Практические занятия 4

ЗАНЯТИЕ № 1

Жития святых как жанр древнерусской литературы Вопросы

  1. Жанр жития. История возникновения жанра. Житийный канон.
  2. Нарушение композиционной схемы жития в «Сказании о Борисе и Глебе».
  3. Сюжет и композиция «Жития преподобного Феодосия Печерского».
  1. Структура «Жития преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым:
  1. родители и детство преподобного Сергия;
  2. обучение его грамоте;
  3. возникновение монастыря;
  4. преодоление трудностей, чудеса;
  5. характер Сергия.
  1. Смысл нравственного подвига Сергия Радонежского и его место в русской истории.
  1. Стиль «плетения словес». Новаторство Епифания Премудрого в «Житии преподобного Сергия Радонежского».

Тексты

  1. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. – М, 1989.
  2. Древнерусская литература (хрестоматия).

    – М., 1997.

Литература

  • Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*.
  • История русской литературы 10 – 17 вв. – М., 1986.
  • Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М. – Л., 1969.

ЗАНЯТИЕ № 2

БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА

Вопросы

  1. Проблемы русской литературы XVII века. Демократизация. Обмирщение.

2. Проблема отцов и детей. Пути спасения человеческой души: «Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне».

3. Новые типы и идеалы. «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве», «Сказание о роскошном житии и веселии».

Тексты

  • Древнерусская литература (хрестоматия).

    – М, 1997.

  • Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978.

Литература

3 стр., 1175 слов

10. «Житие» протопопа Аввакума» как новаторское произведение

... Горе-Злочастии», «Повесть о Шемякином суде» и др. 9. Агиографическая литература. «Житие Сергия Радонежского». 10. «Житие» протопопа Аввакума» как новаторское произведение. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 1. Фольклор ... и его особенности. Значение фольклора. Фольклор и литература. 2. Пословицы и поговорки, ...

  • Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*.
  • Творогов О.В. Литература древней Руси. – М., 1981.
  • Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1996. – Ч. 1.

ЗАНЯТИЕ № 3

РЕФОРМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО И М.В. ЛОМОНОСОВА

Вопросы

1. Тоническое стихосложение: краткая характеристика, особенности. Примеры тонического стихосложения.

2. Силлабическое стихосложение: время появления, краткая характеристика. Примеры.

3. Причины реформирования силлабической системы стихосложения.

4. Основные этапы реформы:

  1. реформа В.К. Тредиаковского. Основной принцип стихосложения, предложенный В.К.Тредиаковским. Ограниченность реформы поэта.
  2. реформа М.В.Ломоносова (1739).

    Основные положения новой системы. Стихотворные размеры, предложенные Ломоносовым.

5. Полемика М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского о рифме.

6. Значение реформы для развития системы русского стихосложения.

7. Современное силлабо-тоническое стихосложение: стихотворные размеры (примеры).

Найти стихотворные размеры с примерами на силлабитонику

Литература

  • Тредиаковский B.K. Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний // Тредиаковский B.К. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1963.
  • Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихо­творства // Ломоносов М.В. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1965.
  • Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова // Возникновение русской науки о литературе. – М.: Наука, 1975.
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. –М., 2000.
  • Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. – М., 1997.

ЗАНЯТИЕ № 4

Русский сентиментализм в творчестве н.М. Карамзина Вопросы

1. Биография Н.М. Карамзина.

2. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него.

3. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе.

4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:

  1. жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
  2. принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина;
  3. психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести;
  4. образ автора, речевой строй повествования;
  5. значение повести в истории русской литературы.

5. «Остров Борнгольм» – предромантическая повесть:

13 стр., 6118 слов

Романтизм XIX века 2

... лучших своих проявлениях он поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, ... надежды на переустройство общественного порядка, то представители консервативных групп в Романтизме идеализировали добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость патриархальной идиллии. ...

  1. особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа;
  2. образ автора в повести.

