Ожидаемые результаты и способы определения результативности

ПРОГРАММА

Подготовки вожатых-наставников

Для школьных лагерей с дневным пребыванием

Пояснительная записка

 

В последнее время наблюдается возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.

Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно.

Программа «Школа вожатого-наставника» ставит своей целью подготовить школьников старшего возраста к летнему сезону для работы в лагерях дневного пребывания.

Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что существующие программы школ вожатых предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов. Данная программа предполагает обучение старшеклассников, работающих в школьных лагерях дневного пребывания.

 

Возраст воспитанников – 14-16 лет (учащиеся 8 – 10 классов).

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят педагог-психолог и педагог-организатор по направлениям:

1. функции вожатого;

2. психология детей;

3. детский коллектив;

4. организация детского досуга;

5. игровая деятельность.

 

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... познакомиться с опытом других вожатых. Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у ... важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ...

 

Принципы деятельности Школы:

· использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам в организации обучающего процесса;

· преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;

· реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;

· использование творческого подхода в организации образовательного процесса;

· принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанников к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;

· принцип технологичности профессиональной подготовки воспитанников (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);

· принцип воспитывающего взаимодействия;

· принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

 

Программа краткосрочная. Занятия проводятся по 4 академических часа 3 дня, общий объем нагрузки составляет 12 часов. Программа носит практико-ориентированный характер. В составе курса — теоретические занятия (4 часа), на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия (8 часов), цель которых — применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.

 

Отличительной особенностью программы «Школа вожатого» является то, что в ней занимаются старшеклассники всего города, что позволяет им обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы.

 

Цель: подготовка вожатых для работы в детских лагерях дневного пребывания в образовательных организациях МО г-к Анапа.

 

Задачи:

· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;

· овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;

· развитие социальных и коммуникативных навыков;

· развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.

 

Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:

· центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);

· курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);

· «Школа вожатого» (г. Липецк);

· «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей.

Вожатый должен:

Знать:

1. Обязанности вожатого;

2. Возрастные психологические особенности детей;

3. Особенности временного детского коллектива;

4. Способы профилактики конфликтов;

5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

6. Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;

Уметь:

1. Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;

2. Оформить отрядный уголок;

Владеть:

1. Социальной компетентностью

Критерии:

· навыки работы в группе;

· навыки организатора группы;

· владение возможными социальными ролями в коллективе;

Показатели:

· организация деятельности группы;

· выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора;

2. Коммуникативной компетентностью

Критерии:

· умение предъявлять себя окружающим;

· умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;

· умение вести дискуссию;

Показатели:

· признание и уважение коллектива;

· желание работать в одной группе;

· общественные отзывы и мнения;

Оценка результатов работы осуществляется в ходе решений тестовых заданий по пройденным темам курса, методики «КОС», педагогического наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных отрядных дел, анализа информации о работе воспитанников в лагерях дневного пребывания.

По прохождении полного курса программы обучающимся выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого-наставника».

Итоговой формой контроля является городской конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей «Вожатый года», который проходит в период летних лагерных смен или осенью. В конкурсе принимают участие воспитанники, прошедшие курс обучения по программе и работающие в городских лагерях дневного пребывания.

 

Тематический план

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
Организация летнего лагеря
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста 0,5 0,5
Детский коллектив. Конфликты в нем 0,5 0,5
Организация отрядного дела
Игра – дело серьезное
Оформление отрядного уголка
Итого:

 

Содержание курса

 

Ый день

Тема 1. Организация летнего лагеря

Теория. Логика развития смены. Режимные моменты. Роль вожатого в жизни отряда.

Практика. Разработка «Этического кодекса» вожатого.

Тема 2. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста

Теория. Возрастные психологические особенности детей.

Практика. Работа в группах по методике «ССВУ-анализ».

 

Ой день

Тема 3. Детский коллектив. Конфликты в нем.

Теория. Особенности временного детского коллектива. Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Практика. Решение проблемных ситуаций.

Тема 4. Организация отрядного дела

Теория. Как организовать отрядное дело; как разработать, подготовить и провести КТД; виды КТД; как организовать игры.

Практика. Коллективное творческое дело «Сказочный переполох»; Отрядный огонек.

 

Ий день

Тема 5. Игра – дело серьезное

Теория. Подвижные игры. Интеллектуальные (спокойные) игры.

Практика. Игры на знакомство; Игры на сплочение; Игры на выявление лидера; Игры на снятие тактильного барьера; Игры на доверие (см. Приложение №5).

Тема 6. Оформление отрядного уголка

Практика. Оформительский практикум.

 

Методическое обеспечение программы

 

Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:

· Технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.

· Сократовский развивающее-вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос;

· Репродуктивный метод обучения. Используется для закрепления знаний, умений и навыков путем точного воспроизведения по образцу;

· Метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации;

· Игровой метод. Используется как ведущий метод познания;

· Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.

 

Формы занятий:

· Лекция;

· Беседа;

· Работа в группах;

· Практическая работа;

· КТД;

· Отрядное дело;

· Оформительский практикум.

 

 

Кадровое обеспечение

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический процесс осуществляют педагог-организатор и педагог-психолог — люди, имеющие опыт организационной и психологической работы с детьми.

Педагог-организатор проводит обучение по темам: «Организация летнего лагеря», «Организация отрядного дела», «Игра – дело серьезное», «Оформление отрядного уголка».

Педагог-психолог проводит занятия по темам: «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Детский коллектив. Конфликты в нем».

В качестве консультантов приглашаются методист по воспитательной работе, художник-оформитель.

Педагоги организуют образовательно-воспитательную работу, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в практических занятиях.