Предмет и задачи психологии 7

Предмет и задачи психологии.

            Психология, как наука изучает факты,закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое»происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Предметом психологии являютсяфакты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека иформирование психологических особенностей его личности как сознательногосубъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развитияобщества.

            Поведениечеловека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективногомира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы иобщества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособитьокружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовныхпотребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления(процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Онитесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленнойсознательной деятельностью личности. В процессе развития и формированиячеловека как члена общества, как личности многообразные психические проявления,взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психическиеобразования, которые человек направляет на разрешение встающих перед нимжизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человекаобусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, какличности.Современная психологиярассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, каксубъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальнойдействительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгучеловека, являются основой психической деятельности, но они не могут бытьотождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, чтоона отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматриватьне только с точки зрения их содержания.

            Современнаяпсихология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разныхстепенях формирования, связанных с различными областями практики. Как жеклассифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностейклассификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики вдеятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслейпсихологии может быть избрана психологическая сторона:

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... стадия развития психики связана с восприятием; третья - с развитием интеллекта. При этом согласно идее А.Н.Леонтьева, новые ступени психического отражения ... и объектов. Для сознания характерно обращение психической деятельности на самого себя (самопознание и самосознание). С ... цели. Сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе ( ...

1.     

2.     

3.     

Если принимать первое основание классификации, томожно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемыконкретных видов человеческой деятельности.

Психологиятруда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека,психологические аспекты научной организации труда (НОТ).

В задачу психологии трудавходит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развитиятрудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки,конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологическихзакономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихсямышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыковинтеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие науспешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником иотношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различияучащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми,обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую спецификуработы со взрослыми в процессе их обучения и т.д.

К разделам или узким областямпедагогической психологии относятся: психология обучения, психологиявоспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы саномальными детьми.

Медицинская психология – изучает психологические аспектыдеятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию,изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическуюдеятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психическоговоздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающихсистему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы,связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психическиеособенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельскихпоказаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования кдопросу и т.п.); криминальную психологию,занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника,мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию,изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии,психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевыхдействий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методыпсихологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемыуправления боевой техникой и т.д.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии с опорой на психологические знания. Объем 2-3 ... траектории Предпосылки успешного обучения в ВУЗе Психологические проблемы студентов 6. Психическое развитие во взрослости Основные тенденции психического развития во взрослости Жизненные кризисы во взрослости, ...

Психология спорта рассматривает психологические особенностиличности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологическойподготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационнойготовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией ипроведением соревнований.

Психология торговли – выясняет психологические условия воздействиярекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса,психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологиимоды и т.п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности,факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлениинаучного открытия и т.д.)

Своеобразный раздел психологиинаучного творчества составляет эвристика,к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой(эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическимипроцессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества(в области литературы и искусства) и эстетическоговоспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока ещеслабо изученную.

Если за основу классификацииветвей психологии принять психологическиеаспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которыхреализуются принципы развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различныхпсихических процессов и психологических качеств личности развивающегосячеловека, разветвляется на детскуюпсихологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослогочеловека, геронтопсихологию.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психическихпроцессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности ит.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения иумственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которыезаняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определениемусловий, при которых  достигается эффективноеумственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития или специальная психология,разветвляется на патопсихологию,исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики приразличных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию  — науку о патологии психического развития,связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию– психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть дополной глухоты; тифлопсихологию – психологиюразвития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующаяфилогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологииосуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливаетсяхарактер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделомсравнительной психологии является зоопсихология,которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическимгруппам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения.

Врожденные механизмы поведенияживотных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отраслибиологии – этологии.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослым, ее деятельности и общения со ... объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей ...

Социальная психология – изучает психические явления, которыевозникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных инеорганизованных общественных группах.

Задачи современной психологии

В настоящее времянаблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразиемтеоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачейпсихологии являетсяучение законов психической деятельно­сти в ееразвитии. В течение последних десятилетий значитель­но расширился фронтпсихологических исследований, появи­лись новые научные направления идисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно по­являютсяновые гипотезы и концепции, психология обогащает­ся новыми эмпирическимиданными. Б.Ф-Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические проблемыпсихологии», харак­теризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоя­щеевремя «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработкеметодологических проблем психоло­гической науки и ее общей теории» (С. 4).

