Психологическое направление в социологии 3

Парадигма социологизма. Приблизительно в одно время с натуралистическими концепциями, среди социальных мыслителей возникает неудовлетворенность органической концепцией общества, которая упрощала строение общественного бытия, и находила специфики его развития и функционирования. Натурализация социальных явлений не позволяла учитывать роль психики человека и сознания, поэтому биологические модели общества утрачивают популярность, возникают более сложные теоретические системы, в которых делается акцент на психосознательных факторах человеческого поведения. Так в социологию проникает психологизм. С разных сторон при помощи психологических явлений определяется сущностные характеристики человека и общества и законы их функционирования и развития.

Общие черты различных психологических концепций:

все основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. допускали полное или частичное сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

Относительно самостоятельные течения в рамках психологического подхода.

1. Индивидуалистское.

Все социальные процессы обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому надо анализировать психику индивида.

2. Групповое.

Аналогичные действия, только с позиций психологии группы (род, племя, коллектив).

3. Социетарное.

Психика индивида — это продукт общества, поэтому надо анализировать общественную психологию и социологию.

Вторая причина проникновения психологизма в социологию:

рост престижа общей психологии, она раньше институализировалась и к Х1Х (?) проникла практически во все сферы знаний (история, эстетика, логика и т.п.).

Пример: Фердинанд де Соссюр, швейцарский лингвист: “язык психологичен, он не социален, он только образы, отражение нашего сознания”.

Этой участи не избежала и социология. Однако, психология Х1Х века была психологией индивида. Она без учета социальных факторов не могла объяснить высшие психические функции (речь, мышление).

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество ... и солидарности. Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, ...

Отсюда вытекает интерес к таким проблемам как психологические механизмы социального поведения. И таким образом и произошло взаимопроникновение социологии и психологии.

Разновидности психологических школ в социологии.

1. Психоэволюционизм.

2. Инстинктивизм.

3. Психология народов.

4. Массовая психология.

Психологический эволюционизм

В рамках этого направления шел поиск специфики социальной эволюции, так как натуралистическое “в обществе все как в биологическом мире” не удовлетворяло их. Они привлекли такие факторы как чувства, сознание, интеллект.

Лестер Уорд (1841-1913).

Ботаник, палеоботаник, геолог, социолог. Основная работа “Динамическая социология” 1883. + «Основы социологии» 1898 и «Учебник социологии» 1905 (совместно с Джеймсом Дили).

Сын механика. Десятый ребенок. Участвует добровольцем в юнионистской армии и был трижды ранен. С 1867 посещает вечернее отделение колумбийского университета, получает степень магистра по ботанике.

Работал геологом и палеоботаником. Работал в Геологическом комитете США.

Большое впечатление на него произвели труды Конта, Спенсера и Геккеля. В 1876 г. записал в своем дневнике: «Я начал понимать, что то, что я пишу, является социологией, и я пытаюсь сделать что-нибудь оригинальное в этой науке».

После 40 лет службы в 1906 г. переходит на академическую работу и становится профессором социологии департамента социальной и политической науки Университета Брауна.

Согласно Уорду вселенная состоит из серии взаимоотношений между частицами вещества. Эволюция структур является продуктом борьбы сил уникальных для каждого этапа развития.

Этих этапов три: 1. Генезис материи; 2. Генезис органических форм, разума и, в конце концов, человека и 3. Генезис общества.

Вводит понятие «синергия». В нем он комбинирует идеи энергии и взаимности. Синергия – процесс, действующий в противоположных природных силах, и ведет к развитию все возрастающих по сложности структур. Уровни последовательно сменяют друг друга. Каждый новый есть нечто большее, чем сумма предыдущих элементов (креативный синтез – термин заимствован у Вундта).

Целью всех человеческих усилий Уорд полагал счастье. Социология может служить этой цели. При этом она является истинной наукой, так как является областью явлений, производимых подлинными природными силами и подчиняющихся законам».

