Правительство Российской Федерации 7

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Реферат

по курсу «История мировых религий»

на тему «Религиозная терапия и психотерапия: сравнительная характеристика»

Студент группы № И-12-1

Кочергин Никита Дмитриевич

Руководитель:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Раков Вячеслав Михайлович

Пермь, 2012г.

Введение

В наши дни наметилась тенденция сокращение числа верующих1,2. С чем это может быть связано? С прогрессом научного знания? Возможно, но как это связано терапией? Ведь люди верят в бога, надеясь на избавление от жизненных страданий. Разве нельзя быть одновременно ученым и верующим? Кроме того, много аспекты человеческого бытия и его цель не постигнуты наукой. К тому же, наука не несет в себе той терапевтической функции, которую исполняет религия. Никакая наука, кроме психотерапии.

В наше время депрессия, на мой взгляд, становится одной из главных болезней по причине того, что большое количество людей живет в неблагоприятных условиях для проживания. В 2010 году, в России урбанизация достигла высокого уровня3. Города представляют собой неблагоприятную зону для проживания, создающую для прогрессирования таких заболеваний как депрессия.

23 стр., 11478 слов

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией ...

...   методы отказа, развитие способности сказать «нет»; Ø   развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, Ø   развитие активной личностной позиции. Психотерапия борется не с наркотиком, ... мероприятия. В последнее время многие специалисты в области медицины и других смежных наук начали понимать необходимость такой работы. Возникают реабилитационные центры, общины, дневные стационары, ...

Данная ситуация, при которой сокращается число верующих и происходит рост числа психических заболеваний, подводит к вопросу: «А почему так происходит?». Для ответа на данный вопрос я считаю целесообразным провести сравнительную характеристику психотерапии и религиозной терапии.

Объекты рассмотрения – психология, буддизм и христианство. Предметы рассмотрения – психотерапия, христианская религиозная терапия и религиозная терапия буддизма. Причина выбора именно этих двух религиозных терапий кроется в полярности буддизма и христианства. Христианство обладает строго определенными догматами – истинами о Боге, не подвергающимися критике и обязательными к исповедованию. Любое отклонение от догматов является ересью. Христианство — догматическая религия. Буддизм, в свою очередь, – адогматическая религия. Ни одно из положений Буддизма не являются непреложными истинами и подлежат критической проверке на личном опыте.

Таким образом, освещая две наиболее крупные религии, которые противоположны по своим отношениям к собственным положениям, тем самым можно более широко осветить данную тему, выявить наиболее характерные, «крайние» точки зрения по данной проблеме. Стоит также уточнить, что в данной работе сравнение буддисткой терапии с терапией христианства задачей не является и производится исключительно на контекстном уровне.

Цель работы — определить совокупность отличительных свойств психотерапии и религиозной терапии буддизма и христианства.

Задачи

  1. Выявить цель, которую ставит перед собой психотерапия.
  2. Обозначить психотерапевтическую функцию религии и сравнить её с целью психотерапии.
  3. Сравнить способы осуществления психотерапевтической функции религии со способами достижения цели психотерапией.

В данной работе представлены научные взгляда взгляды Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Вадима Марковича Розина, Эриха Фромма, Виктора Франкла.

Цель психотерапии

Эрих Фромм, лидер школы «философов от психологии», в своем классическом произведении «Психоанализ и религия», дает развернутое обоснование тому, что религия и психоаналитическая терапия имеют одну и ту же цель: «Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели»4; «В качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия, и теология — душой человека и её исцелением».5

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Зигмунд Фрейд, известный психолог и психотерапевт, создатель психоанализа, относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу6, а его ближайший ученик Карл Юнг выступал за сближение психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души7,8, подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается: «Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией»9.

Эта точка зрения, однако, не обрела всеобщего признания. Её отрицал Виктор Франкл, создатель логотерапии. Он считал, что целью религии является не исцеление души, а её спасение10.

