Приемы информационного воздействия

Азбука пропаганды: приемы эмоционального воздействия

В настоящее время практикой СМИ накоплен большой арсенал приемов, обеспечивающих воздействие на эмоции людей. Выделено 7 основных приемов информационно-психологического воздействия, известных специалистам как «азбука пропаганды»:

— «Ссылка на авторитеты», или «свидетельствование» — (testimonial);

— «Приклеивание или навешивание ярлыков» — (name calling);

— «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» — (glittering generality);

— «Перенос» или «трансфер» — (transfer);

— «Свои ребята» или «игра в простонародность» — (plain folks);

— «Перетасовка карт» — (card stacking);

— «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon)

Эти семь основных приемов в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов в Институте анализа пропаганды. Известно, что основой для анализа этих приемов во многом послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии. Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в настоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации.

 

1) Прием «свидетельства».Этот прием состоит в приведении высказывания личности, которую уважают или ненавидят в данной аудитории. Например, если человек, отношение к которому у аудитории однозначно отрицательное, одобрит какие-либо действия или идеи, к ним также сформируется отрицательное отношение.

Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом. В качестве медиаторов – «авторитетов микросоциального уровня» в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

2) Прием «Наклеивание ярлыков».В этом случае для компрометации и отторжения слушателями лиц или идей на них наклеивается негативный ярлык: «империалист», «фашист» и т.п. Например, в целях дискредитации президента СРЮ С. Милошевича западные телекомпании навязывали мировому сообществу образ «Милошевича – Гитлера», осуществляющего «геноцид албанцев».

16 стр., 7913 слов

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы ...

... -либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации, которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы ... понятия информации и управления соотносительны.8 Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели,9- а о целях сталинского ...

3) Прием «Сияющее обобщение».Заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием- символом, имеющим позитивную эмоциональную окраску. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. В устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей.

В качестве примера можно привести использование символа «монополия». В СССР это понятие имело негативный смысл. Монополиями, грабящими народ, назывались корпорации Запада, широко употреблялся термин – государственно-монополистический капитализм. В конце перестройки монополиями стали называть единую энергосистему, единую сеть железных дорог, единую газовую систему, что придавало им негативный смысл в глазах людей и подводило к выводу о необходимости их раздробления.

4) Прием «Перетасовка карт».Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель — используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п.

Например, в видеорепортажах «Би-би-си» с демонстраций протеста против ВТО в Сиэтле крупным планом демонстрировался молодой человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения, который выкрикивал протестующие лозунги. Таким образом, создавалось впечатление, что на демонстрацию вышли не вполне адекватные люди, которым просто больше нечем заняться.

5) Прием «игра в простонародность» (популизм).Цель этого приема — побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за «народности» этих понятий или принадлежности к «простым людям».

6) Прием «трансфер». «Трансфер» формирует ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих. Используется также и негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д.

5) Прием «Общий вагон».При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что…» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что…» и т.п. Люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок и точек зрения.

Для иллюстрации использования некоторых подобных приемов в современных российских условиях можно привести такой характерный пример. В 1995 году был выпущен массовым тиражом календарик, лицевая сторона которого состоит из следующих элементов: верхняя часть — название пропагандируемого общественно-политического движения: «ВПЕРЕД, РОССИЯ!»; центральная часть — цветная портретная фотография лидера движения, выступающего в качестве объекта рекламно-пропагандистского продвижения, имидж которого является предметом рекламно-информационной кампании; нижняя часть представляет высказывание из двух коротких суждений и заключается именем и фамилией лидера движения — «МЫ НЕ ЛЕВЫЕ И НЕ ПРАВЫЕ. МЫ НОРМАЛЬНЫЕ. КАК И ВЫ. Борис Федоров». В биографической справке, расположенной в агитационных материалах движения, указывается: …Родился … в рабочей семье. … Жил в подвале и коммуналке, всего добивался сам. … Избран депутатом Государственной думы… по рабочему району с тяжелой социально-экономической обстановкой (АЗЛК, «Серп и Молот»).

4 стр., 1825 слов

Понятие информации и ее основные свойства

... результатов относительно определенных совокупностей преобразований. Конкретные задачи прикладного анализа процессов приема и переработки информации затрагивают, как минимум, две важнейшие проблемы. Это, во-первых, ... исследуемых процессов дает возможность выделить три аспекта анализа процессов приема и переработки информации при исследовании их любыми доступными метолами: 1) анализ структуры ...

