Преимущества программы:

О ПРОГРАММЕ «Психологическое консультирование в образовании»………………………..3

Особенности программы……………………………………………………………………………3

Формат обучения……………………………………………………………………………………..4

Базовые умения выпускника программы…………………………………………………………4

Целевая аудитория…………………………………………………………………………………6

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ……………………………………………………………………7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………………………………………………………….8

Структура учебного плана…………………………………………………………………………………………………10

РУКОВОДИТЕЛЬ И АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………….12

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………13

АННОТАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………………………………………………….15

О программе «психологическое консультирование в образовании»

Магистерская программа «Психологическое консультирование в образовании» направлена на подготовку компетентных, высоко квалифицированных специалистов в области консультативной психологии.

14 стр., 6843 слов

Программы учебной и производственных практик Специальность050706- ...

... профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной ... образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом рабочих учебных планов по специальности и содержания программ учебных дисциплин. В ней находят ...

Цель программы: фундаментальная научно-практическая подготовка магистров в области психологического консультирования, обладающих знаниями теоретического и прикладного характера, навыками индивидуального и группового консультирования, обеспечивающими им профессиональную пригодность и конкурентоспособность в профессиональной деятельности.

Психологическое консультирование – это форма психологической помощи населению, направленной на оказание содействия в решении широкого круга жизненных проблем, связанных с индивидуально-психологическими или социально-психологическими ресурсами. Такими проблемами могут быть: принятие ответственных жизненных решений, межличностные затруднения, дефицит коммуникативных умений, навыков саморегулирования и совладания, поиск путей выхода из сложной жизненной ситуации, решения спорных вопросов с коллегами, родственниками, близкими людьми и т.п. Причинами затруднений могут быть, например, неявные схемы интерпретации жизненных событий, базовое недоверие людям, слишком жесткие сценарии решения возникающих затруднений, неосознаваемые допущения (верования), избыточная, неадекватная ситуации ранимость, слабое знание способов управления собственными состояниями, неумение влиять на состояния людей, привычные конфликтные установки, опасения и страхи, подавленное состояние духа, низкая (или слишком высокая) работоспособность и т.п. Соответственно, за каждым из указанных факторов кроется свой вид недостающих ресурсов. Задача психолога – помочь клиенту активизировать внутренние ресурсы и содействовать его развитию в позитивном направлении.

Краткая характеристика программы:ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов в области оказания психологической помощи отдельному человеку, семье, организации в разрешении трудных жизненных ситуаций, возникших в связи с чрезвычайными обстоятельствами, кризисами, болезнью, нарушениями развития, профессиональными проблемами, межличностными или социальными конфликтами, утратами и т.д.

Особенности программы: магистратура по психологическому консультированию способна выработать у выпускника универсальный подход к профессиональной деятельности, а также позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. Кроме того, ее можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию. Программа осуществляет подготовку современного специалиста, способного решать исследовательские, практические и образовательные задачи в области консультативной психологии, активного, творчески мыслящего, ответственного, и чувствительного в отношении профессиональной этики психолога. Программа ориентирует деятельность магистров на психологические измерения жизнедеятельности человека, которые описываются в категориях личность, сознание, отношения, развитие, адаптация, переживание, совладание.

6 стр., 2782 слов

Программа научно-исследовательской практики

... научно-исследовательскойпрактики Задачаминаучно-исследовательской практики являются: - организация и проведение психологического исследования для проверки рабочей гипотезы, выполнения задач, апробации и проверки эффективности программы ... иметь подготовку бакалавра или специалиста ВПО либо в области психологических или биологических, социальных, гуманитарных, медицинских, культурологических наук. - ...

Смысловой центр магистерской программы – психологическое консультирование во всем его многообразии. В рамках практической подготовки магистр осуществляет такие виды деятельности как психологическое консультирование, психологическая диагностика, тренинг, коучинг, экспертиза, психологическая реабилитация.

Преимущества программы:

Высокое качество преподавания. Преподаватели магистратуры – кандидаты и доктора наук, профессиональные, опытные, креативные, увлеченные!

  • Участие в научно-исследовательских и социальных проектах.
  • Максимальная индивидуализация процесса обучения.
  • Тренинги в течение всего периода обучения.
  • Магистранты могут взаимодействовать с преподавателем с использованием дистанционных методов обучения.
  • Возможность поступления в аспирантуру по психологическим специальностям.

 

ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ:очно-заочное (модульное) обучение, предоставляющее возможность потенциальным слушателям программы сочетать обучения и профессиональную деятельность. Программа реализуется в режиме проведения краткосрочных интенсивных «погружений» (очных модулей) с учебными занятиями по курсам. Программой предусмотрены 5 семестров (с обязательной промежуточной аттестацией в межсессионный период).

Последний семестр завершается итоговой аттестацией, которая включает комплексный государственный экзамен и защиту магистерской диссертации.

На занятиях используются такие методы, как проблемные лекции и семинары, а также мастерские (workshops) и мастер-классы, дискуссии,case-studies, деловые игры, супервизию. Значительная часть времени отведена самостоятельной работе магистрантов. Обучение в промежутках между очными модулями осуществляется в заочном режиме, в перспективе – в специальной электронной образовательной среде. Магистры работают самостоятельно или под руководством преподавателей, осваивая программу в спланированном и заданном режиме. Самостоятельная работа магистрантов включает в себя: знакомство с современными исследованиями в области теории и практики психологического консультирования; подготовку эссе; решение профессиональных задач, ведение рефлексивного дневника, участие в проектных семинарах, мастер-классах, научных конференциях, симпозиумах, дистанционных форумах

11 стр., 5352 слов

Разработка практической программы развития (повышения) социально-психологической ...

... программы Наименование программы: Практическая программа развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы. Тема программы: Целевая комплексная программа ... партнеры учреждения. Научно-методические основы программы: При подготовке программы учитывались ... программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению ...

