Презентация на тему: Политическая психология

Политическая психология

Модуль 1

Массы

К.ПОЛИТ. Н., ДОЦЕНТ

БАСЕНКО Н.А.

ГРУПП

Ы

условные реальные

лабораторн

естествен

ые

ные

большие

малые

стихийные устойчивы

становящие развитые

е

ся

Классификация групп Г.М.Андреевой

Группа

общность взаимодействующих

людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно

выступает как субъект действия Шерковин

Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических

характеристик группы, которые называют

«групповое сознание»

Психологические характеристики группы

групповые интересы

групповые потребности

групповые нормы

групповые ценности

групповое мнение

групповые цели

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через

принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной

социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой

«Граница» группы воспринимается как граница этой психической общности

Главная, чисто психологическая характеристика

группы — наличие так называемого «мы-

чувства»

в отличие от другого образования – «они»

«Мы-чувство»выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности

Содержание социально значимых черт

человеческой психики формируется именно на

макросоциальном уровне

Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей

Эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения

 

Большие группы

стихийные

устойчивые

толпа

классы

масса

этнические

публика

професиональные

аудитория

гендерные

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет

в малых группах:

нравы, обычаи и традиции

образ жизни группы – особое значение имеют интересы, ценности, потребности

наличие специфического языка, включая жаргон, сленг и т.п.

Структура психологии больших социальных групп:

психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения)

Презентация на тему: Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что

Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что

характерно всем индивидам, а не просто сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не одинаковое для всех, но именнообщее

Пример больших социальных групп, значимых в

историческом процессе — различные

этнические группы

Выделилась специальная ветвь науки на стыке

социальной психологии и этнографии –

этнопсихология

Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп

Как синоним «психическому складу нации»

употребляются понятия

«национальный характер»

«национальное самосознание»

«национальная психология»

Психический склад человека имеет множество более или менее ярко выраженных особенностей,

составляющих в совокупности то, что принято называть национальным менталитетом

История

Геродот, Тацит, Полибий, Цезарь и др. — зарисовки социально-политическойорганизации персов, скифов, германцев, галлов, римлян, других современных им этносов и племён, а также их поведения в различных ситуациях, связанных с борьбой за власть

Всередине XVIII века в европейской истории народы начинают трактоваться как своего рода коллективные личности, наделённые индивидуальными «характерами» (Вико, Монтескье, Кондильяк, Гердер и др.)

Русская философия стремилась осмыслить природу российской государственности и своеобразие путей развития российского общества, что нашло своё выражение в понятии «русской идеи»

Пример

Анализ психологии французского народа А.Фулье

Важнейшей чертой «французского ума» называл склонность к логически ясной схематизации, чёткой определённости, максимально полному сведению эмпирических многообразий к общим идеям, столь ярко проявившимся в философском мышлении Декарта, из чего выводит безграничную веру французов в сильное государство

Формирование национального менталитета связывает с общением Именно в процессе общения, осуществляемом на базе национального языка, вырабатывается единый способ чувствовать, думать и желать, отличный от присущего психике отдельных членов общества или их арифметической сумме

Национальный ум действует на индивидуальные как причина на следствие. Национальный ум шире, чем совокупное сознание ныне живущих представителей данного народа; он включает в себя и мышление прошлых поколений, действующее в веках через запечатленные в культуре идеи, чувства, нормы, эталоны и т.д.

«На индивиде и его отношениях к согражданам, — писал Фулье, — тяготеет вся история его страны»

Это отличает национальную общность от толпы, объединённой только эмоциональным резонансом непосредственно соприкасающихся друг с другом людей. В среде нации взаимодействие осуществляется сложнее и не носит столь мимолётного характера

На развитие национального склада ума и национального характера влияют самые разнообразные факторы:

биологическая наследственность (расовые особенности)

природно-климатическиефакторы

географическое положение страны

культура

коллективный исторический опыт

«память о крупнейших событиях прошлого» и др

История

Аналитическая психология К.Юнга с его концепцией коллективного бессознательного и архетипов

Проводит анализ нацистского режима в Германии, считая, что подсознательные импульсы, способствовавшие утверждению нацизма, глубоко укоренены в национальном менталитете немцев и естественным образом воспроизводятся на базе его внутренних противоречий

Наиболее полным выражением национального архетипа немцев Юнг считал образ древнего германского бога Вотана — неистового воителя, вносившего в мир стихию разрушения и раздора, но вместе с тем склонного к мечтательности кудесника, любившего уединение и дальние странствия (неслучайно в германской мифологии он числился ещё и покровителем поэтов).

