Факультет психологии 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по спецкурсу

«Психология личности в кризисных ситуациях»

для студентов дневного и заочного отделений,

специализирующихся по кафедре

психологии личности и общей психологии

Часть I

Ростов-на-Дону

2006

Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и общей психологии Е.В. Зинченко.

Печатается в соответствии с решением кафедры психологии личности и общей психологии, протокол №11 от 27 марта 2006 г.

Ответственный редактор – доцент кафедры психологии личности и общей психологии И.П. Шкуратова

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Введение

Тема I Введение в психологию кризисных ситуаций

1.1 Субъект и ситуация 5

1.2 Виды ситуаций 6

1.3 Понятие стресса и особенности его протекания 9

1.4 Терминологический словарь

1.5 Рекомендуемый список литературы 14

Тема II Психологические последствия кризисных ситуаций

2.1 Понятие адаптации и дезадаптации 17

2.2 Общая характеристика физиологических и психологических

последствий стресса 19

2.3 Неврозы и психосоматические расстройства 21

2.4 Суицидальное поведение 25

2.5 Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в кризисной ситуации. Понятие совладающего поведения 26

2.6 Терминологический словарь 28

2.7 Рекомендуемый список литературы 30

Введение

В связи с постоянным развитием научно-технического прогресса, введением в нашу жизнь новых технических устройств, информационных технологий, постепенно ускоряется темп жизни человека, существенно возрастает нагрузка на его психику. Растет количество стрессов. Многие ситуации обретают кризисный, экстремальный характер для личности. Поэтому психолог должен понимать отличительные особенности таких ситуаций, разбираться в механизмах протекания стрессовых реакций, предвидеть их возможные последствия.

7 стр., 3410 слов

Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии ...

... области психологии в ХХ веке. 22. Психологические условия безопасности дорожного движения. Проблемы исследования особенностей психического развития в онтогенезе. 1. Динамика ценностных ориентаций личности в ... формирование агрессивности личности подростков. 33. Возрастная динамика отношения к здоровью у мужчин и женщин. 34. Социально-психологические особенности развития детей в ситуации семейной де ...

Цельюметодических указаний является систематизация материала первых двух тем по программе спецкурса «Психология личности в кризисных ситуациях»: «Введение в психологию кризисных ситуаций» и «Психологические последствия кризисных ситуаций»

В тексте методических указаний уделяется внимание основным понятиям по каждой теме, приводятся различные классификации изучаемых психологических явлений. Для удобства запоминания материал представлен в сжатом виде, с применением схем и таблиц, отражающих взгляды различных авторов на проблему личности в кризисной ситуации. После изложения материала по каждой теме приведены составленные автором словарь психологических терминов и рекомендуемый список литературы для самостоятельной работы студентов.

Тема I Введение в психологию кризисных ситуаций

  1. Субъект и ситуация

Ситуация (с франц.) – положение, обстановка. Проблема «субъект и ситуация» исследуется в психологии достаточно давно. Ещё со времен Аристотеля и Платона рассматривается дихотомия между внутренними и внешними детерминантами. При этом акцент смещался в сторону первостепенной значимости то личностных переменных, то ситуации.

Многие современные авторы подчеркивают, что рассмотрение ситуации с психологической точки зрения предполагает необходимость учета активности субъекта, которую она вызывает. Так, А.В. Филиппов и С.В. Ковалев полагают, что научное понимание ситуации не может сводиться к представлению о ней, как только о некоторой совокупности элементов среды: условий, обстоятельств, событий, так как сами эти условия и события оказывают стимулирующее воздействие на субъекта, активизирует его [22].

Выделяются объективные и субъективные аспекты ситуации, различные уровни её существования. Многие психологи при этом отмечают, что хотя внешние обстоятельства и имеют большое значение, но субъекту всегда принадлежит решающая роль, так как он обладает возможностью целенаправленной активности. Именно в способе видения ситуации, в отношении к ней и проявляется сам субъект. Поэтому одна и та же ситуация может по-разному восприниматься разными людьми и приводить к разным последствиям.

