ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Самарской области

«Сергиевский губернский техникум»

 

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

 

«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Преподавание в начальных классах

Студентки гр.Романовой Анастасии Вячеславовны, гр. № 47
Организация: ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум» Руководитель практики от организации __________________Макарова Н.А
Руководитель от ОУ __________________И.А. Карачкова
Оценка__________________

 

Сергиевск, 2014

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

Документов, находящихся в отчете

студентки Романовой Анастасии Вячеславовны, гр. 47

 

№ п/п Наименование документа Стр.
1. Направление на практику  
2. Договор  
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обечения  
3. Индивидуальный план
4. Отчет о выполнении заданий практики 4-7
5. Сводная ведомость оценки сформированности ПК 8-9
6. Аттестационный лист 10-11
7. Дневник по практике 12-14
8. Приложение № 1 Список класса
9. Приложение № 2Краткий анализ посещения уроков
10. Приложение № 3 Характеристика ученика 18-19
11. Приложение № 4 Диагностика 20-25
12. Приложение №5 Расписание уроков  
13. Приложение №6 Работы ученика  

 

 

06.09. 2014г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики

_________ И.А.Карачкова

(подпись)

1 сентября 2014г.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Прохождения практики

№ п/п Наименование Мероприятий Время проведения Отметка о выполне-нии
1. Наблюдение за деятельностью учителя и детей на линейке «День Знаний», анализ поведения детей в первый учебный день. 01.09.14  
2. Определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата. 02.09.14  
3. Выбор методов, выявление уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования, их представления о явлениях природы и общественной жизни. Составление психолого-педагогической характеристики школьной готовности первоклассника. Диагностика позиции ребенка в классном коллективе. 03.09.14  
4. Посещение учебных занятий в первом классе. Наблюдение за поведением детей.     04.09.14      
5. Выбор методов и приемов формирования в реальном педагогическом процессе отношений «ученик – учитель».   05.09.14  
6. Оформление документов для отчета. 06.09.14  

 

 

Студентка _________________________ Романова А.В

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Я, Романова Анастасия, студентка группы 47 проходила практику в организации Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» с.Сергиевск.

Школа № 1 Г класс, учитель Макарова Наталья Анатольевна
Количество детей в классе – 25.
На линейке дети вели себя спокойно, немного растерянно.
Учительница встречала детей очень радушно. Подходила к детям, знакомилась.
Дети практически не общались с другими сверстниками. Каждый придерживался родителей.
В начале праздничной линейки, ученики старших классов показали танцевальный номер . Потом пошли поздравления директора школы . Далее последовал еще один номер, после чего старшеклассник пронес первоклассницу со звонком. Каждый класс по очереди последовал в свой кабинет.
В классе часть детей читали подготовленные стихотворения.
За своим местом дети вели себя по-разному. Некоторые сразу начали активно проявлять себя, другие были более спокойны и сдержаны.
Я заметила, что число мальчиков превышало число девочек в классе.
Наталья Анатольевна представила кабинет, как волшебную комнату.
После чего началось знакомство.
Как звали учительницу, дети уже запомнили, а вот между собой им предстояло знакомство.
«Давайте все дружно назовем своё имя» — говорит учитель.
(называют) Не получилось.
«Давайте все шёпотом назовём свои имена» — (называют) Снова не получилось.
Тогда Наталья Анатольевнапредложила, чтобы каждый ученик представился своему соседу по парте.
Учительница ориентировала детей на школьную жизнь с помощью игровой системы (стихов, загадок и т.д.)
Сначала она задала загадки, связанные со школьными принадлежностями. Дети достаточно активно себя вели.
Учитель провел физ. Минутку.
Следом выступала мама ученика, прочитав познавательный стишок.
Далее дети, поднимая руку, отвечали, чему, по их мнению, они научились за этот школьный день.
В конце учитель раздал детям подарки (открытки, брошюрки,).
Первоклассники поздравили учительницу, подарили цветы.
И проследовали строем из класса для группового фото.

В ходе прохождения практики было проведено наблюдение, выбор методов и приемов, выявление уровня знаний, составление психолого-педагогической характеристики.

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Для меня были интересны все аспекты практики. Во время наблюдения за учителем и учениками открывается завеса тайны школьной жизни. Позиция ученицы на время меняется на позицию учителя – психолога.

Могу выделить, что за время практики было прочтено много учебной литературы по изучению детей поступающих в первый класс. На наглядном примере была возможность понаблюдать за детьми и применить методики диагностики готовности к обучению. Был некоторый страх перемены социальных ролей ученик – учитель, но по истечению практики он исчез.
Впечатления о практике остались хорошие. Очень понравилась преподавательница, как учитель и как человек. Она компетентна, добра и справедлива. Дети достаточно умны и общаются с учительницей спокойно и не конфликтно. Основная часть уже умела читать и считать, по – этому с ними не сложно было работать, с лёгкость вступают в контакт.

В первые дни ребенка в школе учителем проводится диагностика, которая помогает педагогу выяснить готовность первоклассников к учебному процессу. Результаты диагностики следующие: 14 первоклассников положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; решают усложненные задачи, прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняют охотно и добросовестно; занимают в классе благоприятное статусное положение.

11 учеников положительно относятся к школе, ее посещения не вызывают отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивают основное содержание учебных программ, самостоятельно решают типовые задачи; сосредоточены и внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем то для них интересным; общественные поручения выполняют добросовестно; дружат со многими одноклассниками.

К каждому первокласснику нужен свой подход, метод образования. Но сначала нужно охарактеризовать каждого из них. Для характеристики я взяла ученика 1 «Г» класса Пожидаева Богдана.

Богдан недостаточно хорошо подготовлен к поступлению в школу, ему в отличие от сверстников сложно пройти адаптационный период. Богдан самый маленький мальчик в классе, ему только шесть лет. Богдан очень стеснительный мальчик, со сверстниками не общается, на уроке ведет себя не активно, весь класс отвечает на вопросы учительницы, он сидит молча, руки не поднимает.

Пишет левой рукой. Затрудняется выполнять задания пока не подойдет учительница и не объяснит ему как его выполнять. На перемене скромно сидит за партой с классом не общается. В тетрадях у Богдана чисто он старается красиво выводить все элементы, работает медленно, но аккуратно . Богдан всегда опрятно одет, следит за своим внешним видом. Мальчик самостоятелен, владеет навыками по самообслуживанию, но иногда ему помогает его старший брат Владислав, который учится в этом же классе: готовит к уроку все необходимое, аккуратно и бережно относится к вещам. Все это – результат семейного воспитания.

Богдан дисциплинирован, усидчив, не конфликтный. Спокойный, доброжелательный стиль поведения.

Я полностью согласна с нынешним подходом обучения детей в первые школьные дни. Могу только добавить, что следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его стадию умственного развития. Можно даже мысленно разделить класс на группы, в зависимости от развития мышления. И работать с группами, чтобы более умные ученики не стояли на месте.

Вывод:Я считаю, что практика необходима в накоплении опыта для будущей профессии и является одним из главных элементов в обучении педагогической деятельности. Особенно эффективно производственная практика влияет на формирование первичных навыков работы с детьми. Так как с ее помощью можно применить изученные теоретические знания в практической деятельности.

 

Виды и качество выполнения работ

№ п/п Виды и объем работ, выполненных обучающимся во время практики Кол-во часов Показатели качества выполнения работ Оценка
1. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.   — содержание организации и методики проведения уроков в первые дни обучения детей; — определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата.  
2. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения   — выбор методов выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования их представления о явлениях природы и общественной жизни ; -составление психолого – педагогической характеристики школьной готовности первоклассника; -диагностика позиции ребенка в классном коллективе.  
3. ПК 1.4. Анализировать уроки. — посещение учебных занятий в первом классе  
4. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.     -выбор методов и приемов формирования в реальном педагогическом процессе отношений «ученик – учитель; — организация учебной деятельности детей.  
5. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений   — демонстрация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений в соответствии с установленными требованиями; — демонстрация способности к адаптации имеющихся методических разработок к потребностям собственных методических задач; — выступление на научно-практических и исследовательских конференциях различного уровня.  
Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время производственной практики ________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ Дата «06» сентября 2014 г. Подпись куратора практики:   ___________________________________________________________   ___________________________________________________________ Подпись ответственного лица организации:   __________________________________________________   __________________________________________________  

 

 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Самарской области

«Сергиевский губернский техникум»

 

ДНЕВНИК

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

 

«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Преподавание в начальных классах

 

Студентки Романовой Анастасии Вячеславовны

 

Руководитель практики: Карачкова Ирина Анатольевна

Куратор практики: Макарова Наталья Анатольевна

 

Сергиевск, 2014

Внутренние страницы дневника

По производственной практике

Дни недели Дата Описание ежедневной работы Оценка/ подпись куратора
понедельник 01.09.2014 Наблюдала за деятельностью учителя и детей на линейке «День Знаний».  
Анализировала поведение детей в первый учебный день
вторник 02.09.2014 Определяла методы и приемы создания благоприятного психологического микроклимата  
среда   03.09.2014 Выбирала методы выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования, их представления о явлениях природы и общественной жизни. Составляла психолого-педагогическую характеристику школьной готовности первоклассника. Диагностировала позиции ребенка в классном коллективе.  
  ЧЕТВЕРГ   04.09.2014 Посетила учебные занятия в первом классе. Наблюдала за поведением детей.  
  пятница 05.09.2014 Выбирала методы и приемы формирования в реальном педагогическом процессе отношений «ученик – учитель».    
  Суббота 06.09.2014 Оформляла документы для отчета  

Подпись руководителя практики от ОУ ______________________

 

Приложения

 

Приложение №1

Список класса

Александрова Ольга

Алексеева Евгения

Баракин Антон

Вертянкин Денис

Веселов Максим

Высоцкая Мария

Дереглавов Илья

Долгова Сабина

Елисеева Анастасия

Емельянов Александр

Зотова Полина

Игнатьев Руслан

Кулинич Иван

Лачина Евгения

Майоров Олег

Медведев Сергей

Михайлов Данил

Наливайко Татьяна

Некрасов Сергей

Немова Юлия

Нестерова Елизавета

Петрова Лилия

Пожидаев Богдан

Пожидаев Владислав

Усманов Егор

Всего:25

Девочек:11

Мальчиков:14

 

Приложение№2

Краткий анализ посещения уроков:

1.1 «Г» класс.
2.Обучение грамоте.
3.Речь устная и письменная. Предложение.
4.25 человек.
5.Все дети следовали указаниям учителя.
6. Дети ведут себя активно, поднимают руки, отвечают. Если учительница указывает на ошибку, они быстро ориентируются на правильный ответ. Все хорошо знают сказки, отвечают про них хором. Часть учеников разыгрывают сказку «Репка».
7. Дети отвечают на вопросы по сюжетной картинке. Учительница обращает внимание на всех детей, помогает. И к тому же не забывает поддерживать дисциплину.
8.В конце урока Наталья Анатольевна провела маленькую проверочную работу из нескольких частей на знание букв. Одну часть сделали, остальные перенесли на следующий раз.
9.Мне урок показался очень увлекательным и наглядным. Очень хорошо чередовались и напряженные минутки, и время для отдыха. Детям было весело и интересно.

Приложение№3

Характеристика

Год рождения03.02.2008 г.

Пожидаев Богдан, обучается в данной школе с 01.09.2014 г. До поступления в школу посещал дошкольные учреждения , воспитывался в семье. Семья полная: мама- Пожидаева Инесса Владимировна, отец- Пожидаев Дмитрий Викторович, старший брат-Пожидаев Владислав Дмитриевич. Атмосфера в семье дружелюбная, тёплая, интересуются учёбой ребёнка, являются активными помощниками в учёбе. Отношения между членами семьи доверительные, близкие. Члены семьи охотно сотрудничают с учителями.
В школу поступил не достаточно подготовленным, знал несколько букв, совершенно была не развита мелкая моторика, ему в отличие от сверстников сложно пройти адаптационный период. Богдан самый маленький мальчик в классе, ему только шесть лет. Богдан очень стеснительный мальчик, со сверстниками не общается, на уроке ведет себя не активно, весь класс отвечает на вопросы учительницы, он сидит молча, руки не поднимает. Испытывает трудности в установлении простых причинно — следственных отношений между явлениями действительности. Общая мотивация социальная. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе.

Пишет левой рукой. Затрудняется выполнять задания пока не подойдет учительница и не объяснит ему как его выполнять. На перемене скромно сидит за партой с классом не общается. В тетрадях у Богдана чисто он старается красиво выводить все элементы, работает медленно, но аккуратно . Богдан всегда опрятно одет, следит за своим внешним видом. Мальчик самостоятелен, владеет навыками по самообслуживанию, но иногда ему помогает его старший брат Владислав, который учится в этом же классе: готовит к уроку все необходимое, аккуратно и бережно относится к вещам. Все это – результат семейного воспитания.

Мальчик дисциплинированный, усидчивый, не конфликтный. Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения.

 

Приложение №4

Диагностика адаптации учащихся 1 класса

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”

Цель: определить общий уровень адаптации первоклассников.

Метод: «Определение мотивов учения» . «Школьная мотивация».

Дата проведения исследования: 2-5 сентября 2014г.

Количество человек: 19 (1 «В»).

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом

чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый,

заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.