Планы семинарских занятий по дисциплине 2

«Психология детей с задержкой психического развития»

для студентов 2 курса

отделения «Специальная психология» (дневное отделение)

III семестр

Семинарское занятие №1 (2 часа)

Тема: Психология детей с ЗПР как отрасль специальной психологии

План:

  1. Предмет и задачи психологии детей с ЗПР.
  2. Краткий исторический обзор взглядов представлений о ЗПР в отечественной и зарубежной науке.
  3. Понятие о ЗПР в современный период развития психологии.
  4. Причины и механизмы возникновения ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Охарактеризуйте развитие подходов к изучению детей с ЗПР.
  2. Опишите современное состояние взглядов на происхождение ЗПР в психолого-педагогической и клинической науке.
  3. Дайте общую характеристику психического развития детей с ЗПР.
  4. Выделите отличия в подходах к проблеме и интерпретации состояния детей при ЗПР в отечественной и зарубежной науке.
  5. Раскройте структурно-функциональную модель возникновения и развития ЗПР у детей.
  6. Структурируйте причины и механизмы возникновения ЗПР в виде таблицы или схемы.

Литература

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогических заведений./ Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
  2. Основы специальной психологии.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

Семинарское занятие №2 (2 часа)

Тема: Первые классификации ЗПР

План:

  1. Классификация ЗПР Г.Е.Сухаревой.
  2. Классификация ЗПР В.В.Ковалева.
  3. Классификация ЗПР М.С.Певзнер.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Проведите сравнительный анализ подходов к типологии зпр таких авторов как г.Е.Сухарева, в.В.Ковалев, м.С.Певзнер.

  2. Выделите положения клинической и дефектологической наук, которые легли в основу выделения различных типов ЗПР.
  3. Что такое психический инфантилизм и каковы его варианты? Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с органическим инфантилизмом.
  4. Составьте сравнительную таблицу различных классификаций ЗПР.

Литература

  1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 224 с.
  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
  4. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.
  5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Семинарское занятие №3 (2 часа)

Тема: Современные подходы к систематике ЗПР

10 стр., 4815 слов

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения ...

... 2.Эксперементальное исследование вербальной креативности .1 Исследование вербальной креативности студентов .2 Рекомендации по развитию вербальной креативности Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность. ... выяснить, что такое вербальная креативность. Исследовать развития вербальной креативности в молодости. Разработать рекомендации для студентов, которые помогли бы им развить ...

План:

  1. Классификация ЗПР К.С. Лебединской.
  2. Классификация ЗПР Ю.Г. Демьянова.
  3. Систематика детей с ЗПР дошкольного возраста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Опишите, какое значение для дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми с зпр имела классификация к.С. Лебединской.

  2. В чем состоит главное отличие классификации ЗПР Ю.Г. Демьянова от других типологий ЗПР?
  3. Выделите параметры, которые легли в основу классификации детей с ЗПР дошкольного возраста У.В.Ульенковой, дайте психолого-педагогическую характеристику данным формам ЗПР.

Литература

  1. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с
  3. Мамайчук И.И.

    Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 224 с.

  4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
  6. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.
  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
  8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н-Новгород, 1994.

Семинарское занятие №4 (2 часа)

Тема: Минимальная мозговая дисфункция (ММД) и ее проявления

4 стр., 1566 слов

Особенности развития речи у детей с афазией

... особенности развития речи удетейс афазией, соответствующие выводы. Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты афазии. 2. Дать определение афазии и её в онтогенезе 3. Охарактеризовать детей с нарушениями речи ... при 4. Рассмотреть особенности развития и формирования речи у детей с афазией. Объект исследования - особенности речи у детей больных с афазией. ...

План:

  1. Понятие о ММД.
  2. Причины ММД.
  3. Характеристика отклонений в развитии и поведении при ММД: проявления дисфункции и критерии оценки.
  4. Типология ММД.
  5. Диагностика ММД у детей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Какие типы органического поражения цнс выделяют в клинической науке, кроме минимальных поражений? Насколько различны последствия при данных типах поражений?

  2. Выделите пренатальные и натальные причины ММД.
  3. Выделите перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД Дайте краткую характеристику этим состояниям..
  4. Составьте таблицу, отражающую характеристику типов ММД по таким параметрам, как: уровень умственной работоспособности ребенка, смена процессов торможения и возбуждения, особенности нарушений внимания, особенности учебной и умственной деятельности и др.