Таким образом, импульсы творчества в коллективном бессознательном немецкого народа, по Юнгу, неразрывно переплетены с импульсами разрушения

Приход к власти нацистов, с точки зрения Юнга, закономерно следовал из скрытых в темных глубинах психики процессов

Изучение национального менталитета опирается на многочисленные эмпирические данные, полученные в результате сравнительного исследования национальных культур, их воздействия на восприятие мира, способы мышления и социальное поведение (кросскультурные исследования).

Пример

Пример использования анализа этнопсихологии в политике в годы Второй мировой войны

Командование Германии представляло себе психологию восточного противника по русской классической литературе, находя в произведениях Достоевского, Чехова, Горького образы «лишних людей», «безвольных циников». Был сделан вывод о том, что такой противник будет сразу же сломлен натиском немецкой армии. Этим объяснялся замысел блицкрига

Расчёты, основанные на литературных источниках, оказались неверными, так как отражали они не столько черты народа, сколько душевные метания оторвавшегося от народной массы и во многом «потерявшего себя» образованного слоя

Немецкие танки под Смоленском и Москвой встретили не Обломовы и Печорины, а Коневы, Чуйковы и Маресьевы. И ответом на страшные удары лета и осени 1941 года стало не падение режима и развал «колосса на глиняных ногах», а консолидация системы на волне патриотизма

исследования по выявлению специфики российского (русского) менталитета. Архетипы «русской души» пытаются найти в литературных и исторических источниках, геоклиматических и других особенностях России. Одно из наиболее обстоятельных исследований проводит Д.Ольшанский на основании работ русского историка В.О.Ключевского, Ф.М.Достоевского и пр. Он выделяет ряд факторов, определяющих специфику российского менталитета, и подтверждающих, что Россия – страна массовой психологии, все попытки ее «модернизации» через рационализацию и индивидуализацию обречены на неудачу.

Презентация на тему: •Геоклиматические факторы –

Геоклиматические факторы

резко-континентальныйклимат (- 30 метель–>+30 засуха), короткий световой день, отсутствие транспортного сообщения, освоение новых земель. Выжить в таких условиях можно только в группе.

Однообразие – отличительная черта ее

поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: это форма

– равнина, волнообразная плоскость

пространством около 90 тысяч кв.миль… очень невысоко приподнятая над уровнем моря

Ключевский

…он видит ровные пустынные поля, которые как будто горбятся на горизонте, подобно морю, с редкими перелесками и черной дорогой

по окраине – и эта картина провожает его с севера на юг из губернии в губернию, точно одно и то же место движется вместе с

ним сотни верст. Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-

неясное впечатление. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает

жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметно-

унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли.

 

.

Ключевский.

Несомненно то, что человек поминутно и попеременно то

 

приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и

 

способам действия, то их приспособляет к себе самому, к

 

своим потребностям, от которых не может или не хочет

 

отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с

 

природой вырабатывает свою сообразительность и свой

 

характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью

 

и свои отношения к другим людям

 

Ключевский

«Нигде время не

1861 – в России

тянется так

отмена крепостного

медленно, как в

права

тюрьме; в России

1861 – в Лондоне

оно тянется еще

открыто метро

медленнее»

 

 

 

 

 

Фактор отставания в развитии. Согласно этой точке зрения, нам исторически присуща «модель догоняющего развития». Поэтому групповое, социальное и массовое сознание в силу условий жизни и деятельности развивалось значительно быстрее, чем в Европе. Поэтому массовая психологическая общность «мы-русские»гораздо сильнее, чем«мы-немцы»,«мыфранцузы» и т.п.

Фактор ограниченности частной собственности. Отдельный человек на Руси никогда не имел права частной собственности на землю. В н. XX века Николай II и его супруга в графе переписи, обозначавшей основное занятие, написали: «хозяин» и «хозяйка» Земли Русской. Это отражало социально-экономическуюситуацию.

Фактор крепостного права. «Крепость» носила не юридический, а экономический, социальнопсихологический характер. Крестьяне добровольно выбрали «из двух зол». Что также способствовало развитию массовой психологии. (Бунты, крестьянские восстания).

