Предмет и задача языкознания

Язык трудно сделать объектом исследования:

— Каждый человек не воспринимает себя в отрыве от языка

— Существует огромное кол-во знаков

— Многозначность слов

— Язык неоднопланов.

Современная наука выделяет 5 лингвистических традиций:

1. Греко-римская (европейская)

2. Индийская

3. китайская

4. арабская

5. шумерская (вавилонская)

Научная парадигма — господствующая идея, определяющая подход к изучению объектов любой науки; общепринятый образец актуальной научной практики.

Логическая парадигма

Биологическая парадигма

Психологическая парадигма

Структурная парадигма

Коммуникативная парадигма

Видеовербальная парадигма

Характеристика современного состояния лингвистики.

1. Господство коммуникативной парадигмы

2. Появление значительного числа стыковых наук (со 2-ой половины 20-го в.)

(социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика)

Как следствие некоторые явления недостаточно изучены, т.к. относятся к нескольким наукам.

3. Учет человеческого фактора

4. Выход европейской лингвистической традиции на ведущие позиции

5. Нивелировка национальных школ

6. Расширение круга изучаемых языков (попытки описать языки Африки, индейцев Америки, Индонезии, креольские языки — пиджины)

Основные проблемы языкознания

1. Определение и сущность языка

2. Связь языка и мышления

3. Связь языка и культуры (лингвокультурология)

4. Проблемы структуры языка

5. Происхождение языка и отдельных языков

6. Проблемы классификации языков

Существуют различные принципы классификации:

А) генетический (по происхождению)

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...

Семьи-группы-подгруппы; изолированные языки

Б) типологический (по сходству структуры)

Русский-арабский

Турецкий, финский, монгольский

Китайский и вьетнамский

В) по числу говорящих

Гиганты, сверхгиганты, карлики

Г) по территориальному принципу

Д) искусственные/естественные

Е) живые/мертвые

7. Проблемы письменности (отсутствие своей письменности, разные структуры письма: консонантно-вокалическая, идеографическая)

Проблемы методов языкознания

1. Метод как методология научного познания (подход к восприятию мира)

2. Метод конкретной науки

В лингвистике: научно-исторический, структурный

3. Частный прием исследований

Связь языкознания с другими науками

Науки:

Общественноисторические (история, социология, этнография, логика, психология, филология, языкознание и др.)

Естественноисторические (физика, химия, география, математика, геология)

Философия — пограничная наука, изучающая законы развития как общества, так и природы.

Лексикология — мостик от естественных наук к языку.

Основные разделы языкознания

1. Частное и общее языкознание

Частное я. — изучение одного языка или группы родственных языков.

Общее я. — изучение проблем, для решения которых необходимо привлечение большинства или всех языков мира

2. Синхроническое и диахроническое языкознание

Синхрония — изучение языка на определенном этапе его развития.

Дихрония — изучение языка в развитии.

3. Внутренняя и внешняя лингвистика

Внутренняя л-ка — изучение самой системы языка (фонетика, грамматика, лексикология).

Внешняя л-ка — изучение истории языка, языковых контактов, географического распространения.

4. Теоретическое и прикладное языкознание

Теоретическое я-е — изучение основных проблем языкознания.

Прикладное я-е — применение полученных результатов исследования в методике преподавания языков, машинном переводе, автоматическом переводе текста

Функции языка

Функции — сущностные характеристики языка.

Теории функций языка:

Монофункциональная (коммуникативная функция)

Полифункциональная

Базовые функции языка:

1. коммуникативная

2. когнитивная (познавательная)

3. эмоциональная

4. метаязыковая — способность языка описывать самого себя

Помимо базовых существуют также:

поэтическая (форма)

контактоустанавливающая (фатическая)

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... сборнике "Язык и общество", изданном Институтом языкознания АН СССР [35], рассматриваются такие проблемы, как социальная обусловленность языка, социальная дифференциация языков, функциональное развитие языков, языковая политика, ... Ф. де Соссюр.Швейцарский ученый впервые научно обосновал необходимость изучения языка в ряду других знаковых систем. «Язык, – писал он, – есть знаковая система, выражающая ...

волюнтативная (воздействия)

кумулятивная (хранения и передачи информации)

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА

Социальные явления:

1. базис (экономический уклад общества)

2. надстройка (институты, обслуживающие данный базис: культура, наука, политика, искусство)

Со сменой базиса меняется и надстройка. С общественными потрясениями меняется только лексика.

Общество определяет развитие и функционирование языка.

Связь языка и культуры:

1. Язык, как зеркало, отражает культуру данного общества

2. Общество регулирует формы существования языка

3. В языке отражается возрастная структура общества

4. Язык отражает территориальную и социальную дифференциацию общества

Выделяют территориальные диалекты — варианты национального языка, распространенного на ограниченной территории и характеризующегося совокупностью определенных дифференциальных признаков.

Практически все языки имеют диалекты.

Дифференциальные признаки:

Фонетические (цоканье-чоканье, «оканье», «г»)

Морфологические (блюдце-блюдко; у меня — у мене, говорил с хорошим людом)

3 ОСНОВНЫХ ВИДА ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТОВ

Субстрат — следы побежденного языка в языке победителя (язык — подоснова, который растворился в наслоившемся на него языке)

Следы фракийского языка в новых балканских, угро-финский (сохранился в топонимике)

Относится к ассимилятивным формам контакта

Суперстрат — элементы языка победителя в том языковом образовании, которое возникло после контакта.

Относится к ассимилятивным формам контакта

Адстрат — сосуществование языков в процессе их взаимодействия

Нейтральная форма контакта

Социальные аспекты владения языком.

1. Национально-культурный

Коммуникативное поведение — поведение в процессе общения, регулируемое коммуникативными нормами и традициями, которых он придерживается.

Различают КП личности, социальный, профессиональный, возрастной, гендерной группы, национальный КП

Пример: рус. гость, гостить, идти в гости — частое употребление, во французском — редкость

2. Ситуативный аспект предполагает учет места. Цели, способа общения в той или иной коммуникативной ситуации.

Пример: один и тот же факт описывается по-разному в разговоре с членами семьи, коллегами по работе, начальством; в кафе и по телефону с заграницей.

3. Социально-ролевой аспект

Каждый человек в любой момент общения выполняет ту или иную социальную роль.

10 стр., 4811 слов

Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа

... для гостя — на мягком диване, справа от хозяина. В деловом общении, особенно при первом контакте, важно опре­делить круг вопросов, которые должны быть обсуждены. При этом ... ибо названия должностей, отделов и подразделе­ний часто не имеют в иностранных языках прямых аналогов нашим. Существует несколько видов визитных карточек: деловая (или представительская), о ...

Социальная роль — поведение человека, обусловленная его соц. статусом.

Соц. статус включает в себя целый набор соц. ролей (высокий и низкий, может меняться).

Существует механизм повышения/понижения социального статуса.

Социальные роли: — долговременные (мать, сын, учитель)

— кратковременные (покупатель, пациент, пешеход, зритель)

Ролевые конфликты возникают, когда человек переносит особенности речевого поведения одной роли на другие ситуации.

Пример: учитель, военный.

4. Особенности речевого этикета

Речевой этикет — система национальных специфических языковых единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в нужной тональности, соответствующей правилам речевого поведения

РЭ обладает ярко выраженной национально-культурной спецификой

Пример: в Японии принято извиняться только перед незнакомыми людьми (близка рус.), у китайцев принято спрашивать о возрасте, семье; в Йемене при встрече благодарят; у арабов речь пышная, многословная в отличии от японцев; японцы всегда принижают себя и восхваляют гостя ( мое убогое жилище, жена безрукая), неопределенность, уклончивость в определении своей позиции (мне представляется — нет ли такого положения, что)

Естественный язык и его место среди других знаковых систем.

В природе и обществе сосуществуют многосигматические знаковые системы. Наука, которая их изучает — семиотика.

Язык — одна из знаковых систем. Язык можно рассматривать как систему знаков.

Естественный, т.е. звуковой, язык как основное средство человеческого общения занимает особое место в семиотике и определяется следующими признаками языка:

1) количество знаков;

2) открытый характер системы (естественный язык постоянно пополняется новыми знаками);

3) наличие многозначности (полисемиотика) — человеческое мышление метафорично

4) отсутствие ситуативно обусловленных знаков

( животное — сигнал только в случае опасности; человек может рассуждать об опасности 3-ей мировой войны)

5) первичность по отношению к другим знаковым системам (звуковая система первична; письменность, жесты — эквивалент звука)

Семиотика окончательно оформилась как наука только в 20 веке.

Разделы семиотики:

— биосемиотика

— этносемиотика

— киносемиотика

— лингвосемиотика

— общая семиотика

Основы семиотики закладывались в трудах философов древности с 5 в. до н.э.

9 стр., 4328 слов

Семиотика. Общие представления о знаке

... знаке Семиотика (греч. sēmeiotikē, от sēméion – знак, признак) изучает различные знаковые системы, используемые человеком, их виды, строение, общие свойства, а также знаковые функции кино, ... 3наковая теория языка не исчерпывает всех аспектов языка. Знаковая теория языка – это лингвистическая теория, согласно которой язык является системой немотивированных знаков, представленных словами; ...

