Практическое занятие 4 2

Практическое занятие 4

СОГЛАСОВАНИЕ РЕЧИ С АДРЕСАТОМ

Цель занятия: научиться создавать речи, рассчитанные на разные аудитории.

Задание 1. Вспомните, какие бывают аудитории по объёму, социальному и возрастному составу, по интересам, интеллекту, целям и т.д.

Определите, какой аудиторией является ваша студенческая группа (соборной или сборищной), какой пафос подойдет для произнесения речи в такой аудитории?

П о д с к а з к а . В основе риторики во все времена лежит триада «этос–логос–пафос». Этосом принято называть те условия, в которых создается речь и которые тесно связаны с соблюдением законов этики (морали), а также уместность речи относительно ситуации общения в целом. Применительно к риторике в общественно-политической сфере этос также

остается в силе, ибо, как известно, в цивилизованном мире нет ничего страшнее «подмоченной» репутации.

Пафос – это источник создания смысла речи по данной теме, это та главная идея, ради которой речь произносится и которая воодушевляет её автора, а следовательно, – и в слушателе (читателе) возбуждает запланированные оратором мысли и чувства. Пафос – обязательная составляющая любой речи, ибо исключительно логическая информация вне эмоционального отношения к ней оратора, как правило, порождает у слушателей впечатление о том, что говорящему предмет речи безразличен (что он говорит не то, что думает и т.д.).

А в результате он не достигает запланированной цели. В то же время интенсивность выражения оценок и эмоций в значительной степени зависит как от предмета речи и ситуации, так и от индивидуальных особенностей оратора и его аудитории. И нет ничего хуже «ложного» пафоса, который подрывает доверие к говорящему и сводит на нет все его усилия.

Задание 2. Выполнить тренинг «КОМПЛИМЕНТ».

Сядьте в круг и внимательно посмотрите на сидящего справа. Найдите в нём достоинства и скажите ему комплименты. Начинает любой из членов группы. Человек, которому сделан комплемент, должен поблагодарить и сказать комплимент следующему студенту, сидящему рядом.

12 стр., 5700 слов

Грамматика речи человека в экстремальной ситуации

... несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение вовремя речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.). ... массовой информации или агитационном выступлении непосредственно перед аудиторией. В узком смысле речевое воздействие отличает ... всех) участника диалога, обусловленная социальными и психологическими ситуациями. Стратегия связана с поисками общего языка и ...

Задание 3. Практикум «ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО».

Напишите любовное письмо девушке или молодому человеку, зная, что он (она):

– визуал;

– аудиал;

– рационалист (дигитал);

– кине́стетик.

Для удобства можно воспользоваться таблицей.

Лексические средства

Визуальные Аудиальные Кинестетические Дигитальные

Просмотреть Прослушать Прочувствовать Осознать

Увидеть Услышать Уловить Понять

наглядно главное суть смысл

Упустить из

Прослушать Прозевать Проигнорировать

виду

Красивый Благозвучный Приятный Хороший

Яркая Громкое Сильная Известный

личность имя натура человек

Рассмотрим Обговорим Прикинем Поразмышляем

Тусклый Заглушённый Вялый Невыдающийся

Смутный Писклявый Отталкивающий Сомнительный

Заострить Быть

Осмотреться Прислушаться

внимание внимательным

Продемонстри-

Показать Рассказать Объяснить

ровать

Красиво Хорошо Гладко

Все правильно

выглядит звучит выходит

Подсказка.

Письмо девушке-визуалу

Солнце моё!

Я уже давно не видел тебя, но твой образ по-прежнему у меня перед глазами. Я вижу, как лучик света играет в твоих чистых каштановых волосах, как блики отражаются в зелёной глубине твоих глаз… Твоя красота затмевает всё вокруг меня. Ты позволила мне взглянуть на мир другими глазами, ты открыла мне новые горизонты… Лишь только я закрываю глаза и начинаю мечтать о тебе, я вижу, как мы идем по сказочно красивому осеннему парку,

глядим друг на друга, на рыжие и золотые листья, летящие вокруг нас, – и перед нами открывается яркая дорога будущей жизни… Я люблю тебя и надеюсь, что мы скоро увидимся…

Письмо мужчине-дигиталу

Давно не решалась тебе написать, однако пришла к выводу, что нужно сделать этот шаг. Мы с тобой взрослые, серьёзные люди и прекрасно осознаем, что вместе нам лучше. Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба понимаем, что наша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отношения просто знакомых людей. В них определённо присутствует что-то большее. Я долго размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения. Кроме того, ребёнку нужен отец, и я не знаю никого более достойного на эту роль, чем ты. К тому же вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых лучших воспоминаний – наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на новогодней распродаже).

2 стр., 653 слов

Задания для зачета по возрастной психологии

... подростковом возрасте часто можно наблюдать агрессивность, они пытаются копировать поведение людей, которые пользуются у них авторитетом. Задание № 171. Для подростков независимость - самоцель. На вопрос: «Что значит ... слепо подчиняются лидеру. Но, вместе с тем, они могут в каких-то случаях жертвовать собой, быть ранимыми и испытывать страх одиночества. Задание № 168. Причина такого поведения ...

С уважением любящая и понимающая тебя Людмила.

Задание 4. Тренинг на умение создавать ЭВФЕМИЗМЫ. Замените слова на эвфемизмы.

П о д с к а з к а . ЭВФЕМИЗМЫ – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, т.е. это синонимы, смягченные по смыслу.

Цель тренинга научиться пользовать «мягкими» словами для избегания конфликтных ситуаций.

Например, вместо «Он умер» лучше сказать «Он ушёл из жизни». Слово «бедный» заменить на «нуждающийся»,

или сказать «он из категории самых незащищенных людей».

Бродяга – человек без определённого места жительства

Вредный – человек с характером

Скупой – бережливый

Маленькая ростом – миниатюрная

Вульгарная кофта – смелый фасон

Хитрый поступок – мудрое решение

Странный – загадочный

Старый – человек преклонного зрелого возраста

Инвалид – человек с ограниченными способностями

Дебил – человек с недоразвитыми умственными способностями

Трусливый – осторожный

Урод – малоприятной наружности

Слабая женщина – хрупкая

Пьяница – увлекающийся алкоголем

Грубый – брутальный

Мот – любящий тратить деньги

Толстый – крупный

Жирная – пышечка, большого размера

Худющая – тонкая, стройная

Гей – человек нетрадиционной ориентации

Низкий – не высокий

Чайник – начинающий водитель

Ты все напутал – не продумал

Он не красивый, мне он не нравиться – это не мой тип мужчины

Нюня – меланхолик

Тупой – человек с неразвитой реакцией, недогадливый

Стерва – женское самолюбие

Нужно – желательно

Страшно – тревожно

Неудача – неполная победа

Провал – затруднительное положение

Провальный – неэффективный

Ненадежный – изменчивый

Выскочка – человек с амбициями

Дешёвая вещь – доступная вещь

Безалаберный – неаккуратный, не достаточно прилежный

Безответственный – рискованный

Домашнее задание

4 стр., 1943 слов

Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...

... шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка ... Неужели эту замечательную картину мы будем делить?"; б) Уверенно сказать: "Не волнуйтесь: после выставки возьмете ножницы и разделите ... богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно ...

Проанализировать письменно игру «КОМПЛЕМЕНТЫ». Какие вы отметите достоинства и недостатки:

1) в словесной форме сказанного вами и другими студентами комплимента;

2) в корректности поведения членов группы;

3) в манере установления контакта;

4) использовались ли в комплиментах эвфемизмы?