!Предм. деят., игра, прод.виды в ран.возр

Предметная деятельность в раннем возрасте

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, созданы людьми и созданы для определенной цели: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботинки — на ноги. Это — общепринятые способы их употребления.

Способ употребления предметов на них не написан. Ребенок не может «открыть» его самостоятельно. Это происходит только под руководством и по примеру взрослых.

Связь действия с предметом. Предметы, которые окружают ребенка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, употреблению и, что очень важно, — по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное назначение.

Значительная часть предметов в самом своем устройстве как бы «несет» свое назначение. Это, прежде всего, предметы-орудия, которые служат для воздействия на другие предметы и материалы. К ним относятся ложка, вилка, расческа, молоток, лопата, совочек, карандаш, кисть и многие другие. Это также одежда, обувь, посуда, различные вместилища (коробки, ящики, шкафы) и т. п. Очень тесно связано устройство и назначение предметов в некоторых видах игрушек: матрешках, пирамидках, которые служат для того, чтобы их разбирать и собирать. (Они так и называются — сборно-разборные игрушки.)

Другие предметы по своему устройству и внешним свойствам могли бы служить для самых разных целей, но их употребление определено правилами, нарушать которые не разрешается. Так, полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли могут быть очень похожи друг на друга, но нельзя полотенцем вытирать нос. Есть и такие предметы, которые могут употребляться по-разному в зависимости от обстоятельств. Это — палочки, строительный материал и некоторые игрушки.

К предметным действиям ребенок переходит от манипуляций с предметами. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения ... должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве ...

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают самой «техникой» его употребления.

Мать причесывает Андрея щеткой для волос. Затем дает щетку ему в руки, направляет его руку со щеткой к его волосам, и они вместе производят действия причесывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев щетку для волос, берет ее правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью щетки, и, конечно, никакого причесывания не происходит.

На втором году жизни (и, примерно, до середины третьего) дети усваивают представления об употреблении большинства окружающих простых предметов. Это ведет к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет ребенок стремится использовать по назначению. Разница между отношением к предмету в период, когда действия ребенка еще манипулятивны, и в период, когда он овладевает предметной деятельностью, хорошо видна из следующих примеров, показывающих, как дети разного возраста употребляют носовой платок.

Связь действия с предметом состоит также в том, что каждое известное ребенку действие он может выполнить только с тем предметом, который для этого предназначен.

Когда детям двух лет, уже умевшим пользоваться расческой и чашкой, предлагали «причесаться» палочкой и «попить» из кубика, они не могли этого сделать. Не могли они и просто показать рукой без предмета, как причесываются или пьют.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или пользуясь неподходящим предметом («причесаться» палочкой или рукой).

Такое «отделение» действия от предмета — обязательная предпосылка возникновения игры.

Техника предметных действий. Усвоение техники выполнения предметных действий — трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды, разборка и складывание пирамидки из 4-5 колец и др.

Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у него еще плохо развиты произвольные движения — плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил. Возьмем для примера еду ложкой. К тому времени, когда ребенок начинает учиться есть ложкой, он уже умеет есть, беря пищу (например, кусочек хлеба) рукой и поднося ее ко рту. При этом рука движется по косой линии от стола, где лежит пища, ко рту. Когда ребенка начинают учить пользоваться ложкой, он пытается действовать ею, как рукой: захватывает ее как можно ближе к углублению, зачерпывает пищу и по косой линии несет ко рту. Но из этого ничего не выходит — пища вываливается по пути. Рука ребенка только постепенно и ценой немалых усилий может приспособиться к соблюдению требований правильного пользования ложкой. Но зато он овладеет человеческим действием с человеческим предметом.

6 стр., 2595 слов

Словестное действие в предмете Техника речи

... придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, словам, фразам.   Словестное действие в предмете Техника речи Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. ... "пиф-паф". Кисть руки короткими, резкими движениями бросает жонглерские "тарелки". Руки "укачивают ребенка", бьют в "барабан", печатают на "пишущей машинке", "ловят комара", работают "с пульверизатором" ...

Значение употребления орудий. Мы не случайно выбрали в качестве примера именно действие ложкой. Ложка — орудие, а употребление орудий имеет особое значение для психического развития ребенка.

Орудия появились в истории человечества вместе с трудовой деятельностью. Человек поставил их между собой и природой, сделал средствами воздействия на окружающий мир. И прежде всего через орудия и способы их употребления человечество во все времена передавало и передает подрастающим поколениям накопленный опыт. Недаром мы судим об образе жизни и об умственном развитии древнего человека по сохранившимся орудиям и даже эпохи ранней истории обозначаем, указывая на материал, из которого делались орудия («каменный век», «бронзовый век»).

Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. (Этот принцип на языке психологии называется принципом опосредствованного действия: орудие — средство выполнения действия.)

