Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ……»
Принято Протокол заседания педагогического совета №_____ от ________________ |
Утверждаю Заведующий ______………… приказ № _____ дата утверждения ____________ |
Рабочая программа
старшей группы № ……….
для детей в возрасте от 5 до 6 лет
Воспитатели:
………………..
_________________
Череповец
В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной программе должны быть представлены рабочие программы учебных предметов.
Рабочая программа – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой.
Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы: учет государственной политики; приоритетные задачи дошкольного учреждения; особенности контингента детей; учет запроса родителей; особенности региона. А также перечень нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от от17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Режим работы — пятидневный, с 6.30 до 18.30, с 12 – часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье.
Условием организации жизнедеятельности воспитанников в группе в возрасте от 5 до 6 лет являются следующие режимы дня: режим дня на холодный и тёплый периоды года (Приложение № 1), режим двигательной активности (Приложение № 2), режим закаливания (Приложение № 2).
Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Группа воспитанников имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный и спортивный залы с оборудованными уголками в соответствии. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с содержанием образовательной программы «Радуга», ФГОС и СанПин.
Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской поликлиникой.
Группа имеет прогулочный участок, выносное игровое и спортивное оборудование.
Возрастные и индивидуальные особенности детей группы. (Приложение № 3)
Таблица 1
Оценка здоровья детей группы
общая численность детей 24
(11 — девочек; 13 — мальчиков)
Группа возраст |
Группа здоровья |
Диагноз |
||||
I |
II |
III |
другая |
Аллергия |
Другое |
|
Старшая группа 5-6 лет |
2 |
20 |
0 |
0 |
2 |
— |
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют один из ведущих приоритетов в реализации образовательной программы – физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Содержание и реализация образовательной программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы (см. табл. 2).
Таблица 2
Сведения о семьях воспитанников группы
Полная семья |
16 |
Неполная семья |
7 |
Семья с опекуном |
1 |
Целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации образовательной программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребёнка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
Задачи педагогической деятельности: в соответствии с программой «Радуга» и возрастом детей
- «Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования.
Цель программы: сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.
Основные задачи программы:
обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
- Основная программа ДОУ на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи на 2015 -2016 учебный год
Обеспечение развития кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО с целью организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников в условиях реализации основной образовательной программы.
Задачи:
-
Формировать представления у детей о родном крае через создание условий по реализации регионального компонента.
2. Повышать уровень компетентности родителей в условиях ФГОС ДО через разные формы сотрудничества.
3. Совершенствовать образовательный процесс через использование современных педагогических технологий.
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы «Радуга», приоритетного направления – физкультурно-оздоровительного развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
- Учет государственной политики;
- Учет запроса родителей;
- Учет контингента воспитанников.
Для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы и педагогические технологии:
Дополнительная программа
- Программа «Я, ты, мы» Авторы: О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина
Актуальна для всех видов ДОУ и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. Рекомендована Министерством образования РФ.
- Программа «Юный Эколог» Автор: С. Н. Николаева
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
- «Физическая культура в дошкольном детстве» «Из детства — в отрочество»Автор: Полтавцева Нина Владимировна
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. Предлагается развернутая система НОД и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по физическому воспитанию дошкольников.
- «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Автор: Лыкова И.А.
Адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, старшим воспитателям и заведующим ГОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты НОД, методические рекомендации. Вся образовательная деятельность взаимосвязана, содержательна и направлена на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога. Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО (табл. 3).
Таблица 3
Модель воспитательно-образовательного процесса в группе
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьей, социальными партнерами |
|
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Тема Цель Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) Мотивация Детская цель Методы и приёмы Рефлексия |
|
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:Игры, продуктивная деятельность, рассматривание, деятельность в книжном уголке, в уголке театрализованной деятельности (рассматривание, инсценировка и др.) |
Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Формы работы: Информационно-аналитические (анкетирование, опрос), наглядно-информационные (электронная страница «В контакте», информационные стенды и т.д.), познавательные (родительские гостиные; экскурсии и т.д.), досуговые (праздники; участие родителей в конкурсах, выставках и т.д.)
|
Основные формы: игра (дидактическая, пальчиковая, театральная и т.д.), проектная деятельность (наблюдение, экспериментирование и т.д.), продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование и т.д.), коммуникативная детская деятельность (разговор, решение проблемных ситуаций, чтение, обсуждение, рассказывание), выставки и др. |
Особенности традиционных событий по программе «Радуга»
Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать
жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося
напряжения, успокоить ребенка.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовые:
— физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
— спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
— соревнования;
— дни здоровья;
— тематические досуги;
— праздники;
— театрализованные представления;
— смотры и конкурсы.
Традиции группы детей среднего возраста:
- «Новоселье группы»,
- «Сокровищницы»
- «Гора самоцветов» — формирование у детей интереса к цвету, желания действовать с
- множеством цветов и оттенков, наряду с традиционными методами: смешивания красок,
- декоративное оформление уже созданного рисунка.
- «Математический театр» — ознакомление детей с цифрами.
- Альбом «Моя семья». Альбом «Наша группа». Альбом «Все работы хороши!»
- (помощник воспитателя, повар, почтальон, врач, пожарный, милиционер, военный и т.д.)
- Утро радостных встреч — «Дружный кружочек»,
- Еженедельная традиция «Сладкий вечер», проводиться в среду, способствует
психоэмоциональной разгрузки детей в середине недели.
- Ежемесячная традиция «Встреча с интересными людьми»- формирование у детей о ценности и уникальности каждого человека.
- Ежемесячная традиция «Театральная пятница».
- «Полочка умных книг»
- «Полочка красоты»
- Копилка «Подарки «Зимы» (Весны, Лета, Осени)
- Коллекции (ткани, бумага, пуговицы…) — интеллектуальное, познавательное развитие
- детей.
- Макеты («Улицы города», «Древний мир», «Интересное место на земле» (Север, Африка)
- Панно «Лес» «Театральная пятница» — развитие художетсвенно — эстетического восприятия детей.
Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимальной допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПин 2.4.1.30.49-13 (табл. 4).
Таблица 4
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки
Возраст детей |
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день |
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня |
5-6 лет |
Не более 25 минут |
Не более 50 минут |
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельно, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
В середине года (январь – февраль) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически –оздоровительного цикла. В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят. Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок. Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).
Для профилактики утомления детей её сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие. Общий объем недельной образовательной нагрузки определяется дошкольным учреждением в соответствии с реализуемой образовательной программой, СанПин 2.4.1.30.49-13, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обрзованиия, специфики условий (национально-культурных, климатических и др.) осуществления образовательного процесса.
Таблица 5
Учебный план
(количество непосредственно организованной деятельности в неделю)
|
Направления развития |
Образовательная деятельность |
Образовательные области |
Распределение непосредственно образовательной деятельности в неделю, продолжительность (минуты) |
|
Старшая |
|||||
Инвариативная часть
часть |
Познавательно-речевое |
Познавательное |
Познание. Социализация. Здоровье. Безопасность |
1 |
1 |
Развитие речи |
Познание Коммуникация Чтение х/литературы |
2 |
2 |
||
Подготовка к обучению грамоте |
Коммуникация Познание Чтение х/литературы |
— |
— |
||
Математика |
Познание Коммуникация |
2 |
2 |
||
Художественно-эстетическое |
Изодеятельность (рисование) |
Художественное творчество |
5 |
1 |
|
Изодеятельность (лепка) |
Художественное творчество |
— |
|||
Художественный труд /лепка |
Художественное творчество |
1 |
|||
Конструирование |
Художественное творчество |
1 |
|||
Музыкальное |
Музыка |
2 |
|||
Физичес кое |
Физкультура |
Физическая культура Здоровье |
3 |
3 |
|
|
Дополнительные образовательные услуги |
|
— |
— |
|
|
|
Итого: |
|
13 |
|
Длительность непосредственно образовательной деятельности |
|
25 мин |
|||
Объем непосредственно образовательной деятельности |
|
5 часа 25 мин. |
Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы (Приложение № 4).
Циклограммы непосредственно образовательной деятельности с детьми (Приложение № 5).
Циклограммы совместных видов деятельности в режимных процессах (Приложение № 6)
Календарный комплексно-тематический план работы с детьми (Приложение тетрадь 7)
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
Приложение № 8
Информационно-методическое обеспечение
-
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста», СПб, «Детство-ПРЕСС», 2007.
- Алиева Т.И, Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Ехали медведи. Иллюстрированные задания для детей к пособию «Безопасность на улице», – М., Карапуз, 2000.
- Алиева Т.И, Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: программно-методическое пособие. – М., Карапуз, 2000.
- Алиева Т.И. Ознакомление дошкольников с литературой. — М. «Карапуз – Дидактика» 2006.
- Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое обеспечение. — М.: Мозаика-синтез, 2000.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012.
- Арушанова А.Г., Е.С.Рычагова Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Арушанова А.Г., Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога (3-5 лет)/ — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Арушанова А.Г., Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога (5-7 лет)/ -М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 2-3 лет. –М.: Сфера
- Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 3-4 лет. –М.: Сфера
- Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 4-5 лет. –М.: Сфера
- Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 5-6 лет. –М.: Сфера
- Арушанова А.Г., Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. –М.: Сфера
- Арушанова. А.Г.Речь и речевое развитие детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 1999
- Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением) – СПб.: Музыкальная палитра, 2002.
- Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5—7 лет. – М.: Сфера
- Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей / -М.: Мозаика-Синтез, 2000
- Давидчук А.Н.Обучение и игра/ -М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. – М.: Сфера,
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет – М.: Просвещение 2001, – 100с.
- Дыбина О.И. Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7лет. Москва, МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2008
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»,/ под ред. Н.В. Дуровой. М., «Школа-пресс», 2000г.
- Занимаемся искусством с дошкольниками. Под ред.Тарасовой К.В., -М.: Сфера, 2011
- Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л А. Парамоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320 с.
- Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Учебно-методическое пособие. г.Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., 2010.
- Комплект методических пособий по всем возрастным группам «Изобразительная деятельность в детском саду»: Планирование, конспекты, методические рекомендации. –М.: Карапуз, 2006
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003 – 208с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г
- Лыкова И.А. «Лепка в детском саду и семье», М. «Карапуз», 2005 г.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, лаптях, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Карапуз – Дидактика, 2009. – 192с.
- Лыкова И.А., Н.Е.Васюкова Изодеятельность и детская литература. Интеграция искусств в детском саду. –М.: Карапуз, 2009.
- Лыкова И.А.. Дидактические игры и занятия в детском саду. / -М.: Карапуз, 2007
- Лыкова И.А.. Художественный труд в детском саду. 4-7 лет / Планирование, конспекты, методические рекомендации. –М.: Карапуз, 2007
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М: Сфера, 2004
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст». М. «Мозаика-Синтез», 2000 г.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст».М. «Мозаика – синтез», 2000г.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду».Старший дошкольный возраст. М. «Мозаика-Синтез», 2000г.
- Павлова Л. Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех» «Росмэн-Пресс», 2007 г.
- Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Сфера, 2008.
- Павлова Л.Н. Познание окружающего мира детьми 3-го года жизни. -М.: Сфера, 2013.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Метод.пособие. – М.: Айрис — пресс, 2007.
- Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн», М. «Карапуз», 2005 г.
- Пантелеева Л.В.. Музей и дети. – М.: Карапуз, 2000
- Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование/ -М.: Карапуз, 1999
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Программа «Малыш» — для детей от 2-х до 3-х лет Автор: В. А.Петрова.
- Развивающие занятия с детьми 2-3 лет./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008
- Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /Под ред Л.А.Пармоновой. –М.: ОЛМА Медма Групп, 2008
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет /Под ред Л.А.Пармоновой. –М.: ОЛМА Медма Групп, 2008
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет./ под ред Парамоновой Л.А. –М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008
- Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
- Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
- Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет к программе «Истоки». –М.: Сфера, 2012.
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. –М.: Просвещение, 2007
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет. –М.: Просвещение, 2007
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. –М.: Просвещение, 2007
- Рунова М.А. Программное содержание занятий по физической культуре для детей 4-5 лет. –М.:Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, 1998.
- Рунова М.Н. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., «Мозаика-Синтез», 2003 г.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни», -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий: Почва – живая земля. –М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. — М. «Карапуз», 2001 г.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. Сост. Трифонова Е.В., -М.: Сфера, 2013
- Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. – СПб: Речь, 2010 г.
- Соломенникова О.А. Радость творчества ознакомления детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 176с.
- Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
- Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку 3-7 лет. Программа «Истоки». Москва, Мозаика-Синтез, 2001 г.
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Метод. рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки –М.. 2001.
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей 4-5 лет
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей 5-7 лет
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Программа интеграции разных видов музыкального искусства «Синтез» – М.: «Виоланта»
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г., Программа музыкального развития «Гармония». –М.:
- Тарасова К.В., Т.Г. Рубан «Дети слушают музыку» 3-7 лет. Программа «Истоки». Москва, Мозаика-Синтез, 2001 г.
- Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие элементарных математическиъ представлений в дошкольном возрасте. –М.: Сфера
- Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А, Кондратьева Н.А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации.. ч.1. Приложение к журналу «Образование дошкольников». –М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 2-7 лет. –М.: Сфера, 2012
- Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: ИРИС-ГРУПП, 2011
- Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М. Сфера, 2010.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М. Сфера, 2010.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.