1. Правильность

Лекция 2. Оратор. Умения и навыки оратора.

  1. Из истории появления понятия «оратор»
  2. Основы логической речи оратора (Использование оратором основных логических законов).
  3. Культура речи оратора.
  4. Стилистические приемы ораторской речи
  5. Лексические приемы ораторской речи
  6. Этика публичного выступления

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова огаге, что в переводе означает «говорить».

Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского языка», подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения:

1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов);

2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин.

В этом случае оно имеет только одно значение — оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления.

Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа.

К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца».

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Если речь человека прерывиста, с запинками, назализацией (э... э...э...), насыщена словами-паразитами (« ... вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт. Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; когда говорят о личных трудностях; когда хотят в ...

Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «… средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…».

В связи с этим в дальнейшем в понятие «оратор» мы будем вкладывать следующее содержание. Оратор — это личность, произносящая публично речь, владеющая искусством красноречия. В этом определении не раскрывается, является ли искусство красноречия рожденным даром или это достигается целенаправленным обучением и саморазвитием мастерства речи. Возможно, и то и другое. Нелишне заметить, что в любом случае оратор — это личность, так как настоящий оратор — это индивидуальность. Например, читая речи П. А. Столыпина, мы ощущаем личность большого масштаба, личность историческую. Оратор как личность с риторической точки зрения всегда характеризуется высоким уровнем мастерства красноречия. Вот почему часто используют эти понятия вместе: ораторское мастерство.

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И. П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности — художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает — эмоциональная или логическая.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. Только “ когда чувство нормы воспитано у человека, тогда- то он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее”(Щерба Л.В.).

Поэтому ораторская культура требует умения передавать мысли средствами языка не только правильно, но и точно, выразительно.

Критерии культуры речи

Правильность — это соблюдение языковых норм. Правиль­ной является речь, которая согласуется с нормами языка — про­износительными, грамматическими, стилистическими. В соот­ветствии с этими нормами надо говорить, например, (што), и не что; квартал, а не квартал, поезжай, а не ехай и т.д. Но правильность — только первая ступень подлинной речевой культуры.

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем ... семьи и т. д. Подготовленная и спонтанная речь Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, ... значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и ...

2. Коммуникативная целесообразность

Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилисти­ческих градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.

3. Точность высказывания

В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта:

точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь).

Во втором аспекте возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «Кто-то кое-где у нас порой…» и т.п.), смещение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называют­ся паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит и т.п.).

4. Логичность изложения

Высказывание должно отражать логику действительности, лотку мысли и характеризоваться логикой речевого выраже­ния. Логичность мысли (или содержания высказывания) озна­чает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство-различие и т.д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведе­ние аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания явля­ются известные фразы «В огороде бузина, а в Киеве дядька» или «Шел дождь и два студента, один — в университет, другой–в галошах. Нарушение логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.

5. Ясность и доступность изложения

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адреса­ту. Она достигается путем точного и однозначного употребле­ния слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкции. Примером нарушения ясности выражения и проявления дву­смысленности является, например, предложение «В других ра­ботах подобного рода цифровые данные отсутствуют».

Доступность (или доходчивость) изложения — это способ­ность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересо­вать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все изло­женное ясно бывает доступно для понимания каждого челове­ка. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.

6. Чистота речи

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературно­му языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам от­носятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раз­думье, в паузах вот, значит, так сказать), диалектизмы и про­сторечные слова (чаво, здеся и т.д.), варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, иначе, пролонгирование и т.п.), жаргонизмы {стибрили, умотать, лафа и т.п.), вульга­ризмы (бранные слова).

10 стр., 4833 слов

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...

... как «отсутствие общеупотребительной речи». Характерная особенность таких дошкольников - возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия ... уехал). Небольшой запас слов, которыми дети пользуются в общении, отражает воспринимаемые через органы чувств, предметы и явления. Словесное выражение более отвлеченных понятий ...

7. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Под выразительностью понимают такие особенности струк­туры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слу­шателей и читателей. Выразительность бывает информацион­ная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информа­ция) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывает способ изложения, манера исполнения и т.п.)

8. РАЗНООБРАЗИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ

Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаек, большое количество синонимов.

9. ЭСТЕТИЧНОСТЬ

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения, Для достижения эстетичности используются эвфе­мизмы — эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприлич­ными, грубыми, нетактичными. Например, говорят «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т.п.

10. УМЕСТНОСТЬ

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям об­щения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа по­говорка «В доме повешенного не говорят о веревке».

2.Особенности культуры речи юриста.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи юриста?

