Психологические особенности детей с СДВГ

О.И. Политика

[Психологические особенности детей с СДВГ][1]

 

Введение

 

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения[2]. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ[3]. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам что способствует развитию деликвентного поведения [4]. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям[5] Исследованиями Satterfield et al. (1994)[6] доказано, что «закоренелые» преступники, на счету которых большое количество преступлений, включая тяжкие, страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры[7].

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость[8].

Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений[9].

Современные направления развивающей и коррекционной работы[10] опираются на принцип замещающего развития. Отсутствуют программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанные на мультимодальном подходе.

Сбор материала по стратегической модели Оудсхоорна, мультимодальность дают возможность планирования и сокращают сроки психологической коррекции. В России случаи использования данного подхода в клинической психологии единичны[11].

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... у мальчиков старшего дошкольноговозраста………………………………………………………..31 2.3.2. Подростковый возраст.……………………………………………………...34 III. Методы диагностики родительско-детских отношений.………………………………..41 ... первичныйсоциальный и сексуальный конт­роль; — экономическая поддержка детей; — поддержканетрудоспособных; — защитаправа ребенка на полноценное разви­тие. Базисныефункции направлены на то, ...

В Башкортостане программы по проблеме развития детей с СДВГ в дошкольном возрасте до сих пор не разрабатывались. Заметим, что в Уфе, констатирована высокая распространенность СДВГ в старшем дошкольном возрасте. Она составляет 28%.

Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте и построение мультимодальной коррекционной программы относятся к числу актуальных, теоретически и практически значимых задач, но недостаточно освещенных в теории и практике клинической психологии. Поэтому в данной монографии вопросам концептуализации построения и проведения коррекционно-терапевтических мероприятий развития личности ребенка с синдромом и его ближайшего социального окружения уделяется особое внимание.

Представленная мультимодальная программа используется в работе психологов дошкольных учреждений Советского, Октябрьского, Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфы с 2001 года.

<…>

Психологические особенности детей с СДВГ

 

Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах[12]. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно[13].

Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности, социальная дезадаптация[14].

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки[15].

О. В. Халецкая (1999) проанализировала состояние высших мозговых функций у здоровых и больных детей с СДВГ в возрасте 5—7 лет и пришла к выводу, что выраженных различий у них не наблюдается. В 6-7-летнем возрасте различия особенно ярко выражены по таким функциям, как слухо-моторная координация и речь, поэтому целесообразно с 5-летнего возраста проводить динамическое нейропсихологическое наблюдение за детьми с СДВГ, используя индивидуальные восстановительные методики. Это позволит преодолеть задержку созревания высших мозговых функций у данной группы детей и предотвратить формирование и развитие дезадаптационного школьного синдрома.

Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ — беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо).

Это ведет к выраженной школьной дезадаптации[16].

Выраженные нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести[17] и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать[18].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в ... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...

Исследования Л. А. Ясюковой[19] показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности произвольная продуктивная работа не превышает 5—15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3—7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой — утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха — пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе.

Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к 7 годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления[20].

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале[21].

Расстройства кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании. При этом усиление мотивации или организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти[22].

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей[23].

В случае если регулирующая функция речи нарушена, речь взрослого мало корригирует деятельность ребенка. Это приводит к затруднениям в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает конечную задачу, легко переключается на побочные или несуществующие раздражители, не может остановить побочные ассоциации[24].

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики[25].

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...

Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Помимо заикания авторы выделяют и болтливость данной категории детей[26]

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля[27]. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются[28].

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда приходится действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий , ни в играх, н е могут до конца досмотреть любимую телепередачу[29]. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно[30], однако, при указании на ошибки, дети стараются их исправить[31].

Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде [32].

Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и, обычно, неуправляема ни взрослыми, ни сверстниками[33].

Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста[34].

В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения.

Результаты исследований[35] показывают, что двигательные проблемы возникают уже в дошкольном возрасте. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения, которые мы наблюдаем у его здоровых сверстников (в процессе самообслуживания, в игре, рисовании и письме, физических упражнениях).

Рисунок примитивен, диспропорционален, линии взаимно некоординированы и нечетко соединены друг с другом. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительнопространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом) — причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма[36].

