Психическое развитие подростка

Тема. Психическое развитие подростка

План.

1. Понятие подросткового возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка.

2. Центральное новообразование психики подростка и его

влияние на психологические особенности возраста.

3. Характеристика ведущего типа деятельности подростка.

Подростковая субкультура.

4. Интеллектуальное развитие подростка

 

I. Понятие подросткового возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка.

Подростковый возраст традиционно считается одним из самых трудных в воспитательном отношении. Известно, что наибольшее число детей с так называемой «школьной дезадаптацией» (не умеющих приспособиться к школе, что проявляется в низкой успеваемости; плохой дисциплине; расстройстве взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; появлении негативных черт в личности и поведении; отрицательных субъективных переживаний и т.п.) приходится именно на средние классы. Подростковый возраст сложен и противоречив, противоречивость буквально пронизывает всю внутреннюю жизнь молодого человека. Она осознается и самими подростками и во многом определяет их поведение. Стараясь противостоять собственной противоречивости, преодолеть ее, подросток чаще всего выбирает одну из двух поведенческих стратегий: или повышенную стереотипизацию поведения (на разнообразные вызовы внешней среды подросток реагирует более – или менее однозначно), или резкий переход от одного типа реакций к прямо противоположному, от одного полюса к другому (подросток как будто ставит себя в условия выбора «либо – либо», «5050», «все или ничего»).

Если бы подростку было доступно проявление всего спектра реакций в зависимости от требований ситуации, то, несомненно, можно было бы говорить о поведенческой гибкости и большей адаптивности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подростка подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые образования. Организм ребенка подвергается глубокому преобразованию, причем в очень быстром темпе, в связи с чем меняется общий облик подростка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, не всегда понятные самому подростку. Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток все чаще задумывается о своих возможностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Учитывая происходящие глобальные изменения в практически всех сферах жизни подростка, можно сделать вывод о подростковом периоде как особом этапе жизни человека, когда он оказывается беззащитен перед этим шквалом изменений. Подросток не успевает осознать все, что с ним происходит, приспособиться к этому, принять себя в новом качестве. Рост числа психических расстройств у подростков (особенно – психопатии, преходящие психопатоподобные нарушения поведения, шизофрения, неврозы) связывают с акселерацией развития, бурными социально-экономическими сдвигами, что сопровождается резкой ломкой уклада жизни; с урбанизацией и миграцией населения; с изменением мировоззренческих стереотипов.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... и достоинства. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями ... Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.  1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.  2. Общение - специфический вид ...

В результате в этом возрасте встречается самое большое количество так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся кризис, а половое созревание – как фактор (биологический), обуславливающий в первую очередь психические особенности подросткового возраста, в том числе и сложности развития на данном этапе.

Этот процесс преобразования и определяет основные особенности подростков, а, значит, и специфику работы с ними.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, кризис полового созревания может возникнуть и в 11, и в 13 лет. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время принято считать, что этот период охватывает возраст с 10 (11) – 14 (15) лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В физиологии процесс полового созревания условно подразделяется на три фазы

1. Препубертатный период или подготовительный – от начала ускорения роста, полового оволосения до первых менструаций и эякуляций.

2. Собственно пубертатный период, когда осуществляются все основные процессы полового созревания – от первых менструаций и эякуляций до остановки роста.

3. Постпубертатный период, в ходе которого организм достигает полной биологической зрелости – от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, то препубертатному периоду соответствует преподростковый, или младший подростковый возраст, пубертатному периоду – подростковый возраст, постпубертатному – юношеский возраст.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, ... своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена ...

Механизмы полового созревания связаны в первую очередь с перестройкой систем центральной регуляции деятельности организма, т.е. с изменениями в нейроэндокринной системе, причем как в центральной нервной системе, так и железах внутренней секреции. Одним из наиболее демонстративных проявлений пубертатного периода является физическое развитие. Увеличиваются рост и вес подростка, причем девочки развиваются быстрее мальчиков, опережая их примерно на 2 года: девочки наиболее активно растут в 11-12 лет, мальчики – в 13-14 лет (рост в это время может увеличиваться на 10 см в год).

