Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

Задание 1.

Провести исследование личности и коллектива школьников с использованием банка методик. В результате необходимо составить психологический портрет школьника и психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, выявить уровень развития классного коллектива (см. приложения 4-5).

На основе проведенного исследования необходимо выделить проблемы и перспективы в развитии коллектива и личности школьников. Форма характеристик (текст) может быть произвольной, в рамках предложенных схем, при этом необходимо пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо обобщить основные достоинства и проблемы классного коллектива и личности школьника.

Задание 2.

Изучить одну из выделенных в предыдущем задании психолого-педагогических проблем, используя методы научного исследования, составить план ее решения и проанализировать предполагаемые результаты решения.

Задание 3.

Составить и частично реализовать индивидуальную про­грамму (проект) психолого-педагогической деятельности направленной на решение выявленной проблемы, которая включает: описание объекта, цели и задач, основных направлений работы, форм, методов и техно­логий, которые могут быть использованы, сроков реализации и участников. Проанализировать полученные результаты и сделать прогноз о дальнейших вариантах решения психолого-педагогической проблемы.

Задание 4.

Подготовить отчет студента о производственной практике по следующей схеме:

1. Отзыв — характеристика с места практики;

2. План работы на период практики (см. приложение 1);

3. Педагогический дневник (см. приложение 2);

4. Диагностические материалы по исследованию класса и отдельной личности школьника (отчет о выполнении задания 2):

Диагностические материалы оформляются следующим образом: цель диагностики, средства ее достижения (название методики, ее автор, процедура проведения, инструкции, содержание), результаты по каждому испытуемому оформляются в виде таблицы, выводы).

№ п/п Список класса Используемые методики Примечание
           
Ваня И.            
Катя Х.            

5. Материалы по описанию психолого-педагогической проблемы, обоснование и описание методов ее исследования, алгоритм решения и анализ предполагаемых результатов.

6. Описание индивидуальной программы психолого-педагогической деятельности (отчет о выполнении задания 3.)

7. Отчет (самоанализ) студента о практике (см. приложение 6).

( в приложение к отчету вложить «Карту оценки сформированности компонентов педагогического мастерства», заполненную методистом или руководителем базы практики – см. приложение 7).

 

 

Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

Приложение 1

План работы на период практики

№ п/п Сроки Мероприятие (формы организации и тема) Планируемые результаты
       

 

Приложение 2

Педагогический дневник

ФИО:

Факультет, курс, группа:

Место прохождения практики:

В качестве кого работал:

 

Дата Основное содержание работы Формы и методы организации работы Анализ результатов
       

Приложение 3

Схема характеристики учреждения (базы практики)

1. Документы, регламентирующие деятельность учреждения;

2. Связь учреждения с органами управления, образовательными и социально-педагогическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, внутренних дел и т.п.;

3. Материальная база учреждения;

4. Кадровый состав;

5. Основные направления деятельности учреждения;

6. Инновации;

7. Общие выводы.

 

 

Приложение 4

 

Рекомендации для анализа детского коллектива

Характеристика детского коллектива в группе (классе): включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характери­стика уровня развития класса как коллектива.

1. Число детей в группе (классе).

2. Половозрастной состав класса.

3. Характеристика отношений в коллективе (с лидерами, наличие предпочитаемых, принятых, отвергаемых детей; деловые и личностные отношения между членами коллектива).

4. Коллективные творческие дела и традиции.

5. Уровень организованности, активности, работоспособности коллектива.

6. Характеристика общения членов коллектива.

7. Положительный опыт жизнедеятельности коллектива.

 

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сфор­мирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и дево­чек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

2. Характеристика деловой (формальной) структуры кол­лектива класса:

• сплоченность и организованность учащихся класса (от­ношение школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявле­ние взаимной требовательности и взаимопомощи; тра­диции класса, их влияние на воспитание учащихся);

• актив класса (инициативность и ответственность ак­тивистов, отношение к требованиям учителя, статус в коллективе учащихся; требовательность к себе и дру­гим членам коллектива, умение организовать совмест­ную деятельность и взаимоконтроль).