По важнейшему предмету изучения — естественному языку — семиотика ближе всего к лингвистике.

Классики семиотики:

— философы, логики, математики (Чарльз Пирс, Чарльз Моррис, Умберто Эко)

— психологи (Жан Пиаже, Лев Семенович Выгодский)

— литературоведы (Михаил Бахтин, Ролан Барт, Юрий Лотман)

— антропологи и этнологи (Малиновский, Леви-Стросс)

— фольклористы (Пропп, Пермяков)

— лингвисты (Соссюр, Якобсон, Вячеслав Иванов, Борис Успенский)

— историки религий, культуры, искусств (Флоренский, Лосев, Мишель Фуко)

— режиссеры (Мейерхольд, Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини)

— писатели (Борхес, Умберто Эко)

Ни один эмпирический объект не принадлежит только семиотике: естественный язык прежде всего изучает лингвистика, язык животных — зоопсихология и этология, язык программирования — информатика, ритуалы — религиоведение, язык кино и театра — искусствознание.

Семиотика вносит в понимание конкретного языка то, чего нет ни в одной науке порознь:

— семиотика делит объекты, которые она рассматривает с другими науками,

— общую концепцию, которая в любой конкретной семиотике видит коммуникативную систему с порождающими и моделирующими возможностями

— предлагает общий метод исследования разных систем

— сопоставление разных знаковых систем позволяет лучше понять своеобразие каждой отдельной семиотики

Биосемиотика

Биосемиотика изучает системы знаков, используемые животными для передачи и расшифровки информации, поэтому говорить о «языках» животных только метафорически.

В животном мире используются языки запахов, движений, звуков; возможно, существуют другие способы обмена информации.

Язык запахов (духи, бабочка), язык движений (волки).

Особое место в биосемиотике принадлежит немецкому ученому Якобу фон Икскюлю («Внешний и внутренний мир животных» 1909 г.)

Вопрос: Что есть совершенство и чт есь сложность организма? (червяк и арабский скакун)

Нужно сравнивать Bauplaene

Понятие значение в биосемиотике — биологическая связь между организмом и внешней средой.

Значение не исключительное св-во человеческого языка — в иной форме оно присутствует всюду в органической природе, но такой подход к значению связывает его с отражением, являющимся св-вом всей материи. (отр. св-во растений — у лютика есть оперативная память — воспроизводил импульсы; преступник).

Этология

Наука о поведении животных (дельфины, «язык» обезьян: жесты+мимика, частично совпадают с жестами и мимикой человека, копируют поведение человека, развита речь, но нечленораздельна, выражение глаз).

Главное отличие коммуникации животных от общения людей состоит в том, что она протекает инстинктивно и физиологично без развития условных рефлексов. Однако в их поведении присутствуют элементы систематичности.

Феромоны — пахучие вещества, являющиеся знаком, сигналом для животных (тревоги — необходимо приблизится, убежать).

Животное выделяет объект не в целом, а по определенному признаку (бабочка порхает, рыбы раздувают живот).

Степанов: «Язык «животных» — язык слабой степени, т.к. основан на инстинкте».

«Язык» животных может быть назван языком условно, т.к. число знаков ограничено, все элементы этих систем ситуативно обусловлены.

Этносемиотика

Система знаков, используемая в человеческом обществе.

Естественные знаковые системы (время, пространство, цвет, цветы, осанка, жесты, мимика ets.)

Искусственные (дорожные знаки, сигналы светофора, азбука Морзе, азбука Брайля, флажки, перестук, игры, шахматы).

Четкая семиотическая система (вплоть до занимаемого места — символизирует социальный статус).

Татуировка («ЗК», муха, пчела, свастика)

Разговорная речь спонтанна, эмоциональна, использует жесты)

Жесты:

— изобразительные (рябь, винтовая лестница)

— указательные (взглядом, головой, руками)

— жесты-символы (V, но пасаран, halt, приветствие)

Жесты в разных культурах могут не совпадать (болгары, японцы — макета, поклон; взятка в рукав кимоно; кулаком над ладонью — лесть; шрам как у якудзе — недоверие к к-то человеку, опасность от него; поднять большой палец — любовник, мизинец — любовница; указывать на нос — «я»).

Время членится на семиотически значимые части (для деловой деятельности, сон; Испания).

Пространство (дистанция, комната)

Цвет (флаг — шарф, Запад — черный цвет траур, Восток — белый)

Цветы (знак внимания — нечет, чет; девушкам — нежно розовые; дамам — красные; икебана; Польша — язык цветов).

Haltung — осанка, походка.

