зачета.

4.5. Вопросы к зачёту

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

3. Гипотеза возникновения стадий развития психики в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: общая характеристика.

4. Сравнительная характеристика психики животных и человека.

5. Принципы и методы изучения психики человека.

6. Сознание и бессознательное. 3. Фрейд о роли бессознательного в поведении человека.

7. Психологическая наука на современном этапе и ее связи с другими науками.

8. Основные теоретические школы за рубежом.

9. Определение деятельности, ее основные виды и характеристики. Понятие ведущей деятельности.

10. Структура деятельности. Освоение деятельности. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев о категории деятельности.

6. Общение. Функции общения.

7. Виды общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

8. Определение внимания. Функции и виды внимания.

9. Основные свойства внимания.

10. Условия поддержания и развития внимания у школьников.

11. Общая характеристика познавательной сферы человека. Чувственный (ощущение и восприятие) и рациональный (мышление) уровни познания.

12. Определение ощущений. Основные свойства ощущений: пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия. Понятие психофизического закона.

13. Определение восприятия. Основные свойства восприятия.

14. Определение памяти как универсального психического процесса. Процессы памяти.

15. Характеристика видов памяти.

16. Непроизвольное и произвольное запоминание. Закономерности памяти.

17. Индивидуальные различия памяти.

18. Мышление. Виды мышления и критерии их классификации.

19. Мышление и речь. Виды и функции речи.

20. Интеллект. Стадии развития интеллекта.

21. Особенности творческого мышления. Интуиция как вид творческого мышления.

22. Воображение, его виды и функции. Понятие инсайта.

23. Понятие о личности. Общие представления о развитии личности. Современные теории личности.

24. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

25. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства индивида.

26. Структура личности. Различные подходы.

27. Формирование и развитие личности. А.В Петровский о формировании личности. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона.

28. Чувства и эмоции. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Свойства чувств.

29. Виды эмоциональных состояний. Внешнее выражение эмоций и чувств.

30. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения человека.

31. Волевые свойства личности. Свобода воли и личная ответственность. Локус контроля.

32. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

10 стр., 4605 слов

Основные виды памяти и их характеристика 2

... форм памяти у человека почти совсем не ставился. Психологическая природа памяти 1.1 Психологические аспекты памяти Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду ... было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления- это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала. Классические исследования ...

33. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

34. Физиологические основы темперамента.

35. Понятие о характере. Характер как вершина интеграции личностных свойств

человека. Структура характера.

41. Понятие о способностях Общие и специальные способности, их роль в успешности освоения деятельности.

42. Способности и их задатки. Способности и одаренность. Измерение способностей.

4.7. Вопросы к экзамену

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, её место в системе наук.

2. Психология как наука и как система житейских знаний. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

4. Понятие о методологии исследования. Основные методологические принципы научной психологии.

5. Понятие о методе исследования. Классификация методов психологического исследования. Основные и вспомогательные методы психологии.

6. Организация психологического исследования. Требования к надёжности и валидности применяемых методик.

7. Структура современной психологической науки. Связь психологии с другими науками.

8. Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи; психика как отражение. Основные функции и структура (формы проявления) психики.

9. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики.

10. Отличие психики человека от психики животных. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

11. Развитие психики человека в онтогенезе. Характеристика психологического содержания стадий развития психики.

12. Физиологические основы психики человека. Строение и функции нервной системы. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления. 13. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений.

13. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

14. Понятие о сознании. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции и структура сознания человека.

15. Понятие о самосознании. Функции самосознания и его структура. «Я-концепция» как результат самосознания личности.

16. Понятие о самооценке и уровне притязаний как конструктов самосознания личности. Зависимость между самооценкой и уровнем притязаний.

17. Понятие о бессознательном в психологии. Разновидности бессознательных явлений у человека. Концепция трёхуровнего строения психики человека З. Фрейда. Понятие о психологической защите.

18. Общая характеристика познавательной сферы человека. Опосредствование в познавательной деятельности. Чувственный (ощущение и восприятие) и рациональный (мышление и воображение) уровни познания.

19. Общее понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений. Теории ощущений.

20. Основные свойства и закономерности ощущений. Развитие ощущений.

