Педагогическая психология 9

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО

____________ Ширин А.Г.

«_____» __________ 2013 г.

Дисциплина по направлению 30 300.62 — психология

Рабочая программа Согласовано Разработал

Начальник учебного отдела каф. психологии

___________/Жегурова В.В./ _________/Щетинина А.М. _________ 2013 г. «_____» ___________ 2013 г.

Принята на заседании

кафедры психологии

Зав. кафедрой психологии __________/Калашникова М.Б. «_____» ___________ 2013 г.

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у студентов компетенций, ориентированных на развитие способности применять знания по психологии для описания закономерностей и выявления факторов функционирования и развития психики учащихся в образовательном процессе.

Основные образовательные задачи:

а) формирование способности понимать психологические закономерности усвоения культурного опыта и формирования личности человека в процессе организованного обучения и воспитания;

б) развитие способности критически осмысливать современные концепции и технологии обучения и осознавать их роль в интеллектуально-познавательном и личностном развитии учащихся;

в) формирование потребности и необходимых знаний и умений для оказания психологической помощи и поддержки учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

2 Место дисциплины в структуре ооп

«Педагогическая психология» принадлежит к блоку базовых дисциплин профессиональной подготовки бакалавра по направлению 30 300 — психология. Изучение педагогической психологии базируется на знаниях студентов по философии, анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, общей, возрастной и социальной психологии. Знания, полу­ченные студентами при изучении педагогической психологии, используются затем в учебной и производственной практиках в различных учреждениях, в том числе и образовательных. Освоение программы по педагогической психологии позволяет подготовить бакалавра психологии, способного осуществлять предусмотренные Федеральным Государственным образовательным стандартом виды профессионально-психологической деятельности в образовательной сфере.

13 стр., 6403 слов

Процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды

... средство художественно - эстетического развития личности. Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды. Цель ... педагогического процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными особенностями для успешной реализации целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования ...

3 Требования к результатам освоения дисциплины

Ожидаемыми результатами освоения дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

— владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

— применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

— использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).

В результате изучения дисциплины студент

знает:

1) основные закономерности взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики человека (ОК-3; ПК-9);

2) психологическую сущность учебной деятельности и пути управления процессом учения (ПК-18);

4) способы оптимизации психической деятельности человека в процессе обучения (ПК-18);

умеет:

1) определить способы оказания психологической помощи педагогам в случаях разного типа затруднений (ПК-18);

2) определить пути формирования мотивации учения у школьников (ПК-9);

3)анализировать, классифицировать, систематизировать и структурировать содержание изучаемого материала (ОК-3);

владеет:

1) системой знаний о закономерностях развития психики и формирования личности человека в процессе организованного обучения и воспитания (ПК-9);

2) приемами реализации развивающих программ обучения (ПК-18).

4 Структура и содержание дисциплины

Таблица 4.1 — Трудоемкость дисциплины «Педагогическая психология» и формы аттестации.

Форма обучения — дневная

Учебная работа (УР)

Всего

Семестр

6

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ)

3

3

аспределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):

— лекции

— семинары

— аудиторная СРС

— внеаудиторная СРС

108

16

12

12

32

Аттестация:

экзамен

36

Форма обучения — заочная

Вид учебной работы

Часов по семестрам и сроки обучения

6 лет

3,5 года

3 года

7сем

8 сем

3сем

4сем.

3сем

4сем

Аудиторные занятия:

— лекции

— семинары

2

2

4

2

2

4

2

2

4

Самостоятельная работа:

— самостоятельное изучение тем курса

— контрольные работы

91

51

40

91

51

40

91

51

40

Полная трудоемкость дисциплины

3 ЗЕ — 108

3 ЗЕ — 108

3 ЗЕ — 108

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 4.2.1 — Календарный план дисциплины «Педагогическая психология»

Тема

Трудоемкость по видам учебной работы

(всего 72 часа)

Баллы

рейтинга

(всего 100)

Семестр 6

№ недели

лек

семинары

ауд

СРС

внеауд. СРС

Пороговый

Максим.

1. Общие основы педагогической психологии

1

3

2

6

12

2. Психология обучения

2,3,4

3

3

3

8

10

20

3. Ученик как субъект учебной деятельности

5.6,7

3

3

3

6

10

20

4. Психология усвоения знаний

8,9

2

2

2

6

9

18

5. Психология личности и деятельности учителя

10,11

12,13

3

2

2

5

7

14

6. Теории и психологические закономерности воспитания

13,1415,16

2

2

2

5

8

16

Итого

16

12

12

32

50

100

Тема 1 Общие основы педагогической психологии

Содержание лекций. Предмет, объект, задачи и структура современной педагогической психологии. История становления педагогической психологии. Методология педагогической психологии: подходы, принципы и методы. Психологическая характеристика образования как глобального объекта педагогической психологии. Понятие образовательной среды, показатели ее психологической безопасности.

Основные понятия: предмет, объект, обучение, развитие, образование, образовательный процесс, образовательная среда.