В течение обучения одновременно с учебными курсами магистранты проходят научно-исследовательскую практику и занимаются научно-исследовательской работой. Каждый магистрант выступает в роли психолога-исследователя, выбирая проблему для изучения и последующего практического решения в соответствии со своими образовательными целями, научными интересами, профессиональными перспективами. Магистерская диссертация может выполняться на основе социального заказа и быть ориентирована на изучение и решение актуальных проблем конкретной группы или организации.

На втором и третьем годах обучения магистранты проходят производственную практику, осваивая консультативную деятельность в системах «Консультант – клиент», «Консультант – семья», «Консультант – организация».

Кроме этого магистры в течение всего периода обучения принимают участие в научно-исследовательском психолого-педагогическом семинаре «Актуальные проблемы теории и практики современной консультативной психологии».

БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

По окончанию программы, выпускник магистратуры «Психологическое консультирование в образовании» будет способен решать следующий комплекс задач, направленных на повышение качества и гармонизацию личной, семейной и социальной жизни человека:

Научно-исследовательские:

  • Организация и проведения эмпирического исследования в области консультативной психологии с учетом современных критериев научности, а также этических принципов.

  • Планирование, организация и научно-методическое сопровождение внедрения полученных разработок в практику консультативной психологии.

Практические:

  • Индивидуальное психологическое консультирование в связи с проблемами личной и семейной жизни, проблемами в межличностных и социальных отношениях, проблемами здоровья, а также проблемами в области профессиональной жизни или образования.

  • Консультирование лиц, находящихся в критических жизненных ситуациях и переживающих острые кризисы.

  • Проведение консультативной работы в дистантной форме (телефонное консультирование, Интернет-консультирование).

  • Разработка программ группового консультирования различной направленности (личностного роста, коммуникативной компетентности, эффективного профессионального или родительского поведения и пр.) и проведение консультаций /тренингов по этим программам.

  • Проведение психологической диагностики с целью решения задач дифференциальной диагностики, профориентации, создания реабилитационной или психокоррекционной программы, определения эффективности психологического консультирования и др.

Проектно-инновационные:

17 стр., 8089 слов

Психологическое сопровождение профессионального и личностного ...

... раннего юношеского возраста Приступая к своей профессиональной деятельности, психолог –профконсультант должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют ... находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда. Как показывают ...

  • Проектирование консультативных психологических центров и услуг в сфере психологического консультирования на основе анализа потребностей и наличия необходимых кадровых, экономических и социо-культурных предпосылок.

  • Создание и управление реализацией проектов, направленных на решение конкретных проблем личности, семьи или коллектива на основе психологического знания и средствами консультативной психологии (реабилитационные, благотворительные и иные акции).

  • Социальное, культурное, научное, методическое обоснование проектов инноваций и их научно-методическое сопровождение.

Организационно-управленческие:

  • Организация работы персонала психологической службы, налаживание профессиональной коммуникации, включая порядок супервизий и интервизий, а также методическое обеспечение практической работы психолога-консультанта.

  • Поиск оптимальных организационных решений в сфере психологического консультирования на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария.

Педагогические:

  • Осуществление преподавания консультативных дисциплин в высших учебных заведениях в соответствии с требованиями государственных стандартов и на основе современных достижений психологической науки и практики.

  • Разработка и реализация инновационных интерактивных форм преподавания консультативных дисциплин (мастер-классы, супервизия, дидактическая психотерапия) и пр.

Профессиональные задачи, к решению которых готовится выпускник:

  • установление межличностного контакта с клиентом или заказчиков на уровне, необходимом для продуктивной совместной работы;

  • принятие заказа (заявки) по решению заявленной проблемы или сформулированной задачи;

  • проведение психологической диагностики (в личностной, межличностной или организационной сфере), позволяющей определить характер ресурса, дефицит которого обуславливает возникновение заявленной проблемы;

  • поиск путей восполнения недостающих клиенту (заказчику) ресурсов;

  • проведение оптимально необходимого психологического воздействия, направленного на обеспечение доступа клиента (заказчику) к необходимым ресурсам;

  • обеспечение переноса клиентом полезных для него приобретений в его повседневную активность.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СЛУШАТЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • выпускники высших учебных заведений (бакалавр, специалист) по направлениям «психология» и «психолого-педагогическое образование, а также бакалавры, специалисты, аспиранты других направлений подготовки, обладающие определенным уровнем компетенции в области психологии;

  • психологи, работающие в учреждениях и организациях;

  • специалисты с высшим образованием различных направлений: педагоги, менеджеры, специалисты по работе с персоналом, государственные служащие, специалисты PR, HR, работающие в государственных и частных учреждениях и организациях разного вида, чей род деятельности включает, сопряжен или соприкасается с оказанием психологической поддержки;

  • лица, намеренные работать в качестве специалистов, оказывающих психологическую помощь населению;

  • лица, стремящиеся к глубокому самопознанию и уверенному личностному росту.

Сфера потенциальной занятости выпускниковмагистерской программы:

  • в учреждениях образования: в образовательных учреждениях всех ступеней в качестве преподавателей и практических психологов образования;

  • в научно-исследовательских организациях, учреждениях и центрах;

  • в практической сфере: психологических, психолого-педагогических и семейных консультациях, центрах экстренной психологической помощи и реабилитационных центрах, в психологических службах государственных и коммерческих учреждениях, в отделах по работе с кадрами (отбор и оптимальное распределение кадров, мониторинг их профессионального роста), маркетинговых отделах, рекламных службах, бюро по связям с общественностью;

  • в учреждениях социальной сферы:трудоустройства и профориентации, правоохранительной системы, в специализированных социальных службах и т.д. – психолог-консультант, тренер;

  • в качестве специалиста в государственных и общественных организациях, сфере бизнеса и юридических практиках, в средствах массовой информации;

  • в сфере управления в качестве специалиста по регуляции групповых процессов (администратор, руководитель); аналитика; советника управленцев различных уровней;
  • частнойконсультативной практике.