Во- первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф.Кони, “юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходиться писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы”.

Юристу приходиться сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников.

К сожалению, бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, В.И.Жуковский, Н.И.Холев, П.А.Александров, К.Ф.Хартулари, К.К.Арсеньев, Н.П.Карабчевский, В.Д.Спасович, С.А.Андреевский, А.И.Урусов, М.Г.Казаринов, А.В.Лохвицкий оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык- это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

8 стр., 3748 слов

Основные качества речи оратора 2

... основанного на хорошем знании материала иактивном владении действительной речью – оружием оратора. Это требуетколоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности ... изучать теорию ораторского искусства, глубокоанализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания всобственную практику. 1.     Ораторская речь, как искусство слова. Античные теории ...

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, такие, как: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: постановление, недонесение, приискание. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод — принудительное доставление кого -либо в органы расследования и суда; склонить — заставить совершить преступление; погашение — прекращение срока судимости; эпизод — часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный поступок и др. Это самый трудный и самый интересный из всех профессиональных языков.

Что входит в понятие культуры речи юриста? С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально — делового стиля, которые соответствуют требованиям УПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально — деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений — клише. И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. Еще Цицерон, известный римский оратор и теоретик красноречия, отметил, что “ истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью”.

В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально — деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словаря, художественную выразительность!

11 стр., 5376 слов

Правила и приемы публичного выступления

... следующих моментов: · этапы публичного выступления; · структура произносимой речи; · 10 ошибок ораторов; · основные правила и приемы, способствующие успешному выступлению. В заключительной части я проведу итог ... значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как ...

Обычно речи прокурора и адвоката носят состязательный характер и отличаются так называемым “ судебным острословием”, хотя при этом они не должны быть лишены определенного такта и корректности, в них не допустимы не только издевательский тон, но даже нотки юмора или иронии.

Судебная речь — это прежде всего устное выступление. Она может функционировать только в форме живой разговорной речи. Во время судебного следствия судебный оратор вносит в предварительную схему речи все поправки и дополнения, вытекающие из данных, полученных и проверенных в судебном процессе. Завершающая работа по подготовке выступления обычно происходит после судебного следствия.

Адвокат в своей речи должен учесть и опровергнуть позицию прокурора и аргументы, приводимые им, поэтому последние дополнения и поправки в схему защитительной речи вносятся в процессе обвинительной речи. В судебной практике наблюдается, что текст речи судебными ораторами, как правило, не пишется полностью.

Однако даже в тех случаях, когда прокурор и адвокат имеют возможность тщательно подготовить речь, и обвинительная, и защитительная речи не могут быть репродукцией письменного текста. Выполнить воспитательную функцию в судебном процессе и оказать должное влияние на присяжных заседателей может только речь, творчески формируемая в процессе ее произнесения, когда речь кажется слушателям импровизированной. “ Судебная речь— пишет М.Л.Шифман, — только тогда произведет должное впечатление, когда она произносится устно, когда слушатели не видят всей, так сказать, черновой, предварительной работы, проделанной оратором”. Поэтому следует говорить о культуре устной судебной речи, так как на суде каждое слово оказывает большое психологическое воздействие, например: наказание — это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. И поэтому недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также серая, казенная речь прокурора или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции.

Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует представителя органов правосудия. Если же ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант и воспитатель граждан, оказывается проводником бескультурья. Таким образом, культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная необходимость. Грамотный оратор не скажет: “ Читая дело / у меня / в общем — то / никаких сомнений / не вызвало о том / что в действиях Сазонова / будем говорить/ есть состав преступления //”. Вспоминаются в этой связи слова Н.А.Некрасова: “… нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу “ нет слов выразить” и т.п. О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф.Кони : “Пусть не мысль ваша ищет слова … пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении”. Юрист должен владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством для того, чтобы ясно, точно, стилистически правильно, убедительно выражать мысль. Это одно из решающих условий повышения эффективности прений.

11 стр., 5491 слов

Современные методы и приемы активизации учебного процесса

... Определить современные методы и приемы активизации учебного процесса. Объект исследования - учебный процесс. Предмет исследования - процесс активизации учебного процесса, методы и приемы. Общее понятие об ... является изучение методов и приемов активизации учебного процесса. Задачи: Изучить имеющуюся литературу по вопросам активизации образовательного процесса; Дать определение понятию активного ...

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.