Литература

  1. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. — 1999. — №4. С. 21-26.
  2. Фишман М.Н. Мозговые механизмы внимания // Дефектология. – 2004. — №1. — С.3-7.
  3. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  4. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Семинарское занятие №5 (2 часа)

Тема: СДВГ как проявление ММД

План:

  1. Психофизиологическая характеристика внимания.
  2. Психофизиологическая характеристика двигательной активности.
  3. Представления о механизмах формирования СДВГ в клинике и психологии.
  4. Клинические и психофизиологические проявления СДВГ.
  5. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте общепсихологическую характеристику процессу внимания, его видам и свойствам.
  2. Выделите возрастные особенности внимания в дошкольный и школьный период.
  3. Каким образом формируется схема тела и как это сказывается на двигательной деятельности ребенка? Опишите, какие механизмы участвуют в управлении движениями.
  4. Охарактеризуйте основные типы двигательной активности.
  5. Выделите факторы, которые способствуют возникновению СДВГ в пренатальный и перинатальный период. Какие нарушения можно выделить у детей с СДВГ при нейропсихологическом обследовании?
  6. В чем проявляются двигательные и сенсорные нарушения у детей с СДВГ?
  7. Каковы перспективы развития у детей и подростков с СДВГ?

Литература

  1. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н, Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. 176 с.
  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с.
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Семинарское занятие №6 (2 часа)

Тема: Лечебно-коррекционная работа при ММД

14 стр., 6623 слов

Теоретический анализ к подходу изучения детей с задержкой психического развития

... детям в специальных учреждениях: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития психогенного происхождения; 4) задержка психического развития ... ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей. В результате к началу обучения ...

План:

  1. Трудности обучения в школе детей с ММД.
  2. Возрастные особенности детей и подростков с ММД.
  3. Оптимизация обучения детей с ММД.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Опишите изменение взглядов на лечебно-профилактическую и восстановительную работу в клинической и дефектологической науке.
  2. Охарактеризуйте готовность к школе ребенка с ММД.
  3. Опишите личностные особенности подростков с ММД.
  4. Разработайте рекомендации педагогам по оптимизации обучения детей с ММД.
  5. Разработайте рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ММД по организации воспитания в семье, адекватного состоянию ребенка.

Литература

  1. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л.: Медицина, 1990. — C. 88-96, 96-105 (глава «Психический инфантилизм»).
  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  3. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  4. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Семинарское занятие №7 (2 часа)

Тема: Дифференциация ЗПР от сходных состояний

План:

  1. Краткая характеристика основных видов дизонтогенеза.
  2. Типы неуспевающих учеников по И.П. Подласому.
  3. Дифференциация ЗПР от умственной отсталости.
  4. Дифференциация ЗПР от нарушений речи.
  5. Дифференциация ЗПР от социально-педагогической запущенности.
  6. Дифференциация ЗПР от других состояний.
  7. Дифференциальная диагностика детей с ЗПР в зависимости от формы нарушения и от возможностей обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Обоснуйте необходимость дифференциации детей с различными типами дизонтогенеза в целом и внутри популяции детей с ЗПР, в частности.
  2. Как изменялось представление об учебной неуспеваемости в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке?
  3. Составьте сравнительную таблицу детей с различными типами дизонтогенеза, основанием которой служат параметры психической деятельности и школьно-значимых функций.
  4. Какие группы детей с ЗПР были выделены Л.И. Переслени и Е.М.

    11 стр., 5037 слов

    Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...

    ... развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития ...

    Мастюковой? Дайте психолого-педагогический анализ данным группам детей.

  5. Как развивается современная дифференциальная диагностика детей с нарушениями интеллектуального развития (детей с ЗПР и умственной отсталостью)? Назовите основные признаки, значимые для диагностики задержки психического развития и умственной отсталости в дошкольном возрасте.

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
  4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
  5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
  6. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

Семинарское занятие №8 (2 часа)

Тема: Диагностика детей с ЗПР

План:

  1. Клинические методы диагностики ЗПР: психофизиологическое, нейрофизиологическое, медицинское и другое обследование.
  2. Основные положения и особенности проведения и обработки результатов психологического обследования отклоняющегося развития.
  3. Психологическая диагностика познавательной сферы (восприятия, памяти, мышления, речи) детей и подростков с ЗПР.
  4. Психологическая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы и межличностных отношений детей и подростков с ЗПР.
  5. Психолого-педагогическая диагностика учебной деятельности школьников с ЗПР:

а) педагогическая диагностика знаний, умений и навыков детей с ЗПР;

7 стр., 3062 слов

Тема 1. Основные этапы развития и современное состояние психологии как науки

... Содержание   Тема 1.  Основные этапы развития и современное состояние психологии как науки    4 Тема 2.  Психика и организм. Познавательные психические процессы                          19 Тема 3.  Индивидуально-психологические ...

б) диагностика учебной мотивации школьников с ЗПР.

  1. Изучение детей и подростков с ЗПР в процессе различных видов наблюдения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Назовите основные подходы к диагностике зпр.

  2. Составьте программу психологической диагностики детей с зпр.

  3. Опишите использование проективных методик для исследования эмоционального развития детей с ЗПР.
  4. Какие требования к диагностическим методикам были выдвинуты Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой для исследования детей с ЗПР? Исходя из выдвинутых требований сделайте анализ методик исследования познавательной сферы, эмоционально-волевых и личностных особенностей, учебной деятельности, традиционно используемых в специальной психологии при обследовании детей с ЗПР.

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982. – 127 с.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 144-171.
  5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
  6. Мамайчук И.И., Мороз М.П., Чубарова Е.В., Чубаров И.В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. – 2002. – №6. — С. 17.
  7. коррекционной работы психолога. — М.: Аркти, 2000. – 208 с.
  8. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 55-59, 152-164, 217-222, 240-256.
  9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М., 2003.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.
  11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
  12. Ульенкова У.В., Князева Т.Н. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2005. №2. – С. 19-27.

Семинарское занятие №9 (2 часа)

Тема: Особенности воспитания в семье и организации образовательного процесса как факторы возникновения ЗПР

11 стр., 5093 слов

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

... функций и действий внутри группы, благодаря чему у детей формируются соответствующие интеллектуальные структуры [18]. Развитие других психических функций зависит от развития мышления. В начале младшего школьного возраста восприятие ... Н. С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие / Н. С. Чернышева. -М.: Флинта; Наука, 2006. - 306 с. 21. Шукчус, Л. В. Особенности личных отношений между мальчиками и ...

План:

  1. Роль средового фактора в формировании ЗПР.
  2. Особенности взаимоотношений ребенка с ЗПР с семьей, их влияние на формирование личности ребенка.
  3. Значение взаимоотношений в образовательном процессе психическое развитие ребенка с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Охарактеризуйте типы семей и типы родительских отношений, выделенных в психолого-педагогической науке. Опишите линии личностного развития ребенка и его социализации в зависимости от типа семьи и родительского воспитания.
  2. Опишите механизмы возникновения ЗПР психогенного происхождения.
  3. Обоснуйте роль условий обучения и жизнедеятельности ребенка с ЗПР как коррекционно-развивающей среды для преодоления дефекта и предупреждения вторичных отклонений психического развития.
  4. Охарактеризуйте пути оказания образовательными учреждениями помощи родителям детей с ЗПР по проблемам коррекционного воспитания ребенка в семье. Охарактеризуйте формы оказания такой помощи.

Литература

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. Учеб. пособие. СПб., Речь, 2004.
  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Зверева О. А., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е издательство, дополненное, исправленное и переработанное – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  7. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  8. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002. — №4. — С.40-48.
  9. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 77-79, 179-199, 223-229, 256-292.
  10. Синягина И. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Психология детей с задержкой психического развития»

для студентов 2 курса

отделения «Специальная психология» (дневное отделение)

IV семестр

Семинарское занятие №10 (2 часа)

Тема: Психическое развитие детей с ЗПР первого года жизни

План:

  1. Особенности психического развития на первом году жизни в норме.
  2. Возрастная обусловленность отклонений психического развития детей.
  3. Возрастная динамика развития детей с ЗПР первого года жизни.
  4. Показатели нервно-психического развития у младенцев с ЗПР различной степени тяжести.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

25 стр., 12113 слов

Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи ...

... них активной позиции в оказании помощи своему ребенку. Проблема взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) раскрывается в исследованиях А.Н. ... первых дней после летних каникул, то это может негативно сказаться на психическом здоровье ребенка и его учебных успехах. Создание педагогически грамотной образовательной среды во ...

  1. Выделите новообразования младенческого возраста как критерии благоприятного психофизического развития ребенка.
  2. Опишите закономерности, механизмы и условия возникновения нарушений психофизических отклонений у ребенка первого года жизни.
  3. Составьте таблицу с показателями психофизического развития ребенка первого года жизни в норме и с отставанием.
  4. Составьте классификацию факторов возникновения нарушений психофизического развития на первом году жизни ребенка.
  5. Что такое анемнез, каковы его составляющие и требования к его составлению?

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 672 с.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  5. Поляков Ю.Ф., Салоед К.В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. – 2000. — №4.

Семинарское занятие №11 (2 часа)

Тема: Психическое развитие детей с ЗПР раннего возраста

План:

  1. Показатели психического развития ребенка раннего возраста в норме.
  2. Специфика образовательных потребностей детей с ЗПР раннего возраста.
  3. Возрастная динамика развития детей с ЗПР первого года жизни.
  4. Особенности психического развития детей с ЗПР преддошкольного возраста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Назовите основные линии развития ребенка раннего возраста.

  2. По каким признакам психической и физической деятельности у ребенка раннего возраста квалифицируют ЗПР?
  3. Составьте сводную таблицу психического развития ребенка с ЗПР раннего возраста по параметрам познавательной, эмоциональной, мотивацонно-потребностной сфер, развития предметно-практической деятельности и общения.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 672 с.
  2. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. – М., 1981.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и ошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  6. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. – 2001. — №1. — С.7 – 14.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  8. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

Семинарское занятие №12 (2 часа)

Тема: Психическое развитие детей с ЗПР дошкольного возраста

9 стр., 4070 слов

Социальная ситуация развития младшего школьника

... уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности. Познавательное развитие младшего школьника Внимание Преобладающим видом внимания для первоклассника является непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится ... выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Это предъявляет определенные требования к уровню умственного развития ребенка, который должен владеть ...

План:

  1. Психическое развитие детей дошкольного возраста в норме.
  2. Познавательное развитие детей с ЗПР дошкольного возраста.
  3. Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ЗПР дошкольного возраста.
  4. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.
  5. Особенности общения и межличностных отношений детей с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте характеристику психическим новообразованиям личности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте.
  3. Опишите характерные нарушения устной речи у дошкольников с ЗПР. Какие два типа дошкольников с ЗПР выделяю в соответствии с характером нарушения речевой деятельности?
  4. В чем проявляется недостаточность волевой сферы у детей в дошкольном возрасте?
  5. Каковы специфические особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР?

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 672 с.
  2. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 2002. — № 5. – С. 40.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
  4. Киселева В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 2005. №6. – С. 41-46.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  6. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. – М.: Просвещение, 2002. – 420 с.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  9. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. Для учителя. – М.: Нар. Асвета, 1992. – 64 с.
  10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

Семинарское занятие №13 (2 часа)

Тема: Готовность ребенка с ЗПР к школьному обучению

План:

  1. Общие преставления о психологической готовности к школьному обучению в психологической науке. Компоненты готовности к школьному обучению.
  2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР:

а) интеллектуальная готовность;

б) личностная готовность;

в) произвольная готовность.

  1. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
  2. Психолого-педагогическая коррекция готовности к школьному обучению.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. В чем состоит значение игровой деятельности в формировании психологической готовности к обучению в школе?

  2. Что такое кризис 6-7 лет и какое место он занимает в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе?
  3. Проведите сравнительную характеристику психологической готовности к обучению в школе нормальноразвивающихся детей и детей с ЗПР и отразите данные сравнения в виде таблицы.
  4. Подберите диагностические методики, способные оценить готовность ребенка с ЗПР к обучению в школе.

Литература

  1. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – 136 с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 66-76, 125-150.
  6. Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. — 2001.- №1.- С. 26.

Семинарское занятие №14 (2 часа)

Тема: Развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР

План:

  1. Общая характеристика развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста в норме.
  2. Особенности восприятия младших школьников с ЗПР.
  3. Особенности памяти младших школьников с ЗПР.
  4. Особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.
  5. Особенности внимания младших школьников с ЗПР.
  6. Особенности устной и письменной речи младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Охарактеризуйте основные особенности и новообразования младшего школьного возраста.
  2. Составьте таблицу, отражающую парциальность нарушений познавательной сферы младших школьников с ЗПР.
  3. В чем проявляются трудности усвоения письменной речи младших школьников с ЗПР?
  4. Опишите организующую роль внимания в познавательной деятельности ученика. Как отражается недостаточность внимания младших школьников на протекании познавательных функций младших школьников с ЗПР7
  5. Выделите недостатки мнемической деятельности детей с ЗПР.
  6. Охарактеризуйте причины, механизмы и характер парциальной недостаточности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.