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей. В подростковом возрасте темпы роста разных частей тела не совпадают: сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук, ступни, затем удлиняются руки и ноги, и только в последнюю очередь – туловище. Масса тела также увеличивается, но не столь быстро, как растет скелет. Все это приводит к непропорциональности тела, подростковой угловатости, они часто ощущают себя неловкими и неуклюжими.

Растут легкие, развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, увеличивается объем сердца, а темп роста кровеносных сосудов отстает от темпа роста сердца (может возникать юношеская гипертония).

Происходит дальнейшее развитие головного мозга, его высших отделов – лобных долей коры больших полушарий (что увеличивает возможности подростка: растет осмысленность восприятия, становится легче организовать произвольность внимания).

Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – причем, в разное время у разных детей (так же, как и рост): у рано созревающих мальчиков (акселератов) вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11 году жизни, а максимальный рост приходится на 13 год. Их поздно созревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года; максимум различий в размерах и весе тела между девочками-акселератками и девочками-ретардатками приходится на 12-14 лет.

Самих подростков рано начинают волновать особенности внешности и физического развития. Внешность для подростка является атрибутом и аргументом взрослости и имеет характер сверхзначимости. Половое развитие – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуемая тревожностью, становится доминирующей идеей. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

Взаимные обмеры и сравнения своего тела с телом сверстников и сверстниц – обычное и закономерное явление. Достаточно впечатлительные подростки зачастую видят дефекты там, где их на самом деле нет («слишком длинный нос», «слишком короткие ноги»).

В результате подобных переживаний происходит снижение самооценки, может возникать чувство неполноценности или невроз. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, трудно удерживать субъективное ощущение целостности образа «Я» или чувства идентичности, что порождает множество личностных проблем.

Огромное влияние на становление самосознания и образ физического «Я» оказывает темп полового созревания (процессы акселерации – ретардации).

17 стр., 8364 слов

Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми

... какие факторы обуславливают характер складывающихся взаимоотношений подростков и взрослых; какие виды деятельности являются наиболее эффективными для развития и установления наиболее гармоничного общения ... детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но ...

Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития: девочки более уверены в себе, спокойны; мальчикам – акселератам не приходится бороться за положение и статус: их воспринимают и взрослые, и сверстники как более зрелых, они становятся лидерами в старших классах, увереннее чувствуют себя и в отношениях с противоположным полом. Ретарданты кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Позднее ретарданты чаще испытывают чувство неполноценности, считают себя отвергнутыми и подавленными родителями; устойчивая потребность в опеке сочетается у них с мятежностью, жаждой автономии и освобождения от внешнего контроля.

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Именно от деятельности желез внутренней секреции, от поступления гормонов в кровь и их влияния на работу внутренних органов зависит лабильность эмоций, так характерная для подростков (обидчивость, раздражительность, плаксивость и даже истеричность).

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Известно что, вступление в переходный период всегда сопровождает рост интереса к вопросам пола. Сначала этот интерес сосредоточен на изменениях, происходящих с собственным телом подростка. Постепенно подростки начинают интересоваться не только собственным развитием, но и развитием других. Перед ними возникает все больше вопросов, касающихся развития представителей противоположного пола, происходящих с ними изменений, связанных с половым созреванием. Подростки начинают проявлять повышенный интерес к основным фактам, связанным с размножением человека. Мальчики и девочки постепенно начинают осознавать свои собственные развивающиеся сексуальные чувства и влечения, как их вызвать и выразить. Возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям и их выражению. Исследования показали, что стремительно растет процент молодежи, вступающей в добрачные половые отношения. При определении основных причин, по которым подростки вступают в сексуальные отношения, было установлено, что зачастую движущей силой подростковой сексуальности являются эмоциональные потребности, которые не имеют к сексу никакого отношения. Эти эмоциональные потребности включают в себя желание ощутить чью-то нежность, избавиться от одиночества, получить признание, подтвердить свою мужественность или женственность, повысить самооценку, выразить гнев или избежать скуки. Иначе говоря, сексуальное поведение по своей сущности является для подростка замещающим, а секс становится средством выражения и удовлетворения несексуальных потребностей.