А.М. Столяренко предлагает рассматривать любую ситуацию как социально-природную целостность, применяя при этом системный подход. Он даёт следующее определение ситуации: «Ситуация – это реальная совокупность объективно-субъективных обстоятельств, особенностей бытия конкретного человека (группы), характерных для его жизнедеятельности в какой-то момент (отрезок) времени. Это актуальная активная взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки» [20, с.43]. Заметим, что автор также подчеркивает активность субъекта, выдвигает её на передний план.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей). Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная сознательная деятельность ... его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей ...

Таким образом, при рассмотрении ситуации как сложной формы субъект-объектных отношений, субъекту в ней отводится решающая роль.

1.2 Виды ситуаций

В психологии на настоящий момент не представлена единая классификация ситуаций. Наиболее часто употребляются понятия: «критическая ситуация», «экстремальная критическая ситуация», «трудная критическая ситуация».

Ф.Е. Василюк определяет критическую ситуацию как ситуацию невозможности реализации человеком мотивов, стремлений и ценностей. Она возникает в том случае, если имеющиеся в арсенале человека способы активности не помогают ему справиться с изменившимися условиями жизнедеятельности. Автор предлагает рассматривать критическую жизненную ситуацию через следующие понятия: стресс, конфликт, кризис, фрустрация [5].

В. Лебедев относит к экстремальным ситуации, связанные с угрозой для жизни человека [11]. Н.И. Наенко различает три типа ситуаций:

а) трудные – отличаются сложностью и повышенной значимостью решаемой задачи для субъекта;

б) параэкстремальные – при наличии строгих условий при решении задачи, риска;

в) экстремальные – в случае, когда результат решения задачи определяет возможность дальнейшего существования субъекта.

Она считает, что экстремальность ситуации определяется интенсивностью воздействующего на человека фактора, его качественным своеобразием, временем и характером действия [13].

Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко [20]. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата).

По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся им на объективные, потенциальные, лично спровоцированные (виктимные) и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные)[там же]. С точки зрения этого автора, можно выделить ещё ряд критериев для классификации основных групп экстремальных ситуаций (рисунок 1).

Итак, авторы, занимающиеся рассмотрением психологических особенностей ситуаций и их значения для личности, выделяют различные виды ситуаций, пользуясь различными критериями. При этом зачастую под одним и тем же термином подразумевается различная психологическая реальность. Однако при определении экстремальной ситуации многие психологи сходятся во мнении о том, что она связана с угрозой для жизни самого человека или же его близких. Такие ситуации, как правило, вызывают у личности сильный стресс и приводят к возникновению ряда серьёзных психологических проблем.

Экстремальные ситуации

По причинам

возникновения

стихийные

техногенные

антропогенные

смешенные

По качественным

особенностям

природные

социально-политические

экономические

профессиональные

бытовые

соматические

транспортные

криминальные

военные

По масштабности

глобальные

(федеральные,

международные)

локальные

(региональные,

местные, групповые)

индивидуальные

по комплексности и тяжести

последствий

кризисные

катастрофические

чрезвычайные

общественные бедствия

по длительности

кратковременные

средней продолжительности

долговременные

Рисунок 1 – Классификация основных экстремальных ситуаций

по А.М. Столяренко

1.3 Понятие стресса и особенности его протекания

Стресс (с англ.) – напряжение, нажим, давление. Термин введён канадским физиологом Г. Селье в 1936 году. Это неспецифическая реакция организма в ответ на любое предъявляемое ему воздействие внешней среды. Она имеет большое биологическое значение для личности: помогает ей приспособиться к возникшим трудностям.

Факторы, вызывающие стресс, называют стрессорами. Американский учёный Лазарус различает два вида стресса: психологический и физиологический. Критерием разделения служат характеристики действующих стимулов, механизм возникновения и характер ответной реакции [по 1]. В таблице 1 отражены основные характеристики этих видов стресса.