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого).

С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих[37].

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Присутствие взрослого не является для детей с СД ВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие[38].

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции».

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно[39]. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его[40].

Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив[41]. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости[42]. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их.

Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности[43]. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы[44].

Ребенок с синдромом не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации[45].

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье [46].

Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро и макрокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже по излечении патология характера останется, а может, и усилиться[47].

Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным мотивом, чем любые правила. Знание правил не выступает значимым мотивом собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим[48].

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и ... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и ...

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГв большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач[49].

Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы[50] Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка[51], низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности[52].

Спокойная обстановка, направления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное — разрушено[53].

Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

<…>

Заключение

 

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;

в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;

в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5—6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т. е. в каждом классе обычной школы 2— 3 человека — дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. <…>

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

... воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие: Мотивация (эстетические, художественные ... могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста. 1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального ...

 

* * *

[1] Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СПб.: Речь, 2005. С. 5–6, 22–28, 115.

[2] Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Мн.: Навука i тэхнiка, 1988. 204.; Егорова М. С. Генетика поведения: психологический аспект. М., 1995.156 с.; Ковапев В. В. Психиатрический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1981. №10. С. 1505-1509; Горьковая И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков // Обозр. психиат. и мед. психол. 1994 (3).

С. 47-54.; Григоренко Е. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детс­кого поведения // Дефектология. 1996. № 3. С. 3—22; Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986.128 с; Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. 336 с.; Fischer M., Barkley R. A., Fletcher K. E., Smallish L. The adolescent outcome of hyperactive children: predictors of psychiatric, academic, social and emotional adjustment // J. Am. Acad. Child. Adol. Psychiatry, 1993. 32. P 324-332; Weiss G., Hechtman L. Hyperactive children drown up: empirical findings and theoretical considerations // New York: Guilford Press, 1993. 205 p; Olson Sh, 1996.

[3] Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.

[4] Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных де­тях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001 . 96 с.

[5] . Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕДпресс, 1998. 592 с.; Klein R. G., Mannuzza S. Long-term outcome of hyperactive children: a review // J. Am. Acad. Child. Adol. Psychiatry, 1991. 30. P. 383-387; Fischer M., Barkley R. A., Fletcher K. E., Smallish L. The adolescent outcome of hyperactive children: predictors of psychiatric, academic, social and emotional adjustment // J. Am. Acad. Child. Adol. Psychiatry, 1993. 32. P 324-332; Weiss G., Hechtman L. Hyperactive children drown up: empirical findings and theoretical considerations // New York: Guilford Press, 1993. 205 p.; Biederman J., Faraone S. V., Chen W. ]., Krtfcher B. et al. Segregation analyses of attention deficit hyperactivity disorder // Psychiatr. Genet, 1992. Vol. 2. P. 157-175.

[6] Цит. по книге Д. Холмса «Анормальная психология» Спб.: Питер, 2003. 304 с.

[7] Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МШДЭК», 1998. 384 с.; Галкина Е. В., Алексеев Л. Г. Методика определения уровня развития речемыслительной реактивности личности // Психологический журнал. 1992. Т. 14. №4. С. 86—94; Singh N. N. et al., 1991.

[8] Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М., 1994. № 1.; Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России (распространенность, факторы риска и профилактика).

27 стр., 13144 слов

Занятие как средство развития познавательной активности детей ...

... Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста». Объект исследования : познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : занятие как средство ... -терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях; разработан диагностический аппарат определения уровней ...

М.: Рагорь, 1997.199 с.; Разумникова О. М., Голошейкин С. А. Роль дефицита внимания и гиперактивного состояния в процессах обучения и воспитания // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 1997.190 с.; Касатикова Е. Б., Брязгунов И. П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия. 2001. № 2. С. 40—42.

[9] Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. 288с.; Лицев А. Э. Роль перинатальной патологии в генезе ММД у детей раннего возраста. Авторефдисс. канд. мед. наук. М., 1995. 21 с.; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8.

[10] Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания: методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Метод, пособие и дидактический материал. М., 1997. С. 4-27; Обухов Я. Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: Владос, 1998; Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррек-ционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.; Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.128 с.

