Подготовка и написание заключения

Качественный анализ и интерпретация полученных данных.Интерпретировать что-то – значит приписать этому некий содержательный смысл. В психологическом исследовании это наиболее сложный, значимый и творческий этап, требующий от психолога, с одной стороны, максимальной объективности, а с другой стороны, интуитивного осмысления и личностной включенности. Залогом объективности интерпретации полученных данных является соблюдение психологом правил и схем анализа, предложенных в методологических сопровождениях психологических методик, которые позволяют сопоставить научный концепт, лежащий в основе методики, с полученными в исследовании данными. И вместе с тем «…интерпретация является функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта, постоянной схемы» (Шванцара Й., Смекал В. Диагностика психического развития. Прага, 1978, с.338)

В более узком смысле интерпретация результатов практического психологического исследования — это ответ на обращенный к психологу запрос и сформулированную им исследовательскую гипотезу. В связи с этим основной задачей интерпретирования является соотнесение экспериментально-исследовательской модели поведения с реальной жизнью испытуемого, что включает в себя:

  • интерполирование, попытка понять внутренние невидимые процессы, состояния, свойства по внешним, видимым и регистрируемым в исследовании фактам;
  • экстраполирование полученной информации о тестовом образце поведения к подобному поведению в будущем;
  • транспонирование диагностических данных об образце поведения на другие формы поведения;
  • генерализация психодиагностических данных на поведение в целом.

Таким образом, интерпретация представляет собой сложный комплексный процесс, включающий в себя анализ информации, полученной с помощью психологических методов и методик, соотнесение информации, собранной по разным каналам и из разных источников, сопоставление и обобщение всех данных для создания единого, целостного представления об испытуемом.

В ходе анализа данных психологического исследования, полученных с помощью разных методов (наблюдение, беседа, психологические тесты, анализ продуктов деятельности и др.), необходимо обратить внимание на следующие ситуации:

  • данные разных методов подтверждают друг друга, обнаруживают один и тот же психологический факт. В этом случае мы можем с достаточно высокой степенью уверенности переносить полученные в искусственно созданной исследователем экспериментальной ситуации выводы об особенностях личности и поведения испытуемого в реальную жизнь.

Например, при проведении психологического исследования учащегося 3-го класса с использованием «Корректурной пробы Бурдона», таблиц Горбова – Шульте и субтеста «Кодировка» из интеллектуальной шкалы Векслера были получены следующие результаты: корректурная проба – средняя скорость работы с минимальным количеством ошибок, что свидетельствует о достаточно высокой концентрации внимания, при выполнении инструкции на переключаемость внимания наблюдалось ухудшение результатов; таблицы Горбова – Шульте – при переходе от таблицы к таблице время выполнения задания и количество ошибок увеличиваются, что говорит о трудностях переключения внимания и сниженной умственной работоспособности; «Кодировка» – средняя продуктивность выполнения задания, 5 ошибок. Результаты методик показывают, что при выполнении всех заданий у испытуемого наблюдались сложности, связанные с переключением внимания.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ситуациях. Согласно методике теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида ... Конфликтология Томаса основана на методике определения факторов конфликта и их исправления. Сам Томас причислял к стилям поведения следующие виды реакции: - соревнование или соперничество — в ...

Таким образом, данный психологический факт подтверждается тремя разными методиками, что позволяет с высокой степенью достоверности сделать вывод о низкой переключаемости внимания у испытуемого.

  • данные разных методик раскрывают разные аспекты психической жизни человека. Исходя из принципов целостности и системности психики, исследователь рассматривает эти факты как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. С этой точки зрения, интерпретация – это процесс раскрытия и квалификации внутренних связей, качество которых весьма многообразно: это и причинно-следственные, и системообразующие, и иерархические, и случайные, и др. Однако логика запроса, с которым обращаются к психологу, логика обыденного сознания наталкивают исследователя на поиск в основном причинно-следственных связей. Искушение соответствовать ожиданиям клиента настолько велико, что может привести к поспешным и неосторожным выводам: видение причинно-следственных связей там, где для этого нет достаточных оснований; подмена причины следствием, и наоборот; фиксация прямой, однозначной зависимости между двумя фактами.