Организация учебного процесса

Основная содержательная идея учебной программы.

Каждому студенту предоставляется возможность сформировать собственную, авторскую позицию в решении образовательных задач в конкретных социокультурных условиях, с учетом современных учебных курсов, осуществления полных циклов проектирования – от анализа ситуации до реализации проектов.

Такая позиция может и должна быть реализована им в образовательном учреждении или организации, которые представляет магистрант.

Учебным материалом, в первую очередь, являются результаты профессиональной деятельности каждого магистранта. А результатом обучения является приобретаемый набор компетенций, позволяющий каждому магистранту сделать свою профессиональную деятельность более эффективной.

Таким образом, содержание профессиональной деятельности магистранта фактически сразу после начала занятий становится объектом рефлексии и исследования. Обучение проходит «на рабочем месте», а защита отдельных этапов его проекта (магистерской диссертации) – в профессиональной (социальной) среде.

Академические формы учебной работы (лекции, семинары и т.д.) согласуются с проектировочным процессом как обеспечивающие проектное содержание и реализацию образовательного стандарта, осуществляются параллельно с ним, преимущественно в интерактивной форме.

Образовательный процесс на программе построен так, что каждый магистрант имеет возможность:

  • приобрести необходимые именно ему знания и умения в области психологического консультированиия;
  • в результате рефлексии своей собственной профессиональной деятельности, выработать свое отношение к возможности использования в сегодняшней российской действительности современных психологических методов исследования и технологий воздействия, уметь ориентироваться в их многообразии, адекватно выбирать с учетом конкретной ситуации консультирования.

Одним из преимуществ программы является составление индивидуального образовательного маршрута магистранта, включающего в себя:

  • Изучение дисциплин по выбору обучающегося, предусмотренных учебным планом, в соответствии с образовательными целями и профессиональными интересами магистранта.
  • Замену модуля настоящей образовательной программы на аналогичный по трудоемкости из других образовательных программ Университета, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия, при условии его направленности на формирование компетенций, предусмотренных направлением подготовки и образовательной программой.
  • Зачет изученных он-лайн учебных курсов в общей трудоемкости образовательной программы при условии их направленности на формирование компетенций, предусмотренных направлением подготовки и образовательной программой либо как факультативных курсов при предоставлении необходимых документов, указывающих трудоемкость курса и подтверждающих его освоение.
  • Выбор направления научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальными образовательными целями и научными и профессиональными интересами.
  • Выбор базы производственной практики в соответствии с индивидуальными образовательными целями и научными и профессиональными интересами.

Основными результатами, по которым определяется уровень достижений студентов, являются выполненные ими письменные работы (эссе, кейсы, письменные экзамены, статьи, магистерская диссертация), качество выполняемой профессиональной деятельности (супервизия, интервизия, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка) и реализованные конкретные этапы разрабатываемых проектов.

Учебный план

Учебный план включает четыре блока, состоящих из обязательных курсов и курсов по выбору магистрантов. Каждый блок учебного плана решает свою задачу и завершается конечным «продуктом», «работающим» на магистерскую диссертацию.

Первый модуль – проблематизирующий– позволяет увидеть основные проблемы психологии и философии, соотнести их со своим опытом. С помощью дисциплин модуля по широкому спектру проблем, связанных с актуальными проблемами современной философии и психологии, создаются условия для углубленногоинформированияучастников программы о современных аспектах жизнедеятельности человека, философских и психологических подходах к решению консультативных задач в различных сферах жизнедеятельности, освоения ими систематизированных знаний по данной тематике. Кроме проблемных лекций, лекций-диалогов для этой цели проводятся научные дискуссии. Магистры составляют аналитические обзоры, пишут эссе. Важным образовательным событием первого блока является «погружение» в проблематику психологического консультирования.

Дисциплины этого блока нацелены, в том числе, на осмысление личного опыта, опыта работы своей организации /учреждения, выявление проблемных точек (поля) собственной деятельности. Такое теоретико-практическое осмысление позволяет каждому магистранту составить индивидуальный план обучения, определиться с проблемой исследования и обозначить тему магистерской диссертации.

Продуктом этого этапа обучения будет являться эскиз магистерской диссертации (выбор темы, общая идея).

Второй модуль – исследовательский– позволяет освоить исследовательские навыки, позволяющие выполнить магистерское исследование (диссертацию): планировать и реализовывать научное исследование различного типа, разрабатывать на основе требований к качественным и количественным методам психологии инструментарий для собственного исследования, адекватно отбирать психодиагностические методики, использовать методы статистики, релевантные задачам исследовательской деятельности. Участие магистров в экспертной работе, реализация ими исследовательских проектов будет способствовать выработке навыков анализа и экспертизы собственного опыта, навыков изучения, анализа, интерпретации изучаемых явлений.

Продуктом данного этапа является дизайн-проект магистерской диссертации (введение).

Третий модуль – «Основы консультативной деятельности психолога» – направлен на освоениеосновных инструментов и процедур,которыми должен овладеть квалифицированный психолог-консультант. Результатом освоения этого модуля должны быть умения проектировать и экспертировать (супервизировать) консультативные сессии, применять в практической деятельности приемы воздействия и влияния различных консультативных подходов, организовывать работу психологической консультации и т.д. С этой целью учебные занятия проводится в интерактивной форме: деловые и ролевые игры, тренинги, ворк-шопы, мастер-классы, решение кейсов, проектирование, групповая и индивидуальная супервизия, портфолио.

Продуктом этого этапа является выбор средств психологического воздействия для формирующего эксперимента.

Четвертый модуль – «Консультирование в системе «Консультант — клиент» –направлен на освоение навыков деятельности психолога-консультанта в рамках индивидуального и группового консультирования. Результатом освоения этого модуля станут умения организовать индивидуальную и групповую консультацию в режиме личной встречи или дистанционно по широкому кругу проблем жизнедеятельности личности: профессионального и личностного развития, терапии кризисных состояний, укреплению психологического здоровья и т.п. Учебные занятия проводится в интерактивной форме, также полученные навыки закрепляются в ходе производственной практики.