Кроме того, в подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции,- связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний. Нельзя забывать и о том, что подростковый возраст – это возраст акцентуаций характера.

 

II. Центральное новообразование психики подростка и его влияние на психологические особенности возраста

Сравнивая себя с взрослым, оценивая сдвиги в физическом развитии, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение особой формы самосознания – чувства взрослости.

13 стр., 6358 слов

Изучение отношения подростка к себе

... Эмпирические задачи исследования: определить группы подростков, различающихся содержанием чувства взрослости; выявить различия у подростков с разным содержанием чувства взрослости по таким показателем отношения к себе, ... позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника ...

Чувство взрослости – стремление быть, считаться и казаться взрослым, относиться к себе как к взрослому, ощущать себя в какой-то мере взрослым человеком.

Под развитием чувства взрослости обычно понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного участника этой жизни.

В этом процессе можно выделить две стороны. Прежде всего, это становление объективной взрослости (готовность ребенка к жизни в обществе взрослых).

Во-вторых, становление субъективной взрослости, под которым понимается развитие чувства взрослости или развитие тенденции к взрослости. Несмотря на то, что у подростка возникают проявления взрослого индивида (анатомо-физиологические изменения организма), он обладает еще всеми чертами «детскости», поэтому можно говорить лишь о субъективной взрослости подростка (чувстве и тенденции к взрослости).

У подростка очень велико отвергание своей принадлежности к детям и утверждение большей взрослости по сравнению с ними, но еще отсутствует ощущение полноценной подлинной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими. Разрыв между реальным уровнем взрослости и желаемым подростком постепенно уменьшается, но все же сохраняется на протяжении всего подросткового периода и выступает как специфический стимул социальной активности подростка, направленной на усвоение образцов взрослости. Это новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности в этот период развития, ее аффективно-потребностным ядром, определяющим содержание и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний.

Психологами были выделены следующие источники возникновения чувства взрослости

1. Осознание и оценка сдвигов в физическом развитии и половом созревании.

2. Социальные источники:

— условия значительной самостоятельности и доверия взрослых («мужичок с ноготок»);

— отношение к подростку как к равному со стороны тех его товарищей, которых он считает много старше себя;

— установление подростком сходства в чем-то конкретном (ловкость, умения, сила, знания и т.д.) между собой и человеком, которого подросток считает взрослым.

О сформированности чувства взрослости у подростка свидетельствует, во-первых, возникновение у подростка желания и требований, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные требования: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства, и права на определенную самостоятельность. Вторым показателем чувства взрослости является наличие у подростков стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. Это может проявляться по-разному и касаться различного содержания: взаимоотношений со сверстниками, занятий в свободное время, учебных обязанностей и т.д.

3 стр., 1063 слов

Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

... возраста. Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка. Задачи: - Дать характеристику психического развития дошкольника; - Изучить факторы психического развития ребёнка; - Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного ...

Третий показатель существования чувства взрослости – наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок, их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Формирование чувства взрослости у подростка (т.е. представление ребенка о себе как не ребенке, а более взрослом) имеет важные последствия, поскольку в нашем обществе дети и взрослые представляют собой две разные группы и имеют различные права, обязанности, привилегии. Возникновение у подростка представления о себе, как уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентировку с «детских» обязанностей на «взрослые», а также появление специфической социальной активности, которая заключается в большой восприимчивости к усвоению различных норм, ценностей, способов поведения. Усвоение различных образцов взрослости происходит в практике отношений с взрослыми, сверстниками через прямое заимствование или подражание, путем самовоспитания или самообразования.

Взрослость подростков может проявляться в различных сферах жизни: учении, трудовой деятельности, отношении с взрослыми, сверстниками, во внешнем облике и поведении. На основании этого Т.В. Драгуновой были выделены следующие виды взрослости детей.

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания).

