Практические задания: 2

Тема: Качество окружающей среды

Лабораторная работа 1: Мониторинг состояния и качества окружающей природной среды

Цели:

  • наблюдение за состоянием биосферы;
  • выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды
  • выявление негативных факторов антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • оценка качества социально-экологической обстановки;
  • оценка качества природной среды;
  • разработка системы экологических средств, способствующих улучшению качества окружающей среды.

Критерии оценки состояния и качества окружающей природной среды:

  • Оптимально благоприятное состояние окружающей среды – 5 баллов;
  • Хорошее состояние, условно благоприятное — 4 балла;
  • Удовлетворительное состояние, умеренно неблагоприятное – 3 балла;
  • Неблагоприятное состояние окружающей среды — 2 балла;
  • Крайне неблагоприятное, неудовлетворительное состояние,

экологически опасная зона для здоровья человека,

жизни животных и растений — 1 балл.

Время проведения мониторинга: 5 семестр, сентябрь-декабрь.

Место проведения: любой микрорайон г. Волгограда или Волгоградского региона

(по месту жительства или производственной деятельности) по выбору студента.

Задание 1. Выбрать место проведения мониторинга, определить территорию и составить карту-схему.

Задание 2.

Провести наблюдение за состоянием биосферы, выявить источники антропогенного загрязнения окружающей среды и негативные факторы антропогенных воздействий на окружающую среду.

Задание 3.

Провести наблюдение, дать оценку социально-экологической обстановке и определить качество природной среды обследуемой территории г. Волгограда (или области) по следующим признакам:

  • Чистота атмосферного воздуха (в зависимости от площади зеленых насаждений, количества транспорта, содержания пыли в воздухе, отложений пыли, песка на тротуарах, поверхности заграждений, на стенах домов, наличие стационарных источников выбросов загрязняющих веществ – котельные, промышленные производства);
  • Наличие и чистота водных ресурсов (в зависимости от цвета воды, наличия посторонних предметов, мусора, по чистоте «береговой линии» – наличие и скопление бытового, строительного или промышленного мусора на берегу, наличие сброса сточных вод, отходов производства, наличие рыбы в местных водоемах);
  • Состояние почвы. Нагрузка на литосферу: твердые бытовые и промышленные отходы, мусор, свалки. Изменение рельефа местности. Эрозия почвы — размыв, оседание, ямы, овражки, овраги. Постоянное скопление воды на отдельных участках почвы — лужи, грязь, «городские болота»;
  • Акустический комфорт, уровень шума – количество различных видов транспорта, наличие строительных работ, промышленных производств;
  • Наличие, число и качество мест рекреации – бульвары, сады, парки, лесопарки, зоны отдыха, места для проведения праздничных гуляний, наличие мест для активного отдыха и занятий спортом;
  • Число и качество рекреационных ресурсов (природные комплексы, наличие минеральных вод, состояние растительного покрова, места гнездования птиц, культурно-исторические памятники, учреждения искусств);
  • Социокультурная среда – учреждения и предприятия социальной и культурной сферы.

Задание 4. Разработать систему экологических средств, способствующих улучшению качества окружающей природной и социокультурной среды обследуемой территории.

9 стр., 4209 слов

Бихевиоральная психотерапия как концепция исследования психологической ...

... поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причиной болезненных состояний. Особое внимание психотерапевта в рамках психотерапии поведения направлено на контроль достигнутых ... здорового образа жизни. Например, ни одно живое существо  ничего не воспринимает в качестве субстанции для питья кроме воды, а среди предложенной пищи натурального приготовления ...

Задание 5. Сделать общие выводы, разработать рекомендации по совершенствованию условий и улучшению качества природной и социальной окружающей среды.

Тема: Качество жизни

Лабораторная работа 2: «Мониторинг социокультурной среды.

Оценка уровня и качества жизни» (на примере семьи)»

Цели:

  • наблюдение за состоянием социальной и социокульной среды;
  • оценка качества социокультурной среды;
  • оценка уровня и качества жизни (на примере семьи);
  • разработка системы экологических и социально-психологических средств, способствующих улучшению качества жизни семьи.

Критерии оценки основных компонентов качества жизни:

  • Оптимально благоприятное состояние, высший уровень – 5 баллов;
  • Хорошее состояние, условно благоприятное, в целом

высокий уровень — 4 балла;

  • Удовлетворительное состояние, умеренно

неблагоприятное состояние, средний уровень – 3 балла;

  • Неблагоприятное состояние, низкий уровень — 2 балла;
  • Крайне неблагоприятное, неудовлетворительное состояние,

уровень и качество жизни, представляющие опасность

для физического и психического здоровья человека — 1 балл.

Уровни и качество жизни:

Мах — высший уровень: 50 баллов.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

... 2008. С. 39-77.     Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека. 1. Антропометрические характеристики. 2. Рабочие движения сенсомоторная регуляция. 3. Психологические ... на производственную среду. 5. Характеристика условий обитаемости человека в системах "человек - техника" 6. Оценка надежности системы «человек-машина».   Литература: Зинченко В.П., Мунипов ...

