C7. Программа коррекционной работы Пояснительная записка

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает созда­ние специальных условий обучения и воспитания, позволяю­щих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инди­видуализации и дифференциации   образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и раз­личные варианты специального сопровождения детей с огра­ниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной програм­ме начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанцион­ной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные фор­мы работы.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является круглый стол, малые педсоветы, в работе которых принимают участие педагоги, медики, педагог-психолог, завуч по ВР. Их главная задача:

  • защита прав интересов ребенка;
  • диагностика по проблемам развития;
  • выявление детей группы риска, требующих внимания специалистов;
  • консультирование;
  • разработка маршрута сопровождения всех участников образовательного процесса.

Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы позволяет выявить детей, которым необходима определенная коррекционно-развивающая работа. Этих детей можно разделить на 3 группы:

8 стр., 3723 слов

План работы с ребенком с особыми потребностями Программа коррекционной ...

... коррекционной работы содержит следующие разделы: Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей ... программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями ...

— гиперактивные дети (24 человека, что составляет 7%)

— дети с отклонениями в поведении (10 человек, что составило 3%)

— дети по состоянию общего заболевания (3 человека, что составило 1%)

Детей прошедших через ПМПК и имеющих справку о ЗПР в гимназии нет.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, «детей группы риска» » (детей с образовательными потребностями и нарушениями эмоционально-волевой сферы)

Задачи программы

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей де­тей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инва­лидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

5 стр., 2433 слов

Эстетическое воспитание детей с ограниченными физическими возможностями ...

... воспитания нравственных и эстетических качеств личности детей и подростков, в том числе имеющих ограниченные физические возможности. Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда уч ...

Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные на­правления. Данные направления отражают её основное содер­жание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку ре­комендаций по оказанию им психолого-медико-педагогичес­кой помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает свое­временную специализированную помощь в освоении содер­жания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в условиях общеобразовательного учрежде­ния; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, позна­вательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными воз­можностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обу­чения, воспитания, коррекции, развития и социализации обу­чающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной ка­тегории детей, со всеми участниками образовательного про­цесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющи­ми недостатки в развитии), их родителями (законными пред­ставителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в спе­циализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образо­вательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного про­филя;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и лич­ностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий се­мейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социали­зации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает:
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограничен­ными возможностями здоровья коррекционных программ/ме­тодик, методов и приёмов обучения в соответствии с его осо­быми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивиду­альных и групповых коррекционно-развивающих занятий, не­обходимых для преодоления нарушений развития и трудно­стей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную дея­тельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ре­бёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограничен­ными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусмат­ривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лек­ции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представи­телям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направления коррекционной работы

  • Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности)

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

(периодичность в течение года)

Планируемые результаты

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями.

Наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся.

сентябрь

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Медицинский работник

Классный руководитель

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления детей группы «риска»

Наблюдение, логопедическая и психологическая диагностика,

анкетирование родителей, опрос педагогов.

сентябрь

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Анализ и характеристика

образовательной ситуации в ОУ.

Классный руководитель

Педагог-психолог

Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Анализ причин возникновения трудностей в обучении.

Углубленная диагностика,

заполнение диагностических карт специалистами. Формирование групп для коррекционных и развивающих занятий.

сентябрь

Получение дополнительных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей группы «риска».

Педагог-психолог

Корректировка групп по направлениям коррекционно-развивающей деятельности

Разработка коррекционных программ

до 10.10

Индивидуальные коррекционные программы, в соответствии с направлением коррекции.

Педагог-психолог

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

сентябрь — октябрь

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-предметник

  • Коррекционно-развивающий модуль

(Психологическая коррекция – это совокупность психологических приёмов, используемых для корректировки в сфере психологического здоровья ребенка или взрослого).

То есть под коррекцией понимается работа с психически здоровыми людьми, что является очень существенным. Большинство специалистов подчеркивают принципиальное различие коррекционной и развивающей работы: коррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, а развитие формирует отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества.

Цель:содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни обучающихся, коррекция межличностных отношений в классе, обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Планируемые результаты

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Коррекция познавательной сферы;

Коррекция поведенческой сферы;

Коррекция эмоциональной сферы;

Коррекция общения и взаимоотношений

Игротерапия

Арттерапия

Сказкотерапия

Телесно-ориентированные техники

Методы поведенческой терапии

Релаксационные методы

В течение года

Позитивная динамика изменений

Повышение психологической адаптивности

Повышение успешности усвоения программы

Педагог-психолог

Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

10.10-15.05

Повышение успешности усвоения программы обучающимися

Педагог-психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

В течение года

Реализация профилактических образовательных программ (например, «Все цвета кроме черного» и другие).

