Психологическая практика (3)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова»

Рабочая тетрадь

психологической практики

«Изучение особенностей личности школьника»

Выполнила:

студентка 42 группы

факультета иностранных языков

Маткина Виктория Викторовна

Практика проходила

на базе СШ№ 2

города Таганрога

Проверила:

Холина О.А.

2012 г

Расписание звонков в гимназии №2

Расписание звонков по 1.03.12

1. 9.30-10.10

2. 10.20-11.00

3.11.10-11.50

4.12.05-12.45

5.12.55-13.35

6.13.45-14.25

Расписание звонков с 1.03.12

1.8.30- 9.15

2.9.25- 10.10

3.10.25- 11.10

4.11.30- 12.15

5.12.25- 13.10

6.13.20- 14.05

Расписание уроков 6 «А» класса

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.технология

1.физ-ра

1.геометрия

1.англ.яз

1.физ-ра

1.музыка

2.технология

2.англ.яз

2.физ-ра

2.история

2.рус.яз

2.рус.яз

3.рус.яз

3.Донской край

3.МХК

3.математика

3.математика

3.биология

4.математика

4.математика

4.математика

4.рус.яз

4.математика

4.литература

5.история

5.рус.яз

5.рус.яз

5.литература

5.рус.яз

5.обществознание

6.МДО

6.информатика

6.ИЗО

6.англ.яз

Список учащихся 6 «А» класса

1.Алёхин Вячеслав

2. Бобровникова Анна

3. Брехачёва Виктория

4. Буркина Елена

5. Гафаров Намик

6. Данилов Артём

7. Иджилова Лидия

8. Камышова Анастасия

9. Клименко Арина

10. Курбанова Дарья

11. Кучеренко Анна

12. Лайер Мария

13. Липало Марк

14. Лухнёва Анастасия

15. Малютин Максим

16. Малыхин Илья

17. Муличенко Татьяна

18. Надолинский Кирилл

19. Нефедов Александр

20. Панарин Ярослав

21. Пылин Артём

22. Рыжеволова Екатерина

23. Слюсарёв Дмитрий

24. Суворов Захар

25. Фалько Максим

26. Чеботарёв Александр

27. Шкурко Анастасия

Список учащихся подгруппы,

в которой проходилась педпрактика по английскому языку

1.Алёхин Вячеслав

2.Брехачёва Виктория

3.Буркина Елена

4.Гафаров Намик

5.Данилов Артём

6.Камышова Анастасия

7.Клименко Арина

8.Липало Марк

9.Лухнёва Анастасия

10.Малютин Максим

11.Надолинский Кирилл

12.Нефедов Александр

13.Слюсарёв Дмитрий

14.Суворов Захар

15.Фалько Максим

Характеристика личности учащегося

Надолинский Кирилл – ученик 6 «А» класса, родился 9 декабря 1999. Физически развит, не имеет проблем со здоровьем, среднего роста, активно занимается спортом, играет в футбол, летом катается на велосипеде и роликах, играет в шахматы. Воспитывается в полной семье, состоящей из трёх человек. Отец – руководитель подразделения в коммерческой организации, мать – домохозяйка.

Моральный климат в семье Кирилла благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Кирилла, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать — добрая и понимающая.

В семье Кирилла четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Кирилла тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Кирилл справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система поощрений за успехи в учебной деятельности. Если по результатам четверти имеется прогресс (более высокие оценки по сравнению с прошлой четвертью), Кирилл получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно, это и не самый лучший вид мотивации, но он весьма результативен и устраивает всех.

В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

Такое благотворное влияние семьи не могло не сказаться на формировании характера Кирилла. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. Главным в жизни считает науки и исследования, в людях ценит доброту и честность, имеет либеральные политические взгляды.

Кирилл обладает высокими интеллектуальными способностями, хорошо играет в шахматы, много читает. Он занимается футболом, в этом году окончил шахматную школу.

У Кирилла адекватная самооценка, у него много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно.