Таблица 1 Виды стресса и их характеристика по Лазарусу

Критерий

разделения

Вид стресса

психологический

физиологический

характеристика

стимула

отличается значимостью для личности

имеет скорее биологическую значимость для организма

характер воздействия стимула

не всегда непосредственное воздействие

непосредственное воздействие

особенности ответных реакций

индивидуальны, их трудно предугадать

высоко стереотипны, осуществляются висцеральными и нейрогуморальными механизмами

Физиологический стресс может вызываться чрезмерными физическими нагрузками, высокими или низкими температурами, голодом, болевыми стимулами, недостатком кислорода, кровопотерей, болезнью, радиацией и т.п. Психологический стресс возникает вследствие воздействия различных стимулов на психику человеку. Он делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационной перегрузке, необходимости выполнения работы в высоком темпе за ограниченный период времени. Эмоциональный стресс возникает в ситуации обиды, конфликта, угрозы, опасности для собственной жизни или жизни окружающих и т.п.

Кроме того, выделяют и другие виды стресса, например, профессиональный, спортивный, экзаменационный. Разделяют также стрессы повседневной жизни и стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях. Стресс представляет собой динамический процесс, имеющий ряд стадий.

Фазы стресса

1. Реакция тревоги — на ней происходит мобилизация всех защитных сил организма. В это время учащается дыхание, пульс, повышается давление, усиливается возбуждение. Внимание полностью концентрируется на стимуле, над ситуацией осуществляется повышенный контроль. В целом человек находится в состоянии напряженности и настороженности.

2. Стадия сопротивления – в это период организм приспосабливается к новой ситуации, происходит обращение к “резерву”. Первоначальная тревога почти полностью исчезает, повышается работоспособность, уровень сопротивляемости организма существенно превышает обычный.

3. Стадия истощения – наблюдаются последствия длительного воздействия стрессоров. Если такое воздействие затягивается, то происходит максимальная нагрузка на организм, нарушается физическое и психическое здоровье. Вновь возникает тревога. Снижается общая сопротивляемость организма, он становится очень уязвимым к болезням. Это связано с тем, что возможности организма не безграничны и при сильном и длительном воздействии они истощаются.

Г. Селье проводил аналогию между тремя фазами стресса и этапами жизни человека: детством, зрелостью и старостью. Большинство стрессов заканчиваются уже на первой стадии, что способствует мобилизации организма и решению возникшей проблемы. Однако при более длительном воздействии стрессора у человека диагностируются чёткие признаки стрессового напряжения. Стресс может принимать хроническую форму.

Шеффер выделяет 15 признаков стрессового напряжения:

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  2. Частые ошибки в работе.
  3. Ухудшение памяти.
  4. Частое возникновение чувства усталости.
  5. Мысли часто «улетучиваются».
  6. Периодические боли (голова, спина, область желудка).
  7. Повышенная возбудимость.
  8. Очень быстрая речь.
  9. Отсутствие радости от работы.
  10. Потеря чувства юмора.
  11. Увеличение числа выкуриваемых сигарет.
  12. Обращение к алкоголю.
  13. Постоянное ощущение недоедания.
  14. Потеря аппетита, вкуса к еде.
  15. Невозможность вовремя закончить работу [по 15].

В целом симптомы стресса можно разделить на группы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие, физиологические.

Когнитивные — ухудшение концентрации внимания, ослабление кратковременной и долговременной памяти, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, импульсивность мышления, поспешные решения.

Эмоциональные — раздражительность, беспокойство, болезненная мнительность, подверженность приступам гнева, неудовлетворенность работой, резкое снижение степени удовлетворенности личности жизнью.

Поведенческие — увеличение проблем в семье, нерациональное распределение времени, чрезмерная занятость, интенсивное курение, употребление алкоголя, пренебрежение отдыхом, возникновение речевых проблем, уклончивость в поведении.

Физиологические — головные боли, сердцебиение, утомление, частые простудные заболевания, грипп, инфекции.

Становится понятно, что небольшие стрессы полезны для личности, так как они позволяют ей мобилизоваться и в короткий срок осуществить необходимую деятельность, используя возможности и резервы своего организма. Длительные же и интенсивные стрессы увеличивают опасность нарушения физического и психического здоровья человека.

1.4 Терминологический словарь

Дистресс – вид стресса, характеризующийся отрицательным или даже разрушающим влиянием на деятельность человека.

Жизненное событие – событие, имеющее высокую значимость для человека, требующее от него внутренних преобразований, затрагивающих центральные аспекты Я.

