Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИНПО
____________ Ширин А.Г.
«_____» __________ 2013 г.
Дисциплина по направлению 030300.62 – психология
Рабочая программа Согласовано Разработал
Начальник учебного отдела каф. психологии
___________/Жегурова В.В./ _________/Щетинина А.М. _________ 2013 г. “_____” ___________ 2013 г.
Принята на заседании
кафедры психологии
Зав. кафедрой психологии __________/Калашникова М.Б. “_____” ___________ 2013 г.
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цель: формирование у студентов компетенций, ориентированных на развитие способности применять знания по психологии для описания закономерностей и выявления факторов функционирования и развития психики учащихся в образовательном процессе.
Основные образовательные задачи:
а) формирование способности понимать психологические закономерности усвоения культурного опыта и формирования личности человека в процессе организованного обучения и воспитания;
б) развитие способности критически осмысливать современные концепции и технологии обучения и осознавать их роль в интеллектуально-познавательном и личностном развитии учащихся;
в) формирование потребности и необходимых знаний и умений для оказания психологической помощи и поддержки учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.
2 Место дисциплины в структуре ооп
«Педагогическая психология» принадлежит к блоку базовых дисциплин профессиональной подготовки бакалавра по направлению 030300 – психология. Изучение педагогической психологии базируется на знаниях студентов по философии, анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, общей, возрастной и социальной психологии. Знания, полученные студентами при изучении педагогической психологии, используются затем в учебной и производственной практиках в различных учреждениях, в том числе и образовательных.Освоение программы по педагогической психологии позволяет подготовить бакалавра психологии, способного осуществлять предусмотренные Федеральным Государственным образовательным стандартом виды профессионально-психологической деятельности в образовательной сфере.
Процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях ...
... - эстетического развития личности. Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях создания эстетической развивающей ... полноценному психическому развитию ребенка. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во ... детском саду -- важный компонент дошкольного образования. И.А. Липчанская считает, что непременным условием ...
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Ожидаемыми результатами освоения дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:
— владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
— применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
— использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент
знает:
1) основные закономерности взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики человека (ОК-3; ПК-9);
2) психологическую сущность учебной деятельности и пути управления процессом учения (ПК-18);
4) способы оптимизации психической деятельности человека в процессе обучения (ПК-18);
умеет:
1) определить способы оказания психологической помощи педагогам в случаях разного типа затруднений (ПК-18);
2) определить пути формирования мотивации учения у школьников (ПК-9);
3)анализировать, классифицировать, систематизировать и структурировать содержание изучаемого материала (ОК-3);
владеет:
1) системой знаний о закономерностях развития психики и формирования личности человека в процессе организованного обучения и воспитания (ПК-9);
2) приемами реализации развивающих программ обучения (ПК-18).
4 Структура и содержание дисциплины
Таблица 4.1 – Трудоемкость дисциплины «Педагогическая психология» и формы аттестации.
Форма обучения – дневная
Учебная работа (УР) |
Всего |
Семестр |
6 |
||
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ) |
3 |
3 |
аспределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ): — лекции — семинары — аудиторная СРС — внеаудиторная СРС |
108
|
16 12 12 32 |
Аттестация: |
экзамен |
36 |
Форма обучения – заочная
Вид учебной работы |
Часов по семестрам и сроки обучения |
|||||
6 лет |
3,5 года |
3 года |
||||
7сем |
8 сем |
3сем |
4сем. |
3сем |
4сем |
|
Аудиторные занятия: — лекции — семинары |
2
|
2 4 |
2
|
2 4 |
2
|
2 4 |
Самостоятельная работа: — самостоятельное изучение тем курса — контрольные работы |
|
91
51 40 |
|
91
51 40 |
|
91
51 40 |
Полная трудоемкость дисциплины |
3 ЗЕ – 108 |
3 ЗЕ – 108 |
3 ЗЕ – 108 |
|||
Вид итогового контроля |
экзамен |
экзамен |
экзамен |
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 4.2.1 – Календарный план дисциплины «Педагогическая психология»
Тема
|
Трудоемкость по видам учебной работы (всего 72 часа) |
Баллы рейтинга (всего 100) |
||||||
Семестр 6 |
№ недели |
лек
|
семинары
|
ауд СРС |
внеауд. СРС
|
Пороговый
|
Максим. |
|
1. Общие основы педагогической психологии |
|
1 |
3 |
|
|
2 |
6 |
12 |
2. Психология обучения |
|
2,3,4 |
3
|
3 |
3 |
8 |
10 |
20 |
3. Ученик как субъект учебной деятельности |
|
5.6,7 |
3 |
3 |
3 |
6 |
10 |
20 |
4. Психология усвоения знаний |
|
8,9 |
2
|
2 |
2 |
6 |
9 |
18 |
5. Психология личности и деятельности учителя |
|
10,11 12,13
|
3 |
2 |
2 |
5 |
7 |
14 |
6. Теории и психологические закономерности воспитания |
|
13,1415,16 |
2 |
2 |
2 |
5 |
8 |
16 |
Итого |
|
16 |
12 |
12 |
32 |
50 |
100 |
Тема 1 Общие основы педагогической психологии
Содержание лекций. Предмет, объект, задачи и структура современной педагогической психологии. История становления педагогической психологии. Методология педагогической психологии: подходы, принципы и методы. Психологическая характеристика образования как глобального объекта педагогической психологии. Понятие образовательной среды, показатели ее психологической безопасности.