К основным навыкам оратора относятся следующие:

-навык отбора литературы

-навык изучения отобранной литературы

-навык составления плана

-навык написания текста речи

-навык самообладания перед аудиторией

-навык ориентации во времени

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

-самостоятельно подготовить выступление

-доходчиво и убедительно излагать материал

-отвечать на вопросы слушателей

-устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией

-применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

2. Основы логической речи оратора

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказательна, ему необходимо знать и систематически опираться на основные логические законы.

Закон достаточного основания. Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться правила: практика — наиважнейший критерий истины!

Закон тождества. Суть — закона тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий. Например, ведутся обсуждение использования понятия «творческая личность». При этом в дискуссию всякий раз привносятся разные содержательные характеристики творческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуиции, другой — на креативном мышлении, третий — на творческих способностях и т.д. Ясно, что в процессе дискуссии при использовании понятия «творческая личность» следует оговорить, какое смысловое содержание привносится в данном случае. После этого необходимо, чтобы объем содержания понятия «творческая личность» не менялся.

10 стр., 4553 слов

Публичные выступления

... большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на ... категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме ... успешного публичного выступления Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной ...

Закон исключения третьего. Этот закон формулируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого закона будет понятна, если скачать, что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными утверждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суждения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важно, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явление системно и всесторонне. Например, в публичной речи оратор использовал результаты последнего социологического опроса общественного мнения о популярности экономической политики правительства и использовал только часть полученных данных, которые характеризуют мнение интеллигенции. Ясно, что это будет не полный и тем более не убедительный подход к анализу общественного мнения населения об экономической политике правительства.

Перечень приемов стимулирования внимания и интереса

1.Показ жизненно практической значимости информации.

2. Анализ истории вопроса (краткий исторический экскурс).

3. Создание проблемной ситуации.

4. Прием отстранения.

5. Прием сравнения, сопоставления.

6. Неожиданные риторические вопросы.

7. Использование «закона края».

Прием психологической паузы. Для опытного, знающего себе цену оратора характерно, что он, будучи представлен аудитории, не спешит начать свою речь. Окинув спокойным, уверенным взглядом аудиторию, он выдерживает небольшую паузу в 5-7 секунд и только после этого начинает свою речь. Эта начальная пауза имеет большое психологическое значение для стимулирования внимания аудитории к лектору, к тому, что он скажет.

Прием создания проблемной ситуации. Этот прием вызывает, с одной стороны, интерес, а с другой — создает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация ставит перед слушателями вопросы: а как? А почему? И тем самым стимулирует познавательный интерес.

Прием импровизации. Автор из своего личного опыта может констатировать, что если речь тщательнейшим образом подготовлена, выверена и читается по строго намеченному плану, то она может быть хорошей, но не столь удачной, если в процессе лекции не было импровизации, отступления от заранее намеченного плана. Это можно объяснить тем, что импровизация чаще всего связана с озарением, с появлением новых оригинальных идей и мыслей в процессе публичного выступления. И оратор вместе со слушателями рассуждает и размышляет, почему речь становится эмоциональней, мысли более оригинальными, а ораторская речь более убедительной и интересной.

Для привлечения внимания аудитории можно применить Прием отстранения (от слова «странный»).

Суть этого приема заключается в том, что привычное, обыденное подается, рассматривается в неожиданно новом ракурсе, в данном случае юмористическом стиле. Вообще репертуар приемов стимулирования внимания и интереса у талантливого оратора довольно-таки разнообразный.

3 стр., 1339 слов

Сравнительный анализ приемов интерпретации речи в различных психологических ...

... отражающих инфантильные побуждения. Во второй главе работы мы изучили особенности применения приемов интерпретации речи в дазайн-анализе Л. Бинсвангера. Дазайн – анализ – это метод ... беседа. В заключение данной работы следует отметить, что все многообразие психотерапевтических приемов интерпретации речи, несомненно, в общем обогащает теоретические и практические знания специалиста, однако, ...

Прием перехода от монолога к диалогу позволяет оратору приобщить к процессу обсуждения проблемы отдельных слушателей, а тем самым и активизировать их интерес и внимание.

Прием использования юмора. Чувство юмора, здоровый, дружный смех слушателей в процессе публичного выступления оратора — что может быть более надежным и верным показателем того, что вас слушают и хорошо воспринимают, что вы полностью овладели аудиторией. Чувство юмора оратора позволяет быстро установить контакт с аудиторией, стимулировать внимание слушателей. Вместе с тем анекдот, шутка, ирония — оружие весьма тонкое. «Веселый куплет, — писал А. Франс, — может опрокинуть трон и низвергнуть богов»P4P.