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины»: силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, их благополучии принимает характер жизненной ценности.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

Тем не менее, стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Подобное противостояние подростка и «взрослой» среды неминуемо приводит к возникновению кризиса. Традиционная причина кризисов состоит в возникновении противоречий между потребностями и стремлениями, которые уже появились у ребенка на основе изменений в его психическом развитии, и теми требованиями, которые предъявляются взрослыми без учета этих изменений, т.е. противоречием между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

По мнению Л.С. Выготского суть кризиса состоит в наличии трех не совпадающих между собой точек созревания – полового, общеорганического и социального. По этому вопросу он писал следующее: «Половое созревание начинается и заканчивается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного

формирования». Графически он изобразил это в виде треугольника, вершинами которого служат названные точки созревания: полового (П), общеорганического (О), социального (С).

Подростковый кризис отличается от всех кризисов (1 г., 3 г., 7 лет) своей остротой и продолжительностью. Причины этого кроются в быстром темпе физического и умственного развития, которые, однако, не приводят к полной социальной зрелости (в результате чего возникающие потребности не могут быть удовлетворены).

Кроме того, препятствием к удовлетворению возникших потребностей служат внешние факторы (как в предыдущих кризисах) – например, запреты взрослых, не изменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность и пр., но и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на себя, привычки, черты характера, мешающие осуществить задуманное. Вместе с тем, существенными в образовании подросткового кризиса являются постоянный контроль со стороны взрослых; зависимость и опека, от которой подросток стремится освободиться; считая себя достаточно взрослым, чтобы самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению. Однако, нельзя не учитывать и фактор полового созревания, которое влечет за собой повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, а также появление и развитие новой для ребенка потребности – полового влечения, осознание и переживание которого также связано с особенностями поведения подростка.

Итак, суть осуществляющегося в подростковом возрасте перехода от детства к взрослости состоит в постепенном отмирании черт детскости и замене их чертами взрослого человека. Однако подобная постепенность при переходе от детства к взрослости является редким исключением и может быть характерна только для очень небольшого числа подростков. Для большинства же подростков переход из детства во взрослость крайне сложен и сопряжен с огромными трудностями. Это может быть связано прежде всего с тем, что становление взрослости и отмирание детского в человеке в большинстве случаев происходит далеко не безболезненно.

Нужно отметить, что характер смены прежнего типа отношений («детского») на новый («взрослый») во многом зависит от того, кто является инициатором этой смены (взрослый или ребенок).

Если это происходит по инициативе взрослого, в этом случае существует возможность управления этим процессом и избежания трудностей. Если же инициатором изменения взаимоотношений является подросток, вероятность возникновения конфликтов велика, поскольку у подростка уже возникло «чувство взрослости», а отношение взрослого к нему, по сравнению с детством, не изменилось.

7 стр., 3241 слов

Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации

... и т. д. По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность. Лечебно-курортная рекреация различается по ... самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм. Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной ...

Возникающий в подростковом возрасте новый тип самосознания (чувство взрослости) в целом нуждается в длительной практической апробации. Поэтому всеми силами подросток стремится показать себя перед другими людьми в новом качестве, иначе говоря, самоутвердиться в обществе. Но поскольку никакого места в системе отношений со взрослым ребенок еще занять не может, он находит свое место и удовлетворяет свою потребность в детском сообществе. Доказательство своей взрослости окружающим, особенно когда сам еще не уверен в этом, является задачей сложной и значимой для подростка, что и определяет ее ведущее положение в структуре мотивов. Причем подростковое самоутверждение отличает известная демонстративность: для него «казаться кем-то» и значит «быть кем-то» (поэтому так часты случаи подражания внешним признакам взрослости – одежда, курение, алкоголь, косметика, жаргон …).

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания готов на многое (готов поступиться своими взглядами и убеждениями), а потеря авторитета в глазах товарищей – самая большая трагедия для подростка.

Однако подросток, начинающий переживать, пусть даже смутно, чувство взрослости, уже вступивший в период освоения себя через общение со сверстниками – этот подросток – уже находится на пути саморазвития.

 

III. Характеристика ведущего типа деятельности

подростка. Подростковая субкультура.