Непринятие психотерапевтами точки зрения схожести религии и психологии обусловлено пониманием опасности внутренней борьбы человека, к которой побуждает религия. Опасность такой борьбы первым осознал Фрейд. Описывая борьбу Сверх-Я с Оно11, Фрейд повторил религиозную точку на внутренний конфликт человека с самим собой. Однако источники добра и зла у него диаметрально противоположны религиозным источникам. Источником зла оказалось «нравственное начало» (Сверх-Я), которое подавляет, заставляя подчиняться Божеским законам, природное плотское (Оно) – источник «греховных влечений». Выход из противоречия – не реальный, а скорее идеальный – Фрейд видит в высвобождении природного Оно из-под власти Сверх-Я. Фактически Фрейд предложил выпустить из плена нравственных норм живущего в человеке дьявола12. Таким образом, Фрейд говорит о невозможности человека что-то победить и подавить в себе. Чем больше человек стремится к подавлению той или иной свой части, своих чувств и желаний, тем в более уродливых формах они проявятся в его жизни13.

Итак, цель психотерапии – конечное избавление человека от эмоциональных, личностных, социальных и других проблем.

Психотерапевтическая функция религии и цель психотерапии

В отличие от психологии, цель религии определить намного сложнее и в данной работе в этом нет необходимости. Зато, в священных писаниях, на мой взгляд, довольно четко говориться о жизненной цели человека.

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [Господа Бога] вас из тьмы в чудный Свой свет».(1Пет.2:9)

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5) (греческое слово, которое здесь переведено, как «чувствования», так же имеет значение: «думать, мыслить, помышлять, размышлять, рассуждать»).

25 стр., 12030 слов

1. Место психологии религии в системе наук

... иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна. Французский социолог и философ Эмиль ... в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения. Пралогическое ...

Таким образом, видно, что христианство не ставит человеку прямую цель избавить себя от различных проблем. Если говорить кратко, цель христианина – самосовершенствование. Конечно, это не отрицает веру христианина в то, что путем самосовершенствования он достигнет избавления от различных проблем. По сути, это и есть его цель, его причина исповедования христианства (и это относится не только к христианству).

Однако сами священные книги не определяют избавление человека от проблем прямой целью.

Это, что касается христианства. Высшей целью всех живых существ, с точки зрения буддизма, является достижение нирваны14. Нирвана в буддизме:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)15.

Тут обнаруживается возможное сходство целей буддизма и психотерапии. Последняя ставит целью освобождение человека от различных проблем. Буддизм говорит об избавлении человека от страданий. По сути, буддизм и психотерапия имеют одну и ту же цель – избавление человека от страданий. Возможно, поэтому некоторые исследователи и последователи буддизма определяют буддизм не как религию, а как «науку о сознании»16,17,18.

На этом фоне явно выделяется христианство, которое, в свою очередь выполняет психотерапевтическую функцию.

Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, специалист в области психологии видит силу психотерапии в полной безоценочности, отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности и истинности любого переживания19. Он считает, что во многих пунктах психологическое мировоззрение противоположно религиозному. Так понятие «греха» в психотерапии используется только в одном контексте: «Ваше ощущение греховности собственных действий», при этом психотерапевт должен помочь пациенту преодолеть данное чувство20. Согласно психологии, плохо только одно: то, что мешает человеку жить, а все то, что устраняет помехи для спокойной жизни человека — хорошо21. Религия же помогает оценить действия человека с точки зрения нравственных критериев; она наставляет человека на правильный, с точки зрения морали, путь жизни. При этом Розин считает, что приношение в психотерапию какой-либо нравственной системы превратит её в один из видов религии (или этики)22. «Образно говоря, религия открывает для человека путь к Богу, психология – путь к себе. И их совместить вряд ли возможно23» — пишет Розин.

10 стр., 4541 слов

Жизненный путь человека и судьба

... или отречения. Можно ли говорить об общих для всех людей закономерностях их жизненного пути, еже ли любой путь индивидуален, представляет собой персональную " историю " личности? Для психолога собственная ... как безупречный чин, потом просит реализации на практике. А на практике люди сталкиваются, что раскрывает путь для реализации их плана, и с тем, что ему противоречит, ...

Религия предлагает человеку особый путь — «путь спасения», путь, уже предопределённый и регламентированный. Психология же предлагает выбрать человеку свой собственный путь и принимает этот путь, каким бы он ни был. Социальные, культурные представления о том, что хорошо, а что плохо, мнения других, близких человеку людей являются для него сдерживающими факторами, мешающими прожить свою собственную жизнь. Психология предлагает отнестись к человеческим переживаниям как к высшей ценности, какими бы положительными и отрицательными, с общепринятой точки зрения, они ни были24.