Учитель начальных классов обращается к психологу с просьбой определить причины поведения ученика Б., 8 лет: у мальчика в классе нет друзей, он постоянно напряжен, плохо идет на контакт с учителем, боится отвечать у доски. В ходе психологического исследования психологом был применен комплекс методов: беседа с учителем, проективная методика «Рисунок семьи», беседа с ребенком.

Учитель в беседе с психологом предположил, что у мальчика проблемы в семье, которые, по его мнению, отражаются на поведении ребенка в школе. Рисуя семью, ребенок нарисовал только себя со спины возле компьютера, других членов семьи рисовать отказался. Эти два факта натолкнули психолога сделать однозначный вывод о том, что причиной сложностей ребенка в школе являются отношения в семье. С нашей точки зрения, вывод психолога вызывает сомнения: во-первых, потому что не является очевидным то, что два эти факта связаны причинно-следственной зависимостью, во-вторых, даже если предположить, что такая зависимость существует, это не означает, что отношения в семье – причина проблем в школе, а не наоборот. В данном случае проведенное психологом исследование поставило больше вопросов, чем дало ответов, и, следовательно, требуются дополнительные шаги по прояснению данной проблемы.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического ... и затем проверяется в диагностике. Объяснительная гипотезаопределяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были ... что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все ...

Когда мы имеем дело с разными фактами, с неясной системой взаимоотношений между ними, нельзя делать поспешных выводов, важно рассмотреть эти факты с разных точек зрения, может быть даже с разных методологических позиций, и, если требуется, провести дополнительное исследование или сбор информации.

  • данные разных методик не совпадают или противоречат друг другу. В этом случае важно не игнорировать полученные противоречия, не отвергать данные методик, а внимательно проанализировать, что привело к таким результатам и каким образом можно их использовать.

Например, при исследовании темпераментальных характеристик с помощью методики EPI Айзенка и теппинг-теста могут получиться следующие результаты: средне-слабая нервная система по теппинг-тесту и сангвинический тип по EPI. Средне-слабая нервная система согласно И.П.Павлову, соответствует скорее меланхолическому типу темперамента, т.е. на первый взгляд данные двух методик противоречат друг другу. Однако если проанализировать ситуацию, то можно увидеть, что результаты данных методик несут информацию о разных уровнях психологической реальности: EPI – это уровень осознаваемого самоотчета личности о ее характерологических особенностях, а теппинг-тест — это уровень психофизиологических реакций. Рассмотрение данных с этих позиций показывает, что они не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Возможными причинами несоответствия одних данных другим могут быть:

  • разный уровень анализа психологической реальности представляемый разными методиками (как в описанном выше примере);
  • особенности функционального состояния испытуемого, например, усталость, утомление, пресыщение деятельностью, болезненное состояние;
  • особенности ситуации исследования: индивидуальное или групповое, устная или письменная инструкция к тесту, уровень шума, цветовое оформление, освещенность помещения, интимность и герметичность пространства и пр.
  • мотивация испытуемого: стремление к социально одобряемому поведению, стремление избежать наказание, мотив экспертизы, потребность в поддержке и сочувствии, манипулятивные мотивы, и пр.
  • отношение к психологу и к психологии вообще: недоверие, открытая отрицательная позиция, страх, симпатия, вера во всемогущество психологии или разочарование в ней, и др.

Всесторонний учет всех возможных факторов влияния на ситуацию исследования и полученные данные позволит понять несоответствие результатов или их противоречия, а также построить более полную и адекватную картину исследуемой реальности.