Высокий уровень: 45 – 49 баллов;

Средний продвинутый уровень: 39 – 44 балла;

Средний начальный уровень: 35 – 38 баллов;

Низкий уровень: 29 – 34 балла;

Уровень и качество жизни, представляющие опасность

для физического и психического здоровья человека: 25 — 28 баллов.

Время проведения мониторинга: 5 семестр, ноябрь-декабрь, 2010 г.

Место проведения: микрорайон г. Волгограда (по месту жительства), семья.

Теоретические основы:

Понятие качества жизни — компоненты по составу:

  1. Качество питания (культура и традиции питания, качество продуктов, их разнообразие, калорийность) — питание;
  2. Комфорт жилища (дом, квартира, мебель, санитарно-гигиенические нормы жилища, санитарно-техническое оборудование, бытовая техника, окружающая социально – природная территория, вспомогательные материально – технические средства) – жилищные условия;
  3. Качество окружающей природной и социокультурной среды – природа, социум, культура;
  4. Качество и модность одежды, обуви, аксессуаров – одежда;
  5. Качество образовательных услуг — образование;
  6. Качество медицинского обслуживания — здравоохранение;
  7. Качество сферы обслуживания — сервис;
  8. Структура рекреации (наличие условий для восстановления здоровья и трудоспособности) – отдых, досуг;
  9. Степень удовлетворения потребностей человека в объективной информации – доступ к различным источникам информации, достоверность — информация;
  10. Уровень стрессовых состояний человека — стресс.

Структура компонентов качества жизни:

Структура компонентов качества жизни – это своеобразная иерархия тех компонентов, которые определяют состав целостной системы, характеризующей качество и уровень жизни человека, его семьи, социума или социальной группы, к которой принадлежит человек, общество и государство в целом. В зависимости от жизненных целей человека, его ценностей, что он определяет наиболее важным для себя в данный момент своей жизни, все перечисленные компоненты качества жизни распределяются по определенным уровням, то есть выстраивается своеобразная «пирамида» жизненных ценностей на конкретный период времени жизни человека или всей семьи.

Практическое задание № 1: проранжировать компоненты качества жизни в зависимости от их значимости для Вас и Вашей семьи в настоящий момент жизни:

Состав компонентов качества жизни:

  • Питание, жилищные условия, природа, социум, культура, одежда,
  • Образование, здравоохранение, сервис, отдых, досуг, информация,
  • Стресс.

Практическое задание № 2: оценить по пятибальной системе качество основных компонентов и определить примерный уровень и качество Вашей жизни (или семьи) в настоящий момент, используя критерии, перечисленные выше.

4 стр., 1531 слов

Выявление профессионально важных качеств специалистов системы человек-техника

... диагностического инструментария. Для эффективной деятельности в системе “человек – техника” важен моторный компонент деятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств. Для оценки этих качеств могут быть использованы следующие методики: “Простая ... ли Вас путешествия? 36. Уйдете ли Вы спокойно с работы, не выполнив задания на день? 37. Вы быстро выполняете полученную работу? 38. Хорошо ли Вы ...

Практическое задание № 3: разработать систему экологических и социально-психологических средств, способствующих улучшению качества жизни семьи.

Результат практической работы по определению уровня и качества жизни:

Самостоятельные выводы –– требуется ли изменение образа жизни, условий жизни. Нужна ли помощь специалистов. Что необходимо предпринять, чтобы сделать свою жизнь счастливой.

Примечание:

Оценка качества и уровня жизни важна не только для результативной работы специалистов, но также и для самого клиента. Ведь известно, что для решения многих социальных проблем необходима целеустремленность и активная деятельность самого человека, который оказался в трудной жизненной ситуации.

Занятие 4. Тема: Охрана окружающей среды: вопросы теории и практики

Лабораторная работа: Лабораторная работа 3.Разработка и апробация социально-воспитательного мероприятия экологического характера

Социально-экологическая ситуация в Волгоградском регионе: анализ и характеристика.

Цель: добиться осознания студентами значения конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятного для человека качества природной и социальной среды обитания.

Задачи:

1.Сформировать представления студентов об уровнях организации природных и социальных систем и физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

2. Научить студентов понимать и определять взаимосвязь качества социальной и природной среды обитания человека с состоянием его здоровья, качеством рабочей силы, продолжительностью активной трудовой и социальной деятельности, продолжительностью жизни.

Время проведения: 5 семестр, сентябрь-декабрь;

Место проведения: библиотека, читальный и научный зал, методические кабинеты 3-18, 2-41, 2-35.

Практические задания:

Задание 1. Осуществить поиск, отбор, анализ информации социально-экологического характера (публикации на экологические темы из газет, журналов, информация видеофильмов, телевизионных и радиопередач, ИНТЕРНЕТ, реклама).

Задание 2. Провести анализ информационных материалов экологического центра «Дронт», центра «Волгоград-Экспресс», Центра изучения региональных проблем, учреждений системы социальной защиты населения Волгограда и области. Выявить факты, свидетельствующие о социальных и экологических проблемах города и области;

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

... и консультирование. - М.: Книголюб. - 2007; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, ... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. ...