Различал «чистую» и «прикладную» социологии. Первая диагностична и изучает человеческие достижения, ориентирована на анализ социальных функций. Вторая терапевтична по своим функциям. Ее задача – показать, как принципы открытые чистой социологией, могут быть применены к достижению человеческого прогресса. Но сам социолог не является ни политиком, ни реформатором.

Ввел две концепции.

Первая состоит в том, что социальные силы являются психологическими по своему содержанию. На основе этой концепции были написаны американские учебники социологии ( в том числе Парка и Берджесса – 1921).

13 стр., 6125 слов

Социальная работа как наука

... технику изучения человека. Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально- ... рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Структура социологии.В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) ...

Вторая была концепцией телезиса. Социальная жизнь является не только следствием генезиса. Она в соответствии с принципом креативного синтеза является новым уровнем, на котором проявляется новый поцесс – телезис. И основное отличие социальной жизни от природы — ее телический характер (творческий, целенаправленный).

Генезис — в природе. Предыдущие структуры в природе развивались благодаря процессу слепой адаптации посредством искусственного отбора.

В социальной жизни – телезис. Социальная жизнь формируется на основе осознанного стремления к прогрессу.

Первичная социальная сила — это “желания” (голод, жажда, половые потребности и т.п.) Они основа формирования интеллектуальных, моральных и эстетических потребностей. Развитие общества обеспечивает индивидуальный телезис. Государство — носитель коллективного телезиса. Оно возникает наряду с другими институтами.

Идеальный этап развития: правительство, являясь инструментом социального телезиса и вооруженное социологическими принципами, будет создавать «привлекательное законодательство» для достижения максимума счастья для всех.

Вообще считал, что человеческого счастья можно добиться общественной поддержкой обязательного образования, спланированного по научным принципам. Классовые различия происходят из-за различий в возможностях, особенно образовательных, которые ведут к монополиям и несправедливости. Государство может распространять знания путем введения обязательного образования и тем самым уравнивать возможности.

Кроме того, развивал концепцию необходимости примата женщин. Эта его концепция была положена в основу движения за эмансипацию женщин.

Мало интересовался количественными методами, поэтому мало интересовал последующих американских социологов.

Франклин Гиддингс (1855-1931).

Родился в семье потомственных пуритан. Еще до поступления в колледж прочел основные труды Дарвина и Спенсера. Эти авторы + Адам Смит, Конт и Милль заложили его приверженность к индивидуализму. Работал в газетах. Преподавал социологию и политическую науку. В 1894 г в Колумбийском университете стал первым полным профессором социологии в США.

Основные труды: “Принципы социологии” (1896), «Элементы социологии» (1898), «Демократия и империя» (1901), «Дескриптивная и историческая социология» (1904), «Цивилизация и общество» (1933).

Методологической основой его концепции был позитивизм Конта и эволюционизм Спенсера. Рассматривал социальную эволюцию как часть космической эволюции.

Социологию считал естественной и базовой элементарной наукой. Она изучает происхождение, развитие, структуру и деятельность человеческих ассоциаций, находящихся под воздействием физических, биологических и физиологических факторов. Полагал, что со временем социология станет полностью количественной и точной наукой.

Истинная социология должна соединять объективное и субъективное истолкование социальной эволюции. Общество возникает в результате «первичных причин» (природные ресурсы и доступность данной природной среды) и «вторичных причин» (мотивы, которые формируются внутри общества).

Численность, плотность и генетическая гетерогенность популяции определяются первичными причинами. Освоение природных ресурсов усиливает социальную динамику.

Важнейшее понятие — “сознание рода” ( в другой литературе – сознание типа).

Это смесьсимпатии с признанием подобия. Сознание типа есть групповое самосознание, которое порождает общественное мнение, традиции, ценности, солидарность рода. Стадность – это просто наследственная «биофизическая привычка», к которой человек добавляет психическую деятельность – сознательное признание подобия и отличия типа. Гиддингс объявлял сознание типа зависимым от внутригруппового общения и одновременно результатом взаимной помощи.

Ввел понятие «плюралистического поведения» – это аналогичная реакция двух или более лиц на данный стимул. Составляет основу сознания типа. «Плюралистическое поведение является предметом изучения психологии общества, по другому называемой социологией».

Похожие реакции на идею, символ или групповую ценность обеспечивают групповую солидарность и социальный контроль. Непохожие реакции ведут к сегрегации, соперничеству, враждебности и конфликту.

Похожие и непохожие реакции ведут к появлению бесконечного числа социальных группировок – от клубов до международных союзов. Каждая из них создает свои обычаи, нравы, институты.

Классы делил на:

Социальные классы — они защищают социальный строй, социальные институты, социальные порядки. Несоциальные классы — равнодушны к делам общества, тяготеют к индивидуализму.

Псевдосоциальные классы — бедняки и тунеядцы, которые живут за счет других. Антисоциальные классы — преступники, у которых нет сознания рода.

Его собственные термины не прижились. ??? Но был первым, кто определил суть понятий «социальная дистанция», «социальное взаимодействие», «социальная ситуация»

Инстинктивизм

Общее: поиск внутриличностной психологической детерминанты, которая может объяснить и индивидуальное и групповое поведение. Такими детерминантами объявлялись импульсы, инстинкты и т.д.

У. Макдугалл (1831-1938).

Концепция инстинкта социального поведения: поведением человека управляет инстинкт, воплощенный в эмоции.

Родился в Англии. Окончил Кембриджский университет, затем несколько лет изучал медицину в Лондонском университете. В качестве врача участвовал в экспедиции на острова в проливе Торреса. Продолжил обучение в Геттингене у психолога-экспериментатора Георга Элиаса Мюллера. В 1902 г. основал в Лондоне лабораторию экспериментальной психологии.

В 1920 г. переезжает в США и становится профессором Гарвардского университета. С 1927 г. переходит в университет Дьюк. Занимается парапсихологией.

Работа «введение в социальную психологию» Формулирует систему принципов социального поведения людей. Сам называет свою концепцию гормической психологией ( греч. «гормо» – стремление, намерение).

Основной детерминант поведения – горме (стремление к биологически значимой цели).

В это понятие входят предрасположения человека, врожденные инстинкты и склонности, а также приобретаемые чувства.

Чувства имеют иерархическое строение. Несколько чувств – основные, остальные – производные. В центре иерархии находится эгоистическое чувство.

Психология инстинктов является теоретической основой всех социальных наук.

Инстинкт – врожденная или естественная психологическая склонность, предрасположенность, заставляющая индивида обращать внимание и добиваться определенных объектов и получать эмоциональную стимуляцию.

Каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция. Эмоции, как и инстинкты, просты и неделимы. Инстинкт – эмоция: бегство – страх, любопытство – удивление, драчливость – гнев, родительский инстинкт – нежность.

Под каждое человеческое действие он подводит инстинкт.

Инстинкт

Эмоция

действие

сохранение очага

мягкость, стремление к защите ближних

создание семьи

Источник войны – предрасположенность к драчливости, накопление богатства вызвано скопидомством и жадностью. Религия есть комбинация любопытства, самоунижения и стремления к бегству на фоне эмоций родительского инстинкта.

Основа всех социальных институтов — стадный инстинкт, который удерживает людей вместе, образовывает сообщества и т.д. Проявление стадности – рост городов, коллективный досуг, классовые сборища.

Характер – это интегрированная совокупность врожденных и приобретенных волевых способностей человека. Интеллект – аналогичная совокупность познавательных способностей. Каждая личность – это система «потенциально мыслящих и стремящихся монад».

З.Фрейд также отчасти представитель инстинктивизма, так как универсальной детерминантой человеческого поведения является половое влечение — либидо, а человек — это борьба 2-х начал: эроса (инстинкт жизни) и танатоса (инстинкт смерти).

Слабость концепции Макдугалла. Ее опровержение можно встретить в статье Рут Бенедикт “Образы культуры”. Эта статья посвящена взаимосвязи инстинктов и социального поведения.

Пример: война как вид социального поведения — есть культуры, признающие войны, но имеющие при этом разные цели, мотивы, организации. Ацтеки: войны — способ добывания пленных для религиозных приношений. Испания — с целью убийств и грабежа. Есть культуры, в языке которых вообще нет понятия, означающего организованное убийство — эскимосы, некоторые индейские племена и др.

Общая оценка инстинктивизма. П.Сорокин: “рафинированный анимизм, так как все явления интерпретируются как проявления духа”. Заслуга в том, что они обратили внимание на бессознательное в психике.

Суть инстинктивизма: субъективное истолкование социального, т.е. простейшую клеточку социального поведения они искали в психике индивида.

Слабость: псевдообъяснение социального, так как необходимо минимум два человека для возникновения социума, отсутствие серьезной теоретической базы

Психология народов

Во второй половине Х1Х века наступает неудовлетворенность субъективным истолкованием социальных явлений и начинается поиск более надежных, объективных факторов: “общественное сознание”, “общественная психика”. Новое направление опиралось на гегелевскую теорию «объективного духа» и концепции «народного духа» немецких романтиков. Эти представления опирались на историю языка и литературы, которые показывали наличие в развитии культуры устойчивых элементов и структур надындивидуального характера.

Школа “психологии народов” сложилась в середине Х1Х в. в Германии благодаря работам философа Мориса Лацаруса (1824-1933) и языковеда Хеймана Штейнталя (1823-1889).

В 1859 г. они начали издавать журнал ”Психология народов и языкознания” (до 1890 г.).

В первом же номере они опубликовали программную статью: в соответствии с их представлениями главной движущей силой исторического прогресса является этнос. Его активным началом они считали “дух целого”, который реализуется в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, нравах (т.е. он существует объективно).

Сознание отдельного индивида произвольно от этого целого.

По Штейнталю благодаря единству своего происхождения и среды обитания все индивиды одного народа носят отпечаток… «особой природы народа на своем теле и душе»…Воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом.

Народный дух это и психическое сходство индивидов и одновременно их самосознание.

Как познать народный дух? Нужно исследовать реально существующие творения культуры. Авторы наметили обширную программу эмпирических исследований, но выполнить ее удалось только Вильгельму Вундту.

Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий физиолог, психолог, лингвист.

1879 — первая в мире психологическая лаборатория в Лейпциге, которая стала Меккой экспериментальной психологии. В ней изучались внимание, чувства, ассоциации. Основная работа Вундта “Психология н.”. Она состоит из 10 томов, писалась 20 лет.

Предмет “психологии народов” — это язык, мифы и обычаи. Их содержание превышает объем индивидуального сознания, они подчиняются общим законам духовного развития и обладают для народного сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания являются факты индивидуальной психологии. Язык содержит в себе форму представлений народа и законы их связи. Мифы — это содержание этих представлений. Обычая — возникшие их этих представлений общие направления воли. Итак, “п.н.” Вундта — это отражение его работы в области обыденного сознания, это фиксация глубинных слоев духовной жизни людей без претензий на высокий уровень абстракции.

Высшие психические процессы являются результатом исторического развития и должны изучаться особой наукой.

“П.н.”- предполагает исследование взаимодействия общественного и индивидуального сознания. Вундт возражает против прямой аналогии индивидуального и народного сознания.По Вундту “народная психология” — это творческий синтез индивидуальных сознаний, это новая реальность, не сводимая к сумме индивидуальных сознаний (позже у Дюркгейма).В дихотомии индивидуальное/социальное у Вундта приоритет принадлежит социальному.

“Народный дух” проявляется в самосознании народа, а зафиксировать можно конкретные его проявления, поэтому предметом исследования В. являются доступные наблюдению явления, факты сознания. Высшие психические функции не доступны экспериментам, поэтому изучать их надо культурно-историческим методом.

Позже, на основе “п.н.” Вундта возникли: историческая психология, культурантропология, этнопсихология, социо- и психо-лингвистика.

Достоинство школы “п.н.”: постановка социологических проблем в связи с психическим. Попытка их комплексного решения с привлечением психологии, лингвистики, этнографии, филологии.

Недостатки школы “п.н.”: идеализм, эклектичность, отсутствие последовательного концептуального решения поднятых проблем.