Новизна информации. Чтобы оратор был интересен для своих слушателей, он должен быть в 2—3 раза более информирован по обсуждаемой проблеме, нежели его слушатели. Тогда он может почти постоянно удерживать внимание аудитории, используя новые факты, положения, делая неожиданные для них новые выводы.

Прием краткого отступления от темы. Этот прием используется для того, чтобы переключить внимание слушателей и затем вернуть их к обсуждаемому вопросу, но уже как бы на новом, более высоком уровне интереса и внимания.

Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений. Обычно используя этот прием, оратор начинает так: «Представим себе…», «А что, если предположить…», «Давайте вместе подумаем, что произойдет, если…»

Здесь уместно будет привести несколько строк из стихотворения Леонида Мартынова:

О, если бы писали мы

О том, что подлинно известно,

Подумайте, о юные умы,

Как было бы читать неинтересно!

Не думал бы Колумб, что Индии достиг,

И Данте не изобрел бы ада,

И множества других докладов, песен, книг.

Была бы недоступна нам услада.

Прием композиционного построения выступления с опорой на «закон края». Психологи установили, что лучше всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными.

3. Культура речи оратора

Успех публичного выступления оратора в немалой степени зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие — вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей. Кратко охарактеризуем их.

Штампы в речи — это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но значительно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа «развернули работу широким фронтом», «новая методика взята на вооружение», «мероприятием было охвачено», «на данном этапе», «заострить вопрос». Л. Н. Толстой говорят, что язык готовых выражений, штампов тем плох, что в нем упрощено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозгаP6P.

Канцеляризмы — речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности. К ним могут быть отнесены выражения типа «в отчетный период», «зафиксировать число опоздавших», «по линии удовлетворения социальных потребностей населения», «налаживать работу». Встречаются и малозначимые слова-спутники и близкие им безличные обороты. Например: «думается что», «неуклонный рост», «оказать горячую поддержку».

И уж мало чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы — нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: «заткнуть глотку», «дать в лапу» (дать взятку), «заткнись» (замолчи), «рожа» (лицо) и др.

Жаргоны — например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира: «кореш» (друг), «завязать» (решительно покончить), «засыпать» (провалить) дело, «пристегнуть» (прибавить).

Многословие и демагогия — это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, что отступление от предмета речи, замена точных и ясных формулировок общими фразами и малозначащими выражениями.

Слова-паразиты — это слова и фразы, не несущие никакой информации, но часто и неуместно используемые говорящим. Типичная «болезнь» многих ораторов — злоупотребление словами-паразитами: «так сказать», «это самое», «ну», «вот», «это», «в этом деле», «в области», «в этом направлении» и др.

Среди типичных ошибок ораторской речи наиболее распространенной является несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударений в отдельных словах.

Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией. К примерам вычурности и манерности говора можно отнести неверное произношение следующих слов: «тема», «отель», «синтетика», «компьютер», «эстетика» и т.п. Говорящему представляется, что он говорит правильно. Однако то, что он говорит, а главное, как он произносит отдельные слова, формирует у слушателей убеждение в весьма низкой речевой культуре оратора.

Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные приемы — это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства. Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора оттого, чего в процессе публичного выступления необходимо избегать:

а)избыток иностранных слов;

б)устарелых выражений; в)напыщенных слов и выражений.

4. Стилистические приемы ораторской речи

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые помогут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Например: «Товарищи, ситуация в стране резко изленилась, она полна противоречий, чревата нарастанием кризиса и социального взрыва!»

Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. Например: «Из развитого социализма страна на наших глазах переходит на начальную стадию капитализма…»

Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям,

которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Например: «Иногда я размышляю и сравниваю российского купца и современного российского предпринимателя. И для меня эталоном порядочности и обязательности является российский купец, у которого купеческое слово всегда завершалось обязательство — выполнением».

Специфика устной публичной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариативно подходить к изменению интонации.

5. Лексические приемы ораторской речи

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы—это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Так, например, известная ткачиха В. П. Гаганова, характеризуя лженоваторов, использовала такое образное сравнение: «Бывает, что новатора «делают», создают ему особые условия, шум поднимают. А он, знаете, как минерал, выращенный в колбе, не может сравниться с истинным самоцветом ни блеском, ни игрой красок».

Метафора — это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например:

«Локомотив истории остановить невозможно…» Или: «Нас хотят столкнуть в болото демагогии…»

Эпитет представляет собой образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Наиболее типичным примером, приводимым в учебных пособиях по ораторскому мастерству, является следующий: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!» Однако третий строитель ответил: «Строю храм». Как важно, чтобы каждый человек строил свой храм!»

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлении. Наиболее известной гиперболой являются слова Н. В. Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

  1. Этика публичного выступления

Еще в «Риторике» Аристотеля было обращено внимание на то, что успех публичного выступления во многом зависит от характера этической аргументации оратора.

Этическая позиция оратора по той или иной проблеме небезразлична для слушателя. Более того, она достаточно хорошо просматривается по типу аргументации, которая характеризует: 1) здравомыслие оратора, 2) его доброжелательность, 3) порядочность оратора.

Предлагаем читателю несколько правил-советов.

1.  Чтобы в процессе публичного выступления продемонстрировать свое здравомыслие, необходимо:

а) аргументировано показать, что вы обладаете специальной подготовкой и хорошо осведомлены по обсуждаемой проблеме;

б) показать компетентность и эрудицию в спорных вопросах;

в)   учитывать реакцию слушателей на вашу осведомленность по обсуждаемой проблеме.

2.  Чтобы состоялись доброжелательные взаимоотношения с аудиторией, необходимо:

а) показать, что желание блага для слушателей — ваша главная цель;

б)  постоянно контролировать себя, обращать внимание на то, насколько стиль вашего выступления доброжелателен;

в)  постоянно учитывать реакцию аудитории на вашу доброжелательность, чтобы не скатиться до заискивания перед слушателями.

3. Чтобы сформировался о вас образ порядочного человека, необходимо:

а)  продемонстрировать своим поведением, стилем общения, что делать благо для другого человека, для вашего партнера — ваша главная миссия;

б) там, где это уместно, использовать тон доверительного общения:

в)  постоянно следить и учитывать реакцию аудитории на ваше поведение как порядочного человека.

Проблема речевого этикета в процессе публичного выступления — это и проблема выбора тональности общения, выбора способов, приемов установления доброжелательного, интеллигентного обращения к слушателям. В зависимости от этапа выступления и особенностей складывающегося взаимопонимания выбираются способы обращения, это может быть: приветствие; благодарность за предоставленную возможность выступить; извинение в чем-либо; поздравления; просьба; предложение; совет; комплимент; одобрение; пожелание; прощание и др.

В процессе публичного выступления нет мелочей. Каждая мысль, каждый жест, каждое слово формируют тональность общения оратора и его слушателей. Как заметил Р. Гамзатов, нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь. либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма.

Этика публичного выступления, как и этика любого делового общения, требует, чтобы к слову относились как к средству живой и образной речи. Здесь уместно будет привести размышления К.Паустовского «О живом и мертвом слове»:

«Появилось у нас довольно много людей, владеющих двумя языками— языком ведомственным и языком живым. Они применяют тот или иной язык смотря по надобности. Шаблонный и неуклюжий язык протоколов и отчетов считается у людей как бы эталоном современности — языком, единственно годным для служебной и общественной жизни. Живая и образная речь отодвигается на второе место — в область семьи, личных привязанностей и увлечений.

Оратору следует всегда помнить, что этика слова характеризует этические нормы и идеалы самой личности оратора. Для слушателя этически значима личность оратора, и прежде всего его нравственность, гуманизм, интеллигентность, общекультурная подготовка.

Одной из важнейших характеристик этики оратора является его тактичность, способность уважать профессиональные, национальные, возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость — важнейшие качества этики оратора. И наоборот: настороженная подозрительность, агрессивность, самоуверенность, безапелляционность, фамильярность создают негативное отношение к оратору и в целом к его выступлению.

Этика публичного выступления требует от оратора, чтобы он учитывал профессиональную этику, особенность профессиональной, научной, общекультурной подготовки слушателей, той аудитории, на которую он рассчитывает.

Этика публичного выступления в молодежной аудитории требует, чтобы оратор чаще высказывал свою точку зрения на спорные и сложные вопросы, не уходил от ответа на острые, дискуссионные вопросы.

Говоря об этике оратора, нельзя не отметить, что в процессе публичного выступления следует отличать прямоту и даже резкость суждений от грубости и фамильярности, которая чаще всего проистекает из общей низкой культуры оратора. Поэтому, развивая и совершенствуя ораторское мастерство, всякий раз следует помнить о том, что не все достигается техникой и даже искусством публичного выступления, многое привносится за счет духовной культуры и творческого потенциала личности оратора.

Итак, этика публичного выступления оратора прежде всего характеризует его нравственный потенциал, его личностные и профессиональные качества.

Для прокурора и адвоката первейшая обязанность во всех ситуациях и делах быть справедливым и объективным, стремиться к поиску и утверждению истины во что бы то ни стало.

24