Информационный стресс – возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) – изменение электрической сопротивляемости кожного покрова в стрессовой ситуации.

Конфликт – столкновение противоположных целей, мнений, интересов, потребностей одного субъекта или нескольких субъектов взаимодействия. Характеризуется сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворённостью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Критическая ситуация – ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей и пр. (по Ф.Е. Василюку).

Психическая напряжённость – психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для личности развития событий. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определённым образом.

Психологический стресс – стресс, характеризующийся неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими её организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации, или изменениями состояния организма.

Ситуация – система внешних (во временном, пространственном и функциональном отношении) по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на конкретную угрозу.

Стресс – неспецифическая реакция организма (общий адаптационный синдром) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Она имеет большое биологическое значение: помогает приспособиться к постоянно меняющейся внешней среде (по Г. Селье).

Стресс – состояние когнитивного, эмоционального и поведенческого расстройства психики человека, связанное с его неспособностью целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Стрессор – фактор, вызывающий стресс.

Стрессоустойчивость – устойчивость человека к различным видам стресса.

Физиологический стресс – стресс, вызванный изменением среды или появлением нового раздражителя, интенсивно воздействующего на тело человека и его органы.

Фрустрация – психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно или субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к желаемой цели.

Экстремальная ситуация – ситуация, связанная с угрозой для жизни самого человека или близких ему людей.

Эмоциональный стресс – стресс, появляющийся в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д.

Эустресс – вид стресса, характеризующийся позитивным влиянием на деятельность человека и сочетающийся с желательным эффектом.

1.5 Рекомендуемый список литературы

  1. Аргайл М., Фёрнхем А., Нрахам Дж. Концепт ситуации в различных областях психологии // Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.41 – 58.
  2. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
  3. Борневассер Стресс в условиях труда // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С. 454 – 469.
  4. Васильева О.С. Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов – на – Дону, 2001. – С.7-10.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984. – С.31-49.
  6. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.8 – 25.
  7. Джанерьян С.Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психологический вестник РГУ. – 1996. — Вып.1. – Ч.2.
  8. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Фрустрация // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.388 – 393.
  9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
  10. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебн. Пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  11. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.84 – 134.
  12. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. – 2000. — №3.
  13. Наенко Н.И. Писхическая напряжённость. М.: МГУ, 1976.
  14. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.364- 378.
  15. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.60 – 83.
  16. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999.
  17. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.
  18. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.6 – 38.
  19. Статтин Х. Психологическая ситуация в исследованиях личности Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.191 – 117.
  20. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
  21. Стресс и тревога в спорте. Междунар. Сб. научн. Статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  22. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса //Психологический журнал. – 1986. — № 1. – С.14-21.
  23. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.58 – 91.

Тема II Психологические последствия кризисных ситуаций

2. 1 Понятие адаптации и дезадаптации

Г.Селье рассматривал стресс с точки зрения теории адаптации. Известно, что благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром.

Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, и процесс адаптации должен осуществляться тоже постоянно. Можно сказать, что человеческий организм всё время находится в реакции адаптации, стремясь достигнуть состояния психического покоя. Однако такое состояние очень кратковременно, оно проходит мгновенно, поэтому процесс адаптации и осуществляется постоянно. То есть адаптация – это всегда активность. Этот процесс происходит и у животных, но существенное отличие человека в том, что у него решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «организм – среда» играет психическая адаптация.

Согласно Ю.А. Александровскому, психическая адаптация человека может быть рассмотрена как система, имеющая ряд подсистем:

А) подсистема, обеспечивающую поиск, восприятие и переработку информации;

Б) подсистема, отвечающая за эмоциональное реагирование;

В) подсистема, детерминирующая социально-психологический контакт;

Г) подсистема, ответственная за сон и бодрствование;

Д) подсистема, обусловливающая эндокринно-гуморальную регуляцию [1].

Каждая из перечисленных подсистем включает в себя ещё более мелкие звенья или подсистемы. Изменения и нарушения, происходящие в них, в свою очередь, ведут к изменению системы в целом.

Система психической адаптации характеризуется открытостью, динамичностью. Она находится в постоянном развитии. При нарушении функциональных возможностей такой системы возникает состояние психической дезадаптации.