Проведенное тестирование познавательных процессов Кирилла показало, что он обладает хорошим уровнем избирательности, концентрации и объема внимания. Преобладающий тип внимания — произвольный. Показатели распределения и переключения внимания – высокие.

У Кирилла очень хорошо развита слуховая память, он без труда запоминает большой объем материала и точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.

Преобладающий тип мышления–наглядно-действенный. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Кириллу доступно понимание сложных логических задач, находить определённую закономерность. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать логический порядок в решении задач, гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, довольно быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против».

У Кирилла большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного.

Кирилл в меру эмоционален, одинаково хорошо умеет, как показывать свои эмоции, так и контролировать нежелательные, впечатлителен и сентиментален, склонен к эмпатии, способен к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических чувств. У него выразительная мимика. Настроение у него практически всегда хорошее и устойчивое.

Волевые качества Кирилла не слишком хорошо развиты. Хотя он энергичен и настойчив, на пути к цели он не всегда добивается ее, склонен браться за несколько дел сразу, не доводя до конца многие из них. Скорее всего – это следствие недостаточной самостоятельности и ответственности, и вероятно эти недостатки будут преодолены, став постарше.

Тестирование показало, что темперамент Кирилла относится скорее всего к типу «сангвиник», что выражается в его умеренной подвижности, позитивном настрое, открытости, общительности. Кирилл эмоционально устойчив, он экстраверт. Среди главных черт характера Кирилла можно выделить общительность, чуткость, инициативность, искренность, чувство собственного достоинства, аккуратность. Помимо этого, у него отличное чувство юмора, перед которым трудно устоять даже самому угрюмому человеку.

У Кирилла хорошо развиты способности к различным видам деятельности, немалую роль в их развитии сыграло семейное воспитание: с детства с ним много занимались родители, внимательно следили за его интересами и склонностями. Постоянно стремится к совершенству, критически оценивает свои достижения, трудолюбив и настойчив. Помимо этого Кирилл серьезно увлекается футболом, участвует в различных спортивных соревнованиях, хорошо разбирается в технике, увлекается компьютером, много читает.

В учебе благодаря своим коммуникативным навыкам и широкому кругозору, легко справляется с любыми учебными задачами. Кирилл дополнительно занимается английский языком. Другие дисциплины интересуют его меньше, но никогда не отказывает себе в удовольствии узнать что-то новое и познавательное. Успеваемость у него хорошая, имеется в среднем две 4 в четвертях. В учебе у него все под контролем, он стремится избегать неудач и боится получить плохую оценку, по его словам это связано, в основном, с тем, что он не хочет огорчать родителей и то, что может не получить новую компьютерную игру.

Кирилл активно участвует в общественной деятельности, с радостью выполняет поручения, связанные с его интересами: участвует в олимпиадах, школьных соревнованиях и концертах. К тому же он является старостой класса.

В классе Кирилла является общепризнанным лидером, его мнение авторитетно для товарищей, он пользуется уважением. У него хорошие отношения с педагогическим коллективом, на уроках ведет себя достойно, изредка позволяя себе небольшие вольности в виде шуток, но учителя относятся к этому снисходительно. Среди одноклассников у него много друзей, их связывают общие интересы и деятельность. У Кирилла очень выражена потребность в общении, в одобрении его действий коллективом, поэтому он стремится быть общественно полезным, значимым, интересным для окружения, быть в центре событий, происходящих в жизни коллектива.

В целом можно отметить, что формирование личности Кирилла идет весьма успешно. Он не испытывает проблем в учебной жизни, прекрасно общается со сверстниками и родителями, всесторонне развит как в физическом, так и в духовном плане. В педагогическом плане Кирилл не требует к себе большого внимания и особого подхода. Так как Кирилл – человек творческий, в учебной деятельности его интересует все то, что связано с исследовательской деятельностью, нестандартными решениями, интересными фактами, возможностью практической работы. При положительной мотивации и заинтересованности его в предмете, он может показывать очень высокие достижения в учебной деятельности, для этого педагогу необходимо каким-либо образом заинтересовать его в изучении данной дисциплины, почаще давать ему возможность высказать свою точку зрения, ведь для него это очень важно, обязательно отмечать его достижения перед коллективом учащихся.

