Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на развитие творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью влекут за собой ориентацию образовательного процесса на самореализацию личности, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, формирование субъектной позиции. Это предполагает совершенствование педагогических подходов за счет повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Главный помощник педагогам в решении этой задачи — психолог. Большое количество прикладных исследований, проводимых на базе образовательных учреждений разного вида и типа, подтверждает значимость применения в педагогической практике психологических теорий и концепций. Значимость психологического компонента образовательного процесса состоит в создании условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей, охраны психологического здоровья всех его участников, а также оказании психологической поддержки детям, педагогам, родителям в соответствии с целями и задачами системы образования в обеспечении качественного образования. Эти задачи требуют от психолога серьезной и систематической работы над повышением профессиональной компетентности.
Дополнительным эффективным инструментом для решения задач, направленных на профессиональное саморазвитие и оценку профессиональных достижений, может стать портфолио психолога. Предлагаемая модель портфолио базируется на компетентностном подходе, ориентированном на развитие ребенка, и предполагает направление деятельности психолога по решению следующих задач.
- Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста.
- Развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
- Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
- Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Портфолио психолога — это набор материалов, демонстрирующих умение психолога определять стратегию и тактику своей профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи и проблемы, направленные на достижение планируемого школой качества образования.
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... необходимые для успешного хода педагогического процесса психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки 4. Организации деятельности, которая должна опережать развитие личности и переходить в требование воспитанника ... и шефствующими организациями 323. Целостный педагогический процесс - это: 1. Система образования 2. Сотрудничество учителя и учеников, направляющее на достижение целей воспитания ...
Назначение портфолио:
- Оценки уровня профессионализма психолога:
- фиксирует и накапливает индивидуальные достижения профессиональной деятельности за определенный период времени.
- Обобщение своего профессионального опыта:
- фиксирует, накапливает положительный опыт, позволяющий повысить качество образовательного процесса в соответствие с целями и задачами образовательной программы школы.
- Дополнительный инструмент для повышения профессиональной компетенции:
- развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности психолога;
- помогает повысить уровень осознания психологом степени достижения своих профессиональных целей и возможностей, что позволяет выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и развития.
Система оценивания портфолио включает:
- внутришкольное оценивание: экспертная оценка администрации, коллег по реализации цели и задач школы относительно степени достижения планируемого качества образования;
- внешнее оценивание: результаты участия в семинарах, круглых столах, конкурсах различных уровней, представление опыта работы в средствах массовой информации;
- самооценка психолога своей профессиональной деятельности: результаты самоанализа собственной профессиональной деятельности.
Структурно-содержательная модель портфолио психолога образовательного учреждения
Название блоков |
Содержание блоков |
Титульный лист |
Имя, отчество, фамилия. Должность и название образовательного учреждения по основному месту работы. Контактные телефоны, e-mail. Фотография. |
Общая профессиональная компетентность |
Основное образование, учёные степени и звания, категории, почётные звания, награды, стаж работы, повышение квалификации. |
Нормативные документы |
Закон РФ «Об образовании», «Столичное обра-зование-5», Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года, права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога, тарифно-квалификационные характеристики педагога-психолога: 8-14 разряды, должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора). Документы, разработанные в школе: планирование работы психолога (с целями и задачами психологической службы, целью и задачами психолога с видами деятельности и сроками), тематика родительских собраний на год, план психолого-медико-педагогического консилиума школы. |
Компетентность в сфере систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения |
Диагностические методики развития познавательных способностей детей на разных возрастных этапах, их личностно-мотивационной сферы, методики определения готовности ребенка к школе, методики диагностики межлич ностных отношений, профконсультационные диагностики. Мониторинг интеллектуально-познавательной и личностной сферы ребенка. Анализ психодиагностической информации на основании комплексного подхода при диагностике индивидуально-психологических особенностей ребенка. Уровни предоставления результата психологической диагностики. |
Компетентность по созданию социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения |
Педагогическое сотрудничество. Различные формы психологической работы в качестве официального элемента воспитательно-образовательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами. Психологическое консультирование. Психологическое просвещение. Коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Содействие созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом. Школьная дезадаптация. Психологическая поддержка учащихся 1-х, 5-х классов в период адаптации. Психологическое здоровье. |
Компетентность в научно-методической и учебно-методической сфере |
Освоение психолого-педагогических и общекультурных содержаний, необходимых для работы в образовательном учреждении, включение их в арсенал содержательных и методических средств. Экспериментальная деятельность. Участие в работе учебно-методической сферы. |
Осмысление результативности своей профессиональной деятельности |
Анализ результативности своей профессиональной деятельности. Перспектива профессионального саморазвития.
|
Титульный лист |
Содержание |
|
Фотография. Имя, отчество, фамилия. Должность и название образовательного учреждения по основному месту работы. Контактные телефоны, e-mail. |
Раздел 1. Общая профессиональная компетентность
Основное образование |
Копии документа(ов) об образовании (образование, специальность). |
Квалификационные категории, стаж работы |
Аттестационный лист (копия), квалификация. Фрагмент копии трудовой книжки, заверенной руководителем: наименования образовательных учреждений и занимаемых в них должностей. Даты начала и окончания работы. |
Учёная степень и звания |
Наименование научных степеней и даты их присвоения. Копия выписки из решения диссертационного совета. |
Награды |
Копия грамот, благодарственных писем и других наградных документов. |
Повышение квалификации |
Свидетельства о повышении квалификации и профессиональной переподготовке (за последние пять лет). |
Раздел 2. Персональное педагогическое кредо
Краткое эссе |
Профессионально-ценностная ориентация, приоритеты в профессиональной деятельности. |
|
|
|
|
Раздел 3. Нормативные документы
|
Перечень нормативных документов |
Нормативные документы |
Закон РФ «Об образовании», «Столичное образо-вание-5» (в части задач и направлений развития службы практической психологии в системе Департамента образования города Москвы). Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года, права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога, тарифно-квалификационные характеристики педагога-психолога: 8-14 разряды. |
Документы, разработанные в школе |
Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора). Персональное планирование работы психолога на год (с целями и задачами психологической службы, целью и задачами психолога, видами деятельности и сроками), персональное расписание работы, тематика родительских собраний на год, план психолого-медико-педагогического консилиума школы. |
Раздел 4. Компетентность в сфере систематического
Отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка
И динамики его психического развития
В процессе школьного обучения
Раздел |
Содержание |
Диагностические методики развития познавательных способностей детей на разных возрастных этапах, их личностно-моти-вационной сферы |
Программа диагностической работы, которая включает показатели познавательных способностей и личностно-мотивационной сферы на разных возрастных этапах, название методик, сроки проведения диагностики. Примеры протоколов диагностического исследования. Перечень принципов, которые лежат в основе психодиагностической работы психолога |
Методики определения готовности ребенка к школе |
Перечень методик определения степени овладения первичными школьными навыками, развитие произвольности внимания, памяти, мышления, уровень социализации (знания и принятие моральных и этикетных правил) и т.д. Перечень методик представляется в форме таблицы, которая включает: класс, название психологического исследования, цель. |
Методики диагностики межличностных отношений |
Перечень методик, направленных на диагностику межличностных отношений с указанием классов, в которых планируется диагностика, и сроков их проведения. |
Профконсультаци-онные диагностики |
Перечень методик, позволяющих получить адекватную информацию о способностях, личностных чертах, темпераменте, мотивах, уровне притязаний, самооценке, соответствии предпочитаемых профессий личностным чертам испытуемого: 1) представление испытуемого о мире профессий, своем жизненном пути (психосемантические методики); 2) профессиональные интересы и склонности; 3) профессиональные способности, общий уровень развития интеллекта и др. |
Мониторинг интеллектуально-познавательной и личностной сферы ребенка |
Годовая циклограмма мониторинга в ОУ 1. Предмет мониторинга (объекты мониторинга) 2. Цели мониторинга 3. Периодичность 4. Ответственные (субъекты мониторинга) 5. Результат |
Анализ психодиагностической информации на основании комплексного подхода при диагностике индивидуально-психологических особенностей ребенка |
Аналитические справки по результатам диагностических процедур. Примеры аналитической информации об индивидуально-психологических особенностях ребенка на основании комплексного подхода при диагностике.
|
Уровни предоставления результатов психологической диагностики |
Примеры информационной справки для администрации, информации для учителя, родителей, ученика.
|
Раздел 5. Компетентность по созданию социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения
Структура раздела |
Содержание |
Педагогическое сотрудничество |
Справки по итогам посещенных занятий, примеры рекомендаций педагогам по результатам диагностического обследования. |
Различные формы психологической работы в качестве официального элемента воспита- -тельно-образова- -тельного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами |
Тематика и планирование развивающих и коррек-ционных групповых и индивидуальных занятий. Сценарии тренингов и оргдеятельностных игр. |
Психологическое консультирование |
Расписание психологического консультирования. Перечень вопросов со стороны родителей, детей, педагогов. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса консультациями (отзывы, анкетирование). |
Психологическое просвещение |
Материалы выступлений на совещаниях, родительских собраниях, педсоветах. |
Коррекционно-развивающие консул ьтати вные методики и технологии |
Перечень коррекционно-развивающих консультативных методик и технологий, представленный в форме таблицы с указанием задач, на решение которых они направлены, и классов, в которых они используются. |
Содействие созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом |
Рекомендации для педагогов: «Учет специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте». Пример рекомендаций педагогу, классному руководителю по вопросам индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, предложений по решению индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Результаты диагностики психологического климата в классе и рекомендации по его улучшению. |
Школьная дезадаптация |
Система работы по выявлению причин дезадаптации. Направления деятельности по коррекции тех личностных качеств, отклонений в эмоционально-волевой, интеллектуальной сфере, поведенческих проявлений, свойств характера ребёнка, которые провоцируют дезадаптацию (может быть представлена в форме таблицы). 1. Направление работы 2. Профилактика 3. Диагностика 4. Коррекция |
Психологическая поддержка учащихся 1 -х, 5-х классов в период адаптации |
План проведения педагогических консилиумов. Материалы по технологии подготовки и проведению консилиума. Программа работы психолога с учащимися 1-х и 5-х классов в адаптационный период. |
Психологическое здоровье |
Направления деятельности по выявлению факторов риска образовательной среды как источников риска нарушения психологического здоровья. Направления деятельности по сохранению психологического здоровья. |
Раздел 6. Компетентность в научно-методической и учебно-методической сфере
|
Содержание |
Освоение психолого-педагогических и общекультурных содержаний, необходимых для работы в образовательном учреждении, включение их в арсенал содержательных и методических средств |
Библиографический список прочитанных книг по актуальным вопросам школьной практической психологии, вопросам обучения и воспитания. Перечень включенных в собственную профессиональную практику новых методов и методик в соответствии с требованиями современной социально-психологической ситуации (приращение в профессиональной компетенции). |
Экспериментальная деятельность |
Участие в экспериментальной деятельности школы: программа экспериментальной деятельности, материалы, разработанные в рамках проводимого эксперимента. Тезисы выступлений на совещаниях, семинарах, педсовете по вопросам экспериментальной деятельности. Проведение мастер-классов, открытых занятий по теме эксперимента. |
Лично полученные научные результаты, разработанные методические и учебные материалы |
Списки научно-методических публикаций. Разработанные программы, методические рекомендации, учебные и методические пособия (представить в форме таблицы с указанием названия, даты разработки и кем в образовательном учреждении используется). |
Участие в работе учебно-методической сферы |
Участие в научно-практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах, педсоветах (тематика и тезисы выступлений). Перечень открытых занятий, отзывы коллег, администрации. |
Раздел 7. Осмысление результативности своей профессиональной деятельности |
|
|
Содержание |
Анализ результативности своей профессиональной деятельности |
Аналитическая справка (степень реализации задач, которые психолог определил на учебный год, самооценка результативности своей работы). |
Перспектива профессионального саморазвития |
Представление своих сильных профессиональных позиций и педагогических ошибок, неудач. Формулирование перспектив профессионального совершенствования и саморазвития. |
7