Адаптация представляет собой не просто активность, а целесообразную активность. Можно выделить различные её формы.

Три формы адаптации

  1. Гипердинамическая – адаптация происходит за счёт повышения двигательной активности (бег, прыжки, интенсивная физическая работа).
  2. Гиперпсихическая – адаптация осуществляется через общение (с близкими друзьями, книгой, музыкой и другими аналогичными способами).
  3. Гиперфагическая — адаптация сопровождается повышенной вегетативной активацией.

У человека есть все три формы адаптации, но состояние, приближенное к состоянию покоя, даёт только одна из них. Доминирующая форма адаптации очень устойчива в течение жизни. Она часто устанавливается сознанием человека. Диагностика преобладающей формы адаптации личности осуществляется, как правило, с помощью структурированной беседы психолога с клиентом, в ходе которой выявляются привычные способы его реагирования в стрессовой ситуации. Полученный результат служит ориентиром для выбора способов коррекции стрессовых расстройств.

2.2 Общая характеристика физиологических и психологических проявлений и последствий стресса

Большинство стрессов заканчиваются на ранней стадии, что способствует психической и физиологической мобилизации организма, улучшению продуктивности деятельности и успешному решению поставленной задачи. То есть организм успешно адаптируется к создавшейся ситуации.

Однако частые и длительные стрессы изматывают организм, отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье человека, вызывая невротические расстройства и ряд психосоматических заболеваний.

Стресс могут вызвать как негативные, так и позитивные факторы. Механизм протекания стресса аналогичен в обоих случаях. При этом очень сильный стрессовый фактор может привести организм даже к летальному исходу. Возникший при этом стресс отличается моментальным течением. Он быстро проходит все три фазы. Организму не хватает резервных возможностей для полноценного сопротивления, что приводит его к разрушению.

Одно из главных телесных проявлений стресса — напряжение мышц. Ведь сам термин «стресс» переводится дословно как напряжение. Когда человек испытывает сильные эмоции, то у него непроизвольно возникает напряжение определенных групп мышц. Если он пытается сдерживать свои чувства, не проявлять их во внешнем плане, то это напряжение не получает необходимой разрядки. Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя и делает для себя то, что предназначено окружающей среде. То есть человек проецирует собственные негативные эмоции на свое тело. Это можно назвать ретрофлексией (поворотом на себя).

Возникшее таким образом напряжение остается в мышцах на длительное время, как бы замораживается в них, становится хроническим. Поэтому можно говорить, что стрессы имеют телесные следы в виде участков стойкого напряжения мышц [13].

У каждого человека существует определённый «набор» привычных отрицательных эмоций, обусловленный его темпераментальными особенностями и чертами характера. Другими словами, в различных кризисных ситуациях у одного индивида на стресс откликаются одни и те же группы мышц. Это приводит к возникновению в них хронического напряжения. Существование такого напряжения, как правило, не осознаётся самим человеком, однако оно влияет на его осанку, походку и также обуславливает возникновение определённых психосоматических расстройств. Вызванное стрессами мышечное напряжение является источником постоянной астении, снижая общий жизненный тонус и работоспособность человека.

Типичные мышечные напряжения и связанные с ними боли

1) Напряжение мышц, сжимающих челюсти. Его появление вызвано тем, что в моменты неприятных переживаний человек непроизвольно стискивает зубы. С хроническим напряжением этой группы мышц связаны боли в височной области.

2) Напряжение шейных мышц. Приводит к появлению головокружений, головных болей. Последние нередко проявляются как ощущение сдавливающей голову «каски». Тяжесть в шейно-затылочной области нередко сочетается с повышением артериального давления. С напряжением мышц шеи связано и возникновение спазмов горла («перехватывание» голоса в моменты волнений, ощущение «комка» в горле).

3) Напряжение мышц в области грудной клетки, вызванное бурными эмоциями, служит распространенной причиной сердцебиения, болей в области сердца. Такие напряжения могут также затруднять дыхание (у человека возникает чувство «нехватки воздуха», ограничивается глубина вдоха).

4) Участки хронического напряжения мышц передней брюшной стенки вызывают появление болей в желудочно-кишечном тракте.