Основные понятия: предмет, объект, обучение, развитие, образование, образовательный процесс, образовательная среда.
Тема 2 Психология обучения
Содержание лекций. Понятие обучения. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека. Характеристика моделей обучения: кибернетическая, познавательная, коммуникативная, дистанционная. Психологический анализ развивающих функций различных теорий и технологий обучения: «Шаг за шагом» (дошкольный возраст), развивающее обучение в начальных классах Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, технология педагогических мастерских (основная школа), технология проектной и исследовательской деятельности (старшие классы, профессиональная школа).
Модели научения: ассоциативная – реактивное, оперантное, социальное; когнитивная. Психологические механизмы и способы присвоения человеком опыта и адаптации к среде: подкрепление, подражание, имитация, идентификация, контроль. Факторы результативного научения.
Основные понятия: развивающее обучение, реактивное, оперантное, социальное, когнитивное научение; модель, концепция, технология.
Семинар
Цель:освоение закономерностей взаимосвязи обучения и развития учащихся.
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение понятий «обучение», «научение», «учение». Модели и типы научения.
2. Характеристика понятий «обучение» и «развитие», подходы к пониманию их взаимосвязи.
3. Психологическая сущность современных моделей обучения: кибернетической, дистанционной, познавательной, коммуникативной.
4. Развивающие возможности различных теорий и технологий обучения (концепции развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, технология педагогических мастерских и др.).
5. Активные методы обучения как фактор развития учащихся (метод проектов, педагогическая мастерская, деловая игра, мозговой штурм и др).
Методы и формы проведения занятия: выступления с докладами, работа в группах, деловая игра, презентация, дискуссия, рефлексия.
Задания и методические указания к их выполнению:
1) На основе изучения литературы сделайте краткие записи ответов на вопросы семинара. При выполнении конспекта обязательно указывайте автора определения того или иного подхода к пониманию соотношения обучения и развития, а также теории и технологии обучения.
2) Изучите различные теории и технологии обучения. Объединиться по два-три человека. Выбрать для сравнения любые две технологии и две модели, выделить параметры для их сравнения и затем на занятии представить материал в форме презентации (таблицы).
3) Подготовьте краткое сообщение той или иной теории обучения (концепции, технологии) с использованием активных методов обучения и проведите деловую игру в какой-либо активной форме: дискуссия, круглый стол, конференция и пр. с целью изложения сути этой концепции (теории) обучения.
3) В свою рабочую тетрадь выпишите условия развивающего обучения.
4) Выпишите в словарик характеристику основных понятий по изучаемой теме.
5) Подготовьте выступления по статьям Л.С. Выготского «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» и «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» (в кн. автора «Педагогическая психология»).
Литература:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 321-355.
- Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 26-28; 97-116; 116-123.
- Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения психологии в вузе и школе. Великий Новгород, 2003.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 122-125; 162-200.
- Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004. С. 351-356.
- Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 558-582.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н /Д, 2003. С. 93-98.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
Аудиторная СРС
Цель: контроль усвоения содержания материала по первым двум темам.
Формы и содержание работы: работа в группах над таблицами моделей и технологий обучения, терминологический диктант, взаимный контроль, оценка и самооценка. Проверка СРС. Деловая игра.
Тема 3 Ученик как субъект учебной деятельности
Содержание лекций.Психологическая характеристика учебной деятельности. Характеристика субъекта учебной деятельности. Структура, функционирование и условия развития учебной деятельности. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Понятие о мотивах учебной деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация учения. Показатели внутренней мотивации, условия ее развития. Управление мотивацией в учебном процессе. Учебные действия, их классификация. Способы формирования общеучебных действий. Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка: виды, уровни развития.
Основные понятия: субъект учебной деятельности, учебная деятельность, структура учебной деятельности, общеучебные и умственные действия.
Семинар
Цель: закрепить структуру учебной деятельности, сущность мотивации и мотивов учения школьников разного возраста, определить возможные условия и способы формирования мотивов учебной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика учебной деятельности.
2. Общие учебные действия. Этапы формирования умственных действий.
3. Внутренняя и внешняя мотивация. Виды мотивов учения, их характеристика.
4. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся разного возраста.
5. Условия формирования мотивов учебной деятельности.
Методы и формы проведения занятия: «жужжащие» группы, парное обучение, «афиширование», дискуссия, рефлексия.
Задания и методические указания к их выполнению:
1) Выразите в схеме содержание темы «Ученик как субъект учебной деятельности».
2) На основе изучения теоретического материала составьте таблицу классификации разными учеными мотивов учения школьников.
3) Объединившись по два человека, составьте анкету (10-12 вопросов), направленную на выявление преобладающих мотивов учебной деятельности. Возраст учащихся, которым адресована анкета, определите самостоятельно. Подобрать методики изучения мотивации школьников, имеющиеся в литературе.
Литература:
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. С.54-75.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С.220-244.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2003.
- Электронные материалы (учебник, хрестоматия).
Аудиторная СРС
Цель: формирование умения составлять анкеты для диагностики мотивов учения, закрепление знаний по теме.
Формы и содержание работы: а) разработка анкеты в группах; б) обсуждение анкет; в) контрольный опрос по теме и ее основным понятиям.
Тема 4 Психология усвоения знаний
Содержание лекций. Сущность учения и его закономерности. Учение как творческое усвоение. Психологическая структура усвоения, характеристика его компонентов. Особенности восприятия и переработки информации в процессе усвоения знаний и способов учебной деятельности. Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения опыта. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения знаний. Факторы и пути формирования понятий. Психологические основы формирования умений и навыков. Обученность и обучаемость как основа и результат усвоения знаний. Показатели обучаемости. «Обученная беспомощность» и ее последствия. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе учения.
Основные понятия: учение, усвоение, когнитивный стиль, обученность, обучаемость, выученная беспомощность.
Семинар
Цель: развитие способности устанавливать возможные причины отставания в учении и умений определять способы работы с учащимися по предупреждению и коррекции неуспеваемости.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика понятий: «успеваемость», «неуспеваемость», «пониженная обучаемость», «обученная (выученная) беспомощность».
2. Типология неуспевающих (в подходах разных ученых).
3. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учении.
4. Психологическая помощь при трудностях в учении.
Методы и формы проведения занятия: взаимообучение, мозговой штурм, защита программ работы с неуспевающими школьниками.
Задания и методические указания к их выполнению:
1) Выписать в словарик характеристику основных понятий данной темы.
2) Составить таблицу «Типология неуспевающих школьников». В таблице должны быть представлены минимум две типологии разных ученых.
3) Найдите в литературе и выпишите в тетрадь возможные способы оказания помощи слабо успевающему школьнику.
4) Выполнить конспект первоисточника из списка рекомендуемой литературы или же найденного самостоятельно.
Литература:
- Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. М., 2006.
- Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. М., 2004.
- Калмыкова З.И Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.
- Кузьмина Н.В. Структура педагогических способностей // Хрестоматийный материал. Электронный вариант.
- Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М., 2004.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 263-285.
- Славина Л.С. Трудные дети. М., 1988.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
Аудиторная СРС
Цель:упражнение в написании коррекционных программ и рубежный контроль знаний.
Формы и содержание работы: 1) работа в группах – разработка коррекционной программы работы с неуспевающими школьниками: а) с эпизодической неуспеваемостью; б) с отставанием в операциональной сфере учебной деятельности; в) со слабо развитой учебной мотивацией; г) с интеллектуальной пассивностью; д) с низкой обучаемостью. Возраст учащихся, с которыми планируется работа, определить самостоятельно; 2) защита программ; 3) рубежный контроль.
Тема 5 Психологическая характеристика личности и деятельности учителя
Содержание лекций. Понятие и предмет педагогической деятельности учителя. Педагог как субъект деятельности. Этапы педагогической деятельности: мотивационно-ориентировочный, исполнительный, контрольно-оценочный. Структура педагогической деятельности: мотив, педагогические цели и задачи, средства, самоконтроль и самооценка. Процессуальные и результативные характеристики педагогической деятельности. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций. Педагогические способности и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.
Основные понятия: педагогическая деятельность, субъект деятельности, проектировочно-конструктивная деятельность, педагогические способности, психологическая компетентность.