Тем не менее, есть существенные стороны в его жизни, на которые ему во избежание трудностей необходимо обратить особое внимание. Это доводить дела до конца, и избавится от страха перед плохими отметка.

Дневник наблюдений.

Дата: 10. 02

День недели: пятница

Название предмета (1 урок): физическая культура.

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя.

В первый день педагогической практики моё внимание привлёк ученик Надолинский Кирилл. Он является старостой класса. На уроке физкультуры класс играл в баскетбол. Класс был разделён на две команды и в одной из них капитаном был Кирилл. Кирилл объяснил, где кто должен стоять и показал некоторые приемы, как можно забрать мяч, не нарушая правил. Кирилл- активный мальчик. По манере игры можно было понять, что раньше Кирилл очень часто играл в баскетбол. Члены его команды советовались и слушались его. Кирилл часто возмущался игрой противников, утверждал, что они жульничают.

Выводы: Кирилл обладает лидерскими задатками, имеет высокую самооценку, активно занимается спортом, умеет организовать командную работу, имеет авторитет среди одноклассников.

Дата: 10.02

День недели: пятница

Название предмета (2 урок): русский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учитель русского языка- молодая девушка, поэтому поддерживать дисциплину в классе было достаточно сложно. Кирилл сам вызвался отвечать домашнее задание. Остальные ученики разговаривали и тем самым мешали ему отвечать. Учитель сделал всем замечание, но реакции никакой не произошло, всем продолжили заниматься своими делами. Тогда Кирилл не выдержал и сказал всем замолчать. Большинство одноклассников перестали болтать и начали слушать. Кирилл хорошо подготовился, получил отлично. Выступая перед аудиторией, он не волновался, логично высказывал своё мысли.

Выводы: учителя не хватает уверенности в себе и опыта. Кирилл обладает хорошими ораторскими способностями, способен организовать работу в классе, ответственно подходит к выполнению домашней работы, не доится выступать перед аудиторией.

Дата: 10.02

День недели: пятница

Название предмета (3 урок): математика

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учитель математики — классный руководитель класса. На перемене один из учеников перевернул горшок и с цветком. Ученики поставили его обратно, но землю с пола не собрали. Когда учитель увидел беспорядок, она начала выражать своё недовольство. Класс сидел тихо, переглядывались и не выдавали того, кто это сделал. Кирилл перешёптывался с соседкой по парте и кривлял учителя. На уроке от рассматривал диск с компьютерной игрой, но также он успевал за работой в классе. Задания он выполнял быстрее остальных, но не вызывался отвечать.

Выводы: учитель не имеет авторитет в класса. Кириллу скучно на уроке, задания для него кажутся очень лёгкими.

Дата: 10.02

День недели: пятница

Название предмета (4 урок): математика

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кирилл на 5 минут опоздал на урок. Учительница сказала сесть на место и что нужно успевать сделать все свои дела на перемене. Кирилл открыл тетрадь и переписал задачу с доски. Кирилл предпочитает работать самостоятельно, затем сверяется с доской. Когда ему что-то непонятно из написанного на доске или в условии задачи Кирилл поднимает руку и задаёт вопросы. Кирилл спорит с соседкой по парте по поводу решения задачи.

Выводы: Кирилл не стесняется задавать вопросы, уверен в своей правоте и умственных способностях, привык отстаивать свою точку зрения.

Дата: 10.02

День недели: пятница

Название предмета (6 урок): английский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учитель поприветствовал учеников на английском языке. Ученики сели и приготовились к уроку. Кирилл внимательно слушает и выполняет установки учителя. Всем видом Кирилл показывал, что он подготовлен к уроку, но сам не вызывался. Когда его одноклассница отвечала домашнее задание он подсказывал ей, но после замечания учителя не подсказывать и не разговаривать , Кирилл перестал делать это. Кирилл поднимал руку и исправлял одноклассницу с позволения учителя. Иногда не мог сдержаться и выкрикивал с места.