Пятый модуль – «Консультирование в системе «Консультант — семья» –направлен на освоение навыков деятельности психолога-консультанта в рамках консультирования семьи. Результатом освоения этого модуля станут умения организовать консультацию супружеской пары, диады «родитель – ребенок», совместной консультации семьи по широкому кругу проблем: построения благоприятных отношений в семейной системе, сопровождения семей в кризисных ситуациях, оптимизации детско-родительских отношения, помощи семье с особым ребенком и т.п. Учебные занятия проводится в интерактивной форме, также полученные навыки закрепляются в ходе производственной практики.

Шестой модуль – «Консультирование в системе «Консультант — организация» –направлен на освоение навыков деятельности психолога-консультанта в рамках консультирования организации (бизнес-консультирования).

Результатом освоения этого модуля станут умения организовать консультационное сопровождение организации: инновационных проектов в организации, построение и развитие корпоративной культуры, консультирование руководителей, реализация психологических обучающих программ. Учебные занятия проводится в интерактивной форме, также полученные навыки закрепляются в ходе производственной практики.

Расписание занятий очной сессии доступно по ссылке

Структура учебного плана

ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛИ

Модуль №1 Методологические и теоретические основы психологического консультирования

Научные школы и теории в современной психологии

Философия и психология на современном тапе развития общества

Феноменология развития личности

Модуль №2 Методы психолого-педагогических исследований

Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях

Статистика и математические методы в психолого-педагогических исследованиях

Модуль №3. Основы консультативной деятельности психолога

Теория и практика психологического консультирования

Психологическая диагностика в психологическом консультировании

Основы индивидуальной и групповой супервизии

Дисциплины по выбору обучающихся

Речевая культура психолога-консультанта

/Нормативно-правовые основы работы психолога-консультанта

Бихевиоральный подход в психологическом консультировании

/Экзистенциальный подход в психологическом консультировании

Когнитивный подход в консультировании / Гештальт-подход в консультировании

Модуль №4. Консультирование в системе «Консультант — клиент»

Кризисное консультирование

Профессиональное консультирование

Практикум по психологическому консультированию

Дисциплины по выбору обучающихся

Дистантное психологическое консультирование

/Технологии группового психологического консультирования

Основы психотерапии / Психолого-педагогическая коррекция

Основы клинической психологии / Психологическое здоровье и психосоматика

Модуль №5. Консультирование в системе »Консультант — семья»

Возрастно-психологическое консультирование

Семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование

Практикум по психологическому консультированию

Дисциплины по выбору обучающихся

Консультирование в системе психологического сопровождения особого ребенка

/Консультирование в системе детско-родительских отношений

Актуальные психологические проблемы семейного воспитания/ Семейная медиация

Модуль №6. Консультирование в системе »Консультант — организация»

Организационное консультирование

Практикум по психологическому консультированию

Дисциплины по выбору обучающихся

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

/ Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Технологии управления конфликтами в организации

/ Корпоративная культура: диагностика, планирование, развитие

Практика, научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская практика

Производственная практика

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательский психолого-педагогический семинар

Факультативы*

Рефлексивный тренинг-практикум

Мастер-классы и проблемные семинары приглашенных преподавателей

Рефлексивный дневник

Итоговая государственная аттестация

Комплексный государственный экзамен

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

Руководитель и администрация программы

Кандидат психологических наук, доцент

Руководитель программы магистратуры «Психологическое консультирование в образовании», руководитель программы аспирантуры «Педагогическая психология»,

Тренер, психолог-консультант, психолог-сексолог

САФОНОВА

Марина Вадимовна

Декан факультета начальных классов

Доцент, кандидат педагогических наук

Заместитель декана по непрерывному образованию

Доцент, кандидат педагогических наук

ЮДЕНКО

Юлия Романовна

САДОВСКАЯ

Ирина Львовна

Адрес: 660049, г Красноярск, пр Мира 83, кабинет 2-19

Адрес: 660049, г Красноярск, пр Мира 83, кабинет 1-11

e-mail yudenko@kspu.ru

e-mail: i.sadovskaja@gmail.com

Телефон:+7(391) 211-09-93

Телефон: +7(391) 263-97-66

Методист отделения непрерывного образования

Сотрудник информационно-методического ресурсного центра

ЛОПАТИНА

Наталья Викторовна

ЧИЛОВА

Надежда Петровна

Адрес: 660049, г Красноярск, пр Мира 83, кабинет 1-11

Адрес: 660049, г Красноярск, пр Мира 83, кабинет 2-11

Телефон:+7(391) 258-12-26

Телефон: +7(391) 263-97-51

Преподаватели программы

АЛИКИН

Игорь Анатольевич

ВИКТОРУК

Елена Николаевна

Кандидат биологических наук, доцент

Свидетельство «ТА в терапии межличностных отношений»

Доктор философских наук, профессор.

Сфера научных интересов: системная семейная психотерапия, методы диагностики результативности в образовании, математические методы в психологии

Специалист в области прикладной и профессиональной этики, философским проблемам социального познания, философии морали.

e-mail: alikinia@mail.ru

Телефоны: +7 (391) 258-12-21

+7-903-987-60-73

e-mail: eviktoruk@yandex.ru

Телефон раб.: +7(391) 217-17-60

ГОРДИЕНКО

Елена Викторовна

КОВАЛЕВСКИЙ

Валерий Анатольевич

Кандидат психологических наук, доцент

Свидетельство «Психиатрия для психологов»

Доктор медицинских наук, профессор. Сертифицированный психотерапевт и медицинский психолог

Специалист в области методологии и методов психологического исследования.