5) Связанное со стрессами напряжение мышц, окружающих позвоночник, может провоцировать обострения остеохондроза. С мышцами рук и ног связаны отдаленные, так называемые мышечно-тонические проявления остеохондроза позвоночника.

6) Напряжение мышц области таза может приводить к возникновению сексуальных проблем.

Для избегания неблагоприятных последствий стрессов человеку необходимо научиться правильно расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение и регулярно применять этот навык.

2.3 Неврозы и психосоматические заболевания

Неврозы – психогенные нервно-психические расстройства, возникающие под влиянием психотравмирующих факторов. Психологическим фактором при неврозе является переживание личностью невротического конфликта. Неврозы – обратимые расстройства, при которых отсутствует органическое поражение головного мозга.

Различают три формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. При неврастении повышенная возбудимость сочетается с быстрой истощаемостью. Для таких клиентов характерно неустойчивое настроение с преобладанием депрессивного компонента. Их сновидения отличаются поверхностностью и тревожностью. Часто неврастения сопровождается головными болями, нарушениями желудочно-кишечного тракта, нарушениями половых функций.

Истерические состояния сопровождаются слезливостью, обмороками, тошнотой, судорогами, рвотой. При истерии у человека могут возникать двигательные расстройства, тики, параличи, нарушения слуха, зрения, речи (беззвучие, немота).

Истерию как вид невроза трудно диагностировать, так как такие неврозы очень сходны с заболеваниями. По мнению И.Павлова, к истерии склонны люди «художественного типа», которые с раннего детства отличаются впечатлительностью, ранимостью, внушаемостью, демонстративностью.

Для неврозов навязчивых состояний характерны общеневротические проявления (раздражительность, утомляемость, нарушения сна, вегетативные нарушения) в сочетании с фобиями (страх заразиться болезнью, потерять близкого, страх одиночества, страх преследования и др.).

Иногда человек понимает, что возникающие у него страхи не имеют оснований, но не может от них избавиться. Поэтому он начинает вырабатывать своеобразные «защитные ритуалы», представляющие собой определенное сочетание вербальных высказываний и невербальных действий. Как считал И.Павлов, невроз навязчивых состояний чаще возникает у людей «мыслительного типа».

Психосоматические заболевания – заболевания, которые возникают у человека под влиянием эмоционального напряжения, в том числе психических воздействий, испытанных им в прошлом или испытываемых в настоящем времени [18]. Механизм их возникновения достаточно сложен (рисунок 2).

Стрессор эмоциональное напряжение активизация нервной

системы изменение сосудистой системы изменение

внутренних органов

Рисунок 2 — Схема возникновения психосоматических расстройств

7 Классических психосоматозов (Чикагская семёрка по Александеру)

  1. язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
  2. неспецифический язвенный колит;
  3. бронхиальная астма;
  4. гипертония;
  5. тиреотоксикоз;
  6. ревматоидный артрит;
  7. нейродермит.

Базисные конфликты, характерные для клиентов с психосоматикой:

— конфликт близости-дистанцирования;

— конфликт зависимости-независимости.

Для многих клиентов с психосоматикой характерны прямолинейность, независимость, высокое чувство долга, добросовестность, ригидность, обидчивость. Однако для различных психосоматических заболеваний выделяют специфические особенности мотивационной сферы личности и типичные для неё противоречия. Рассмотрим более подробно этот тезис на примере разных заболеваний.

Гипертония – интерперсональное напряжение между агрессивными импульсами и чувством зависимости (большой социальный контроль, нереализованная потребность во власти).

У такой личности часто присутствуют противоречивые стремления: направленность на прямоту, откровенность и вежливость, учтивость, стремление избегать конфликтов.

Язва – потребность человека в защите, поддержке и опеке. Одновременно — сила, самостоятельность и независимость, к которым он стремится.

Бронхиальная астма – противоречие между желанием нежности и страхом перед ней. Конфликт «владеть – отдать». Часто истерический характер и неспособность выпустить гнев наружу, что приводит к приступам удушья.

Сахарный диабет – чувство хронической неудовлетворенности.

Нейродермит, псориаз – пассивность, проблемы с самоутверждением.

