Профориентация 2

Профориентация

как метод профилактики безработицы

В мире сложилось две модели социальной защиты, различающиеся в зависимости от степени вмешательства государства в экономику:

  • модель социально-демократической ориентации с высокой ролью госу­дарства в обобществлении доходов и существенным значением общенацио­нальных социальных механизмов управления (шведская модель);
  • неолиберальная модель (американская) с меньшей степенью государ­ственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Как отмечено на сайте [9], органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.

Целью профориентационной работы является содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда. Профориентационные службы проводят профессиональное и информационное консультирование, а так же предоставляют психологическую поддержку, как индивидуальную, так и групповую.

Профори­ентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, включающий в себя профконсультацию как индиви­дуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении, педагогику, психологию, профинформацию, профагитацию, профпросвещение и профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор).

Научно-практическими средствами профориентации являются:

  1. методы традиционного обследования (тесты, опросники, анкеты, аппаратурные методики и т.п.) и методы традиционного психолого-педагогического воздействия (лекции, тренинги, дискуссии и др.);
  2. методы, основанные на жизненном опыте и профессиональной интуиции. Их могут использовать лишь те психологи и педагоги, которые имеют определенный стаж и успехи в работе;
  3. методы активизации, стимулирования самого человека (или группы лиц), по отношению к которому проводится профориентационная работа;
  4. методы моделирования процесса профессионального самоопределения, когда сама профориентационная проблема не решается, но создаются условия для лучшего понимания («прочувствования») этой проблемы и лишь намечаются пути ее решения;
  5. методы управления профориентацией, включая и методы контроля, и соответствующего поощрения и т.п. Это может быть использовано не только различными начальниками и руководителями, но и конкретным человеком применительно к своей собственной карьере (иногда это называют даже «самоменеджментом») [5].

В рамках индивидуальной консультации осуществляется психологическая поддержка. Оказавшись безработным, человек может пребывать в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием.

10 стр., 4632 слов

Неформалы в среде школьной молодежи и методы работы с ними

... как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофициальных объединений, разнообразию их содержания, форм и методов работы. Свободные ... было бы ошибочным утверждать, будто реакция на вызывающие атрибуты молодежной моды связана лишь с бессознательным восприятием зашифрованной в них информации. Немалую роль здесь играет и ...

Это влечет за собой определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Профессиональное и личностное самоопределение имеют тесную взаимосвязь. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии. Это могут быть специальные тренинги, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства [4].

Затем с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация. На этом этапе выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности для составления плана дальнейшего поиска работы. Учитывая индивидуальные особенности клиента, это может быть либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо занятия на курсах. Клиенту предоставляют подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование может быть индивидуальным или групповым. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40–60 минут. Если одной встречи недостаточно, работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования клиент может получить подробную информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование носит в основном информационный характер. Его цель — предоставить безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Если психолог считает, что клиент по какой-то причине не может определиться, назначается личностная консультация, где путем личностной диагностики и других методов выявляется эта причина.

Консультант сначала помогает выбрать не профессию, а одно из направлений профессиональной деятельности («человек — природа», «человек — техника», «человек художественный образ», «человек — человек»).

Затем начинается совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Основная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. На начальном этапе консультирования клиент выступает в роли ведомого объекта. В то время как профессиональное «самоопределение» предполагает активное участие клиента. Поэтому следующим этапом необходимо организовать взаимодействие психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае происходит активизация клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество. Далее профконсультант постепенно подготавливает клиента к самостоятельному решению своих разнообразных профориентационных проблем. На этом этапе происходит формирование «внутренней активности» у клиента. Профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, а сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи превращается в активизируемого субъекта со сформированной внутренней активностью [5].

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... ­новление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеально ... являются частью терапевтического контакта и соответственно могут ме­шать или помогать решению проблем пациента. Психоанали­тики исходят из того, что источник про­блем ...

Можно выделить следующие формы активизации: мотивационно-эмоциональную; познавательно-интеллектуальную и практико-поведенческую активность.

Мотивационно-эмоциональная активизация может осуществляться через привлечение внимания клиентов с помощью активизирующих вопросов, с помощью обозначения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии.

Познавательно-интеллектуальная активизация может проводиться с опорой на схему организации проблемного обучения.

Эта схема предполагает:

  1. включение клиентов в совместную деятельность по решению внешне простых и понятных задач (обсуждение и анализ профконсультационных ситуаций);
  2. предложение более сложных задач, внешне кажущихся вполне доступными для решения, потребность в подсказке со стороны профконсультанта;
  3. формирование способности к решению задач данного типа (на примере анализа разных типов профконсультационных ситуаций, близких и понятных для клиентов данной образовательно-возрастной группы).

    В ходе такой работы используют систему подсказок, оставляющих для клиента возможность прийти к пониманию ситуации самостоятельно;

  4. формирование своего, индивидуального способа анализа профконсультационных ситуаций.

Формирование познавательной активности самоопределяющегося клиента предполагает спровоцировать у него потребность обратиться за помощью к профконсультанту.

Практико-поведенческая активность формируется с помощью побуждения клиента к самостоятельным действиям (например, клиенту на профконсультациях задаются «домашние задания» и в последующих встречах профконсультант контролирует их выполнение).

Профконсультант должен использовать любую возможность для включения клиента в совместную деятельность по анализу и решению возникающих в ходе консультации проблем.

Все это должно способствовать формированию у клиента чувства уверенности в своих силах и в возможности решать свои проблемы самостоятельно. В ходе формирования практико-поведенческой активности профконсультант должен стремиться к тому, чтобы постепенно передавать инициативу успешно действующему клиенту, а в итоге — показать клиенту, что он способен обходиться при решении своих проблем без посторонней помощи.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента оценивания, ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

Эффективность профориентационной работы можно определить по следующим критериям:

  • полнота учета основных факторов выбора профессии — учет желаний, возможностей и потребностей рынка;
  • осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП) — предполагает грамотное и обдуманное построение всех компонентов ЛПП и их логическую непротиворечивость;
  • самостоятельность при планировании и реализации ЛПП — здесь важно продемонстрировать готовность сделать первые, наиболее трудные самостоятельные шаги по реализации своих планов и перспектив;
  • относительная устойчивость профессиональных перспектив, осо­бенно на ответственных этапах карьеры — например, в момент по­ступления в уже выбранный институт. Это предполагает готов­ность противостоять различным внешним и внутренним воздей­ствиям;
  • реалистичность и гибкость профессиональных перспектив — означает, что человек (желательно еще на этапе подготовки к профессиональ­ным выборам) учитывает все изменения на рынке труда (или на рынке образовательных услуг) и своевременно вносит корректи­вы в свои профессиональные намерения;
  • перспективность ЛПП, ориентация на успех — предполагает построение образа жизненного и профессионального успеха с учетом реальностей окружающего мира;
  • этическая состоятельность профессиональных выборов — мо­жет рассматриваться на уровне нормативно-правовом, моральном и на уровне ценностно-смысловом (с учетом нравственной зре­лости и совести конкретного субъекта самоопределения);
  • оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему -субъект профориентации, несмотря ни на какие проблемы и слож­ности, все-таки верит в то, что найдет свое место в мире (или в рамках данной организации) [5].