Способы выполнения действия с предметами. На примере с употреблением ложки хорошо видна важная особенность действий с орудиями. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Конечно, далеко не всяким, даже доступным ему орудием ребенок может научиться владеть достаточно умело до трех лет. Но он начинает учиться. А вот действия с другими предметами могут допускать разные способы выполнения при одном и том же результате, и взрослым это часто невдомек, они показывают ребенку результат и думают, что ребенок будет получать его тем же способом, что и они сами. Но это бывает далеко не всегда. Возьмем для примера разборку и складывание пирамидки. Воспитательница на глазах у ребенка снимает подряд все кольца и раскладывает их на столе, потом по порядку нанизывает на стержень: отбирает на глаз самое большое кольцо, нанизывает его, затем идет самое большое из оставшихся и так до конца. Но двухлетний малыш, следя за действиями взрослого, не в состоянии уловить этого способа. Да он и не может еще сравнивать на глаз кольца по величине.

Часто дети, разбирая пирамидку, кладут все кольца по порядку, а потом, собирая ее, нанизывают в обратном порядке. Достаточно перемешать кольца между собой, чтобы задание стало невыполнимым. В других случаях дети добиваются успеха иначе: вначале нанизывают кольца без разбора, а затем многократно их перемещают, пока пирамидка не станет «ровненькой». Наиболее успешно собирают пирамидки те малыши, которых специально научили, прикладывая кольца друг к другу, выбирать самое большое из них, нанизывать его, затем выбирать самое большое из оставшихся и т. п. Отсюда — только один шаг до собирания пирамидки на глаз, т. е. до полноценного, «взрослого» способа.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и сравнивать их. Ход игры: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и ... Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушка. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с ...

Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям.

Теперь мы можем заключить, что, овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, Дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

Игра

Ранний возраст — возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами, для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл (т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т. е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы, парикмахера и т.п.).

Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включает ряд последовательных этапов:

1.Первоначально взрослые обычно показывают ребенку простые действия с сюжетными игрушками — куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, — «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.

2.Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы.

3.Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это — игровые заместители реальных вещей. Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Но на первых порах ребенок не дает им игровых названий. Если его спрашивают, каким предметом он пользуется, ребенок называет заместитель.

4 стр., 1958 слов

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

... игры, последовательность действий. 2. Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. 3. Наблюдение за игрой детей, ... умения применять нетрадиционных техник рисования. (рисование по сырому)   1. Дидактическая игра «Подбери правильную одежду ... игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) 3. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и ...

4.Использование предметов-заместителей переходит в изобразительную игру, когда ребенок начинает давать им названия замещаемых предметов и действовать с воображаемыми, несуществующими предметами.

Изобразительная игра усложняется, включает все больше связанных между собой действий, приобретает сюжет.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже.

Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем.

Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, потом, как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем.

Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте. Для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия. Самая важная игрушка для малыша – кукла. Ведь она «заменяет» человека и, так же как и сам ребенок, может выполнять разные роли в игре. Исследования, проведенные с детьми второго-третьего года жизни, показали, что куклы, имеющие много деталей (одежду, прическу и др.) и слишком похожие на ребенка, мало способствуют развитию сюжета игр и появлению ролей. Ребенок слишком увлекается выполнением предметных действий с такими куклами (раздеванием, причесыванием и т. п.), не имеющими для него игрового смысла. Намного лучше куклы, только условно передающие основные черты человека, без лишних деталей, но зато с достаточно определенным выражением лица (веселые, грустные).

Они «наталкивают» ребенка на проявление отношения к себе, как к человеку, помогают ему придумать сюжет игры.

Рисование и конструирование в раннем возрасте

Рисование и конструирование, так же как игра, возникают в предметной деятельности ребенка. Их развитие тесно связано с развитием игры, и часто действия ребенка по созданию рисунка или конструкции прямо включены в игру. Как и детская игра, рисование и конструирование направлены на изображение окружающего. Но разница состоит в том, что в игре изобразительное значение имеет сам ее процесс — действия и слова ребенка, а в рисовании и конструировании — их продукт, результат — созданные ребенком рисунок или конструкция.

Развитие рисования. В раннем детстве развитие включает три основных этапа: доизобразительный этап, этап узнавания предмета в случайном сочетании линий и этап намеренного изображения.

12 стр., 5984 слов

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных ...

... техник. Объект исследования - уроки рисования для детей дошкольного возраста с ... ·Проведение диагностики детей ·Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей. Предмет исследования - сюжетное рисование с использованием нетрадиционных ...

1 этап — Доизобразительное рисование. На этом этапе ребенок еще не понимает, что линии и пятна на бумаге могут что-то изображать. Он только усваивает действия с карандашом и бумагой, впервые обращает внимание на то, что карандаш оставляет на бумаге следы, и пытается их получить. Начинается это в конце младенчества или в начале раннего детства.

