Программа дисциплины «Введение в профессию»

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА- ЛЕНИНА В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

_________ А.Н. Макаров

Цикл ____________________ ОПД_____________________________

Специальность: 030301.65 «Психология»

Принята на заседании кафедры психологии

(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)

И.о. заведующего кафедрой: (Исмагилова Р.Р.)

Утверждена Учебно-методической комиссией гуманитарного отделения

филиала КГУ (протокол № _____ от «____»____________ 200__ г.)

Председатель УМК: Л.Р. Муртазина ___________________

  1. Краткая аннотация.

Рабочая программа дисциплины: «Введение в профессию»

Предназначена для студентов I курса по специальности 030301.65 «Психология».

Автор: старший преподаватель кафедры психологии Исмагилова Регина Рифкатовна.

Учебный курс «Введение в профессию» является одной из первых профессионально — ориентированных дисциплин, изучаемых студентами – будущими психологами.

Необходимость преподавания данной дисциплины обусловлены тем, что профессиональная подготовка психологов в высших учебных заведениях лишь в последнее десятилетия приобрела массовый характер. Развитие психологического образования связано с актуальными потребностями современного общества, идущего по пути гуманизации и демократизации и ориентированного на всестороннее развитие личности человека.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

Широкие социальные преобразования приводят к актуализации потребностей общества в профессиональных психологах, делают эту профессию престижной и востребованной.

Цель курса: познакомить студентов с особенностями и перспективами вузовского психологического образования, дать предварительную ориентировку в круге основных проблем профессиональной деятельности психолога, заложить фундамент профессионального самоопределения будущих специалистов-психологов.

  1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Введение в профессию».

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • изучить структуру и функции высшего учебного заведения;
  • изучить содержание подготовки будущих психологов на разных этапах обучения;
  • изучить особенности подготовки психологов за рубежом;
  • знать нормативные требования к работе психолога, регламентирующие его деятельность, критерии оценки работы психолога;
  • знать этические нормы и правила;
  • знать положения этического кодекса и деятельности психолога;
  • уметь ориентироваться в теоретической и практической психологии;
  • уметь применять полученные знания при изучении других психологических дисциплин и в дальнейшей практической деятельности;
  • обладать навыками самостоятельной учебной работы, нахождение, освоение и использование информации по проблемам профессиональной сферы психологов.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения очная

Количество семестров I семестр

Форма контроля зачет

№ п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1.

Всего часов по дисциплине

60

2.

Самостоятельная работа

30

3.

Аудиторные занятия

30

в том числе лекций

20

семинарских

10

  1. Содержание дисциплины.
    1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы

Индекс

Наименование дисциплины и ее

основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.01

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ.

Житейская, научная и практическая

психология; психология как

профессия; специфика учебно –

профессиональной подготовки

психологов; психологи как

профессиональная общность;

личность профессионала;

профессиональная этика психолога.

60

  1. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п

Название темы и ее содержание

Количество часов

Лекции

Практические занятия

1.

Тема 1. Профессионализация как психологическое понятие

2

2.

Тема 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов

2

2

3.

Тема 3. Психологическая служба в различных сферах общественной практики

2

4.

Тема 4. Профессиональные обязанности психолога

2

2

5.

Тема 5. Основные направления деятельности практического психолога

2

2

6.

Тема 6. Психологи как профессиональная общность

2

7.

Тема 7. Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога

2

2

8.

Тема 8. Психолог как личность и профессионал

2

2

9.

Тема 9. Особенности и динамика профессионального развития

4

ИТОГО:

20

10

  1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Профессионализация как психологическое понятие, общее представление о профессии

Классификация профессии. Изучение профессионализации в зарубежной психологии. Изучение профессионализации в отечественной психологии.

Тема 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов.

Общая характеристика ВУЗа и факультета в системе высшего образования. Особенности учебной деятельности студентов в высшей школе. Психологическое образование в России. Подготовка психологов за рубежом.

Житейская, научная и практическая психология.

Тема 3. Психологическая служба в различных сферах общественной практики.

Психологическая служба в системе народного образования. Психологическая служба в здравоохранении. Психологическая служба в системе народного хозяйства и государственных учреждений.

Тема 4. Профессиональные обязанности психолога.

Основные профессиональные обязанности психолога. Нормативы профессиональной нагрузки психолога и форма документации в его работе. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психолога. Ступени профессиональной адаптации психолога.

Тема 5. Основные направления деятельности практического психолога.

Основные задачи и разделы практической психологии. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция. Психологическое консультирование и психотерапия.