Искусственные системы:

— дорожные знаки (ограниченное число знаков, как и в биосистеме; однозначна)

— светофор

— шахматы (Соссюр любил язык сравнивать с шахматами; Капабланка — шахматный мир его отверг)

Киносемиотика

1895 г. — появление кино (появление объекта изучения => появление семиотики)

Кинематограф зародился не как искусство, а движущаяся фотография. «Выход рабочих с завода Люмьер», «Прибытие поезда»

С появлением первых фильмов и попыток осознать, что такое кино, появилась проблема языка «кино».

Фильмология — наука об искусстве кино.

Первый теоретик — Марсель Мартен «Искусство кино» — первым попытался сравнить средства, используемые языком и кинематографом.

Пьер Паоло Пазолини

В немом кино большое значение играло слово — действующее лицо фильма.

Музыка и комментатор

«Ура!» «УРА!» «УРА!»

Появление титров (Мейерхольд считал, что титры незаменимы)

«Путевка в жизнь»

Открытие монтажа — Дэвид Гриффит

С этого момента к/ф становится семантической системой, обладающей синтаксисом.

(Монтаж позволил резать кадры и произвольно соединять их).

Виды монтажа:

— последовательный

— параллельный

— перекрестный

— ассоциативный

— метафорический

— метонимический

— метрический

— ритмический

— динамический

— рваный и т.д.

В качестве словаря используют разные кадры, виды образов.

Российский, японский, австрийский кинематограф

Художественный, научно-популярный фильм

Изучение стилистики кино.

С точки зрения семиотики кино малоисследованно.

Лингвосемиотика

Раздел семиотики рассматривающий естественный язык как знаковую систему.

Основатель — Фердинанд де Соссюр (швейцарец)

Становление как ученого — конец 19 в.

В это время Германия занимала 1 место в области философии, лингвистики, языкознания. Младограмматическое направление зародилось в Лейпциге.

Докторская: «Первоначальное исследование гласных в индоевропейских языках» (1878г.).

Язык — это система, в которой все знаки взаимосвязаны.

Читал лекции в Женевском Институте. Ученики собрали конспекты лекций и издали «Курс общей лингвистики» (1916 г. — год начала структурализма).

Ввел понятие лингвистического знака. Нужно различать знаки в разных семиотиках.

«Лингвистический знак — двусторонняя психическая сущность, единство понятия и акустического образа»(«Курс общей лингвистики»).

Понятие — означаемое, лингвистический образ — означающее.

Лингвистический знак идеален, он содержится в нашем сознании (понятие существования рада предметов).

Понятию о звуках соответствует образ звука.

Соссюр сформулировал 3 принципа лингвистического знака:

— произвольность

— устойчивость

— линейный характер означающего

Произвольность понимается как произвольный, условный характер связи означаемого с означающим.

Несмотря на то, что акустический знак произволен, коммуникация будет нарушена при попытке подмены символа.

Устойчивость является следствием произвольности.

Линейный характер означающего — звуковая оболочка всегда линейна по природе. (Невозможно одновременно артикулировать несколько звуков).

Семантическая универсальная — использование зоосемиотики для обозначения человека.

Речь всегда характеризуется протяженностью во времени.

Существует 2 основные концепции знака:

— монолатеральная

— билатеральная

Монолатеральная концепция представляет знак как одностороннюю сущность (т.е. состоящую только из означающего):

Знак — только акустический образ, указывающий на некоторое материальное явление, находящееся за пределами человеческого образа. (Солнцев «Язык как системно-структурное образование») Знак — только дым, который указывает на костер.

Билатеральная концепция — понимание знака как единства понятия и образа (самая распространенная).

ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ ЯЗЫКА

ТЕКСТОВЫЙ (ТЕКСТ)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ (СИНТАГМА)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ (ЛЕКСЕМА=СЛОВО)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ (МОРФЕМА)

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ФОНЕМА)

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ (ДП)

Текст — термин, объединяющий смыслом разные явления (научная статья, роман Толстого, глава, кулинарный рецепт).

Важнейшая дихотомия Соссюра

Язык Речь

— социален — индивидуальна

— абстрактен — конкретна

Синхрония Диахрония

(изучает внутреннюю и

Внешнюю лингвистику)

Единицы всех уровней связаны друг с другом 3-мя видами отношений:

— синтагматический

— парадигматический

— иерархический

Синтагматический и парадигматический представлены не на любом уровне — внутриуровневые отношения.

Иерархичность — межуровневые отношения.

Понятия синтагматики и парадигматики были введены Соссюром.

Синтаксический уровень.

Предложения следуют одно за другим. Коммуникационная единица — текст.