Подросток стремится утвердить свое равноправие в социальной группе. А вытекающая из такого самоутверждения необходимость в сочувствующей и соучаствующей аудитории проявляется в поиске своей референтной группы – друзей, признающих его «взрослость» и равноправие, равномочность и равнозначность. Если такой группы нет в школе, дома, то ее поиски продолжаются во дворе, на улице. Потому и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

По мнению Т.В. Драгуновой, «общение с близким товарищем выделяется как совершенно особая деятельность подростка. Предметом этой деятельности является товарищ – сверстник как человек. Эта деятельность существует:

1) в виде поступков подростков по отношению друг к другу;

2) в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним».

Социальная ситуация развития так же претерпевает изменения. Так, взаимоотношения подростка с референтной группой и образуют в значительной степени социальную ситуацию его развития. У подростка существуют достаточно устойчивые требования к составу группы.

Одним из основных параметров качественного состава референтной группы является (особенно в младшем и среднем подростковом возрасте) ее однородность в половом отношении (сегрегация), что связано с данным этапом формирования половой идентичности. Важным параметром выбора друга является его возраст. Близкие друзья в подростковом возрасте, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Они похожи по уровню интеллектуального развития, социальному поведению, успехам в учении. Могут быть исключения – дружбу людей с абсолютно противоположными характерами можно объяснить тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему недостает. С младшими по возрасту подростков может связывать только шефство, и никогда – дружба. Отношения с взрослыми сложны и неоднозначны. Так, взрослый может стать близким другом для подростка, и со стороны взрослого нужно «совсем немного»: понимание и уважение подростка как равного себе, а также соучастие в общей и совместной деятельности, которая не только отвечает интересам и ценностным ориентациям подростка, но и обеспечивает ему самоутверждение. Однако гораздо чаще подросток стремится освободиться от влияния взрослых – их контроля, опеки, прямого руководства. В крайних случаях эта реакция (реакция эмансипации) проявляется в постоянном стремлении поступать только по-своему, очень близко напоминая и по механизмам, и по признакам поведения сплав упрямства и негативизма, свойственный «кризису трехлетних». Точно так же, как при этом кризисе, силовой нажим со стороны взрослых способен перевести реакцию эмансипации в открытый, самоцельный и самоценный бунт против самих же взрослых, их стандартов, традиций, ценностей.

14 стр., 6781 слов

Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей ...

... деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Для разработки эффективной работы в ДОУ, направленной на развитие у детей наглядно-образного мышления, ... предположить, что с помощью комплекса игр направленных на развитие наглядно-образного мышления, можно обеспечить развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников, переводя реальные действия с предметами в ...

Школа как место общения и самоутверждения не тождественна школе в ее исходном значении. Подростки общаются, и их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В подростковом возрасте учебная деятельность отступает на задний план, хотя и остается преобладающей, но центр жизни переносится в деятельность общения. Меняется и система взаимоотношений с учителем: место, которое подросток занимает внутри классного коллектива, становится гораздо важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет большое значение для развития внутренней жизни.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Такого рода субкультура характерна в основном для старших классов школы, когда возникает небольшое общество и большинство важных взаимодействий происходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано чаще всего формально. Чем дольше дети учатся в школе, где они отделены от взрослого общества, тем больше времени они посвящают внеклассной деятельности. Они создают субкультуру со своим собственным языком, модой и что, самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, подростки живут в изолированном обществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых, где подростки могут проявлять самостоятельность и принимать собственные решения.

 

IV. Интеллектуальное развитие подростков.

Интеллектуальное развитие подростков характеризуется, с одной стороны, увеличением объема, уровня и степени систематизации знаний, приобретаемых, прежде всего, в процессе школьного обучения, а с другой – развитием познавательных психических процессов, включающим развитие дифференциальных функций, действий с разнообразными операциями и мотивации.

Подростковый возраст, как и весь школьный период, характеризуется очень интенсивным, хотя и неравномерным развитием всех интеллектуальных функций. На протяжении школьного возраста обнаруживаются периоды более или менее выраженных подъемов, спадов и относительной стабилизации в развитии интеллектуальных функций. Сравнение временных границ этих периодов для различных функций показывает отчетливое проявление гетерохронии в их развитии.