Тема 6. Психологи как профессиональная общность.

Психологические центры России. Профессиональное объединение психологов. Профессиональная периодическая печать и современные информационные технологии в работе психолога.

Тема 7. Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога.

Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии. Основные этические принципы в работе психолога.

Тема 8. Психолог как личность и профессионал.

Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога. Кризисы разочарования и основные этапы развития психолога-профессионала. Профессиональные деструкции в развитии психолога.

Тема 9. Особенности и динамика профессионального развития.

Этапы профессионализации. Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и профессиональные способности. Профессиональная компетентность. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия. Гендерные аспекты профессионализации. Типы и уровни профессионального самоопределения как возможные ориентиры саморазвития психолога. Общая типология путей профессионального совершенствования психолога.

  1. Планы семинарских занятий.

Семинар №1.

Тема: Учебно-профессиональная подготовка психологов.

  1. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования.
  2. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.
  3. Психологическое образование в России.
  4. Подготовка психологов за рубежом.
  5. Житейская, научная и практическая психология.

Основная литература:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004. (базовый)
  2. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  3. Павлова Т.А. Введение в профессию «Психолог»: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Т.А. Павлова . – М.: АСПЕКТ Пресс, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Карандашев В.Н. Международные тенденции высшего психологического образования. / Материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: Издательство СПГУ, 2003. – С. 159 – 163.
  2. Пряжников Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов – профконсультантов в современных условиях. / Психологическая наука и образование. – 2003. — №1
  3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Семинар №2

Тема: Профессиональные обязанности психолога.

  1. Основные профессиональные обязанности психолога.
  2. Нормативы профессиональной нагрузки психолога и форма документации в его работе.
  3. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психолога.
  4. Ступени профессиональной адаптации психолога.

Основная литература:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004. (базовый)
  2. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  3. Павлова Т.А. Введение в профессию «Психолог»: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Т.А. Павлова . – М.: АСПЕКТ Пресс, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Красило А.П., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А.П. Красило, А.П. Новгородцева . – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995.
  2. Лукьянова М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование. – 2000. — №3. – С. 67-71.

Семинар №3.

Тема: Основные направления деятельности практического психолога.

  1. Основные задачи и разделы практической психологии.
  2. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция.
  3. Психологическое консультирование и психотерапия.

Основная литература:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004. (базовый)
  2. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Ляудис В.Я. Психологическое образование в России: Новые ориентиры и цели // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 148-153.
  2. Николаева А.Б. Психология и психологи. // Психологическая наука и образование. 2000. №1. С. 86-88.

Семинар №4.

Тема: Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога.

1. Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога.

2. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога.

3. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии.

4. Основные этические принципы в работе психолога.

Основная литература:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004. (базовый)
  2. Павлова Т.А. Введение в профессию «Психолог»: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Т.А. Павлова . – М.: АСПЕКТ Пресс, 2007.
  3. Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. Т.1. №1. С. 37-55.

Дополнительная литература:

  1. Кодекс этики и практики обучающих тренеров Британской ассоциации консультирования. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. №3.
  2. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: Рефлексия вслух // Журнал практического психолога. 1997. №6. С. 3-12.
  3. Этические стандарты психологов // Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 338-352.
  4. Этический кодекс Американской психоаналитической ассоциации // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №2.

Семинар №5.

Тема: Психолог как личность и профессионал.

  1. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога.
  2. Кризисы разочарования и основные этапы развития психолога-профессионала.
  3. Профессиональные деструкции в развитии психолога.

Основная литература:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004. (базовый)
  2. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003. 329 с.
  4. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. 1997. №1 (28).

    С. 12 – 13.

Базовый учебник:

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / Л.А. Григорович .- М.: Гардарики, 2004.

Основная литература:

  1. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  2. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России: Опыт организации // Российский психологический журнал. 2004. Т. 1. №1. С. 119 – 131.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003. 329 с.
  4. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография. М.: Высш.школа психологии, 2005. 329 с.
  5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: Per Se, 2006. 382с.
  6. Карандашев В.Н. Международные тенденции высшего психологического образования // Материалы III Всероссийского съезда психологов. Е.4. СПб.: Изд-во С.Петерб.гос.ун-та, 2003. С. 159 — 163.
  7. Медведев С.Э. О конкуренции в профессиональной среде // Психологическая газета. 2005. №6. С. 18 – 19.
  8. Павлова Т.А. Введение в профессию «Психолог»: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Т.А. Павлова . – М.: АСПЕКТ Пресс, 2007.
  9. Пряжников Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов – профконсультантов в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2003. №1.
  10. Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. Т. 1. №1. С. 37 – 55.

