Цели и задачи курса
Цели: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности, психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека, психологии малых групп, психологии управленческой деятельности;
формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей и влияния на него;
развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии социально-психологических явлений;
стимулирование процессов самореализации и самосовершенствования в освоении будущей специальности, личностного роста.
Психологические знания и умения, составляющие основу психолого-педагогической компетентности, будут способствовать формированию социально-личностных и профессиональных компетенций выпускника.
В результате изучения курса студент должен
знать:
- сущность и ключевые категории психологии;
- основные закономерности и положения психологии;
- направления и принципы практического применения психологических знаний в профессиональной деятельности;
уметь характеризовать:
- психические состояния, процессы и личностные особенности;
- социально-психологические процессы и явления;
уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
- психологические особенности личности подчиненных и сотрудников;
- закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;
приобрести навыки и качества:
- развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;
- совместной созидательной деятельности;
- конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.
Организационно-методические указания
Обучение планируется осуществлять с использованием мультимедийных средств. Общий объем времени на преподавания курса для студентов очного обучения составляет 36 часов. Из них 14 часов отведено на чтение лекций, 16 часов на семинарские занятия и 6 часов на контролируемую самостоятельную работу. Промежуточный контроль знаний – тестирование по проверке качества усвоения пройденного материала. В заключение курса – комплексный экзамен по дисциплине «Основы психологии и педагогики».
Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя
... профессионализма. За последние 20-25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического воздействия. Первый подход ориентирован на использование окружающей ... и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. С другой стороны, существует ряд ...
Для студентов заочной формы обучения планируется: лекций — 4 часа, семинарских занятий – 6 часов. Изучение остальных тем осуществляется самостоятельно. Итоговый контроль знаний – комплексный экзамен по дисциплине «Основы психологии и педагогики».
Тематический план курса «Основы психологии» для студентов дневной формы обучения по специальности 1-26 02 02 — Менеджмент
№ |
Название темы |
Всего |
Лекции |
Сем. |
КСР |
1. |
Введение в курс «Основы психологии» |
2 |
2 |
|
|
2. |
Биологическая и психологическая подструктуры личности |
4 |
2 |
2 |
|
3. |
Социальная подструктура личности |
2 |
2 |
|
|
4. |
Направленность личности |
2 |
|
2 |
|
5. |
Эмоции и психические состояния личности |
2 |
|
2 |
|
6. |
Свойства личности |
4 |
2 |
2 |
|
7. |
Межличностные отношения и общение |
4 |
2 |
2 |
|
8. |
Межличностные конфликты |
2 |
|
2 |
|
9. |
Взаимодействие людей в малых группах |
2 |
|
2 |
|
10. |
Системный психологический подход в управлении |
2 |
2 |
|
|
11. |
Личность и группа как субъект и объект управления |
2 |
2 |
|
|
12. |
Роль и психологические функции руководителя в системе управления |
2 |
|
2 |
|
13. |
Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии |
4 |
|
|
4 |
14. |
Итоговый контроль усвоения курса |
2 |
|
|
2 |
15. |
Итого |
36 |
14 |
16 |
6 |
Тематический план курса «Основы психологии» для студентов заочной формы обучения по специальности 1-26 02 02 Менеджмент
№ |
Название темы |
Всего |
Лекции |
Сем. |
КСР |
1. |
Введение в курс «Основы психологии» |
2 |
2 |
|
|
2. |
Биологическая и психологическая подструктуры личности |
Изучается самостоятельно |
|||
3. |
Социальная подструктура личности |
Изучается самостоятельно |
|||
4. |
Направленность личности |
Изучается самостоятельно |
|||
5. |
Эмоции и психические состояния личности |
Изучается самостоятельно |
|||
6. |
Свойства личности |
2 |
|
2 |
|
7. |
Межличностные отношения и общение |
Изучается самостоятельно |
|||
8. |
Межличностные конфликты |
Изучается самостоятельно |
|||
9. |
Взаимодействие людей в малых группах |
2 |
|
2 |
|
10. |
Системный психологический подход в управлении |
Изучается самостоятельно |
|||
11. |
Личность и группа как субъект и объект управления |
Изучается самостоятельно |
|||
12. |
Роль и психологические функции руководителя в системе управления |
2 |
2 |
|
|
13. |
Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии |
Изучается самостоятельно |
|||
14. |
Итоговый контроль усвоения курса |
2 |
|
2 |
|
15. |
Итого |
10 |
4 |
6 |
|
Учебно-методическая карта (дневная форма обучения)
Номер раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) |
Литература |
Формы контроля знаний |
|||
лекции |
практические (семинарские) занятия |
лабораторные занятия |
управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Введение в курс «Основы психологии». 1.1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы психологии. 1.2. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. |
2 |
|
|
|
|
[ 2, 6, 9] |
Текущий. Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий |
2. |
Биологическая и психологическая подструктуры личности. 2.1. Биологическая подструктура личности. 2.2. Психологическая подструктура личности. |
2 |
2 |
|
|
Раздаточный материал |
[ 2, 3, 5, 6, 7, 9] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Подготовка рефератов |
3. |
Социальная подструктура личности. 3.1. Процесс социализации и его характеристика. 3.2. Механизмы регуляции поведения личности. Виды социального поведения. |
2 |
|
|
|
|
[1, 2, 5, 8, 12,] |
Текущий. Устное обсуждение |
4. |
Направленность личности. 4.1. Мотвационно-потребностная сфера личности. 4.2. Самосознание личности. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[2, 5, 6, 8, 12,] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий |
5. |
Эмоции и психические состояния личности. 5.1.Эмоциональная сфера личности. 5.2. Психические состояния личности. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий
|
[2, 5, 9] |
Устное обсуждение вопросов. Доклады. |
6. |
Свойства личности. 6.1. Темперамент и характер. 6.2. Способности.
|
2 |
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[2, 5, 8, 9] |
Устное обсуждение вопросов. Доклады. |
7. |
Межличностные отношения и общение. 7.1. Межличностные отношения: понятие и характеристика. 7.2. Характеристика общения. |
2 |
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[1, 4, 9, 10, 12] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Подготовка рефератов |
8. |
Межличностные конфликты. 8.1. Понятие конфликта. 8.2. Межличностные конфликты и их характеристика. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[1, 4, 10, 12] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Ситуационно-ролевые игры |
9. |
Взаимодействие людей в малых группах. 9.1. Понятие малой группы в психологии. 9.2. Групповая динамика. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[1, 4, 9, 10, 12] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Подготовка рефератов |
10. |
Системный психологический подход в управлении. 10.1. Психология управления как наука. 10.2. Процесс и система управления. |
2 |
|
|
|
Самостоятельное изучение вопросов по предложенной литературе |
[4, 10] |
Текущий. Устное обсуждение |
11. |
Личность и группа как субъект и объект управления. 11.1. личность как субъект и объект управления. 11.2. Организация как объект управления. |
2 |
|
|
|
Самостоятельное изучение вопросов по предложенной литературе
|
[4, 10]
|
Текущий. Устное обсуждение |
12. |
Роль и психологические функции руководителя в системе управления. 12.1. Личность руководителя, психология индивидуального стиля управления и принятия управленческого решения. 12.2. Психологические основы управленческого общения. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[4, 10]
|
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Ситуационно-ролевые игры |
13. |
Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии.
|
|
|
|
4 |
Раздаточный материал, бланки заданий |
|
Круглый стол |
14. |
Итоговый контроль усвоения курса |
|
|
|
2 |
Подготовка индивидуальных заданий |
|
Защита индивидуальных заданий. |
Учебно-методическая карта (заочная форма обучения)
Номер раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) |
Литература |
Формы контроля знаний |
|||
лекции |
практические (семинарские) занятия |
лабораторные занятия |
управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Введение в курс «Основы психологии». 1.1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы психологии. 1.2. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. |
2 |
|
|
|
|
[ 2, 6, 9] |
Текущий. Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий |
2. |
Биологическая и психологическая подструктуры личности. 2.1. Биологическая подструктура личности. 2.2. Психологическая подструктура личности. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[ 2, 3, 5, 6, 7, 9] |
|
3. |
Социальная подструктура личности. 3.1. Процесс социализации и его характеристика. 3.2. Механизмы регуляции поведения личности. Виды социального поведения. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[1, 2, 5, 8, 12,] |
|
4. |
Направленность личности. 4.1. Мотвационно-потребностная сфера личности. 4.2. Самосознание личности. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[2, 5, 6, 8, 12,] |
|
5. |
Эмоции и психические состояния личности. 5.1.Эмоциональная сфера личности. 5.2. Психические состояния личности. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[2, 5, 9] |
|
6. |
Свойства личности. 6.1. Темперамент и характер. 6.2. Способности.
|
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[2, 5, 8, 9] |
Устное обсуждение вопросов. Доклады.
|
7. |
Межличностные отношения и общение. 7.1. Межличностные отношения: понятие и характеристика. 7.2. Характеристика общения. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[1, 4, 9, 10, 12] |
|
8. |
Межличностные конфликты. 8.1. Понятие конфликта. 8.2. Межличностные конфликты и их характеристика. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[1, 4, 10, 12] |
|
9. |
Взаимодействие людей в малых группах. 9.1. Понятие малой группы в психологии. 9.2. Групповая динамика. |
|
2 |
|
|
Раздаточный материал, бланки заданий |
[1, 4, 9, 10, 12] |
Устное обсуждение. Выполнение контрольных заданий Подготовка рефератов |
10. |
Системный психологический подход в управлении. 10.1. Психология управления как наука. 10.2. Процесс и система управления. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но |
[4, 10] |
|
11. |
Личность и группа как субъект и объект управления. 11.1. личность как субъект и объект управления. 11.2. Организация как объект управления. |
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но
|
[4, 10]
|
|
12. |
Роль и психологические функции руководителя в системе управления. 12.1. Личность руководителя, психология индивидуального стиля управления и принятия управленческого решения. 12.2. Психологические основы управленческого общения. |
2 |
|
|
|
|
[4, 10]
|
Текущий. Устное обсуждение.
|
13. |
Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии.
|
|
|
|
|
Изучается самостоятель-но
|
|
|
14. |
Итоговый контроль усвоения курса |
|
2 |
|
|
Подготовка индивидуальных заданий |
|
Защита индивидуальных заданий. |
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Основы психологии»
Психология как наука. Объект, предмет и основные методы психологии. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Понятие о психике. Психическое как субъективное отражение объективного мира. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание. Проблема биологического и социального в природе человека.
Тема 2. Биологическая и психологическая подструктуры личности
Индивид, индивидуальность, личность. Половозрастные особенности личности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.
Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Функции и виды представлений.
Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Роль представлений, ассоциаций, смысловых связей в работе памяти. Уровни памяти. Эффект реминисценции.
Мышление, язык и речь, воображение. Мышление как процесс. Функции и виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Формы мышления. Выдвижение и проверка гипотез. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Мышление и речь. Природа воображения и его виды.
Внимание, его функции и свойства. Виды, структура и основные свойства внимания. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.
Тема 3. Социальная подструктура личности
Социализация личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Про-социальное и асоциальное поведение.
Тема 4. Направленность личности
Потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребности. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Полимотивированность. Мотивация и волевые процессы. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Самосознание и образ мира. Самооценка и самоотношение. Я-концепция личности.
Тема 5. Эмоции и психические состояния личности
Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Эмоциональные состояния. Фундаментальные эмоции. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.
Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
Тема 6. Свойства личности
Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.
Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Акцентуации характера и их типы.
Понятие способности и происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.
Тема 7. Межличностные отношения и общение
Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений. Статус и ролевые отношения. Общение, его функции и структура. Представление о коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция. Средства и виды общения.
Тема 8. Межличностные конфликты
Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.
Тема 9. Взаимодействие людей в малых группах
Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.
Тема 10. Системный психологический подход в управлении
Психология управления как наука. Основные направления развития психологии управления. Процесс и система управления. Психологизация менеджмента, управления людьми и группами.
Тема 11. Личность и группа как субъект и объект правления
Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.
Тема 12. Роль и психологические функции руководителя в системе управления
Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.
Тема 13. Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии
Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Повторение на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность).
Тема 14. Итоговый контроль усвоения курса
Итоговый контроль усвоения знаний и умений по дисциплине проводится в виде контрольной работы или итогового тестирования.
Планы семинарских занятий и К.С.Р. по курсу
«Основы психологии»
Тема 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности
Групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения
- Свойства ощущений и восприятия.
- Свойства внимания, пути активизации внимания.
- Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания.
- Проблема взаимосвязи мышления и речи.
Практические задания
- Проанализируйте предложенные определения внимания, выберите то, которое вам импонирует и объясните почему.
- Подберите пример любой деятельности, где присутствуют такие психические процессы как восприятие, память, воображение, мышление как ее неотъемлемые компоненты.
- Найдите сходства и отличия в процессах ощущения и восприятия
Темы рефератов
- Характеристика ощущения как психического процесса.
- Характеристика восприятия и представления как психических процессов.
- Характеристика памяти как психического процесса.
- Характеристика мышления и речи как психических процессов.
- Характеристика воображения как психического процесса.
- Характеристика внимания как психического процесса.
Литература
Основная:
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
- Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
- Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
Дополнительная:
- Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
- Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
- Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
- Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н, Леонтьева [и др.]. — М., 1976.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
Тема 2. Направленность личности
Семинар творческого типа
Практические задания
- Определить связь между такими понятиями как самосознание, Я, образ Я, Я-концепция, самооценка.
- Проанализируйте предложенные определения мотивации, выберите то, которое вам импонирует и объясните почему.
- Выделите структуру и основные параметры мотивационной сферы человека.
- Классификация потребностей по А. Маслоу (нарисуйте пирамиду….).
- Приведите пример общечеловеческих ценностей в мотивационной сфере личности.
Темы рефератов
- Классификация потребностей.
- Механизмы формирования мотивации.
- Самосознание и образ мира.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
- Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
- Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема 3. Эмоции и психические состояния личности
Семинар
Вопросы для обсуждения
- Значение эмоций в жизни человека.
- Основные функции и виды эмоций.
- Развитие эмоциональной сферы человека.
- Значение воли в организации социальных контактов человека.
- Признаки волевого акта и фазы волевого процесса.
- Становление волевых качеств личности.
Темы рефератов
- Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
- Основные характеристики и функции чувств.
- Характеристика основных эмоциональных состояний личности.
- Воля как психический процесс. Основные волевые качества.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
- Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
- Первин, Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон. -М., 2000.
Дополнительная:
- Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
- Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
- Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема 4. Свойства личности
Семинар творческого типа
Практические задания
- Укажите взаимосвязь, сходства и различия таких индивидуальных особенностей как темперамент, характер, способности.
- Укажите сильные и слабые стороны различных типов темперамента.
- Что такое способности?
- Являются ли они врожденными особенностями личности или полностью приобретаются при жизни?
- Или врожденными являются некие возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности?
- Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?
Темы рефератов
- Характеристика типов темперамента
- Типологизация характера как свойства личности
- Характеристика общих и частных способностей
Литература
Основная:
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
- Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
Дополнительная:
- Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
- Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
- Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
- Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
Тема 5. Межличностные отношения и общение
Семинар
Вопросы для обсуждения
- Виды и уровни межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений. Привести пример применения этих знаний для эффективной организации совместной деятельности;
- Привести пример использования знаний межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизни и деятельности.
- Роль и значение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения в жизни человека….
Темы рефератов
- Виды и уровни взаимоотношений.
- Общение, его функции и структура.
- Средства и виды общения.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема 6. Межличностные конфликты
Семинар
Вопросы для обсуждения
- Понятие конфликта. Классификация конфликтов.
- Причины возникновения конфликтов.
- Способы разрешения конфликтов.
- Привести пример конфликтной ситуации, указать возможные причины его возникновения и возможные пути разрешения…
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема 7. Взаимодействие людей в малых группах Метод «мозгового штурма»
Анализ конкретных ситуаций.
Темы рефератов
- Возникновение и формирование межличностных отношений.
- Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп.
- Социально-психологический климат группы. Социометрическая структура группы.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления
Семинар
Вопросы для обсуждения
- Личность и организация как объекты управления.
- Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
- Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
- Психология принятия управленческих решений. Характеристика и виды управленческого общения.
Анализ конкретных ситуаций.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема № 1 контролируемой самостоятельной работы
Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии
Круглый стол
Решение психологических задач, выполнение практических заданий, специфических задач по профилю специальности. Материалом для задач могут быть жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоотношений, а так же их можно позаимствовать из учебных пособий по психологическому практикуму или по образцу составлять свои.
- Контрольные задания по психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Л.А. Першина. – М., 1998.
- Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.
- Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии. – Минск, 1988.
- Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учебное пособие / Росс. акад. образов., Акад. пед. и соц. наук. – М.; Воронеж, 2000.
Литература
Основная:
- Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Тема № 2 контролируемой самостоятельной работы Итоговый контроль усвоения курса
Защита индивидуальных заданий
Формы и содержание текущего контроля: подготовка к семинарам и практическим занятиям, участие в них; индивидуальные (групповые) доклады; письменные работы, связанные с проверкой усвоения основных понятий темы; тестирование; анализ проблемных ситуаций;
Формы и содержание итогового контроля: ответы по билетам; собеседование по курсу (групповое, индивидуальное).
Отчетные материалы: обобщающие схемы по темам курса; разработанные проблемные вопросы, задания, ребусы, кроссворды; конспекты первоисточников; картотеки методик.
Литература по курсу «основы психологии»
Основная:
1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
- Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
- Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
- Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
- Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
- Первин, Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон. -М., 2000.
- Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
- Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
- Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.
Дополнительная:
- Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
- Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
- Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
- Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
- Талайко, С В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С. В. Талайко. — Мозырь, 2006.
- Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н, Леонтьева [и др.]. — М., 1976.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
- Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «основы психологии»
- Психология как наука, ее объект и предмет исследования.
- Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
- Современные представления об этапах развития психики.
- Понятие о сознании как высшей ступени развития психики.
- Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
- Характеристика ощущения как психического процесса.
- Характеристика восприятия и представления как психических процессов.
- Характеристика памяти как психического процесса.
- Характеристика мышления и речи как психических процессов.
- Характеристика воображения как психического процесса.
- Характеристика внимания как психического процесса.
- Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
- Основные характеристики и функции чувств.
- Характеристика основных эмоциональных состояний личности.
- Воля как психический процесс. Основные волевые качества.
- Понятие личности в психологии, ее психологическая структура.
- Общая характеристика темперамента.
- Характеристика сангвинического типа темперамента
- Характеристика холерического типа темперамента
- Характеристика флегматического типа темперамента
- Характеристика меланхолического типа темперамента
- Характер, его виды и пути формирования.
- Способности, их структура и уровни развития.
- Понятие о самосознании в психологии.
- Самооценка и уровень притязаний личности.
- Возникновение и формирование межличностных отношений.
- Виды и уровни взаимоотношений.
- Общение, его функции и структура.
- Средства и виды общения.
- Понятие конфликта. Классификация конфликтов.
- Причины возникновения конфликтов.
- Способы разрешения конфликтов.
- Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп.
- Социально-психологический климат группы. Социометрическая структура группы.
- Психология управления как научная отрасль. Психологизация управления людьми и трудовыми коллективами.
- Характеристика Процесса и системы управления.
- Личность и организация как объекты управления.
- Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
- Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
- Психология принятия управленческих решений. Характеристика и виды управленческого общения.