1.Пояснительная записка 2

Именуемый обычно «Современная зарубежная литература» курс является заключительным разделом дисциплины «История зарубежной литературы».

Предметом курса является специфика литературного процесса после Второй мировой войны преимущественно в странах Западной Европы и США как традиционных объектах изучения. В то же время выдвижение на мировую арену литератур стран «третьего мира» во второй половине ХХ века диктует необходимость рассмотрения в курсе наиболее значительных авторов, принадлежащих литературам Латинской Америки и Японии.

Цель курса – формирование у студентов системы ориентирующих знаний о современной (в широком смысле) зарубежной литературе в ее наиболее художественно значимых проявлениях.

Задачи курса – закрепление навыков историко-теоретического рассмотрения мирового литературного процесса, усвоение специфики литературного развития в разных странах мира в контексте их исторического и культурного развития, совершенствование навыков анализа произведений различных эстетических систем.

Изложение материала в курсе ведется по традиционному культурно-национальному принципу, а внутри национальных разделов обзор основных литературных явлений сочетается с характеристикой по персоналиям. Особое внимание уделяется при этом специфике писательского мировидения, проблемам литературных жанров и особенностям художественно-изобразительных средств современной литературы.

2.Требования к уровню подготовки студента по курсу

Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.

Видеть национальную специфику изучаемых литератур и их место в мировом литературном контексте.

Уметь анализировать литературное произведение в единстве его формы и содержания.

Иметь представление о биографиях крупнейших писателей изучаемой эпохи.

Иметь навыки поиска, конспектирования и реферирования научной литературы.

Уметь кратко в письменной форме ответить на предлагаемые вопросы по изученному материалу.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету (экзамену) темы, не освещенные в лекционном курсе.

3.Термины и понятия, которыми должен овладеть студент по изучении курса

Архетип, аллюзия, «битники», деконструктивизм, дискурс, «драма абсурда», интерпретация, интертекстуальность, код, контекст, контркультура, литературная игра, «магический реализм», маргинальность, массовая литература, мифологема, «новый роман», постмодернизм, реминисценция, роман-предупреждение, структурализм, «школа черного юмора».

14 стр., 6991 слов

Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов I. История создания и публикации романа. ... 1955. Т.IX. 3. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1985. 4. Виноградов В.В. Школа ... Достоевского (генезис романа «Беднфые люди») // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001. 4. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // ...

4.Тематический план курса

5.Рабочая программа курса

1.Введение. Литература в контексте истории и культуры второй половины ХХ века. Вторая мировая война и литература. Осмысление и переосмысление исторического опыта борьбы с фашизмом. Научно-техническая революция и литература. Оптимистические и пессимистические концепции будущего. Социальная фантастика и антиутопия в западной литературе. Тоталитаризм и демократия, проблема общечеловеческих ценностей в литературе. Судьба культуры и личности в «обществе потребления». Средства массовой коммуникации и «массовая литература».

Модернизм и постмодернизм в литературе второй половины века.

2.Французская литература. Тема войны и послевоенного общества во французской прозе. Конкретно — историческое и общечеловеческое в творчестве Веркора. Повесть «Молчание моря». Социально-философские гротески («Люди или животные», «Сильва»).

Фантастика и сатира, традиция философского романа в творчестве Веркора. Тема раздвоения личности в романе «Подобно брату». Проблемы потребительской цивилизации в романе Веркора и Коронеля «Квота, или Сторонники изобилия».

Война в романах Р.Мерля («Уик-энд на берегу океана», «Смерть – мое ремесло»).

Жанр романа-«предупреждения». Социальные и межнациональные проблемы в романе-аллегории «Остров». Политико-фантастический роман («Разумное животное») и антиутопия («Мадрапур»).

Социальный роман о судьбах молодежи «За стеклом».

Жанр семейно-психологического романа в творчестве Э.Базена. Утрата человечности во взаимоотношениях людей («Змея в кулаке», «Крик совы»).

Проблема человеческого достоинства в «обществе потребления» («Супружеская жизнь», «Анатомия одного развода»).

Историческая и нравственная оценка цивилизации в романе «Счастливцы с острова Отчаяния».

Дезангажированность литературы 1950 – 60-х годов. Французская «антидрама»: мир как хаос и абсурд, иррациональность бытия. Пародирование социальной реальности в пьесах Э.Ионеско. Разрушение межчеловеческих связей и десемантизация языка в пьесе «Лысая певица». Гротескно-сатирический образ тоталитаризма и протест против насилия в пьесах «Бескорыстный убийца», «Носорог». . Неприятие политики и апокалиптическое видение мира («Этот потрясающий бордель!»).

Эстетика безмолвия и бездействия в драмах С.Беккета. Покинутость человека во враждебном мире («В ожидании Годо»).

Обыденность человеческой агонии в пьесе «Конец игры». Человек и враждебная среда в пьесе «Прекрасные дни».

Французский «новый роман»: отказ от реалистической эстетики и логической картины мира, от сюжета и традиционных персонажей. «Тропизмы» Н.Саррот – обнажение мира подсознания и критика внешнего мира. Использование универсальных архетипических ситуаций и образов. Исчезновение героя и функционирование социальных микрогрупп в романах Саррот. Проблема восприятия и интерпретации художественного текста («Золотые плоды»).

8 стр., 3802 слов

Жанровые особенности романа Война и мир Л.Н.Толстого

... писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к ... карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи. Вымысел в романе расширяется  и от намерений ... в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» ...

Проблема отцов и детей, психологический дискомфорт личности в меняющейся действительности («Вы слышите их?»).

Овеществление людей и «очеловечивание» вещей в романах А.Роб-Грийе. Экзистенциальная потерянность человека в абсурдной действительности («В лабиринте»).

Использование детективных структур, клише массовой культуры («Проект революции в Нью-Йорке»).