Дополнительная литература:

  1. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 15-32.
  2. Климов Е.А. О предлагаемых путях развития психологического образования в России // Вестн. МГУ. Серия 11. Психология. 1998. № 3. С. 3 – 15.
  3. Красило А.П., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.-Воронеж: МОДЭК, 1995. 192 с.
  4. Лукьянова М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование. 2000. №3. С. 67-71.
  5. Ляудис В.Я. Психологическое образование в России: Новые ориентиры и цели // Вопр. Психологии. 1998. №5. С. 148 – 153.
  6. Николаева А.Б. Психология и психологи // Психологическая наука и образование. 2000. №1. С. 86 – 88.
  7. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  8. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: Рефлексия вслух // Журнал практического психолога. 1997. №6. С. 3 – 12.
  9. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. 1997. №1 (28).

    С. 12 – 13.

  10. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 528с.
  11. Этические стандарты психолога (Мадрид) // Вопр. Психологии. 1990. №5. С. 158– 161.

Примерная тематика рефератов.

  1. Психология как наука и как область профессиональной деятельности.
  2. Отличия житейского и научного психологического знания.
  3. Академическая и практическая психология.
  4. Научные методы психологического исследования.
  5. Основные отрасли психологической науки.
  6. Психологическая диагностика как вид деятельности практического психолога.
  7. Психологическое консультирование в работе практического психолога.
  8. Психологическая коррекция как направление деятельности практического психолога.
  9. Психологическое просвещение в практической психологии.
  10. Работа психолога на телефоне доверия.
  11. Модель деятельности практического психолога.
  12. Особенности психологического сопровождения больных в медицинских учреждениях.
  13. Специфика работы психолога на производстве, в промышленности.
  14. Психологическая служба за рубежом.
  15. Квалификационная характеристика должности психолога.
  16. Права и обязанности психолога.
  17. Требования к организации рабочего места психолога.
  18. Основные информационные технологии в работе психолога.
  19. Оценка профессиональной квалификации практического психолога.
  20. Этапы адаптации психолога как молодого специалиста.
  21. Проблемы индивидуального стиля деятельности психолога.
  22. Факультет психологии КГУ им У.И. Ленина в современной психологии.
  23. Российское психологическое общество.
  24. Американская психологическая ассоциация.
  25. Психологические научные журналы в нашей стране.
  26. Психологические ресурсы Интернета.
  27. Единство личного и профессионального в деятельности психолога.
  28. Проблема профессиональной деформации личности психолога.
  29. Этический кодекс Российского психологического общества.
  30. Профессиональные кодексы этики психологов зарубежных стран.

Методические рекомендации по написанию реферата.

Реферат — этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» (в пер. с. лат. — докладывать, сообщать) имеет два значения:

  1. Краткое изложение научной работы, содержание прочитанного текста;
  2. Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Правильно оформленная работа — составлен план (с введением, в котором дается обоснование актуальности; теоретической основной частью, в которой раскрывается главное содержание темы; заключением, где представлены выводы и рекомендации), указаны библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники.

  1. Теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, т.е. следует показать какие идеи того или иного психолога послужили дальнейшему развитию психологических теорий.
  2. Объем реферата не должен быть большим (не более 15 страниц машинописного текста), так как лаконичность изложения является свидетельством продуманности излагаемого и признаком четкости понимания проблемы.

График самостоятельной работы студентов.

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Часы

1.

Реферат. Тематика рефератов прилагается.

10

2.

Глоссарий терминов и понятий.

5

3.

Конспектирование.

5

4.

Подготовка к семинарскому занятию.

10

Вопросы к зачету.