Отдельно можно выделитьтехнику осмеяния. Осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации. Примером телевизионных передач российского телевидения, активно использовавших данный метод, являются программы «Куклы» и «Итого».

Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды. При умелом неоднократном использовании данного приема возможно формирование за конкретным личностью имиджа «несерьезного и некомпетентного человека», чьи предложения и высказывания не заслуживают внимания. Таким образом, данный метод выступает как механизм формирования «программируемых» стереотипов восприятия.

Техника фабрикации фактов.

И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?» Как говорится, «Honesty is the best policy» – всегда гораздо выгоднее быть честным, если речь идет о фактах, чем их сознательно замалчивать.

Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации. В своей книге «Манипуляторы сознанием» Г. Шиллер пишет: «Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла».

2) Техника манипулятивной семантики.Под манипулятивной семантикой понимается изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл.

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... исчезает вызванная этой потребностью активность. Теория импульсов не объясняет, почему человек совершает бесцельные действия (когда сытый человек ест или когда голодный отказывается от еды). Американские психологи Е. ... они не позволяют понять, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий. В начале ХХ века А.Ф. Лазурский отмечал, ...

Техника упрощения и стереотипизации.

Так как СМИ, в отличие от высокой культуры, ориентированны именно на массу, то ля них давно было сформулировано такое правило: сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение.

4) Техника утверждения и повторения.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за и против» и отвечать «да» не раздумывая.

Техника дробления, избыточности, высокого темпа.

Г. Шиллер дает описание этой технологии: «Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы подачи материала. Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях».

В отечественной практике мы имели пример, когда подобное информирование усугублялось подбором фактов устрашающего характера. Так было в программе «600 секунд», когда аудитории не просто быстро «выстреливались» события, а еще был подбор событий гнетущих. Все это вместе создавало гипнотизирующий эффект «ужастика», который соответствовал действительности, но в силу своей конфигурации показывал окружающую жизнь похожей на фильмы Хичкока. Сообщения о прогнозе погоды и гибели машиниста электровоза «выбалтывались» без пауз с ужасающей скоростью, подгоняемые бегущей строкой. Все путалось и нивелировалось. Принцип «делайте выводы сами» растворялся в потоке фактов, которые хотя и имели некую тенденцию, но из-за скорости подачи не поддавались полноценному осмысливанию аудиторией.

Техника сверхоперативности.

Значение оперативности основывается на том, что человек, получивший какую-либо информацию раньше другого, подсознательно ощущает себя более значимым, хотя зачастую практической пользы из полученной информации он не извлекает.

Оперативность всегда считалась достоинством функционирования СМИ, но, как пишет Г.Шиллер, она может «способствовать усилению манипулятивных возможностей информационной системы…. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений».

Технический вопрос о скорости передачи сообщения, перерастает в стратегический при проведении психологических операций. В связи с этим коммуникаторы стремятся не просто к оперативности, а к сверхоперативности. Но одно дело, что-то передать или показать, другое — достоверно объяснить, что происходит или просчитать последствия передаваемой информации. Возникающие из-за этого проблемы хорошо показаны в американском остросюжетном фильме «Крепкий орешек», когда стремление журналистов к оперативному освещению событий играло на руку террористам, координирующим свои действия в соответствии с получаемой через СМИ информацией о происходящем. К сожалению, во многих случаях захваты заложников 1993-1994 гг. в нашей стране сопровождались отслеживанием террористами развития событий, включая действия оперативного штаба, по радио и телевидению.

9 стр., 4143 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

... эмоционального и психологического воздействия на людей. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда ... информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. ...

Другой психологический прием, эксплуатирующий сверхоперативность, — это создание «эффекта присутствия». Прием основывается на создании иллюзии повсеместного наличия своих источников информации у конкретных коммуникаторов. Подобное достигается за счет быстрой передачи информации даже о незначительных событиях, происходящих в различных районах, заимствованием информации у коллег и конкурентов, использованием материалов из архивов, без соответствующего указания, или подменой сходным по внешнему виду материалом, пользуясь недостаточной компетентностью аудитории воздействия.

Техника сенсационности.

Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили. Подготовка сенсации – кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Информация, данная на телевидении в виде сенсации как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности – сильное свойство телевидения.

Отнесение события к разряду сенсации опять таки решается современными СМИ исходя из психологических особенностей человека. К одной из базовых потребностей человека психологи относят потребность в безопасности (А.Маслоу).

Соответственно сообщения о катастрофах, террористических актах, убийствах и насилии автоматически переносятся в разряд первостепенной важности. Так, бывший руководитель телеканала ОРТ Ксения Пономарева в феврале 1998 года в одном из интервью, отвечая на вопрос о причинах обилия негативных и трагических материалов на телевидении, прямо сказала: «Если самолет взлетел и сел — это не событие, событием становится то, если он не приземлился».

8) Техника инициирования информационной волны. Суть этой техники заключается в проведении пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде средств массовой коммуникации. Возможен вариант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в некоторых средствах массовой коммуникации делается таким образом, что это заставляют значительно большее количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым многократно усиливая мощность информационно-психологического воздействия.

Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, то есть создается так называемая «первичная» информационная волна. Основная же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.

10 стр., 4960 слов

Психологические последствия воздействия на человека различных ...

... так и подразделения в целом. Проблема медико-психологических и психосоциальных последствий воздействия на психику человека экстремальных переживаний военного времени или других событий катастрофического характера изучаются достаточно ...

В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм искусственного привлечения внимания к конкретным персонам или событиям с помощью скандалов как способа создания информационных волн. Для представителей искусства — это громогласные заявления об уходе со сцены, о том, кто с кем разошелся или сходится, это тайное участие в подготовке каких-либо материалов о себе, а затем жалобы на автора. Определенная часть лиц, желающих «засветиться» в политике, пытаются спровоцировать любой заметный конфликт с властью путем действия, высказывания, экзотического ритуала или другого способа, который станет более или менее заметным событием.

В качестве примеров активного использования подобных методов можно привести действия лидера ЛДПР В.Жириновского (публичные потасовки и пр.), бывшего лидера «Яблока» Г.Явлинского, который периодически выступал с «сенсационными» разоблачениями. Один из малоизвестных ранее в качестве политика кандидат на пост Президента Казахстана в 1998 году очень быстро стал узнаваем, когда по примеру В. Жириновского стал бросаться вазами в прямом эфире, раздавил руками бокал, демонстрируя то, что крови не боится. Использование метода «инициирования вторичной информационной волны» непосредственно связано с такой технологией манипулятивного воздействия как распространение слухов.

9) Техника провокации. В историю ХХ века, как яркий пример пропагандистского обеспечения собственной агрессии, вошли акции немецких фашистов по поджогу рейхстага, а также операция сопровождающая вторжение в Польшу. 1 сентября 1939 года Гитлер выступил с обращением к немецкому народу: «Многочисленные нападения поляков на германскую территорию, в том числе нападение регулярных польских войск на радиостанцию в Гляйвице…» На самом деле «регулярными польскими войсками» были переодетые в польскую форму и снабженные польским оружием уголовники и узники немецких концлагерей, которых погнали на пулеметы. Гитлер произносил свою речь, в то время как его армия вторглась в Польшу, шеф гестапо Мюллер получил награду за «успешное отражение нападения».

Из современной истории к провокациям можно отнести убийство послов, превращение мирных актов протеста в агрессивные массовые беспорядки благодаря действиям внедренных провокаторов, террористические акты, с целью посеять панику и ужас. Основной целью применения является создание поводов для организация информационного воздействия на массы, которое по сути предназначено для идеологического или пропагандистского обеспечением проводимой политики.

 

Журналистика, безусловно, изменяет не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие, используя как явные, так и скрытые механизмы воздействия. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения общества, его определённых групп, СМИ являются, по образному выражению, «четвёртой властью». И главное оружие этой власти – мощный арсенал средств информационного манипулирования.

Осталось ответить на вопрос — как бороться людям с манипуляцией? Конечно, хочется верить, что когда-нибудь мы перешагнем период преимущественно манипулятивного воздействия. Ведь внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования.

4 стр., 1680 слов

Психологические проблемы современных подростков в пространстве ...

... «Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий». Цель исследования: изучить и раскрыть психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий ... проблематичными областями считаются изыскания конфигураций персоны под воздействием информационных технологий данное: пристрастие компьютерными забавами, странствиями (навигацией) ...

Знание своих психологических особенностей сегодня становится для человека необходимым условием его информационно-психологической безопасности. Однако, как это ни парадоксально, множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.