Область явлений, изучаемыхпсихологией, огромна. Она ох­ватывает процессы, состояния и свойства человека,имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от­дельных признаковобъекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни изэтихявленийуже доста­точно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтойфиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенноеи абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория.Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставлениеи интеграцию накапливаемых знаний, их система­тизацию и многое другое. Ееконечная цель состоит в том, что­бы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этойсвязи и воз­никают методологические проблемы. Если теоретическое ис­следованиеопирается на нечеткую методологическую (фило­софскую) позицию, то возникаетопасность подмены теорети­ческого знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важнейшаяроль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ло-мов в ужеупомянутой книге выделил базовые категории психо­логической науки, показал ихсистемную взаимосвязь, всеобщ­ность каждой из них и, в то же время,несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории пси­хологии:категория отражения, категория деятельности, катего­рия личности, категорияобщения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять ккатегориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объ­ективныхсвязей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических исоциальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задачнауки.

Как известно, прежние десятилетия психология былапре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисципли­ной. В настоящеевремя ее роль в общественной жизни сущест­венно изменилась. Она все болеестановится областью особой профессиональной практической деятельности в системеобра­зования, в промышленности, государственном управлении, ме­дицине,культуре, спорте и т.д. Включение психологической на­уки в решение практическихзадач существенно изменяет и ус­ловия развития ее теории. Задачи, решениекоторых требует психологической компетентности, возникают в той или иной формево всех сферах жизни общества, определяясь возрастаю­щей ролью так называемогочеловеческого фактора. Под «чело­веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси­хологических,психологических и психо-физиологических свойств, которыми обладают люди икоторые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

21 стр., 10221 слов

Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

... с особой деликатностью в процессе общения с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний. Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень развития ... использовать различные методы психологического воздействия на окружающих его людей. Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, ...

Исследование практическивсей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психическихсвойств лично­сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото­рымони подчиняются, имеет первостепенное значение для со­здания научной базы,решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения ивоспитания.

Осознание обществом ролиприкладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее созданияразветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящеевремя такая служба находится на стадии ее офор­мления и развития и призванастать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Современнаяпсихология и ее место в системе наук

От того, какое место отводится психологии в системенаук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологическихданных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочнапсихология использовать их ре­зультаты. Место, отводимое психологии в системенаук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровнеразвития психологических знаний, и об общефило­софской направленности самойклассификационной схемы. Сле­дует отметить, что в истории духовного развитияобщества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук такчасто, как психология. В настоящее время наиболее общепри­нятой считаетсянелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б.М.Кедровым.Она отражает многоплановость свя­зей между науками, обусловленных их предметнойблизостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко­торогопредставляют науки естественные, социальные и фило­софские. Такое положениеобусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных группнаук с пред­метом и методом психологии, ориентированным в зависимости отпоставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь­ника.

Важнейшая функция психологии в общей системенаучного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от­ношениидостижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектомисследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г.Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призванаинтегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.  

Остановимся подробнее на описании содержательныххарак­теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основнойзадачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ееразвитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека,как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея­тельностьи формируются психические свойства личности. Пси­хика, как известно, естьотражение объективной действитель­ности, и потому изучение психологическихзаконов означает прежде всего установление зависимости психических явлений отобъективных условий жизни и деятельности человека.

10 стр., 4584 слов

Проблема человека в современном гуманитарном знании

... курс поможет Вам в дальнейшей профессиональной деятельности.   Желаем успехов!   ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию ...

В то же время любая деятельность людей всегдазакономер­но зависит не только от объективных условий жизни человека, но и отсоотношения их с субъективными моментами. Матери­алистическая психология даетдействительное научное обосно­вание взаимодействия субъективных и объективныхусловий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений,какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в кореголовного мозга. Благодаря образова­нию и функционированию этих связейпсихические явления могут воздействовать на деятельность человека —регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объ­ективнойдействительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимостипси­хических явлений от объективных условий жизни и деятельно­сти человека,психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этихвоздействий. Следовательно, пси­хология должна сохранять самую тесную связь сфизиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Физиология, как известно,занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио­логиявысшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы,обеспечивающими «уравновешивание» орга­низма сосредой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные«этажи» нервной системы, за­коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбужденияи торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекаетанализ и синтез, замыкаются нервные свя­зи, совершенно необходимо для того,чтобы психолог, изучив­ший основные виды психической деятельности человека, неог­раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмыопираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами ониосуществляются, в каких системах про­текают. Но для овладения основами психологическойнауки зна­ния физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную наукуспособ­ствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому бы­ло положеново второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментальногометода’ (Г.Фех-нер).