  1. Классификация профессии.
  2. Изучение профессионализации в зарубежной психологии.
  3. Изучение профессионализации в отечественной психологии.
  4. Общая характеристика ВУЗа и факультета в системе высшего образования.
  5. Особенности учебной деятельности студентов в высшей школе.
  6. Психологическое образование в России.
  7. Подготовка психологов за рубежом.
  8. Психологическая служба в системе народного образования. Психологическая служба в здравоохранении.
  9. Психологическая служба в системе народного хозяйства и государственных учреждений.
  10. Основные профессиональные обязанности психолога.
  11. Нормативы профессиональной нагрузки психолога и форма документации в его работе.
  12. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психолога.
  13. Ступени профессиональной адаптации психолога.
  14. Основные задачи и разделы практической психологии.
  15. Психопрофилактика и психогигиена.
  16. Психодиагностика и психокоррекция.
  17. Психологическое консультирование и психотерапия.
  18. Психологические центры России.
  19. Профессиональное объединение психологов.
  20. Профессиональная периодическая печать и современные информационные технологии в работе психолога.
  21. Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога.
  22. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога.
  23. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии.
  24. Основные этические принципы в работе психолога.
  25. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога.
  26. Кризисы разочарования и основные этапы развития психолога-профессионала.
  27. Профессиональные деструкции в развитии психолога.
  28. Этапы профессионализации.
  29. Профессиональное самоопределение.
  30. Профессиональная пригодность и профессиональные способности.
  31. Профессиональная компетентность.
  32. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия.
  33. Гендерные аспекты профессионализации.
  34. Типы и уровни профессионального самоопределения как возможные ориентиры саморазвития психолога.
  35. Общая типология путей профессионального совершенствования психолога.

Методические указания для преподавателя

Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — два раза в неделю. В программе предусмотрено три этапа:

  1. Лекции.
  2. Практические занятия.
  3. Зачет.

Занятия должны проходить в аудиториях, имеющих достаточную площадь для проведения упражнений и оборудованной классной доской или планшетом.

Структура практических занятий.

Каждое занятие выстроено по общему плану:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос студентов по пройденным темам (фронтальный, индивидуальный, групповой).
  3. Психологический практикум. Упражнения.
  4. Рефлексия.
  5. Самостоятельная работа вовне учебное время.

Ожидаемые результаты групповой работы.

  1. Развитие профессиональной компетентности.
  2. Формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению.

Глоссарий

Адаптация – Постоянный процесс активно приспособления человека к окружающей среде.

Антиципация – Способность к предвосхищению, представлению возможного развития событий, явлений, результатов действий.

Бихевиоризм – Психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящие психику к различным формам поведения.

Выборка – группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования.

Гештальтпсихология – психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования – личность человека, рассматриваемую как уникальную целостною систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Депрессия — субъективное состояние, характеризуемое отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной и когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.

Индивидуальный стиль деятельности – Устойчивая, индивидуально — специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интроспективная психология – направление в психологической науке, считающее основным методом исследования самонаблюдение, интроспекцию.

Интроспекция – метод самонаблюдения, психологического анализа, изучение психики путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики.

Когнитивная психология – психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Конгруэнтность – соразмерность, соответствие, совпадение.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Коррекция – изменение недостатков психического или физического развития, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребностей.

Мотивация – совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность.

Профессиограмма – подробное описание некой профессии через систему социально – психологических требований, предъявляемых ею к работнику.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задачь профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических способностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессии.

Психодиагностика – постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же об отдельном психологическом свойстве.

Психическая устойчивость – сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации.

Психотерапия – оказание комплексной психологической помощи людям при различных психологических затруднениях.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Итоговый тест по курсу «Введение в профессию»

А01:

Процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды называется:

  1. Профессиональное развитие;
  2. Профессиональная адаптация;
  3. Социализация личности;
  4. Профессиональное самоопределение.

А02:

Деятельностное проявление профессионального менталитета называется:

  1. Профессиональной позицией;
  2. Профессиональным сознанием;
  3. Профессиональным мышлением;
  4. Профессиональным самоопределением.

А03:

Определите группу понятий, относящихся к мотивационной сфере профессионализма:

  1. Ценности, притязания, мышления;
  2. Мышление, цели, способности;
  3. Ценности, притязания, цели;
  4. Притязания, мышление, цели.

А04:

Та или иная сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука, называется:

  1. Предмет;
  2. Модель;
  3. Образ;
  4. Объект.

А05:

Совокупность относительно однородных приемов практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, называется:

  1. Программа;
  2. Метод;
  3. Операция;
  4. Проект.

А06:

Наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды называется:

  1. Антропология;
  2. Рефлексология;
  3. Этология;
  4. Генетика.

А07:

Психологическая служба в системе народного образования представлена:

  1. Практическими психологами;
  2. Преподавателями психологии;
  3. Работниками народного образования;
  4. Работниками общеобразовательных школ.

А08:

Подразделения психологической службы организуются:

  1. Во всех сферах народного хозяйства;
  2. В учреждениях социальной сферы;
  3. В организациях, обеспечивающих социальную защиту людей;
  4. В организациях и учреждениях, имеющих достаточное материальное обеспечение.