Литература

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  2. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной дея­тельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. – 2005. — №2. С. 57-65.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.
  4. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1978. — № 3.
  5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  6. Петрунек В., Таран Л. Младший школьник: заметки врачей-психоневрологов. – М.: Знание, 1981. – 93 с.
  7. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

Семинарское занятие №15 (2 часа)

Тема: Развитие личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

План:

  1. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР.
  2. Особенности формирования самосознания младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. В чем состоят аффективные нарушения младших школьников с ЗПР?
  2. Раскройте понятие произвольной регуляции психической деятельности и поведения и опишите особенности нарушения данной регуляции у детей с ЗПР.
  3. Охарактеризуйте 3 группы детей с ЗПР в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
  4. Дайте определение самосознания, охарактеризуйте структуру самосознания, возрастные особенности его формирования в норме и при задержанном психическом развитии.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.
  6. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985.
  7. Основы специальной психологии.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
  9. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.
  10. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

Семинарское занятие №16 (2 часа)

Тема: Развитие межличностных отношений у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

План:

  1. Общее понятие о личности, межличностных отношениях и общении в психологической науке.
  2. Возрастные особенности развития личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  3. Особенности развития личности детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.
  4. Особенности коммуникативной деятельности и коммуникативных качеств младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Составьте сравнительную таблицу развития межличностных отношений и общения младших школьников в норме и при ЗПР.
  2. Опишите механизмы нарушений коммуникативной деятельности детей с ЗПР.
  3. В чем состоит различие межлчностны отношений и формирования классного коллектива в классе КРО и классе общеобразовательной школы?

Литература

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 217-223, 256-293.

Семинарское занятие №17 (2 часа)

Тема: Психическое развитие подростков при ЗПР

План:

  1. Возрастные закономерности развития личности подростка в норме.
  2. Кризис пубертантного периода и его проявления у подростков с ЗПР.
  3. Девиации поведения и акцентуации характера как вторичные нарушения подростков с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Охарактеризуйте причины и механизмы возникновения и протекания подросткового кризиса.
  2. Проведите сравнительный анализ протекания возрастного кризиса у нормальноразвивающихся подростков и подростков с ЗПР.
  3. Опишите классификации акцентуированных личностей по Леонгарду и А.Е.Личко.
  4. Какие виды девиаций поведения выделяют? Дайте характеристику данным отклонений и психологический анализ механизму их возникновения у нормально развивающихся подростков т подростков с ЗПР.

Литература

  1. Иванов Е.С., Борисова Ю.В. Соотношение прошлого и будущего в психологичес­кой автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития // Дефектология. – 2005. №2. – С. 27-31.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
  3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
  4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С.167-179.
  5. Фурманов и.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351 с.

Семинарское занятие №18 (2 часа)

Тема: Особенности учебной деятельности школьников с ЗПР

План:

  1. Понятие учебной деятельности Структура учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте.
  2. Особенности учебной деятельности и мотивации школьников с ЗПР.
  3. Особенности усвоения учащихся с ЗПР математических знаний.
  4. Особенности нарушений чтения и письма у школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Исходя из знания общей структуры учебной деятельности и ее развития в онтогенезе и дизонтогенезе составьте сравнительную таблицу состояния учебной деятельности у нормальноразвивающихся школьников и школьников с ЗПР.
  2. Охарактеризуйте уровень развития учебной деятельности и ее нарушения у детей с ЗПР.
  3. Какие трудности наблюдаются у младших школьников при усвоении математических понятий и вычислительных умений?
  4. В чем проявляются нарушения письменной речи у школьников с ЗПР?

Литература

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  2. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной дея­тельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. – 2005. — №2. С. 57-65.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 172-205.
  4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогических заведений./ Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
  7. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 308-321, 344-357.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 3-е издание, стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  9. Тригер РД., Владимирова Е.В. Инициативная письменная речь учеников классов коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2002. — №4. – С. 40.

10