21. Общая характеристика восприятий. Различие между восприятиями и ощущениями. Теории восприятия. Физиологическая основа восприятий. Основные виды, свойства и закономерности восприятия.

22. Восприятие пространства, движения и времени. Иллюзии восприятия. Развитие восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Методы изучение восприятия.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития. Именно поэтому многие ... обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и по этому, одну из характеристик структуры личности следует ис­кать в «пространстве» вне органического ...

23. Определение представления и его основные характеристики. Виды представлений и индивидуальные особенности представлений.

24. Общее представление о памяти. Теории памяти. Классификация видов памяти и их характеристика.

25. Процессы и механизмы памяти. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Мнемотехника.

26. Физиологические основы памяти. Аномалии памяти.

27. Индивидуальные различия памяти. Формирование и развитие памяти. Методы изучения памяти.

28. Общая характеристика воображения и его функции. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Значение воображения для творчества.

29. Общее представление о мышлении. Взаимосвязь мышления и речи. Теоретические подходы к исследованию мышления. Основные виды и качественные характеристики мышления.

30. Мышление как психический процесс. Умственные действия и мыслительные операции. Формы мышления.

31. Мышление как процесс решения мыслительных задач. Этапы решения мыслительных задач. Особенности творческого мышления.

32. Индивидуальные особенности мышления. Нарушения мышления. Развитие мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Методы изучения мышления.

33. Методы исследования познавательных процессов человека.

34. Общее представление о речи и языке. Функции речи. Компоненты содержания (структура) речи. Основные виды речи. Основные этапы формирования речи.

35. Общее представление о внимании. Функции внимания и его разновидности. Физиологические основы внимания.

36. Основные подходы к пониманию внимания. Свойства внимания и их характеристика. Нарушения внимания. Развитие внимания. Методы изучения внимания.

37. Общая характеристика волевых действий. Воля и произвольность. Функции воли. Основные психологические теории воли.

38. Виды и структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Свобода воли. Нарушения воли. Методы изучения воли.

39. Общая характеристика эмоций человека. Эмоции и чувства. Функции эмоций и чувств человека. Виды эмоций и чувств.

40. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций.

41. Свойства и закономерности эмоций. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Методы изучения эмоций.

42. Общее понятие об эмоциональном стрессе. Концепция стресса Ганса Селье. Нарушения эмоциональной сферы человека. Индивидуальные особенности эмоций.

43. Познание человека в системе наук. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Взаимосвязь социального и биологического в личности.

44. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Структура личности.

45. Свойства личности. Понятие о направленности личности. Основные виды и формы направленности личности. Личностные нарушения.

46. Понятие о мотивации и потребностях личности. Психологические теории мотивации. Функции мотива. Классификация потребностей и мотивов.

47. Индивидуальные особенности личности. Идеографическое и номотетическое описание личности. Методы изучения личности.

5 стр., 2008 слов

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

... утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления. Развитие мышечного утомления у детей Возрастные особенности развития утомления при мышечной нагрузке, касающиеся детей ... возникает в мышцах в результате выключения быстроутомляющихся двигательных единиц, а при деятельности с малыми мышечными нагрузками, осуществляемыми малоутомляемыми двигательными единицами, - в ...

48. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Теории темперамента. Психологические свойства и типологии темперамента. Методы изучения темперамента.

49. Общее представление о характере. Классификация черт характера. Типология характера и его акцентуации. Формирование характера.

50. Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теории способностей. Классификация способностей.

51. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Развитие способностей. Методы изучения способностей.

52. Понятие об интеллекте. Теории интеллекта. Классификация видов интеллекта. Методы изучения интеллекта.

53. Общая характеристика общения. Виды, функции и структура общения. Понятие о конфликте и его социальная роль.

54. Общая психологическая характеристика деятельности. Физиологические основы деятельности. Структура деятельности. Деятельностный подход в психологии.

55. Виды деятельности человека. Освоение деятельности. Действие как элемент деятельности. Методы изучения деятельности человека.

Критерии оценивания ответа студента на экзамене:

«ОТЛИЧНО» выставляется, если:

— студент дает развернутый, логически выстроенный ответ на вопрос, где раскрывает владение системой теоретических знаний по курсу;

— владеет основными психологическими категориями и понятиями;

— ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу;

— проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения научных школ.

«ХОРОШО» выставляется, если:

— студент в своем ответе проявляет признаки полноты, осознанности усвоения и действенности выше перечисленных критериев знания по курсу, но при этом допускает отдельные неточности.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется, если

— при наличии у студента общего представления о каждом из признаков и исправлении ошибок при помощи преподавателя.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при отсутствии даже общих представлений о материале курса и невозможности исправления допущенных ошибок с помощью преподавателя.

Образцы вопросов для подготовки к тестированию по модулям

1. Наука, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психики человека.

а) общая психология б) возрастная психология в) бихевиоризм.

2. Философско-методологический принцип психологии, согласно которому все в природе, а также психические явления, порождается действием материальных причин и законов, предполагающий поиск и анализ причин явлений в конкретных общественно-исторических условиях существования и жизнедеятельности человека.

а) принцип развития б) принцип детерминизма в) принцип единства сознания и деятельности

3. Свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

а) бессознательное б) психика в) сознание.

4. Психический процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг человека органы чувств, завершается формированием образа.

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

... причиной является то, что при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за этого ее действия иногда могут ... и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную ...

а) восприятие б)ощущение в)возбудимость

5. Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других

а) концентрация б) внимание в) устойчивость

6. Ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма

а) кинестезические б) интероцептивные в)проприоцептивные

7. Свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали

а) апперцепция б) избирательность в) наблюдательность

8. Память, основанная на повторении материала без его осмысления

а) механическая б)оперативная в) непроизвольная

9. Отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти, встречается как результат патологического аффекта или при травме

а) забывание б) амнезия в)реминисценция

10. Форма творческого воображения, предполагающая сглаживание различий и акцентуация сходства

а)типизация б) схематизация в) агглютинация

11. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

а) дедукция б) индукция в)абстракция

12. Вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.

а) творческое воображение б) репродуктивное воображение в)акцентирова ние

13. Определившийся относительно устойчивый уровень психической деятельности, которое проявляется в повышенной или пониженной активности личности, детерминировано внутренними и внешними условиями, динамика и характер зависят от свойств личности

а) психические явления б)психические состояния в)психические про цессы

14. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

а) когнитивная психология б)гештальтпсихология в) гуманистическая психология

15. Свойство ощущения, определяющееся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

а) длительность б)интенсивность в) качество

16. Свойство восприятия, проявляется в восприятии человеком мира не в виде отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данное восприятие

а) категориальность б) целостность в) предметность

17. Свойство внимания, заключающееся в способности удерживать в центре внимания несколько объектов или видов деятельности одновременно.

а) переключаемость б)распределение в)устойчивость

18. Процесс памяти, связанный с выделением информации, которая будет храниться

а) собственное хранение б) извлечение в)кодирование

19. Теория внимания, какового автора, утверждала, что внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, осуществляя при этом за ней контроль при помощи критерия меры, образцы и т. д.

а) Т. Рибо б) П.Я. Гальперин в) Д.Н. Узнадзе

20. Кто из ученых является основоположником в разработке принципа единства сознания и деятельности – включил в сферу сознания — деятельность, а также объяснял деятельность с позиций его единицы — действия.

3 стр., 1373 слов

Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности

... личности. Поэтому изучение развития памяти невозможно без анализа ведущего на каждом этапе развития типа деятельности, т.е. такой деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ... процесс. 4. Принцип предметности, согласно которому действия человека предметны; они реализуют социальные—производственные и культурные ...

а) А.Н. Леонтьев б) Д.Н. Узнадзе в) С.Л. Рубинштейн

21. Высший центр, обеспечивающий постоянство внутренней среды организма, содержит центры, регулирующие водный обмен, регулирует сон и бодрствование, отвечает за мотивацию поведения и деятельности человека.

а) гипоталамус б) мозжечок в) лимбическая система

22. Качество ума; умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах, выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умения быстро менять действия при изменении обстановки

а) критичность б) широта в) гибкость

23. Естественнонаучное направление в психологии, получившее преимущественное развитие в России в XX в, связанное с именем Бехтерева В.М, не смогло преодолеть механистической трактовки психических процессов

а) рефлексология б) рефлекторная теория психического в) теория отражения

8.Методические материалы.