Сфера научных интересов: психология развития, психология личности, сознание личности, социальные представления

Сфера научных интересов:

проблемы медицинской психологии, реабилитации в наркологии, общей и возрастной психологии, социальное сопровождение детей с ОВЗ

e-mail: elenagordienko73@yandex.ru

Телефон: +7-902-943-60-51

e-mail: kovalevsky@kspu.ru

Телефон раб.: +7(391) 211-31-77 (приемная)

МАКОВЕЦ

Людмила Анатольевна

МОСИНА

Наталия Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент

Сертифицированный практический психолог

Кандидат психологических наук, доцент

Частнопрактикующий психолог по вопросам отношений. Свидетельства «ТА в терапии межличностных отношений» и «Психологическое консультирование и психокоррекция в сексологии».

Сфера научных интересов: психология личности, музыкальная психология, работа с одаренными детьми

Сфера научных интересов:

психология младшего школьника, часто болеющие младшие школьники, особенности развития самосознания младшего школьника и подростка

e-mail: makovela2015@mail.ru

Телефон: +7-902-943-77-66

e-mail: mosina16@mail.ru 

Телефон: +7-905-972-34-06

САФОНОВА

Марина Вадимовна

ЧИЖАКОВА

Галина Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент

Тренер, психолог-консультант. Свидетельство «Психологическое консультирование и психокоррекция в сексологии».

Доктор педагогических наук, профессор

Почетный работник общего образования. Награждена медалью

К.Д. Ушинского.

Сфера научных интересов: психология личности, социа-льная психоло-гия, кризисные состояния, экзи-стенциальное консультированиеорганизационная психология

Сфера научных интересов:

педагогическая аксиология, адаптивная педагогика

e-mail: marina.safonova@mail.ru

Телефон: +7-902-942-96-60

e-mail:  chizhakova@mail.ru

Телефон: +7-913-535-03-57

Аннотации учебных дисциплин модуль №1 методологические и теоретические основы психологического консультирования

Научные школы и теории в современной психологии

Преподаватель

Цель дисциплины: сформировать представления о научных школах и теориях в современной психологии, об основоположниках этих школ и теорий, их ключевых идеях, методах исследований, основных достижениях

При обучении дисциплине используются источники, позволяющие сформировать представления об основных областях практического применения разрабатываемых технологий методов и методик в рамках каждой научной школы.

МОСИНА

Наталия Анатольевна

Дисциплина предоставляет возможность магистрам осуществить теоретическую рефлексию психологических проблем, изучаемых различными научными школами, особенности методологических и концептуальных подходов к изучению одних и тех же психологических явлений представителями различных научных школ, сформировать представления о методологии и методах психологического исследования в рамках различных подходов и определиться с направлением проведения исследования для магистерской диссертации.

В результате освоения дисциплины магистры будут:

  • ориентироваться в научных школах и теориях современной психологии;
  • определять сильные и слабые стороны каждой из научных школ и теорий в современной психологии;
  • аргументировать свои оценочные суждения в отношении рассматриваемых теорий и методологических подходов в современной психологии;

Объем программы – 108 часов

Формы контроля знаний студентов:

  • текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки качества письменных работ студентов по практическим заданиям, активного участия в диспутах, дискуссиях по темам дисциплины.
  • Итоговый контроль: экзамен, выполненный в письменной форме с учетом результатов текущего контроля и активности в электронной среде поддержки обучения.

Философия и психология на современном этапе развития общества

Преподаватель

Цель дисциплины– познакомить магистров с философскими основаниями теории и практики современной психологии.

Дисциплина предоставляет возможность магистрам понять мировоззренческие и методологические потенциал философии для анализа сложнейших психологических явлений в жизни современного общества.

ВИКТОРУК

Елена Николаевна

В ходе самостоятельной и аудиторной работы обучающимся предстоит освоить потенциал основных философских направлений ХХ века (феноменология, философия психоанализа, экзистенциализм, неотомизм, философская антропология и др.) в исследовании социально-психологических феноменов. Анализ интереснейших философских текстов позволит магистрам профессионально и по-новому посмотреть на смежные для философии и психологии темы: сознание и познание, творчество, сущность человека, реальность и миф, телесность и духовность, ценности, речь и язык, образование и др.

Объем программы – 72 часа

Работа по курсу включает в себя 16 часов аудиторной нагрузки (лекции – 4 час., семинарские занятия – 12 час.), а также предполагает основательную самостоятельную работу по работе с первоисточниками.

Итоговая форма контроля– зачет, получаемый по итогам письменной работы и работы на семинарских (практических) занятиях.

Феноменология развития личности

Преподаватель

Цель изучения дисциплины– освоение магистрантами системы современной методологии исследования личности.

Задачи:формирование у магистров представлений о личности; владение основными теориями и концепциями личности отечественных и зарубежных психологов.

ГОРДИЕНКО

Елена Викторовна

Дисциплина предоставляет магистрам возможность приобрести опыт критического анализа исследований в сфере психологического консультирования, подготовиться к проведению исследования для магистерской диссертации.

В процессе обучения (дискуссий, критического анализа статей и первоисточников, индивидуальных и групповых проектов) к окончанию изучения дисциплины магистры смогут:

  • читать и анализировать различного рода и проблематики материалы в области персонологии;
  • работать с личностью как целостностью, ориентироваться в широте подходов к пониманию личности и ее жизненного пути, обозначать собственную позицию относительно каждого из них;
  • проводить теоретический анализ психологической литературы; выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности;
  • подготовить письменную работу, которая включает сформулированные и обоснованные исследовательские вопросы, выбранную и обоснованную исследовательскую методологию, методы сбора и анализа данных.

Объем программы – 72 часа.

Формы контроля знаний студентов:

Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ студентов по практическим заданиям к темам дисциплины.

Итоговый контроль: экзамен, выполняемый магистрантами в виде письменной работы с учетом результатов текущего контроля и активности в процессе обучения.

Итоговая отметка формируется исходя из количества и качества зачтенных письменных работ студентов по практическим заданиям и активности в процессе обучения, оценки эссе. Итоговая отметка вычисляется как округленная средневзвешенная.