Как уже говорилось,естественнонаучную теорию психо­логических знаний составила рефлекторная теория(И.М.Сече­нов, И.П.Павлов,а также работы крупнейших советских физи­ологов: Л.А.Орбели,П.К-Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красно­горского, а.а.ухтомского, НА.Берншгейна,И.С.Бериташвили).

Огромное влияние на разработкуосновных проблем современ­ной психологии «казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособленииживых су­ществ к изменяющимся условиям среды, понять происхожде­ние высших формпсихической деятельности из низших.

Психолог должен достаточно отчетливо представлятьразли­чия в существовании растений и животных. Нужно ясно пред­ставлять, чтоименно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных воднородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизнимногоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляю­щегонеизмеримо большие требования к активной ориентиров­ке в условиях среды. Нужнохорошо усвоить различия в прин­ципах существования, между миром насекомых ивысших по­звоночных. Без таких знаний общих биологических принциповприспособления невозможно отчетливое понимание особенно­стей поведенияживотных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельностичеловека потеряет свою био­логическую основу. При этом надо всегда помнить, чтофакты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме­ре не могутбыть сведены к фактам биологии.

9 стр., 4168 слов

Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как ...

... проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности". "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с ... и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность ...

Решающее значение дляпсихологии имеет ее связь с обще­ственными науками. Исследование процессов иявлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением,юридической и другими общественными на­уками, приводит к постановке проблем, посуществу, психоло­гических. Нередко социальные процессы и явления не могут бытьдостаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме­ханизмах индивидуальногои группового поведения людей, за­кономерностях формирования стереотиповповедения, привы­чек, социальных установок и ориентации, без изучения настро­ений,чувств, психологического климата, без исследования пси­хологических свойств иособенностей личности, ее способно­стей, мотивов, характера, межличностныхотношений и т.д. Ко­ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника­етнеобходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами посебе не определяют социальных про­цессов, и, напротив, сами они могут бытьпоняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психическойдеятельности человека возникают в условиях общественной ис­тории, протекают вусловиях сложившейся в истории предмет­ной деятельности, опираются на тесредства, которые сформи­ровались в условиях труда, употребления орудий иязыка.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение дляпси­хологии имеет ее связь с общественными науками. Если реша­ющую роль вформировании поведения животного играют био­логические условия существования,то такую же роль в форми­ровании поведения человека играют условия общественнойис­тории. Современная психологическая наука, изучающая преж­де всегоспецифически человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ниодного шага без учета данных, полученных от общественных наук — историческогоматериа­лизма, обобщающего основные законы развития общества. Толь­котщательный учет общественных условий, формирующих пси­хическую деятельностьчеловека, позволяет психологии обре­сти прочную научную основу.

И особо следует остановиться на связи психологии спедаго­гикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще КД.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека,его на­до всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно прак­тическоезначение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания оприроде психологических явлений, она превращается в простой набор педагогическихсоветов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по­мочьучителю. В развитии всех областей педагогики (общей те­ории, дидактики, частныхметодик, теории воспитания) возни­кают проблемы, требующие психологическогоисследования. Знание закономерностей протекания психических процессов,динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов,психического развития человека в це­лом имеют существенное значение для решенияфундаменталь­ных педагогических проблем, таких, как определение содер­жанияобразования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективныхметодов обучения и воспитания и т.д.

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... воздействуют на поведение, реакции человека. Огромное число ученых-психологов отмечают сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его ... является изучение воздействия музыки на состояние человека, как положительного, так и негативного; рассмотрение влияния музыки на процессы формирования личности у детей. Для достижения ...

В настоящее время накопилась масса проблем, которыевызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить совре­менного школьника? чтои как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, дляшколы? Именно психология должна определить, каковы возможно­сти и резервыпсихического развития человека на разных воз­растных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологииобнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Цельювоспитания является формирование личности, соответствующей требованиямразвивающегося общества. А достижение этой це­ли предполагает изучениезакономерностей формирования лич­ности: ее направленности, способностей,потребностей, миро­воззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, чтосовременная психология находится на стыке наук. Она занима­ет промежуточноеположение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой,и социальными, с третьей.

Но необходимо помнить, чтово всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, своитеоретиче­ские принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологиикак особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связимежду которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиологияи со­циальная психология).

Но, несмотря на свою, порой кажущую­ся «несовместимость»,они все тем не менее относятся к еди­ной области знания. В конце концов, ихобщая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений —психи­ческих. Базой объединения всех специальных психологических дисциплинявляется общая психология, экспериментально и те­оретически разрабатывающаяосновные психологические про­блемы. Главный объект исследования всей системыпсихологи­ческих дисциплин один и тот же. Это — человек, его психиче­скиепроцессы, состояния и свойства.