Понятие «психика»

6

Что такое психика до конца не ясно – есть много определений, но ни одно не является приемлемым:

1)  — это все что есть в человеке человеческого (Но  вероятно есть и у животных).

2)  — это внутренний мир (Но в  появляется внешний мир, она интерперсональна),

3)  — это множество сознательных и бессознательных опытов индивида (Однако в этой свези, что такое сознание и что такое бессознательное),

4)  — системное свойство высокорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Псих. словарь /Петровский, Ярошевский,1990).

Существуют и другие подходы к пониманию психики. Например, психику соотносят с понятиями «душа» и «дух». Психика рассматривается как материальная основа души. Душа при этом понимается как производное взаимодействия психики и духа. Дух бессмертен и дан извне.

Единственное, что мы знаем наверняка в отношении психики, это то, что она есть, так как сталкиваемся с проявлением психики в субъективной реальности.

Психика:

1. показывает окружающий мир,

2. управляет поведением,

3. дает возможность общения,

4. вызывает определенные ощущения и эмоции,

5. позволяет удовлетворять потребности,

6. формирует внутренний мир человека.

Мы не можем изучать  как таковую, но мы можем изучать объективными методами проявления , и ТО ее охарактеризовать, оценить ее значение (функции) и свойства.

Функции 

Вопрос о функциях — это вопрос о том, что делает человек с помощью психики, чему она служит в процессах человеческой жизнедеятельности, какие задачи решает человек посредством своей психической деятельности.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека ... расхождения в трактовке мыслительной деятельности, они единодушно отстаивали ... человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, как средоточие личного отношения человека к миру. ...

В самом общем виде можно сказать, что психика обеспечивает человеку оптимальную адаптацию к среде для поддержания жизни, сохранения его душевного спокойствия и реализации природного потенциала. Психика координирует взаимодействие человека с внешним миром, перерабатывает потоки физических воздействий на организм с помощью органов чувств и мозга, порождает субъективное отношение к предметам окружающего мира.

1. Субъективное отражение окружающего мира – отражение в субъективной реальности реальности объективной.

Психическое отражение – это возможность психики воспроизводить во внутреннем идеальном мире человека с определенной степенью адекватности признаки, характеристики и отношения объектов и явлений внешнего реального мира. Психическое отражение выполняет осведомительную роль, в результате чего  получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, вырабатывает представление о мире.

 отражение имеет ряд характеристик:

 ПРАВИЛЬНОЕ – подтверждается практикой и чужим опытом;

 ЦЕЛОСТНОЕ, ИНТЕГРАЛЬНОЕ;

 Не МЕХАНИЧЕСКОЕ (не зеркальное, не пассивное) – оно пластично, постоянно углубляется, видоизменяется, совершенствуясь;

 ИЗБИРАТЕЛЬНО, ЗНАЧИМО.

Благодаря отражению возможна когнитивная (познавательная) деятельность человека и такие процессы как восприятие, мышление, познание.

2. Оценка, опоставление реального и идеального в психическом – внутренний психический мир человека находится в неком противопоставлении внешнему. Непрерывное сравнение объектов и явлений идеального и реального является основой для

— — предупреждения (в виде возникновения отрицательных эмоций) об опасности объекта для организма,

— переживаний разного рода, являющихся основой для развития индивидуальности психического,

— формирование гармоничной целостности внутреннего идеального мира и развитие гармоничных устойчивых отношений с реальным миром.

2. Приспособительная регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми адекватно тем сигналам, которые поступают из внешнего мира.

Регуляция подразумевает

● оценку полезности-вредности, важности-неважности для человека того или иного объекта или явления среды,

● формирование некой поведенческой программы в ответ на изменение как внешнего, так и внутреннего миров,

● управление  процессами в целях достижения определенной цели,

● формирование гармоничной целостности внутреннего идеального мира и развитие гармоничных устойчивых отношений с реальным миром,

8 стр., 3779 слов

Глава 1. Эмоции и их внешнее проявление

... коммуникативной сфере. Эмоции и их внешнее проявление в условиях зрительной депревации Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отражении человека к действительности, зависит от ... тифлопедагогу важно строить с учетом следующих положений. 1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем ...

● фиксация необходимых для жизни связей, поведенческих программ, образов.

Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки, поведение человека и деятельность.

Свойства 

1) Биологична – связана с организмом, им управляет и от его состояния зависит;

2) Социальна – формируется в Пр общения с др. людьми, в Пр усвоения культуры, создаваемой предыдущими поколениями (Маугли);

3) Субъективна —  процессы индивидуальны, неповторимы и невоспроизводимы, даже у МБ проявления  различно;

4) Активна – форм* и реализуется в Пр активной деятельности Ч;

5) Целесообразна —  проявления всегда связаны с к-л. целью (осознаваемой или неосознаваемой).

Несмотря на сложности в теоретических построениях психологии, накоплен огромный эмпирический материал, который можно анализировать и использовать на практике. Чтобы избавиться от терминологических и философских сложностей в изучении психики, для решения исследовательских и прикладных задач, предпочитают говорить не о ней как таковой, а о комплексе психологических явлений.

То есть объективно предметом психологии является не психика как таковая, а ее проявления.

Психические явления

Выделяют 3 типа психических явлений

1)  ПРОЦЕССЫ – базовые явления психики. Это Пр взаимодействия с окр. миром, с его объектами.  Пр

 направлены на познание объекта и взаимодействие с ним,

 вызываются сигналами из внешнего или внутреннего мира,

 имеют начало, развитие, конец, при этом конец одного процесса совпадает с началом другого  все  процессы связаны между собой в единый поток,

 в совокупности  Пр обеспечивают формирование знаний, регуляцию поведения и деятельности.

2)  СОСТОЯНИЯ – временное состояние  процессов в их совокупности, связанное с внешними и внутренними причинами

— временное своеобразие  Д-ти вызванное к-л внешними или внутренними причинами.

Каждое состояние предполагает устойчивую интеграцию всех проявлений Ч в ответ на некий фактор или группу факторов.

 состояния лабильны.

3)  СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ – интегральные характеристики совокупности  процессов определяющие индивидуальность человека, его типологические и уникальные особенности.

Это особенности реализации псих. процессов, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень проявления , типичный для данного человека.

 явления проявлются в ряде сферах проявления:

— Психодинамическая сфера проявления (энергетическая, эргическая) – базовая сфера психики, обеспечивает саму возможность протекания  процессов. Связана с формированием и реализацией энергетического потенциала, что определяет уровень активности , силу и скорость реакции, темп, ритмичность и др;

— Когнитивная (познавательная) сфера проявления – связана с получением, переработкой информации из внешнего мира, отражением окружающей действительности;

— Эмотивная (эмоциональная, оценочная) сфера проявления – связана с оценкой поступающих сигналов, принятия решения что хорошо, что плохо, определяет характеристики реакции на фактор окр. среды;

— Эффекторная (поведенческая) сфера проявления – связана с выработкой ответной реакции на внешний или внутренний стимул, в том числе, включающей элементы волевой регуляции (конативной (Конатас – способность к волевому усилию)), формированием поведенческих программ, мотивов, установок и др;

— Сфера межличностного проявления – связана с осуществлением взаимодействия с окружающими людьми, формированием межличностных отношений.

 явления могут быть связаны не только с конкретным человеком, но и с группой людей:

ПРОЦЕССЫ – общение, межличностные отношения, межличностное восприятие, межгрупповое взаимодействие и др.

СОСТОЯНИЯ – конфликт, сплоченность, паника и др.

СВОЙСТВА ГРУППЫ – организованность, стиль руководства,  климат, эффективность деятельности, открытость-закрытость группы.

Сферы

Функции

 явления

Процессы

Состояния

Свойства личности

Психодинами-ческая

Поддержание базового уровня функциони-рования 

активность, возбуждение, торможение

Функциональные – связаны с опр. уровнем физиологической активности, работоспособности.

