Психологи

Платон.

Провел границу между материей и духом. Душа может существовать вне тела. Определил ориентацию психич. сознания на решение философских, этических и моральных проблем.

Оллпорт.

Основоположник теории черт личности. Черта — предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных ситуациях. «Пропиум» — особая надличностная культура, близкая к понятию «Я». Основная роль в развитии пропиума — общества. Человек, имеющий развитый П — развитая лич-ть.

Гилфорд.

«кубическая модель»

способности человека определяются 3 категориями: операциями, содержанием и продуктами. Выделяет 150 задач, каждой из которых соответствует определенная способнось.

Дивергентное мышление — мышление в разных направлениях с множеством возможных решений, а не одним правильным ответом.

Юнг.

Представитель аналитической теории личности. Главный источник развития личности — врожденные психологические факторы. Архетип — первичные идеи, наследованные от родителей. Смысл жизни — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. Личность формируется в течение всей жизни. Осн. личности — бессознательное (коллект — совокупность всех архетипов).

Поведение человека подчинено бессознательному. Истинное содержание личности скрыто от посторонних.

Аристотель.

Противопоставил себя Платону. Душа — основа всех жизненных функций, неотделима от тела, определяет чувства. Восприятие формирует мышление, а мышление — разум. 3 типа души — растительная, животная, разумная.

Кеттел.

Противопоставлял себя Олпорту. Уникальность не является только привилегией личности, неповторимость характерна для всех естественных наук. Применение естественнонаучного подхода при исследовании личности.

Павлов.

Физиологич. особенность темперамента — сочетание осн. св-тв нервной системы, определяющихся типом высшей нервной деятельности (ВНД).

2 стр., 758 слов

Ступеньки развития мышления детей первого года жизни

Анна Шевякова Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой. В. А. Сухомлинский. Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал ...

2 осн. процесса нервной системы: возбуждение и торможение. 3 свойства этих процессов:

  1. Сила возбуждения и торможения.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность, сменяемость.

Выделил 3 «чисточеловеческих» видов Н. Д: мыслительная, художественная, средний (до 80% всех людей)

Адлер.

Жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях. Формируется с детства под влиянием окружения. Основы:

  1. герой (копирование)
  2. антигерой (отвержение)
  3. идеал (направляет ребенка)
  4. сюжет (модель событий)
  5. другие персонажи
  6. свод нравственных правил

Декарт.

«мыслю — значит существую». Ввел понятие «сознание» как критерий различия души и тела. Ввел понятие рефлекса. Душой обладает только человек. Принцип дуализма (2принципа объяснения 1 вопроса).

Душа приводит тело в движение, а тело поставляет чувственные представления.

Скиннер.

Представитель бихевиоризма. Оперантное поведение спонтанно и возникает без очевидных стимулов. Оперантное поведение можно модифицировать путем подкрепления. Экспериментальные пути. «ящик Скиннера». Подкрепление — предмет или событие, которое значимо для организма. + и — подкрепление. !!! Научение связано с имеющимся опытом животного, а также с врожденными формами поведения.

Хорни.

В основе человека лежит врожденное чувство беспокойства, заложенное при рождении и вызванное ощущением враждебности мира и желанием избавиться от него. 3 типа поведения:

2 стр., 905 слов

Раздел 1. Значение психологии для человека и общества.

    Тема 1. Психология в жизни отдельного человека. (Л-1ч)  Задачи психологии как науки и практики для человека. Показать человеку ценность самого себя, пробудить интерес человека к самому себе или повысить его. Помочь человеку в познании самого себя, обходиться с самим собой. Окно Джогарри. Область «слепого пятна» как проблема самопознания. Необходимость других людей для ...

  1. стремление к людям — устойчивы
  2. стремление от людей — устрашен
  3. против людей — агрессивный тип

У здорового человека возникают ситуационные неврозы; а неврозы характера считаются болезнью.

Локк.

Следует философии Декарта. Полагает, что разум пассивно отражает воздействия окр. среды. Существует внешний опыт, основанный на чувствах, его результат — просто идеи; и внутренний опыт, который формируется путем манипуляции ума с простыми идеями, при этом из простых идей формируются сложные (самонаблюдение).

Душа — чистая доска, на которой ничего не написано; бессмысленна.

Пиаже.

«сенсомоторный интеллект» как противоположность рефлексу; этапы:

  1. преобладание рефлексов (1)
  2. простые навыки (1−4)
  3. активное изучение (4−8)
  4. схема действий (8−12)
  5. эксперименты для достижения цели (12−18)
  6. решение без эксперимента (18−24)

Переход в символический план (оперирование символами — словами).

Фромм.

Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, которая формирует у человека оторванность от общества, чувство одиночества, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.

.

Эриксон.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Последователь Фрейда. Развил идею ведущей роли социума в формировании «Я» человека. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Описал 8 кризисов в жизни человека.

  1. орально — сенсорная
  2. мышечно-анальная
  3. локомоторно-генитальная
  4. латентная
  5. подростковый возраст
  6. ранняя зрелость
  7. средняя зрелость
  8. поздняя зрелость

Валлон.

Рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Стадии развития:

  1. импульсивная (до 6 мес.)
  2. эмоциональная (6−10 м.)
  3. сенсомоторная (10−14 м.)
  4. проективная (14 — 3 г.)
  5. персоналистическая (3−6)
  6. учебная (6−12)
  7. полового созревания

Колберг.

Продолжил исследование Пиаже:

  1. преднравственный ур-нь (4−10 лет)
  2. конвенционный Ур-нь (10−13 лет)
  3. постконвенционный Ур-нь (с 13 лет)

отмечает, что многие люди так и не переходят на 4 стадию развития, а до 6 доходят лишь 10% старше 16 лет.