В подростковый период неравномерность и гетерохронность как общего, так и интеллектуального развития усиливаются. Во многом это обусловлено теми существенными перестройками, которые происходят в организме подростка в связи с половым созреванием и сказываются на функционировании мозга, анализаторных систем, умственной работоспособности и т.д. Вместе с тем огромное влияние на интегральное развитие подростков оказывает переход к обучению в средней школе с его новыми условиями и более высокими требованиями по сравнению с начальным обучением. Совместное действие всех этих факторов и обусловливает некоторый спад в развитии ряда дифференциальных функций в начале подросткового (периода) возраста (11-12 лет), который в 13-15 лет сменяется новым подъемом. Однако эта закономерность не является универсальной для всех функций и совсем не исключает гетерохронность их развития, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Развитие сенсорных функций прогрессирует на протяжении всего школьного и юношеского возраста, достигая максимума к 20-25 годам. Так, в 14-15 лет, острота, поле зрения и глазомер достигают уровня совершенства этих функций у взрослых.

Кроме того, в подростковый период наблюдаются существенные качественные перестройки, выражающиеся в ослаблении корреляционных связей между всеми функциями и смене положительных корреляций отрицательными. Эти изменения, по-видимому, характеризуют переход от видовой (достаточно жесткой, запрограммированной) структуры к более гибкой индивидуальной. Вероятно, именно это обусловливает формирование индивидуального стиля деятельности.

В тесной связи с совершенствованием сенсорных и сенсомоторных функций идет развитие перцепции. К началу подросткового возраста довольно высокого уровня развития достигает зрительное восприятие пространственных отношений предметов (выделение количества частей в объектах, соединение частей, размещение объектов в пространстве и др.), завершается формирование константности восприятия, улучшается точность восприятия времени. Существенную роль в этом играет не только совершенствование деятельностных анализаторов, но и развитие у школьников пространственных и временных представлений, речи, мышления. Повышение осмысленности восприятия, превращение его в наблюдение как собственно «теоретическую, познавательную деятельность» (С.Л. Рубинштейн, 1946), развитие наблюдательности – главные достижения перцептивного развития в подростковый период. Роль мышления повышается не только в перцептивной, но и в мнемической деятельности подростка. Так, было установлено повышение продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания, запоминания абстрактного материала у подростков по сравнению с младшими школьниками.

Подростковый период характеризуется интенсивным, но неравномерным развитием всех видов памяти, с одной стороны – улучшением способности нервной системы к запечатлению и сохранению явлений окружающего мира, а с другой – качественными изменениями мнемической деятельности учащихся, повышением ее осмысленности путем усвоения в процессе обучения приемов опосредованного запоминания.

Качественные перестройка сенсорно-перцептивных и мнемических процессов в связи с повышением их осмысленности свидетельствуют о ведущей роли мышления в познавательной деятельности подростков, о его «центральном значении для всей структуры сознания и всей системы деятельности психических функций» (Л.С. Выготский, 1960).

Преобразование самого мышления в подростковом возрасте заключается в переходе к абстрактному, отвлеченному мышлению, к возникновению (по Ж. Пиаже) логических (формальных) операций. Развитие мышления подростков может выражаться в изменении наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного мышления; в формировании навыков мыслительной деятельности; в интенсивном формировании форм мышления (понятий, суждений, умозаключений); в развитии осознания процессов своего мышления; в росте все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний, а также в регулировании поведения.

Значительно совершенствуется и способность к абстрагированию, при этом самый большой сдвиг имеет место в 15-16 летнем возрасте. С овладением разнообразными мыслительными операциями тесно связано повышение быстроты и качества решения различного рода задач.

В целом же развитие мышления у подростков способствует систематизации знаний, приобретаемых в процессе обучения, возникновению все более сложных внутри- и межсистемных ассоциаций, создающих основу для формирования мировоззрения.

Таким образом, интеллектуальное развитие подростков характеризуется усилением неравномерности и гетерохронность развития интеллектуальных функций; интенсивным развитием абстрактного мышления, преобразующим остальные функции; переструктурированием интеллектуальных функций, предположительно отражающим процесс перехода от видовой (достаточно жесткой, запрограммированной) их структуры к более гибкой индивидуальной; ослаблением межфункциональных связей, что, по-видимому, свидетельствует о перестройке всего интеллекта в школе.