Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика»
-
Предмет психологической диагностики. Диагностические цели и задачи (семинар 2 часа)
Вопросы для подготовки конспектов:
- Что изучает психологическая диагностика?
- Как она связана с другими областями психологии и практикой?
- Каковы основные области практического использования психодиагностики?
- С какими целями психодиагностика используется в школе?
- Перечислите основные шаги психодиагноста, получившего практический запрос.
Темы рефератов и сообщений:
- Реферативный обзор по книге А. Анастази «Психологическое тестирование».
- Реферативный обзор по книге ….
Практическое занятие № 2
-
История психодиагностики как науки. Профессионально-этические нормы в психодиагностике. (семинар 2 часа)
Вопросы для подготовки конспектов:
- Чем характеризуется клинический период в развитии психодиагностики?
- Каков вклад терапевтической практики в развитие методов психодиагностики?
- В какой период наблюдается физиологизация психологии? С чем это связано?
- Когда возникает экспериментальная психология?
- Каковы этические принципы работы психодиагноста?
- Перечислите требования к методической и научно-исследовательской литературе по психодиагностике.
- Каковы требования к пользователям психодиагностических методик: педагогу-психологу и представителям смежных профессий (педагог, социальный работник, социальный педагог, врач и др.)?
Темы рефератов и сообщений:
- История возникновения тестов.
- История возникновения психодиагностики в России.
Практическое занятие № 3
-
Использование психодиагностики в проектировании образовательных сред и психологическом сопровождении (лпз 4 часа)
Прорабатываемые проблемы:
VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики
... свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Из истории психодиагностики. Предыстория психодиагностики. О психодигностике можно сказать, что это одновременно и очень древняя ... метод тестов. Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ. Из истории применения тестов. Предыстория тестов уходит в ...
- Психологическая служба школы: ее цели и задачи.
- Психолого-педагогическое сопровождение и его характеристики.
- Основные направления деятельности школьного психолога.
- Проектирование образовательной среды учащихся.
- Психокоррекция и ее методы.
- Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).
Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.
Лабораторно-практическое занятие № 4
-
Этапы проведения психодиагностического обследования
Прорабатываемые проблемы:
- Процедура психодиагностического обследования.
- Содержание основных этапов обследования.
- Психологическим диагноз, примеры, уровни.
- Психологический прогноз.
- Основные правила представления информации о результатах обследования.
- Психопрофилактическое изложение результатов обследования.
- Принципы психолого-педагогической диагностики.
Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.
Практическое занятие № 5
-
Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Классификация методик психодиагностики (семинар 2 часа)
Вопросы для подготовки конспектов:
- Перечислите общие методы психологии.
- Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?
- Перечислите виды тестов.
- Обозначьте достоинства и недостатки тестов.
- Каковы требования к психодиагносту, проводящему тестирование?
Темы рефератов и сообщений:
- Проблема тестов в современной психологии и педагогике.
- История создания тестов.
- Этические принципы работы практического психолога.
Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.
Методика занятия фитнесом в оздоровительной тренировке
... и здоровье Оздоровительное направление фитнеса Выносливость Основные направления фитнеса Адаптация к аэробным нагрузкам Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом Заключение Список использованной литературы ... Фитнес является методикой по оздоровлению человеческого организма, изменению массы тела и совершенствованию его форм. Прежде чем приступить к занятиям по фитнесу, ...
Лабораторно-практическое занятие № 6
-
Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Классификация методик психодиагностики
Прорабатываемые проблемы
- Проблема тестов в современной психологии и педагогике.
- Применение тестов личности (тесты-опросники).
- Применение тестов интеллекта.
- Применение тестов достжений.
- Применение проективных тестов.
Практическое занятие № 7
-
Психометрия и ее основные параметры (семинар 2 часа)
Вопросы для подготовки конспектов:
- Перечислите отличия психодиагностических методик от психологических.
- Назовите основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
- Что такое стандартизация методики?
- Каковы правила формирования выборки стандартизации?
- Раскройте содержание и условия вычисления статистической нормы.
- Раскройте понятие «надежность» методики. Каковы основные виды надежности, как они устанавливаются?
- Что такое валидность? Каковы основные виды валидности и способы ее установления?
- Что такое независимый внешний критерий? Назовите основные виды внешних критериев и предъявляемые к ним требования.