Модуль №2 методы психолого-педагогических исследований

Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Преподаватель

Целью освоения дисциплины является углубление профессиональных знаний, формирование и развитие у магистров умений и навыков применения методов научных исследований в рамках профессионально-педагогической деятельности.

МАКОВЕЦ

Людмила Анатольевна

Задачами дисциплины являются:

  • Формирование и развитие у магистров системы знаний по организации и проведению научных исследований, разработке и реализации исследовательских и научно-практических проектов;
  • Формирование у магистров умений осуществлять контроль за педагогическую и методическую помощь для повышения эффективности научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
  • Развитие у студентов магистратуры умения планировать и реализовывать научно-исследовательские проекты в сфере психологии.
  • Формирование знаний и умений проектировать и осуществлять экспертизу моделей научной деятельности образовательного учреждения психолого-педагогического направления.

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

  • теоретические, методологические, прикладные, эмпирические основы научно-исследовательской деятельности;
  • особенности междисциплинарных взаимодействий в научно-исследовательской деятельности;
  • особенности организации психолого-педагогического исследования.

Уметь:

  • выявлять и аргументировано излагать теоретико-методологическую основу различных психологических подходов;
  • анализировать принципы и особенности организации и проведения научного психологического исследования;
  • применять методы и технологии организации научно-исследовательской работы
  • оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения их эффективности с учетом возрастных критериев и норм.

Владеть:

  • базовыми средствами методологического анализа конкретных психологических исследований
  • методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
  • принципами и навыками проектирования и организации исследования и обследования в профессиональной области;
  • современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики.

Объем программы –72 часа

Формы контроля знаний студентов:

  • Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ студентов по практическим заданиям к темам дисциплины.
  • Итоговый контроль: зачет, выполняемый слушателями в виде письменной работы с учетом результатов текущего контроля и активности в электронной среде поддержки обучения.

Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях

Преподаватель

Цель дисциплины: овладение магистрантами качественными и количественными методами в психологии, а также способами их адаптации к предмету исследования для решения широкого круга профессиональных задач.

КОВАЛЕВСКИЙ

Валерий Анатольевич

Задачи дисциплины

  • Ознакомить с современными методами исследования в психологии: процедурами сбора, обработки и описания, представления эмпирических данных, анализа результатов, а также способов адаптации базовых методов к предмету исследования.
  • Сформировать представления об основных методах психологических измерений.
  • Ознакомить с процедурой обработки и анализа полученных результатов.

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

  • возможности и ограничения основных методов исследования в психологии;
  • способы формального и содержательного планирования исследования;
  • процедуры организации сбора и обработки эмпирических данных, анализа и интерпретации результатов, правила оформления результатов;
  • источники возможных искажений результатов исследования и способы их устранения.

Уметь:

  • самостоятельно решать научные и практические исследовательские задачи;
  • разрабатывать программы исследования с учетом целей, задач и гипотез исследования;
  • организовывать и проводить сбор эмпирического материала, используя различные методы исследования в психологии;
  • проводить качественную и количественную обработку и анализ полученных данных;
  • интерпретировать полученные результаты с точки зрения целей и гипотез исследования;
  • оформлять результаты исследования.

Владеть навыками:

  • планирования и проведения психологического исследования, сбора эмпирического материала, обработки и интерпретации полученных данных,
  • анализа результатов исследования;
  • оформления результатов исследования.

Вопросы, рассматриваемые в дисциплине:

  • проблематика основных подходов к осуществлению психологического исследования,
  • основные подходы к планированию, сбору и анализу данных и оформлению результатов исследования, выполняемого в рамках количественного подхода и в рамках качественной исследовательской парадигмы.

Объем программы – 108 часов

Формы контроля знаний студентов:

  • Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества контрольных работ магистров по практическим заданиям к темам дисциплины и, а также одного сообщения с презентацией.
  • Итоговый контроль: экзамен, выполняемый в виде решения контрольного задания с учетом результатов текущего контроля обучения.
  • Итоговая оценка формируется исходя из качества зачтенных контрольных работ студентов по практическим заданиям и оценки сообщения с презентацией. Итоговая оценка вычисляется как округленная средневзвешенная сумма.

Статистика и математические методы в психолого-педагогических исследованиях

Преподаватель

Цель дисциплины: познакомить магистров с теоретическими основами одного из базовых методов в психолого-педагогических исследованиях.

Изучение дисциплины предоставляет возможностьмагистру нового взгляда на психику человека, через статистический анализ ее проявлений. Магистр овладевает приемами выделения выборочных совокупностей, одномерного и некоторых приемов многомерного анализа данных.

АЛИКИН

Игорь Анатольевич

В процессе обучения(дискуссий, критического анализа статей на применение статистических методов)магистр сможет:

  • провести и описать результаты одномерного статистического анализа данных полученных в результате психолого-педагогического исследования: первичный анализ выборки, сравнительный и корреляционный анализы;
  • провести и описать результаты многомерного статистического анализа данных полученных результате психолого-педагогического исследования: факторный, кластерный и дискриминантный анализы;
  • выполнить вышеописанные анализы посредством компьютерных статистических программ.

Объем программы – 72 часа.

Формы контроля знаний студентов

  • Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ студентов по теоретическим основаниям, практическим заданиям к темам дисциплины и выполнения и описания модельных случаев обработки данных.
  • Промежуточная аттестация: зачетная процедура, проводимая в виде письменной работы с учетом результатов текущего контроля.
  • Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ студентов по практическим заданиям и тщательности при их выполнении.

Модуль №3 основы консультативной деятельности психолога Теория и практика психологического консультирования

Преподаватель

Цель дисциплины– освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования и развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.

Важным эффектом изучения дисциплины должно стать развитие психологического мышления магистров, интериоризация базовых принципов и правил консультирования, формирование индивидуального стиля психологической деятельности.