6. Повести Н.М. Карамзина в истории русской литературы.

Литература

  • Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. – М.; Л., 1964. – Т. 1.*
  • Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5-32.
  • Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111-133.

ЗАНЯТИЕ № 5

Русский романтизм Вопросы

1. Исторические условия возникновения романтизма в России.

2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Социальные и психологические предпосылки формирования романтизма в России. Основные разновидности русского романтизма.

3. Истоки русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского.

4. Характеристика раннего творчества Жуковского:

  1. становление романтического метода и романтического сознания в поэзии Жуковского.
  2. жанр баллады в творчестве Жуковского. «Людмила» – первая баллада Жуковского. Романтизм баллады. Спор вокруг нее.
  3. «Светлана» – романтическая баллада. Отражение взглядов Жуковского.
  4. Проявление особенностей романтизма Жуковского в его балладах.

5. Гражданский романтизм. Особенности художественного метода.

6. Романтизм Рылеева: сюжет, характеры, поэтика. Жанр «дум» в творчестве Рылеева.

7. Романтизм и реализм, их соотношение в литературе первой четверти XIX века.

Литература

  • Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Часть 1.
  • Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974.
  • Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. – М., 1989.
  • Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии. – М., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 6

«Маленькие трагедии» а. С. Пушкина Вопросы

  1. Этапы творческого пути А.С. Пушкина.

  1. Замысел произведений цикла и история создания «Маленьких трагедий».
  1. Жанровые истоки цикла. Варианты названий, предложенных Пушкиным, как отражение новизны жанра.
  2. Проблематика произведений цикла и их художественное единство.
  3. Художественные средства в «Маленьких трагедиях».

 

13 стр., 6335 слов

(«Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»)

... романа «Рудин»// История русской литературы ХIХ в. (вторая половина)/ Под ред. проф. Н.Скатова. – М., 1991. – С. 54-60. 2. Жанровая специфика романов «рудин», «дворянское гнездо», «накануне». До недавнего времени романы Тургенева ... попытка выявления социально-исторического и универсального пластов в романах Тургенева (на примере «Рудина», «Дворянского гнезда», «Накануне») и соотнесения их между ...

Литература

  • Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957.
  • Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С.53-66.
  • Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина – М.: Худож. лит., 1974. – 96 с.
  • Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С.143-150.
  • Федякин С. Драматургия Болдинской осени. – Газета «Литература» – 2009. – № 11.*

ЗАНЯТИЕ № 7

Эволюция образа «маленького человека» в прозе хiх – начала хх веков Вопросы

  1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»):
  1. отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?)
  2. чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий?

2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»):

  1. что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница?
  2. какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»?
  3. какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»?
  4. в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»?
  1. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
  2. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»).
  3. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.

Литература

    • Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
    • Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.
    • Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
    • Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.*
    • Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.

    ЗАНЯТИЕ № 8

    Тип «лишнего человека» в изображении и.С. Тургенева (роман «рудин») Вопросы

    1. Общественно–исторические предпосылки обращения И.С. Тургенева к изображению передовой дворянской интеллигенции 30 – 40-х годов ХІХ века. «Лишние люди» как типическое явление русской жизни эпохи реакции. Проблема их социальной ценности в условиях 50-х годов. Рудин в ряду других представителей «лишних людей» (Онегин, Печорин и др.).
    2. Бытовое окружение в усадьбе Ласунской. Душевная нищета ее обитателей. Интеллектуальное и нравственное превосходство Рудина.
    3. Главное противоречие в характере Рудина. Испытание Рудина любовью как решающая проверка его жизненной несостоятельности. Сцена Авдюхина у пруда и ее идейно-композиционная роль в романе. Суд Натальи Ласунской над Рудиным.
    4. Субъективные и объективные причины краха общественных начинаний Рудина. Драматизм его судьбы. Трагический финал скитальческой жизни Рудина.
    5. Две исповеди Рудина. Нравственный самокритизм Рудина в прощальном письме и в последней беседе с Лежневым.
    6. Лежнев как главный идейный антипод Рудина. Критика им отрицательных черт рудинского характера с позиций либерального помещика-практика. Эволюция лежневского отношения к Рудину.