Выводы: учитель имеет авторитет в классе, знает, как организовать и поддержать дисциплину. Видно, что Кирилл заинтересован в изучении английского языка, готов помочь (подсказать) соседу по парте, иногда несдержан.

Дата: 11.02

День недели: суббота

Название предмета (1 урок): музыка

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

На уроке ученики пели песню про школу. У Кирилла не было настроение петь, эта песня ему не нравилась, он считал её детской. Учитель сказал Кириллу петь, иначе она напишет замечание в дневнике о том, что он не работает в классе. После замечания Кирилл так и не начал печь, он просто шевелил губами и делал вид что поёт.

Выводы: Кирилл настойчив, он не будет делать то, что ему не нравится. Как мне кажется, учителю следовала подобрать песню более современную, чтобы всем детям было интересно исполнять её, а не работать ради оценки.

Дата: 11.02

День недели: суббота

Название предмета (2 урок): русский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Большая часть учеников не сделали домашнее задание. Учитель отчитал их, но ученики не предали особое значение этому. Кирилл тоже не выполнил половину заданий, объяснил это тем, что не успел. Он попросил не ставить двойку, пообещал быстро выполнить задание на уроке. Учитель не разрешил, объясняя тем, что на уроке они будут проходить новую тему и что он должен работать со всем классом. Однако плохую оценку учитель ему не поставил. Кирилл переживал из-за того, что учитель может поставить двойку и работал в течении урока с большим энтузиазмом.

Выводы: У Кирилла есть страх получить плохую отметку, возможна сильная утомляемость в конце недели.

Дата:11.02

День недели: суббота

Название предмета (3 урок):биология

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учитель опоздал на 6 минут, дети ходили по классу, однако когда вошёл учитель все сели на свои места и приготовились к уроку. Учитель делал перекличку, Кирилл воспользовался этим временем, чтобы пообщаться с соседом па парте. Учитель спросил, кто готов отвечать, девочка подняла руку и вышла к доске. Кирилл листал учебник и рассматривал картинки. Периодически он вникал в рассказ девочки и пытался подсказывать некоторые факты. Кирилл решил заполнить дневник на следующую неделю.

Выводы: Кирилл любит пообщаться с одноклассниками, что говорит о его коммуникабельности. Кирилл усидчив, он может переключать внимание и быстро вникать в суть дела, о чём идёт речь и давать правильные ответы на вопросы.

Дата: 11.02

День недели: суббота

Название предмета (4 урок): литература

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Когда учитель литературы вошёл в класс, дети встали, поприветствовали. Кирилл на перемене просматривал какую-то книгу. Когда я подошла и спросила, является ли этот рассказ домашним заданием, он ответил, что он любит читать и эту книгу он читает ради удовольствия. На уроке Кирилл был сосредоточен, внимательно слушал учителя. Кирилл первым вызвался рассказывать стихотворение о Родине. Кирилл с выражением читал стих, всего один раз подглянул в книгу, чтобы удостовериться, что следует именно та строчка. Кирилл получил отлично, сел на место и пока другие рассказывали стихотворение, он читал свою книжку.

Выводы: У Кирилла хорошая память, есть интерес к литературе, сосредоточен.

Дата: 11. 02

День недели: суббота

Название предмета (5 урок): обществознание

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кириллу стало скучно на уроке, и он решил поиграть в игру на своём телефоне. Он сидел и смотрел под парты, где спрятал телефон. Он нервничал, когда не мог выиграть. У него запищал телефон и учитель сделал ему замечание, чтобы он немедленно убрал телефон. Кирилл сделал вид, что он убирает его, но спустя некоторое время продолжил играть. Учитель подошёл, забрал телефон и дневник. Кирилл испугался, что ему поставят двойку, упрашивал не ставить плохую отметку и сразу же и принял активное участие в обсуждении новой темы.

Выводы: страх получить плохую оценку — хороший стимул работать на уроке для Кирилла. Кирилл довольно сильно переживает, если у него что-то не выходит, довольно эмоционален. Кириллу скучно на данном предмете. К работе его побуждает не интерес, а оценка.