В результате интерпретации и анализа данных психолог делает выводы, касающиеся подтверждения или опровержения гипотезы, сформулированной на начальном этапе психологического исследования, и пишет заключение.

Психологическое заключение является закономерным итогом всего процесса исследования. Каждое заключение составляется как ответ на запрос и не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого запроса и задач исследования.

2 стр., 749 слов

Заключение по методике РНЖ ОРИГИНАЛ (2)

... - можно заключить иронически – юмористическое отношение испытуемого к процедуре обследования. Заключение: Обобщая полученные в ходе обследования данные, испытуемого можно охарактеризовать как человека действия, склонного реализовывать свои установки ...

Также как нет стандартных схем построения исследования и подбора методического материала, так не может быть единого шаблона для написания заключения, это всегда творческий процесс. Основная часть содержания заключения не поддается никакой унификации, хотя может быть дана некоторая общая схема.

В Приложении к Инструктивному письму Минобразования РФ от 1 марта 1999 № 3 регламентируются почти все формы отчетной деятельности школьных психологов. Формы составлены на основании практического опыта регионов и апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области. Одна из таких форм отчетности – схема психологического заключения.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

1. Причина исследования (запрос клиента).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.

3. Ф.И.О. лица, проводившего исследование.

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

№ школы

Название методики

Исследуемая психическая реальность

Условия проведения исследования, которые могут повлиять на результат

6. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу);

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

Дата

Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.

Представленная схема задает лишь формальные рамки для составления заключения, его содержательное наполнение, стиль и структура в большей степени зависит от того, кому оно адресовано. В зависимости от адресата можно выделить следующие виды психологических заключений:

Профессиональное заключение: составляется для профессионального психолога.

Заключение для специалистов смежных профессий: педагоги, врачи, администраторы, для медико-психологопедагогической комиссии, для детской комнаты милиции, военкомата и др.

Заключение для родителей.

Обратная связь для ребенка (или группы детей).

Все выделенные виды заключений отличаются друг от друга и по содержанию, и по стилю, и по структуре, каждое из них имеет свою специфику и особенности, которые рассматриваются ниже.

Профессиональное заключение – это основной вид документации практического психолога, форма отчетности и контроля его профессиональной деятельности. Обязанностью психолога является составление профессионального заключения после каждого проведенного исследования и сохранение как протоколов, так и заключений в специальных архивах. Данный вид заключений может быть востребован только специалистами в области психологии: сотрудниками методического кабинета Департамента образования, другим сотрудникам психологической службы школы.

Психолог несет ответственность за конфиденциальность информации, содержащейся в профессиональном заключении, поэтому должен предпринимать все меры для того, чтобы оно не было прочитано (полностью или частично) ни родителями, ни ребенком, ни учителями, ни администрацией школы и др.

Стиль профессионального заключения соответствует научным требованиям, при его написании используется специальная терминология и понятия. Выше предложенная форма представляет собой схему написания именно профессионального заключения.

5 стр., 2277 слов

Исследование готовности детей дошкольного общеобразовательного ...

... 3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 78 Заключение 83 Библиография 86 Введение Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и ... дошкольников с ОНР необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми. Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух старших групп с ОНР. В каждой группе ...

Начинается заключение с подробного описания причин исследования, с точного изложения запроса клиента в его терминологии и лексике. Далее детально описывается этап подготовки исследования, начиная от переформулирования запроса в психологические гипотезы и обоснования выбора методического материала с точным указанием их выходных данных. В этой части заключения также представляется процедура исследования (время, место, особенности организации).

Следующая часть заключения представляет собой описание первичных результатов исследования: по каждой методике приводятся сырые баллы, особенности ее проведения, которые могли повлиять на результат, данные наблюдения и взаимодействия испытуемого с психологом, а также статистическая обработка данных с обоснованием используемых статистических критериев. При необходимости результаты исследования представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм.

В заключительной части дается аналитическое описание полученных результатов, обобщенная интерпретация данных, в которой подчеркиваются как сильные, так и слабые стороны психического развития ребенка, и содержится профессионально обоснованный прогноз дальнейшего развития ребенка. Обобщения необходимо подтверждать конкретными иллюстрациями, примерами или фактическими экспериментальными данными, очень тщательно подбирая доказательства из большого количества материалов исследования, точно и кратко их формулируя.

Итогом заключения являются выводы и рекомендации. В выводах резюмируются наиболее важные данные, полученные в исследовании. Как правило, в профессиональном заключении не делается специального акцента на рекомендациях, здесь психолог намечает возможные дальнейшие пути развития ситуации и свои действия.

Заключение для специалистов смежных профессий.Заключение – это не только средство контроля деятельности психолога, но и возможность осуществлять профессиональное взаимодействие и связь с коллегами, другими специалистами, работодателями, клиентами и т.д. Многообразие целей составления данного типа заключений не позволяет говорить о едином шаблоне и общих правилах. Тем не менее можно выделить две категории заключений, различия между которыми определяются степенью формализации предоставляемой информации:

Формализованный тип заключения как правило составляется в случаях его предоставления в другие организации: милиция, другие учебные заведения, медико-психологопедагогическая комиссия, военкомат и др. Особенностью данной категории заключений является то, что они имеют четкую стандартную схему, рекомендованную органами управления народного образования. Этот вид документации называется психолого-педагогическая характеристика, и включает в себя как психологическую информацию, так и педагогические, социальные и медицинские данные. Психолог может составить эту характеристику сам, но в большинстве случаев в соавторстве с педагогами и классным руководителем учащегося. В связи с этим стиль характеристики существенно отличается от стиля профессионального заключения, здесь не должны использоваться специальные психологические термины и понятия, а также сложные наукообразные выражения. Ориентировочная основа для составления характеристик выглядит следующим образом:

8 стр., 3659 слов

Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье

... малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ... ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев ...

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося … класса средней школы №…. Фамилия Имя, возраст или год рождения.

Социальные данные о ребенке (состав семьи, время обучения в данном учебном заведении).

Состояние здоровья ребенка с указанием группы здоровья, , ограничения, связанные с состоянием здоровья; а также посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях.

Педагогическая информация: успехи в учебе, дисциплина на уроке, учебная мотивация.

Данные об интеллектуальном развитии учащегося.

Особенности характера и эмоциональной сферы ребенка.

Информация о социальном статусе и развитие социальной сферы ребенка.

Участие в общественно-полезной деятельности.

В зависимости от конкретного адресата существуют особенности составления заключения. Для медико-психологопедагогической комиссии делается акцент на сложностях психического развития и обучения ребенка с указанием времени проявления тех или иных трудностей. Во всех других случаях психолого-педагогический портрет ребенка носит выраженный позитивный характер. Для судебных органов, милиции и военкомата наибольшее внимание в содержательном плане уделяется социально-психологической адаптации ребенка, социальным, поведенческим и личностным характеристикам.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 «Б» класса средней школы №218 Сергей Б., 1992 года рождения (для медико-психологопедагогической комиссии).

Сергей Б. поступил в 1-ый класс средней школы №218 1 сентября 1999 года.

В процессе обучения в первом классе на уроках практически не работал: отвлекал внимание класса на себя, занимался своими делами, рисовал (чиркал) в тетради, залезал под стол. В группе продленного дня периодически проявлял агрессию по отношению к одноклассникам: дрался, кусался. «Сгрызал» карандаши и ручки до основания.

Психологическое исследование в первом классе показало, что у Серёжи интеллектуальное развитие в норме, но наблюдается педагогическая запущенность. При обследовании периодически отказывался работать. На многие вопросы отвечал: «Понятия не имею. Это не интересно. Не буду отвечать на эти вопросы». При смене вопроса или задания снова включался в работу, и мог даже ответить на предыдущий вопрос. На замечания реагировал слабо. В случае неудачи отказывался работать.