      

    10 стр., 4934 слов

    Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

    ... новообразования в сознании; – психологические новообразования в личности. Литература Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. ... 1996. – Гл. 8. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ... Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996. Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» ...

    Литература

    • Бялый Г. Первый роман Тургенева. / Тургенев И.С. Рудин: Роман. – М.: Дет. лит., 1990 – 159 с.*
    • Ефимова Е.М. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сб. статей. – М., 1959.
    • Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.
    • Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1961 (гл. 5).
    • Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М., 1968.

    ЗАНЯТИЕ № 9

    РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

    Вопросы

    1. Творческая история романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
    2. Отражение в романе общественной жизни России 70-х годов.
    3. Эпиграф романа, его смысл.
    4. Сущность и причины трагедии Анны Карениной.
    5. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
    6. Поэтика романа.
    7. Жанровое своеобразие романа.

    Литература

    • Храпченко М.Б. Толстой как художник. – М., 1971. – Гл.4 «Анна Каренина».
    • Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1974. – С. 110-195.
    • Бабаев Э. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
    • Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М., 1963.

    ЗАНЯТИЕ № 10

    НРАВСТВЕННО–ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

    РОМАНА М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

    Вопросы

    1. История создания романа.
    2. Своеобразие композиции, ее роль в произведении.
    3. Сочетание конкретно–исторической и гротескно–фантастической образности.
    4. Критическое изображение социальной действительности 20–30–х г.
    5. Фантастическая сюжетная линия.
    6. Образы представителей «царства тьмы», функция нечистой силы.
    7. Проблема творчества и судьбы художника. Образы Мастера и Маргариты.
    8. Утверждение вечных ценностей в романе.
    9. Нравственно–философская сущность библейского сюжета.
    10. Образ Иешуа.
    11. Взаимосвязь исторической и современной частей романа.
    12. Характеристика творческого метода М.Булгакова.

    • Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Сов. писатель, 1983.
    • Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 1991.
    • Соколов Б. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.
    • Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Худ. лит., 1991.
    • Сарнов Б. Каждому – по его вере. О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: МГУ, 1997.

    ЗАНЯТИЕ № 11

    14 стр., 6613 слов

    Готический роман 2

    ... несколько запоминающихся страшных сцен и превосходят даже романы миссис Радклифф в описании больного сознания. [2] Расцвет готического романа Литература ужаса приобретает новые черты в творчестве Мэтью ... Льюиса (1773 - 1818), чей роман «Монах» (1796) стал настолько популярным, что ...

    Нравственно-философский мир романа б. Пастернака «доктор живаго» Вопросы

    1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.

    2. Образ Юрия Живаго.

    1. основные этапы становления личности героя;

    б) как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве.

    3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары.

    4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа (историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).

    5. Художественное совершенство романа.

    1. сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго».
    2. своеобразие жанра и композиции романа;
    3. роль евангельских мотивов и образов в романе;
    4. особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».

    Литература

    Художественный текст: Пастернак Б. «Доктор Живаго».

    • Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мирим – 1988. № 1.
    • Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 1988. № 9.
    • Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». – М., 1996.

    ЗАНЯТИЕ № 12

    Человек и время в повестях ю. Трифонова Вопросы

    1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.

    2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?

    3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. К чему приводит уклонение от выбора?

    4. Авторское отношение к позиции героев.

    5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя.

    12 стр., 5670 слов

    Становление романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова

    ... целью курсовой работы является исследование процесса становления романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова, в частности, в таких произведениях как "Герой нашего времени", "Княгиня Лиговская", "Штосс". Исходя ...

    Литература

    • Художественные тексты: Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь (две повести по выбору)
    • Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. – М., 1979.*
    • Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир. – 1980, № 9.
    • Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. – М., 1984.