Дата: 13.02

День недели: понедельник

Название предмета (1 урок):технология

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

На уроке технологии учитель дал задание мальчикам выпилить из фанерного листа пистолет. В начале урока учитель рассказал о мерах предосторожности и выдал материал. Кирилл слушал не очень внимательно и с иронией относился к сказанному. Он считал, что эти элементарные меры предосторожности и так все знают и не стоит тратить время на их обсуждения. Он аккуратно обводил шаблон пистолета, на столе был порядок в течении всего урока. Когда одноклассник попросил у него карандаш, Кирилл дал его без всяких возмущений. Под конец урока Кирилл начал баловаться с соседом по парте (бросаться кусочками фанеры).

Учитель сделал им замечание, и они сразу же прекратили.

Выводы: Кирилл аккуратный, собранный ученик. Всегда готов поделиться с товарищем. Быстро утомляется, активен.

Дата: 13.02

День недели: понедельник

Название предмета (2 урок): технология

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кирилл продолжает работать над выпиленным пистолетом. Учитель дал установку раскрасить пистолет. Кирилл не сразу приступил к заданию, он посчитал, что его работа не совсем закончена, и подпилил и зачистил поверхность пистолета. Зашкурив поверхность, он начал выбирать и смешивать краски для покраски пистолета. Он выбрал ярко зелёный цвет и несколько раз покрасил пистолет, чтобы цвет был насыщенный. Периодически он подшучивал над работами одноклассников. Одноклассники не обижались на его замечания и смеялись вмести с ним.

Выводы: Кирилл самокритичен, старается дело довести до «совершенства», задиристый, имеет хорошее чувство юмора, имеет авторитет среди мальчиков. Выбор ярких красок говорит о позитивном эмоциональном состоянии

Дата: 13.02

День недели: понедельник

Название предмета (3 урок): русский язык.

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кирилл читал задание для класса, активно работал в течении урока. Отвлекался на шутки рядом сидящих учеников, смеялся вместе с ними. Учитель делал замечание, но Кирилл не обращал на них внимание, у него было очень хорошее настроение. Однако он успевал, и посмеяться, и выполнять задания, не отставая от класса. Учитель не заострял сильного внимания на дисциплину в классе и дети этим пользовались.

Выводы: Кирилл активен, имеет позитивный настрой, способен быстро переключать внимание, посторонние шумы не мешают сосредоточиться на выполнении заданий.

Дата: 13.02

День недели: понедельник

Название предмета (4 урок): математика

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кирилл разговаривал с соседом по парте и даже не заметил, как учитель вошёл. Услышав голос учителя, Кирилл с недовольным лицом сел за парту. Так как Кирилл является старостой, учитель спросил у него готов ли плакат от класса. Кирилл объяснил, что никто не хочет рисовать плакат. Учитель сделал выговор всему классу, но в большей мере претензии были адресованы Кирилл так как не проконтролировал за выполнением творческого задания. Кирилл долго возмущался и в знак протеста отказался работать на уроке. Весь урок Кирилл игрался с циркулем и линейкой.

Выводы: Учитель был неправ в том, что всё недовольство к классу было высказано преимущественно одному Кириллу, учитель должен был поговорить с Кириллом наедине или обратиться ещё раз с просьбой выполнить это важное поручение. Кирилл выдвинул протест против несправедливого замечания в его адрес.

Дата: 13. 02

День недели: понедельник

Название предмета (5 урок): история

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Психологическая практика (3) — Стр 2

На перемене Кирилл пересел на две парты назад, к своему лучшему другу. Сразу было ясно, что Кирилл не намерен работать на уроке, для него предпочтительнее пообщаться с соседом по парте. Урок проходил достаточно динамично, многие были по-настоящему заинтересованы в новой теме. Кирилл был поглощён общением и за ходом урока не следил. Учитель предложил проверить домашнее задание и заметив что Кирилл со своим другом болтают, предпочел опросить собеседника Кирилла. Его друг растерялся, а Кирилл посмеивался с его расстеряного вида. Вникнув в вопрос учителя, Кирилл начал подсказывать, но учитель запретил ему это делать. Учитель посадил ученика на места и собирался поставить два, но Кирилл заступился и предложил ответить за него, он сказал, что это он виноват, он его отвечал.