Темы рефератов и сообщений:
- Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальное различие (конспектирование статьи Акимовой, М.К., Козловой, В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал, 1986. — № 2)
Лабораторно-практическое занятие № 8
-
Малоформализованные диагностические методики
Вопросы для обсуждения:
- В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
- Что такое оценочные шкалы?
- Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?
- Перечислите правила проведения диагностического интервью.
- Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные особенности каждого из этих методов.
Темы рефератов и сообщений:
- Особенности использования метода беседы в работе с детьми.
- Контент-анализ и документальные источники информации.
Лабораторно-практическое занятие № 9 Формализованные диагностические методики. Метод тестирования в психологии
Вопросы для обсуждения:
Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)
... Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные ... ЧАСТЬ II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Для проективных методик, представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные. ... детализации, аналитичному когнитивному стилю. «Метафорично» – в виде какого-либопредмета, например чайника, животного, растения, литературного ...
- Приведите характеристику тестов.
- Перечислите критерии классификации тестов.
- Сравните опросники и анкеты: в чем их сходство и отличия?
- Что изучают психофизиологические методы психодиагностики? Приведите примеры.
- Каковы возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов?
- Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).
Вопросы к экзамену по дисциплине «психолого-педагогическая диагностика»
- Понятие психодиагностики. Теоретическая (общая) и практическая психодиагностика.
- Предмет, цель, задачи психодиагностики.
- Направления деятельности педагога-психолога психологической службы школы.
- Использование методов психодиагностики в проектировании образовательных сред.
- Основные этапы психодиагностического обследования. Психологический диагноз, его уровни (по Л.С. Выготскому).
Психологический прогноз.
- Этические принципы работы практического психолога.
- Требования, предъявляемые к психодиагносту.
- Требования к пользователям психодиагностических методик.
- Понятия «метод», «методика», «техника». Общие методы психологии.
- Классификации психодиагностических методик. Объективные и субъективные методики.
- Малоформализованные диагностические методики.
- Научное наблюдение как психологический метод. Цели наблюдения.
- Виды наблюдений. Поисковое и исследующее наблюдение. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки. Стандартизированное наблюдение.
- Беседа. Интервью как вид беседы. Диагностическое и клиническое интервью.
- Формализованные методики. Психологическое тестирование. Виды тестов.
- Субъективные тесты. Опросники и их виды.
- Опросники черт.
- Типологические опросники.
- Опросники состояний и опросники свойств.
- Объективные методики: тесты личности, достижений.
- Психофизиологические методики.
- История возникновения метода проекции. Различные подходы к пониманию понятия «проекция». Классификация проективных методик.
- Психометрические требования к построению и проверке методик.
- Стандартизация теста. Критерии стандартизации. Процетиль.
- Социально-психологический норматив.
- Генеральная совокупность и выборка стандартизации. Репрезентативность выборки стандартизации.
- Надежность. Показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности.
- Валидность. Виды валидизации. Релевантность. Виды валидности.
- История возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине – Симона, шкалы Стэнфрд – Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности.
- Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Тесты действия.
- Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки.
- Типологические опросники: Миннесотсткий многофакторный личностный опросник, опросник Х. Шмишека, ПДО А.Е. Личко.
- Личностные опросники мотивации.
- Опросники интересов и личностных ценностей, установок.
- Проективные методики изучения личности.
- Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи, решаемые межличностной диагностикой.
- Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический метод Дж. Морено.
- Опросник описания поведения Томаса.
- Диагностика детско-родительских отношений.
- Бланковые методики диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека, лабильности и силы нервной системы и мыслительно-речевой деятельности.
- Проблемы диагностики психических состояний. Опросники психических состояний.
- Диагностика состояний тревожности.
- Методы исследования когнитивной сферы дошкольников.
- Методики изучения личности дошкольника.
- Методики изучения межличностных отношений дошкольника.
- Исследования психологической готовности к обучению в школе.
- Методы исследования самосознания взрослых людей.
- Изучение психических состояний и свойств взрослых людей.
- Методы изучения личности и межличностных отношений взрослого человека.
- Исследование взаимодействия в коллективе взрослых людей.
- Психодиагностические методики для исследования личностных качеств педагога-психолога.