Однако Розин акцентируется на христианской религии, которая является догматической. Истинный христианин должен всегда руководствоваться этикой христианства, что зажимает его в определенные рамки. Говоря, что религия подвергает нравственной оценке действия человека, он, по-видимому, забывает об адогматических религиях, например о буддизме, который предлагает найти собственный путь к освобождению от страданий — нирване.

Есть также и другие различия между психотерапией и религиозной терапией. И религия, и психотерапия говорят о нецелостности, противоречивости человеческой натуры. И религия, и психология помогают человеку обрести целостность, однако, разным способом25.

Религия говорит о том, что в человеке есть Божественное начало, т. е. нравственное начало — хорошая сторона человеческой натуры. Но также в человеке есть слабая, греховная, плохая сторона. Добиться целостности возможно только посредством победы над греховной стороной и полного сливания с другой26.

Психотерапия предлагает другой путь обретения целостности — путь синтеза этих двух сторон человеческой натуры. Эти противоположности могут «договориться» между собой, сделав человека, тем самым, внутренне богаче. Человек принимая тот факт, что он может быть как добрым, так и злым, может испытывать привязанности и её отсутствие к кому — или чему-либо. Человек может иметь греховные желания, раздражаться, гневаться. И это нормально. Принятие и интеграция этих частей позволяет человеку стать целостной личностью с богатым внутренним миром27.

Заключение

В заключении я бы хотел сказать, что в точке зрения психологов на данный вопрос, на мой взгляд, прослеживается принцип «золотой середины», ярыми проповедниками которого были Конфуций и Лао-Цзы. То есть, нельзя переходить из крайности в крайность, нельзя полностью побороть в себе одну сторону своей личности и полностью придаться другой. Все мы сотканы из достоинств и недостатков, говоря другими словами, из противоречий — многовековой человеческий опыт прямо говорит нам об этом. Я думаю, что главное уметь балансировать между этими «крайностями», и не дать захлестнуть себя одной из них. А для этого, ощущая в себе недостаток одной, надо уметь восполнять его. Например, ощущая в себе недостаток дисциплины, упорядоченности дня и жизни, надо более строго относиться к своему времени, составить распорядок дня и стараться строго действовать ему.

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ... потерей внимания к ним путем аналогии данного конфликта, его типичности. Идентификация конфликта больного с конфликтами такого рода у известных людей, литературных героев, типы разрешения ...

1図録▽世界各国の宗教 http://www2.ttcn.ne.jp/~honkawa/9460.html

2 Adherents.com: Atheist Statistics | Agnostic. http://www.adherents.com/largecom/com_atheist.html

3 Росстат подвел итоги переписи населения 2010 года — Александр Суринов — «Кем мы себя считаем» — Российская Газета Федеральный выпуск №5440 (64) — Росстат представил в «Российской газете» предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года … http://www.rg.ru/2011/03/27/perepis-rosstat-site.html

4 Фромм Э. «Психоанализ и религия» // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 208

5 Там же. С. 148.

6 Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.

Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз

8 Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз.

9 Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. С. 183.

10 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с. 

11 Фрейджер, Роберт, Фейдимен, Джеймс. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с

12 Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

3 стр., 1260 слов

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп

... психодинамически ориентированные пси­хотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической груп­пе работают как с осознанными, так и со скрытыми в ... ­ческая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Гавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотера­пия, представленная I.D.Yalom, гештальт-терапия, трансактный анализ и ...

13 Там же.

14Лысенко В. Г. Нирвана //Новая философская энциклопедия. Том третий. М., 2001.Интернет-версия статьи

15Андросов Валерий Павлович.Учение Нагарджуны о срединности / Ответственный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. —Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,2006. — С. 705-706. — 846 с.

16Робинсон К.Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы//Религиоведение (журнал). — 2007. — № 3. — С. 171.

17Монгуш М. В.О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом)//Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154.

18Варнавский П. К.«Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии//Антропологический форум/ гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 198.

19 Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2.  URL: http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. — С. 191–200. URL: http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

24 Там же.

25Там же.

26 Там же.

27 Там же.