3. Характеристика личностной (неформальной) структуры класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; осо­бенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; про­явление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).

4. Содержание коллективной деятельности класса:

• учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным

предметам, организация взаимопомощи в учебной дея­тельности, дисциплина на уроках, отношение к вы­полнению домашних учебных заданий, степень само­стоятельности в выполнении домашней учебной ра­боты и т.д.);

• внеучебная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного
образования и т.д.).

5. Общие выводы:

• характеристика уровня развития коллектива класса;

• предложения по дальнейшему формированию коллек­тива учащихся.

 

Вопросы для беседы с активом класса

1. Интересно ли вам жить и учиться в вашем классе?

2. Что Вас здесь привлекает?

3. Какие интересные традиции сложились в вашем коллективе?

4. Насколько активны ребята в коллективных делах?

5. Что вы можете сказать о характере отношений ребят в вашем коллективе?

6. К чему вы все стремитесь?

7. Как помогаете школе, сверстникам, родителям?

 

Автор Название методики Цель
1. Методики диагностики сформированности коллектива
2. Профессор А. Н. Лутошкин Методика «Какой у нас коллектив» Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
3. Модифицированный вариант методики О. В. Лишина Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.
4. Модификация теста Дж. Морено Социометрия Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
5. Составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 Методика «Наши отношения» Выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.
6. По М. Орлову, В.И. Шкуркину и Л.П. Орловой Методика исследования мотивации общения Изучение степени заинтересованности человека выражать свое отношение к миру и к самому себе как к общественному существу.
7. По Л.Г. Жедуновой Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Изучить психологическую атмосферу в коллективе.
8. По М.И. Рожкову Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» Определить уровень развития ученического самоуправления.
9. Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой Анкета для старшеклассников Определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.
10. Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия Определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

 

 

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

1.Общие сведения о классе и история его формирования (пол, возрастной состав, смена классных руководителей, когда сформировался коллектив, и т. д.).

Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение школьного режима, выполнение требований взрослого и т. д.).

Учащиеся с ослабленным здоровьем. Социальное положение родителей.

2. Направленность деятельности класса. Цель, содержание и мотивы основных видов коллективной деятельности. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами, как вне школы, так и в школе. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности.(работа в Солнечном городе каждого класса)

-Положительные духовные запросы (хорошая успеваемость, общественная активность, честность, дружба, взаимопомощь).

-Активность и творческая энергия класса.

-Желание трудиться коллективно.

3.Организационная структура классной группы .Характеристика органов самоуправления. -Класс представляет устойчивое единое целое.

-Согласованность действий.

-Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно.

4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отношение учащихся к учёбе в целом и к отдельным предметам. Любимые уроки класса. Участие класса в трудовой деятельности и его результативность. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности?

5.Особенности межличностных отношений внутри класса. Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции. «Звёзды класса, предпочитаемые, принятые, пренебрегаемые и отвергнутые».

6. Общий психологический климат в классе. Какие настроения, переживания, эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащихся друг к другу и к учителям? Удовлетворённость учащихся общением. Кому и в чём подражают учащиеся? Мера чувств защищённости в коллективе класса?

-Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. (Преобладает подавленное настроение).

-Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. (Конфликтность в отношениях и антипатии).

-В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. (Группировки конфликтуют между собой.)

-Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. (Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности).

-Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. (Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство).

— С уважением относятся к мнению друг друга. (Каждый считает своё мнение главным).

-Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. (Достижения и неудачи не находят отклика у членов коллектива).

-В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного». (В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры¸ растерянность, взаимные обвинения.)

-Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. ( К похвалам и поощрениям коллектив здесь относится равнодушно.)

-Коллектив активен, полон энергии. (Коллектив инертен и пассивен.)

-Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. (Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.)

-Совместные дела увлекают всех, велико желание работать в коллективе. (Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.)

-В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам , поддерживают слабых, выступают в их защиту. (Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым.)

7. Уровень общественного мнения. Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера и в чём она проявляется? (Члены класса легко находят общий язык, решая коллективные задачи; оценивают перспективы в данной обстановке и создают новое общественное мнение; хорошо знают свои возможности, достоинства и недостатки; критические замечания извне класс принимает доброжелательно, стремиться их осмыслить и исправить недостатки).