А09:

Главной целью деятельности психолога-практика является:

  1. Адаптация существующих методик к новым условиям их применения;
  2. Непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм;
  3. Выявление психологических закономерностей на основе проводимых исследований;
  4. Новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений.

А10:

Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется:

  1. Психика;
  2. Самосознание;
  3. Душа;
  4. Сознание.

А11:

Каковы служебные обязанности школьного психолога:

  1. Помощь педагогическому коллективу в поддержании дисциплины в школе, в административных вопросах;
  2. Создание благоприятного психологического климата в школе;
  3. Помощь педагогическому коллективу в обучении и воспитании школьников;
  4. Психодиагностическая работа с родителями, педагогами и школьниками..

А12:

Науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно скорое практическое использование получаемых знаний, носят название:

  1. Гуманитарные;
  2. Фундаментальные;
  3. Естественные;
  4. Философские.

А13:

«Личность», «индивидуальность» человека является предметом изучения:

  1. Фрейдизма;
  2. Бихевиоризма;
  3. Гештальтпсихологии;
  4. Гуманистической психологии.

А14:

Наиболее стандартизированным видом деятельности практического психолога является:

  1. Психологическое консультирование;
  2. Психодиагностика;
  3. Психотерапия;
  4. Психокоррекция.

А15:

Во время античности и средневековья основным предметом психологии выступало понятие :

  1. Архетип;
  2. Сознание;
  3. Душа;
  4. Поведение.

А16:

Специализированные психологические ресурсы Интернет включают:

  1. Психологические новости;
  2. Электронные библиотеки;
  3. Тесты и методики;
  4. Все перечисленные ресурсы.

А17:

Соответственно особенностям двух основных научных объектов (природа и общество) выделяются (по Б.М. Кедрову) науки:

  1. Фундаментальные и прикладные;
  2. Естественные и социальные;
  3. Естественные и гуманитарные;
  4. Социальные и философские.

А18:

Категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека, носит название:

  1. Субъективность;
  2. Объективация;
  3. Самосознание;
  4. Душевность.

А19:

Характерным признаком «синдрома сгорания» является:

  1. Стремление к интенсивному общению;
  2. Склонность к рискованным действиям;
  3. Чрезмерная активность;
  4. Стремление ограничить круг контактов.

А20:

Краткое, стандартизированное испытание, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, называется:

  1. Анкетирование;
  2. Интервью;
  3. Тест;
  4. Контент-анализ.

А21:

Человек как субъект социальных отношений в психологии называется:

  1. Гражданин;
  2. Личность;
  3. Собеседник;
  4. Индивид.

А22:

Психология до своего выделения в самостоятельную науку долгое время развивалась в рамках:

  1. Политологии;
  2. Философии;
  3. Медицины;
  4. Социологии.

А23:

Отрасль психологии, предмет которой – психологическая помощь конкретным людям, называется:

  1. Практическая психология;
  2. Социальная психология;
  3. Психиатрия;
  4. Экспериментальная психология.

А24:

Укажите среди перечисленных пункт, не относящийся к общественным профессиональным объединениям психологии:

  1. Институт психологии РАН
  2. Международная академия акмеологических наук;
  3. Российское психологическое общество;
  4. Федерация психологического образования России.

А25:

Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод:

  1. Контент-анализ;
  2. Лонгитюдный;
  3. Эксперимент;
  4. Поперечных срезов.

А26:

Документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение, распределение их по семестрам, называется:

  1. Учебная программа;
  2. Тематический план;
  3. Квалификационные требования;
  4. Учебный план.

А27:

Способ и форма организации кооперативной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний, называется:

  1. Экспериментальное исследование;
  2. Научная школа;
  3. Научная лаборатория;
  4. Теоретическое направление.

А28:

Попытка целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности находят свое выражение в:

  1. Теориях;
  2. Методах;
  3. Тезаурусах понятий;
  4. Методиках.

А29:

Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта, — это:

  1. Реакция;
  2. Деятельность;
  3. Рефлекс;
  4. Поведение.

А30:

Причинная обусловленность, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов носит название:

  1. Нативизм;
  2. Детерминизм;
  3. Ассоцианизм;
  4. Рефлекс.

А31:

Выделение поведения в качестве основного предмета изучения характеризует:

  1. Структурализм;
  2. Фрейдизм;
  3. Гештальтпсихологию;
  4. Бихевиоризм.

