Общее представление о психологической инфраструктуре системы образования
С целью анализа психологической инфраструктуры системы образования введем ряд понятий, являющихся способом описания изучаемых явлений. Очевидно, что конечным звеном циркуляции психологических знаний, умений и навыков в психологической инфраструктуре является их использование, т.е. потребление. Далее, чтобы психологические знания, умения и навыки имели возможность циркулировать, они должны быть созданы, произведены: это начальное звено циркуляции называется производством. И, наконец, в ходе циркуляции психологические знания, умения и навыки подвергаются различного рода изменениям: это — среднее звено циркуляции. В разных сочетаниях эти три составляющих элемента образуют довольно сложную систему взаимодействия, обусловливающую функционирование психологической инфраструктуры системы образования.
Циркуляция знаний, умений, навыков предполагает выполнение трех .основных ролей, которые выполняются участниками этого процесса:
. роль практикующего психолога, непосредственно взаимодействующего с клиентом: сферой его деятельности является психологическая практика;
— роль ученого-психолога, целью которого является’ добывание новых знаний, разработка новых технологий: сферой его деятельности является психологическая наука;
— роль преподавателя-психолога, передающего свои знания другим людям: сферой его деятельности является психологическое образование.
Соответственно этому в психологической инфраструктуре системы образования можно выделить три подструктуры:
— практическую,
— научную,
— образовательную.
На основании выделенных ролей и соответствующих им подструктур можно четко определить сферы профессиональной деятельности в области психологии:
— практика, предполагающая оказание психологической помощи отдельно взятому человеку или группе;
— наука, предполагающая расширение .имеющихся представлений о психологических фактах и закономерностях;
— преподавание, предполагающее психологическую подготовку специалистов для практической, научной и преподавательской деятельности.
Методика проведения мониторинга функционирования психологических ...
... образованием Уважаемые коллеги! Вам предлагается анкета, позволяющая изучить Ваше мнение по функционированию психологической службы в Вашем регионе. Анкета анонимная. 1. Оцените максимальным баллом (9) направление деятельности региональной психологической ... методических кабинетов (центров), которые отвечают за деятельность региональной психологической службы в соответствии с нормативами численности ...
Практическая, научная и образовательная подструктуры психологической инфраструктуры системы образования имеют каждая, с одной стороны, свой собственный статус и, с другой, тесно связаны с двумя другими составляющими компонентами, образуя с ними одно целое. Состояние каждой из них находится в тесной взаимосвязи с состояниями двух других и определяется ими. Переходя далее к конкретной характеристике каждой из подструктур, остановимся на анализе образующих ее компонентов.
1.2. Конкретная характеристика психологической инфраструктуры системы образования
1.2.1. Практическая подструктура
Исходным понятием в практической подструктуре является «пользователь», или «потребитель», который выступаем в грех лицах:
— как клиент,
— как непрофессиональный психолог,
— как профессиональный психолог.
В роли клиента, т.е. объекта контроля и воздействия, выступают вес возрастные категории, начиная с младенцев и кончая взрослыми людьми. Возрастная дифференциация может быть дополнена другими критериями: например, лица с физическими недостатками или правонарушители. Их право на психологическую помощь и защиту декларируется Международными Конвенциями о правах человека и правах ребенка, Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь о правах ребенка. К сожалению, эти общие документы еще не конкретизированы в нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие и обеспечивающие права человека. Иначе говоря, каждый человек имеет право на психологическую помощь и защиту, но это ею право не обеспечивается соответствующими обязанностями государственных (или частых) структур и образований. Таким образом, не будучи субъектом контроля и воздействия, клиент остается пассивным потребителем, а потому лишен психологической помощи до тех пор, пока его психическое состояние (и вытекающее из него поведение) остается в пределах юридической и медицинской нормы.
В роли непрофессионального психолога выступают лица, пытающиеся, обратившись к психологической литературе или другим источникам психологических знаний, самостоятельно разобрался со своими жизненными проблемами или ответить на вопросы, возникающие в их профессиональной деятельности. Поскольку свое психологическое образование они получают через спонтанное, неорганизованное просвещение, поскольку его качество, соответственно, не следует преувеличивать. К эти категории принадлежат учителя и воспитатели, а также ряд других специалистов — смежников, психологическое образование которых носит более упорядоченный характер, но не выходит за пределы просвещения.
В роли профессионального психолога выступают сегодня, во-первых, лица с высшим образованием, прошедшие специальное обучение (переподготовку), но в большинстве случаев не сформированные как психологи, во-вторых, лица, имеющие высшее психологическое образование, но как дополнительное, и, в-третьих, лица, имеющие базовую психологическую подготовку.
Нужна ли студенту и врачу биомедицинская этика? Биоэтика — это ...
... как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только ... медицинские учебные заведения должны иметь в составе преподавателей клинических кафедр лиц, являющихся образцами профессиональной медицинской этики (Цит. по: Royd D.J., 1989). На ...
1.2.2. Научная подструктура
ИСХОДНЫМ ПОНЯТИЕМ В НАУЧНОЙ ПОДСТРУКТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦО, производящее психологическое знание. Оно выступает в таких разновидностях:
— как теоретик, строящий новые модели и концепции,
— как экспериментатор, проводящий эмпирические исследования и ищущий новые факты и закономерности,
— как энциклопедист, анализирующий литературу и распространяющий результаты новейших исследований.