8. Волевые качества класса. Способен ли класс мобилизовать духовные и физические силы при преодолении препятствий? Ставит ли перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению коллектив класса? Может ли класс сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца?

-Способен мобилизовать все физические и духовные силы для преодоления препятствий и трудностей.

-Класс принимает решение быстро и осознанно.

-Находит безошибочный способ осуществления действий без помощи взрослого.

-Приняв решение, сразу приступает к его выполнению.

-Доводит дело до конца.

-Коллектив класса способен на разумный и оправданный риск.

 

9. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Как в классе проявляются психологические особенности возраста? Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса, их влияние на товарищей. Дезорганизаторы и их влияние на товарищей. Причины специфического поведения «трудных учащихся».

Общие вывод .Мнение классного руководителя об уровне развития класса как коллектива. Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в формировании коллектива как класса?

 

Характеристика позволяет выявить те свойства коллектива, которые объединяют его, и те, которые разобщают коллектив. Она помогает классному руководителю выбрать и продумать эффективные методы руководства.

 

Приложение 5

 

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащихся

1. Общие сведения: класс, возраст, физическое развитие и состояние здоровья.

2. Краткая характеристика отношений с педагогическим коллективом, отдельными учителями; взаимоотношения в классном коллективе.

3. Круг общения:

· широта круга общения в классном коллективе;

· характеристика общения с разными категориями людей

(взрослыми, сверстниками, младшими).

4. Особенности учебной деятельности:

· успехи в учебной деятельности;

· качества личности, проявляемые в отношениях к учебной деятельности: активность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать с книгой и т.д.;

· мотивы учения.

5. Поведение (дисциплина учащегося в школе, мотивы поведения).

6. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).

7. Характеристики эмоционально-волевой сферы:

· преобладание эмоции и настроения;

· уровень волевой саморегуляции и волевые качества личности, отношение к самовоспитанию.

8. Методом наблюдения определяется преобладающий тип темперамента.

9. Характеристика способностей и профессиональных интересов школьника.

10. Педагогические рекомендации возможных путей дальнейшего формирования личности школьника.

11. Общие выводы (свое впечатление о ребенке; можно дописать то, что не было в характеристике; пожелания ребенку — пути дальнейшего развития и воспитания личности).

Примерный список методик диагностики

 