У мальчика нарушена концентрация внимания, он не может даже в течение небольшого времени удерживать внимание на одном объекте. Только в случае постоянного переключения внимания, смены заданий и введения упражнений на ручные навыки можно добиться некоторой работы ребенка.

Во втором классе ситуация на уроках такая же, как и раньше: учителя не слушает, занимается своими делами, агрессивен, разрисовывает свою парту, тетради, грызет карандаши и ручки. По сравнению с первым классом научился списывать с доски, но самостоятельные задания чаще всего не выполняет.

В настоящий момент, обучаясь во втором классе, Серёжа не успевает по трем предметам (русский язык, природоведение, английский язык).

У Сережи небольшой словарный запас, он плохо знает пройденные правила и не умеет ими пользоваться.

25 стр., 12301 слов

Психофизиологические особенности адаптации детей к школе,и их учет педагогами

... адаптации ребенка к школе. Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в ДОУ. Предметом курсового исследования- процесс адаптации ребенка к школе. Гипотеза исследования ... детей к школе 1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение ...

Сережа воспитывается в неполной семье, родители разведены. Мама работает посменно, в то время, когда занята на работе, домой возвращается очень поздно. Мама не всегда имеет возможность проконтролировать выполнение домашних заданий.

Сережа долгое время остается дома один. При этом мама приучила его в целях безопасности не открывать никому двери и не слушать никого, кроме нее. Это привело к тому, что Сережа не приемлет никаких воздействий со стороны, а навыки самоконтроля у него сформированы очень плохо.

У Серёжи наблюдаются серьезные эмоциональные проблемы. Он замкнут, аутичен. Затруднен контакт и со взрослыми, и с детьми; чувство несоответствия, нерешительности и неадекватности в социальных ситуациях. Часто ведет себя импульсивно, подчиняясь своим желаниям и идеям.

Чувствует нехватку психологической теплоты дома. При этом испытывает чувство зависимости, незащищённости; чрезмерно тревожен. Защитные реакции часто носят агрессивный (вербальная и физическая агрессия) и регрессивный (истеричные реакции, залезание под стол и т.п.) характер. У Сережи частая смена настроений без видимых причин, неадекватное поведение.

Рекомендуем направить Сергея Б. на медико-педагогическую комиссию.

Директор школы Завуч нач. Школы Классный руководитель

Психолог

Менее формализованными являются заключения, предназначенные для специалистов, работающих в школе: педагоги, классные руководители, администрация. Основным принципом составления подобного рода заключений является безусловное соблюдение прав ребенка и уважение его личности. Сообщая учителю или администратору результаты своего исследования, психолог должен нести полную ответственность за возможные последствия. «Не навреди!» — базовая позиция, исходя из которой действует психолог. Стиль изложения результатов должен быть понятен и прост, не следует злоупотреблять психологической терминологией. У педагогов и психологов общая цель – обеспечить оптимальные условия для полноценного психического развития ребенка. И только во взаимопонимании и сотрудничестве возможно ее достижение. В связи с этим, важной задачей данного заключения является осуществление взаимодействия, которое возможно только в случае, если разные специалисты говорят на понятном друг другу языке. Нет необходимости упоминать в характеристике названия методик, первичные результаты, используемые методы обработки данных. Результаты излагаются в обобщенном виде, наибольшее внимание уделяется рекомендациям, которые должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. «Такие стереотипные формулы педагогических назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, решительно ничего не говорят педагогу, ибо, во-первых, они не указывают, каким способом это осуществить, а во-вторых, не говорят ничего о том, какое конкретное содержание должно быть вложено в индивидуальный подход или вовлечение в коллектив. Педагогическое назначение, если оно хочет быть выведенным из научного исследования и само составлять его наиважнейшую практическую часть, которая одна только и может доказать истинность исследования в целом, должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями» (Выготский Л.С., 1983, т.5, с.32).