[11] Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практикующих психологов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; «СОЮЗ», 2001. С. 206-220; Кулаков С. А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003. 288 с.; Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.256 с.; Кроль Л. М., Пуртова Е. А., 2001.

[12] Barkley R. A. The effects methylphenidate // Amer. Academy of child and adolescent psychiatry. 1988. 27. P. 336-341; Zametkin A. L., Rapoport I. L.,1987; Murphy D. J., Hope P. L., Johnson A. Neonatal risk factors for cerebral palsy in very preterm babies: case-control study // BMJ, 1997. 314. P. 404-408; Pliszka S. P. The use of psychostimulants in the pediatric patients // Pediatr. Clin. North America, 1998. 45. P. 1085-1098.

[13] Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогно­за).

М., 1994. 43 с.; Лицев А. Э. Роль перинатальной патологии в генезе ММД у детей раннего возраста. Авторефдисс. канд. мед. наук. М., 1995. 21 с.; Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России (распространенность, факторы риска и профилактика).

М.: Рагорь, 1997.199 с.;; Платонова А. Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6—8 лет. Автор, дис. канд. мед. наук. М., 1996.; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. 36 с.; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8.

30 стр., 14528 слов

Характеристика пространственно-временных представлений у детей ...

... эффективности коррекции минимальных проявлений дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Цель ... диагностики умственного развития ребенка. Так, при подготовке к обучению математике формирование представлений о времени играет одну из важнейших ролей. Детям в старшем дошкольном возрасте ... мозга, онтогенезу пространственной ориентации, проблемам развития пространственных представлений у детей ...

[14] Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1993. № 3. С. 74-90. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью / Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера / Пер. с англ. М.: Практика, 1998. С. 222-237.; Njiokiktjien Ch., de Sonneville L. Differential diagnosis and treatment of attention deficit disorders // Development Neuropsychotogy / Ed. A. Benton et al. Kone, 1991. P. 128-158.; Fine S. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: selected review of causes, comorbidity and treatment // Int. J. Psych. Clin. Pract., 1997.1. P. 249-259.

[15] Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.; Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. 128 с.

[16] Брязгунов И. П. Беседы о здоровье школьников. Книга для учителей и родителей М., Просвещение, 1992. С. 5-14.; Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Спб.: Речь, 2000. 190 с.; Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,

1998.256 с.

[17] Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. 288с.

[18] Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 336 с.

[19] Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100 с.

[20] Трошин В. Д., Радаев А. М., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2. С. 72-75; Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100 с.; Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.

[21] Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100с.

[22] Трошин В. Д., Радаев А. М., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2. С. 72-75.;

[23] Волкова Л. С. и соавт., 1995; Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология детства / Под ред. Б. С. Водкова. М.: АПО, 1997. 152с.

[24] Мастюкова Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недорозвития речи // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и ред. В. М. Астапова, Ю. В. Минадзе. СПб.: Питер, 2002. С. 236-250.

[25] Брязгунов И. П. Беседы о здоровье школьников. Книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 1992. С. 5-14.

[26] Осипенко Т. Н., Скворцов И. А., Иванова И. А. и др. Минимальная статико-моторная недостаточность у дошкольников (клинико-электро-нейромиографическое исследование) //Журн. невропатол. и психиатр. 1988. № 3. С. 15-22; Робинсон Р., 1991; Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. № 1.С. 57-61;. Заваденко Н. Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Рос­сийский медицинский журнал. 1999. № 4. С. 25—31.

[27] Алферова В. В., Волкова Е. О. Специфика системной организации деятельности мозга 6 и 7 лет // Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем орга­низма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М., 1983. С. 28-44.; Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.

[28] Платонова А. Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6—8 лет. Автор, дис. канд. мед. наук. М., 1996.; Biederman ]., Faraone S., Mick E., Spencer Т., Wilens T. High riel for attention deficit hyperactivity disorder among children of parents with childhood onset of the disorder: a pilot study//Am. J. Psychiat., 1996.V.152 (3).

P. 431-435.

[29] Silver D. B. Attention deficit disorder in adolescents // Hosp. commun. Psychiat,1990. Vol. 37(6).