Медицинский работник

  • Консультативный модуль

Цель:обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Планируемые результаты

Ответственные

Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования.

1.Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

2.Индивидуальные, групповые, тематические консультации

3. Семинары, тренинги по запросу педагогов.

По запросу

Сотрудничество с педагогами в решении проблемных ситуаций.

Специалисты ПМПК

Педагог – психолог

Заместитель директора по НМР

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Разработка плана консультативной работы с ребенком

2. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

По запросу

Повышение психологической культуры

Положительная динамика ситуации

Специалисты ПМПК

Педагог – психолог

Заместитель директора по НМР

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Разработка плана консультативной работы с родителями

2. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

По запросу

Повышение психологической компетентности родителей, снижение родительской тревожности психологическая помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми, в осознании  собственной позиции и актуализации личностных ресурсов.

Специалисты ПМПК

Педагог – психолог

Заместитель директора по НМР

  • Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Планируемые результаты

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы семинаров, тренингов, Клуба и др. по вопросам инклюзивного образования

По отдельному плану-графику

Повышение психологической компетентности родителей

Специалисты ПМПК

Педагог – психолог

Заместитель директора по НМР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

По отдельному плану-графику

Повышение профессиональной компетентности педагога.

Специалисты ПМПК

Педагог – психолог

Заместитель директора по НМР

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последова­тельность этапов и их адресность создают необходимые пред­посылки для устранения дезорганизующих факторов.

Первый этап — этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа яв­ляется оценка контингента обучающихся для учёта особен­ностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной сре­ды с целью соответствия требованиям программно-методичес­кого обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Второй этап- планирования, организации, координации (органи­зационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направлен­ность и процесс специального сопровождения детей с огра­ниченными возможностями здоровья при специально создан­ных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации   рассматриваемой категории детей.

Третий этап- этап диагностики коррекционно-развивающей образо­вательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных ус­ловий и выбранных коррекционно-развивающих и образова­тельных программ особым образовательным потребностям ре­бёнка.

Четвертый этап -этап регуляции и корректировки (регулятивно-коррек-тировочная деятельность).

Результатом является внесение не­обходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здо­ровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

На всех перечисленных этапах психолог выступает в роли консультанта.

На каждого обучающегося с девиантным поведением заполняется карта.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодей­ствие специалистов образовательного учреждения, обеспе­чивающее системное сопровождение детей с ограниченными

возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ре­бёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи спе­циалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательно­го развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-по­знавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы поз­олит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проб­лемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровож­дения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограничен­ными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекци-онной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, разви­тия и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с об­щественными объединениями инвалидов, организациями ро­дителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

Условия реализации программы:

1.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптималь­ный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комис­сии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (кор-рекционная направленность учебно-воспитательного процес­са; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе инфор­мационных, компьютерных для оптимизации образовательно­го процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвиже­ние комплекса специальных задач обучения, ориентирован­ных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содер­жание обучения специальных разделов, направленных на ре­шение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; исполь­зование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные по­требности детей; дифференцированное и индивидуализиро­ванное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуще­ствляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздорови­тельный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умствен­ных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех детей с ограниченными воз­можностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающими­ся детьми в проведении воспитательных, культурно-развлека­тельных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых ме­роприятий;
  • развитие системы обучения и воспитания детей, имею­щих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

2.Программно-методическое обеспечение.

При организации работы в данном направлении МАОУ гимназия № 18 руко­водствуется разработанными на федеральном уровне методическими ре­комендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитаци­онного процесса для таких детей. Специальные (коррекционные) образова­тельные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям).

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуаль­ному учебному плану целесообразным является использова­ние специальных (коррекционных) образовательных про­грамм, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

3.Кадровое обеспечение.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование (1 педагог- психолог, учитель- логопед, врач и медсестра).

4.Материально-техническое обеспечение.

Материально‑техническая база гимназии позволяет обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду. Имеется специально-оборудованный кабинет психолога, кабинет для проведения коррекционных занятий с гиперактивными детьми, восстановительно-озоровительный центр, малый спортивный зал.

5..Информационное обеспечение

В гимназии создана информационная среда, позволяющая осуществлять дистанционную форму обучения детей с использованием современных информационно‑ коммуникационных технологий.

Коррекционная работа средствами умк «Перспектива»

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспектива». Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях во всех учебниках «Перспективы» используется методологически обоснованный механизм «надо» ? «хочу» ? «могу». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику).

Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).

