Пояснительная записка 8

Курс «Литература стран Западной Европы и США» имеет задачей формирование у студентов специальности «лингвистика и межкультурная коммуникация» представлений об основных явлениях и логике развития литературного процесса от Средневековья до современности.

В связи с крайне ограниченным объемом времени, отводимого на изучение дисциплины (34 часа лекций в течение одного семестра), в программу включены памятники письменной культуры, созданные на английском языке, и лишь эпизодически привлекаются факты ирландской и шотландской литератур.

Цель курса – выработать у студента понятие о культурных эпохах, сформировать представление о преемственности родов и жанров литературы, раскрыть национальное своеобразие литературного процесса в Англии и США, продемонстрировать специфику образного мышления творцов литературы, приобщить студента-лингвиста к теоретическим знаниям в области науки о литературе.

2.Требования к уровню подготовки студента по дисциплине

1.Уметь воспроизвести логику литературного процесса в историко-культурном контексте эпохи.

2.Уметь анализировать литературное произведение, видеть в нем черты эпохи и творческого своеобразия автора.

3.Владеть основными сведениями о биографиях крупнейших писателей Англии и США, знать основные литературные манифесты различных литературных направлений.

4.Обладать навыками конспектирования литературных текстов, реферирования научных изданий, пользования справочной литературой.

5.Уметь самостоятельно подготовить к экзамену вопросы, не освещенные в лекционном курсе.

3.Основные понятия, которые должен усвоить студент по изучении курса

Культурно-исторические: Средневековье, миф, Возрождение, гуманизм, барокко, классицизм, Просвещение, естественный человек, естественное право, общественный договор, сентиментализм, романтизм, реализм, эстетизм, натурализм, символизм, модернизм, авангардизм, фрейдизм, абсурд, экзистенциализм, постмодернизм.

Историко-литературные: эпос (сказочно-мифологический и героический), рыцарский (куртуазный) роман, ренессансный титанизм, Реформация, утопический роман, «теория юморов», метафизическая поэзия, эпистолярный роман, байронизм, лиро-эпическая поэма, исторический роман, аболиционизм, викторианство, снобизм, «поток сознания», антиутопия, «потерянное поколение».

Литературоведческие: род ы и жанры литературы, метод, сюжет, композиция, тема, идея, система образов, «вечные образы», баллада, видение, сага, фаблио, идиллия, комедия, ода, поэма, роман, новелла, сонет, трагедии, элегия, эпопея, тропы, аллегория, метафора, символ, гипербола, литота, гротеск, ирония, сатира, остранение, парадокс, строфика, свободный стих (верлибр), интертекстуальность.

7 стр., 3311 слов

Направления профессиональной деятельности студента- выпускника ...

... исследовательская инновационной управление социальными проектами, программами, процессами   Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики Социально-технологическая: разработка и ... Преддипломная практика студентов 5-го курса (ДФО) и 6 курса (ЗФО) выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным ...

4.Тематический план курса

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максим. нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самост. работа

Всего

В том числе

Лекции

Практич. занятия

1.

Средневековая литература Британии

5

2

2

3

1.Кельтский эпос. Англо-саксонский эпос.

2.Рыцарский роман.

2

Английская литература Возрождения

10

4

4

6

1.Предвозрождение. Чосер.

2.Раннее Возрождение. Мор.

3.Поэзия и драма Зрелого Возрождения. Марло.

4.Творчество Шекспира.

3

Английская литература 17 в.

5

2

2

3

1.Поэзия барокко. Д.Донн.

2.Драма классицизма. Бен Джонсон.

3.Литература эпохи Реставрации. Д.Мильтон.

4

Литература Просвещения

10

4

4

6

1.Английский роман 18 века (Дефо. Свифт. Ричардсон. Филдинг.)

2.Поэзия сентиментализма.

3.Проза сентиментализма (Голдсмит. Стерн).

5

Английская литература первой половины 19 века

15

6

6

9

1.Поэзия «озерной школы».

2.Исторический роман В.Скотта.

3.Творчество Д.Г.Байрона.