Фактор татаро-монгольскогоига и «враждебного окружения». Психология групповой самообороны. Вынужденная необходимость борьбы. «Воевать не умением, а числом». Формирование особого чувства общности «мы», противостоящего враждебному «они».

Усиление массового сознания и массовой, групповой психологии укрепляло психологическое единство того, что стало называться «народ», т.е. «общность, стоящая над родом»

Особенности психического склада отражены в пословицах и поговорках народа. Д.Ольшанский на основе историкопсихологических этюдов В.Ключевского выделяет слагаемые «русской души».

Великороссия… со своими лесами, топями и болотами на каждом

шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более

выносливого

Ключевский

Презентация на тему: •Этюд 1. Наклонность дразнить счастье, играть в удачу – великоросский «авось». «…расчетливый великоросс

Этюд 1. Наклонность дразнить счастье, играть в удачу – великоросский «авось». «…расчетливый великоросс любит подчас, чертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги». (Русская рулетка, русские горки, «авоська»).

Этюд 2. Великоросс должен дорожить ясным летним днем – природа отпускает мало удобного времени для земледелия. Чрезмерное кратковременное напряжение сил и продолжительный отдых в осеннее и зимнее ненастье. «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». (Русский мужик долго запрягает, да быстро едет)

Этюд 3. Невозможность рассчитать наперед. Житейские невзгоды и случайности. «Природа и судьба вели великоросса так, что приучили выходить на прямую дорогу окольными путями». (Русский человек задним умом крепок; лбом стены не прошибешь

составляющих национального менталитета отмечают «всечеловечность» русской души, её открытость иным культурам и влияниям, о которых говорил ещё Достоевский. Это проявляется в высоком уровне межнациональной терпимости, умении адаптироваться к разным этнокультурным условиям, в интересе к опыту других стран и народов, сопровождающемся готовностью опробовать и применять его у себя

Способность принимать как «своих» выходцев из любых других национальных групп, что придавало российской государственной экспансии весьма специфический характер. Среди русских генералов XIX — начала XX века были и немцы, и армяне, и грузины, и евреи, и финны, и представители различных мусульманских народов.

Однако, стремясь стать на точку зрения другого, русский подчас проявляет поразительную уступчивость. Многие не могли взять в толк, как можно раздавать с таким трудом когда-топриобретённые земли.

Исследователей XIX века удивляла свобода, с которой неграмотные русские крестьяне рассуждали на самые разные социальн

Перед авторитетом европейским,

например, русский человек, как известно, со счастьем и поспешностью преклоняется, даже не позволяя себе анализа, даже особенно не любит анализа в таких случаях.

Достоевский

Перед авторитетом европейским, например, русский человек, как известно, со счастьем и поспешностью преклоняется, даже не позволяя себе анализа, даже особенно не любит анализа в таких случаях.

Достоевский

Исследователей XIX века удивляла свобода, с которой неграмотные русские крестьяне рассуждали на самые разные социальные и политические темы.

Однако, стремясь стать на точку зрения другого, русский подчас проявляет поразительную уступчивость. Многие не могли взять в толк, как можно раздавать с таким трудом когда-топриобретённые земли.

Способность принимать как «своих» выходцев из любых других национальных групп, что придавало российской государственной экспансии весьма специфический характер. Среди русских генералов XIX — начала XX века были и немцы, и армяне, и грузины, и евреи, и финны, и представители различных мусульманских народов.

Однако, стремясь стать на точку зрения другого, русский подчас проявляет поразительную уступчивость. Многие не могли взять в толк, как можно раздавать с таким трудом когда-топриобретённые земли.

Презентация на тему: Для русских характерно совмещение и сочетание антиномических, полярно противоположных начал. Россию и русский

Для русских характерно совмещение и сочетание антиномических, полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать лишь противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ государственно-деспотическийи анархическисвободолюбивый, как народ, склонный к национализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, более всех склонный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный

Н. А. Бердяев.

Бердяев объяснял эту противоречивость русской историей, и прежде всего вечным конфликтом инстинкта государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа

Антиномичность, неудержимость «русской души», склонность увлекаться различными идеями и в то же время самокритичность, несистематичность в стратегии достижения целей, граничащая с неуверенностью в себе

Благодарю за внимание!