ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПЛАН:
1. Компоненты
психологической
готовности к обучению.
2. Факторы и группы риска.
3. Адаптация к школе.
- «Школьная зрелость»– это достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; может овладевать знаниями, умениями, навыками и поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
- 5 – 5 с половиной лет – около 80 %не готовы к школе.
- В 6 лет – 51 %,
- В 6 с половиной лет – 32 %.
- В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.
Компоненты психологической готовности к обучению
Личностная готовность
- 1. Развитие мотивационной сферы.
- 2. Внутренняя позиция школьника.
- 3. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу.
Интеллектуальная готовность
- 1. Определенный запас знаний об окружающем мире.
- 2. Развитие восприятия.
- 3. Развитие наглядно-образного мышления.
- 4. Умение обобщать и дифференцировать предметы.
- 5. Развитие речи, фонематического слуха.
Двигательная готовность
- 1. Развитие мелкой моторики.
- 2. Развитие крупных движений (рук, ног, всего тела).
Развитие предпосылок к учебной деятельности
- 1. Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого.
- 2. Умение самостоятельно действовать по заданию.
- 3. Умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.
ФАКТОРЫ РИСКА
Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи
... и др.). Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы ... и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Другой показатель интеллектуального развития ребенка – умение ориентироваться на систему признаков. Этот показатель позволит выявить, сколько признаков ...
Деятельность и общее развитие
- неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий даже с помощью взрослых
- хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых
- трудность работы без отвлечений даже в течение 5–7 минут
- явно отрицательная реакция на неудачу;
- низкий запас сведений, знаний
- трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления
- низкий уровень развития памяти
Уровень речевого развития
- бедный запас слов
- плохое умение грамотно строить предложения
- трудности артикуляции
- нарушения звукопроизношения
- затруднения звукобуквенного анализа
Развитие координации движений и графических умений
- неловкость при выполнении задания
- неспособность выполнить задание
- низкий уровень координации движений пальцев
- неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии
- неровность, нечеткость штрихов
- тремор (дрожание рук)
Зрительное восприятие
- затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний
- неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т. п.)
Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцоваизучили динамику формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и первоклассников и выявили следующиеособенности таких детей:
- недостаточная самостоятельность мышления;
- чрезвычайная затруднительность в абстрагировании существенных признаков усваиваемого материала и обобщения их в понятия;
- малая осознанность интеллектуальной деятельности;
недостаточная гибкость интеллекта.
Чаще всего к группе риска относятся:
- дети с задержкой или нарушениями развития речи;
- дети с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-моторных координаций или пространственного восприятия;
- медлительные дети;
- леворукие дети;
- дети с нарушениями нервно-психической сферы.
Чтобы период адаптации ребенка к школе прошел спокойнее, необходимо следующее:
Гиперактивный ребенок в начальной школе
... а является следствием психического нарушений развития ребенка. В группу риска входят дети, которые родились при помощи кесарева ... ? провести опрос и анализ результатов гиперактивности детей в современной школе. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого-педагогической ... этого заболевания у детей: «заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением ...
- Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
- За месяц до школы измените режим для малыша.
- Познакомьте ребенка со школой и учительницей.
- Психологически готовьте к школе.
- Создайте условия для развития интеллекта.
- Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
- Поощряйте общение со сверстниками.
- Учите ребенка управлять эмоциями.
- Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения.
- Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
- Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Отвечайте на вопросы ребенка.
- Реально оцените возможности ребенка.
- В начальный период обучения не загружайте малыша различными развивающими занятиями.
- Нельзя полностью полагаться на самостоятельность ребенка, но в то же время всё делать за него.
- Проявляйте интерес к школьным делам.
- Стремление ребенка делать всё в точности, как сказал учитель, ложно быть принято с пониманием.
- Нельзя сетовать и опасаться по поводу несовершенства учителей и школьных программ.
- Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
- Следите за состоянием здоровья.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
ВЫВОД:
Главную роль в психологической готовности к школе, по мнению многих отечественных психологов, играет мотивационная зрелость ребенка.