2015 Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ……»

Принято

Протокол заседания педагогического совета №_____

от ________________

Утверждаю

Заведующий ______…………

приказ № _____

дата утверждения ____________

Рабочая программа

старшей группы № ……….

для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Воспитатели:

………………..

_________________

Череповец

В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной программе должны быть представлены рабочие программы учебных предметов.

Рабочая программа – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой.

Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы: учет государственной политики; приоритетные задачи дошкольного учреждения; особенности контингента детей; учет запроса родителей; особенности региона. А также перечень нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от от17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Режим работы — пятидневный, с 6.30 до 18.30, с 12 – часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье.

Условием организации жизнедеятельности воспитанников в группе в возрасте от 5 до 6 лет являются следующие режимы дня: режим дня на холодный и тёплый периоды года (Приложение № 1), режим двигательной активности (Приложение № 2), режим закаливания (Приложение № 2).

Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Группа воспитанников имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный и спортивный залы с оборудованными уголками в соответствии. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с содержанием образовательной программы «Радуга», ФГОС и СанПин.

Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской поликлиникой.

Группа имеет прогулочный участок, выносное игровое и спортивное оборудование.

Возрастные и индивидуальные особенности детей группы. (Приложение № 3)

Таблица 1

Оценка здоровья детей группы

общая численность детей 24

(11 — девочек; 13 — мальчиков)

Группа возраст

Группа здоровья

Диагноз

I

II

III

другая

Аллергия

Другое

Старшая группа 5-6 лет

2

20

0

0

2

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют один из ведущих приоритетов в реализации образовательной программы – физическое развитие и оздоровление воспитанников.

Содержание и реализация образовательной программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы (см. табл. 2).

Таблица 2

Сведения о семьях воспитанников группы

Полная семья

16

Неполная семья

7

Семья с опекуном

1

Целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации образовательной программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребёнка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Задачи педагогической деятельности: в соответствии с программой «Радуга» и возрастом детей

  1. «Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования.

Цель программы: сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.

Основные задачи программы:

обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

всестороннее и своевременное психическое развитие;

формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

  1. Основная программа ДОУ на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи на 2015 -2016 учебный год

Обеспечение развития кадрового потенциала в процессе  внедрения  ФГОС ДО с целью организации  психолого – педагогического сопровождения воспитанников  в условиях реализации основной образовательной программы.

Задачи:

  1. Формировать представления у детей о родном крае через создание условий по реализации регионального компонента.

2. Повышать уровень компетентности родителей в условиях ФГОС ДО через разные формы сотрудничества.

3. Совершенствовать  образовательный  процесс  через использование современных  педагогических технологий.

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы «Радуга», приоритетного направления – физкультурно-оздоровительного развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  1. Учет государственной политики;

  2. Учет запроса родителей;

  3. Учет контингента воспитанников.

Для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы и педагогические технологии:

Дополнительная программа

  1. Программа «Я, ты, мы» Авторы: О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина

Актуальна для всех видов ДОУ и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. Рекомендована Министерством образования РФ.

  1. Программа «Юный Эколог» Автор: С. Н. Николаева

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

  1. «Физическая культура в дошкольном детстве» «Из детства — в отрочество»Автор: Полтавцева Нина Владимировна

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. Предлагается развернутая система НОД и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по физическому воспитанию дошкольников.

  1. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Автор: Лыкова И.А.

Адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, старшим воспитателям и заведующим ГОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты НОД, методические рекомендации. Вся образовательная деятельность взаимосвязана, содержательна и направлена на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога. Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО (табл. 3).

Таблица 3

Модель воспитательно-образовательного процесса в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема

Цель

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Мотивация

Детская цель

Методы и приёмы

Рефлексия

  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
  • Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
  • Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:Игры, продуктивная деятельность, рассматривание, деятельность в книжном уголке, в уголке театрализованной деятельности (рассматривание, инсценировка и др.)

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

Формы работы: Информационно-аналитические (анкетирование, опрос),

наглядно-информационные (электронная страница «В контакте», информационные стенды и т.д.), познавательные (родительские гостиные; экскурсии и т.д.), досуговые (праздники; участие родителей в конкурсах, выставках и т.д.)

Основные формы: игра (дидактическая, пальчиковая, театральная и т.д.), проектная деятельность (наблюдение, экспериментирование и т.д.), продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование и т.д.), коммуникативная детская деятельность (разговор, решение проблемных ситуаций, чтение, обсуждение, рассказывание), выставки и др.

Особенности традиционных событий по программе «Радуга»

Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать

жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося

напряжения, успокоить ребенка.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовые:

— физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

— спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

— соревнования;

— дни здоровья;

— тематические досуги;

— праздники;

— театрализованные представления;

— смотры и конкурсы.

Традиции группы детей среднего возраста:

  • «Новоселье группы»,

  • «Сокровищницы»

  • «Гора самоцветов» — формирование у детей интереса к цвету, желания действовать с

  • множеством цветов и оттенков, наряду с традиционными методами: смешивания красок,

  • декоративное оформление уже созданного рисунка.

  • «Математический театр» — ознакомление детей с цифрами.

  • Альбом «Моя семья». Альбом «Наша группа». Альбом «Все работы хороши!»

  • (помощник воспитателя, повар, почтальон, врач, пожарный, милиционер, военный и т.д.)

  • Утро радостных встреч — «Дружный кружочек»,

  • Еженедельная традиция «Сладкий вечер», проводиться в среду, способствует

психоэмоциональной разгрузки детей в середине недели.

  • Ежемесячная традиция «Встреча с интересными людьми»- формирование у детей о ценности и уникальности каждого человека.

  • Ежемесячная традиция «Театральная пятница».

  • «Полочка умных книг»

  • «Полочка красоты»

  • Копилка «Подарки «Зимы» (Весны, Лета, Осени)

  • Коллекции (ткани, бумага, пуговицы…) — интеллектуальное, познавательное развитие

  • детей.

  • Макеты («Улицы города», «Древний мир», «Интересное место на земле» (Север, Африка)

  • Панно «Лес» «Театральная пятница» — развитие художетсвенно — эстетического восприятия детей.

Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимальной допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПин 2.4.1.30.49-13 (табл. 4).

Таблица 4

Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки

Возраст детей

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день

Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня

5-6 лет

Не более 25 минут

Не более 50 минут

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельно, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

В середине года (январь – февраль) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически –оздоровительного цикла. В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят. Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок. Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

Для профилактики утомления детей её сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие. Общий объем недельной образовательной нагрузки определяется дошкольным учреждением в соответствии с реализуемой образовательной программой, СанПин 2.4.1.30.49-13, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обрзованиия, специфики условий (национально-культурных, климатических и др.) осуществления образовательного процесса.

Таблица 5

Учебный план

(количество непосредственно организованной деятельности в неделю)

Направления

развития

Образовательная деятельность

Образовательные области

Распределение непосредственно

образовательной деятельности в неделю,

продолжительность (минуты)

Старшая

Инвариативная часть

часть

Познавательно-речевое

Познавательное

Познание.

Социализация.

Здоровье.

Безопасность

1

1

Развитие речи

Познание

Коммуникация

Чтение х/литературы

2

2

Подготовка к обучению грамоте

Коммуникация

Познание

Чтение х/литературы

Математика

Познание

Коммуникация

2

2

Художественно-эстетическое

Изодеятельность (рисование)

Художественное творчество

5

1

Изодеятельность (лепка)

Художественное творчество

Художественный труд /лепка

Художественное творчество

1

Конструирование

Художественное творчество

1

Музыкальное

Музыка

2

Физичес

кое

Физкультура

Физическая культура

Здоровье

3

3

Дополнительные образовательные услуги

Итого:

13

Длительность непосредственно образовательной деятельности

25 мин

Объем непосредственно образовательной деятельности

5 часа

25 мин.

Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы (Приложение № 4).

Циклограммы непосредственно образовательной деятельности с детьми (Приложение № 5).

Циклограммы совместных видов деятельности в режимных процессах (Приложение № 6)

Календарный комплексно-тематический план работы с детьми (Приложение тетрадь 7)

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Приложение № 8

Информационно-методическое обеспечение

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста», СПб, «Детство-ПРЕСС», 2007.

  2. Алиева Т.И, Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Ехали медведи. Иллюстрированные задания для детей к пособию «Безопасность на улице», – М., Карапуз, 2000.

  3. Алиева Т.И, Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: программно-методическое пособие. – М., Карапуз, 2000.

  4. Алиева Т.И. Ознакомление дошкольников с литературой. — М. «Карапуз – Дидактика» 2006.

  5. Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое обеспечение. — М.: Мозаика-синтез, 2000.

  6. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012.

  7. Арушанова А.Г., Е.С.Рычагова Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  8. Арушанова А.Г., Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога (3-5 лет)/ — М.: Мозаика-Синтез, 2003.

  9. Арушанова А.Г., Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога (5-7 лет)/ -М.: Мозаика-Синтез, 2003.

  10. Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 2-3 лет. –М.: Сфера

  11. Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 3-4 лет. –М.: Сфера

  12. Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 4-5 лет. –М.: Сфера

  13. Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 5-6 лет. –М.: Сфера

  14. Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. –М.: Сфера

  15. Арушанова. А.Г.Речь и речевое развитие детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 1999

  16. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением)  – СПб.: Музыкальная палитра, 2002.

  17. Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5—7 лет. – М.: Сфера

  18. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей / -М.: Мозаика-Синтез, 2000

  19. Давидчук А.Н.Обучение и игра/ -М.: Мозаика-Синтез, 2006

  20. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. – М.: Сфера,

  21. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет – М.: Просвещение 2001, – 100с.

  22. Дыбина О.И. Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7лет. Москва, МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2008

  23. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»,/ под ред. Н.В. Дуровой. М., «Школа-пресс», 2000г.

  24. Занимаемся искусством с дошкольниками. Под ред.Тарасовой К.В., -М.: Сфера, 2011

  25. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л А. Пара­моновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320 с.

  26. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.

  27. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  Программа Учебно-методическое пособие. г.Санкт-Петербург:  Детство-Пресс, 2010 г., 2010.

  28. Комплект методических пособий по всем возрастным группам «Изобразительная деятельность в детском саду»: Планирование, конспекты, методические рекомендации. –М.: Карапуз, 2006

  29. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003 – 208с.

  30. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г

  31. Лыкова И.А. «Лепка в детском саду и семье», М. «Карапуз», 2005 г.

  32. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, лаптях, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Карапуз – Дидактика, 2009. – 192с.

  33. Лыкова И.А., Н.Е.Васюкова Изодеятельность и детская литература. Интеграция искусств в детском саду. –М.: Карапуз, 2009.

  34. Лыкова И.А.. Дидактические игры и занятия в детском саду. / -М.: Карапуз, 2007

  35. Лыкова И.А.. Художественный труд в детском саду. 4-7 лет / Планирование, конспекты, методические рекомендации. –М.: Карапуз, 2007

  36. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М: Сфера, 2004

  37. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

  38. Новикова В.П. «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст». М. «Мозаика-Синтез», 2000 г.

  39. Новикова В.П. «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст».М. «Мозаика – синтез», 2000г.

  40. Новикова В.П. «Математика в детском саду».Старший дошкольный возраст. М. «Мозаика-Синтез», 2000г.

  41. Павлова Л. Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех» «Росмэн-Пресс», 2007 г.

  42. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Сфера, 2008.

  43. Павлова Л.Н. Познание окружающего мира детьми 3-го года жизни. -М.: Сфера, 2013.

  44. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Метод.пособие. – М.: Айрис — пресс, 2007.

  45. Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн», М. «Карапуз», 2005 г.

  46. Пантелеева Л.В.. Музей и дети. – М.: Карапуз, 2000

  47. Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование/ -М.: Карапуз, 1999

  48. Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  49. Программа «Малыш» — для детей от 2-х до 3-х лет Автор: В. А.Петрова.

  50. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008
  51. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /Под ред Л.А.Пармоновой. –М.: ОЛМА Медма Групп, 2008
  52. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет /Под ред Л.А.Пармоновой. –М.: ОЛМА Медма Групп, 2008
  53. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007
  54. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008
  55. Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
  56. Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
  57. Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
  58. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. –М.: Просвещение, 2007
  59. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет. –М.: Просвещение, 2007
  60. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. –М.: Просвещение, 2007
  61. Рунова М.А. Программное содержание занятий по физической культуре для детей 4-5 лет. –М.:Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, 1998.
  62. Рунова М.Н. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., «Мозаика-Синтез», 2003 г.
  63. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни», -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005
  64. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий: Почва – живая земля. –М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005
  65. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. — М. «Карапуз», 2001 г.
  66. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. Сост. Трифонова Е.В., -М.: Сфера, 2013
  67. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. – СПб: Речь, 2010 г.
  68. Соломенникова О.А. Радость творчества ознакомления детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 176с.
  69. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  70. Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
  71. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку 3-7 лет. Программа «Истоки». Москва, Мозаика-Синтез, 2001 г.
  72. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Метод. рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки –М.. 2001.
  73. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей 4-5 лет
  74. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей 5-7 лет
  75. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Программа интеграции разных видов музыкального искусства «Синтез» – М.: «Виоланта»
  76. Тарасова К.В., Рубан Т.Г., Программа музыкального развития «Гармония». –М.:
  77. Тарасова К.В., Т.Г. Рубан «Дети слушают музыку» 3-7 лет. Программа «Истоки». Москва, Мозаика-Синтез, 2001 г.
  78. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие элементарных математическиъ представлений в дошкольном возрасте. –М.: Сфера
  79. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А, Кондратьева Н.А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации.. ч.1. Приложение к журналу «Образование дошкольников». –М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  80. Трифонова Е.В. Развитие игры детей 2-7 лет. –М.: Сфера, 2012
  81. Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: ИРИС-ГРУПП, 2011
  82. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  83. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М. Сфера, 2010.
  84. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М. Сфера, 2010.
  85. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.