А32:

В психологии сознания, изучающей внутренний мир самого исследователя, основным методом этого изучения был(а):

  1. Интроспекция;
  2. Контент-анализ;
  3. Эксперимент;
  4. Наблюдение.

А33:

Аспект объекта, изучаемый конкретной наукой и выражаемый посредством научных терминов, называется:

  1. Предмет;
  2. Научный факт;
  3. Закономерность;
  4. Явление;

А34:

Знания житейской психологии, в отличие от научной:

  1. Опираются на скрытые существенные свойства наблюдаемых явлений;
  2. Мало обобщены и ситуативны;
  3. Более упорядочены и универсальны;
  4. Отличаются своей обобщенностью.

А35:

Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется познанием:

  1. Научным;
  2. Объективным;
  3. Обыденным;
  4. Философским.

А36:

Определите группу методов, относящихся к эмпирическим:

  1. Анкетирование, эксперимент, тестирование;
  2. Анкетирование, эксперимент, тренинг;
  3. Эксперимент, тренинг, лонгитюдный метод;
  4. Тренинг, лонгитюдный метод, тестирование.

А37:

В наиболее общем понимании психология – это наука о (об):

  1. Особенностях человеческого познания окружающего мира;
  2. Закономерностях, особенностях развития и функционирования психики;
  3. Практике решения психологических проблем;
  4. Психологических механизмах общения.

А38:

Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов относятся к группе методов:

  1. Коррекция;
  2. Эмпирических;
  3. Организационных;
  4. Обработки данных.

А39:

Содержание житейской психологии находит свое воплощение прежде всего в:

  1. Научных текстах;
  2. Народных традициях, нормах поведения и общения;
  3. Системе организационного обучения;
  4. Результатах диссертационных исследований.

А40:

Изменение психологии как науки посредством дифференциации ее отраслей тесно связано с характеристиками объекта психологического исследования:

  1. Методологическими;
  2. Онтологическими;
  3. Теоретическими;
  4. Гносеологическими.

А41:

Основное исходное положение какой-то теории, науки, мировоззрения называется:

  1. Принцип;
  2. Факт;
  3. Метод;
  4. Методика.

А42:

К циклу общеобразовательных дисциплин относится:

  1. Юридическая психология;
  2. Возрастная психология;
  3. Психология делового общения;
  4. Психология менеджмента.

А43:

По каким критериям администрация учреждения прежде всего оценивает деятельность психолога:

  1. По тому, как его оценивает другие психологи;
  2. По оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;
  3. По владению практическими навыками психологической работы с людьми;
  4. По отзывам со стороны сотрудников и клиентов.

А44:

Наука, изучающая различные варианты патологии психического развития, носит название:

  1. Сравнительная психология;
  2. Специальная психология;
  3. Невропатология;
  4. Медицина.

А45:

Особенности психики людей различных народов и культур изучает:

  1. Политическая психология;
  2. Сравнительная психология;
  3. Социальная психология;
  4. Этнопсихология.

А46:

Исследования представителей гештальтпсихологии проводились в области:

  1. Эмоций;
  2. Восприятия и мышления;
  3. Памяти;
  4. Ощущения.

А47:

Общее обозначение различных школ и учений, объясняющих через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений, носит название:

  1. Фрейдизм;
  2. Индивидуальная психология;
  3. Ассоцианизм;
  4. Аналитическая психология.

А48:

Явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов и являющиеся результатом исследовательской деятельности, носят название:

  1. Понятия;
  2. Принципы;
  3. Факты;
  4. Критерии.

А49:

Процесс усвоения общественного опыта в ходе совместной деятельности через «перенесение внутрь» внешних действий и реализуемых ими социальных отношений, носит название:

  1. Экстериоризация;
  2. Ассимиляция;
  3. Интериоризация;
  4. Обучение.

А50:

Документ, разрабатываемый по каждой дисциплине учебного плана и определяющий научное содержание, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется:

  1. Учебная программа;
  2. Государственный образовательный стандарт;
  3. Тематический план;
  4. Учебный план.

A51:

Наиболее высокий квалификационный уровень среди высших учебных заведений имеет:

а) академия;

б) институт;

в) техникум;

г) университет.

А52:

Академическая или теоретическая психология занимается такими проблемами как:

а) открытие новых рабочих мест для психологов;

б) получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики;

в) применение знаний о законах развития психики в работе с людьми;

г) апробация новых методов работы с людьми.

А53:

Практическая психология занимается такими проблемами как:

а) выпуск периодических изданий для психологов;

б) получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики;

в) применение знаний о законах развития психики на практике;

г) экспериментальное изучение психологических проблем.

А54: Основные исследовательские методы психологической науки не включают в себя:

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) опросные методы;

г) консультирование.

А55:

Какой отдел не входит в состав Центра психологической помощи:

а) медико-психолого-педагогические комиссии;

б) отдел воспитательной работы;

в) отдел индивидуальной психологической помощи;

г) телефон доверия.

А56:

Каковы функции психолога в системе здравоохранения:

а) лечение психических больных;

б) лечение больных с нервными заболеваниями;

в) психологическая помощь медикам и больным

г) содействие медицинскому персоналу в лечении больных

А57:

Кто официально оценивает деятельность психолога:

а) сам психолог;

б) коллеги-психологи;

в) психолог-методист;

г) администрация учреждения.

А58:

К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:

а) коммуникативные свойства личности;

б) адекватная Я -концепция;

в) широкий общекультурный кругозор;

г) профессиональное сознание

А59:

Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодеки деятельности психолога разных стран:

а) нормы отношений психолога с клиентами;

б) нормы профессиональной нагрузки психолога;

в) требования к уровню образования психолога;

г) формы обязательной документации в работе психолога.

А60:

Конфиденциальность как норма отношений психолога с клиентами означает:

а) уважение достоинства клиента;

б) возможность передачи информации только по требованию заказчика;

в) корректность в оценке поведения клиента;

г) неразглашение информации о клиенте.

Ключ:

б

    г

    51

    г

      а

        б

        52

        б

          в

            а

            53

            в

              г

                б

                54

                г

                  б

                    б

                    55

                    б

                      в

                        г

                        56

                        в

                          а

                            а

                            57

                            г

                              б

                                а

                                58

                                в

                                  а

                                    б

                                    59

                                    а

                                      г

                                        в

                                        60

                                        г

                                          в

                                            а

                                              б

                                                б

                                                  г

                                                    в

                                                      б

                                                        б

                                                          в

                                                            б

                                                              г

                                                                а

                                                                  в

                                                                    б

                                                                      а

                                                                        в

                                                                          г

                                                                            б

                                                                              в

                                                                                г

                                                                                  б

                                                                                    б

                                                                                      б

                                                                                        а

                                                                                          а

                                                                                            в

                                                                                              б

                                                                                                в

                                                                                                  б

                                                                                                    а

                                                                                                    Федеральное агентство по образованию

                                                                                                    Филиал государственного образовательного учреждения

                                                                                                    высшего профессионального образования

                                                                                                    Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина

                                                                                                    в г. Набережные Челны

                                                                                                    Кафедра психологии

                                                                                                    СОГЛАСОВАНО:

                                                                                                    Председатель УМК

                                                                                                    «__»_______________

                                                                                                    ___________ ( )

                                                                                                    Рассмотрено и утверждено

                                                                                                    на заседании кафедры

                                                                                                    «__»________

                                                                                                    протокол №___

                                                                                                    И.о. зав. кафедрой

                                                                                                    _______________ ( )

                                                                                                    Регламент балльно-рейтинговой системы

                                                                                                    по дисциплине Введение в профессию

                                                                                                    психология

                                                                                                    специальность

                                                                                                    1. Трудоемкость дисциплины

                                                                                                    Общее количество часов

                                                                                                    30

                                                                                                    Лекции

                                                                                                    20

                                                                                                    Семинарские занятия

                                                                                                    10

                                                                                                    Форма контроля

                                                                                                    Зачёт – 1 семестр

                                                                                                    1. Общее распределение баллов

                                                                                                    Блок 1 (0 — 100 баллов) — текущий контроль знаний; Блок 2 (0 — 100 баллов) — итоговый контроль знаний;

                                                                                                    0 — 20 баллов – премиальные баллы за участие в научной деятельности или особые успехи при изучении дисциплины.

                                                                                                    Максимальный балл по каждому из блоков равен максимальному баллу дисциплины, при этом набранный балл по каждому из блоков влияет на итоговый рейтинг студента с коэффициентом значимости – 0,5.