12 стр., 5788 слов

Гиперактивный ребенок в начальной школе

... с синдромом гиперактивности. ? провести опрос и анализ результатов гиперактивности детей в современной школе. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ? ... болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [11, с. 23] С годами бессилие ...

Если адресатом является администрация школы, наиболее ценны не столько рекомендации психолога, сколько прогноз развития ситуации в случае того или иного административного решения. Далее приведен пример заключения, адресованного администрации школы.

Заключение по результатам психологического обследования Антона М., 10 лет

(для администрации школы).

Обследование проводилось по просьбе родителей в связи с планами поступления ребенка в 5 класс школы № 218. Ребенок находился на домашнем обучении (не по медицинским показателям), по словам родителей полностью прошел программу начальной школы, занимаясь индивидуально с частными учителями.

В ходе обследования Антон продемонстрировал готовность сотрудничать со взрослым, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам его работы со стороны психолога. У ребенка хорошо развиты навыки планирования и контроля собственной деятельности в режиме индивидуальных занятий, а также волевые навыки.

Показатели общего интеллекта опережают возрастные нормы.

Хорошо развито вербально-логическое мышление, очень высокий невербальный интеллект. Успешно выполняет операции с понятиями: определение и обобщение понятий, выделение существенных признаков, исключение лишнего. Несколько ниже, но на уровне возрастной нормы показатели развития пространственного мышления и способности оперировать с числами. Хорошо развита речь, умение описывать события и пересказывать тексты.

Прогноз обучаемости: Антон вполне способен учиться на четыре и пять, возможно проявление выраженных способностей в области гуманитарных или естественных дисциплин.

Антон демонстрирует широкий диапазон коммуникативных навыков: готовность к диалогу, сотрудничеству; умение идти на компромисс; отстаивать свою точку зрения, не в ущерб партнеру по общению; адекватная реакция на утомление и экзаменационный стресс.

Прогноз социальной адаптации: может испытывать психологические трудности на этапе привыкания к условиям обучения в общеобразовательной школе (это касается как отношений с учителями — при обучении в многочисленном классе, так и отношений со сверстниками — при проявлениях конкуренции), но вероятность того, что эти трудности повлекут за собой психологическую травму или стойкую социальную дезадаптацию, невелика.

Возможные источники проблем:

Антон возможно недостаточно готов работать в жестком временном режиме урочной системы и условиях многочисленного класса — риск снижения учебной мотивации у ребенка;

возможны проблемы, связанные с публичным оглашением негативных оценок, замечаний — риск конфликтов с учителем или негативных переживаний;

возможны проблемы, связанные с недостаточным усвоением отдельных элементов учебной программы — риск снижения показателей успеваемости и связанных с этим переживаний.

Заключение: Антон способен успешно обучатся в школе по программе 5-ого класса, но в первые полгода-год возможно будет нуждаться в особом внимании психологической службы.

Психолог школы № ХХХ Орлова А.С.

20 стр., 9629 слов

Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе

... детьми педагогу необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, ... характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на ... детей в начальной школе 1.1 Понятие трудного ребенка в начальной школе Трудные дети - широкое и неоднородное понятие. Это дети, ...

Заключение по результатам психологического исследования для родителей может даваться как в письменном виде, так и устно. И в том, и в другом случае информация должна излагаться на близком понятном родителям языке. Общий тон заключения должен быть эмоционально окрашенный и носить ярко выраженный поддерживающий характер. Стоит иметь в виду, что родителям довольно трудно принять решение обратиться к психологу за помощью, они нуждаются в сопереживании и понимании. Все это определяет стиль написания заключения. Лучше начинать рассказ с описания сильных сторон психического развития ребенка, позитивных результатах исследования. Постепенно и тактично нужно передать и слабые или проблемные точки в развитии ребенка. При этом в характеристике не должно быть сверхобобщений или оценок психолога как поведения и личности ребенка, так и родительских позиций. Характеристика для родителей обычно богата примерами, которые раскрывают сущность психологических явлений, обнаруженных в исследовании. Например, «Коля очень чувствителен, он принимает на свой счет любые критические замечания учителя во время урока, обращенные не конкретно к нему, а ко всему классу. В результате он долго переживает и не может сразу включиться в дальнейшую работу».