В курсе «Математика “Учусь учиться”» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:

  • включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);
  • включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес;
  • разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;
  • учет гендерных особенностей психологического развития детей;
  • оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций;

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию

В курсе «Русский язык» осознанию учащимися своей новой социальной роли – «ученик» – способствуют «сквозные персонажи» учебников – дети Аня и Ваня и «профессор Иван Иванович Самоваров». Профессор показывает практическую значимость изучения каждого из разделов языка, объясняет теоретический материал, знакомит с новыми правилами, а Аня и Ваня помогают учащимся разобраться в материале и вместе со школьниками выполняют разнообразные задания (не всегда корректно, поэтому им требуется помощь), побуждая ученика к деятельности.

В этой связи, курс «Изобразительное искусство» написан в форме личного разговора с ребенком, обсуждения с ним вопросов так или иначе связанных с его личным жизненным опытом.

В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс в школе», «Мы – дружный класс», «Учитель – наставник и друг», «Делу время», «Потехе – час», «Книга – друг и наставник» и др. подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах.Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их различные учебные возможности, в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности  к учебной.

2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Перспектива» педагоги имеют возможность развивать мнение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у учащихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В курсе «Математика “Учусь учиться”» организуется системное освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности.

В курсе «Русский язык» формируется и развивается умение эффективно общаться. Общение рассматривается как предмет обучения, как организационная форма обучения (парная и групповая работа), как система межличностных отношений (освоение позитивного стиля общения).

Коммуникативный принцип построения учебников позволяет формировать представление о ситуации общения, целях и результатах общения собеседников; закреплять полученные умения при работе со словом, предложением и текстом в разнообразных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.

В курсах «Литературное чтение» и «Иностранные языки» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, что помогает школьникам в отношениях со сверстниками и взрослыми выбирать позицию, основанную на нормах нравственности.

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

В гимназии работает психолог. Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

  • осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
  • содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
  • способствует гармонизации социальной сферы школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им  различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
  • оказывает помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
  • проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
  • способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;
  • профилактика возникновения социальной дезадаптации;
  • оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса. 

4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Использование на уроках УМК «Перспектива» позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В  УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Математика “Учусь учиться”» в ходе всех уроков учащиеся вначале приобретают опыт построения общего способа математических действий, а затем на основе этого опыта осваивают и системно применяют в своей практике метод рефлексивной самоорганизации, вооружающий их общим способом решения проблем творческого и поискового характера. В ходе решения таких заданий учащиеся приобретают опыт использования таких общенаучных методов решения исследовательских проблем, как метод перебора, метод проб и ошибок и др.

В курсе «Обучение грамоте»  (учебник «Азбука») введены задания на поиск способов, средств, выражения, обозначения, оформления и передачи информации в устной речи.

В курсе «Русский язык» введены задания, в которых рассматриваются проблемные ситуации и используются поисковые методы. Созданию самостоятельных творческих речевых произведений посвящена специальная рубрика учебников с 1 по 4 класс – «Творческая переменка». Как правило, созданию детьми собственных речевых произведений предшествует анализ подобных языковых и речевых явлений, встречающихся у мастеров слова. В учебниках используются разнообразные виды заданий: сочинение о волшебнице-орфографии, составление диктантов, восстановление стихотворного текста, объяснение «детских неологизмов», сочинение на выбранную тему, объяснение «необычных» слов с опорой на их звучание, составление слова по «математическим формулам», сочинение считалок и веселых стишков, составление и разгадывание ребусов, составление описаний и рассказов по рисункам и по заданной теме, написание сказки о знаках препинания, написание стихотворения с необычными именами.

В курсе «Изобразительное искусство» предполагается освоение следующих способов решения проблем творческого и поискового характера: вариативность и импровизация в организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся: выбор темы, проведение дискуссий, диалогов; вариативность задания по композиции: в натюрморте, пейзаже, сюжетной композиции; широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия по мотивам орнаментального искусства с учётом национально-регионального компонента.

В курсе «Окружающий мир», в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках («Атлас-определитель», «Великан на поляне», словарях, путеводителях и т.п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады. В гимназии сложилась своя система по работе с одарёнными детьми. Многие мероприятия стали уже традиционными:

— всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

— международная игра «Кенгуру»;

— областной конкурс «Марафон знаний»;

— школьные олимпиады по предметам;

— городская олимпиада среди обучающихся 4-х классов;

— школьная конференция «Шаг в науку»;

— городская конференция младших школьников «Исследовательский дебют»;

— школьная декада знаний;

— школьный конкурс «Портфолио ученика»;

— городская олимпиада школ развивающих практик.

5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления).

Данные модули отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей программы:

-своевременное выявление обучающихся «группы риска» и «одаренных детей»;

— положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы обучающихся «группы риска» и «одаренных детей»;

— положительная динамика качественной успеваемости обучающихся ;

— коррекция поведения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.