Концепция игры и «игрового общества» как альтернатива современному миропорядку.

Постмодернизм и неоромантизм во французской литературе 1970 – 90-х годов. П.Модиано о призрачности действительности. Поиски корней и начал в романах Модиано («Улица темных лавок», «Утраченный мир»).

Изображение войны как постыдной эпохи («Ночной дозор», «Бульварное кольцо»).

Эволюция от экзистенциалистского понимания мира и человека к романтическому мироощущению в творчестве Ж.М.Г.Леклезио. Черты «нового романа» в ранних произведениях Леклезио («Потоп», «Война»).

Будущее потребительской цивилизации в романе «Гиганты». Открытие писателем «третьего мира» индейских цивилизаций. Союз человека с природой («Пустыня»), утопическая робинзонада («Поиски клада») в зрелом творчестве Леклезио.

Мифотворчество М.Турнье. Постмодернистский римейк романа Д.Дефо («Пятница, или Лимб Тихого океана»), Мифологизация эпохи мировой войны в романе «Лесной царь». Модернизация древних и христианских мифов («Метеоры», «Гаспар, Мельхиор и Бальтазар»).

Столкновение изначального, природного со стереотипами современной цивилизации («Золотая капля»).

3.Литература ФРГ. Разгром фашизма, разделение Германии, ситуация «нулевого года». Возрождение экзистенциализма и экспрессионизма. Поэзия Г.Бенна. Программный сборник «Статичные стихи». Противопоставление прасуществования современной цивилизации, стихийного начала – гуманизму. Защита «абсолютной поэзии».

«Магический реализм» в творчестве Г.Казака. Антиутопия «Город за рекой»: отрицание разумного исторического деяния и возможности сопротивления злу. Влияние восточной философии, идея «превращения» смерти в жизнь, жизни – в дух. Кафкианские и сюрреалистические мотивы в творчестве Казака. Аллегория и сатира в романе «Большая сеть».

Литература «развалин», группа «47» и развитие реализма в литературе ФРГ. Творчество Г.Белля. Военная тематика ранней прозы («Путник, когда ты придешь в Спа…», «Где ты был, Адам?»).

Проблема «непреодоленного прошлого» («Дом без хозяина»).

Настоящее сквозь призму истории («Бильярд в половине десятого»).

Католические взгляды Белля и проблема моральной ответственности и свободы выбора. Критика послевоенного общества («Глазами клоуна»).

Противопоставление нравственного образца обществу потребления и насилия («Групповой портрет с дамой», «Утраченная честь Катарины Блюм»).

Проблематика «непреодоленного прошлого» в творчестве В.Кеппена. Послевоенная действительность в романе «Голуби в траве». Элементы модернистской поэтики: монтажная композиция, включение документального материала, смена ракурса зрения. Политические будни ФРГ в романе «Теплица»: забвение позорного прошлого и возрождение милитаризма. Сатира и гротеск в романе. «Отцы» и «сыновья» в романе «Смерть в Риме». Тема личной ответственности и образ музыканта.

9 стр., 4080 слов

Проблема свободы и ответственности человека

... формы, исходные пункты, рубежи и результаты движения к свободе. Все это составляет предмет изучения многих наук, которые к проблемам свободы подходят с социологичес­ких, экономических, политических, психологических, ... его научного творчества, “едва ли кто-нибудь так любил истину, как Кант. Любовь к истине в то же время есть и любовь к свободе, и вся ...

Темы войны и фашизма в творчестве А.Андерша. Отзвуки экзистенциалистской философии в автобиографическом эссе «Вишни свободы». Утверждение общественной роли писателя в публицистике Андерша («Бумага, окрашивающаяся в красный цвет»).

Проблема личной ответственности и кастовой морали немецкого офицерства в годы фашизма («Винтерспельт»).

Техника литературного «пуантилизма» в романе. Фашизм как закономерное завершение исторического и культурного развития Германии в повести «Отец убийцы».

Влияние экзистенциализма в творчестве Г.Э.Носсака. Проблемы жизни и смерти, свободы и выбора в романе «Некийя». Трактовка военной темы в сборнике «Интервью со смертью». Разработка мифа о двойственности человеческого бытия, эзотеризм в прозе Носсака («Спираль»).

Социально-политический роман «Дело Д’Артеза». Шут как критик пороков общества. Проблема художника в обществе потребления.

Прошлое и настоящее Германии в творчестве Г.Грасса. Пародийный характер прозы Грасса. Социально-политическая проблематика и клоунада в романе «Жестяной барабан». Фантасмагория вечного детства. Уродство как форма протеста против мира мещанства, питательной почвы фашизма. Проблема истинного и ложного героизма в повести «Кошки – мышки». Пародийное осмысление немецкой истории в романе «Собачья жизнь». Критическое осмысление молодежного нигилизма («Под местным наркозом»).

Пути человеческой цивилизации, апокалипсические мотивы в произведениях 1970 – 80-х годов («Палтус», «Крысиха»).

Осмысление новых реалий немецкой жизни после воссоединения Германии («Необъятное поле»).

4.Литература ГДР. Образование ГДР, выбор пути социализма. Восстановление литературной жизни, возвращение эмигрировавших писателей, культурная политика СЕПГ. Утилитарный взгляд на литературу, партийный контроль над литературной жизнью, цензурные запреты.

Завершение творческого пути Г.Фаллады. Панорама немецкой действительности времен фашизма в романе «Каждый умирает в одиночку». Точность реалистического письма, любовь к «маленькому человеку», ставшие характерными чертами молодой литературы ГДР.

Сочетание реализма с элементами притчи в творчестве А.Зегерс. Картина жизни разных слоев Германии в романе «Мертвые остаются молодыми». Жанр эпического романа в творчестве Зегерс 1950 – 60-х годов («Решение», «Доверие»).