Во всех трех случаях речь идет именно о производстве психологических знаний, умений, навыков.
Но уровню квалификации лица, производящие знания, могут быть, разделены на четыре категории:
1) «непросвещенности» (создают, распространяют и используют психологические знания, полученные в рамках житейской психологии и далекие от науки),
2) «просвещенности» (создают, распространяют и используют психологические знания, опираясь на популярные, но далеко не всегда достоверные источников),
3) «обученности» (создают, распространяют и используют достоверные психологические знания, но не имеют представления об их ценности),
4) «воспитанности» (создают, распространяют и используют психологические знания, имея полное представление о его истинной ценности).
При этом профессиональная воспитанность предполагает обученность и просвещенность, а профессиональная обученность предполагает просвещенность (обратное соотношение мест не имеет).
1.2.3. Образовательная подструктура
Исходным понятием в образовательной подструктуре является преподаватель. Его основная функция активная передача психологических знаний, умений, навыков. Он выступает в трех ролях:
— как популяризатор,
— как передатчик,
— как интерпретатор.
Пользуясь введенной градацией, можно выделить следующие уровни ею квалификации:
1) «непросвещенность» (в основе передаваемых им знаний лежит житейские представления),
2) «просвещенность» (знания получены из не совсем достоверных источников),
3) «обученность» (знания есть, но отсутствуют представления об их ценности),
4) «воспитанность» (наличие представлений о ценности знания).
Как и прежде, профессиональная воспитанность предполагает обученность и просвещенность, а профессиональная обученность предполагает просвещенность.
В зависимости от категории учащихся к преподавателю предъявляются разные требования. Работа с широкой, специально не подготовленной аудиторией предполагает только просвещение: ни профессиональное обучение, ни, тем более, профессиональное воспитание здесь невозможно. Чтобы быть таким преподавателем, достаточно быть «просвещенным» при наличии некоторых навыков работы с аудиторией. Работа с просвещенной аудиторией, ориентированной на обучение, требует от преподавателя значительно большей подготовки: он должен быть, как минимум, «обученным». Только «просвещенный» преподаватель не способен обеспечить процесс обучения. Работа с обученной аудиторией, ориентированной на профессиональное воспитание, требует от преподавателя еще более значительной подготовки: он должен быть, как минимум, профессионально «воспитанным».
Психология рекламной деятельности 3
... восприятия, мышления и, следовательно, поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и определения ... повседневную жизнь. Современные рекламные специалисты придерживаются теории трех психологических состояний: Человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это; Человек отдает себе ...
1.2.4. Взаимодействие практической и научной подструктур
Практическая подструктура предполагает потребление психологических знаний, умений, навыков с целью контроля психического состояния клиента и оказания ему психологической помощи и поддержки.
Научная подструктура предполагает производство этих знаний, умений, навыков. Насколько слаженно работают эти две подструктуры? — На уровне просвещения это взаимодействие, безусловно, присутствует: научная психология в состоянии дать широкие знания, сообщить дополнительные сведения. Однако в центре практической подструктуры стоит не просвещение (хотя и оно имеет место), а обучение и воспитание. Лишь владея необходимым набором средств психологической диагностики и коррекции (умения и навыки — обучение) и психологически понимая проблемы клиента (воспитание), практический психолог может ему помочь и поддержать.
К сожалению, ни научная, ни практическая подструктуры не ориентированы на производство новых диагностических методик, тестов, корректирующих процедур в области практической психологии. Более того, научная психология не ориентирована на адаптацию и проверку уже существующих методик и процедур научными средствами. В результате в настоящее время мы имеем огромное количество различного рода диагностико-коррекционных материалов, не соответствующих требованиям, предъявляемым к такого рода.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Настоящий стандарт содержит требования к обязательному минимуму содержания и уровню психологической подготовки практического психолога.
2.2.1. Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога
Практический психолог должен:
— понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
— владеть, инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
— знать, основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;
— знать, историю и становление психологической науки;
— понимать, специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;
Психология человека в Исламе
... вопросы кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя рабы Мои ... народа подчеркнул пророк Мухаммад, спросив у своих соратников, знают ли они, кто такой бедный человек. Они ответили, что среди них бедным считается тот, у ...
— иметь, представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;
— знать, критерии нормы психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы
— знал, закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;
понимать принципы переработки информации в централь ной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
— иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;
— понимать природу деятельности и ее внутреннего строения, происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека;
— знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
— иметь, понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
— знать, психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
— понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности;
— знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти;
— понимать нейронные механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических функций и поведения в целом;
— иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу и профпригодности по индивидуально — типологическим характеристикам, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;
— знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирование производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
— знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возраст ной стадии;
— иметь представление об истории возникновения и развития психологии труда в отечественной психологии и за рубежом.
— знать пути профессиональной ориентации, функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов;
— знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, психологические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нраветвенною развития личности в обучении;
— знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, умения пользовался методами диагностики обученности и воспитанности;
проблема человека и его психики
... в контактах с нею. Психика есть не только у человека, но только человек благодаря особенностям своей психики способен к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным ... 3. проанализировать закономерности нравственного развития личности. Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1 Понятие человека в науке Человек – это ...
— владеть методами психическою наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологическою измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
— профессиональный психолог должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности и в более узких направлениях психологии.
Конкретные требования к специальной подготовке профессионального психолога и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.