Предмет психологии 2

Психология.

Предмет психологии.

Выделение себя, рефлексия, отражение своих состояний — первый этап возникновения представления о психическом развитии человека.

Предмет психологии — душа, сознание, поведение человека, личность, деятельность. Предмет психологии неоднократно менялся.

Демокрит считал, что душа — это мельчайшие материальные тела, которые обладают способностью проникать сквозь клетки неживого мира, оживлять.

Душа — первопричина поведения и состояния человека.

Философская психология — общий принцип, который устанавливает законы управления психикой.

Свой внутренний мир человек в состоянии изучить самостоятельно.

Интроспекция — взгляд во внутрь, самоанализ (Джон Локк).

Внутренний мир человека наполнен образами.

Фрустрация — состояние стресса и тревоги из-за неисполнения своих желаний.

Интраспекция субъективна (посторонний не может изучить её).

Позитивизм — соблюдение правил объективности, наблюдательности, доступности.

Психика — результат деятельности мозга.

В 1879 г в городе Лейпциг открыта первая психологическая лаборатория. (Главная задача — физиологический анализ психического состояния человека)

Бехивиоризм. (Американские психологи Эдвард Торндайк, Джон Уотсон)

Поведение — наблюдение фиксированного управления.

С точки зрения бехевиоризма психическое развитие человека отождествляется с научением (процесс формирования правильных реакций на определенные стимулы) и отвергает возрастную периодизацию.

Синзетивные периоды — периоды особой чувствительности, во время которых ребенок сам желает обучаться.

«Дайте мне 100 детей одного возраста и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей с одинаковыми взглядами и поведениями» Д. Уотсон.

Главное в психическом развитии — создание условий, способствующих научению, то есть образованию связей между стимулами и реакциями.

11 стр., 5253 слов

Человек как предмет естественно — научного познания. Проблема появления человека на земле.

27 Реферат Человек как предмет естественно - научного познания. Проблема появления человека на Земле. Сходства и различия человека от животных. Антропология. Выполнил: Проверил: Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Человек как предмет естественно – научного познания………….......…...5 Проблема появления человека на Земле........................................................7 ...

4 закона научения Торндайка:

  • Закон повторяемости (упражняемости), чем чаще стимул-реакция, тем быстрее и прочнее она закрепляется.
  • Закон эффекта. Из нескольких реакций на одну ситуацию прочно связываются с ситуацией те, которые подкрепляются.
  • Закон готовности. Образование новых связей зависит от состояния субъекта.
  • Закон ассоциативного сдвига. Если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает положительную реакцию, то другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию, то есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значительным стимулом, начинает вызывать ту же самую реакцию.

Берхаос Фридерик Скиннер разрабатывал методы обучения в 50-х годах двадцатого века.

Система апперантного обучения. «По ту сторону свободы и достоинства»

Зигмунд Фрейд создал психоанализ (предмет-глубинные структуры психики, метод-анализ)

Стефан Цвейг закончил мед. университет как хирург.

Трансфер-перенос.

Взгляды Фрейда:

1.Метод лечения функциональных психических заболеваний.

2.Теория личности.

3.Теория общества.

Движущими силами психического развития являются бессознательно врожденные инстинкты.

Сознательная

Предсознательная

Бессознательная

I.И.д — сила психического развития.

1.Либидо (?) — внутренний конфликт личности.

2.Инстинкт жизни или смерти.

Содержание расширяется в:

II.Эго — «я» — возрожденная структура личности. В течение жизни сужается. Ребенок рождается с «океаническим» чувством «Я».

III.Супер эго — это структура личности, которая формируется в процессе жизни.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

Сопровождение учебной деятельности методами двигательной коррекции Глазунов Дмитрий Александрович,педагог-психолог Элмазай Анна Николаевна,учитель-логопед Необходимость сопровождения учебной деятельности методами двигательной коррекции, с позиции психологической службы, диктуется тем, что школьные методики обучения задействуют в основном ресурсы не достаточно активного левого полушария и ...

Внутренние установки человека. Стыд, совесть.

Идентификация=отождествление.

Комплексы:

1)У мальчиков («эдипов» комплекс).