САФОНОВА

Марина Вадимовна

Задачи изучения дисциплины:

  • создать у магистров целостное представление о процессе психологического консультирования, его содержании, направлениях и формах;
  • обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения;
  • познакомить с наиболее известными схемами психологического консультирования в психологической практике;
  • дать ориентировку в структуре практического психологического консультирования, научить грамотной постановке и решению консультативных задач;
  • познакомить с наиболее распространенными методами и методиками психологического консультирования, с основными схемами консультативной работы в психолого-педагогической и социально-психологической практике.
  • способствовать формированию у магистров навыков психологического консультирования;
  • обеспечить усвоение этических норм и принципов, соблюдение которых является обязательным для психолога.
  • сформировать у магистров умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям консультативной психологии и потребность в ее освоении и применении.
  • развивать психологическую компетентность в области практической психологии.

Изучение дисциплины направлено на интеграцию психологических знаний и умений магистров, повышение психологической компетентности, то есть на формирование способности анализировать ситуации жизненных затруднений других людей, правильно определять их личные особенности и эмоциональные состояний, диагностировать и прогнозировать их социальное поведение, выбирать адекватные способы общения и психологического воздействия и реализовывать их в процессе консультирования.

В результате изучения дисциплины магистры должны:

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;
  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;
  • виды, формы и методы психологической консультации;
  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;
  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;
  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом.

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;
  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;
  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;
  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;
  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

Для решения этих задач основное внимание уделяется построению консультативной ситуации, организации взаимодействия «консультант — клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структура и динамика процесса консультирования, отрабатываются приемы диалогического общения.

В процессе изучения дисциплины используются проблемные лекции, лекции-диалоги, семинары-дискуссии, имитационное моделирование профессиональной деятельности, проведение мини-исследований, рефлексивные технологии обучения.

Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в разработке сценариев различных аспектов организации процесса консультирования, проработке приемов и техник консультирования, изучении отдельных теоретических подходов к процессу консультирования в рамках различных психологических школ и направлений.

Приобретенные в процессе изучения дисциплины знания являются фундаментом для формирования собственного методического стиля практического психолога из многообразия различных психотехнических подходов.

Объем программы – 108 часов.

Формы контроля знаний студентов

  • Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества выполнения практикума и рабочей тетради, ведения рефлексивного дневника.
  • Промежуточная аттестация: зачетная процедура, проводимая в виде письменной работы с учетом результатов текущего контроля.
  • Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ магистров по практическим заданиям и тщательности при их выполнении.

Практика, научно-исследовательская работа Научно-исследовательский психолого-педагогический семинар

Преподаватель

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у магистрантов навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

ЧИЖАКОВА

Галина Ивановна

Основные задачинаучно-исследовательского семинара:

  • проведение профориентационной работы среди магистрантов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
  • обучение магистрантов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
  • обсуждение проектов и готовых исследовательских работ магистрантов.
  • выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Конечная задача семинара – сделать научную работу магистрантов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности. На основе материалов научно-исследовательского семинара магистранты получат возможность сформировать аналитические навыки и расширить круг исследований в соответствующих областях.

В ходе научно-исследовательского семинара особое внимание уделяется практическим аспектам психологического знания. Магистранты изучают практику исследований, сложившуюся в отечественной и зарубежной психологии, и пути решения исследовательских задач, апробированные в России и предлагаемые в мире. На основе материалов НИС магистранты получат возможность сформировать аналитические навыки и расширить круг исследований.

При проведении семинара основное внимание сосредоточено на практических разработках в ключевых отраслях социальной психологии, а также методическом материале современной отечественной и западной учебной и периодической литературы по психологии.

В результате освоения дисциплины магистр должен:

Знать:

  • значение различных методик и техник работы с информацией для организации эффективной аналитической работы;
  • специфику методов сбора и анализа информации для различных типов данных;
  • стандарты проведения академического научного исследования;
  • стандарты написания научной работы.
  • о базовых методиках получения информации как о части исследовательского процесса;
  • о сущности и функциональных возможностях основных методик и техник исследования.

Уметь:

  • самостоятельно осуществить выбор и обоснование направления исследования, методов сбора и анализа информации, в наибольшей степени соответствующих изучаемой проблеме;
  • самостоятельно разрабатывать концепцию сбора и анализа информации и выстраивать модели анализа любого уровня;
  • представлять научные рекомендации;
  • грамотно организовать менеджмент исследовательского проекта;
  • обосновывать эффективность применения того или иного метода сбора, обработки и анализа информации.

Владеть:

  • навыками проведения психологических исследований с использованием различных методик и техник;
  • навыками проведения первичного и вторичного анализа количественных и качественных социологических данных;
  • навыками верификации и академического представления результатов исследования;
  • навыками научной дискуссии и презентации исследовательского результата.

Содержание дисциплины:Актуальные проблемы психологии; Основные принципы проведения академического научного исследования в области психологии; Менеджмент исследовательского проекта; Основные принципы презентации результатов научного исследования; Современная отечественная и западная научная, учебная и периодическая литература и источники в области психологии; Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ магистрантов.

Объем программы – 216 часов.

Формы контроля знаний студентов

  • Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки качества выполнения заданий, активности в обсуждении предлагаемых вопросов, качества презентаций. Промежуточная аттестация: зачетная процедура, проводимая в виде письменной работы с учетом результатов текущего контроля.
  • Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ магистров по практическим заданиям и тщательности при их выполнении.

Научно-исследовательская практика

Цель научно-исследовательской практики: обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать первоначальный опыт практической деятельности в соответствии со специализацией магистерской программы, создать условия для формирования практических компетенций и совершенствования психологической исследовательской компетентности магистрантов.

Задачи практики: организация и проведение психологического исследования; анализ и интерпретация полученных результатов исследования, апробация результатов исследования на научно-практических конференциях, оформление результатов исследовательской деятельности. 

В результате научно-исследовательской практики магистр должен

Знать:

  • информационные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
  • методы анализа и обработки статических данных;
  • информационные технологии, применяемые в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
  • требования к оформлению научно-технической документации;

Уметь выполнить:

  • анализ, систематизацию и обобщение информации по теме исследований;
  • сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;
  • анализ научной и практической значимости проводимых исследований.

