Проблема воли в психологии

Контрольная работа по дисциплине:

«Основы общей психологии»

Тема: «Проблема воли в психологии»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие воли 4

2. Теории воли 6

3. Основные признаки волевого акта 9

4. Структура волевого действия 11

5. Волевая регуляция поведения и деятельности 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях.

В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... игровые зависимости, инет, любовная аддикция (эротомании) и пр.), психология симпатий гендерная психология (гендер – социальный пол) основа гендера – социальные ... пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий ... сплоченность. Горе заразительно, заразительность вызывает сочувствие и увеличивает связь между теми, кто понес тяжелую утрату. Горе ...

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов. Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, т. е. такими, которые можно наблюдать и оценивать.

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. Волевой акт – это сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель контрольной работы: изучение проблемы воли в психологии.

1. Понятие воли

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внеш­них препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психиче­ских явлений [4; c. 128].

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осу­ществлении действия, при преодолении препятствий. Преодо­ление препятствий требует волевого усилия — особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физичес­кие, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля про­является как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целе­сообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта про­явления воли:

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... свое отражение в следующих свойствах (качествах): - сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; - настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; - выдержка – умение ... мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке ...

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля прак­тически не требуется (желания человека просты, однознач­ны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий ре­альной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однознач­ности своих желаний и целей (простой внутренний мир че­ловека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внут­ренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при приня­тии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для пре­одоления внутренних сомнений для выбора решения и осу­ществления действий в условиях объективных помех и труд­ностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости [4; c. 130].

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противо­речивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества; целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность», настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и вос­питания в детстве были неблагоприятные:

1) ребенок избало­ван, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам ре­шения.

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, долж­ны соблюдать следующие правила:

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... овцы и козы. Отнимание добычи у других — клептопаразитизм — также распространено в животном мире. Для одних видов он является подспорьем в неблагоприятних условиях. Для других, например ...

1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для ус­пеха его деятельности;

2) активизировать самостоятельную дея­тельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь под­водите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, свя­заны с функционированием мозга. Важную роль при осуществ­лении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в кото­рых, как показали исследования, происходит сличение достиг­нутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абу­лии — болезненному безволию.

2. Теории воли

В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом [7; c. 89].

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек ...

Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно — проявляющийся акт тела”.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов [7; c. 92].

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Ясперс выделял переживание первичного, лишенного содержания, не имеющего определенной направленности влечения, переживание естественного инстинктивного побуждения, бессознательно направленного к некоторой цели и переживание волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемого осознанным представлением о средствах и последствиях достижения этой цели. И если влечения и инстинктивные побуждения есть борющиеся мотивы, определяющие поведение человека, то собственно волевой акт представляет собой решение, возникающее как результат взвешивания аргументов “за” и “против”. Волевой акт осознается. Это личностное “я хочу” или “я не хочу” [7; c. 94].

Человек не обязательно осознает совершаемые им действия. Таковы например, действия, осуществляющиеся рефлекторно, без вмешательства сознания. Однако человек осознает, что действие свершилось, т.е. остается “осведомленным” о нем.

С точки зрения Ясперса, истинным критерием сознания является “осведомленность” (подобного рода) о содержании собственных мыслей, т.е. мышление о мышлении, практически воплощенная в афоризме Декарта: “Мыслю, следовательно существую”. Ясперс, исходя из теории многоплановости сознания, подразумевающей представление о сознании как о ряде параллельных систем, независимых друг от друга, подводит читателя к выводу, что воля распространяется лишь на ту часть сознания, о состоянии которой мы “осведомлены” [7; c. 95].

Так ли это? Исследуя состояния измененного сознания, М. Эриксон и вслед за ним Д. Гриндер и Р. Бэндлер пришли к выводу, что сознание стремится не участвовать в переработке всей информации, поступающей на соответствующий уровень активности мозга. Однако, хотя целый ряд явлений не осознается, сознание сохраняет за ними контроль. В свете вышесказанного можно проанализировать еще один вопрос. Является ли процесс переключения сознания актом воли? Очевидно, что в ряде случаев воля принимает в этом участие. В ряде случаев, напротив, волевой акт ускользает от нашего сознания. Более того, существуют яркие примеры, когда переключения сознания совершается против воли индивидуума. Такой характер носит ряд феноменов нарушения мышления.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... к противоречивым, непосле­довательным действиям (амбитендентность). Шизофрения Шизоидная психопатия У здоровых людей, склонных к самоанализу (рефлексии) ... с влечением навязчивым. Однако в последующем борьба мотивов исчезает и импульсивное влечение реализуется. После реализации ... интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень ...

В американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п. [3; c. 57].

Изучая сегодня работы таких психологов, как У. Джемс в США и С. Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разрабо­тать целостное учение о воле с его терминологической определеннос­тью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека.

Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутрен­ние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого пове­дения, которая в последнее время становится ведущей, поведение че­ловека понимают как изначально активное, а самого человека наделен­ным способностью к сознательному выбору форм поведения [3; c. 59].