Тема Второй мировой войны глазами молодого поколения писателей ГДР. Разоблачение разных проявлений фашизма в прозе Ф.Фюмана («Однополчане», «Еврейский автомобиль»).

Обращение к современной тематике («Богемия у моря»).

Освоение мифа в зрелом творчестве Фюмана («Над огненной пучиной»).

Творческий путь К.Вольф. Социалистическое идейное начало в повести «Расколотое небо». Поиски духовных ориентиров в романе «Образы детства». Историческая антиутопия «Нет места. Нигде». Психологизация и актуализация мифа («Кассандра»).

6 стр., 2657 слов

Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от ‘Собора ...

... романе «Собор Парижской богоматери»,  автора больше волнует нравственная сторона жизни народа, а в связи с этим на первый план выходит не конкретно-историческая проблематика, а вечная – проблема ... таким образом, справедливо в первую очередь проследить как эволюционизирует тематика в творчестве писателя. Уже при рассмотрении этих двух литературных категорий наблюдается эволюция творческой ...

Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа в романе «Медея». Теоретическое обоснование поэтики «субъективной аутентичности» в «Лекциях о Кассандре».

Проза Г.Канта. Роман о формировании новой интеллигенции («Актовый зал»).

Антифашистская тема в романе «Остановка в пути». Проблема индивидуальной и коллективной вины.

Кризис общественного сознания 1970 – 80-х годов. Поиски внеклассовых координат человеческой судьбы, тенденция субъективизации повествования.

Критическое отношение к реальному социализму и к обществу, «ориентированному на прибыль» в творчестве К.Хайна («Смерть Хорна», «Аккомпаниатор»).

Отказ от идеологического противопоставления «двух систем», сущностные проблемы человеческой жизни («Вилленброк»).

Тенденции постмодернизма в творчестве К.Микеля. Конкретика предметного мира и вселенский контекст в романе «Друзья Лахмунда». Взаимозаменяемость закономерного и случайного, логического и иррационального. Калейдоскоп человеческих судеб в замкнутом круге текучего мироздания.

5.Английская литература. Крушение империи и перестройка национального сознания. Традиционное и новое в послевоенной английской литературе.

Творчество писателей старшего поколения. Традиция сатирического реалистического романа в творчестве И.Во. Отражение католических представлений в романе «Пригоршня праха». Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Отражение Второй мировой войны в трилогии «Шпага чести». Гротеск и сатира в повести «Незабвенная».

Поиски нравственных основ бытия в творчестве Г.Грина. Социальная проблематика и религиозные позиции писателя («Брайтонский леденец», «Суть дела»).

Общественно-политическая проблематика романов «Тихий американец», «Комедианты». Мотивы ответственности и личного выбора («Сила и слава»).

Образ современной цивилизации («Доктор Фишер из Женевы»).

Движение «рассерженных молодых людей» в английской литературе. Романы К.Эмиса, Д.Уэйна. Тотальный протест против существующих социальных, моральных, религиозных норм. Драматургия Д.Осборна. Умонастроение послевоенной молодежи в пьесе «Оглянись во гневе». Модернизация исторической темы в пьесе «Лютер». Нравственная проблематика драмы «Комедианты». Усиление психологизма в пьесе «Неподсудное дело».

Английский «театр абсурда Феномен отчуждения в драматургии Г.Пинтера. Обреченность и агрессивность обывательского мира в пьесе «Комната». Человек как жертва враждебных сил («Сторож»).

Одиночество как социальное явление («Пейзаж»).

Духовная смерть личности в пьесе «На безлюдье». Разрыв межчеловеческих связей, одиночество как болезнь ХХ века в трилогии «В других краях».

Влияние экзистенциализма в английской литературе. Романы-притчи У.Голдинга. Социальное и биологическое в человеке в романе «Повелитель мух». Мрачные картины деградации и антифашистский подтекст. Темное начало в человеке и преобразующая сила творчества («Наследники»).

Проблема свободы выбора и нравственной ответственности («Свободное падение», «Шпиль»).

15 стр., 7357 слов

Философские и психологические проблемы творчества

... и психологические проблемы творчества» Наименование разделов и тем Кол-во часов Раздел 1 Философское понятие творчества. Соотношение свободы и творчества Тема 1.1 Философское понятие творчества Тема 1.2 Соотношение свободы и творчества   ...

Нравственная критика современной бездуховности («Зримая тьма»).

Парадокс и ирония в романах Голдинга.

Философско-психологические романы А.Мердок. Влияние экзистенциализма в ранних романах. Проблема «свободы выбора» в романах «Под сетью», «Дикая роза». Историческая тема в романе «Красное и зеленое». Тенденции неоплатонизма в произведениях конца 1960 – 70-х годов («Сон Бруно», «Довольно почетное поражение»).

Проблема случайности и необходимости в романе «Черный принц». Иррациональная природа любви и непреходящее значение искусства в романе. Интерес к христианству и склонность к бытописанию в поздних романах.

Традиционность и новаторство в творчестве Д.Фаулза. Критическое освещение модернизма («Башня из черного дерева»).

Проблема искусства и свободы («Коллекционер»).

Шекспировские аллюзии в романе. Образ художника в романе «Дэниел Мартин». Поэтика постмодернизма и переосмысление традиции «викторианского романа» («Женщина французского лейтенанта»).

Проблема индивидуализма в романе «Волхв». Мифологические и библейские аллюзии. Символико-экспериментальные произведения конца 1970 – 80-х годов («Мантисса», «Червь»).

Постмодернизм в английской литературе. Проза П.Акройда. Развитие мотивов и образов разных веков, псевдоисторические реконструкции («Процесс Элизабет Кри», «Дом доктора Ди»).

Стилизация и пародирование в творчестве писателя. Трактовка исторических образов, размывание границ между вымыслом и фактом («Мильтон в Америке», «Завещание Оскара Уайльда»).