Такие действия относятся к числу предметных: карандаш для ребенка — орудие, воздействующее определенным образом на бумагу. И действует он с ним поначалу крайне неловко, нанося нечеткие прерывающиеся закругленные линии — «каракули». Постепенно ребенок лучше овладевает способами использования карандаша. Каракули становятся четче, разнообразнее. Это и «мотки» линий, и ломаные прямые, и галочки, и точки. Каракули в виде линий и пятен ребенок наносит на бумагу и красками, используя в качестве орудия кисточку. Вопросы взрослых «Что рисуешь?», «Что ты нарисовал?», их предложения что-нибудь нарисовать и даже показ на этой стадии ни к чему не ведут. Затратив большие усилия, можно добиться, чтобы ребенок воспроизводил показанные взрослым простые формы, но для самого ребенка они остаются теми же каракулями, не имеющими связи реальными предметами (даже если научить ребенка называть кружок «мячиком», а галочку «птичкой»).

2 этап — Узнавание предмета. Этот этап начинается с того, что ребенок (обычно внезапно) обнаруживает сходство своего «рисунка» (каракулей) с каким-нибудь предметом.

На этапе узнавания каракулей некоторые дети задерживаются очень долго. Они уже настолько владеют техникой рисования, что могут получать самые разнообразные сочетания линий и пятен, но так и не приходят к пониманию того, что можно заранее наметить тему рисунка. Один мальчик вплоть до пяти лет, когда начинал рисовать, говорил: «Сейчас посмотрим, что получится» — И начинал наносить на бумагу разные линии. Иногда в этих линиях он улавливал сходство с каким-нибудь предметом, а иногда это не удавалось. В этих случаях ребенок огорчался и говорил: «Ничего не получилось». Такие задержки в развитии рисования обычно случаются, если взрослые им не руководят (или руководят неумело, обращая внимание главным образом на техническую сторону).

3 этап — Переход к намеренному изображению. Графические образы. Переход к намеренному изображению состоит в том, что ребенок, прежде чем начать рисовать, придумывает (и обычно говорит), что именно он собирается изобразить.

На первых порах намерения детей очень неустойчивы, они легко меняются в самом ходе рисования под влиянием впечатления от уже нанесенных на бумагу линий.

Постепенно, однако, ребенок усваивает способы изображения некоторых предметов и рисует их достаточно уверенно. Часто это бывает связано с ограничением круга изображаемых предметов. То, что ребенок умеет рисовать, он охотно повторяет по многу раз, а то, что не умеет, не хочет рисовать вовсе.

Переход ребенка к этапу намеренного изображения осуществляется под руководством взрослых. Если на этапе доизобразительного рисования их вопросы и обучающие воздействия мало что дают, то теперь, когда ребенок понял, что рисунок изображает какую-то действительность, он охотно учится, подражая взрослым, рисовать новые предметы, хотя технические возможности еще очень ограничены, и поэтому мало-мальски сложный образец ребенок упрощает, переиначивает по-своему. Так, появляется, например, типичное для начального периода овладения рисованием изображение человека — «головоног», состоящий из неровного круга («головы») и отходящих от него двух линий («туловища» и «ног»).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Хороший прием приучения детей к намеренному изображению — совместное рисование взрослого и ребенка, при котором взрослый предлагает ребенку дополнить готовое изображение деталями, не требующими использования сложной техники.

Когда ребенок выражает намерение нарисовать определенный предмет, он не думает о том, как выглядит этот предмет в действительности, а пытается представить себе, как должен выглядеть рисунок и какие движения следует проделать, чтобы этот рисунок получить. Такие представления называютсяграфическими образами. В раннем детстве графические образы мало похожи на изображаемые предметы, но ребенок удовлетворяется минимальным сходством, а часто и просто тем, что знает, какие предметы обозначены на рисунке. Источники графических образов собственные каракули ребенка, которым раньше было придано определенное значение, и подражание взрослым.

Тесная связь рисования с игрой обнаруживается в том, что рисунок очень часто используется детьми в качестве своеобразной игрушки, с которой происходят разные воображаемые события.

Развитие конструирования.Конструирование в раннем детстве — это создание простейших построек из строительного материала. дети строят предметы мебели (стол, стул, диван), дорожки, заборчики, горки, лесенки, мостики и др. В отличие от рисования, конструирование возникает только при прямом обучении со стороны взрослых. Если предоставить строительный материал в свободное пользование ребенка, он будет манипулировать им, использовать детали в качестве заместителей предметов в изобразительной игре, но не начнет самостоятельно строить подобия предметов. Этому его нужно научить.

Техникой простейшего конструирования — созданием построек из двух-трех деталей — овладеть гораздо легче, чем техникой рисования. Поэтому центр тяжести здесь с самого начала лежит в усвоении изобразительного значения построек.

При овладении конструированием, так же как и в рисовании, могут происходить своего рода маленькие «открытия» — узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета.

Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную (и затем сюжетную) игру. На построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» В домиках.

Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, К их видоизменениям, начаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в дошкольном возрасте.