3. Основные признаки волевого акта

Основными признаками волевого акта являются:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

10 стр., 4775 слов

5. Цели, задачи и особенности психокоррекционной деятельности дефектолога

... деятельности человека, то есть особенности целей, мотивов, способов деятельности, качественные особенности психики человека, проявляющиеся в деятельности. На становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ... позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы ...

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутст­вие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в ре­зультате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над об­стоятельствами, сколько на преодоление самого себя [5; c. 329].

Таким образом, один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана и его осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом [5; c. 331].

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

9 стр., 4004 слов

Воля, волевые качества личности

... физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека. Другое течение связывает волю ... или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия. Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это ...

4. Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных воле­вых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли- Волевые действия бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, при которых человек без колеба­ний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утвер­ждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве ре­шения;

6) осуществление принятого решения,

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели [10; c. 242].

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не струк­турный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно).

Желание — это существующее идеально (в голове человека) со­держание потребности. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противо­стоящих, несовпадающих побуждений, между которыми пред­стоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой моти­вов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напря­жение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

6 стр., 2932 слов

2.Цель как компонент педагогической деятельности (общее понятие)

... Цель— это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность ... выхода, поэтому взаимодействие должно быть обменом действиями; у него появляется ожидание оценки своих ... учащихся. Вожачество, конспирация негативных поступков, подавление воли личности, диктат физически сильных, круговая порука ...

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью во­левого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполне­ния волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достиже­ния цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценно­стей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, веду­щие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это по­нимание — один из результатов второго этапа), но в то же вре­мя в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответ­ствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве реше­ния. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разре­шается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, спо­собы, последовательность их использования, т. е. осуществля­ется уточненное планирование. После этого начинается реализа­ция намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не осво­бождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуще­ствление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий [10; c. 246].

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; вто­рое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извле­кает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

5. Волевая регуляция поведения и деятельности

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствий с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше груп­па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями: ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду: деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным ме­ханизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняю­щим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умст­венных усилиях [10; c. 245].

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появи­лось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Пред­варительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть воз­никшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с поста­новки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в дей­ствие фактически заключается в произвольном вовлечении со­знания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение дли­тельного времени удерживать в поле сознания объект, над ко­торым размышляет человек, поддерживать сконцентрирован­ное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает при­обретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятель­ности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-ли­бо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуля­ции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответст­вующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные сти­мулы для выполнения, доведения до конца уже начатой дея­тельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связы­вается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произволь­ным поступкам. В этом плане волевые действия не менее де­терминированы, чем любые другие, только они связаны с со­знанием, напряженной работой мышления и преодолением труд­ностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на лю­бом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, вы­бора средств и способов ее выполнения, следования намечен­ному плану или отклонения от него, контроля исполнения [10; c. 248].

Осо­бенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, созна­тельно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, пред­почитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непос­редственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляет­ся в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более труд­ный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регу­ляция контроля исполнения действия состоит в том, что чело­век сознательно заставляет себя тщательно проверять правиль­ность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осущест­вления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельно­стью является ситуация, связанная с борьбой трудносовмести­мых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же мо­мент времени выполнения различных действий. Тогда созна­ние и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сде­лать одно из влечений более сильным, придать ему в сложив­шейся обстановке больший смысл. Психологически это означа­ет активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное при­дание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуаль­ными потребностями, между этими потребностями и сознани­ем человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого ин­дивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя как субъекта который, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними” [9; c. 488].

Таким образом, волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптималь­ной мобилизованности личности, потребного режима активности, кон­центрацией этой активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мо­тивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершае­мых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в та­ких свойствах как:

— сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),

— настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),

— выдержка (уме­ние тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению при­нятого решения),

— энергичность и др.

Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества:

— решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),

— сме­лость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради дости­жения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),

— само­обладание (умение контролировать чувственную сторону своей психи­ки и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),

— уверенность в себе [1; c. 296].

Эти качества следует рассматривать не толь­ко как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными:

— ответственность (качество, характеризую­щее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),

— дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения обще­принятым нормам, установленному порядку),

— принципиальность (вер­ность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),

— обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их).

К этой же группе относятся качества во­ли, связанные с отношением человека к труду:

— деловитость, инициатив­ность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственно­му почину),

— организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),

— исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно фор­мируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеет­ся опыт волевых действий [1; c. 297].

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые тре­буют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения. Таким образом, волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптималь­ной мобилизованности личности, потребного режима активности, кон­центрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мо­тивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершае­мых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптималь­ной мобилизованности личности, потребного режима активности, кон­центрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мо­тивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершае­мых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; вто­рое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извле­кает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Развитие воли у человека связано: с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; с приобретением человеком контроля над своим поведением; с выработкой волевых качеств личности; с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые тре­буют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебник для вузов / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 437 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЮРАЙТ, ЧеРО, 2000. – 456 с.
  3. Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций / Т.И. Гусева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 157 с.
  4. Климов Е.А. Общая психология. Образовательный курс / Е.А. Климов. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 511 с.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2007. — 512 с.
  6. Психология / Отв. ред. А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005.- 743 с.
  7. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Академия, 2001. – 349 с.
  8. Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, С.И. Розум. — Спб.: Речь, 2000. – 439 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
  10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005.- 460 с.