Тема 2 Психология обучения

Содержание лекций. Понятие обучения. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека. Характеристика моделей обучения: кибернетическая, познавательная, коммуникативная, дистанционная. Психологический анализ развивающих функций различных теорий и технологий обучения: «Шаг за шагом» (дошкольный возраст), развивающее обучение в начальных классах Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, технология педагогических мастерских (основная школа), технология проектной и исследовательской деятельности (старшие классы, профессиональная школа).

Модели научения: ассоциативная — реактивное, оперантное, социальное; когнитивная. Психологические механизмы и способы присвоения человеком опыта и адаптации к среде: подкрепление, подражание, имитация, идентификация, контроль. Факторы результативного научения.

Основные понятия: развивающее обучение, реактивное, оперантное, социальное, когнитивное научение; модель, концепция, технология.

Семинар

Цель:освоение закономерностей взаимосвязи обучения и развития учащихся.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий «обучение», «научение», «учение». Модели и типы научения.

2. Характеристика понятий «обучение» и «развитие», подходы к пониманию их взаимосвязи.

3. Психологическая сущность современных моделей обучения: кибернетической, дистанционной, познавательной, коммуникативной.

4. Развивающие возможности различных теорий и технологий обучения (концепции развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, технология педагогических мастерских и др.).

5. Активные методы обучения как фактор развития учащихся (метод проектов, педагогическая мастерская, деловая игра, мозговой штурм и др).

Методы и формы проведения занятия: выступления с докладами, работа в группах, деловая игра, презентация, дискуссия, рефлексия.

Задания и методические указания к их выполнению:

1) На основе изучения литературы сделайте краткие записи ответов на вопросы семинара. При выполнении конспекта обязательно указывайте автора определения того или иного подхода к пониманию соотношения обучения и развития, а также теории и технологии обучения.

2) Изучите различные теории и технологии обучения. Объединиться по два-три человека. Выбрать для сравнения любые две технологии и две модели, выделить параметры для их сравнения и затем на занятии представить материал в форме презентации (таблицы).

3) Подготовьте краткое сообщение той или иной теории обучения (концепции, технологии) с использованием активных методов обучения и проведите деловую игру в какой-либо активной форме: дискуссия, круглый стол, конференция и пр. с целью изложения сути этой концепции (теории) обучения.

3) В свою рабочую тетрадь выпишите условия развивающего обучения.

4) Выпишите в словарик характеристику основных понятий по изучаемой теме.

5) Подготовьте выступления по статьям Л.С. Выготского «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» и «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» (в кн. автора «Педагогическая психология»).

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 321−355.
  2. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
  3. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
  4. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 26−28; 97−116; 116−123.
  6. Ключникова Г. А. Методы и приемы активного обучения психологии в вузе и школе. Великий Новгород, 2003.
  7. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 122−125; 162−200.
  8. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004. С. 351−356.
  9. Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 558−582.
  10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н /Д, 2003. С. 93−98.
  11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

Аудиторная СРС

Цель: контроль усвоения содержания материала по первым двум темам.

Формы и содержание работы: работа в группах над таблицами моделей и технологий обучения, терминологический диктант, взаимный контроль, оценка и самооценка. Проверка СРС. Деловая игра.

Тема 3 Ученик как субъект учебной деятельности

Содержание лекций.Психологическая характеристика учебной деятельности. Характеристика субъекта учебной деятельности. Структура, функционирование и условия развития учебной деятельности. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Понятие о мотивах учебной деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация учения. Показатели внутренней мотивации, условия ее развития. Управление мотивацией в учебном процессе. Учебные действия, их классификация. Способы формирования общеучебных действий. Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка: виды, уровни развития.

Основные понятия: субъект учебной деятельности, учебная деятельность, структура учебной деятельности, общеучебные и умственные действия.

Семинар

Цель: закрепить структуру учебной деятельности, сущность мотивации и мотивов учения школьников разного возраста, определить возможные условия и способы формирования мотивов учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика учебной деятельности.

2. Общие учебные действия. Этапы формирования умственных действий.

3. Внутренняя и внешняя мотивация. Виды мотивов учения, их характеристика.

4. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся разного возраста.

5. Условия формирования мотивов учебной деятельности.

Методы и формы проведения занятия: «жужжащие» группы, парное обучение, «афиширование», дискуссия, рефлексия.

Задания и методические указания к их выполнению:

1) Выразите в схеме содержание темы «Ученик как субъект учебной деятельности».

2) На основе изучения теоретического материала составьте таблицу классификации разными учеными мотивов учения школьников.

3) Объединившись по два человека, составьте анкету (10−12 вопросов), направленную на выявление преобладающих мотивов учебной деятельности. Возраст учащихся, которым адресована анкета, определите самостоятельно. Подобрать методики изучения мотивации школьников, имеющиеся в литературе.

Литература:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. С.54−75.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С.220−244.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2003.
  7. Электронные материалы (учебник, хрестоматия).

