Психологический тренинг общения

Тема: «ТРЕНИНГОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».

Цели: выработать стратегию общения,и умение вести себя в обществе.

Количество занятий: 8

Количество участников: 10-12человек.

Возраст: 17-19 лет.

Периодичность занятий: 1 раза внеделю.

Продолжительность занятия: 1.5-2часа.

Диагностические процедуры: методикаЛеонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективностизанятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Студента 501 группы, ФАП

Евгения Барчукова

Занятие1.

Ведущий:«Мыначнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов осебе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на нейсвое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себяпо-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите инастоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Черезодно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться безтабличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и непонадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например,что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когдаиспыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясьс помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себякомфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманногоповедения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­диттри упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается наспинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем подесять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая,сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотрякак легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем,что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?»Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах,стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать«Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себяэто волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Этомогут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие.Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

... внимания начинают с концентрации его на реальных монотонно движущихся внешних объектах (например, фиксировать внимание на движении стрелки часов). Далее переходят на фиксации внимания ... гимнастика и самомассаж -поведенческая психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка - система приемов ...

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова»подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните,вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение.Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себяуверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не«я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какиесловосочетания использовал, что почувствовал и просит, если нетрудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­росткамипростых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферыв группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полновыражать свои чувства.

 «Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастуюлюди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, непытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагаетучастникам занятия в течение 3—5 минут смотреть в глаза другим, стараясьустановить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает очувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудноустановить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапезнакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы,также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущийразворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит назанятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово«обещаю», участники группы — тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет (разогревающая психотехника)

Техника на каждый день. Участникистоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы — называтьпо порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершивошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, ктоначнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другомвербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называтьдва числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или болееигроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становитсяежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущийповторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настройдругих, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучитьчисло. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясьначинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаруживэто, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагаетотказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнеесправляются с этим упражнением.

19 стр., 9242 слов

4 курса, группы ПСО-42

... Анализ «афганской» войны показал, что порядка трети участников перенесли такие заболевания, как «желтуха», малярия, заболевания ... назвав его «посттравматическим стрессовым расстройством». В дальнейшем группа авторов во главе с М. Горовицем разработала ... жизни структуру своего субъективного жизненного пространства, в том числе и структуру самоотношения, самооценки и смысложизненных ориентаций» ...

«Муха в квадрате» (тренинг личностногороста, групповое взаимодействие)

Мысленно представим поле длякрестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха.Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. Участникиделают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда).Нельзя вылетать за границы поля.  Может использоваться и как разогревающаяметодика. Со временем можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное(куб).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеетсявозможность получить опыт общения,недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной кспине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живатьразговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

— было ли это похоже на знакомые житейскиеситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

— легко ли было вестиразговор;

— какой получается беседа- более откровенной или нет.

Остальные участники группытакже могут поделиться своими чувствами.

Занятие 3

Испорченный телефон (разогревающаяпсихотехника)

Участники встают в колонну поодному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты кнему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящегоучастника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет,волейбольный мяч и пр.).

Первый участник поворачивается лицом ко второму и такжехлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему,третий — четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: вседелается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должныповорачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу. 

Печатная машинка (групповое взаимодействие,тренинг личностного роста).

Все участники встают в линиюили круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетаниеи т.д.), например:

У лукоморьядуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

Но не хором, а следующим способом.Участники последовательно произносят по одной букве, пробел — вся группа делаетхлопок руками, перевод каретки — топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудьобозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинаетсначала.

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самыхзначимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постояннообщается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чемвсе остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий такжевыполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие проситучастни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом обизображенных там людях:

— кто они;

— чем значимы для подростка, чем дороги:

— так же ли близки они ему теперь, если речь идет опрошлом.

6 стр., 2715 слов

Занятие № 13: Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций

... чрезвычайного происшествия; 2) социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: психические (невротические) и психосоматические расстройства; 3) социально ... прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства. ...

-хотели бы онин-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас(например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительнохотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемуюв гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартноеприветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко(тренинг личностного роста, адекватность)

Оборудование: на роль колечкахорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое,например, заколку. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнатетак, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одетьна горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколкуможно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедшиймолча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чемменьше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсемтяжело.

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту рольдобро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то изоставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой.Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны бытьоднотипны — на что или на кого похож тот, кого загадали:

—        

на какое время суток;

—        

на какое время года;

—        

на какую погоду;

—        

на какой день недели:

—        

на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, чтозадание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, ктобыл загадан.

Данное упражнение помогаетучастникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а другихупражнениях.

Занятие 5

15слов (самоконтроль)

Ведущий предлагает участникуназвать 15 слов, начинающихся на определенную букву, с условием, если пауза междусловами составляет более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается,что участник находится перед своей группой.

Коллективная арифметика (сотрудничество)

Участвуют 4 человека. Каждыйиз участников берет карточку с несложным арифметическим действием, например100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученнаясумма. Время — 60 секунд. Ведущий может создавать помехи, каждые 15 секунд громкимголосом объявляя оставшееся время.

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольновстает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом»,на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы — «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встатьих на различ­ном расстояния от себя — так, чтобы очередной участник группыотошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, амежличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущийспрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и нехотел бы он внести какие-то изменения.

9 стр., 4013 слов

Занятие первое РСО СПО

Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере  Оформляясь на работу, вожатый вступает с детским лагерем в трудовые отношения, если лагерь является самостоятельным юридическим лицом. Если же лагерь создан как структурное подразделение другого образовательного учреждения (как правило, школы), то оформляются трудовые отношения именно с этим юридическим лицом.На период работы в летнее ...

Проводить это упражнение более чем с тремя участникамив качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускаетсяобсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимостиоттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник,порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочетсяли его сокра­тить (увеличить).

Последнее желательно обсуждать в абстракт­номплане.

Занятие 6.

Хлопки (групповое взаимодействие).

Участники группы встают в линию,колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делаетодин хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только одинхлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человексоставляет 3 секунды.

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятсяпоказаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомоэто чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этогоопасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадываетнекоторое слово или слово­сочетание (можно — названия предметов, частовстречающихся в обиходе), вторая — делегирует своего участника (лучше, еслидобровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний долженизобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его командапопытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди.После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можнообсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз? (баланс механизмоввозбуждения и торможения)

Маленький предмет лежит на столепосередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковомрасстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, нужносхватить предмет.

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о нихостальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендуетприблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, уменя возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то нто-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий.Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центркруга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что ониспытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на«горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, какизмени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Телеграммы.

Ведущий раздает участникам группы по набору«бланков телеграмм» — листков с именами всех участников группы, и проситнаписать самое хорошее, что каждый участник узнал о других студентах и о себесамом. Ведущий собирает «телеграммы» в «волшебную папку», чтобы во времяследующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм иесли есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность Просмотрателеграмм оговаривается заранее.

10 стр., 4529 слов

Работа психокоррекционной группы

... самораскрытие и честность, подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется ...

Я » реальныйидеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветныекарандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себятаким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другиелюди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы,чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и какимтебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождениясильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы.Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».