Выводы: Кирилл обладает чувством товарищества, благородства, всегда готов выгородить друга.

Дата: 14.02

День недели: вторник

Название предмета (2 урок): английский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Урок начался с обсуждения домашнего задания. Дети составили пересказ о своём любимом магазине, что они там обычно покупают и что им нравится больше всего там. Некоторые ребята даже нарисовали свой магазин, Кирилл просто начертил на листке бумаге, где он находится и планировку здания. Он объяснил, что не очень хорошо рисует и ему проще начертить схему магазина. Его любимый магазин- магазин компьютерных игр. Также он рассказал, что у него есть обязанности ходить в магазин за продуктами. Он покупает всё самостоятельно. У Кирилла очень хорошая английская разговорная речь. Учитель поблагодарил Кирилла за хорошую подготовку и Кирилл с гордостью занял своё место.

Выводы: Кириллу родители доверяют деньги, Кирилл ответственный и самостоятельный, имеет способности к языку.

Дата: 13.02

День недели: вторник

Название предмета (3 урок): донской край

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учащиеся уставшие, внимание рассеяно. Учитель прилагает немало усилий, чтобы поддерживать нормальный темп работы, вызывает девочку к доске, отвечать домашнее задание. Учащаяся ответила, что не готова, учитель ставит двойку. Кирилл тоже не спешит отвечать. Кирилл уверен, что его не спросят, поэтому решил поиграть в морской бой с соседом по парте. Скором времени Кириллу надоело играть он начал слушать отвечающих. Кирилл начал засыпать на уроке, ему явно было скучно.

Выводы: отсутствует заинтересованность в предмете, переутомился.

Дата: 13.02

День недели: вторник

Название предмета (4 урок): математика

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Ребята вошли в класс и начали готовиться к уроку. Кирилл не спешитдоставать вещи, он что-то очень оживлённо рассказывает другу, который выкладывает тетради и учебники. После звонкаучитель зашёл в класс, а Кирилл только начал вынимать из портфеля учебные принадлежности.

Вывод: Кириллу нужно быть более собранным и готовится к уроку заранее.

Дата: 14.02

День недели: среда

Название предмета (1 урок): геометрия

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

В начале урока Кирилл обнаружил, что он забыл транспортир. Минут 10 он искал его в портфели, он выложил все учебники на стол, но транспортир не нашёл. Учитель сделал ему замечание, что к уроку нужно готовиться заранее. Кирилл убеждал учителя, что он клал транспортир этим утром, и он должен быть в портфеле. Учитель сказал ему сосредоточиться на уроке и попросил ребят одолжить Кириллу транспортир. Кирилл поблагодарил и приступил к работе.

Выводы: иногда Кирилл бывает рассеянным, любит когда на него обращают внимание.

Дата: 14. 02

День недели: среда

Название предмета (3 урок): МХК

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Кирилл внимательно слушает то, что рассказывает учитель, делает пометки в тетради. Его друг пытается что-то рассказать ему, но Кирилл становится раздражённым и говорит, чтобы тот не отвлекал и не шумел. Учитель показывает изображения картин, Кирилл задаёт вопросы. Он просит посмотреть одну из картин поближе и даже говорит, кто её написал.

Выводы: Кирилл интересуется искусством, разносторонеразвитая личность.

Дата: 15.02.

День недели: четверг

Название предмета (1 урок): английский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя.

Учитель провёл контрольную работу. Многие дети пытались списать, но учитель это пресекал. Кирилл полагался только на свои знания и никуда не подсматривал. Кирилл выполнил задания быстрее остальных. Они не показались ему сложными. Сосед по парте попросил его дать списать, и Кирилл помог другу.