    ЗАНЯТИЕ № 13

    Особенности развития поэзии 60–80–х гг. Хх в.

    Е.Евтушенко; «Людей неинтересных в мире нет», «Письмо к Есенину», «Памяти Ахматовой», «Идут белые снеги», «В строке, отливающей сталью…».

    А.Вознесенский: «Гойя», «Хобби света», «Васильки Шагала», «Бобровый плач», «Охота на зайца», «Роща», Ностальгия по настоящему»;

    Б.Окуджава: «Песенка о ночной Москве», «До свидания, мальчики», «По Смоленской дороге», «Прощание с Польшей», «Чудесный вальс»;

    В.Высоцкий: «Я не люблю», «О фатальных датах и цифрах», «Горизонт», «Купола», «Мне судьба – до последней черты, до креста», «Певец у микрофона», «Кони привередливые»;

    Б.Ахмадулина: «Смотрю на женщин, как смотрели встарь», «Прогулка», «Цветений очередность», «Род занятий», «Посвящение Александру Блоку», «Мои товарищи».

    Вопросы

    1. Социальная, философская, нравственная, гуманистическая проблематика поэзии 60–80-х годов 20 в. (общая характеристика).

    2. Отражение духовного мира личности в творчестве одного из поэтов – в форме доклада по следующему плану:

    1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.
    2. Отражение общественных процессов в лирике поэта.
    3. Круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.
    4. Образ лирического героя, его духовный мир.
    5. Искусство слова, ритма, рифмики.

    Литература

    • Зайцев В.А. Современная советская поэзия. – М.: Высш. шк., 1988.
    • Пьяных М.Ф. «Покой нам только снится…». Русская советская поэзия 1965–1985 годов. – Л., 1985.
    • Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко. – М.: Худож. лит., 1987.
    • Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. – М., 1970.
    • Бестужев–Лада И. Открывая Высоцкого. – М.: Моск. рабочий, 1989.
    • Алешка Т. Творчество Б.Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
    • Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. – М, 1975.
    • Чайковский Р. Романтик ли Б. Окуджава // Литературное обозрение. – 1987. – № 6.

    ЗАНЯТИЕ № 14

    Специфика «женской прозы» конца хх века (в форме докладов с самостоятельным поиском дополнительной литературы)

    1. «Женская проза»: основные черты.
    2. Обзор произведений В. Токаревой («Груда голубых камней», «Хэппи энд», «Я есть. Ты есть. Он есть», «Длинный день»).
    3. Обзор произведений Г. Щербаковой («Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Армия любовников», «У ног лежачих женщин», «Косточка авокадо», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь» – по выбору).
    4. Обзор произведений Л. Улицкой («Искренне ваш Шурик», «Медея и её дети», «Сонечка», «Казус Кукоцкого» – по выбору).
    5. Обзор произведений Л. Петрушевской («Новые Робинзоны», «Свой круг», «Мост Ватерлоо», «ЛюбовьНомер Один, или В садах других возможностей», «Время ночь» – по выбору).
    6. Обзор произведений Т. Толстой («Река Оккервиль», «Милая Шура», «Свидание с птицей», «Петерс», «Сомнамбула в тумане» и др.).

    Литература

    • Васильева М. Так сложилось// Дружба народов. – 1998. – № 4.
    • Вейли Р. Мир, где состарились сказки: Социокультурный генезис прозы В. Токаревой// Литературное обозрение. – 1993. – № 1, 2.
    • Лебедушкина О. Книга царств и возможностей// Дружба народов. – 1998. — № 4.
    • Морозова Т. Ускользающее месторождение сюжета// Дружба народов. – 1998. — № 8.
    • Новиков В. Наедине с вечностью// Толстая Т. Любишь – не любишь: Рассказы. – М., 1997.
    • Новикова Л. Тело против пустоты// Знамя. – 1998. – № 9.
    • Савкина И. Женская проза – без кавычек// Литературная учеба. – 1998. — № 3.