Психология — программа заочникам

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов, из них лекции — 10 часов.

1. Тема. Место психологии в деятельности журналиста

Роль и место психологии в профессиональном общении и творчестве. Социально-психологические задачи СМИ. Психология журналистики с позиции разных школ. Психология масс, психология коммуникации, психология влияния, психология личности, психология творчества, конфликтология как составляющие профессиональной психологии. Определение психологии журналистики. Предмет и объект психологии журналистики. Ключевые понятия.

2. Тема. Психология личности журналиста

Профессионально-важные качества личности журналиста, механизмы их развития. Требования к нервной системе журналиста. Особенности интеллектуальной сферы журналиста. Психологическая мотивация журналистской деятельности. Самоактуализация журналиста. Мотивы, желания, потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивы деятельности и их актуализация. Самоактуализация журналиста как процесс, конечное состояние и достижение предельных бытийных ценностей.

Психологический аспект морально-нравственных проблем журналистики. Гуманистическая психология Э.Фромма о манипуляции массовым сознанием. «Экология» души и поиск сенсаций. Самопрезентация журналиста. Проблемы самооценки: «звездная болезнь» — болезнь профессионального роста. Раскрытие творческих способностей, снятие психологических барьеров. Психологические креативные методы. Психотехники, способствующие раскрытию личностного потенциала.

Личностные и профессиональные недостатки журналистов: эгоизм (Я-ребенок), необязательность (проверка информации, опоздание на встречу, подготовка к интервью и пр.); сознание «привилегированности» — эксцентричное поведение и манера одеваться; мстительность, «коварство» и как следствие искажение информации; «взяточничество» — подкуп недоступной информацией, услугами, поездками и пр. «Информания» — «болезнь» постоянного поиска информации, соединение жизни и профессии.

3.Тема. Негативные психические состояния в деятельности журналистов и управление ими

Проблема стресса. Специфика стресса в деятельности журналиста. Стрессоустойчивость в журналистике. Виды психоэмоциональных перегрузок и способы психологической защиты. Судебные иски против журналистов: как выйти из проблемы достойно и без психологических потерь. Правила поведения в экстремальной ситуации (А.Константинов).

Психологическая самозащита во время проведения журналистского расследования. Стресс и дестресс. Методы программного управления психическими состояниями. Методы оперативного управления. Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания журналистов.

4. Тема. Психология творчества журналиста

Персональный анализ творчества, ресурсный подход. Диагностика персонального творческого «Я». Выстраивание персональной модели творчества. Позитивные и негативные качества личности (опыты Ж. Сегелы).

Идеальный портрет конкурентноспособного журналиста. Проблемы самоконтроля, самоорганизации. Оптимизация личностного арсенала средств и способов воздействия на аудиторию.

Психологические особенности поведения журналиста в творческом коллективе. Этичные методы выяснения противоречий с «творческими оппонентами».

5. Тема. Коммуникативная компетентность журналиста

Общие принципы межличностного общения. Стереотипы и установки в ракурсе психологии восприятия (У.Липпман).

Феномены восприятия: стирание, искажение, обобщение. Профессиональные стереотипы журналистов (акцент на противоречиях, реальность как текст, событие как тема и т.д.) Профессиональная ориентация на результат или на действия. Принципы обратной связи в журналистике. Основные приемы ведения переговоров, интервью. Настройка на собеседника. Методы НЛП (шесть уровней восприятия).

Особенности вербальной и невербальной коммуникации в деятельности журналиста.

Маски и роли в профессиональном общении. Основные трудности межличностного общения журналиста и функции психологических ролей. Типы масок (по М. Шостак: молодой казак, холодные уши, функционер, телячий восторг, ревизор, художник, третейский судья, юный друг и пр.).

Недопустимые психологические маски с точки зрения психологии этики и с точки зрения законодательства РФ.

Межличностное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста. Отличие МК и межличностного общения. Роль и значение обратной связи в СМИ. Имитация непосредственной обратной связи с помощью современных технологий. Субъект-субъектная (диалоговая) и субъект-объектная (монологическая, манипулятивная или подавляющая) установка общения. Индивидуализация творчества журналиста и публичная субъективность. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная компетентность, условия ее создания. Методика активного слушания и развитие эмпатии. Роль осознания собственных установок, ценностей, стереотипов (понять себя – понять другого) и направленности на «партнера по общению» для развития когнитивной эмпатии. Социальная сензитивность. Общение в рабочем коллективе, с аудиторией, собеседником (интервьюируемым).

Природная и профессиональная общительность (движущие мотивы профессии).

Ключевая проблема доверия, возникающая в процессе профессиональной деятельности. Способы и средства установление доверия с собеседником (информатором) и с массовой аудиторией (аудиторией СМИ).

Разработка сценария интервью. Психологические техники доверительного общения. Ресурсное состояние. Трансакции Э.Бернса. Язык доверия (М.Кузнецов, И.Цыгунов).

6. Тема. Психология восприятия журналистских текстов

Психологические закономерности восприятия журналистского текста.

Понятие и структура восприятия. Предметность, константность полнота и целостность восприятия. Когнитивный диссонанс. Основные закономерности логического построения журналистского текста. Акценты убеждающего воздействия. Роль внутренней позиции в восприятии журналистского текста. Проблема конгруэнтности коммуникатора и связь ее с осознанием собственных ролей, принятием миссии профессии.

Социальные стереотипы и их роль в формировании СМИ.

Понятие социальной установки, предрассудка и стереотипа. Виды социальных стереотипов (национальные, гендерные, социальные, профессиональные).

Использование стереотипов в СМИ и рекламе. Положительные и негативные эффекты использования стереотипов в СМИ. Слухи, факторы их появления, функции. Источники формирования стереотипов в массовой коммуникации: общество или СМИ?

Проблемы психологической информационной безопасности в современном обществе.

Психологические роли Агрессора, Жертвы, Спасателя (закон психологической динамики).

Рекомендации (по Е. Прониной), помогающие снизить травматический эффект освещения экстремальных событий.

Манипуляции в журналистике.

Психотехники в журналистике. Методы воздействия в коммуникационных сферах деятельности: психологии, психотерпатии, журналистики. Общее и различное. Семиотический аспект психологических подходов. НЛП. М.Эриксон. Э.Берн, Б.Скиннер, Ф.Перлз и др.

7. Тема. Психологическая экспертиза текста и видеоряда

Варианты психологической экспертизы. Психологическая экспертиза в рекламе и в журналистике. Психологический анализ текста: визуальные, аудиальные и кинестетические модальности. Экспертиза текста по уровням настройки. Особенности психологической экспертизы визуального и аудиального текста. Психологическая экспертиза текста с применением методов НЛП.

8. Тема. Психология деятельности журналиста в экстремальных ситуациях

Специфика профессиональной деятельности журналиста, связанная с участием в опасных ситуациях. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Культура безопасности как профессионально-важное качество журналиста. Поведение журналиста в горячей точке.