Проективные методики

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Под проективными обычно понимаются такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности. Е.Т.Соколова считает, что проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Е.Т.Соколова считает, что проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время. Различают следующие группы проективных методик:

1. Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

2. Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

3. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

4. Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

5. Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

6. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.

7. Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.

Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.

Следует отметить, что диапазон проективных методик значительно шире того перечня методических приемов, которые традиционно включаются в эту группу методик. Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологических методов и методик. Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направленная особым образом, может содержать элементы проективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных ситуаций или содержащих глубокий подтекст произведений искусства, явлений общественной жизни.

2 стр., 915 слов

4212 психодиагностика. Систематизировать в таблице представления ...

... Тест Люшера ОС, предназначена для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. психодиагностика. Методики и тесты. ... Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. проективная методика исследования личности. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже ...

Остановимся более подробно на методах наиболее часто используемых в клинической психологии: ТАТ, тест чернильных пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга.

1. Тематический апперцепционный тест (ТАТ) описан Мэрреем и Морганом, а также многими другими авторами. Используется во многих зарубежных странах для исследования личности, направленности ее переживаний и интересов. Вместо обычных сюжетных картин больным показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным сюжетом. По каждой из этих картин больному предлагают составить рассказ, т.е. рассказать, какова ситуация на данной картине, какие события привели к такому положению и каков будет исход, т.е. что из этого выйдет. Рассказ записывается дословно.

Авторы, предложившие методику, считали наиболее важным интерпретацию содержания составленных рассказов, а также, что данная методика может выявить скрытые комплексы личности больного, его неудовлетворенные желания, агрессивные тенденции, сексуальные, суицидальные мысли и т. д. Методика ТАТ относится ими к кругу прожективных методик, поскольку в истолковании неясных сюжетов отражается личность больного, ее установка и чувства.

Схема эксперимента

Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более чем в один день. Как и в любом проективном эксперимен­те, при исследовании ТАТ важно создать спокойную, дружелюбную атмосферу. Приступая к исследова­нию, психолог должен иметь об испытуе­мом основные сведения: семейное и со­циальное положение, образование, профессия. Таблицы ТАТ обычно предъявляются индивидуально: с 1 по 10 — в первый день исследования и с 11 по 20 — во второй. Во время первого сеанса дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации в за­висимости от культурного уровня и возра­ста испытуемого. Больному показывают картинку и спрашивают, что на ней изображено.

Для проведения эксперимента можно пользоваться и серией из 8 картин. Следует учитывать время, которое больной уделяет рассматриванию картинки, с помощью секундомера и полностью записывать высказывания больных.

Результаты этого эксперимента могут быть, прежде всего, оценены так же, как и результаты обычного толкования картин, т.е. оценке может быть подвергнута сообразительность больного, его умение разобраться в сюжете по мимике и позам изображенных лиц.

Однако замысел данной методики состоит в ином. Главное внимание при оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно. Толкование картины отражает личностные установки исследуемых.

Методика включается в настоящее время во все больший круг клинических и клинико-психологических исследований, т.к.по результатам можно оценить личность воспринимающего изображение, степень зрелости и адекватности его эмоциональной сферы.

7 стр., 3371 слов

Тесты по психологии личности 150

... школы; 3. пермской школы; 4. ярославлъской школы; 5. украинской школы. 10. Экспериментальные исследования личности в России были начаты: 1. С.Л. Рубинштейном; 2. Б.Г Ананьевым; 3. А.Ф. ... Лазурским. 11. В истории исследований психология личности выделяют: 1. 2 периода; 2. 3 периода; 3. 4 периода; 4. ...

2. Тест чернильных пятен Роршаха

Тест чернильных пятен — одна из наи­более популярных проективных методик, создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал метода Роршаха состоит из 10 таблиц с полихромными и одноцветными симметричными изображениями, «пятнами». Каж­дая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Каждое изображение демонстрируется обследуемому последовательно, при этом ему предлагается ответить на вопросы: «Что это может быть? На что это похоже?». В процессе исследования обследуемый не поучает никакой доп. информации. Все интересующие экспериментатора вопросы могут быть заданы только после окончания исследования.

Полученные ответы-интерпретации дословно протоколируются. Формализация интерпретаций проводится по следующим пяти категориям.

1. Локализационная особенность интерпретации. Здесь регистрируется, был ли представленный ответ целостным, то есть охватывающим все изображение, или относился к какой-либо детали.

2. Детерминанты, или характеристика «качества» ответа.

При создании образа обследуемый может отдавать предпочтение форме изображения или выделять цвет, который может быть в различных сочетаниях с формой, полутона. Осматривать в созданном образе движение.

3. Знак формы. Форма оценивается положительным или отрицательным знаком, который показывает, насколько адекватно отражены форма пятна, его контуры в созданном образе.

В качестве критерия служат интерпретации здоровыми соответствующих изображений и их деталей.