4.Творчество П.Б.Шелли.

5.Ч.Диккенс – романист.

6.У.Теккерей – сатирик.

6

Литература США первой половины 19 века

5

2

2

3

1.Ф.Купер – романист.

2.Поэзия и проза Э.А.По.

3.Романтическая проза Н.Готорна и Г.Мелвилла.

7

Английская литература второй половины 19 века

5

2

2

3

1.Английская поэзия.

2.Д.Элиот и натурализм.

3.Реализм Т.Гарди.

4.Эстетизм. О.Уайльд.

8

Литература США второй половины 19 века

5

2

2

3

1.Американский реализм (У.Д.Хоуэллс. Г.Джеймс).

2.Поздний романтизм (Г.У.Лонгфелло. У.Уитмен).

3.Натурализм (С.Крейн. Ф.Норрис).

9

Английская литература первой половины 20 века

8

3

3

5

1.Традиция реализма (Д.Шоу. Д.Голсуорси).

2.Социальная фантастика и антиутопия (Г.Уэллс. Д.Оруэллю О.Хаксли).

3.Модернизм. Д.Джойс.

10

Литература США первой половины 20 века

7

3

3

4

1.Реализм и натурализм (Д.Лондон. Т.Драйзер).

2.Творчество Э.Хемингуэя.

3.Творчество У.Фолкнера.

11

Английская литература второй половины 20 века

5

2

2

3

1.Английский роман (И.Во. У.Голдинг. Д.Фаулз).

2.Английская драма . Д.Осборн. Р.Болт. Г.Пинтер.

12

Литература США второй половины 20 века

6

2

2

4

1.Д.Сэлинджер и молодежная контркультура.

2.Американский роман (Д.Апдайк. К.Воннегут).

3.Американская драма. Э.Олби. Т.Уильямс.

Итого:

86

34

34

52

5.Рабочая программа курса

Литература средневековой Британии.Кельтский эпос: мифологические и героические саги. Цикл Кухулина, специфика героического характера. Мифологическое сознание и родоплеменные представления в сагах. Происхождение и бытование саг. Роль поэтических фрагментов в прозаическом повествовании.

Англосаксонский эпос «Беовульф». Сказочный и мифологический элементы в поэме. Слияние разных исторических эпох как показатель незыблемости героического мира. Неоднородность эпического пространства: героический мир Хеорота и чудовищный мир Гренделя. Черты эпического стиля. Аллитерационный стих древнеанглийской поэзии.

Английские и шотландские баллады. Основные темы и мотивы. Баллады о Робин Гуде – воплощение общенациональной идеи справедливости.

Английский рыцарский роман. Новый рыцарский идеал эпохи Зрелого Средневековья и его воплощение в форме стихотворного романа. Латинская «История бриттов» Гальфрида Монмутского и сложение артуровской легенды. Рыцарские романы на французском языке в норманнской культурной среде Х11 века. Английские рыцарские романы Х111 века («Король Горн», «Песнь о Гавелоке»).

Аллитеративные романы Х1У века. Рыцарская этика и психологизм в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Завершение жанра в прозаическом романе Т.Мэлори «Смерть Артура». Темы и герои восьмикнижия Мэлори (Артур, Тристрам, Ланселот, Галахад).

Проблема взаимоотношения рыцарского, куртуазного и христианского идеалов.

Литература эпохи Возрождения.Предвозрождение. Жанры средневековой клерикальной литературы (видение, житие, моралите).

Взаимодействие жанров в «Видении о Петре Пахаре» У.Ленгленда. Христианская концепция мира и человека и крестьянская идеология в поэме Ленгленда. Гуманизм в творчестве Д.Чосера. Жанровое разнообразие «Кентерберийских рассказов». Влияние итальянской литературы Раннего Возрождения в произведениях Чосера.

Оксфордский кружок гуманистов и творчество Т.Мора. Реформация в Англии и позиция Мора по религиозному вопросу. Осуждение тирании в «Истории Ричарда 111». Критика современных социальных порядков и изображение идеального общества в «Утопии» Мора. Черты жанра утопического романа.

Английская ренессансная поэзия. Влияние итальянских и французских образцов, петраркизм в жанре английского сонета 16 века (Т.Уайет, Г.Серрей).

Гуманизм и куртуазность в поэзии Ф.Сидни и Э.Спенсера. Идеализация прекрасного и эстетизация ужасного в литературе Возрождения. «Кровавые трагедии» Т.Кида и пасторальные драмы Д.Лили. Эвфуистический стиль в в романе Лили. Плутовской роман Т.Нэша.

Ренессансная драматургия К.Марло. Космизм художественного мира и титанизм героев. Обработка народной легенды в «Трагической истории доктора Фауста». Оборотная сторона раскрепощения личности в «Мальтийском еврее». Драма Марло «Эдуард 11» и исторические хроники У.Шекспира.

Творчество У.Шекспира. Основные темы и образы сонетов. Человек и государство в исторических хрониках. Проблема идеального правителя и тиранического произвола. Образ Джона Фальстафа и «фальстафовский фон» хроник. Источники сюжетов и философия истории у Шекспира. Игра судьбы и случая в комедиях Шекспира. Фантастика и фарсовые элементы в комедиях. Право влюбленных на свободу чувства как материал комедии и трагедии («Ромео и Джульетта»).

Магистральные сюжеты трагедий Шекспира: поиск способов борьбы со злом («Гамлет»), ослепление страстью («Отелло»), утрата человечности в погоне за властью («Макбет»), открытие истинного лица мира («Король Лир»).

Трагическое у Шекспира. Столкновение сил добра и зла, легендарная атмосфера и утопические развязки трагикомедий Шекспира («Буря»).

Английская литература 17 века..Кризис абсолютизма, буржуазная революция и эпоха Реставрации. Этапы развития литературы. Своеобразие английского классицизма в творчестве Б.Джонсона. Поэзия Д.Донна и барокко. Литература эпохи Реставрации. «Героические комедии» Д.Драйдена. Аллегорический эпос Д.Бэньяна. Антипуританская сатира С.Батлера.

Творчество Д.Мильтона. сочетание барокко и классицизма в поэме «Потерянный рай». Концепция Бога и человека. Сатана как антигерой. Титанизм образов. Проблема знания в соотношении с Добром и Злом. Обобщенно-философский и актуально-политический пласты поэмы. Синтетический жанр поэмы: черты драмы, эпоса и лирики.

Английская литература эпохи Просвещения.Философия Д.Локка и становление идеологии просветительства. Основные литературные направления 18 века. Просветительский классицизм в поэзии А.Поупа.

Роль периферийных жанров журналистики и отчетов о путешествиях в становлении просветительского романа. Философская и историческая символика в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо. Образ Робинзона и понятие «робинзонады». Другие романы Дефо. «Путешествия Гулливера» Д.Свифта как сатирическое обобщение европейской действительности. Ипостаси образа Гулливера. Гротеск и фантастика в книге Свифта. Проблема жанра «Путешествий Гулливера». С.Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Рационалистический психологизм и морализаторство в романах «Памела» и «Кларисса Гарлоу». Г.Филдинг – драматург и романист. Полемика с Ричардсоном в социально-бытовом романе «Джозеф Эндрюс». Эстетика Филдинга-романиста. Комический эпос в прозе «История Тома Джонса, найденыша». Отражение философии Э. Шефтсбери и Д. Мандевиля.

Поэзия и проза английского сентиментализма. Философия Д.Беркли и Д.Юма и сентиментализм. Тема природы и психологизм в сентименталистской поэзии (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей).

Демократический критицизм в «Покинутой деревне» О.Голдсмита. Сочетание жанра идиллии и элегии. Социальные контрасты и патриархальные идеалы в романе Голдсмита «Векфильдский священник».

Сентиментально-юмористические романы Л.Стерна. Пародийность и изменение повествовательной структуры. «Тристрам Шенди» как роман о романе. Отражение философии Д.Юма. «Конек» (хобби) как ведущее свойство характеров. Этическая направленность критики в «Сентиментальном путешествии». Поэзия Р.Бернса: фольклорная основа, сочетание лиризма и юмора. Основные темы и мотивы.

Литература английского романтизма. Поэзия «озерной школы» (лейкистов) и становление романтической эстетики. Жанр описательной поэмы и баллады в творчестве В.Вордсворта , С.Т.Колриджа, Р.Саути. Предисловие к сборнику «Лирические баллады» как манифест раннего романтизма.

В.Скотт – поэт и прозаик. Фольклоризм и поэтическое новаторство в «Песнях шотландской границы». В.Скотт как основоположник жанра исторического романа. Проблема свободы человека в истории, факт и вымысел, национально-историческое своеобразие эпохи, функции протагониста. Шотландские («Уэверли», «Роб Рой») и средневековые («Айвенго», «Квентин Дорвард») романы Скотта. Исторический процесс в понимании писателя.

Жанр лиро-эпической поэмы в творчестве Д.Г.Байрона. Автор и герой в «Паломничестве Чайльд Гарольда». Тип «байронического героя» в «Восточных поэмах». Образ бунтаря-богоборца в символических драмах Байрона («Манфред», «Каин»).

Оригинальная разработка «вечного образа» в поэме «Дон Жуан». Байронический герой в русской литературе.

Героическое и риторическое в поэзии П.Б.Шелли. Проблема изменения общества в поэме «Восстание ислама» и драме «Освобожденный Прометей». Влияние Шекспира в драме «Ченчи». Тема поэта и поэзии в лирике Шелли.

Классический реализм в английской литературе 19 века. Викторианство как феномен английской жизни. Роман – ведущий жанр в реализме. Ч.Диккенс – романист. Комическая эпопея «Посмертные записки Пиквикского клуба». Обобщенный образ социального зла и утопия детскости в «Приключениях Оливера Твиста». Духовный мир английского буржуа («Домби и сын»).

Жанр романа воспитания в творчестве Диккенса («Дэвид Копперфильд», «Большие надежды»).

Эволюция героя в творчестве Диккенса.

Тема снобизма как лейтмотив творчества У.Теккерея. Теккерей – сатирик («Книга снобов»).

Жанр исторического романа в интерпретации Теккерея («Карьера Барри Линдона», «История Генри Эсмонда»).

«Ярмарка тщеславия» как «роман без героя».

Романтизм в литературе США. Изначально буржуазный характер действительности, национальный тип сознания, отношение к европейской культурной традиции. Ф.Купер – создатель американского романа. Исторические («Шпион») и морские («Лоцман») романы Купера. Взаимодействие природы, человека и цивилизации в пенталогии о Кожаном Чулке. Индейская тема у Купера («Последний из могикан»).

Э.А.По – новеллист и поэт. Эстетические принципы и характер символики в его поэзии. Типология жанра новеллы в творчестве По. Н.Готорн – новеллист и романист. «Алая буква» Готорна как исторический роман.

Г.Мелвилл – прозаик. Жанр романтической утопии в повестях «Тайпи» и «Ому». Философская проблематика и жанровый синтез в романе «Моби Дик, или Белый кит». Своеобразие исторического романа Мелвилла («Израиль Поттер»).

Литература США второй половины 19 века. Гражданская война Севера и Юга и американское общество. Аболиционизм в американской литературе. Поздний романтизм в американской поэзии. Попытка создания национального эпоса в «Песни о Гайавате» Г.У.Лонгфелло. Философская и социальная проблематика сборника «Листья травы» У.Уитмена. Поэтическое новаторство Уитмена. Свободный стих.

Становление реализма в американской прозе. Морально-этическая проблематика в творчестве У.Д.Хоуэллса. Г.Джеймс – создатель психологического романа. Тема «художник и общество» («Урок мастера»), столкновение цивилизаций («Дэзи Миллер»), социально-психологические проблемы Америки («Вашингтонская площадь») в повестях и романах Джеймса. Творчество Марка Твена. Специфика детскости и антиромантизм в «Приключениях Тома Сойера». Проблема рабовладельческой психологии в «Приключениях Геккльберри Финна». Исторический пессимизм в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Тенденции натурализма в прозе конца века. Личность и среда в романе С.Крейна «Алый знак доблести». Влияние натурализма в творчестве Ф.Норриса. Социальная проблематика в романе Норриса «Спрут».

Английская литература второй половины 19 века. Идеи эволюционизма (Ч.Дарвин) и позитивизма (Г.Спенсер) и викторианство.

Романтизм и эстетизм в поэзии «прерафаэлитов». Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот. Проблема наследственности и среды в романе «Мельница на Флоссе». Мотивы «больших надежд» и «утраченных иллюзий» в романе Джордж Элиот «Мидлмарч».

Эстетизм и символизм в творчестве О.Уайльда. Гуманистические и критические тенденции в сказках. Роль парадокса в творчестве Уайльда. Нравственно-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Уайльд – драматург.

Романы «характеров и среды» Т.Гарди. Концепция трагического и своеобразие реализма Гарди. Социальные и нравственные проблемы в романе «Тэсс из рода Д′Эрбервиллей». Судьба личности в романе «Джуд Незаметный».

Неоромантизм в английской литературе. Исторический роман и тема двойничества в творчестве Р.Л.Стивенсона. Образ Востока в поэзии и прозе Р.Киплинга. Психологизм в прозе Д.Конрада.

Английская литература первой половины 20 века. Кризис гуманизма и литература 20 века. Отражение мировых войн и социальных катаклизмов в литературе. Реалистическая традиция и зарождение модернизма. Психоанализ З.Фрейда и модернизм.

Драматургия Д.Б.Шоу. Социальная проблематика ранних пьес («Профессия миссис Уоррен»).

Жанр драмы-дискуссии у Шоу. Парадокс в творчестве Шоу («Пигмалион»).

Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Жанр экстраваганция («Тележка с яблоками»).

Традиция реалистического романа 19 века в творчестве Д.Голсуорси. Проблема «форсайтизма» в цикле «Сага о Форсайтах». Полемика Голсуорси с модернизмом. Утопия и научная фантастика в романах Г.Уэллса («Машина времени», «Человек-невидимка», «Современная Утопия»).

Социалистические и богостроительские тенденции в творчестве Уэллса. Уэллс – сатирик и антифашист («Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол», «Игрок в крокет»).

Зарождение английского модернизма (В.Вулф, Д.Г.Лоуренс, Д.Джойс).

Тема и образ Ирландии в творчестве Джойса («Дублинцы»).

Роман о становлении творческой личности («Портрет художника в юности»).

Поэтика мифа и «поток сознания» в романе «Улисс». Литература «потерянного поколения» (Р.Олдингтон).

Жанр антиутопии в английской литературе: личность в условиях научно-технического прогресса и тоталитарного общества (О.Хаксли, Д.Оруэлл).

Т.С.Элиот – реформатор англоязычной поэзии. Основные темы творчества: антигуманность цивилизации, кризис духовности, трагизм человеческого существования. Пародийное использование традиционных поэтических мотивов. Мифологизм поэмы «Бесплодная земля». Тема смерти при жизни в поэме «Полые люди».

Литература США первой половины 20 века. Романтическая традиция и отголоски социал-дарвинизма в творчестве Д.Лондона. Американское общество в творчестве Т.Драйзера. Деловой мир Америки в «Трилогии желания». Искусство и художник в романе «Гений». «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия».

Тема войны в творчестве Э.Хемингуэя. Позиция стоицизма в романе «Фиеста». Любовь и война в романе «Прощай, оружие!». Техника «айсберга» и роль подтекста в прозе Хемингуэя. Антифашистская тема в творчестве 1930 – 40-х годов. Новый герой в романе «По ком звонит колокол». Утверждение человеческого достоинства в повести «Старик и море».

Творчество У.Фолкнера. Тема «потерянного поколения» в романе «Сарторис». Социально-конкретное и общечеловеческое в «Саге Йокнапатофы». Полифоническая структура в романе «Шум и ярость». Проблемы американского Юга в творчестве Фолкнера («Авессалом, Авессалом!», «Свет в августе»).

Типология собственничества в трилогии о Сноупсах. Природа и цивилизация в торчестве Фолкнера.

Драматургия Ю.О′Нила. Социально-психологическая драма «Любовь под вязами». Трагедия разрыва человека с природой («Косматая обезьяна»).

Поиски формы современной трагедии.

Английская литература второй половины 20 века. Вторая мировая война, крушение британской империи и перестройка национального сознания.

Развитие традиций сатирического реалистического романа в творчестве И.Во. Отражение католических взглядов в романе «Пригоршня праха». Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Обличение войны и тотальная сатира в трилогии «Шпага чести».

Движение «сердитых молодых людей» в английской литературе и театре. Умонастроение послевоенной английской молодежи в пьесе Д.Осборна «Оглянись во гневе». Модернизация исторической тематики в драмах Осборна («Лютер») и Р.Болта («Человек на все времена»).

Своеобразие английского театра абсурда (Г.Пинтер).

Связь с национальной сатирической традицией.

Влияние философии экзистенциализма в английском романе. Психологизм и философские конструкции в творчестве А.Мердок. Тема нравственной деградации человека в романах-притчах У.Голдинга.

Творчество Д.Фаулза и постмодернизм. Тема художника и искусства («Башня из черного дерева»).

Поэтика постмодернизма в романе «Женщина французского лейтенанта»: интертекстуальность, открытая форма повествования, вариативность финала. Проблема искусства и свободы, роль шекспировских аллюзий в романе «Коллекционер». Мифологические и библейские реминисценции в романе «Волхв».

Литература США второй половины 20 века. Научно-техническая революция, «общество потребления» и молодежная контркультура. Литература «черного юмора» и постмодернизм.

Американская драматургия. Концепция «пластического театра» Тэннеси Уильямса. Тема греха и искупления («Трамвай «Желание»), натуралистические тенденции («Кошка на раскаленной крыше»).

Социальная проблематика драматургии А.Миллера. Крах делового человека в пьесе «Смерть коммивояжера». Столкновение мировоззрений в драме «Цена». Тенденции драмы абсурда в творчестве Э.Олби. Социально-критический смысл парадоксальных ситуаций («Случай в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вулф»?).

Движение «битников» и литература. Поэма А.Гинзберга «Вопль» как поэтический манифест битничества. Спонтанный стиль романа-импровизации Д.Керуака «На дороге». Поиски этических ориентиров в повести Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Гротескно-сатирическое изображение цивилизации в романах К.Воннегута. Морально-этическая проблематика романов Д.Апдайка (трилогия о Кролике).

Поиски смысла жизни, реальное и мифологическое в романе Апдайка «Кентавр». Жанр философской притчи в творчестве С.Беллоу. Путешествие по кругам американского общества («Приключение Оги Марча»).

Поиски путей преодоления отчуждения в романе «Герцог». Особенности авторской позиции и философский юмор Беллоу.

6.Литература по курсу

1.Тексты

Саги о Кухулине (3 – 4 повыбору).

Беовульф.

Мэлори Т. Смерть Артура (Книги 1 – 2).

Чосер Д. Кентерберийские рассказы.

Мор Т. Утопия.

Марло К. Трагическая история доктора Фауста.

Шекспир У. Сонеты. Ричард 111 (или: Генрих 1У).

Двенадцатая ночь. Гамлет. Король Лир. Буря.

Джонсон Б. Вольпоне, или Лис.

Мильтон Д. Потерянный рай.

Дефо Д Робинзон Крузо.

Свифт Д. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. Джозеф Эндрюс (или: История Тома Джонса, найденыша).

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

Скотт В. Айвенго.

Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Гяур (или: Корсар).

Манфред (или: Каин).

Дон Жуан.

Шелли П.Б. Освобожденный Прометей (или: Ченчи).

Диккенс Ч. Домби и сын (или: другой роман по выбору).

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Купер Ф. Шпион (или: Последний из могикан).

По Э.А. Новеллы (3 – 4 по выбору).

Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит.

Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате.

Уитмен У. Листья травы.

Джеймс Г. Дэзи Миллер. Письма Асперна.

Твен М. Приключения Геккльберри Финна.

Норрис Ф. Спрут.

Гарди Т. Тэсс из рода Д′Эрбервиллей.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда.

Шоу Д.Б. Пигмалион (или: Дом, где разбиваются сердца).

Уэллс Г. Один роман по выбору.

Голсуорси Д. Собственник.

Джойс Д. Улисс (или: Портрет художника в юности).

Хаксли О. О новый, дивный мир.

Оруэлл Д. 1984.

Лондон Д. Мартин Иден.

Драйзер Т. Сестра Керри (или: Американская трагедия).

Хемингуэй Э. Прощай, оружие! (или: По ком звонит колокол).

Фолкнер У. Шум и ярость (или: другой роман по выбору).

Во И. Возвращение в Брайдсхед (или: другой роман по выбору).

Голдинг У. Повелитель мух.

Осборн Д. Оглянись во гневе.

Фаулз Д. Коллекционер (или: другой роман по выбору).

Пинтер Г. Сторож.

Элиот Т.С. Бесплодная земля. Полые люди.

Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи.

Апдайк Д. Кентавр.

Воннегут К. Один роман по выбору.

Уильямс Т. Трамвай «Желание».

Олби Э. Кто боится Вирджинии Вулф?

11.Учебники и пособия

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

Гиленсон Б.А. История литературы США. М., 2006.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984 – 1994. Т.2 – 8 (главы о литературе Англии и США).

111.Дополнительная литература

Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.

Мельникова Е.А. Меч и лира: Героический мир англосаксонского эпоса. М., 1987.

Михайлов А.Д. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори // Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1981. Т.1.

Никола М.И. Английская литература Х1У века: Становление национальных культурных традиций. М., 1994.

Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М., 1986.

Осиновский И.Н. Томас Мор: Утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.

Парфенов А.Т. Кристофер Марло. М., 1964.

Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.

Макуренкова С.А. Джон Данн: Поэтика и риторика. М., 1994.

Павлова Т. Милтон. М., 1997.

Сидорченко Л.В. Александр Поуп: В поисках идеала. Л., 1987.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Муравьев В.С. Джонатан Свифт. М., 1968.

Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1972.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.

Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

Жирмунский В.М. Поэзия английского сентиментализма // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М.,1977.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974.

Гусманов И.Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1995.

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.;Л., 1955.

Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. СПб., 1994.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе Х1Х века. М., 1972.

Шейнкер В. Исторический роман Дж.Купера. Иваново, 1980.

Ковалев Ю.В. Эдгар По: Новеллист и поэт. Л., 1984.

Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

Ронгонен Л.И. Г.У.Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». М., 1982.

Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982.

Ивашова В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. М., 1974.

Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. Л., 1970.

Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.

Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.

Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. М., 1963.

Тугушева М.П. Джон Голсуорси. М., 1973.

Гражданская З.Т. Бернард Шоу. М., 1979.

Богословский В.Н. Джек Лондон. М., 1964.

Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М., 1977.

Ромм А.Н. Марк Твен. М., 1977.

Грибанов Б. Хемингуэй. М., 1970.

Анастасьев Н. Фолкнер: Очерк творчества. М., 1976.

Ивашова В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.

Английская литература: 1945 – 1980. М., 1987.

Жантиева Д. Джеймс Джойс. М., 1967.

Зверев А.М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970.

7.Темы для рефератов

1.Английский стихотворный рыцарский роман Средневековья.

2.Средневековое и ренессансное в «Кентерберийских рассказах» Д.Чосера.

3.Жанр сонета в поэзии английского Возрождения.

4.Образ Фауста в немецкой народной книге и пьесе К.Марло.

5.Т.Мор: его предшественники и последователи.

6.Английский классицизм в творчестве Б.Джонсона.

7.Жанр комедии в английской литературе 18 века.

8.Поэзия Р.Бернса на фоне английского сентиментализма.

9.Гротеск и фантастика в творчестве Д.Свифта.

10.Жанр драмы в творчестве Д.Г.Байрона.

11.Переосмысление вечного образа в поэме Д.Г.Байрона «Дон Жуан».

12.Жанр баллады в творчестве поэтов «озерной школы».

13.Исторический роман в литературе американского романтизма.

14.Положительный герой в романах Ч.Диккенса.

15.Жанр «рождественской повести» в творчестве Ч.Диккенса.

16.Исторический роман в творчестве У.Теккерея.

17.Драматургия О.Уайльда.

18.Роль парадокса в творчестве О.Уайльда и Д.Б.Шоу.

19.Английская поэзия второй половины 19 века.

20.Неоромантизм в прозе Р.Киплинга.

21.Романтическая традиция в творчестве Д.Лондона.

22.Романы Марка Твена на историческом материале.

23.Тема «американской мечты» в творчестве Ф.С.Фицджеральда.

24.Проблема «потерянного поколения» в рассказах Э.Хемингуэя.

25.Трагическое в драматургии Ю.О′Нила.

26.Главные темы поэзии Т.С.Элиота.

27.Философско-психологические романы А.Мердок.

28.Английская антиутопия первой половины 20 века.

29.Английский театр абсурда второй половины 20 века.

30.Сатира и фантастика в романах К.Воннегута.

8.Вопросы к экзамену по курсу

1.Кельтский эпос Раннего Средневековья.

2.Англосаксонский эпос Раннего Средневековья.

3.Жанр английского рыцарского романа.

4.Средневековое и ренессансное в творчестве Д.Чосера.

5.Поэзия и проза английского Возрождения.

6.Драматургия К.Марло: проблема свободы личности.

7.Поэзия У.Шекспира.

8.Исторические хроники У.Шекспира.

9.Игра любви и случая в комедиях У.Шекспира.

10.Жанр трагедии в творчестве У.Шекспира.

11.Мироощущение барокко в творчестве Д.Донна.

12.Тенденции классицизма в драматургии Б.Джонсона.

13.Эпическая поэма Д.Мильтона «Потерянный рай».

14.Идеология и литературные направления эпохи Просвещения.

15.Д.Дефо – романист.

16.Сатира Д.Свифта.

17. «Комический эпос в прозе» Г.Филдинга.

18.Поэзия английского сентиментализма.

19.Проза английского сентиментализма.

20. «Озерная школа» и становление английского романтизма.

21.В.Скотт – основоположник исторического романа.

22.Жанр лиро-эпической поэмы в творчестве Д.Г.Байрона.

23.Поэзия и драматургия П.Б.Шелли.

24.Эволюция героя в романах Ч.Диккенса.

25.У.Теккерей – сатирик.

26.Пенталогия о Кожаном Чулке Ф.Купера.

27.Э.А.По – новеллист и поэт.

28.Жанр исторического романа в американском романтизме.

29.Романтическая проза Г.Мелвилла.

30.Поэзия позднего американского романтизма.

31.Реализм в американской прозе второй половины 19 века.

32.Тенденции натурализма в американской литературе конца 19 века.

33.Сатира и юмор в творчестве Марка Твена.

34.Английская поэзия второй половины 19 века.

35.Романы «характеров и среды» Т.Гарди.

36.Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот.

37.Эстетизм в теории и творчестве О.Уайльда.

38.Романтическое и натуралистическое в творчестве Д.Лондона.

39. «Американская мечта» и «американская трагедия» в творчестве Т.Драйзера.

40.Человек и война в творчестве Э.Хемингуэя.

41. «Сага Йокнапатофы» в творчестве У.Фолкнера.

42.Драматургия Д.Б.Шоу.

43.Фантастика и сатира в романах Г.Уэллса.

44.Тема «форсайтизма» в творчестве Д.Голсуорси.

45.Д.Джойс и литература английского модернизма.

46.Проблема «потерянного поколения» в творчестве Р.Олдингтона.