Проблема «английского духа» и преемственности поколений («Английская музыка»).

Модель метаромана в книге «Лондон: Биография города».

Экспериментальная проза Д.Барнса. Взаимозаменяемость истории и вымысла, отказ от веры в смысл истории. «История мира в 10 ½ главах» — сочетание романа и эссе. Традиционные темы любви и брака («Глядя на солнце», «Любовь и т.д.»).

Исчерпанность английской истории в гротескно-футурологическом романе («Англия, Англия»).

6.Литература США. Смена поколений и ориентиров в литературе постиндустриального общества. Молодежная «контркультура» 1950 – 60-х годов.

Движение битников, попытка нового синтеза, культ природы и искусства. Поэма А.Гинзберга «Вопль» как поэтический манифест битничества. Культ свободы от общественных условностей. Противопоставление разуму «естественной правды» импульса. Панорамный образ времени и страны в сборнике «Падение Америки». Влияние философии буддизма в поэзии и прозе битников. «Спонтанная» проза Д.Керуака. Бунт против регламентации свободы личности («На дороге»).

Любовь как островок духовности в бездуховном мире («Подземные»).

Право личности на полную этическую свободу («Биг Сур»).

Творчество Д.Сэлинджера в контексте молодёжной «контркультуры». Отчужденность героя, осуждение фальши и лицемерия общества («Над пропастью во ржи»).

Увлечение религией и философией Востока, влияние дзен-буддизма в рассказах писателя. Трагический образ «ребенка без детства» в рассказе «Тедди». Цикл рассказов о семействе Глассов. Неприятие бездуховного общества и поиск путей к людям в повести «Выше стропила, плотники». Лирическое словоизлияние в стиле писателя.

Рядовой американец в прозе Д.Апдайка. Поиски смысла жизни и пути самореализации в тетралогии о «Кролике» Энгстроме. Бегство как способ обретения свободы от мещанского существования («Кролик, беги!»).

7 стр., 3342 слов

11. Просветительский роман ( автор по выбору)

... реализма. Первым про­изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма ... противоположный строгой новеллистике Клейста. Основная тема его творчества - тема взаимоотношений искусства и жизни Уже ... Твардовский. 15. Французский и английский реалистический роман ( автор по выбору). Французский роман Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) ...

Злободневность общественной тематики в романе «Кролик возвращается». Приятие американской модели жизни в романе «Кролик разбогател». Мифологизация обыденного в романе «Кентавр». Кризис нравственных ценностей, измельчание общественной и частной жизни. Десакрализация мифа как способ характеристики персонажей. Порабощенность человека цивилизацией потребления («Ферма»).

Сатира и фантастика в романах К.Воннегута. Пародия на машинный утопизм и всеобщую стандартизацию («Механическое пианино»).

Ложные цели современной цивилизации, автоматизация человеческой жизни («Сирены Титана»).

Проблема ответственности ученого, глобальная опасность сциентизма («Колыбель для кошки»).

Катастрофические последствия бездушного рационализма и практицизма («Бойня №5, или Крестовый поход детей»).

Судьба личности в дегуманизированном обществе («Завтрак для чемпионов»).

Поэтика парадокса в творчестве Воннегута.

Сатира и ирония в творчестве Д.Хеллера. Сатирическое изображение Второй мировой войны («Уловка-22»).

Образ современного обывателя в романе «Что-то случилось». Сатира на американскую бюрократию и пессимистическая оценка национальных перспектив («Голд, или Не хуже золота»).

«Школа черного юмора» — американский вариант постмодернизма (Д.Хоукс, Д.Барт, Т.Пинчон).

Утверждение абсолютной бессмысленности американского бытия и абсурдного круговорота истории. Тотальное осмеяние действительности как защита от давления «массового общества».Романы Д.Барта. Абсурд как всеобщее содержание жизни, призыв ко всеобъемлющей иронии («Плавучая опера»).

Пародийная история человеческой цивилизации («Козлоюноша Джайлс»).

Лингвизация литературы в постмодернизме. Языковые эксперименты и литературная игра в романе «Буквы» («Письма»).Смешение разнородного материала в произведениях Т.Пинчона. Путешествие по лабиринтам европейской истории ХХ века в романе «V». Постмодернистская перелицовка плутовского романа в «Радуге земного притяжения». Угроза уничтожения человечества и стихия смеха в романе Пинчона.

Жанр философского романа в творчестве С.Беллоу. Влияние экзистенциализма в постановке проблем свободы и выбора. Индивидуальное и коллективное в человеке («Лови момент»).

Черты плутовского романа в «Приключениях Оги Марча». Путешествие по кругам американского общества. Поиски путей преодоления отчуждения в романе «Герзаг».Поиски смысла жизни героем-интеллектуалом. Философский юмор в творчестве Беллоу. Размышлеия о кризисе западной цивилизации («Планета мистера Саммлера»).

Блеск и нищета современных интеллектуалов в романе Дар Гумбольта».

Социально-исторические романы У.Стайрона. Продолжение традиций «южной школы» в семейно-психологическом романе «Сойди во тьму». Герой «подбитого поколения» в романе «И поджег этот дом». Проблема негритянской революции в историческом романе «Признания Ната Тернера». Фашизм и расизм как тотальная проблема современности («Выбор Софи»).

Проблема моральной и исторической ответственности. Тема американского Юга.

Развитие американской драмы (А.Миллер, Т.Уильямс, Э.Олби).Социально-политическая проблематика реалистической драматургии А.Миллера. Преступная алчность американского капитализма, наживающегося на войне («Все мои сыновья»).

9 стр., 4423 слов

Творчество писателя Ивана Мележа

... Но и без этого его творческое наследие огромно. Рассказы, романы, эссе, очерки, пьесы, статьи о литературе и творчестве... При этом Мележ был еще и активным общественным деятелем. ... на ее основе можно преподавать в школе урок литературы по творчеству И. Мележа на тему «Судьбы и характеры романа «Полесская хроника» как отражение эпохи». Сама постановка темы ...

Влияние Х.Ибсена на жанр семейной драмы Миллера. Острота социальной критики в драме «Смерть коммивояжера». Соединение прошлого и настоящего, реального времени и воспоминаний. Утверждение человеческого достоинства («Суровое испытание», «Вид с моста»).

Черты модернистской формы в монодраме «После грехопадения». Проблема цены и ценности человеческих отношений в драме «Цена».

Концепция «пластического театра» Т.Уильямса. Проблема свободы и самопожертвования в психологической драме «Стеклянный зверинец». Тема греха и искупления, проблема нетерпимости в человеческих отношениях («Трамвай «Желание»).

Столкновение любви и собственничества («Кошка на раскаленной крыше»).

Социальные и расовые проблемы американского Юга («Орфей спускается в ад»).

Миф как средство постановки общечеловеческих проблем, образы-символы в драме. Психологический подтекст, раскрытие глубин подсознания в драмах Уильямса.

Реализм и абсурдизм в драмах Э.Олби. Проблема тотального одиночества («Что случилось в зоопарке»).

Атмосфера американского Юга («Смерть Бесси Смит»).

Разложение американской семьи, выхолащивание общественного идеала в абсурдистской драме «Американский идеал». Пустота и бесплодие американской цивилизации в семейно-психологической драме «Кто боится Вирджинии Вулф?». Проблема человеческой разобщенности («Все кончено»).

Сила и слабость нонконформизма в творчестве Олби.

7.Литература Латинской Америки. Латиноамериканский бум в послевоенной Европе. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе.

Концепция истории и культуры в творчестве Х.Л.Борхеса. Синтетический жанр новеллы-эссе. Соединение элементов детектива и авантюрного романа с культурологической перспективой. Метафоричность и интертекстуальность в рассказах Борхеса («Вавилонская библиотека», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Сообщение Броуди»).

Магическая мощь воображения («Вымыслы»).

Идея бесконечности бытия («Сад расходящихся тропок»).

Метафора погони за истиной («Богословы»).

Мифология окраин, игра со временем и пространством. Основные символы – книга, зеркало, лабиринт.

Конкретно-историческое и метафизическое в творчестве А.Карпентьера. Национальное и вселенское в романе «Царство земное». Связь времен в романе «Век Просвещения». Механизм диктаторской власти («Превратности метода»).

Социально-политическая проблематика и форма плутовского романа. Исторические события и проблемы культуры в романе «Весна священная». Мифологическое мировосприятие и роль музыки в романе.

Категория «игры» в творчестве Х.Кортасара. Смена жанров и способов постижения действительности. Корабль как аллегория Вселенной («Выигрыши»).

Художественный и социальный смысл игры («Игра в классики»).

Современный интеллигент в пространстве игры («62: Модель для сборки»).

Абсурд как способ самоутверждения героев-чудаков. Игра как способ пересоздания мира («Жизнь хронопов и фамов»).

Драма рефлектирующего сознания («Книга Мануэля»).

Противопоставление романтического порыва и жестокой реальности.

11 стр., 5049 слов

Англоязычный Модернистский роман

... внес свой вклад в обновление и развитие европейской и мировой литературы. Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма («Улисс» ... французской литературе жанр романа «потока сознания» активно развивается Марселем Прустом в семи томах (!) его хроники «В поисках утраченного времени. Апогей развития жанра приходится на раннее творчество американского ...

Историко-культурная самобытность Латинской Америки в творчестве Г.Гарсии Маркеса. Колумбийская провинция и тема одиночества («Полковнику никто не пишет»).

Обобщение судьбы латиноамериканского континента («Сто лет одиночества»).

Проблемы смены поколений и цивилизаций. Мифологические и библейские аллюзии. Соединение возвышенного и низменного, комического и трагического в карнавальной стихии романа. Коллективное сознание и власть («Осень патриарха»).

Миф о власти и механизм тоталитаризма. Время историческое и метафизическое в романе. Романтическая любовь как итог жизни («Любовь во время чумы»).

Утрата иллюзий и драма непонимания борца за независимость Америки («Генерал в своем лабиринте»).

Мифотворчество латиноамериканской действительности в произведениях М.Варгаса Льосы. Переосмысление проблемы «варварство и цивилизация» в романе «Зеленый дом». Универсальность и конкретность сатиры («Капитан Панталеон и рота добрых услуг»).

Массовая культура и массовое сознание («Тетушка Хулия и писака»).

Пути и проблемы исторического развития («Война конца света»).

Иллюзии и реальность революционного фанатизма («История Майты»).

Мифологические и литературные ассоциации в романе «Похвальное слово мачехе». Полифонизм романов Варгаса Льосы, прием «сообщающихся сосудов» и кинематографического монтажа.

8.Японская литература. Характер развития японской литературы в ХХ веке. Национальная художественная традиция и западные влияния.

Японское мироощущение в творчестве Ясунари Кавабаты. Влияние буддизма и эстетики дзен. Гармония человека и мира в романе «Снежная страна». Традиция и ритуал в романе «Тысячекрылый журавль». Поэтизация природы как совершенной красоты в романе «Стон горы». Психологизм и символика, реминисценции и ассоциативный подтекст в романе.

Восточная и западная философия в романах Кобо Абэ. Проблема свободы выбора и отчужденности от мира в романе «Женщина в песках». Психологизм и символика в романе. Диалектика взаимосвязи внутреннего и внешнего, лица и маски в романе «Чужое лицо». Взаимоотношения социума и человека в романе «Человек-ящик». Проблема духовного одиночества. Аллегорические образы, роль вставных новелл. Использование детективных элементов в динамическом сюжете, лапидарность повествовательного стиля.

Социальное и этическое в творчестве Кэндзабуро Оэ. Проблема оторванности от корней и подлинной экзистенции («Опоздавшая молодежь», «Футбол 1860 года»).

Идея дисгармоничности мира, проблема насилия и жертвенности. Идея спасения человечества в романе «Записки пинчраннера». Молодежное сознание и левый экстремизм. Эсхатологические мотивы в романе «Объяли меня воды до души моей». Разрыв связей человека с природой и утрата самотождественности современным человеком. Парадоксальность, гротесковость, ирония в поэтике Кэндзабуро Оэ.

6.Темы практических занятий

1. Литература ГДР: проблемы и тенденции развития

1.Реализм и притчевые элементы в творчестве А.Зегерс.

2.Проза Г.Канта.

3.Антифашистская и современная тема в творчестве Ф.Фюмана.

4.Идейная и эстетическая эволюция К.Вольф.

5.Деидеологизация и постмодернизм в прозе молодого поколения (К.Хайн, К.Микель).

Литература

1.Зегерс А. Мертвые остаются молодыми. Транзит (любое изд.).

2.Кант Г. Актовый зал. Остановка в пути (любое изд.).

3.Фюман Ф. Избранное.

4.Вольф К.Размышления о Кристе Т. Кассандра (любое изд.).

5.История литературы ГДР. М., 1982.

6.История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны: В 2 т. М., 1995 – 2001 (разделы о литературе ГДР).

2.Роман Д.Апдайка «Кентавр»

1.Роль мифа в раскрытии проблематики романа.

2.Этический идеал в образе Колдуэлла: страдание и доброта как принципы бытия.

3.Десакрализация мифа в характеристике персонажей.

4.Антитеза как основа сюжетосложения. Способы переключения в мифологический план.

5.Способы выражения авторской позиции.

Литература

1.Апдайк Д. Кентавр (любое издание).

2.Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

3.Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях ХХ века. Киев, 1968.

4.Морозова Т.Л. Образ молодого человека в литературе США (Битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк).

М., 1969.

5.Мулярчик А.С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины ХХ века. М., 1986.

3.Литература Латинской Америки

1.Интертекстуальность в прозе Х.Л.Борхеса.

2. «Магический реализм» в творчестве Г.Гарсии Маркеса.

3.Экспериментальная проза Х.Кортасара.

4.Мифотворчество латиноамериканской действительности в творчестве М.Варгаса Льосы.

Литература

1.Борхес Х.Л. Рассказы.

2.Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

3.Кортасар Х. Игра в классики.

4.Варгас Льоса М. Зеленый дом.

5.Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамери каннский роман. М.,1983.

6.Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М.,1983.

7.Дубин Б. Всегда иной и прежний //Борхес Х.Л. Собр. соч.: В 3 т. СПб., 1997. Т.1.

8.Земсков В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес. М., 1986.

4.Роман Г.Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества»

1.Пространственно-временная структура романа. Время историческое и метафизическое.

2.Макондо как земля обетованная. «Золотой век» и цивилизация: конец утопии.

3.Одиночество как судьба. Национальная мифологема одиночества.

4.Родовое и общечеловеческое в хронике семьи Буэндиа.

5. «Магический реализм» Гарсии Маркеса. Возвышенное и низменное, комическое и трагическое в карнавальной стихии романа.

Литература

1.Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества (Любое издание).

2.Земсков В.Б. Г.Гарсиа Маркес. М., 1989.

3.Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман: 1950 – 70-е годы. М., 1983.

4.Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М., 1988.

5.Роман У.Эко «Имя розы»

1.Определение постмодернизма У.Эко («Заметки на полях…»).

2.Жанровые особенности романа. «Имя розы» как исторический и политический роман, интеллектуальный детектив и роман-диспут.

3.Интертекстуальность как основа повествовательной структуры. Диалог культурных эпох.

4.Проблема повествователя. Ирония и языковая игра в романе.

Литература

1.Эко У. Имя розы (любое издание).

2.Рейнголд С. «Отравить монаха», или Человеческие ценности по У.Эко // Иностранная литература. 1994. №4.

3.Бахмутский В.Я. В поисках утраченного: От классицизма до У.Эко. М., 1994.

6.Японская литература

1.Японское мироощущение в творчестве Ясунари Кавабаты.

2.Человек и социум в романах Кобо Абэ.

3.Социальное и этическое в творчестве Кэндзабуро Оэ.

Литература

1.Кавабата Я. Стон горы. Снежная страна.

2.Абэ К. Чужое лицо. Человек-ящик.

3.Оэ К. Объяли меня воды до души моей.

4.Григорьева Т. Японская литература ХХ века. М.,1983.

5.Рехо К. Современный японский роман. М., 1977.

6.Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. Краски времени. М.,1982.

7.Темы контрольных работ для студентов-заочников

1.Жанр «романа-предупреждения» во французской литературе.

2.Неоромантизм в прозе Ж.М.Леклезио.

3.Тема «непреодоленного прошлого» в творчестве Г.Белля.

4.Поэтика гротеска в творчестве Г.Грасса.

5.Сатира в творчестве Ивлина Во.

6.Английская антиутопия (О.Хаксли и Д.Оруэлл).

7.Театр парадокса Г.Пинтера.

8.Эстетика постмодернизма в романе У.Эко «Имя розы».

9.Сатира и фантастика в романах К.Воннегута.

10.Мир подростка и мир взрослых в романе Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

11.Миф и реальность в романе Д.Апдайка «Кентавр».

12. «Школа черного юмора» в литературе США.

13.Абсурдизм и реализм в драмах Э.Олби.

14. «Магический реализм» в прозе Г.Гарсии Маркеса.

15.Национальное и интернациональное в японской литературе (автор по выбору).

8.Литература по курсу

1.Тексты

Веркор. Молчание моря. Люди или животные. Сильва. Квота, или Сторонники изобилия (один роман по выбору).

Мерль Р. Остров. За стеклом. Мальвиль. Мадрапур (один роман по выбору).

Базен Э. Змея в кулаке. Супружеская жизнь. Крик совы (один роман по выбору).

Беккет С. В ожидании Годо.

Ионеско Э. Лысая певица. Носорог*. Стулья*.

Роб-Грийе А. В лабиринте (или: Саррот Н. Золотые плоды).

Модиано П. Площадь Звезды. Улица темных лавок. Утраченный мир (один роман по выбору).

Леклезио Ж.М. Пустыня* (или другой роман по выбору*).

Турнье М. Лесной царь (или другой роман по выбору).

Белль Г. Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого. Групповой портрет с дамой (один роман по выбору).

Кеппен В. Голуби в траве. Теплица. Смерть в Риме (один роман по выбору).

Носсак Г.Э. Дело Д′Артеза (или: Андерш А. Винтерспельт).

Грасс Г. Жестяной барабан.

Зегерс А. Мертвые остаются молодыми (или: Кант Г. Остановка в пути).

Вольф К. Кассандра (или другой роман по выбору).

Во И Возвращение в Брайдсхед (или: Незабвенная).

Грин Г. Тихий американец. Комедианты. Ценой потери. Монсеньор Кихот (один роман по выбору).

Осборн Д. Оглянись во гневе.

Пинтер Г. Сторож.

Голдинг У. Повелитель мух. Свободное падение. Зримая тьма (один роман по выбору).

Мердок А. Под сетью. Дикая роза. Сон Бруно. Черный принц (один роман по выбору).

Фаулз Д. Коллекционер. Волхв. Женщина французского лейтенанта. Мантисса (один роман по выбору).

Барнс Д. История мира в 10 ½ главах. Англия, Англия. Попугай Флобера (один роман по выбору).

Акройд П. Процесс Элизабет Кри. Завещание Оскара Уайльда. Дом доктора Ди (один роман по выбору*).

Эко У. Имя Розы.

Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи.

Керуак Д. В дороге. Бродяги Дхармы. Подземные (один роман по выбору*).

Апдайк Д. Кентавр. Кролик, беги*.

Воннегут К. Колыбель для кошки. Сирены Титана. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Завтрак для чемпионов (один роман по выбору).

Хеллер Д. Поправка 22. Что-то случилось. Голд, или Не хуже золота (один роман по выбору).

Стайрон У. И поджег этот дом. Выбор Софи. Признания Ната Тернера (один роман по выбору*).

Миллер А. Смерть коммивояжера. Вид с моста. Цена (одну из пьес).

Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание». Кошка на раскаленной крыше. Орфей спускается в ад (одну из пьес).

Олби Э. Кто боится Вирджинии Вулф? Случай в зоопарке*.

Беллоу С. Герцог.

Барт Д. Плавучая опера (или: Конец пути).

Пинчон Т. V*.

Борхес Х.Л. Рассказы («Вавилонская библиотека», «Три версии предательства Иуды», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Богословы» и др.).

Кортасар Х. Выигрыши. Игра в классики. 62: Модель для сборки (один роман по выбору).

Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет*.

Варгас Льоса М. Зеленый дом. Капитан Панталеон и рота добрых услуг. Тетушка Хулия и писака (один роман по выбору).

Кавабата Я. Стон горы. Тысячекрылый журавль. Снежная страна (один роман по выбору).

Абэ К. Женщина в песках. Сожженная карта. Чужое лицо. Человек-ящик (один роман по выбору).

Оэ К. Объяли меня воды до души моей. Опоздавшая молодежь. Записки пинчраннера (один роман по выбору).

Произведения, отмеченные знаком *, для студентов ОЗО, студентов-финноугроведов и журналистов являются факультативными.

2.Учебники и пособия

Зарубежная литература ХХ века /Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2003 (и послед. переизд.).

Зарубежная литература ХХ века /Под ред. В.М.Толмачева. М., 2003.

Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие. М., 2002.

3.Дополнительная литература

Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950 – 60-х гг. М., 1982.

Французская литература: 1945 – 1990. М., 1995.

Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. М., 1980.

Рягузова Г.М. Современный французский роман-«предупреждение». Киев, 1984.

Уваров Ю.П. Современный французский роман (60-80-е годы).

М., 1985.

Проскурникова Т.Б. Французская «антидрама» (50-60-е годы) М., 1968.

История литературы ФРГ. М., 1980.

История литературы ГДР. М., 1982.

Зачевский Е.А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. Л., 1989.

Млечина И. Литература и «общество потребления». М., 1975.

История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны: В 2 т. М.. 1995 – 2001 (разделы о литературе ГДР).

Английская литература: 1945 – 1980. М., 1987.

Ивашова В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.

Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века. М., 1982.

Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988.

Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда. Воронеж, 2000.

Зверев А.М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985.

Мулярчик А.С. Спор идет о человеке: О литературе США 2-ой половины ХХ века. М., 1985.

Смирнов Б.А. Театр США: ХХ век. Л.. 1976.

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. М., 1976.

Земсков В.Б. Г.Гарсиа Маркес. М., 1989.

Зюкова Н.С. Алехо Карпентьер. Л., 1982.

Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман: 50-70-е годы. М., 1983.

Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М.. 1988.

Григорьева Т. Японская литература ХХ века. М., 1983.

Рехо К. Современный японский роман. М., 1977.

Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. Краски времени. М., 1982.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Райнеке (Виноградова) Ю.С. Исторический роман постмодернизма (Австрия, Великобритания, Германия, Россия).

М., 2002.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.. 1996.

9.Вопросы к экзамену (зачету) по курсу

1.Литература в культуре второй половины 20 века.

2.Литературный традиционализм французского семейного романа (Э.Базен).