Владеть:

  • способностью использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
  • готовностью нести ответственность за принятые профессиональные решения, в том числе в нестандартных ситуациях;
  • способностью обосновывать актуальность и значимость избранной темы исследования.

За время научно-исследовательской практики студент должен в общем виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.

Структура и содержание научно-исследовательской практики магистра

Научно-исследовательская практика магистра включает в себя:

Подготовительный этап (инструктаж по общим вопросам; составление плана работы).

Научно-исследовательский этап (составление обзора статей, выбор темы исследования по направлению обучения, составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; оформление результатов исследования) Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиям. Консультации с научным руководителем.

Заключительный этап: конференция с отчетом студентов о проделанной работе, предоставление на кафедру текстов рефератов, докладов; утверждение отчетов на заседании кафедры.

Общая трудоемкостьнаучно-исследовательской практики магистра составляет 432 часа.

Формы контроля знаний студентов: подготовка деловых игр, кейсов, научных материалов для практических работ,отчет о научно- исследовательской практике.

Производственная практика

Целью производственной практики студентов является закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков, необходимых для деятельности практических психологов.

Задачи практики:

  • приобретение умений и навыков ведения психологической документации;
  • овладение методами работы с различными методиками и специальной литературой;
  • самостоятельное исследование особенностей испытуемых разных возрастных групп;
  • оставление психологической характеристики по результатам проведенного исследования;
  • разработка психолого-педагогических рекомендаций для испытуемых (родителей, учителей, сотрудников, организации, руководителей и персонала);
  • формирование профессионально значимых качеств личности социального психолога, психолога-практика.

В результате освоения производственной практики магистр должен:

Знать:

  • содержание и особенности профессиональной деятельности социального психолога;
  • профессионально-этические нормы работы и нормативные документы, регламентирующие деятельность практических психологов.

Уметь:

  • формулировать профессиональные задачи в области практической деятельности;
  • осуществлять процесс психодиагностического обследования особенностей испытуемых разных возрастных групп;
  • составлять психологические заключения и рекомендации с учетом требований и запросов практики.

Владеть:

  • навыками анализа собственного опыта практической деятельности;
  • навыками ведения психологической документации, работы с различными методиками и специальной литературой;
  • навыками ведения отчетной документации;
  • навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умениями применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния;
  • навыками отбора и применения психодиагностических методов, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
  • навыками пропаганды психологических знаний среди учащихся, родителей, педагогов с целью повышения психологической культуры общества;
  • навыками самообразования в процессе профессиональной деятельности и решению задач личностно-профессионального роста.

Содержание производственной практики

Введение в производственную практику (Установочная конференция по производственной практике); Пассивная часть практики. (Знакомство с учреждением, рабочей документацией, нормативными положениями и рабочим кабинетом психолога); Активная часть практики. (Проведение комплексной консультативной комплексного деятельности. Составление отчетной документации. Итоговая конференция по результатам производственной практики).

Общая трудоемкостьпроизводственной практики магистра составляет 432 часа.

Формы контроля знаний студентов: контроль самостоятельной работы студентов в форме ведения, предоставления и защиты отчетной документации. Применение научных знаний в практической работе психолога-консультанта, оформление документов в соответствии с требованиями.

Научно-исследовательская работа

Цель научно-исследовательской работы: подготовить магистранта как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в области прикладной социальной психологии.

Задачи научно-исследовательской работы:

  • сформировать навыки выполнения научно-исследовательской работы;
  • развить умения: вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
  • формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;
  • выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы);
  • применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации).

Учитывая специфику Программы, научно-исследовательская работа призвана закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности. Сочетание высокого уровня научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций.

НИР проводится для студентов в течение 2,5 лет.

В первый год обучения НИР посвящена выбору студентом направления и темы исследования, обучению студентов проводить исследование, писать научные статьи, обсуждать результаты исследования в ходе научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Во второй год НИР предполагает обсуждение проектов и исследовательских работ самих студентов, ориентирован на оказание помощи студентам в проведении исследования и представлении его результатов.

Третий годНИР предполагает завершение и оформление магистерской диссертации.

Оценка студента по НИР формируется из оценки:

  • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерской диссертацией;
  • презентаций в ходе публичных обсуждений на научных дискуссиях.

Итоговая государственная аттестация Магистерская диссертация

Цель:раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.

Основная задачаее автора — продемонстрировать уровень своей научной квалификации, приобретение соответствующих компетенций, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Написание магистерской диссертации предполагает:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;
  • выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждению.

Автор магистерской диссертации должен

Знать:

  • профессиональные проблемы в научной области;

Уметь:

  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
  • обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал;
  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

Владеть:

  • навыками обработки и представления итогов проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
  • навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования.

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

  • выбор темы, назначение научного руководителя; изучение требований, предъявляемых к данной работе;
  • согласование с научным руководителем плана работы;
  • изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;
  • непосредственная разработка проблемы (темы);
  • обобщение полученных результатов;
  • написание работы; рецензирование работы; защита и оценка работы.

Магистерская диссертация должна выполняться магистрантами самостоятельно, творчески, с учетом возможностей реализации отдельных частей магистерской диссертации на практике. Каждое принятое решение должно быть тщательно продумано.

Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:

  • авторская самостоятельность;
  • полнота исследования;
  • внутренняя логическая связь, последовательность изложения;
  • грамотное изложение на русском литературном языке;
  • высокий теоретический уровень.

Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются составными элементами диссертации.

Общая трудоемкостьдисциплины составляет 216 часов.

Формы контроля знаний студентов:

  • Текущий контроль:участие с докладами в научных конференциях, выступление на научно-практических семинарах, публикация статей, предзащиты, защита магистерской диссертации.
  • Итоговый контроль: защита магистерской диссертации