                                                                                                    3. Критерии оценок

                                                                                                    Текущая аттестация:

                                                                                                    Вид работы

                                                                                                    Максимальное количество баллов

                                                                                                    Контрольная работа №1 «Научные школы и основные направления в психологии»

                                                                                                    30 баллов

                                                                                                    Контрольная работа №2 «Основные направления деятельности практического психолога»

                                                                                                    30 баллов

                                                                                                    Контрольная работа №3 «Квалификационные требования к психологам»

                                                                                                    30 баллов

                                                                                                    Выступление с докладом на семинарском занятии

                                                                                                    5 баллов

                                                                                                    Активность на семинарском занятии

                                                                                                    5 баллов

                                                                                                    Итоговая аттестация на зачёте:

                                                                                                    Принята следующая шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльной системе:

                                                                                                    Рейтинговая оценка

                                                                                                    Оценка

                                                                                                    Определение

                                                                                                    91%-более

                                                                                                    отлично

                                                                                                    Превосходно — глубокие познания с незначительными погрешностями

                                                                                                    81%- 90%

                                                                                                    очень хорошо

                                                                                                    Очень хорошо — выше среднего уровня, но с некоторыми ошибками

                                                                                                    71% — 80%

                                                                                                    хорошо

                                                                                                    Хорошо — средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками

                                                                                                    61% — 70%

                                                                                                    удовлетворительно

                                                                                                    Удовлетворительно — верно, но со значимыми изъянами

                                                                                                    51 % — 60%

                                                                                                    посредственно

                                                                                                    Достаточно — знания, удовлетворяющие минимальному критерию

                                                                                                    50% и менее

                                                                                                    неудовлетворительно

                                                                                                    Не совсем достаточно — для успешного завершения курса необходимо некоторое количество работы. Совсем недостаточно — для успешного завершения курса необходим значительный объем работ

                                                                                                    Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении в филиале Казанского государственного университета в г. Набережные Челны.

                                                                                                    Специальность: 030301.65 «Психология»

                                                                                                    Ф.1

                                                                                                    Введение в профессию

                                                                                                    1 курс

                                                                                                    Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»:учеб. пособие/ Л.А. Григорович. — М.:Гардарики,2004. — 192с. — (Psychologia universa­lis).

                                                                                                    — ISBN 5-8297-0205-3.

                                                                                                    28

                                                                                                    Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»:Учебное пособие/ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. — 2-е изд.;стереотип. — М., Воронеж:Московский психолого-социальный институт*МОДЭК,2003. — 464с. — ISBN 5-89502-441-6.

                                                                                                    12

                                                                                                    Вачков И. В. Введение в профессию «Психолог» [Текст] : учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. — 5-е изд.,стер. — М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. — 463 с- ISBN 978-5-9770-0153-3 (МПСИ)- ISBN 978-5-89395-845-4 (НПО «МОДЭК»).

                                                                                                    13

                                                                                                    Гальперин П.Я. Введение в психологию:учеб. пособие для вузов (гриф МОиПО)/ П.Я. Гальперин. — 6-е изд. — М.:Университет,2006. — 336с.- ISBN 5-98227-105-5.

                                                                                                    13

                                                                                                    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов (Гриф МО)/ Е.А. Климов. — 2-е изд., испр. — М.:Академия,2005. — 304с. — (Высшее профессиональное образование: Педагогичес­кие специальности).

                                                                                                    — (Впер).

                                                                                                    — ISBN 5-7695-2398-0.

                                                                                                    16

                                                                                                    Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека: Научное издание: М.: Логос, 2002. –160с.

                                                                                                    1

                                                                                                    Шадриков В.Д. Введение в психологию: Мотивация поведения: Научное издание: М.: Логос, 2001. –136с.

                                                                                                    1

                                                                                                    Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства: Научное издание: М.: Логос, 2002. –156с.

                                                                                                    1

                                                                                                    Методические указания для преподавателя

                                                                                                    Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — два раза в неделю. В программе предусмотрено три этапа:

                                                                                                    1. Лекции.
                                                                                                    2. Практические занятия.
                                                                                                    3. Зачет.

                                                                                                    Занятия должны проходить в аудиториях, имеющих достаточную площадь для проведения упражнений и оборудованной классной доской или планшетом.

                                                                                                    Структура практических занятий.

                                                                                                    Каждое занятие выстроено по общему плану:

                                                                                                    1. Организационный момент.
                                                                                                    2. Опрос студентов по пройденным темам (фронтальный, индивидуальный, групповой).
                                                                                                    3. Психологический практикум. Формирование рабочего инструментария.
                                                                                                    4. Рефлексия.
                                                                                                    5. Самостоятельная работа вовне учебное время.

                                                                                                    Ожидаемые результаты групповой работы.

                                                                                                    1. Развитие профессиональной компетентности.
                                                                                                    2. Формирование рабочего инструментария.