План лабораторных по возрастной психологии

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для студентов 2 курса факультета РГФ.

Занятие № 1.

ТЕМА: Исследование психологической готовности

к обучению в школе детей 6-7 лет.

1. Критерии и показатели психологической готовности к систематическому обучению.

2. Исследование общего уровня развития старшего дошкольника.

(Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости).

3. Исследование личностных особенностей старшего дошкольника:

а) мотивации (желание идти в школу);

б) произвольность поведения, способность к подражанию, развитие тонкой моторики руки, общий уровень развития (Тест Керна-Йирасека);

в) способность принимать инструкцию, выполнять указания взрослого, удерживать в памяти задания как предпосылки учебной деятельности («Графический диктант», «Да и Нет»).

4. Исследование особенностей познавательной сферы (вербальное мышление) («Ориентировочный опросник школьной зрелости К.Йерасека «Вербальное мышление»», «Противоположные понятия», «4-й лишний», субтест на осведомленность, субтест на логическое мышление, субтест на классификацию, субтест на обобщающее слово).

5. Типы готовности к школьному обучению.

ЗАНЯТИЕ № 2.

ТЕМА: Исследование психологических особенностей

младших школьников (2-4 класс).

1. Проблема готовности младшего школьника к переходу в среднее звено.

2. Исследование особенностей личности младшего школьника:

а) изучение отношения к школе, наличие учебной мотивации (рисуночные методика «Моя учительница» методика Матюхиной, «Анкета отношение к школе»);

3 стр., 1311 слов

Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида

... практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.. Основная цель нашего исследования - выявление уровня готовности мышления дошкольника к обучению ... литературе. Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной ...

б) изучение самооценки как уровня развития рефлексии (методика «Я концепция»);

в) изучение словарного запаса, орфографических навыков (методика «Слова»).

ЗАНЯТИЕ № 3.

ТЕМА: Изучение психологических особенностей личности подростка.

ПЛАН:

1. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка:

а) темперамента (Опросник Русалова В.М.);

3. Изучение самооценки подростка (методика изучения самооценки личности Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка (ШТУР).

ЗАНЯТИЕ № 4.

ТЕМА: Изучение психологических особенностей личности старшеклассников.

1. Общая характеристика личности старшего школьника.

2. Особенности общения со сверстниками и со взрослыми.

3. Изучение сформированности мировоззрения и нравственных идеалов.

4. Изучение особенностей эмоциональной сферы (Шкала личностной и ситуативной тревожности методика Снегиревой Т.В. (Ч.Спилбергера)).

5. Изучение профессиональной направленности личности по различным методам: тест Д. Голланда по определению типа личности; методика «Мотивы выбора профессии»).

6. Изучение характера (Тест-опросник Леонгарда – Шмишека).

7. Рисуночная методика «Человек под дождем».

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Ахмеджанова Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995.

2. Венгер Л.А. Готовность к обучению в школе.Рабочая книга школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. — М., 1991.

3. Гуткина М.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2006.

4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. — М., 1975.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

6. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Л.И. Щербакова. — М., 1987.

7 Резниченко М.А. Определение готовности к обучению в школе. Методические рекомендации. — БГУ, 1992.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.,