Практическая работа с детьми дошкольного возраста.

Актуальность.

Сегодня проблема психического и физического здоровья детей – одна из самых важных в контексте образовательной реформы. В 2013 г. в Российской Федерации началась диспансеризация детского населения, охватывающая все возрастные категории. Определен порядок профилактических осмотров детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. «Лишь один из пяти российских первоклассников является … здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников». Такие данные привел главный педиатр РФ, академик РАМН профессор Александр Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве, сообщает ИТАР-ТАСС. По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65 процентов. По словам Баранова, уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Увеличивается число детей с понижением остроты зрения.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения еще в 80-х годах 20 века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были подтверждены исследованиями в нашей стране следующим образом:

— генетические факторы:15-20%;

— состояние окружающей среды:20-25%;

— медицинское обеспечение: 10-15%;

— условия и образ жизни: 50-55%.

Как видно из представленных цифр, практически наполовину здоровье определяется условиями и образом жизни.

Реализация ФГОС ДО в области физкультурно-оздоровительной работы.

В связи с этим становятся понятными первоочередные задачи, поставленные ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическое развитие». Согласно Стандарту, физическое развитие включает:

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... воспитателей. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только ... и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, ...

— приобретение опыта двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

— воспитание целенаправленности действий и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Практическая работа с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Элементы физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ Детский сад № 9:

— развитие физических качеств, двигательной активности (утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, экскурсии, вылазки на природу в зимнее время, оздоровительный бег вокруг детского сада)

— становление физической культуры дошкольников (занятия физической культурой по расписанию, подвижные и спортивные игры, занятия из серии «Здоровье», знакомство с некоторыми видами спорта, физкультурные досуги, участие в конкурсах и соревнованиях);

— дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;

— массаж и самомассаж (динамические паузы, релаксация)

— профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки;

— воспитание привычки к повседневной физической активности и заботы о здоровье(утренняя гимнастика, занятия из серии «ЗОЖ», физкультурные праздники);

— валеологическое просвещение родителей (консультации, беседы, папки-передвижки, совместные мероприятия, подготовка к конкурсам и соревнованиям)

9 стр., 4164 слов

Методические рекомендации по реализации модели двигательного ...

... место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки ... наилучшая. Во втором биоритме отмечается резкое снижение физической работоспособности и физических качеств (быстроты, гибкости, координации и др.). В связи с естественным ...

— закаливание (хождение босиком, утренняя гимнастика на свежем воздухе, 1 занятие по физической культуре проводится на свежем воздухе, солнечная ванна в летнее время года).

Мои любимые упражнения.

В своей работе стараюсь обучать детей прыжкам через скакалку. Прыжки со скакалкой – прекрасное упражнение, развивающее чувство ритма, прыгучесть, способность одновременно выполнять разные по координации движения, варьировать их. Хорошо владеющий скакалкой дошкольник может прыгать 1.5-2 минуты. В этом случае у него воспитывается чрезвычайно нужное качество – выносливость. Прыжки через скакалку используют для разминки укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп, они развивают как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Это прекрасное средство тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую выносливость и координацию движений, форма двигательной активности, доступная всем, в том числе и детям. Прыгать на скакалке можно как в помещении, так и на открытом воздухе.

Игры с мячом. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Большой гимнастический мяч ил фитбол. Это нетрадиционное оборудование позволяет поправить здоровье детей в игровой форме. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально-психическое состояние дошкольников. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Подвижные игры в спортивном зале, на свежем воздухе. Дошкольники просто обожают подвижные игры! В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процесс обмена, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности, и благотворно влияет на психику ребенка. Любимые игры моих ребяток: «Удочка», «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Быстро встань!», «Найди пару», «Вышибала», «Ловишки», «Совушка», «Третий лишний», футбол, эстафеты и соревнования!

Ожидаемый результат

— Повышение уровня физической подготовленности воспитанников;

— Заинтересованность родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;

— Осознанная потребность детей в двигательной активности;

— Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников.

5 стр., 2383 слов

Подвижные игры/Игры на свежем воздухе

... одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, ... внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игру можно проводить на ...

Свой методический семинар хотелось закончить пожеланием своим воспитанникам.

Мой маленький друг!

Ты с красным солнцем дружишь,

Волне прохладной рад,

Тебе не страшен дождик,

Не страшен снегопад.

Ты ветра не боишься,

В игре не устаешь,

И рано спать ложишься,

И с солнышком встаешь.

Зимой на лыжах ходишь,

Резвишься на катке.

А летом загорелый

Купаешься в реке.

Ты любишь прыгать, бегать,

Играть тугим мячом.

Ты вырастешь здоровым.

Ты будешь силачом!

(Островский С.)