Выводы: уверен в своих силах, любит помогать другим, быстрее всех справляется с заданиями.

Дата: 15.02

День недели: четверг

Название предмета (2 урок): история

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя

Учитель придумал своего рода игру. Класс разделил на две команды. Учитель говорил даты, а ученики должны были сказать какое событие произошло в это время и наоборот. Кирилл и его друг принимали активное участие. Иногда они не сдерживались и выкрикивали с места. Кирилл часто оспаривал ответы команды противников. Кирилл давал правильные, развёрнутые ответы. Было видно, что он хорошо знает историю своей страны.

Выводы: Кирилл немного не сдержан, привык отстаивать свою позицию.

Протокол 1

ФИО испытуемого: Надолинский Кирилл Владимирович

Школа № 2

Класс 6 «А»

Дата: 21.02.2012

Время 13.40

Цель: исследование особенностей внимания. (Изучение объема, переключения и распределения внимания)

Методика исследования:

Использовалась методика Рогова. Е.И из настольной книги практического психолога в образовании. (таблицы Горбова-Шульте)

Для проведения исследования потребуются- таблицы Горбова -Шульте размером 49 х 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Заранее подготовлен протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Работа состоит из трех серий:

1 серия. Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25).

2 серия. Испытуемый находит, показывает и называет красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).

3 серия. Испытуемый попеременно находит, показывает и называет черные числа в возрастающем, а красные в убывающем порядке.

Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. Если он замечает ошибку, то называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице и работа продолжается без остановки. Ошибкой считается неправильно названное число, цвет или неправильно показанное число и цвет, исправления, сделанные самим испытуемым в процессе работы не рассматриваются как ошибки.

Ход исследования:Занятие проводится индивидуально. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция:«На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.

Для 1 серии: «Перед Вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить, показывать и называть черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25. Работать нужно как можно быстрее и без ошибок».

Для 2 серии: «А теперь Вы должны находить, показывать и называть красные числа в убывающем порядке от 24 до1».

Для 3 серии: «Сейчас Вы должны будете выполнять оба задания одновременно, т.е. попеременно находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные в убывающем порядке с называнием цвета. Например, 1 — черная, 24 — красная, 2 — черная, 23 — красная и т.д. Цвет в этой серии называть обязательно. Если Вы ошибаетесь, я Вас поправлю, и Вы должны не останавливаясь продолжать работу».

Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка, замена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета — вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Фиксация результатов: Экспериментатор фиксирует время выполнения каждой серии (T1, T2 и T3) и количество ошибок. Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатор заранее заготавливает контрольную таблицу (см. Приложение 1), в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибка обводится.

Результаты:

Особенности памяти оцениваются по пятибалльной шкале.

Объём внимания испытуемого равен трём баллам, что говорит о среднем уровне.

Распределение внимание равно пяти баллам, высокий уровень.

Переключение внимания равно пяти баллам, но так как ученик допустил больше четырёх ошибок, то показатель снижается на балл. В итоге переключение внимания равняется четырём баллам, высокий уровень.

Протокол 2

ФИО испытуемого: Надолинский Кирилл Владимирович

Школа № 2

Класс 6 «А»

Дата: 1.03.2012

Время 10.20

Цель: исследование объёма кратковременной памяти.

Методика исследования Джекобсона.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка.

Ход исследования: Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Результаты: Коэффициент объёма памяти Кирилла равен 8 баллам, что говорит о высоком уровне кратковременного запоминания.

Протокол 3

ФИО испытуемого: Надолинский Кирилл Владимирович

Школа № 2

Класс 6 «А»

Дата: 16.02.2012

Время: 10.15

Цель: исследование особенностей мышления.

Методика исследования: Тест Липпмана «Логические закономерности».