Темы курсовых работ

1. Происхождение и развитие сознания человека.

2. Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе.

3. Психологические теории внимания.

4. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

5. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

6. Внимание и его формирование в обучении.

7. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

8. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

9. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

10. Воображение и его развитие в детском возрасте.

11. Проблема творческого мышления в психологии.

12. Актуальные проблемы развития Я-концепции студента-психолога.

13. Динамика развития профессиональной самооценки у студентов педвуза.

14. Динамика и коррекция нарушений процессов памяти младших школьников.

15. Пути, приемы и средства улучшения памяти у человека.

16. Динамика и коррекция внимания детей младшего школьного возраста.

17. Психологические особенности творческой личности.

18. Социальные и личностные факторы в развитии творческой одаренности.

19. Основные зарубежные концепции психологии одаренности.

20. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.

21. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

22. Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.

23. Проблемы и пути развития творческого мышления личности.

24. Когнитивные стили: возрастные и половые особенности.

25. Проблема воли и произвольности в психологии.

26. Становление волевой регуляции поведения у детей.

27. Вклад А.Н. Леонтьева в разработку проблемы мотивации и личности.

28. Проблема нормального и аномального развития личности в работах

29. Э. Фромма.

30. Межполовые различия в способностях и их научное обоснование.

31. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

32. Соотношение самооценки и притязаний личности в норме и патологии.

33. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности.

34. Идентификация и эмпатия как механизмы гуманных проявлений личности.

35. Психолого-педагогические основы становления самостоятельности личности.

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ...

... нейролингвистическом и психолого-педагогическом направлениях. Цель исследования - изучение особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией и путей ее коррекции. Объект ... 2. Рассмотреть особенности психоречевого развития детей с дизартрией, методы диагностики речи детей данной категории. 3. Провести констатирующее обследование психоречевого развития детей дошкольного возраста ...

36. Мотивационная сфера личности и ее развитие в онтогенезе.

37. Развитие личности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

38. Роль сказки и мифа в становлении символического сознания ребенка.

39. Личностные особенности школьников и мотивация учения.

40. Влияние локуса контроля на характер межличностных отношений старшеклассников.

41. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор становления их личности.

42. Особенности поведенческих реакций человека в ситуациях стресса.

43. Вклад Ж. Пиаже в изучение детского интеллекта.

44. Любовь в разные исторические эпохи как объект изучения психолого-педагогических дисциплин.

45. Стресс и его значение для поведения человека.

46. Особенности познавательных процессов одаренных детей.

47. Виды дружбы и ее исторический характер.

48. Психологические аспекты руководства свободным временем школьников.

49. Акцентуации характера у подростков и пути их коррекции.

50. Роль ценностных ориентаций в формировании самооценки старшеклассников.

51. Акцентуация характера как причина проявления агрессивности в подростковом возрасте.

52. Влияние самооценки и уровня притязаний на процесс адаптации первокурсников в вузе.

53. Влияние темперамента на особенности развития познавательной сферы учащихся.

Темы квалификационных работ

1. Целеполагание как механизм становления профессионального самосознания будущего педагога.

2. Мотивация обучения старшеклассников как фактор профессионального самоопределения.

3. Личностная тревожность как фактор преступного поведения.

4. Влияние индивидуально-психологических факторов на возникновение внутриличностного конфликта старшеклассников.

5. Психологический анализ профессиональных интересов старшеклассников.

6. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

7. Личностные особенности творческого человека.

8. Изучение проблемы эстетических интересов современных старшеклассников.

9. Динамика развития когнитивной подструктуры профессионального сознания будущего учителя.

10. Акцентуация характера как причина проявления агрессивности в подростковом возрасте.

11. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников.

12. Психолого-педагогические условия формирования профессионального мышления будущего педагога.

13. Психолого-педагогические условия формирования мотивации познавательной деятельности студентов-педагогов.

14. Исследование уровня сформированности мышления учащихся старших классов общеобразовательной школы.

15. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

16. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка.

Психология3 — Стр 2

17. Исследование роли мотивации в профессиональной подготовке специалистов в условиях педагогического вуза.