P. 608-612.; Rostain A. L. Attention deficit disorders in children and adolescents // Pediatr. Clin. North. Am., 1991.38. P. 607-635.

[30] Родионов М.А., Ступницкая М.А.1998; Fischer M., Barkley R. A., Fletcher K. E., Smallish L. The adolescent outcome of hyperactive children: predictors of psychiatric, academic, social and emotional adjustment // J. Am. Acad. Child. Adol. Psychiatry) 1993. 32. P 324-332.

[31] Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных де­тях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001 . 96 с.; Mandeki M. W. Subcategories of attention deficit hyperactivity disorder// South African Med J., 1991. Jun 84(6).

P. 751-754.

[32] Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8.

[33] Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8; Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. 128 с.

[34] . Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. №3. С. 72-74.; Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психо­профилактика. Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000.96 с.; Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100с.; . Heilman K. M., VoellerK. S., Nadeau S. F. A possible pathopsychological substrate of attention deficit hyperactivity disorder//;. Child. Neurol., 1991. P. 76-81.; Lou H. C. Etiology and pathogenesis of ADHD: significance of prematurity and perinatal hypoxic-haemodinamic encephalopathy//Acta Paediatr., 1996. 85. P. 1266—1271.

[35] Осипенко Т. Н., Скворцов И. А., Иванова И. А. и др. Минимальная статико-моторная недостаточность у дошкольников (клинико-электро-нейромиографическое исследование) //Журн. невропатол. и психиатр. 1988. № 3. С. 15-22.; Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 336 с.; Losse et al.1991.

[36] Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.256 с.; Wender E. H., Solanto M. V. Effects of sugar on aggressive and inattentive behavior in children with attention deficit disorder with hyperactivity and normal children //Pediatrics, 1991.88(5).

P. 960-966.; Aicardi J. Deficits in attention motor control and perception and other syndromes attributed to minimal brain dysfunction // Clin. Develop Med. 1992.115/118. P. 1321-1335.

[37] Трошин В. Д., Радаев А. М., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2. С. 72-75; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8.4. С. 25—31.; Заваденко Н. Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактив­ности у детей // Мир психологии. 2000. № 1.

[38] Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М-‘ Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.256 с.; Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных де­тях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001 . 96 с.

[39] De Haas P. A. Attention styles & peer relationship of hyperactive & normal boys and girls // 1 of Abnormal Child. Psychology, 1986.26. P. 955-971.; Carlson C. L. Sociometric status of clinic-referred children with attention deficit disorders with & without hyperactivity // J. of Abnormal Child. Psychology, 1987. 15. P. 537-547.

[40] Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. 224 с.; .Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. 36 с.

[41] Брязгунов И. П. Беседы о здоровье школьников. Книга для учителей и родителей М • Просвещение, 1992. С. 5-14.

[42] Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. 128 с.

[43] Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М-‘ Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.256 с.

[44] Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М: Кнезис, 2000.192 с.

[45] Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МШДЭК», 1998. 384 с.; Галкина Е. В., Алексеев Л. Г. Методика определения уровня развития речемыслительной реактивности личности // Психологический журнал. 1992. Т. 14. №4. С. 86—94.; Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5. М.: Школа-Пресс, 2000. 112с.; Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100с

[46] Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980. 50 с.; Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.256 с. ; Murray E. A., et. al. The relationship between farm and space perception, constructional abilities and clumsiness in children // amer. J. Ос-cup. Ther.1990. Vol. 44 (7).

P. 52-66.

[47] Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психо­профилактика. Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000.96 с.; Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М: Кнезис, 2000.192 с.; Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. 100с.

[48] Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М-‘ Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.256 с.

[49] Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.: НИИ семьи. 1997.62с.

[50] Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 1998. Т. 98. № 9. С. 4-8.

[51] Лебедев Б. В., Барашнев Ю.И., ,Якунин Ю.А.«Невропатология раннего детского возраста: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1981. 352 с.

[52] Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностьго и психоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. М.: Вита-Пресс, 1997. 52 с.; Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М: Кнезис, 2000.; Касатикова Е. Б., Брязгунов И. П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия. 2001. № 2. С. 40—42.

 

[53] Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.167 с.; Лебединский В. В., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Медицина, 1990. 190 с.