Заключение для родителей должно быть прежде всего ответом на их запрос, именно поэтому акцент делается на рекомендациях и прогнозе развития ребенка. Без этого характеристика может оказаться простым описанием тех проблем, которые были известны родителям и которые вынудили их обратиться к психологу.

Например, на запрос мамы: «Мой мальчик очень рассеян, постоянно допускает простые ошибки в контрольных работах, поэтому плохо учится, и я не знаю, что делать», психолог, проведя психологическое исследование, пишет: «У ребенка плохая концентрация внимания, он не может сосредоточить внимание на длительное время, что является причиной ошибок в письменных работах». Ценность такого заключения невелика и маловероятно, что мама обратиться к психологу еще раз.

Родителям в большей степени необходимы практические действия, которые они могут предпринять, чтобы изменить ситуацию, и психологическая оценка их последствий. Предлагаемые действия должны быть очень конкретными. Недостаточно написать, что «рекомендуется развивать произвольное внимание», необходимо подробно описать упражнения, с помощью которых это можно осуществить. Помните, что человек не будет делать то, что ему не понятно или требует от него слишком больших усилий. Поэтому рекомендации должны быть простыми, доступными и понятными.

На запрос со стороны родителей о том, что их сын Максим часто плачет, капризничает, расстраивается по любому поводу, особенно если что-то неправильно сделано (например, если работа написана с исправлениями) было проведено исследование. В результате для родителей составлено развернутое психологическое заключение, содержащее несколько страниц, выдержки из которого приведены ниже.

Психологическая характеристика на ученика 2 «Г» класса Максима В., 8 лет.

<…> Максим очень дружелюбный и добрый ребенок. Общительность и обаяние, стремление помочь и сопереживать, оптимистичный взгляд на мир — это его основные достоинства. Именно за эти качества его должны ценить в первую очередь.

Максим очень эмоционален, с чувствительной нервной системой. Каждое событие не только привлекает его внимание, но и глубоко затрагивает, ранит. Крик, шум, ссоры, несправедливость, жестокость, боль — все это является психической травмой для него. А в таких случаях необходимо в первую очередь удалить из поля зрения источник такой травмы, поэтому в семье не должно быть ссор и ругани при ребенке и на ребенка.

<…> Максим работает и прекрасно выполняет задания тогда, когда чувствует себя спокойно, когда у него нет сомнений, что у него что-то не получится и, самое главное, когда нет однозначной оценки. Максим боится оценки, точнее отметки, ведь она может поставить и ставит под сомнение его самооценку, его уважение к самому себе, а значит и любовь близких для него людей, поскольку встает закономерный вопрос: «А за что меня любить?» Многие проблемы его эмоционального состояния будут решены в случае овладения им категорий «контроля» и «оценки». Он должен понимать, каким образом оценивается та или иная деятельность, но главное понимать последствия этой оценки, что за ней стоит. Ему необходимо научиться отличать оценку его деятельности от оценки его самого. Только в этом случае он не потеряет уважение к себе.

Все что он делает, продиктовано стремлением завоевать внимание и признание родителей. Поэтому особенно важна в этом возрасте любовь, принятие и поддержка родителей.

Максим — единственный ребенок в семье. Все его любят и проявляют эту любовь в том, что задабривают и заласкивают его. Кроме того, все взрослые: родители и бабушки с дедушками стремятся друг перед другом показать, что именно они любят мальчика больше, чем кто-то другой. Ребенком начинают неосознанно и без умысла играть, использовать как довод при семейных конфликтах. Это приводит к тому, что Максим в ответ начинает манипулировать взрослыми. Например, если один из взрослых что-то запретит, то всегда можно обратиться к другому, чтобы тот позволил. Это в свою очередь приводит к неумению себя правильно оценивать и потому постоянной неудовлетворенности, низкой самооценке. <…>

Рекомендации:

Поскольку Максим очень эмоционален и чувствителен, то компьютерные игры, за которыми он часто проводит время, сильно перевозбуждают его, после них он долго не может успокоиться и переключиться на другие виды деятельности. Если невозможно совсем отказаться от компьютерных игр, то старайтесь установить четкий регламент: 30 минут, 1 час, 2 часа в неделю. Что касается времени, которое ребенок проводит возле телевизора, необходимо вместе с ребенком заранее пройтись по программе и выявить и выделить те из них, которые очень хотелось бы посмотреть. Но вы должны следить, чтобы там не было никакого насилия или унижения других; даже мультфильмы не все рекомендуется смотреть. Далее он смотрит телевизор в те часы, которые у него отмечены, не больше. Но и вы можете выключить телевизор или просить его выключить только, когда передача закончилась.

Послушание, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками – именно эти одобряемые родителями качества приводят к формированию у ребенка заниженной самооценки. Для того чтобы помочь преодолеть неуверенность в себе и заниженную самооценку, необходимы недвусмысленность проявления авторитета и ответственность; ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку. Очень важно избегать крайностей: с одной стороны, мягкости и вседозволенности, с другой стороны, безаппеляционности в суждениях. Должно быть внимательное, заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью.

Разнонаправленность требований, исходящих от разных членов семьи, открытое выяснения отношений в присутствии ребенка травмируют Максима, вызывают у него чувство вины за разногласия между взрослыми. При Максиме нельзя ругаться, его имя нельзя употреблять в ссорах. В поведении родителей не должно быть разночтений. В случае, если один из взрослых не согласен с действиями или словами другого, не следует выяснять отношения сразу и при ребенке, наберитесь терпения. Обсудите ваши разногласия тогда, когда будете уверены, что Максим вас не слышит.

Максим перестанет плакать в тот момент, когда перестанут замечать его плач, когда такой способ поведения не сможет добывать для него внимание и заботу родителей и приводить к исполнению его желаний.

Во время выполнения домашнего задания рядом должен находиться только один взрослый, но не «сидеть над ним», а быть рядом. Необходимо вместе с Максимом обсудить порядок выполнения уроков и способ выполнения тех или иных заданий, после этого Максиму выделяется четкое время (например, 10 минут) для определенного задания, которое он выполняет сам, а затем показывает вам. За дополнительной помощью он может обращаться только в случае действительных затруднений, но обычно, если задание заранее тщательно обсуждается, такого не возникает. <…>

Обратная связь для ребенка (или группы детей).

В большинстве случаев результаты психологического исследования излагаются ребенку устно. Письменные заключения даются реже, и только для учеников старших классов. Еще более серьезные требования предъявляются стилю изложения. Не все обороты и выражения «взрослой» речи могут быть понятны ребенку, поэтому нужно принимать во внимание пол, возраст и условия воспитания детей. Психолог всем своим поведением транслирует ребенку следующую позицию: «ничего не осуждаю, но все понимаю».

В отличие от заключений для родителей, в которых наибольшее внимание уделяется рекомендациям, для ребенка важным является его психологический портрет и прояснение сомнений: нормально ли то, что он переживает, чувствуют ли то же самое другие дети и т.д. Обратная связь для ребенка является обязательной вне зависимости от того, кто обратился с запросом. Не всегда она должна быть развернутой, но сказать несколько поддерживающих слов, отражающих позитивные результаты исследования, необходимо.