2)У девочек (комплекс «электры»).

Супер эго: совесть, самонаблюдение, идеалы человека. Супер эго стоит на страже норм, принятых в обществе.

Механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение — самый неэффективный механизм. (Энергия вытесненного желания остается в человеке и проявляется в снах и оговорках).
  • Регрессия — реализация стремления выхода из конфликтной ситуации.
  • Рационализация — связана со стремлением супер эго проконтролировать ситуацию, придать ей добропорядочный вид.
  • Проекция — приписывание другим тех желаний и чувств, которые человек преследует (исследует) сам.
  • Сублимация (?) — самый эффективный механизм защиты (помогает направить энергию, связанную с либидозными или агрессивными стремлениями, в русло социально-одобряемой деятельности).

Катарсис (?)

Артотерапия (на основе сублимации) — терапия искусством: через живопись, музыку, сценическое движение.

Райков — гипнотезер.

Возрастная периодизация определяется способом удовлетворения интимной (?) жизни.(либидо).

По Фрейду:

I.Оральная стадия — при раздражении полости рта, нужен либидо-объект. Фиксация на этой стадии проявляется:

1) Инфантильная зависимость в зрелом возрасте.

2)Негативное поведение (конфликт с родителями).

II.Этап «нарциссизма». Стремление использовать окружающих для удовлетворения своих нужд при эмоциональной отгороженности от них.

1)От 1 до 3 лет (анальная стадия).

Формируются навыки туалета и чувство собственности. Фиксация: упрямство, жестокость, брезгливость.

2)От 3 до 6 лет (фаллическая стадия).

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... представлений о личности предположение «о формировании личности из ряда комплексов, неразрывно ... роде отличалось от фрейдовского, стремления к формированию конкретных определений ... контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, ... существует особый, вероятно, духовно обусловленный интерес. Возможно, акцентированному вниманию российских психоаналитиков к комплексу ...

Формируется «эдипов» комплекс и комплекс «электры». Фиксация: невротизация и агрессивность.

3)От 6 до 12 лет (латентная стадия).

Развитие либидо.

III.Либидо-объект (генитальный этап).

Разрядка либидной энергии происходит через поиск способов жизни, характерных для пола человека и его типа личности, необходимости в другом человеке.

К.Г.Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Структура личности по Юнгу состоит из трех частей:

1.Коллективное бессознательное.

2.Индивидуальное бессознательное.

3.Сознание (жизненно приобретено).

Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые лежат в основе мифологии, религии; определяет самосознание как отдельную часть, так и часть общества.

Амур и Психея.

Через актуализацию определенных архетипов, культура оказывает влияние на становление индивидуальной психики ребенка.

К.Г.Юнг ввел понятия экстраверт и интроверт.

неустойчивый

меланхолик холерик

интроверт экстраверт

флегматик сангвиник

устойчивый

Экстраверт ориентирован на общение в социуме, интроверт ориентирован на свой внутренний мир, амповерт- двойственно обращенный.

Адлер Альфред ввел понятие общности. Утверждал, что человек зависит от этого понятия. Есть 3 врожденных неосознанных чувства:

-чувство общности

-чувство неполноценности

-чувство стремления к превосходству

Все эти чувства позитивные, стимулируют рост, стремление стать лучше всех.

Существует специальный механизм, который помогает развитию всех этих чувств — компенсация. Она существует в трех состояниях:

1.Неполная (Когда человек не может преодолеть свой дефект)

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

2.Сверхкомпенсация (Благодаря стремлению к совершенству. Он не только компенсирует свой недостаток, но и превосходит других в этой области)

3.Мнимая компенсация.(При каких-то недостатках человек стимулирует ими комплекс власти, неадекватное поведение)

Только в сотрудничестве с другими людьми можно преодолеть чувство неполноценности.

Карен Хорш-ученица Фрейда. Ввела понятие образа «Я». Ребенок рождается уже с неврозом и с двумя чувствами тревоги:

-физиологическое (удовлетворение потребностей)

-психологическое (связано с развитием адекватного образа «Я»)

Существует несколько образов Я:

1.Реальное.

2.Идеальное.

3.Я в глазах других людей.