Автор Название методики Цель
Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащихся
11. На основе материалов Р. В. Овчаровой Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Выявление коммуникативных склонностей учащихся.
12. Подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем Методика диагностики уровня творческой активности учащихся На основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений и сформированности у учащихся творческой активности.
13. К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова Школьный тест умственного развития (ШТУР) описание теста Для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9-м классов.
14. Проф. М.И. Рожков Методика для изучения социализированности личности учащегося Выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
15. (Профессиональная деятельность детского психологического центра / Под ред.Рогова Е.И. Шахты, 1993 г.) Тест «Несуществующее животное» Оценка личностных особенностей старшего школьника.
16. И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев Методика диагностики личностного роста Мониторинг уровня воспитанности.
17. Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога» Ориентационная анкета Б. Басса Определение направленности личности.
18. Ю. М. Орлов Методика «Шкала оценки потребности в достижении» Выявление уровня сформированности у школьников мотивации достижений.
19. С. А. Будасси Методика самооценки личности Выявление показателя самооценки.
20. ДПН Рожков М. И. Тест «Я – лидер». Самооценка лидерских качеств подростков.
21. Д. Кейрси Оценка темперамента Определение типа темперамента личности.
22. На основании опросника Г. Айзенка Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности. Определение типа темперамента личности, характерологические проявления типов и пути их коррекции.
23. Е. Лепешова (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной) Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников Диагностика типа школьной мотивации.
24. М.И. Рокич   Изучение ценностных ориентаций Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека.
25. Б.К. Пашнев Познавательная активность обучающихся Изучение уровня познавательной активности обучающихся.
Методики диагностики интеллектуального развития
26. Г. Айзенк Тест IQ Определение уровня интеллектуального развития.
27. «Психологические тесты» под ред. Ахметжанова Э.Р.) Корректурная проба. Исследовать степень концентрации и устойчивости внимания.
28. Вариант теста Бурдона Корректурная проба   Исследовать степень концентрации и устойчивости внимания.
29. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко Определение уровня Интеллектуальной лабильности Прогноз успеш­ности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятель­ности.
30. http://psylist.net/praktikum/pamcis.htm   Методика изучения памяти ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА Методика предназначена для изучения кратковременной зрительной памяти, её объёма и точности.
31. http://psylist.net/praktikum/pamobr.htm   Методика изучения памяти ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ Методика предназначена для изучения образной памяти.
32. http://psylist.net/praktikum/00068.htm   Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников Исследование смысловой памяти
33. http://azps.ru/tests/tests3_vlevel.html (по методике О. Дьяченко) Тесты-упражнения на развитие творческого воображения Исследование воображения, фантазии.
34. Методики диагностики удовлетворенности жизненными процессами
35. Е. Бене, Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой) Диагностика эмоциональных отношений в семье Изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
36. Т. Шрайбер   Отношение подростка к семье Диагностика отношения юношей и девушек к жизни в своей семье.  
37. Подборка методик Моё отношение к вредным привычкам Выявление отношения к вредным привычкам.
38. Составлена О.А. Лепиевой, Е.А. Тимошко   Степень удовлетворенности выпускника школьным образованием и воспитательным процессом Выявление степени удовлетворенности обучающихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в ОУ.
39. Разработана А.А. Андреевым   Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью   Определение степени удовлетворенности обучающихся школьной жизнью на средней ступени.
40. Е.Н. Степанов Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения Выявление уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

 

Приложение 6

Схема отчета студента о практике

1. В каком учреждении проходила Ваша практика?

2. Кто были Ваши наставники?

3. Дайте краткую характеристику образовательного (социального) учреждения.

4. Возрастной состав и типологические группы детей, с которыми Вы работали на практике.

5. Что Вам удалось за время учебной практики изучить в школе?

6. В каких делах и мероприятиях участвовали?

7. Характеристика класса и отдельных учеников, с которыми работали.

8. Конспект открытого воспитательного мероприятия с анализом его проведения.

9. Анализ плана работы.

10. Какие профессиональные уроки извлекли из учебной практики для будущей самостоятельной профессиональной деятельности?

Какие пожелания вы вынесете для более углубленной работы на практике кафедре, педагогам?

Приложение 7

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики по педагогике:

1. Баркунова О. В. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Электронный ресурс ]: методические рекомендации / О. В. Баркунова. — 2011 .- 45 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/156431?cldren=0

2. Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения : учебно-методическое пособие / Е. Н. Барышников ; Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбАППО, 2005. — 244 с.

3. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. – Саратов: Научная книга, 2012. — Режим доступа: www.iprbookshop.ru/6346.html

4. Большакова, М.Д. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Кузьменко, А.А. Семено, М.Д. Большакова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2009 .- 105 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/179696?cldren=0

5. Борытко, Н. М. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2009. — 496 с.

6. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие / Ю. В. Василькова. — Москва : Академия, 2001. — 160 с.

7. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : учебное пособие для вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — 6-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 448 с.

8. Дик, Н. Ф. Локальные акты и делопроизводство в общеобразовательном учреждении : книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. — 2-е изд. ; доп. и перераб. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 320 с.

9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел М., 1989.

10. Инновационная деятельность в системе образования [Электронный ресурс]: монография / под ред. В. В. Гребенщиковой. — М.: Издательство: Спутник + Центр научной мысли, 2012. – 359 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/8993.html

11. Инновационная деятельность в системе образования [Электронный ресурс]: монография / С. И. Якименко, Н. Г. Никокошева, В. В. Перевозчикова. — М.: Перо, Центр научной мысли, 2012. – 306 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/8979.html

12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: практикум и методические материалы : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Владос, 2003. — 416 с. — ISBN 5-691-01035-2 ; МОРФ.