3.Жанр романа-предупреждения во французской литературе (Веркор, Р.Мерль).

4.Модернизм французского «нового романа».

5.Французская «антидрама» (С.Беккет, Э.Ионеско).

6.Неоромантические тенденции во французском романе конца 20 века (П.Модиано, Ж.М.Леклезио).

7.Мифотворчество в прозе М.Турнье.

8.Литература «внутренней эмиграции» в ФРГ (Г.Бенн, Г.Казак).

9.Проблема «непреодоленного прошлого» в романах В.Кеппена.

10.Человек и история в прозе Г.Белля.

11.Тема войны и фашизма в немецкой прозе (Г.Э.Носсак, А.Андерш).

12.Национальная самокритика в творчестве Г.Грасса.

13.Основные тенденции развития литературы в ГДР.

14.Сатирическая традиция в романах И.Во.

15.Политическая и нравственная проблематика в творчестве Г.Грина.

16. «Рассерженные молодые люди» в английской литературе.

17.Драматургия Г.Пинтера.

18.Романы-притчи У.Голдинга.

19.Философско-психологические романы А.Мердок.

20.Художественные эксперименты Д.Фаулза.

21.Литература английского постмодернизма (Дж.Барнс, П.Акройд).

22.Поэзия и проза американских «битников».

23.Поиски духовных ориентиров в творчестве Д.Д.Сэлинджера.

24.Миф и бытописание в романах Д.Апдайка.

25.Сатирическая проза Д.Хеллера.

26.Гротеск и фантастика в романах К.Воннегута.

27.Герой-интеллектуал в прозе С.Беллоу.

28.Социально-исторические романы У.Стайрона.

29.Постмодернизм в литературе США: школа «черного юмора».

30.Социальная и нравственная проблематика в драмах А.Миллера.

31. «Пластический театр» Т.Уильямса.

32.Абсурдизм и реализм в драматургии Э.Олби.

33. «Магический реализм» в творчестве Г.Гарсии Маркеса.

34.Интертекстуальность в прозе Х.Л.Борхеса.

35.Экспериментальная проза Х.Кортасара.

36.Мифотворчество латиноамериканской действительности в романах М.Варгаса Льосы.

37.Национальное мироощущение в прозе Кавабата Ясунари.

38.Человек и социум в романах Кобо Абэ.

39.Социальное и этическое в творчестве Кэндзабуро Оэ.

40.Эстетика и поэтика постмодернизма в литературе конца века.

10.Тесты по курсу

1.Термин «роман-предупреждение» используется критикой для характеристики произведений французского писателя: 1) Э.Базена, 2) Р.Мерля, 3) А.Роб-Грийе, 4) Э.Ионеско.

2.Назовите известные Вам имена французских создателей «нового романа» (3 – 4 имени) и их произведения: 1) 2) 3) 4) .

3.Исключите лишнее имя из ряда авторов драматургии абсурда: 1)С.Беккет, 2)Г.Пинтер, 3)Э.Ионеско, 4)Д.Осборн.

4.Категории «причастие агнца» и «причастие буйвола» используются для характеристики персонажей в романе Г.Белля: 1) «Глазами клоуна», 2) «Бильярд в половине десятого», 3) «Групповой портрет с дамой», 4) «Женщины на берегу Рейна».

5.Назовите романы В.Кеппена, в которых раскрывается тема «непреодоленного прошлого» в жизни Германии (3 названия): 1) 2) 3) .

6.Основная проблематика романа Г.Грина «Тихий американец»: 1)политическая, 2)философская, 3)социальная, 4)психологическая.

7.Назовите имена известных Вам английских писателей группы «рассерженной молодежи» (3 имени) и их произведения: 1) 2) 3) .

8.Исключите лишнее имя из ряда писателей-постмодернистов конца ХХ века: 1)У.Голдинг, 2)Д.Фаулз, 3)У.Эко, 4)Д.Барнс.

9.Определение «Группа 47» используется для обозначения объединения: 1)английских, 2)немецких, 3)французских, 4)американских писателей середины ХХ века.

10.Творчество писателя К.Воннегута принадлежит к литературе: 1)английской, 2)немецкой, 3)американской второй половины ХХ века.

11.Продолжите ряд названий тетралогии Д.Апдайка о «Кролике Энгстроме»: 1) «Кролик, беги», 2) , 3) 4) .

12.Термин «магический реализм» используется для характеристики творчества: 1)Д.Апдайка, 2)К.Воннегута, 3)Г.Гарсии Маркеса, 4)Д.Барнса.

13.Исключите лишнее имя из ряда писателей ГДР: 1)А.Зегерс, 2)Г.Грасс, 3)К.Вольф, 4)Г.Кант.

14. «Пластическим театром» называл свои драмы американский писатель: 1)А.Миллер, 2)Т.Уильямс, 3)Э.Олби.

15.Какой из романов К.Воннегута включает тему Второй мировой войны: 1) «Механическое пианино», 2) «Колыбель для кошки», 3) «Бойня № 5, или Крестовый поход детей», 4) «Завтрак для чемпионов».

16.Характерные признаки «театра абсурда» содержат в себе многие драмы американского писателя: 1)А.Миллера, 2)Т.Уильямса, 3)Э.Олби.

17.Философия экзистенциализма в английской литературе наиболее отчетливо проявилась в творчестве: 1)У.Голдинга, 2)И.Во, 3)Д.Осборна, 4)А.Мердок.

18.Назовите известные Вам романы японского писателя Кобо Абэ (3 – 4 названия):

1) 2) 3) 4) .

19.Назовите характерные черты литературы постмодернизма (4 – 5 понятий):

1) 2) 3) 4) 5) .

20.Уподобление мира и истории библиотеке – характерная черта художественного сознания латиноамериканца: 1)Х.Л.Борхеса, 2)Х.Кортасара. 3)Г.Гарсии Маркеса.