4. Учет содержания интерпретации, которое может быть самым разнообразным. Например, изображение трактуется как человек, животное, огонь и т д.

5. Дополнительные факторы. Прежде всего здесь может быть отмечена оригинальность или популярность интерпретации, а затем уже и те факторы, которые не имеют особо разработанной системы обозначений, представляя собой важные качественные характеристики ответа (например, персеверации, описание вместо интерпретации и т. п.).

Каждый ответ исследуемого кодируется определёнными знаками, напр. M – сущ-во в движении, H- изображение трактуется как человек и т.д. И в итоге получает определенный формализованный вид. Основная цель шифровки — установле­ние связи между ответом и элементом пят­на, а также формализация ответа для по­следующих операций анализа и интерпре­тации.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристи­ки личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и позна­вательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличност­ные конфликты и меры борьбы с ними (за­щитные механизмы), общую направлен­ность личности (тип переживания) и т. д.

3. Метод исследования фрустрационной толерантности (тест фрустрации Розенцвейга).Метод исследования фрустрационной толерантности впервые описан С.Розенцвейгом под названием «Метод рисуночной фрустрации» (frustratio — напрасные ожидания, провал, неудача).

Взрослый вариант методики предназначен для исследования испытуемых начиная с 15-летнего возраста. По мнению С.Розенцвейга, детский вариант может применяться у детей от 4 до 13 лет. В интервале 13—15 лет возможно использование как детской, так и взрослой форм.

8 стр., 3696 слов

Понятийно-категориальный аппарат исследования Актуальность педагогического ...

... качества, нового способа, ноной комбинации способов и средств). Объект, предмет исследования Объект исследования в педагогическом исследовании принято понимать круг явлений или процессов, куда направлено внимание ... противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории в ответе на эти запросы. Следовательно, в решении проблемы, прежде всего, предполагается устранение ...

Как видно из названия метода, его задача — изучение особого аспекта личности — реакций на фрустрацию. В качестве стимульного материала используются рисунки, изображающие наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, ситуации, которые могут фрустрировать личность. Пол, возраст и сфера деятельности не являются решающими для возникновения этих ситуаций.

В отличие от картин ТАТ, используемые в этой методике рисунки достаточно однообразны по своему характеру и, что является наиболее существенным, служат для того, чтобы получить от обследуемого сравнительно простые ответы, ограниченные по содержанию и размеру.

Материал методики состоит из 24 рисунков, где изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. На каждом рисунке персонаж слева изображен произносящим слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать собственный ответ. Черты и мимика персонажей из рисунков устранены.

В этих ситуациях какое-либо препятствие, действующее в ситуации, обследуемого сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом.

В процессе эксперимента обследуемому предъявляется серия рисунков и предлагается инструкция следующего содержания: «На каждом из рисунков изображены двое или более лиц. Один всегда изображен говорящим определенные слова. Представьте себе, что будет отвечать другой человек и запишите (или — скажите) первый ответ, который приходит вам на ум. Не старайтесь отделаться шуткой и действуйте по возможности быстрее». Методика может быть использована и при индивидуальном, и при групповом эксперименте, однако индивидуальное проведение является, несомненно, более предпочтительным.

Каждый ответ обследуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направленности и типа реакции личности. По направленности выделяются:

1) экстрапунитивные реакции— обвиняются внешние препятствия, обстоятельства или лица, вызвавшие у субъекта неприятности;

2) интрапунитивные реакции — обвинение себя;

3) импунитивные реакции — обследуемый уклоняется от упреков другим людям и рассматривает ситуацию примиряющим образом, как нечто, что может быть исправлено, стоит только подождать и подумать.

По типу реакции подразделяются:

1. на препятственно-доминантные — в ответе обследуемого вызвавшее фрустрацию препятствие всячески подчеркивается (это препятствие представляется как неблагоприятное, благоприятное или незначительное);

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... нашем переводе методика получила название «КПСС — Копинг-поведение в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций». Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в 1999—2001 гг. в ... феномена. Так, если исследователь считает копинг относительно спонтанной и устойчивой реакцией индивида на специфическую ситуацию, то исследование будет построено как изучение индивидуальных различий в ...

2) самозащитные — главную роль в ответе обследуемого играет способ защиты «Я», обследуемый осуждает кого-нибудь,признает свою вину, отрицает ответственность вообще;

3) необходимостно-упорствующие (разрешающие) — акцент делается на потребности разрешить возникшую ситуацию, обследуемый требует помощи от других лиц, сам берется за разрешение проблемы или полагает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.

Ответы все кодируются и в результате подсчитываются индексы:направленности агрессии, трансформации агрессии и решения проблем.

Метод исследования фрустрации помогает понять происхождение неврозов, способствовать правильной организации психотерапии. Проблема фрустрации имеет прямое отношение к проблеме психопатий и психогений. В отечественных исследованиях отмечается возможность применения его для дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний.