Практикум по детской нейропсихологии

Практикум по детской нейропсихологии

На основании большого клинического материала были сформулированы обобщенные представления о том какие функции исполняют различные зоны мозга у взрослого и ребенка. Этот материал в основном базируется на последствиях различных черепно-мозговых травм, сосудистых катастроф, опухолевых процессов и тд. Результатом таких поражений становятся весьма разнообразные симптомы, которые объединяются в закономерные группы — синдромы. Был выделен комплекс таких синдромов —

1. Синдром поражения затылочных отделов мозга. Данные участки коры обеспечивают процессы зрительной перцепции, при чем зрительный гнозис связан не только собственно затылочной корой но и с прилегающими к ней участками височных и теменных отделов мозга. Повреждение полей расположенных в этой зоне сопровождается различными дефектами предметного отражения внешней среды (предметная зрительная агнозия, лицевая агнозия, цветовая, симультанная и пространственная).

При пространственной агнозии, особенно при поражениях правого полушария ГМ, возникает один феномен, стоящий особняком — игнорирование левой половины зрительного поля, при том что само зрение продолжает оставаться сохранным.

2. Синдром поражения теменных участков мозга. В анатомической структуре этой зоны выделяют три частных участка: Верхняя и нижняя теменные области граничат с задней центральной извилиной, которая является корковым центром кожно-кинестетического анализатора. в Нижне-теменной зоне представлена рецепция получаемая от лица, артикуляторного аппарата и в какой то мере от кистей рук. А задние теменные зоны, находящиеся в месте стыка теменной, затылочной и височной коры, где расположены третичные ассоциативные поля интегрирующие информацию со всех анализаторных систем и в которых происходит переход и где происходит переход к понятийным процессам. А в верхнетеменной части мозга складывается так называемая “схема тела” — представление о себе “соматическом”, которая у ребенка созревает примерно к 5 годам.Поэтому

при поражении теменных зон обычно выделяют несколько специфических синдромов: а) Синдром нарушения соматосенсорных синтезов. В его результате утрачивается способность идентифицировать части собственного тела в пространстве с закрытыми глазами (аутотопоагнозия), но если в переднетеменных участках мозга очаг поражения смещается с конвекситальных(выпуклых) участков на латеральные (боковые), то в этих случаях развиваются предметная и текстурная тактильные агнозии; б) Синдром нарушения пространственных синтезов. В клинической литературе он больше известен как “Синдром ТПО”, в его результате больной перестает ориентироваться во внешней среде, его движения перестают быть пространственно-организованными, появляется пространственная апраксия с ее разновидностью — апраксией конструктивной, а также аграфия, акалькулия и пальцевая агнозия. На более высоком уровне возникают семантическая афазия и амнестические расстройства речи. Могут разрушаться и логические операции;

18 стр., 8510 слов

Зрительные агнозии нейропсихологический анализ

... описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и ... агнозия 20. 3.3 Оптико-пространственная агнозия 23. 3.4 Буквенная агнозия 25. 3.5 Лицевая агнозия 26. 3.6 Цветовая агнозия 26. 3.7 Симультанная агнозия ... Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастные ...

3) Синдром поражения височных отделов мозга. Эта зона несет ответственность за работу слухового анализатора, но она также включает и так называемые “внеядерные” зоны, связанные с другими формами психического отражения, а так же и с работой памяти. Медиальная часть височных долей является составным компонентом Лимбической системы, т.е. эта зона коры принимает участие в регуляции сферы потребностей (через Эмоции).

При поражении разных участков височной коры, будет возникать разная симптоматика. Если очаги расположены на латеральной поверхности виска левого полушария, то так или иначе будет расстраиваться фонематический слух, т.е. на этой почве будет появляться акустико-гностическая афазия (больной перестает понимать родную устную речь) а если повреждаются внеядерные зоны, то сопровождаются амнестическими афазиями. Если аналогичные очаги расположены не в левом а в правом полушарии, то вероятнее всего будет развивать синдром в структуре которого ведущую роль начинают играть потери способности идентифицировать в речи ее Эмоциональные и интонационные компоненты. Параллельно с этим появится так называемая “слуховая агнозия” (больной перестает понимать смысл и значение самых простых предметных звуков), будет развиваться амузия (неспособность узнавать и воспроизводить ранее знакомые мелодии) и при поражениях с лева и с права — будет нарушаться чувство ритма;

4) Синдром поражения медиальных отделов височной коры. Известно что эта зона мозга принимает участие в организации активности психической деятельности, но при поражениях этой зоны могут появляться и расстройства более высокого уровня организации психики, а именно Сознания. Из за этого у больного утрачиваются связи с прошлым и будущим, т.е. человек перестает ориентироваться как во времени так в ситуации так и в себе. Довольно типичными в рамках медильного височного синдрома, являются случаи депрессии или Экзальтации, которые протекают по пароксизмальному принципу. У таких больных появляется тоска, тревога, страхи, которые сопровождаются ярковыраженными вегетативными реакциями. Могут возникать и более глубокие нарушения сознания по типу кратковременного его выключения, либо более сложные феномены как например — Де жа Вю, Жемя Вю, которые могут расцениваться не только как расстройство памяти но и расстройства сознания. Довольно заметными при поражении медиальной височной коры, являются и потери памяти, симптомы такого рода развиваются в соответсвии с т.н. Корсаковским синдромом (антероградной и ретроградной амнезий) — память на далекое прошлое может не затрагиваться.

5) Синдром поражения базальных отделов височной доли. Если затрагивается левое полушарие, то развиваются расстройства слухо-речевой памяти. Особенно сильно она повреждается в ситуации интерференции (стирание при наложении).

6 стр., 2698 слов

Гидроцефалия — синдром органического поражения мозга

... В данной работе описывается один из синдромов органического поражения мозга - гидроцефалия. 1. Понятие гидроцефалии Гидроцефалия или водянка головного мозга - это патологическое состояние, при котором ... методы оперативного вмешательства. Противопоказано оперативное лечение в далеко зашедших стадиях поражения мозга с развитием резко выраженной атрофии мозговой ткани, при необратимых изменениях ...

6) Синдромы поражения лобных долей мозга. Лобная кора тоже делится на несколько по-разному функционирующих участков. а) Синдром поражения заднелобных отделов мозга. Эти участки обеспечивают плавность и естественность перехода от одного фрагмента движения к другому. Анатомически считается, что эти участки коры являются составной частью т.н. Экстрапирамидной системы. Поэтому заднелобные отделы и теснейшие связи со многими базальными ядрами. При поражении этой зоны будет появляться кинетическая апраксия (нарушение динамического праксиса) — такой больной становится инертным и начинает застревать на каких то отдельных движениях — появляются персеверации, больной жалуется что ему трудно приступить к очередному движению. Все эти феномены начинают распространяться не только на моторику, но и на психические процессы. При смещении очага в нижние участки задней лобной коры будет появляться аналогичное по механизму расстройство — эфферентная моторная афазия.

7) Синдром поражения префронтальных отделов мозга. Эти участки коры очень поздно формируются в онтогенезе. К числу их задач относят поддержание рабочего состояния коры и интеграцию всей психической моторной деятельности в единый и регулируемый комплекс. Основным организатором такой регуляции является Цель ради которой и осуществляеися активность. Синдром поражения этой коры в качестве ключевого имеет общую инертность психической деятельности, которая выражается регуляторной апраксией и динамической афазией. Но при этом многие виды непроизвольных форм активности продолжают оставаться сохранными. Например это выражается в растармаживании ориентировочного эффекта, но в подавлении способности произвольно обращать внимание на что либо.

8) Синдром поражения межполушарного взаимодействия. Возможные варианты симптомов внутри этого синдрома многообразны. Это может выражаться у ребенка несформированностью реципрокных координаций рук, наличие признаков зеркальности, что в частности будет выражаться в неправильном написании букв или в попытках прочитать слово с права на лево. Могут возникать и признаки ухудшения звуковой дифференциации, их из-за чего ухудшается и понимание речи. Такие дети могут игнорировать левую половину пространства, так же будут выявляться т.н. «Краевые эффекты» в работе памяти. На личностном и поведенческом уровне такие дети могут создавать впечатление, что они решают проблемные ситуации двумя независимыми друг от друга стратегиями, т.е. у них присутствуют два стиля мышления. Но наиболее заметными являются задержки в развитии доминатности руки, глаза и уха, что обычно формируется к 6 годам а у этих детей лишь к 9-10 годам.

9) Синдром функциональной несформированности подкорковых образований мозга. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью и тенденцией к ригидности психических процессов. Так же возможно и неадекватность поведенческих реакций на происходящее, сензетивность и капризность. Эти дети так же не могут овладеть операциями требующими тонкой моторики и двигательной дифференциации. У них как правило имеется обилие синкинезий, мышечных дистоний, вычурных поз и т.н. «ригидных телесных установок». 

4 стр., 1695 слов

Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном ...

... головного мозга; · контузии - ушибы головного мозга и травмы взрывной волной. Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, формируются поэтапно, характеризуются полиморфизмом психических синдромов и, ... височной и теменной долей, так и посттравматического отека головного мозга. Мнестические расстройства острого период. В остром периоде черепно-мозговых травм ...

Наблюдается быстрая смена малоподвижности и гиперактивности, часто встречается энурез, сопровождающийся до 12 лет, присутствуют расстройства аппетита и порядка сна. Речь таких детей дизартрична, а иногда и с элементами заикания. Исполнительная сторона графической функции, письма весьма затруднена а их почерк может описываться бытовой формулой «как курица лапой»

10) Синдром несформированности стволовых отделов мозга (дизгенетический синдром).

Для этих детей характерны лицевые ассиметрии, выраженные ассиметрии глазных щелей, неправильный рост зубов и различного рода дистонии. Наиболее характерными и постоянными для таких детей являются глазодвигательные дисфункции как например — неравномерное парное движение глаз или отсутсвие конвергентности. Имеют место постоянные девиации языка (болтается), а в других случаях и расстройства межполушарного взаимодействия. Именно эти дети демонстрируют наиболее грубые и не коррегируемые феномены поведения и почти не овладевают чтением, письмом и счетом. С учетом раннего возникновения подобных феноменов они не могут не накладывать отпечаток ни на процесс обучения ни на социальную адаптацию.

ДЕТСКИЕ РАССТРОЙСТВА.

Минимальные мозговые дисфункции.

Этот термин часто используется в клинической психологии при интерпретации причин отклонения в психическом развитии при отсутствии видимых органических предпосылок. В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, что в итоге проявляется незрелостью отдельных высших психических функций, которые вообще не могут быть локализованы в каких то изолированных клеточных группах. Впервые описание похожее на ММД появились в 30-40х годах 20 века, но позднее терминология связанная с описываемыми нарушениями претерпела некоторые изменения. Сам термин ММД был официально рекомендован к применению с 1962 года. Позднее выяснилось, что расстройства подпадающие под эти описания весьма разнообразны и каждое из них может расцениваться как самостоятельная форма патологии. В соответсвии с МКБ-10 симптомы описываемые под рубрикой ММД могут быть отнесены к нескольким диагностическим разделам 10-й МКБ. Считается что помимо собственно биологического фактора т.е. наличие повреждения мозговых структур существенную роль может играть и фактор социальный как например пребывание ребенка в крайне неблагоприятной семейной ситуации. Чаще всего признаки ММД начинают проявляться в т.н. критические периоды а особенно при переходе к учебной деятельности. Можно выделить два варианта последствий ММД для психического развития детей. В первом случае имеются хорошо выраженные компенсаторные перестройки, которые носят успешный характер и которые нивелируют (сглаживают) неблагополучное психическое развитие. Возникающие при этом отклонения могут не достигать патологических форм, а ведущую роль в снижении негативных последствий начинают играть средовые факторы. Если компенсаторные перестройки неудачны, то начинают наслаиваться вторичные изменения которые могут идти по линии ЗПР или даже УО. Чаще всего ММД внешне выражаются либо в появлении СДВГ, либо в расстройствах школьных навыков — письма, чтения и счета.

5 стр., 2480 слов

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и ...

... (при артикуляторно-акустической дисграфии). И, наконец, замены букв при письме могут происходить из-за нарушения мнестических процессов, ... осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль приобретает слуховая афферентация. При недоразвитии ... умственных действий особенно важно в работе с детьми, отстающими в развитии, вследствие недоразвития у них ...

Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.

К их числу относят расстройства письма чтения и счета которые имеют очень сложную мозговую организацию и которые в силу этоого обстоятельства могут возникать при функциональном недоразвитии или повреждении очень многих участков мозга. Довольно часто расстройства такого рода рассматриваются как производные либо от дефицитарности гностических функций либо как производные от расстройств речи. В соответствии с МКБ-10 подобные расстройства квалифицируются как специфические расстройства развития учебных навыков.

1) Аграфия (Дисграфия) — это нарушение способности правильно по форме и смыслу писать. Дисграфия) — это отсутствие формирования соответствующей функции. Письмо это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать и хранить речевую информацию. Письмо считается одной из наиболее поздно созревающих психических функций которая надстраивается над ранее созревшими тоже высшими психическими функциями и структурно надстраивается над теми системами мозга, которые ответственны за речь. Предшественником письма является рисование, которое постепенно преобразовывается в рисование символов, позднее знаков, а на современном уровне развития в большинстве национальных групп письмо носит алфабетический характер, при котором как правило одному графическому знаку соответствует один звук. В структуре письма существуют два основных слоя: Технический — связан с самим изображением буквы и с ее связью образа буквы с той фонемой или тем звуком которые она отображает. Этот этап формирования письма у ребенка требует от него заметных усилий и высокого уровня концентрации внимания. Позднее этот навык автоматизируется, перестает быть осознаваемым и отступает на второй план а первую роль в пиьсе начинает играть его смысловая нагрузка.

в Оптимальном случае графические навыки в общем виде должны быть сформированы к моменту поступления в школу. Замечено что если у взрослого расстройство навыков письма возникает как правило из за дефекта какого то одного психического процесса то у ребенка оказываются вовлеченными не только элементарные психические функции но даже и все поведение. Например у ребенка с Дисграфией часто обнаруживается и несформированность и личности в целом. НЕйропсихологический анализ показывает что егоп олноценное исполнение возможно лишь при совместной работе целого ряда мозговых зон левого полушария: 1. Затылочная кора — в ней формируется и актуализируется оптический образ буквы (по существу речь идет о вспоминании того как изображается буква; 2. Теменно-затылочные участки мозга, в которых производятся ориентация элементов букв и строки в пространстве, а так же перекодирование акустических сигналов в графические; 3. Височная зона — в которой протекают процессы звукоразличения то есть производится звуковой анализ услышанного и здесь же хранится слуховая информация в памяти; 4. Нижнетеменные участки мозга в которых производится дифференциация звуков на основе кинестетической информации; 5) нижнелобная зона мозга связанная с моторным обеспечением и кинетическим программированием графических движений; 6) Конвекситальная лобная кора — обеспечивает планирование , реализацию и контроль акта письма; 7) Лимбико-ретикулярные структуры — поддерживают общий активный тонус коры необходимый для выполнения любого вида психической деятельности. 

27 стр., 13040 слов

Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств ...

... графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажения элементов букв, их неправильное ... виде дипломной работы. Гипотеза исследования – дисграфические расстройства у детей с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны с особенностями ... Проблемой изучения особенностей нарушения письменной речи у разных категорий аномальных детей занимались и занимаются такие ...

Большинство дисграфий у ребенка возникают при поражении тех участков коры которые связанны с исполнением речи вообще, т.е. в подобных случаях дизгрфию можно расценивать как симптом в синдроме. Однако можно выделить и несколько самостоятельных форм дизграфий. При недоразвитии или при поражениях височно-затылочной области на границе с теменной областью. Такой ребенок будет перепутывать порядок букв в словах, будет пропускать буквы знаки препинания, либо вообще будет заменять их на неадекватные (параграфия).

При правильном выделении звуков из речи, ребенок обозначает эти звуки несоответствующими буквами. Поэтому данную форму дизграфии можно охарактеризовать как оптико-мнестические нарушения письма. В подобных случаях также говорят об отчуждении графического образа буквы от ее фонематического значения. Ребенок не может перекодировать фонему в графему. Особо много ошибок возникает при самостоятельном письме и при письме под диктовку, а списывание остается более сохранным