Задание 3. Систематизировать собранный информационный материал и подготовить сообщение на тему: «Экологические проблемы и ситуации социальной напряженности в Волгоградском регионе: взаимосвязь и взаимовлияние».

Задание 4. Разработать программу (сценарий) социально воспитательного мероприятия экологического характера.

Занятие 5. Тема: Экологическая культура. Экологические аспекты здоровья

Лабораторно-практическая работа: Формирование экологической культуры детей, подростков и молодежи.

Цель: сформировать умения студентов осуществлять социально-воспитательную деятельность экологического характера с детьми, подростками и молодежью.

Задачи:

  1. Научить студентов разрабатывать систему диагностических методов, способствующих выявлению уровня экологической воспитанности детей и подростков;
  2. Сформировать умения студентов проводить диагностику, анализировать полученные данные и составлять обобщенную психолого-педагогическую характеристику личности ребенка младшего школьного возраста или подростка;
  3. Научить студентов осуществлять целеполагание, разрабатывать систему средств, отбирать содержание, составлять конспекты и сценарии конкретных социально-воспитательных мероприятий, способствующих развитию экологического сознания и формированию привычек гуманного поведения детей, подростков и молодежи.

Время проведения: 5 семестр, сентябрь-октябрь;

Место проведения: разработка и презентация методических материалов осуществляется на лабораторно-практических занятиях; апробация материалов и реализация проекта осуществляется в период социально-педагогической практики в учреждениях образования.

Практические задания:

Задание 1:

  • Разработать систему диагностических методов, выявляющих уровень экологической воспитанности детей или подростков;
  • Провести диагностику, проанализировать данные;
  • Составить психолого-педагогическую характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, подростка или старшеклассника, выделив уровень экологической воспитанности;

Задание 2:

  • Определить основные цели, задачи экологического воспитания и образования детей, подростков или молодежи на основе данных диагностики;
  • Разработать систему социально-воспитательных мероприятий по формированию экологического сознания и поведения детей, подростков или молодежи.

Задание 3:

  • Разработать и апробировать сценарий социально-воспитательного мероприятия экологического характера с детьми, подростками или молодежью в период социально-педагогической практики в учреждениях образования.

Задание 4:

  • Проанализировать результаты социально-воспитательной работы с детьми;
  • Составить отчет о проделанной работе.

Занятие 6,7. Тема: Экологические проблемы социальной работы

Цель: выявить экологические проблемы социальной работы.

Задачи:

20 стр., 9793 слов

Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы

... научно обоснованную концепцию социальной работы с многодетными семьями разработать социальные технологии понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы. Как свидетельствует мировой ... четкого прогнозирования тенденций общественного развития. Прежде всего социально-экономического социально-демографического и социально-психологического. Необходимо учитывать вытекающие из этих ...

  1. Убедить студентов в необходимости учета качества природной и социокультурной окружающей среды при решении задач своей будущей профессиональной деятельности;
  2. Систематизировать знания студентов о взаимосвязи причин социальной напряженности в обществе и негативных экологических факторов.

Лабораторная работа по теме: «Человек в ситуации стихийных природных бедствий – социальная помощь, психологическая реабилитация, педагогическая поддержка».

Время проведения: 5 семестр, сентябрь-декабрь;

Место проведения: лабораторно-практические занятия.

Формы и методы: просмотр видеофильма и разработка системы средств помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий и экологических катастроф.

Задание 1:

  • Проанализировать материалы видеофильма;
  • Разработать систему средств социальной помощи, психологической реабилитации человека, оказавшегося в ситуации стихийных природных бедствий и экологических катастроф;
  • Разработать систему форм и методов социальной работы с использованием природного и социального компонентов окружающей среды с различными половозрастными и социальными группами населения;
  • Разработать сценарий социального мероприятия экологического характера.

Задание 2:

  • Разработать социально-экологический проект: народные ремесла и творческая деятельность с использованием природных материалов.

Задание 3:

  • Разработать проект социальной рекламы экологического характера. Примерные темы: охрана и защита природной окружающей среды, охрана прав ребенка и взрослого человека, социальная защита и психолого-педагогическая поддержка ребенка, подростка, молодежи и взрослых людей группы риска.

Задание 4: (по выбору)

  • прогнозирование, моделирование и проектирование форм, методов, приемов работы с разными половозрастными и социальными подгруппами населения по социальному и экологическому воспитанию;
  • апробация форм, методов и реализация проектов социально-воспитательной работы по формированию экологической культуры детей, подростков и молодежи;
  • реализация социально-педагогических проектов по формированию социокультурной мотивации и экологической культуры молодежи.

Задание 5. Провести анализ результатов своей работы и подготовить отчет.

Задание 6. Принять участие в работе круглого стола, используя материалы выполнения своей практической работы.

Круглый стол на тему: «Экологическая ситуация и социальная напряженность»

Вопросы дискуссии:

  • Значение социальной работы в нейтрализации ситуаций экологических бедствий, катастроф и ликвидации ситуаций социальной напряженности.
  • Роль специалистов по социальной работе в решении проблем благоустройства окружающей природной и социокультурной среды города.