Аудиторная СРС

Цель: формирование умения составлять анкеты для диагностики мотивов учения, закрепление знаний по теме.

Формы и содержание работы: а) разработка анкеты в группах; б) обсуждение анкет; в) контрольный опрос по теме и ее основным понятиям.

Тема 4 Психология усвоения знаний

Содержание лекций. Сущность учения и его закономерности. Учение как творческое усвоение. Психологическая структура усвоения, характеристика его компонентов. Особенности восприятия и переработки информации в процессе усвоения знаний и способов учебной деятельности. Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения опыта. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения знаний. Факторы и пути формирования понятий. Психологические основы формирования умений и навыков. Обученность и обучаемость как основа и результат усвоения знаний. Показатели обучаемости. «Обученная беспомощность» и ее последствия. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе учения.

Основные понятия: учение, усвоение, когнитивный стиль, обученность, обучаемость, выученная беспомощность.

Семинар

Цель: развитие способности устанавливать возможные причины отставания в учении и умений определять способы работы с учащимися по предупреждению и коррекции неуспеваемости.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика понятий: «успеваемость», «неуспеваемость», «пониженная обучаемость», «обученная (выученная) беспомощность».

2. Типология неуспевающих (в подходах разных ученых).

3. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учении.

4. Психологическая помощь при трудностях в учении.

Методы и формы проведения занятия: взаимообучение, мозговой штурм, защита программ работы с неуспевающими школьниками.

Задания и методические указания к их выполнению:

1) Выписать в словарик характеристику основных понятий данной темы.

2) Составить таблицу «Типология неуспевающих школьников». В таблице должны быть представлены минимум две типологии разных ученых.

3) Найдите в литературе и выпишите в тетрадь возможные способы оказания помощи слабо успевающему школьнику.

4) Выполнить конспект первоисточника из списка рекомендуемой литературы или же найденного самостоятельно.

Литература:

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. М., 2006.
  2. Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. М., 2004.
  3. Калмыкова З. И Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.
  4. Кузьмина Н.В. Структура педагогических способностей // Хрестоматийный материал. Электронный вариант.
  5. Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
  6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М., 2004.
  7. Монина Г. Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.
  8. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 263−285.
  9. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1988.
  10. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.

Аудиторная СРС

Цель:упражнение в написании коррекционных программ и рубежный контроль знаний.

Формы и содержание работы: 1) работа в группах — разработка коррекционной программы работы с неуспевающими школьниками: а) с эпизодической неуспеваемостью; б) с отставанием в операциональной сфере учебной деятельности; в) со слабо развитой учебной мотивацией; г) с интеллектуальной пассивностью; д) с низкой обучаемостью. Возраст учащихся, с которыми планируется работа, определить самостоятельно; 2) защита программ; 3) рубежный контроль.

Тема 5 Психологическая характеристика личности и деятельности учителя

Содержание лекций. Понятие и предмет педагогической деятельности учителя. Педагог как субъект деятельности. Этапы педагогической деятельности: мотивационно-ориентировочный, исполнительный, контрольно-оценочный. Структура педагогической деятельности: мотив, педагогические цели и задачи, средства, самоконтроль и самооценка. Процессуальные и результативные характеристики педагогической деятельности. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций. Педагогические способности и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

Основные понятия: педагогическая деятельность, субъект деятельности, проектировочно-конструктивная деятельность, педагогические способности, психологическая компетентность.

Семинар

Цель:установить эффективные стили педагогического общения и способы взаимопонимания педагога и учащихся, выявить затруднения и определить методы коррекции барьеров в педагогическом общении.

Темы докладов для обсуждения на круглом столе:

  1. Общая характеристика педагогической деятельности.
  2. Мотивация педагогической деятельности.
  3. Психологическая компетентность в структуре профессиональных свойств учителя.
  4. Эффективность труда учителя, ее показатели.
  5. Педагогические способности учителя.
  6. Учебно-педагогическое сотрудничество.
  7. Стили педагогического общения.
  8. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, их причины.
  9. Способы предупреждения и преодоления затруднений в педагогическом общении.
  10. Конфликты в педагогическом взаимодействии.

11. Педагогическая оценка и условия ее эффективного воздействия на детей.

Методы и формы проведения занятия: круглый стол, рефлексия.

Задания и методические указания к их выполнению:

1) Подготовить краткие выступления по одной из тем, сделать презентацию, выделив в ней самые существенные моменты. Выразить свою точку зрения.

3) Разработайте рекомендации для предупреждения и коррекции одной из проблем в педагогическом взаимодействии.

4) Составить терминологический словарь по данной теме.

Литература:

  1. Дъяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
  5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 377−385.
  6. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов, 1996.
  7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. М., 2006.
  9. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М., 2002.

Аудиторная СРС

Цель:развитие умений разрабатывать программы оказания психологической помощи учителю; контроль усвоения знаний по теме.

Формы и содержание работы: а) работа в группах: разработка программ и их защита; б) доклады.