13. Коржуев А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2003. – 300 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/13317.html

14. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 288 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/56579_Deviantnoe_povedenie_profilaktika_korrektsiya_reabilitatsiya_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html

15. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: [Электронный ресурс]: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 128

16. Кузьменко И. В. Педагогические технологии [Электронный ресурс ]: учебно-методическое пособие / И.В. Кузьменко. — Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2010. — 84 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/179697?cldren=0

17. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. Учебно-методическое пособие. – М.: Ростов-на-Дону, 2000

18. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Л. И. Маленкова ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — Москва : Педагогическое общество России, 2004. — 480 с. — ISBN 5-93134-251-6 ; УМО.

19. Методика воспитательной работы : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2004. — 144 с.

20. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2004. — 192 с.

21. Мирошниченко И. В. Психологический практикум. Конспект лекций [Электронный ресурс ]: учебное пособие / И. В. Мирошниченко. — М.: А-Приор, 2011. — 144 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/72677_Psikhologicheskii_praktikum_Konspekt_lektsii_Uchebnoe_posobie.html

22. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 352 с.

23. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — 4-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2008. — 224 с.

24. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Электронный курс] / Д. А. Новиков. — М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с. — Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82774

25. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

26. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие для студентов вузов / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — Москва: Инфра-М, 2011. — 185 с.

27. Писарева Т.А. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие Саратов: Научная книга, 2012. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/6318.html

28. Педагогика: Общие основы педагогики. Теория обучения [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / сост. Н.В. Лысых .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 60 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/191126?cldren=0

29. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под общей ред. В. С. Кукушина. — 4-е изд. ; перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ» : Феникс, 2010. — 333 с.

30. Петрова, Л. И. Основы управления педагогическими системами : учебное пособие для вузов / Л. И. Петрова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 352 с.

31. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2009

32. Пономарев, Н. Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление : учебное пособие для студентов вузов / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. — Москва : Академия, 2007. — 208 с.

33. Савченко А. И. Подготовка и организация педагогического исследования [Электронный курс] : учебно-методическое пособие / А. И. Савченко. — Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. — 55 с. — Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88681

34. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006

35. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Международная академия педагогического образования ; под ред. В. А. Сластенина. — 9-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2008. — 576 с.

36. Социальная работа с молодежью [Электронный ресурс ]: учебное пособие / Н. Ф. Басов и др. — 4-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2012. – 327 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116011

37. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. И. А. Липской, Л. Е. Сикорской, А. Е. Илларионовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 279 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/135057_Sotsialnaya_pedagogika_Uchebnik_dlya_bakalavrov.html

38. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Иванов и др. — М.: Дашков и Ко, 2011. — 424 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/book/112097/

39. Титов В. А. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: конспект лекций / В. А. Титов. — М.: Приор издат, 2003. — 162 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/56310_Sotsialnaya_pedagogika_Konspekt_lektsii.html

40. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, Заблуждения, Перспективы [Электронный ресурс ]: монография / Д. Равен. — М.: Когито-Центр, 1999. — 141 c. – Режим доступа: biblioclub.ru/book/56403/page/77/

41. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 1999.

42. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. — Москва : Академия, 2008

43. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов вузов / М. В. Шакурова. — 5-е изд. ; испр. и доп. — Москва : Академия, 2008. — 272 с.

44. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2001. — 208 с.

45. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под ред. М. А. Галагузовой. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 447 с.

46. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем: Учеб. пособие. – М.: «Просвещение», 1986.

47. Щуркова Н.Е., Финдасевич Н.С. Классный час и его организация. – М.: «Просвещение», 1981.

48. Фролова М. Е. Организация работы с трудными школьниками [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / М. Е. Фролова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2009 .- 36 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/172215?cldren=0

49. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология [Электронный ресурс ]: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — 2-изд, доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/93276_Pedagogicheskaya_tekhnologiya.html

50. Учителю о педагогической технике. /Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: «Просвещение», 1987.