Ход исследования: Испытуемому предъявляются письменно ряды чисел. Ему необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ:

1)2,3,4,5,6,7

2)6,9,12,15,18,21

3)1,2,4,8,16,32

4)4,5,8,9,12,13

5)19,16,14,11,9,6

6)29,28,26,23,19,14

7)16; 8; 4; 2; 1; 0,5

8)1,4,9,16,25,36

9)21,18,16,15,12,10

10) 3,6,8,16,18,36

Результаты: Кирилл выполнил задание за 8 мин 52 сек. При этом он допустил 1 ошибку. Результаты исследования говорят о среднем уровне мышления. Как мне кажется, Кирилл выполнил бы это задание быстрее, если бы не возвращался к уже данным ответам и не перепроверял их.

Протокол 4

ФИО испытуемого: Надолинский Кирилл Владимирович

Школа № 2

Класс 6 «А»

Дата: 24.02.2012

Время: 12.55

Цель: исследование особенностей характера

Методика исследования: Детский вариант личностного теста Р. Кеттела.

Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям взрослого варианта 16-факторного личностного теста З. Кеттела. Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребёнка. Каждая черта (фактор) оценивается по 10 бальной шкале со средним значением 5,5 балла.

Ход исследования:

Испытуемому даётся тест, состоящий из двух частей. Во времени не ограничивается. Даётся листочек, где испытуемый пишет свой вариант ответа. Даётся инструкция: Пожалуйста, просмотри тест. На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов. Ты должен выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделённые союзом «или». Познакомившись с вопросом, ты должен выбрать ответ, который тебе больше всего подходит. На листочке нужно написать свой ответ буквой а (вариант ответа из первой колонки) или буквой b(вариант ответа из второй колонки).

Результаты:

Испытуемый имеет высокий балл по шкале экстраверсии, что характеризует ребёнка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям. Ребёнок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, весёлый и общительный.

По шкале «уверенность в себе» ребёнок имеет высокий балл, что говорит о уверенности в себе и низкой тревожности. Отмечается хорошая социальная адаптация.

По шкале «эмоциональная невозбудимость» испытуемый получил низкий балл. Испытуемый характеризует себя как сдержанный, невозбудимый и флегматичный, чаще всего спокойный.

По шкале «независимость» ученик получил высокий балл- является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чём не уступать им.

По шкале «благоразумие» испытуемый получил средний балл, что говорит о среднем уровне рассудимости, серьёзности, осторожности.

По шкале «благосовестность» ученик получил средний балл. Это является признаком безответственности, недобросовестности.

По шкале «смелость» испытуемый получил высокий балл, что говорит о смелости, решительности

По шкале «практичность» ученик получил низкий балл. Это является признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребёнок часто ведёт себя как самостоятельный и независимый, в то же время как ребёнок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.

По шкале «оптимизм» испытуемый получил низкий балл, что говорит о том, что ученик обычно спокоен и редко расстраивается.

По шкале «самоконтроль» ученик получил низкий балл. Низкий балл по этой черте личности говорит о том, что испытуемому тяжело контролировать своё поведение.

По шкале «невозмутимость» испытуемый получил высокий балл. Ребёнок с высоким значением по данной шкале отличается повышенной нервной напряжённостью.

Приложения к протоколу 2

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

– ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

– наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

– количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

– коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n– число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти /Пк/

Уровень кратковременного запоминания

10

8-9

7

6-5

3-4

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

Наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно равна 6 цифрам.

8 правильно воспроизведённых рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

Пк= 6+ 8/4;

Пк= 8.

Итог: у ученика высокий уровень кратковременного запоминания.

Приложение к протоколу 3

Ключи:

1) 8; 9

2) 24; 27

3) 64;128

4) 16;17

5) 4;1

6) 8;1

7) 0,25; 0,125

8) 49; 64

9) 9; 6

10) 38; 76

Оценочная таблица

Время выполнения задания (мин, сек)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и менее

0

5

Очень высокий

2 мин 10 с-4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4мин 35с-9мин 50 сек

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4мин 35с-9мин 50 сек

1

3

Средняя норма

4мин 35с-9мин 50 сек

2-3

3-

Низкая норма

2 мин 10 с-15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня

10 мин – 15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления

Более 16 мин

Более 5

1

Дефект логического мышления