ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
для студентов 2 курса факультета РГФ.
Занятие № 1.
ТЕМА: Исследование психологической готовности
к обучению в школе детей 6-7 лет.
1. Критерии и показатели психологической готовности к систематическому обучению.
2. Исследование общего уровня развития старшего дошкольника.
(Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости).
3. Исследование личностных особенностей старшего дошкольника:
а) мотивации (желание идти в школу);
б) произвольность поведения, способность к подражанию, развитие тонкой моторики руки, общий уровень развития (Тест Керна-Йирасека);
в) способность принимать инструкцию, выполнять указания взрослого, удерживать в памяти задания как предпосылки учебной деятельности («Графический диктант», «Да и Нет»).
4. Исследование особенностей познавательной сферы (вербальное мышление) («Ориентировочный опросник школьной зрелости К.Йерасека «Вербальное мышление»», «Противоположные понятия», «4-й лишний», субтест на осведомленность, субтест на логическое мышление, субтест на классификацию, субтест на обобщающее слово).
5. Типы готовности к школьному обучению.
ЗАНЯТИЕ № 2.
ТЕМА: Исследование психологических особенностей
младших школьников (2-4 класс).
1. Проблема готовности младшего школьника к переходу в среднее звено.
2. Исследование особенностей личности младшего школьника:
а) изучение отношения к школе, наличие учебной мотивации (рисуночные методика «Моя учительница» методика Матюхиной, «Анкета отношение к школе»);
Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида
... практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.. Основная цель нашего исследования - выявление уровня готовности мышления дошкольника к обучению ... литературе. Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной ...
б) изучение самооценки как уровня развития рефлексии (методика «Я концепция»);
в) изучение словарного запаса, орфографических навыков (методика «Слова»).
ЗАНЯТИЕ № 3.
ТЕМА: Изучение психологических особенностей личности подростка.
ПЛАН:
1. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка:
а) темперамента (Опросник Русалова В.М.);
3. Изучение самооценки подростка (методика изучения самооценки личности Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка (ШТУР).
ЗАНЯТИЕ № 4.
ТЕМА: Изучение психологических особенностей личности старшеклассников.
1. Общая характеристика личности старшего школьника.
2. Особенности общения со сверстниками и со взрослыми.
3. Изучение сформированности мировоззрения и нравственных идеалов.
4. Изучение особенностей эмоциональной сферы (Шкала личностной и ситуативной тревожности методика Снегиревой Т.В. (Ч.Спилбергера)).
5. Изучение профессиональной направленности личности по различным методам: тест Д. Голланда по определению типа личности; методика «Мотивы выбора профессии»).
6. Изучение характера (Тест-опросник Леонгарда – Шмишека).
7. Рисуночная методика «Человек под дождем».
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Ахмеджанова Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995.
2. Венгер Л.А. Готовность к обучению в школе.Рабочая книга школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. — М., 1991.
3. Гуткина М.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2006.
4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. — М., 1975.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
6. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Л.И. Щербакова. — М., 1987.
7 Резниченко М.А. Определение готовности к обучению в школе. Методические рекомендации. — БГУ, 1992.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.,