Тема 6Теории и психологические закономерности воспитания

Содержание лекций.Предмет психологии воспитания как раздела педагогической психологии. Ученик как субъект воспитания. Психологическая сущность воспитания (по Л.С. Выготскому).

Взаимосвязь обучения и воспитания, воспитания и развития. Психологические закономерности развития личности в процессе воспитания. Психологические теории воспитания. Психологические основы методов воспитания. Воспитанность и воспитуемость как фактор формирования личности.

Основные понятия: воспитание, психологические закономерности воспитания, воспитанность и воспитуемость.

Семинар

Цель:закрепить понимание психологической сущности воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории воспитания.

2. Психологические закономерности процесса воспитания.

3. Психологические основы воспитания детей разного возраста.

4. Понятие «воспитуемость». Причины трудной воспитуемости детей.

Методы и формы проведения занятия: работа в парах, мозговой штурм, круглый стол, рефлексия.

Задания и методические указания к их выполнению:

  1. подготовить краткие выступления по каждому вопросу семинара;
  2. выразить в схеме содержание темы «Психология воспитания» (подготовить презентацию).
  3. заполнить терминологический словарь и подготовиться к терминологическому диктанту.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
  3. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
  4. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988. С. 132−150.
  5. Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
  6. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.

Аудиторная СРС

Цель:итоговый контроль усвоения знаний по дисциплине.

Формы и содержание работы: итоговое тестирование.

4.3 Виды и формы самостоятельной работы студентов (срс)

4.3.1 Подготовка к семинарским занятиям (задания и методические указания по подготовке к занятиям см. в семинарах — п. 4.2 «Содержание дисциплины»):

  • конспектирование научной литературы, анализ, подготовка ответов на вопросы обсуждения;
  • выполнение заданий самостоятельной работы при подготовке к семинарам;
  • подготовка докладов, сообщений;
  • ведение терминологического словаря по изучаемым темам.

Форма представления студентами материалов: конспекты, таблицы, схемы, тезисы ответов на вопросы, презентации, терминологические словари и др.

Форма контроля:собеседование, опрос, просмотр материалов, оценка выступлений студентов на занятиях, взаимная оценка, рефлексия, тестирование, контрольные работы.

4.3.2 Выполнение творческих заданий:

1) Выполнить таблицу «История педагогической психологии», выделив в ней следующие параметры: 1 — этапы, его временной период; 2 — ф.и.о. ученых, внесших определенный вклад в становление педагогической психологии; 3 — основные идеи этих ученых, положенные в основу данной науки. Таблица может выглядеть следующим образом:

Этапы, век, годы

Ученые, внесшие вклад в становление науки (Ф, И, О,)

Основные идеи ученых

Если Вы считаете необходимым, то можете дополнить таблицу еще какими-либо параметрами, например, последняя графа таблицы может быть названа «Значение идей для становления педагогической психологии».

2) Представьте в виде тезисов (таблицы, схемы) содержание темы «Психологическая безопасность и образовательная среда».

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. Гл. 1. С. 10−19; 477−523.

2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2009. С. 3−12.

3. Зимняя и.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 14−22.

4. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии". СПб., 2009. С.15−17.

5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 26−31.

6. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003. С.28−39.

7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2003. С. 12−25.

3) составить портфолио психометрического инструментария — набор методик, тестов, бесед и др. — для оценки одной из сфер психики (интеллектуальной, мотивационной, межличностных отношений, учебной деятельности и др.) учащихся младшего, подросткового и юношеского возраста. Подберите необходимые средства измерения и оценивания, указывая литературный источник.

Вам предлагается примерный список литературы,который поможет в выполнении данного задания:

  1. Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта // Вестник психосоциальной работы. 2003. № 4.
  2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М., 2006.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2003. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М., 2001. Ч. 2.
  5. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М., 2005.
  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001.
  8. Психологическая диагностика /под ред. К.М. Гуревича. М., 2000.
  9. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб., 2002.

Используйте для работы практикумы по общей, экспериментальной психологии и психологии развития. Вы можете также составить свой библиографический список.

4) Выполните любое задание из тематики контрольных работ для студентов заочного отделения.

Форма представления и контроля СРС:студенты представляют материал в разных формах: письменные работы, в которых обязательно имеется план изложения темы, содержание излагается в виде тезисов по плану, в схемах, таблицах, рисунках, а также презентаций. Преподаватель просматривает письменные работы студентов, или они выступают с краткими сообщениями во время лекций или семинаров по соответствующей проблеме.

4.3.3 Темы контрольных работ студентов заочного обучения

Вариант № 1

1.1 Изучите тему «Теории и модели обучения» и представьте ее содержание в виде структурной схемы с краткими комментариями к ней. Составьте терминологический словарь по теме.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 116−123.
  3. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
  4. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 162−200.
  6. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 558−582.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

1.2Прочтите работу Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки», проведите классификацию оценок и определите условия их эффективности. Представьте материал в виде таблицы.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избр. психол. труды: В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980.
  2. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 584−593.