51. Формасова Г. С. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска [Электронный ресурс] / Г. С. Формасова. — М.: Лаборатория книги, 2010. – 57 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88259

52. с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/58311_Psikhologo_pedagogicheskaya_reabilitatsiya_podrostkov_posobie_dlya_psikhologov_i_pedagogov.html

53. http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (планы проведения открытых уроков по всем предметам, возможность опубликовать собственные творческие разработки)

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики по психологии:

1. Андреева Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 368 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/104416_Sotsialnaya_psikhologiya_Uchebnik.html

2. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11 лет. МД-решетка Шмальта [Электронный ресурс]/ Афанасьева Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 39 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15628.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие М.: Флинта, 2009. – 448 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/7083.html

4. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс ]: учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=12756

5. Гуревич П. С. Психология [Электронный ресурс]: учебник / П. С. Гуревич. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 320 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/118130_Psikhologiya_Uchebnik.html

6. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология. Тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гурова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2005.— 174 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8867.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: диагностика и коррекция/ Долгова А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Генезис, 2009.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19348.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Ермолаева, М. В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей : учебное пособие / М. В. Ермолаева ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва ; Воронеж : Изд-во МПСИ : Модэк, 2007. — 96 с.

9. Казанская К. О. Основы психологии [Электронный ресурс]: конспект лекций : учебное пособие / К. О. Казанская. — М.: А-Приор, 2010. — 145 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/56322_Osnovy_psikhologii_Konspekt_lektsii_Uchebnoe_posobie.html

10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва : Сфера, 2005. — 464 с.

11. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / РО. С. Немов. — М.: Владос, 2013. – 687 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/14187.html

12. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Электронный ресурс]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2008. – 631 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/14189.html

13. Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учебник для студентов вузов / Р. С. Немов. — Москва : Владос, 2008. — 528 с.

14. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебное пособие / Р. В. Овчарова. — 3-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2007. — 448 с. — (Высшее профессиональное образование).

— ISBN 978-5-7695-4069-1

15. Основы общепсихологического практикума [Электронный ресурс ]: учебное пособие / И.В. Пшеничнова, А.А. Глотова, Е.Н. Паршенкова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012 .- 82 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/169291?cldren=0

16. Першина, Л. А. Возрастная психология : учебник / Л. А. Першина. — Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2005. — 256 с.

17. Практическая психология образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 592 с. Психологическое консультирование : учебно-методические материалы. Ч. 1 / Министерство образования и науки РФ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»; Кафедра психологии ; сост. И. Ю. Шуранова. — Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. — 51 с.

18. Психологические тесты: в 2-х т. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. — Москва: ВЛАДОС, 2005. — 312 с.

19. Психологическая служба в образовании [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / сост. И.Л. Берегова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 49 с. – Режим доступа: rucont.ru/efd/145507?cldren=0

20. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. Кн. 1, 2: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. — 3-е изд. — Москва: ВЛАДОС, 2000. — 384 с.

21. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 63 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15629.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

22. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / А. И. Савенков ; Московский городской педагогический университет. — 2-е изд. ; перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 659 с.

23. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. — 5-е изд. ; испр. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 544 с.

24. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суркова Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8883.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

25. Суходольский, Г. В. Математические методы в психологии / Г. В. Суходольский. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2004. — 284 с.

26. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7 http://www.koob.ru/ovcharova/

27. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учебное пособие / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. — Москва : Владос-Пресс, 2003. — 176 с.

28. Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики: учебник для студентов вузов: в 3-х ч. Ч. 1,2,3 / Н. И. Шевандрин. — Москва : ВЛАДОС, 2003. — 336 с.

29. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный курс] : учебное пособие / Л. А. Шипилина. — М.: Флинта, 2011. – 204 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/7120.html

30. Шмелева, Е. А. Математические методы в психологии / Е. А. Шмелева. — Шуя : Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007

31. Щеглова, Т. М. Методы активного социально-психологического обучения : учебно-методическое пособие по курсу / Т. М. Щеглова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет». — Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. — 78 с.

32. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс ]: учебное пособие / А. Н. Фоминова. – М.: Флинта, 2011. – 320 с. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/7087.html