Язвенный колит – часто возникает после потери объекта и катастроф переживания. Заниженная самооценка, большая чувствительность к собственным неудачам, сильное стремление к зависимости и опеке.

Ревматоидный артрит – застывшая и преувеличенная позиция, демонстрация высокого уровня самоконтроля. Тенденция к самопожертвованию и преувеличенная потребность помочь окружающим, но эта помощь носит агрессивную окраску.

Коронарная болезнь (болезнь менеджеров) – характерна для активных и предприимчивых людей. Коронарный тип личности, предрасположенный к инфаркту миокарда – высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Стремится сделать все быстрее и лучше всех, одержим этим стремлением. Постоянно напряжен, систематически преодолевает чувство усталости. В случае появления неконтролируемой ситуации, утрате контроля и самообладания может возникнуть ишемия.

Реакция личности на психосоматическое заболевание может быть разной. Б.А. Якубов выделяет такие типы личностной реакции на заболевание: содружественная, спокойная, неосознаваемая, следовая, негативная, паническая, разрушительная. А.Е. Личко, Н.Я. Иванов придерживаются в своём делении типов акцентуаций. Они рассматривают гармонический, эргопатический, анизогнозический, ипохондрический, неврастенический, тревожный, апатический, меланхолический, сенситивный, эгоцентрический, паронояльный, дисфорический тип отношения к болезни.

Отношение клиента к своему заболеванию может быть двойственным. Традиционно болезнь сопровождается негативным отношением к ней больного. В этой связи выделяют восприятие болезни как угрозы (вызова), утраты, наказания. Однако есть и позитивная сторона: получение различного рода преимуществ от болезни (психологических, социальных, материальных), что позволяет человека в некоторых случаях относится к своей болезни положительно. Это реакция на болезнь как на выигрыш или избавление. С этой точки зрения, выделяют аггравацию (преувеличение имеющихся признаков заболевания), симуляцию (притворство, с помощью которого человек пытается создать мнение о наличии болезни) и диссимуляцию (скрывание от других самой болезни и её признаков).

Так как источником психосоматических заболеваний часто является психологический фактор, то психологическое воздействие, сочетающееся с медицинским (медикаментозным), способствует улучшению состояния клиента, приводит к устранению отдельных симптомов болезни.

2.4 Суицидальное поведение

Суицидальное поведение можно рассматривать как дезадаптивную реакцию личности на кризисную ситуацию. То есть суицид возникает как следствие нарушения адаптации личности к среде. Согласно М.П. Гусаковой, можно выделить три типа представленности суицида: как уход от нормального решения проблемы; как некоторое приобретение личностного смысла; как обретение нового опыта сознания и бытия [4].

Суицидальное поведение – более широкий термин, чем суицид. Оно включает в себя суицидальные идеи (намерения), суицидальные попытки (покушение на собственную жизнь) и собственно самоубийство.

Суицидогенные реакции содержат аффективный и когнитивный компоненты. Когнитивный компонент включает мысли о бесцельности существования, мучительности жизни. По В.Франклу, данное состояние можно назвать экзистенциальным вакуумом [19]. Аффективный компонент включает само переживание: тревога, обида, апатия, безысходность, бессилие, вина, стыд.

Выделяют истинные и демонстративные суициды.

Три характеристики истинного суицида

1) сознательное желание;

2) целенаправленность;

3) быстрое лишение себя жизни.

Суицид рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов: психофизиологических, социокультурных и других. Он может явиться результатом значительных физических и эмоциональных перегрузок, психической незрелости личности, снижения её толерантности к стрессу [16].

С точки зрения оказания психологической помощи людям, склонным к суицидальному разрешению возникающих кризисных ситуаций, выделяют три стадии работы с суицидом: превенцию, интервенцию и поственцию. Превенция ориентирована на профилактику суицида, интервенция – на оказание медицинской помощи и психологической поддержки людям, совершившим суицидальную попытку, а поственция предполагает тесную психореабилитационную работу с родственниками погибшего человека.

2.5 Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в кризисной ситуации. Понятие совладающего поведения

Так как в каждой ситуации решающее значение имеет субъект и степень проявления им активности, а любая ситуация воспринимается как стрессовая или нет именно благодаря индивидуальным характеристикам человека, то можно говорить, что поведение в кризисных ситуациях детерминировано психологическими особенностями личности. У.Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент [17]. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности — это решение ею определенной ситуации.

На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).

Со второй половины XX века в психологии активно разрабатывается проблема совладания личности со стрессом [2, 9,10]. «В отличие от психологической защиты копинг-поведение – это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиями ситуации м помогающая преобразовать её в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, которые человек изменить не может» [9]. Были выделены и изучены стратеги совладания (копинг-стратегии).

Стратегии совладания по Фолкман и Лазарусу

1) стратегия противостоящего совладания – проявляется как агрессивная установка человека изменить ситуацию, сопровождается проявлениями неприязни и гнева;

2) стратегия дистанцирования – попытка отдалиться от проблемы, забыть о ней:

3) стратегия самоконтроля – стремление регулировать собственные чувства и действия;

4) стратегия поиска социальной поддержки – человек направляет усилия на поиск информации, получение материальной, информационной, эмоциональной поддержки;

5) стратегия принятия ответственности – человек признаёт свою роль в порождении проблемы и предпринимает попытку устранить ошибки;

6) стратегия избегания – человек стремиться уйти из ситуации;

7) стратегия планового решения проблемы – включает выработку плана действий и следование этому плану;

8) стратегия позитивной переоценки – интерпретация обстановки в позитивных терминах, поиск в любой ситуации позитивного смысла.

Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке к адекватному реагированию в таких ситуациях.

2.6 Терминологический словарь

Автоцид – рискованная езда на машине

Адаптационный барьер – функционально-динамическое образование, в основе которого лежит единство биологического и социального в человеке, что создаёт возможности для переработки личностью психотравмирующего воздействия (по Ю.А. Александровскому).

Адаптация – динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода.

Аутоагрессия – агрессия, направляемая человеком на самого себя.

Дезадаптация – нарушение процессов и состояний человека, не отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности и снижающих успешность последней.

Интервенция – психологическая работа с человеком после незавершенного суицида

Неврозы – обратимые психогенные нервно-психические расстройства, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимой для неё стороной действительности, которое не может быть продуктивно и рационально разрешено.

Поственция – оказание помощи членам семьи человека, совершившего суицид.

Превенция – профилактическая работа с человеком, находящимся в состоянии суицидальной готовности.

Психическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять активные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека требованиям среды.

Психозы – глубинные расстройства психики, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, ориентации в окружающем мире и отношения к другим людям.

Психосоматические заболевания – заболевания, возникающие под влиянием эмоционального напряжения; в том числе психических воздействий, испытанных человеком в прошлом или испытываемых в настоящем времени.

Совладающее поведение – целенаправленное поведение личности по сознательному овладению ситуацией для уменьшения или устранения вредного влияния стресса.

Суицид – осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций.

2.7 Рекомендуемый список литературы

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – (Руководство для врачей).

    – М.: Медицина, 1993.

  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. – 1994. -№1. – С.3-16.
  3. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.448 – 454.
  4. Гусакова М.П. Суицид: болезнь или здоровье // Мир психологии. – 2000. — №1.
  5. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. – 1996. -№3. – С.1377-146.
  6. Кондрашенко В.Т. Суицидальное поведение // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. –292 – 304.
  7. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. –277 – 291.
  8. Короленко Ц.П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.135 – 153.
  9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004.
  10. Либина А., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. Либина А.В. М.: Смысл, 1998.
  11. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие – область исследований // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — С. 205 – 212
  12. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. – 2001. – Т.22. — №1.
  13. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом: простые рецепты или дорога в детство. – Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2000.
  14. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С.552 – 573.
  15. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.
  16. Середина Н.В., Шипшин С.С. Суицидальное поведение как реакция на экстремальную ситуацию // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов – на – Дону, 2001. – С.54 – 57.
  17. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.29-34.
  18. Труфанова О.К., Базанович Ю.А. Психологические и клинические концепции психосоматических расстройств // Психологический вестник РГУ. – 2000 . – Вып.5. – Ч.1-2. – С.83-87.
  19. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.

8