1.3Выпишите психологические закономерности воспитания.

Вариант № 2

2.1Составьте структурную схему по теме «Психология педагогической деятельности».

Ллитература:

  1. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
  2. Дъяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
  6. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 377−385.
  7. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов, 1996.
  8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  9. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М., 2002.

2.2 На основе изучения литературы проведите психологический анализ причин неуспеваемости учащихся. Составьте таблицу «Типология неуспевающих школьников».

Литература:

  1. Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. М., 2004.
  2. Калмыкова З. И Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.
  3. Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
  4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М., 2004.
  5. Монина Г. Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.
  6. Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010.
  7. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1988.
  8. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.

2.3Выделите одну из причин слабой успеваемости школьника и определите возможные формы оказания ему психологической помощи.

Вариант № 3

3.1Изучите тему «Психология воспитания» и выразите ее основное содержание в структурной схеме или таблице.

Литература:

  1. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
  2. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
  3. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988. С. 132−150.
  4. Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
  5. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.

3.2Прочтите работу А.К.Марковой «Психология труда учителя» (1993) и выпишите критерии оценки эффективности труда учителя.

3.3Представьте в виде таблицы мотивы учения школьников разного возраста: младшего школьника, подростка и старшеклассника.

5 Образовательные технологии

Таблица 5.1 — Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы

Тема занятий

Формы и методы проведения

1 Общие основы педагогической психологии

Вводная лекция

2 Психология обучения

Проблемная лекция. Семинар: работа в группах, деловая игра, презентация, дискуссия, рефлексия. Аудит. СРС: терминологический диктант, к/р, взаимный контроль, оценка, самооценка.

3 Ученик как субъект учебной деятельности

Лекция-диалог. Семинар: «жужжащие» группы, парное обучение, «афиширование», дискуссия, рефлексия. Аудиторная СРС: работа в группах, контрольный опрос по теме.

4 Психология усвоения знаний

Лекция-диалог. Семинар: взаимное обучение, мозговой штурм, защита программ. Аудиторная СРС: работа в группах, рубежный контроль.

5 Психология личности и деятельности учителя

Лекция с вопросами. Семинар: круглый стол, рефлексия.

Аудиторная СРС: работа в группах, терминологический диктант, контрольный опрос

6 Теории и психологические закономерности воспитания

Проблемная лекция. Семинар: работа в парах, «мозговой штурм», круглый стол, рефлексия. Аудиторная СРС: терминологический диктант, итоговое тестирование.

6 Оценочные формы и средства контроля успеваемости

6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

— текущий: а) оценка подготовки к семинарам: работа с учебной литературой и первоисточниками, ведение терминологических словарей, выполнение таблиц, схем по разделам и отдельным темам курса и др.; б) оценка процесса и результатов аудиторной самостоятельной работы; в) оценка выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемым темам и разделам;

— рубежный: контроль и оценка освоения содержания курса за определенный учебный период времени (отдельные разделы, темы и пр.);

— семестровый: осуществляется на основе полученной студентом суммы баллов за весь период изучения дисциплины;

— итоговый: оценка ответа на экзамене и работы в семестре.

6.2 Педагогические контрольные материалы

6.2.1 Вопросы для контроля знаний по темам дисциплины

Вопросы для самопроверки и контроля знаний по первой и второй темам курса:

  1. Что изучает педагогическая психология?
  2. Дайте характеристику основным понятиям изученных тем.
  3. Каково место педагогической психологии в системе других наук (выразите схемой)?
  4. Назовите основные методы педагогической психологии.
  5. Этапы становления педагогической психологии.
  6. Определите сущность понятий «модель», «концепция», «теория», технология".
  7. Всякое ли обучение является развивающим?
  8. Назовите условия, при которых обучение будет носить развивающий характер.
  9. Что такое научение?
  10. Назовите типы научения и их методы.
  11. Каковы факторы успешного научения?
  12. Определите особенности результатов каждого типа научения.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний по теме: «Ученик как субъект учебной деятельности»:

  1. Дайте определение учебной деятельности.
  2. Назовите структуру учебной деятельности.
  3. Назовите фамилии ученых, разрабатывающих проблему мотивации учения.
  4. В чем отличие понятий «мотив» и «мотивация»?
  5. Назовите виды учебных мотивов.
  6. По каким показателям можно судить о наличии внутренней мотивации?
  7. Перечислите виды общих учебных действий.
  8. Назовите этапы формирования умственных действий.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии усвоения знаний:

  1. Учение и учебная деятельность: различия и взаимосвязь?
  2. Психологические компоненты процесса усвоения знаний?
  3. Что такое обучаемость, ее показатели?
  4. Что такое обученность?
  5. Охарактеризуйте понятие «выученная беспомощность», назовите ее причины.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии учителя:

  1. Каковы характеристики педагога как субъекта деятельности?
  2. Назовите структурные компоненты педагогической деятельности.
  3. В чем сущность процессуальных характеристик деятельности?
  4. Каковы показатели результативности педагогической деятельности?
  5. Дайте краткую характеристику проектировочно-конструктивной деятельности преподавателя.
  6. В чем различие понятий «компетентность» и «компетенции»?
  7. Содержание психологической компетентности педагога.
  8. Какова связь компетентности и педагогических способностей? Выразите в схеме.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии воспитания:

  1. В чем отличие понимания сущности воспитания в педагогической психологии и педагогике?
  2. Назовите психологические теории воспитания.
  3. Сравните биогенетические и социогенетические концепции воспитания (представьте в таблице).
  4. Каковы психологические закономерности воспитания?
  5. Раскройте соотношение воспитания и обучения
  6. Как взаимосвязаны воспитание и развитие?

6.2.2 Образец тестовых заданий

1. Педагогическая психология — это наука…

а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в) принцип личностно-деятельностного подхода;

г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип упражняемости.

3. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент…

а) не подразумевает обучение;

б) требует специальных лабораторных условий;

в) предполагает планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;

г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

4. 7. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает…

а) организация обучения от частного к общему;

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

в) овладение большой суммой знаний;

г) принцип усвоения логических форм.

5. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе…

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

6. Отечественная педагогическая психология рассматривает проблему соотношения обучения и развития…

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

и т.п.

В процессе обучения проводится тренировочное тестирование, которое осуществляется по адресу: единый портал интернет-тестированияwww/i-exam/ru"Педагогическая психология" (ФГОС).

6.2.3 Вопросы к экзамену

  1. Педагогическая психология как наука.
  2. История становления педагогической психологии.
  3. Соотношение обучения и развития.
  4. Понятие научения, его модели и типы. Факторы, влияющие на успешность научения.
  5. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
  6. Концепция развивающего обучения Д.Б. Давыдова — Д.Б. Эльконина.
  7. Теория поэтапного формирования умственных действий.
  8. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
  9. Проблемное обучение.
  10. Компьютеризированное обучение.
  11. Учебная деятельность, ее характеристика.
  12. Мотивация учебной деятельности. Внутренняя и внешняя мотивация.
  13. Виды мотивов учения, их характеристика. Формирование мотивов учебной деятельности.
  14. Условия развития деятельности учения на разных этапах онтогенеза.
  15. Психология усвоения знаний.
  16. Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения знаний.
  17. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учении. «Обученная беспомощность» и ее последствия.
  18. Педагог как субъект педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической деятельности.
  19. Процессуальные и результативные характеристики педагогической деятельности.
  20. Педагогическая оценка и условия эффективности ее воздействия на учащихся.
  21. Педагогические способности и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.
  22. Учебно-педагогическое сотрудничество и стили педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.
  23. Психология воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.
  24. Психологические теории и закономерности воспитания.

6.3 Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины

Таблица 6.3.1 — Критерии оценки качества усвоения дисциплины

Уровни

Показатели

Пороговый

В рамках формируемых компетенций студент

— умеет анализировать и обобщать факты и теоретические положения;

— владеет основными знаниями и категориальным аппаратом дисциплины;

— в определении понятий и построении их иерархии допускает ошибки;

— способен структурировать материал, но при этом нуждается в подсказке;

— знает некоторые способы оказания помощи учащимся и педагогам в образовательном процессе;

— обнаруживает несвоевременное и низкое качество выполнения учебных заданий, что свидетельствует о низком уровне мотивации учения.

Базовый

(стандартный)

— достаточно высокий уровень освоения содержания курса, но есть затруднения в его систематизации;

— понимает сущность основных понятий, но испытывает некоторые затруднения в их иерархии;

— знает закономерности развития психики в процессе обучения и воспитания;

— умеет определить способы оказания помощи учащимся и педагогам в случаях затруднений;

— обнаруживает качественное, но не всегда своевременное выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий;

— проявляет достаточно высокий уровень мотивации учения.

Продвинутый

(эталонный)

— владеет культуройнаучного мышления, умеет систематизировать основные понятия, устанавливать их связи и отношения;

— обнаруживаетвысокий уровень знания закономерностей функционирования и развития психики в образовательном процессе;

— знает способы эффективного педагогического сотрудничества;

— владеет способами коррекции, развития и оптимизации психического развития учащихся;

— знает приемы организации психологической помощи педагогам в случаях затруднений;

— обнаруживает качественное выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий;

— достаточно высокий уровень учебно-познавательной мотивации.

Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности в баллах приведена в приложении А.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2003,2008.
  2. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.
  3. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2003.
  5. Интернет-ресурс: Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный учебник.

7.2 Дополнительная литература

  1. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
  2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2009.
  3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб., 2009.
  4. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.
  5. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
  6. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  7. Ключникова Г. А. Методы и приемы активного обучения психологии в вузе и школе. Великий Новгород, 2003.
  8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2003.
  9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  10. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
  11. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
  12. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.
  13. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
  14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  15. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении М., 1995.
  16. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

7.3 Первоисточники

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины представлена в Приложении Б.

Приложение А

Технологическая карта дисциплины

«Педагогическая психология» направления 30 300. 62 — Психология

Трудоемкость дисциплины 3 ЗЕ — 50 б. х 3 = 150 баллов

Таблица А.1 — Технологическая карта дисциплины (оценка в баллах)

Семестр

недели

Виды учебной работы и трудоемкость

Аудиторный контроль усвоения знаний

Оценка работы на семинарах

Внеаудиторная СРС

Посещаемость

занятий

Оценка работы студента в семестре

6

0 — 40

0 — 20

0 — 30

0 — 10

50 — 100

1

1 тема

дом. к/р- 6

6

5−10

2,3,4

2 тема

дел. игра — 8

4

7

8−16

5,6,7

3 тема

к/опрос- 6

4

5

6−12

8,9

4 тема

защ. прогр-9

4

5

8−16

Рубежн. контроль

0−6

8−16

35−70

10,11,12,

13

5 тема

доклад- 5

4

4

6−13

13,14,15,

16

6 тема

тест-6

4

3

0−4

9−17

Семестр

50−100

Экзамен

25−50

Сессия

75−150

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

Рубежный: Семестровый:

— пороговый: 35 — 48 баллов — пороговый: 50 — 69 баллов — стандартный: 49 — 62 балла — стандартный: 70 — 89 баллов

— эталонный: 63 — 70 баллов — эталонный: 90 — 100 баллов

Итоговый:

«удовлетворительно»: 75 — 104 балла

«хорошо»: 105- 134 балла

«отлично»: 135 — 150 баллов

Разработала доцент кафедры психологии

Щетинина Альбина Михайловна /

_____ ______________ 2013 г.

Приложение б Карта учебно-методического обеспечения дисциплины"Педагогическая психология"

по направлению 30 300.62 — психология Факультет: психолого-педагогический. Обеспечивающая кафедра: психологии. Форма обучения — очная, курс 3, семестр 6; заочная — 3,4 семестр, курс 2; 7,8 семестр, курс 4. Трудоемкость дисциплины — 3 ЗЕ. Всего часов — 108. Очная форма: лекций — 16; сем. зан. — 12; ауд. СРС — 12; внеауд. СРС — 32; экзамен — 36.

Таблица Б.1 — Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

используется

Число часов, обеспечивае­мых изданием

Кол. экз. в библ. НовГУ

Примечание

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс». 2003, 2008.

ауд. работа

СРС

40

32

23

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2003.

ауд. работа

СРС

40

32

18

Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2004.

ауд. работа

СРС

40

32

20

Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.

ауд.работа

СРС

40

32

6

Таблица Б.2 — Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

используется

Число часов, обеспечивае­мых изданием

Кол. экз. в библ. НовГУ

Примечание

Щетинина А.М. Рабочая программа с методическими рекомендациями

ауд.работа

СРС

40

32

2013 г.

Действительно для 2013−2014 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины _____ %

Зав. кафедрой психологии Калашникова М.Б. / ____________ ___ _____ 2013 г.

Согласовано: ___ _______ 2013 г.

Зав. библиотекой ИНПО Л.Ф. Ломоносова /

Приложение в

Методические рекомендации студентам и преподавателям по всем основным видам учебной работы

1 Рекомендации преподавателю. Теоретические и методические основания организации изучения курса «Педагогическая психология».

Для успешного развития выделенных компетенций и решения целей и задач курса используются различные модели обучения: познавательная, коммуникативная, модульно-рейтинговая. Реализация моделей осуществляется через совокупность образовательных технологий: развивающей, проектной и исследовательской деятельности.

Методологической основой изучения педагогической психологии являются теория деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, личностно-ориентированная концепция отечественной психологии и педагогики, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, ее положение о ведущей роли обучения в формировании высших психических функций человека. Обучение студентов строится с позиций принципов воспитывающего и развивающего обучения: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, активности, единства сознания и деятельности, актуализации опыта, дифференциации, принятия, «здесь и сейчас», фасилитации.

В целях реализации указанных принципов на занятиях широко применяются активные инновационные методы обучения, благодаря которым возможно формировать у студентов осознанные и прочные знания и профессиональные умения: лекция с вопросами, проблемная лекция, конференция, дискуссия, «жужжащие» группы, мозговая атака, парное обучение, педагогическая мастерская, групповое исследование, творческая лаборатория и др.

Принципы организации и проведения семинарских занятий: диалог на равных, обращение к актуальным вопросам, дифференциация, разделение учебной группы на подгруппы, слушать и слышать, подсказывать и помогать, а не критиковать, установка на успех, взаимопомощь, взаимодополнение.

Спланированные формы организации занятий могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств.

Студенты готовятся к занятиям и активно вовлекаются в процесс обсуждения не только на семинарах, но и в ходе чтения лекций. Задача преподавателя — определять стратегию изучения содержания разделов и тем, обобщать то, что обсуждается и дискутируется на занятиях, оказывать студентам помощь в осмыслении содержания, выявлении существенного и наиболее значимого в материале.

Большое внимание в процессе изучения курса придается организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы преследует решение следующих задач:

  • формирование у студентов способов самостоятельной работы;
  • развитие способности к самоорганизации;
  • формирование умения работать с литературой: находить необходимые и адекватные теме научные работы, анализировать, выделять существо вопроса, устанавливать связь сущности и явления и т. д.;
  • прививать вкус к поисковой деятельности;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать потребность в самосовершенствовании.

Формы организации самостоятельной работы студентов разнообразны. Формы аудиторной самостоятельной работы: взаимоопрос, взаимообучение, «час пик». консультации, подготовка и защита программ, выполнение контрольных работ и заданий, терминологические диктанты, тестирование и др.(см. п. 4.2 и табл. 5.1).

Формы внеаудиторной самостоятельной работы также разнообразны (см. п. 4.3).

В итоге изучения курса каждый студент создает «Портфолио» различных материалов по педагогической психологии с целью использования их в будущей практической деятельности.

4.2.2 Рекомендации и указания студентам

Чтобы достаточно прочно усвоить необходимые знания и умения, овладеть профессиональными компетенциями, следует соблюдать ряд требований и правил.

Прежде всего, важно работать над усвоением дисциплины систематически. Это означает, что в процессе изучения той или иной темы следует выполнять те задания, которые рекомендует преподаватель. Конкретные задания и указания по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельной работы смотрите в соответствующих пунктах 4.2 и 4.3. Это ответы на вопросы семинаров при изучении содержания теоретического курса, постепенное заполнение терминологического словаря по изучаемым темам, что позволит выстроить систему понятий как по отдельным темам и разделам педагогической психологии, так и по предмету в целом, и многие другие формы работы. Особых усилий от Вас потребует подготовка к семинарским занятиям. Точно и в полном объеме выполняйте все те задания и методические указания к каждому семинару, которые предложены в данной программе (п. 4.2).

Самостоятельная работа студента — это то, что в значительной степени влияет на формирование предметно-профессиональных компетенций. Способность и желание студента активно заниматься развитием и совершенствованием своих когнитивных, интеллектуальных и операционально-технологических компетенций — залог формирования у него психологической компетентности. Разумеется, чтобы себя учить, надо в определенной степени уметь это делать. Умение — результат деятельности и упражнений. Чтобы уметь — надо делать то, что необходимо.

Безусловно, полезно после лекции просмотреть содержание ее конспекта, познакомиться с тем, как эти вопросы излагаются в учебной литературе, дополнить свои записи, если это необходимо, записать возникшие у Вас вопросы, с которыми Вы затем можете обратиться к преподавателю или же к другим источникам знаний. Данная работа — хорошая база для более эффективной подготовки к практическим занятиям и выполнения самостоятельной работы.

Вам предлагаются различные формы самостоятельной работы, которую следует выполнять в течение всего семестра. Конспектирование научных работ — одна из них. Эта работа, кажущаяся на первый взгляд достаточно простой, требует определенных умений. Главная Ваша задача при изучении первоисточника — понять суть содержания работы ученого, его идеи, положения, систему и пр. Ряд советов, которые, на мой взгляд, могут помочь Вам решить данную задачу. Сначала бегло ознакомьтесь с работой, затем внимательно прочтите ее, отмечая в ней наиболее существенное. Выпишите эти существенные положения и найдите в тексте материал, их раскрывающий. Попытайтесь соотнести название работы и содержание. Сделайте вывод о том, насколько значимы для данной науки, а также для Вас как будущего психолога результаты работы ученого.

Не менее значимо для обогащения своего профессионального багажа и развития умения использовать теоретические знания для решения определенных профессиональных задач выполнение творческих заданий. Как только почувствуете, что Вы готовы к выполнению какого-то из них, не откладывая, сразу приступайте к делу. Если возникнут какие-либо конкретные вопросы в процессе выполнения задания, Вы можете обратиться к преподавателю и получить индивидуальную консультацию.

Студент-заочник самостоятельно изучает ряд тем дисциплины. При изучении темы обязателен план и краткое тезисное изложение содержания темы, которое может быть представлено также в схемах, таблицах, рисунках и в форме презентаций. Изучая самостоятельно тему, можно посмотреть на сайте кафедры рабочую программу преподавателя, в которой указано содержание теоретического материала и предложена литература по изучаемой теме (см. п. 4.2).

При выполнении контрольной работы четко следуйте указаниям, которые даны в каждой из них.

В Рабочей программе имеются вопросы и тесты для проверки качества усвоения материала. По мере изучения темы, раздела курса необходимо проверить прочность и точность своих знаний, обращаясь к соответствующим вопросам по темам и тестовым заданиям. Но обязательно постарайтесь ответить самостоятельно, а затем сопоставить свои ответы с приведенным в конце теста «ключом».

Все материалы, которые будут вами накоплены в ходе выполнения разного рода работ по дисциплине, систематизируете и оформляете в виде «Портфолио».

27

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector