Пояснительная записка 9

Цели и задачи курса

Цели: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности, психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.

Задачи:

освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека, психологии малых групп, психологии управленческой деятельности;

формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей и влияния на него;

развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии социально-психологических явлений;

стимулирование процессов самореализации и самосовершенствования в освоении будущей специальности, личностного роста.

Психологические знания и умения, составляющие основу психолого-педагогической компетентности, будут способствовать формированию социально-личностных и профессиональных компетенций выпускника.

В результате изучения курса студент должен

знать:

  • сущность и ключевые категории психологии;
  • основные закономерности и положения психологии;
  • направления и принципы практического применения психологических знаний в профессиональной деятельности;

уметь характеризовать:

  • психические состояния, процессы и личностные особенности;
  • социально-психологические процессы и явления;

уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

  • психологические особенности личности подчиненных и сотрудников;
  • закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;

приобрести навыки и качества:

  • развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;
  • совместной созидательной деятельности;
  • конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.

Организационно-методические указания

Обучение планируется осуществлять с использованием мультимедийных средств. Общий объем времени на преподавания курса для студентов очного обучения составляет 36 часов. Из них 14 часов отведено на чтение лекций, 16 часов на семинарские занятия и 6 часов на контролируемую самостоятельную работу. Промежуточный контроль знаний – тестирование по проверке качества усвоения пройденного материала. В заключение курса – комплексный экзамен по дисциплине «Основы психологии и педагогики».

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... профессионализма. За последние 20-25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического воздействия. Первый подход ориентирован на использование окружаю­щей ... и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. С другой стороны, существует ряд ...

Для студентов заочной формы обучения планируется: лекций — 4 часа, семинарских занятий – 6 часов. Изучение остальных тем осуществляется самостоятельно. Итоговый контроль знаний – комплексный экзамен по дисциплине «Основы психологии и педагогики».

Тематический план курса «Основы психологии» для студентов дневной формы обучения по специальности 1-26 02 02 — Менеджмент

Название темы

Всего

Лекции

Сем.

КСР

1.

Введение в курс «Основы психологии»

2

2

2.

Биологическая и психологическая подструктуры личности

4

2

2

3.

Социальная подструктура личности

2

2

4.

Направленность личности

2

2

5.

Эмоции и психические состояния личности

2

2

6.

Свойства личности

4

2

2

7.

Межличностные отношения и общение

4

2

2

8.

Межличностные конфликты

2

2

9.

Взаимодействие людей в малых группах

2

2

10.

Системный психологический подход в управлении

2

2

11.

Личность и группа как субъект и объект управления

2

2

12.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления

2

2

13.

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

4

4

14.

Итоговый контроль усвоения курса

2

2

15.

Итого

36

14

16

6

Тематический план курса «Основы психологии» для студентов заочной формы обучения по специальности 1-26 02 02 Менеджмент

Название темы

Всего

Лекции

Сем.

КСР

1.

Введение в курс «Основы психологии»

2

2

2.

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Изучается самостоятельно

3.

Социальная подструктура личности

Изучается самостоятельно

4.

Направленность личности

Изучается самостоятельно

5.

Эмоции и психические состояния личности

Изучается самостоятельно

6.

Свойства личности

2

2

7.

Межличностные отношения и общение

Изучается самостоятельно

8.

Межличностные конфликты

Изучается самостоятельно

9.

Взаимодействие людей в малых группах

2

2

10.

Системный психологический подход в управлении

Изучается самостоятельно

11.

Личность и группа как субъект и объект управления

Изучается самостоятельно

12.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления

2

2

13.

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

Изучается самостоятельно

14.

Итоговый контроль усвоения курса

2

2

15.

Итого

10

4

6

Учебно-методическая карта (дневная форма обучения)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля

знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия

лабораторные

занятия

управляемая (контролируемая)

самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение в курс «Основы психологии».

1.1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы психологии.

1.2. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание.

2

[ 2, 6, 9]

Текущий. Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

2.

Биологическая и психологическая подструктуры личности.

2.1. Биологическая подструктура личности.

2.2. Психологическая подструктура личности.

2

2

Раздаточный материал

[ 2, 3, 5, 6, 7, 9]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Подготовка рефератов

3.

Социальная подструктура личности.

3.1. Процесс социализации и его характеристика.

3.2. Механизмы регуляции поведения личности. Виды социального поведения.

2

[1, 2, 5, 8, 12,]

Текущий. Устное обсуждение

4.

Направленность личности.

4.1. Мотвационно-потребностная сфера личности.

4.2. Самосознание личности.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[2, 5, 6, 8, 12,]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

5.

Эмоции и психические состояния личности.

5.1.Эмоциональная сфера личности.

5.2. Психические состояния личности.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[2, 5, 9]

Устное обсуждение вопросов. Доклады.

6.

Свойства личности.

6.1. Темперамент и характер.

6.2. Способности.

2

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[2, 5, 8, 9]

Устное обсуждение вопросов. Доклады.

7.

Межличностные отношения и общение.

7.1. Межличностные отношения: понятие и характеристика.

7.2. Характеристика общения.

2

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[1, 4, 9, 10, 12]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Подготовка рефератов

8.

Межличностные конфликты.

8.1. Понятие конфликта.

8.2. Межличностные конфликты и их характеристика.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[1, 4, 10, 12]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Ситуационно-ролевые игры

9.

Взаимодействие людей в малых группах.

9.1. Понятие малой группы в психологии.

9.2. Групповая динамика.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[1, 4, 9, 10, 12]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Подготовка рефератов

10.

Системный психологический подход в управлении.

10.1. Психология управления как наука.

10.2. Процесс и система управления.

2

Самостоятельное изучение вопросов по предложенной литературе

[4, 10]

Текущий. Устное обсуждение

11.

Личность и группа как субъект и объект управления.

11.1. личность как субъект и объект управления.

11.2. Организация как объект управления.

2

Самостоятельное изучение вопросов по предложенной литературе

[4, 10]

Текущий. Устное обсуждение

12.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления.

12.1. Личность руководителя, психология индивидуального стиля управления и принятия управленческого решения.

12.2. Психологические основы управленческого общения.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[4, 10]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Ситуационно-ролевые игры

13.

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии.

4

Раздаточный материал, бланки заданий

Круглый стол

14.

Итоговый контроль усвоения курса

2

Подготовка индивидуальных заданий

Защита индивидуальных заданий.

Учебно-методическая карта (заочная форма обучения)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля

знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия

лабораторные

занятия

управляемая (контролируемая)

самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение в курс «Основы психологии».

1.1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы психологии.

1.2. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание.

2

[ 2, 6, 9]

Текущий. Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

2.

Биологическая и психологическая подструктуры личности.

2.1. Биологическая подструктура личности.

2.2. Психологическая подструктура личности.

Изучается самостоятель-но

[ 2, 3, 5, 6, 7, 9]

3.

Социальная подструктура личности.

3.1. Процесс социализации и его характеристика.

3.2. Механизмы регуляции поведения личности. Виды социального поведения.

Изучается самостоятель-но

[1, 2, 5, 8, 12,]

4.

Направленность личности.

4.1. Мотвационно-потребностная сфера личности.

4.2. Самосознание личности.

Изучается самостоятель-но

[2, 5, 6, 8, 12,]

5.

Эмоции и психические состояния личности.

5.1.Эмоциональная сфера личности.

5.2. Психические состояния личности.

Изучается самостоятель-но

[2, 5, 9]

6.

Свойства личности.

6.1. Темперамент и характер.

6.2. Способности.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[2, 5, 8, 9]

Устное обсуждение вопросов. Доклады.

7.

Межличностные отношения и общение.

7.1. Межличностные отношения: понятие и характеристика.

7.2. Характеристика общения.

Изучается самостоятель-но

[1, 4, 9, 10, 12]

8.

Межличностные конфликты.

8.1. Понятие конфликта.

8.2. Межличностные конфликты и их характеристика.

Изучается самостоятель-но

[1, 4, 10, 12]

9.

Взаимодействие людей в малых группах.

9.1. Понятие малой группы в психологии.

9.2. Групповая динамика.

2

Раздаточный материал, бланки заданий

[1, 4, 9, 10, 12]

Устное обсуждение.

Выполнение контрольных заданий

Подготовка рефератов

10.

Системный психологический подход в управлении.

10.1. Психология управления как наука.

10.2. Процесс и система управления.

Изучается самостоятель-но

[4, 10]

11.

Личность и группа как субъект и объект управления.

11.1. личность как субъект и объект управления.

11.2. Организация как объект управления.

Изучается самостоятель-но

[4, 10]

12.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления.

12.1. Личность руководителя, психология индивидуального стиля управления и принятия управленческого решения.

12.2. Психологические основы управленческого общения.

2

[4, 10]

Текущий. Устное обсуждение.

13.

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии.

Изучается самостоятель-но

14.

Итоговый контроль усвоения курса

2

Подготовка индивидуальных заданий

Защита индивидуальных заданий.

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Объект, предмет и основные методы психологии. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Понятие о психике. Психическое как субъективное отражение объективного мира. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание. Проблема биологического и социального в природе человека.

Тема 2. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Индивид, индивидуальность, личность. Половозрастные особенности личности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.

Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Функции и виды представлений.

Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Роль представлений, ассоциаций, смысловых связей в работе памяти. Уровни памяти. Эффект реминисценции.

Мышление, язык и речь, воображение. Мышление как процесс. Функции и виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Формы мышления. Выдвижение и проверка гипотез. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Мышление и речь. Природа воображения и его виды.

Внимание, его функции и свойства. Виды, структура и основные свойства внимания. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.

Тема 3. Социальная подструктура личности

Социализация личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Про-социальное и асоциальное поведение.

Тема 4. Направленность личности

Потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребности. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Полимотивированность. Мотивация и волевые процессы. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Самосознание и образ мира. Самооценка и самоотношение. Я-концепция личности.

Тема 5. Эмоции и психические состояния личности

Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Эмоциональные состояния. Фундаментальные эмоции. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.

Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Тема 6. Свойства личности

Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Акцентуации характера и их типы.

Понятие способности и происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.

Тема 7. Межличностные отношения и общение

Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений. Статус и ролевые отношения. Общение, его функции и структура. Представление о коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция. Средства и виды общения.

Тема 8. Межличностные конфликты

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.

Тема 9. Взаимодействие людей в малых группах

Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

Тема 10. Системный психологический подход в управлении

Психология управления как наука. Основные направления развития психологии управления. Процесс и система управления. Психологизация менеджмента, управления людьми и группами.

Тема 11. Личность и группа как субъект и объект правления

Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.

Тема 12. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.

Тема 13. Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Повторение на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность).

Тема 14. Итоговый контроль усвоения курса

Итоговый контроль усвоения знаний и умений по дисциплине проводится в виде контрольной работы или итогового тестирования.

Планы семинарских занятий и К.С.Р. по курсу

«Основы психологии»

Тема 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения

  1. Свойства ощущений и восприятия.
  2. Свойства внимания, пути активизации внимания.
  3. Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания.
  4. Проблема взаимосвязи мышления и речи.

Практические задания

  1. Проанализируйте предложенные определения внимания, выберите то, которое вам импонирует и объясните почему.
  2. Подберите пример любой деятельности, где присутствуют такие психические процессы как восприятие, память, воображение, мышление как ее неотъемлемые компоненты.
  3. Найдите сходства и отличия в процессах ощущения и восприятия

Темы рефератов

  1. Характеристика ощущения как психического процесса.
  2. Характеристика восприятия и представления как психических процессов.
  3. Характеристика памяти как психического процесса.
  4. Характеристика мышления и речи как психических процессов.
  5. Характеристика воображения как психического процесса.
  6. Характеристика внимания как психического процесса.

Литература

Основная:

  1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
  4. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
  5. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
  6. Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.

Дополнительная:

  1. Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
  2. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
  3. Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
  4. Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н, Леонтьева [и др.]. — М., 1976.
  5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.

Тема 2. Направленность личности

Семинар творческого типа

Практические задания

  1. Определить связь между такими понятиями как самосознание, Я, образ Я, Я-концепция, самооценка.
  2. Проанализируйте предложенные определения мотивации, выберите то, которое вам импонирует и объясните почему.
  3. Выделите структуру и основные параметры мотивационной сферы человека.
  4. Классификация потребностей по А. Маслоу (нарисуйте пирамиду….).
  5. Приведите пример общечеловеческих ценностей в мотивационной сфере личности.

Темы рефератов

  1. Классификация потребностей.
  2. Механизмы формирования мотивации.
  3. Самосознание и образ мира.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
  5. Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
  6. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  7. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
  8. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
  2. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
  3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
  4. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  5. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема 3. Эмоции и психические состояния личности

Семинар

Вопросы для обсуждения

  1. Значение эмоций в жизни человека.
  2. Основные функции и виды эмоций.
  3. Развитие эмоциональной сферы человека.
  4. Значение воли в организации социальных контактов человека.
  5. Признаки волевого акта и фазы волевого процесса.
  6. Становление волевых качеств личности.

Темы рефератов

  1. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
  2. Основные характеристики и функции чувств.
  3. Характеристика основных эмоциональных состояний личности.
  4. Воля как психический процесс. Основные волевые качества.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  4. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
  5. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
  6. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
  7. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон. -М., 2000.

Дополнительная:

  1. Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
  2. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
  3. Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
  4. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  5. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема 4. Свойства личности

Семинар творческого типа

Практические задания

  1. Укажите взаимосвязь, сходства и различия таких индивидуальных особенностей как темперамент, характер, способности.
  2. Укажите сильные и слабые стороны различных типов темперамента.
  3. Что такое способности?
  4. Являются ли они врожденными особенностями личности или полностью приобретаются при жизни?
  5. Или врожденными являются некие возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности?
  6. Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?

Темы рефератов

  1. Характеристика типов темперамента
  2. Типологизация характера как свойства личности
  3. Характеристика общих и частных способностей

Литература

Основная:

  1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
  5. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
  6. Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.

Дополнительная:

  1. Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
  2. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
  3. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
  4. Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.

Тема 5. Межличностные отношения и общение

Семинар

Вопросы для обсуждения

  1. Виды и уровни межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений. Привести пример применения этих знаний для эффективной организации совместной деятельности;
  2. Привести пример использования знаний межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизни и деятельности.
  3. Роль и значение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения в жизни человека….

Темы рефератов

  1. Виды и уровни взаимоотношений.
  2. Общение, его функции и структура.
  3. Средства и виды общения.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  3. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  4. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
  5. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  2. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема 6. Межличностные конфликты

Семинар

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие конфликта. Классификация конфликтов.
  2. Причины возникновения конфликтов.
  3. Способы разрешения конфликтов.
  4. Привести пример конфликтной ситуации, указать возможные причины его возникновения и возможные пути разрешения…

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  5. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
  6. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  2. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема 7. Взаимодействие людей в малых группах Метод «мозгового штурма»

Анализ конкретных ситуаций.

Темы рефератов

  1. Возникновение и формирование межличностных отношений.
  2. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп.
  3. Социально-психологический климат группы. Социометрическая структура группы.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  5. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
  2. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  3. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Семинар

Вопросы для обсуждения

  1. Личность и организация как объекты управления.
  2. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
  3. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
  4. Психология принятия управленческих решений. Характеристика и виды управленческого общения.

Анализ конкретных ситуаций.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  5. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема № 1 контролируемой самостоятельной работы

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

Круглый стол

Решение психологических задач, выполнение практических заданий, специфических задач по профилю специальности. Материалом для задач могут быть жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоотношений, а так же их можно позаимствовать из учебных пособий по психологическому практикуму или по образцу составлять свои.

  1. Контрольные задания по психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Л.А. Першина. – М., 1998.
  2. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.
  3. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии. – Минск, 1988.
  4. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учебное пособие / Росс. акад. образов., Акад. пед. и соц. наук. – М.; Воронеж, 2000.

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.
  2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  3. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  4. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
  5. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Тема № 2 контролируемой самостоятельной работы Итоговый контроль усвоения курса

Защита индивидуальных заданий

Формы и содержание текущего контроля: подготовка к семинарам и практическим занятиям, участие в них; индивидуальные (групповые) доклады; письменные работы, связанные с проверкой усвоения основных понятий темы; тестирование; анализ проблемных ситуаций;

Формы и содержание итогового контроля: ответы по билетам; собеседование по курсу (групповое, индивидуальное).

Отчетные материалы: обобщающие схемы по темам курса; разработанные проблемные вопросы, задания, ребусы, кроссворды; конспекты первоисточников; картотеки методик.

Литература по курсу «основы психологии»

Основная:

1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. — М., 1986.

  1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие /Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск, 2005.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск, 2005.
  3. Вайнштейн, 77. А. Психология управления: курс лекций /Л. А. Вайнштейн. -Минск, 2007.
  4. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. -Минск, 2005.
  5. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск, 2003.
  6. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие /В. М. Козубовский. -Минск, 2004.
  7. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон. -М., 2000.
  8. Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. — Минск, 2002. — Ч. 1.
  9. Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. — Минск, 2003.
  10. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
  11. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005.

Дополнительная:

  1. Козубовский, В. М. Общая психология: конспект лекций / В. М. Козубовский. — Минск, 2001.
  2. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
  3. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.
  4. Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. -СПб., 1998.
  5. Талайко, С В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С. В. Талайко. — Мозырь, 2006.
  6. Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н, Леонтьева [и др.]. — М., 1976.
  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.
  8. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1979.
  9. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского [и др.].-М., 1987.

Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «основы психологии»

  1. Психология как наука, ее объект и предмет исследования.
  2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
  3. Современные представления об этапах развития психики.
  4. Понятие о сознании как высшей ступени развития психики.
  5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  6. Характеристика ощущения как психического процесса.
  7. Характеристика восприятия и представления как психических процессов.
  8. Характеристика памяти как психического процесса.
  9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.
  10. Характеристика воображения как психического процесса.
  11. Характеристика внимания как психического процесса.
  12. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
  13. Основные характеристики и функции чувств.
  14. Характеристика основных эмоциональных состояний личности.
  15. Воля как психический процесс. Основные волевые качества.
  16. Понятие личности в психологии, ее психологическая структура.
  17. Общая характеристика темперамента.
  18. Характеристика сангвинического типа темперамента
  19. Характеристика холерического типа темперамента
  20. Характеристика флегматического типа темперамента
  21. Характеристика меланхолического типа темперамента
  22. Характер, его виды и пути формирования.
  23. Способности, их структура и уровни развития.
  24. Понятие о самосознании в психологии.
  25. Самооценка и уровень притязаний личности.
  26. Возникновение и формирование межличностных отношений.
  27. Виды и уровни взаимоотношений.
  28. Общение, его функции и структура.
  29. Средства и виды общения.
  30. Понятие конфликта. Классификация конфликтов.
  31. Причины возникновения конфликтов.
  32. Способы разрешения конфликтов.
  33. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп.
  34. Социально-психологический климат группы. Социометрическая структура группы.
  35. Психология управления как научная отрасль. Психологизация управления людьми и трудовыми коллективами.
  36. Характеристика Процесса и системы управления.
  37. Личность и организация как объекты управления.
  38. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
  39. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.
  40. Психология принятия управленческих решений. Характеристика и виды управленческого общения.