Темперамент

Когнитивная

обработка Y

ощущение,

восприятие,

мышление,

память и др.

Состояния внимания, интереса, интенсивности познавательных процессов.

Интеллект,

способности, креативность

Эмотивная

оценка Y

Различные эмоции

Эмоциональные – оценочная реакция на что-либо (чувства, настроение, аффект, тревога и др.)

Эмоциональноть, эмпатия, тревожность, агрессивность

Эффекторная

реакция на Y

воля, движения, деятельность, побуждение, мотивация

Мотивационные – основаны на мотивах, желаниях;

Волевые – связаны с организацией Д-ти (целеустремленность, решительность, настойчивость и др.);

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих Д-ть Ч, ценностные ориентации.

Волевые качества Л

Межличностная

Взаимодейст-вие с людьми

общение, любовь, агрессия,

социализация

конфликт, вражда, взаимопомощь, любовь, сотрудничество

Я-концепция,

нравственность,

доброта,

справедливость

Уровни психики

3 основные формы проявления : сознание, предсознание, бессознательное.

1) Сознание

Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувств и умственных образов, слагающих его внутренний мир, противопоставляемый внешнему.

Сз проявляется в

1) ощущении себя познающим субъектом — человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к его познанию. Знания об объектах, получаемые человеком, отличаются от самих объектов. Человек может эти знания выражать в словах, понятия, символах, воспроизводить их и т.д. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь) такая способность теряется.

2) способности идеального воспроизведения действительности — мысленное представление и воображение действительности. Представление действительности, отсутствующей в данный момент или вовсе не существующей (фантазии, мечты), выступает как одна из важнейших характеристик сознания.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует.

3) способности преобразования материального мира в идеальный

4) способности получать, преобразовывать и реализовывать совокупности знаний, эталонов, целей, мотивов, формирующих д-ть субъекта,

5) способности оперировать знаковыми системами,

6) способности осуществлять контроль за д-тью

2) Предсознание (Подсознание)

— оперирует теми же объектами, что и Сз

— работает, когда Сз по тем или иным причинам выключено или отвлечено.

Когда Сз активно Прз уступает поле д-ти (территорию объектной инфраструктуры).

Все, что уходит из Фокуса Сз, поступает в распоряжение Прз

В отличие от подсознательной обработки информации, которая происходит одновременно и параллельно, сознательная выполняется последовательно (серийно).

Более того, она бывает относительно медленной и ограниченной. Подсознательная обработка информации, как хорошая команда помощников, берет на себя исполнение второстепенных по значению обязанностей, чтобы сознание, как главный руководитель, могло сконцентрировать внимание на главном.

Вне сознательного контроля руки функционируют самостоятельно: жестикулируют, прихорашивают вас, ощупывают тело, находя в нем какие-то изъяны. Произвольно очень трудно осуществлять движения обоими руками

Проявления Предсознания:

1- неосознаваемые автоматизмы – акты, которые осущ* без контроля Сз:

• автоматические действия – никогда не осознавались – врожденные или приобретенные в первые годы жизни (# сосание, мигание, хотьба, чтение текста – не задумываемся над чтением отдельных букв),

• автоматизированные действия (Навыки) – были осознаваемы, но в рез-те многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия Сз. Контроль действиями остается, но находится на периферии Сз.

При выполнении к-л. д-ти часть действий (> сложных) требует постоянного контроля Сз – нах* в фокусе Сз. В то же время > отработанные и простые действия оттесняются на периферию Сз в область Прз.

2- неосознаваемые установки

Установка – готовность организма или субъекта к совершению опр. действий или реагирование в определенном направлении.

Выделяют установки:

— моторная – готовность к выполнению к-л. действий,

— умственная – готовность решать к-л. задачи определенным образом.

Уст обеспечивает в случае внезапной необходимости без сознательной проработки выполнения наиболее типичных для субъекта и/или ситуации действий. Такая готовность даже при появлении другой, не ожидаемой ситуации может вызвать выполнение устоявшейся формы поведения, при этом возможны ошибочные действия  ОШИБКИ УСТАНОВКИ.

Дмитрий Ник. Узнадзе описал иллюзии установки в опытах с шарами разного веса  2 группы:

• Контрастная – ожидание перемен

• Ассимилятивная – ожидание повторения } аналогично и при гипнозе.

3- неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, сопровождающие к-л. действия или состояния Ч

# — покачивание ногой в такт музыке,

— дополнительные средства коммуникации.

3) Бессознательное

Бз — сфера, ответственная за полностью неосознаваемые действия и поступки.

В широком смысле Бс – это совокупность психических процессов, актов и состояний, которые не представлены в сознании человека. В ряде  теорий – особая сфера психического или система процессов , качественно отличных от явлений сознания. Термин используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные механизмы которого не осознаются.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта деятельности, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

В современной русской психологии выделяется 4 проявления бессознательного.

1) Неосознаваемые побудители поведения Ч – внутренние неосознаваемые мотивы, влечения и смысловые установки.

2) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения действий – операциональные установки и стереотипы автоматизированного действия и поведения, обеспечивающие направленный и устойчивый характер их протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий и обуславливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного действия встречается неожиданное препятствие.

3) Проявления субсенсорного восприятия. Под субсенсорным восприятием в современной психологии понимается форма непосредственного психического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета. Для обозначения явлений субсенсорного восприятия У. Найссером было предложено понятие «предвнимание», Г.В. Гершуни — «субсенсорная область».

Г. В. Гершуни (1977) описал так называемое подпороговое восприятие – по вегетативным реакциям (КГР, ЭЭГ) наблюдалась ориентировочная реакция на сверх слабые стимулы при отсутствии отчетов испытуемых – ответы мозга на стимулы и субъективные отчеты не всегда совпадают в том числе в бессознательном состоянии

Процессы предвнимания, будучи связанными с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, обеспечивают приспособительную реакцию на те или иные еще не распознанные изменения ситуации. Субсенсорной областью названа зона раздражителей (неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и т. п.), вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения. Изучение процессов предвнимания и субсенсорных раздражителей позволяет выявить резервные возможности органов чувств человека.

4) Неосознаваемые резервы организма – особые состояния органов чувств и тела, проявляющиеся в исключительных ситуациях при ослаблении контроля Сз

5) Экстрасенсорные проявления – явления человеческой психики, не поддающиеся пока рациональному научному объяснению.

ретроспекция – описание прошлых событий,

проскопия – предвидение событий,

психометрия – сведения по фотографии

телекинез – передвижение мыслью предметов, стрелки компаса

левитация – удержание предметов в воздухе

6) Надиндивидуальные надсознательные явления – типичное поведение Ч, как члена той или иной общности

# этнические стереотипы – усваиваются субъектом образцы типичного для данной общности поведения через социализацию (подражание, идентификация).

Стереотипы актуальны для человека, но не осознаются человеком и не контролируются им.

7) Надсознательные явления. Под надсознательным понимается не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С. Станиславским, обозначавшим его термином «сверхсознание», под которым понимался высший этап творческого процесса, отличный как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов.

В дальнейшем Л.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично. Применительно к процессам индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим ученым, поглощенным предметом исследования, но структура и требования развития которого отражаются в его гипотезах и решениях.

Понятие о надсознательном позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: зависящую от уже запечатленной в мозгу информации (детерминация прошлым) — бессознательное; устремленную на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте (детерминация потребным будущим), — надсознательное.

Сознание похоже на поверхность или оболочку в обширнейшем бессознательном пространстве.

Несмотря на длительное развитие понятия бессознательного в русле философской рефлексии и разработку многочисленных моделей анализа, подходов в психологической и философской науках за последние 100 лет, целостной теории бессознательного к настоящему времени не создано.