В идеале все эти «Я» должны совпадать, но такое случается редко. Если идеальное «я» не совпадает с реальным, то это приводит к тревоге и недовольству собой. Если реальное «я» не совпадает с «я» в глазах других людей, то это приводит к неврозу. Отношение к себе всегда должно быть позитивным.

Чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Существует 3 вида психологической защиты:

1.Защитное стремление к людям. Формируется уступчивый тип личности, комфортная позиция отношения к жизни.

2.Защитное стремление против людей. Формируется агрессивный тип личности, доминирование, навязывание другим своего «я».

3.Защитное стремление от людей. Формируется устраненный тип личности, человек игнорирует мнение других людей.

Английский психолог Джон Боулби создал теорию привязанности: в первые месяцы жизни устанавливается тесная связь между матерью и ребенком. Если происходит разрыв, то структура личности ребенка деформируется. Нарушения проявляются в подростковом возрасте, существует так называемый эффект «госпитализации"-дети, растущие без матери, развиваются медленнее как физически, так и психически.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... . Объединение двух Миров должно произойти в сознании земного человека. Оба существуют и есть, но осознается только один. Были и ... его комнату от помещения с приборами, а затем почувствовал потребность вернуться в тело, так как у него возникли трудности ... НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… ...

Главная цель формирования связи между ребенком и матерью — дать ему ощущение защищенности и безопасности. Теория привязанности привела к изменению эффекта «госпитализации» у детей.

По мере развития ребенка, с появлением у него нормальной агрессивности, может развиваться паталогическая агрессивность. Паталогическая агрессивность возникает в результате отсутствия у ребенка объекта любви, или же, если эти объекты слишком часто меняются, или, когда совсем не устанавливаются такого рода отношения.

Генетическая психология.

Жан Пеоже — основоположник генетической психологии, показал значение игры, открыл этапы психического развития детей и обозначил их, как этапы развития интеллекта.

Детское мышление обладает собственными особенностями, нельзя сравнивать его со взрослым. Эгоцентризм (неумение вставать на чужую точку зрения) — особенность детского мышления.

Артифицонизм — искусственность созданного мира.

Анимизм — одушевленность.

Пеоже занимался изучением операционных (?) сторон мышления. Он показал, что мышление тесно связано с речью и развитием мыслительных операций. Происходит переход от внешних сенсорных операций к внутренним логическим.

До 7 лет дети находятся на предоперационной стадии.

К 7 годам дети начинают решать задачи, которые связаны с конкретными проблемами.

К подростковому возрасту у детей формируется абстрактное мышление, с помощью которого они могут решать сложные задачи.

Существует 3 стадии развития интеллекта:

1.Сенсорный (Мария Монтесори).

2.Стадия конкретных операций.

3.Стадия формальных операций.

Леонард Холберг и Анри Баллон ввели понятие половой идентификации. Три компонента половой идентификации:

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека. Теории классификаций человеческих потребностей

... потребностей человека, существуют свои рычаги воздействия. К. Альдерфер, предложил модель потребностей личности, которые также образуют иерархическую структуру: · Потребности существования, соответствующие первым двум группам потребностей ... 1 Теории классификаций человеческих потребностей В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на ...

1.Поведенческий.

2.Соматический (оценка внешности).

3.Эмоциональный (принятие себя).

Гуманистическая психология.

Появилась в 40-е годы двадцатого века в США. Строилась на основе экзистенциализма, основателем которого является Гордон О’Порт (?).

Главная идея — против переноса методов работы с больными людьми на здоровых. Человек — саморазвивающаяся система, заинтересованная во взаимодействии со средой, ему чужды антогонизм и противодействие обществу, человек уникален в своем сочетании личностных черт.

Существует пирамида потребностей Маслоу, где первые четыре ступени (физиологические потребности, потребности безопасности, социальные потребности и личностные потребности) являются потребностями дефицита, т. к у них есть предел удовлетворения, а пятая ступень (потребность в самореализации) не имеет предела.

Ценности и жизненный стиль (программа Уэлса):

1.12%-физиологические потребности.

2.48%-духовные потребности.

А)Принадлежащие (подобие среднего класса)

Б)Подражатели (нужен образец для подражания)

В)Люди, ориентированные на достижение целей (стремятся попасть в престижную для данного социума нишу)

3.38%-потребность в уважении (внутренне ориентированы)

А)Ищущие (поиски различных интересных дел)

Б)Социально-озабоченные (стремятся к оказанию социальной помощи)

4.2%-потребность в самореализации (ориентация на реальность, независимость, юмор, креативность)

Карл Роджерс ввел понятие феноменального поля. Основные ценности ребенка — желание быть любимым и уважаемым. Успешная социализация (удовлетворенность на работе, высший уровень самосознания) имеет превалирующее значение перед особенностями взаимоотношений ребенка с родителями.

«Жизнь начинается после выхода на пенсию» Р.Стенфорд. (К 60 годам человек раздает все социальные долги).

К. Роджерс работал с преступниками. Коррекция агрессивного поведения базируется на осознании своего места в мире. Когда преступник осознает свою роль в совершенном преступлении, тогда наказание уже необязательно. Человек становится свободным и может противостоять давлению среды.

Гештальт-психология (?).

Возникла в 20-е годы 20-ого века в Германии. Основоположниками являются: Макс Вертгеймер, Курт Левин, Курт Кофка, Вольфганг Келлер. Они занимались анализом психики как предмета психологии.

Левин занимался психологическим анализом личности: в основе психики лежат целостные фигуры, ребенок рождается с определенным набором этих фигур, в течение жизни эта структура усложняется.

Законы мышления, законы зрительного восприятия, хорошая форма — им подчинены основные гештальт-законы (законы восприятия).

Все элементы этих структур объединяются в зависимости от таких отношений как: близость, сходство, замкнутость, симметричность, ритмичность, общность цвета, формы, размера и т. Д. От них зависит совершенство и устойчивость фигур.

Как управлять группой:

-сформулировать стратегию и миссию организации.

-разработка фирменного стиля.

-найти общего внешнего врага.

Закон прегиатности (?)-стремление к простым четким формам и устойчивым состояниям.

Инсайт (озарение)-соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с новыми функциями, которое ведет к образованию нового гештальта.

Суть мышления-создание нового гештальта.

Открытие таблицы Менделеева-самый яркий пример инсайта.

«Продуктивное мышление» Вертгеймер.

«Теория психологического поля» Курт Левин. Личность живет и развивается в психологическом поле, окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность) и, воздействуя на человека, они вызывают у него определенные потребности.

Потребности не изолированы, а находятся в определенной иерархии (Маслоу).

Существует возможность коммуникации между потребностями. Выходить из сложной ситуации позволяют не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов — это связано с разрядкой и напряжением потребностей (дефект несбыточного действия Зегаля).

Нереализованные потребности запоминаются лучше, чем реализованные. Состояние напряжения может вызывать тревогу и агрессию. Существует связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью заменять одни действия другими. Умственно отсталые дети вообще не способны к замещению.

К.Левин ввел понятия «временная перспектива», «уровень притязаний».

Отечественная психология.

Человек-существо социальное.

Человек-узел связи.

Младенец-существо максимально социальное.

Группа может быть случайной, объединенной для определенной цели, общения, интересов. Группы различны по времени и по количеству. Малая группа: от 2 до 30−40 человек, но обычно малая группа: 7+/-2. Группа разбивается на микрогруппы.

Группа-небольшое объединение людей, занятых какими-либо общими делами и находящимися в прямом отношении друг с другом.

Д.Майерс: «Группа -это 2 и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияющих друг на друга и воспринимающих себя как „мы“».

Механизмы групповой саморегуляции:

-психологическая саморегуляция.

-эмоциональная идентификация (и с лидером).

-конформизм.

-социальные установки.

-нормы поведения.

Группа в своем развитии проходит 4 стадии:

1.Диффузная группа (мало знакомые, 6−8 недель)

2.Ассоциация.

3.Кооперация.

4.Коллектив.

Каждая из этих стадий определяет характер реальных межличностных отношений, которые возникли в данной группе, в процессе совместной деятельности.

Диффузная группа. Самый эффективный стиль руководства-авторитарный. Цель руководителя — разобраться психологическом и психофизиологическом состоянии членов группы, установить нормы и правила совместной жизнедеятельности. Процессы:

-стихийное выделение лидеров

-образование микрогрупп

Ассоциация. Ассоциация — соединение.

Несоблюдение авторитетного руководства может остановить развитие группы. Через 4−6 месяцев при правильном руководстве группа-ассоциация переходит на другой уровень.

Метод изменения группы — социометрия. Она выявляет интенсивное формирование микрогрупп. В группе, состоящей из 40 человек, может находиться 7−8 звезд, 5−6 аутсайдеров. В антагонистическом отношении группы между собой не общаются. Лидеров может быть несколько, потому что они возникают в разных областях знаний. Лидеры складываются на основе эмоциональных взаимоотношений.

Кооперация. Кооперация — сотрудничество. На этой стадии у людей есть общая цель деятельности, присутствует единство действия. При этом дело должно иметь социальную значимость, возникает чувство «мы», происходит активное взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание, появляется система ответственности. У группы начинает возникать своя история, образуется «актив» — добросовестные исполнители. Существует также «пассив» и дезорганизаторы. Как только в группе появился «актив», стиль руководства должен измениться на демократический. Категорически запрещены публичные методы наказания (возможны только индивидуальные).

Ответственность за деятельность группы лежит по-прежнему на руководителе. С появлением актива начинается процесс саморегуляции группы, формируется общественное мнение, общественные интересы выдвигаются на первый план. Количество звезд уменьшается до 4−5, а аутсайдеров до 2−3, лидеры устойчивы.

Коллектив. Это наиболее высокий уровень развития. Происходит слияние общественных и личных интересов, возрастает уровень сплоченности, актив разрастается (в него теперь входят и исполнители), актив превращает данную группу (например класс) в саморегулирующуюся группу. Быстро формируется общественное мнение, стиль руководства только демократический, основные функции руководителя передаются активу. Умеренное количество микрогрупп связано в единую группу. Путем взаимного выбора микрогруппы соединяются в кольцо. Изолирования быть не должно.

Черты лидера:

-умение отражать стремление и интересы членов группы (способность к эмпатии)

-умение находить общий язык с членами группы

-умение эмоционально воздействовать на других людей

-умение формулировать цели

Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный лидер — выражает властность, единоначалие в принятии решений и контроль за действиями людей. Разделяет свои права и чужие обязанности.

Демократичный лидер — постоянно обращается к мнению подчиненных, советуется с ними, добровольно передает часть своих полномочий членам группы, ему важны личностные отношения подчиненных.

Либеральный (анархический) лидер — фактически уходит от своих обязанностей.

Темперамент.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющиеся в скорости, изменчивости, интенсивности и устойчивости психических процессов.

Темперамент — это биологический фундамент, в котором формируется личность, как социальное существо. Он отражает преимущественные врожденные динамические характеристики поведения человека. Темперамент в переводе с латинского означает пропорцию.

Флегматик — слизь

Меланхолик — черная желчь

Холерик — желтая желчь

Сангвиник — кровь, лимфа

Эрнст Кречмер создал типологию на основе телосложения человека, 4 типа людей:

Астеник — обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо, длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть, плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие.

Пикник — чрезмерная полнота, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее, склонны к сутулости.

Атлетик — хорошая мускулатура, крепкое телосложение, средний или высокий рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, жировая прослойка не выражена, лицо вытянутое, нижняя челюсть хорошо развита.

Диспластик — его строение бесформенное, неправильное, эти люди характеризуются различными деформациями телосложения (например чересчур высокий рост).

Исследования И. Павлова показали зависимость темперамента от типа нервной системы. Его учения о темпераменте являются частью исследований о высшей нервной деятельности.

Существует 3 основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы:

1.Сила и слабость

2.Уравновешенность и неуравновешенность.

3.Подвижность и инертность.

Из этого получаются 4 типа темперамента:

1.Сильный уравновешенный подвижный — сангвиник.

2.Сильный неуравновешенный подвижный — холерик.

3. Слабый уравновешенный инертный — флегматик.

4.Слабый неуравновешенный инертный — меланхолик.

К свойствам человека можно отнести его индивидуальные особенности — сензитивность (чувствительность).

Психопатия стабильна во времени и мало меняется с течением жизни — тотальность проявления характера и социальная дезадаптация.

Психология ощущений — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие-целостный образ предмета.

Ощущение не дает нам целостного образа. Ощущения бывают дистантные и контактные.

Вкус имеет 4 основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Разные зоны языка чувствительны к определенным модальностям:

Кончик языка — к сладкому

Края языка — к кислому

Корень языка — к горькому

Зрение: в глазах есть палочки и колбочки. Палочки чувствительны к низкому уровню освещения, колбочки — к свету различных областей спектра. У дальтоников отсутствует одна из колбочек. Дальтониками являются только мужчины, однако женщины могут быть носителями гена дальтонизма.

Родопсин — цветовой пигмент, который синтезируется в темноте и обесцвечивается на свету (применятся при проявлении фотографий).

Лукреций предположил в свое время, что на нёбе имеются поры, которые могут быть разной величины, а каждое пахучее вещество излучает молекулы, когда эти молекулы попадают в поры, то человек ощущает аромат. Впоследствии гипотеза Лукреция была подтверждена.

Стереохимическая теория обоняния. 2,5 кв см рецепторов (рецепторные участки).

7ароматов:

-камфарный (молекулы круглой формы):камфара, эвкалипт.

-мускусный (молекулы дискообразной формы): железы ондатры.

-цветочный (молекулы напоминают воздушного змея):розы.

-мятный (молекулы клинообразной формы):мята, ментол.

-эфирный (молекулы палочковидной формы):груши, эфир.

-едкий (неопределенный электронный заряд молекулы):уксус, муравьиная кислота.

-гнилостный: тухлые яйца.

Возможности самосовершенствования современных механизмов: люди могут выдерживать удары звуковых волн, которые удерживают вибрацию тела. Острота слуха падает после 40 лет. Звуки с частотой 40 000 Гц хорошо слышит ребенок.

Речь у ребенка не нарушается тогда, когда не нарушен слух. У каждого человека свой вид рецепторов.

Психология восприятия.

Восприятие — отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на наши органы чувств, в ходе которого происходит объединение и организация в целостные образы.

Результат восприятия — целостный образ предмета.

Ощущение-какой? Восприятие — что это?

Свойства восприятия:

-предметность

-целостность

-константность

1???

2.Объединение отдельных ощущений в целостный образ.

3.Способность сохранять постоянный образ предмета, независимо от обстоятельств.

4.Осмысленность — способность к категоризации.

США 40-е годы «Nero look». Способ перцептивной защиты — способность системного восприятия блокировать сознание определенным стимулом. Перцептивная сенсибилизация-изменение порога осознания эмоционально защитных стимулов.

3 механизма, обеспечивающих селективность восприятия:

-резонанс (стимулы, соответствующие потребностям и ожиданиям человека, воспринимаются правильнее и быстрее)

-принцип защиты (то, что не нравится, мы не слышим)

-принцип настороженности (стимулы, угрожающие целостности человека, узнаются быстрее всех других).

Классификация восприятия по анализатору восприятия, по характеристике существования определенных объектов (пространства, движения, формы, времени и т. д.

Память-способность запечатлять воздействие сигналов и сохранять их в виде понятий.

Память — процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания.

Память: двигательная, образная, эмоциональная, словестно-логическая.

Приемы запоминания:

Lektsii_po_psihologii2 — Стр 2

1) Материал интересен для заучивания.

2) Достаточный объем знаний по данной теме.

3) Когда сформирована установка на длительность и точность запоминания.

4) Материал подвергается классификации.

Что-то тут короче по ходу должно быть написано, может еще какая-то классификация, но увы)))

1) Читать надо с разбиванием на смысловые фрагменты.

2) Паузы между заучиваниями.

3) Повторение.

Забывание-неспособность восприятия.

7 единиц информации:

1 проактивное торможение

2 ретроактивное торможение

3 вытиснения (забывание травмирующего)

4-? 5-? 6-? 7-?