Семинар
Цель:установить эффективные стили педагогического общения и способы взаимопонимания педагога и учащихся, выявить затруднения и определить методы коррекции барьеров в педагогическом общении.
Темы докладов для обсуждения на круглом столе:
- Общая характеристика педагогической деятельности.
- Мотивация педагогической деятельности.
- Психологическая компетентность в структуре профессиональных свойств учителя.
- Эффективность труда учителя, ее показатели.
- Педагогические способности учителя.
- Учебно-педагогическое сотрудничество.
- Стили педагогического общения.
- «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, их причины.
- Способы предупреждения и преодоления затруднений в педагогическом общении.
- Конфликты в педагогическом взаимодействии.
11. Педагогическая оценка и условия ее эффективного воздействия на детей.
Методы и формы проведения занятия: круглый стол, рефлексия.
Задания и методические указания к их выполнению:
1) Подготовить краткие выступления по одной из тем, сделать презентацию, выделив в ней самые существенные моменты. Выразить свою точку зрения.
3) Разработайте рекомендации для предупреждения и коррекции одной из проблем в педагогическом взаимодействии.
4) Составить терминологический словарь по данной теме.
Литература:
- Дъяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 377-385.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов, 1996.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. М., 2006.
- Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М., 2002.
Аудиторная СРС
Цель:развитие умений разрабатывать программы оказания психологической помощи учителю; контроль усвоения знаний по теме.
Формы и содержание работы: а) работа в группах: разработка программ и их защита; б) доклады.
Тема 6Теории и психологические закономерности воспитания
Содержание лекций.Предмет психологии воспитания как раздела педагогической психологии. Ученик как субъект воспитания. Психологическая сущность воспитания (по Л.С. Выготскому).
Взаимосвязь обучения и воспитания, воспитания и развития. Психологические закономерности развития личности в процессе воспитания. Психологические теории воспитания. Психологические основы методов воспитания. Воспитанность и воспитуемость как фактор формирования личности.
Основные понятия: воспитание, психологические закономерности воспитания, воспитанность и воспитуемость.
Семинар
Цель:закрепить понимание психологической сущности воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Теории воспитания.
2. Психологические закономерности процесса воспитания.
3. Психологические основы воспитания детей разного возраста.
4. Понятие «воспитуемость». Причины трудной воспитуемости детей.
Методы и формы проведения занятия: работа в парах, мозговой штурм, круглый стол, рефлексия.
Задания и методические указания к их выполнению:
- подготовить краткие выступления по каждому вопросу семинара;
- выразить в схеме содержание темы «Психология воспитания» (подготовить презентацию).
- заполнить терминологический словарь и подготовиться к терминологическому диктанту.
Литература:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
- Костюк Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988. С. 132-150.
- Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
- Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.
Аудиторная СРС
Цель:итоговый контроль усвоения знаний по дисциплине.
Формы и содержание работы: итоговое тестирование.
4.3 Виды и формы самостоятельной работы студентов (срс)
4.3.1 Подготовка к семинарским занятиям (задания и методические указания по подготовке к занятиям см. в семинарах – п. 4.2 «Содержание дисциплины»):
- конспектирование научной литературы, анализ, подготовка ответов на вопросы обсуждения;
- выполнение заданий самостоятельной работы при подготовке к семинарам;
- подготовка докладов, сообщений;
- ведение терминологического словаря по изучаемым темам.
Форма представления студентами материалов: конспекты, таблицы, схемы, тезисы ответов на вопросы, презентации, терминологические словари и др.
Форма контроля:собеседование, опрос, просмотр материалов, оценка выступлений студентов на занятиях, взаимная оценка, рефлексия, тестирование, контрольные работы.
4.3.2 Выполнение творческих заданий:
1) Выполнить таблицу «История педагогической психологии», выделив в ней следующие параметры: 1 – этапы, его временной период; 2 – ф.и.о. ученых, внесших определенный вклад в становление педагогической психологии; 3 – основные идеи этих ученых, положенные в основу данной науки. Таблица может выглядеть следующим образом:
Этапы, век, годы |
Ученые, внесшие вклад в становление науки (Ф,И,О,) |
Основные идеи ученых |
|
|
|
Если Вы считаете необходимым, то можете дополнить таблицу еще какими-либо параметрами, например, последняя графа таблицы может быть названа «Значение идей для становления педагогической психологии».
2) Представьте в виде тезисов (таблицы, схемы) содержание темы «Психологическая безопасность и образовательная среда».
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. Гл.1. С. 10-19; 477-523.
2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2009. С. 3-12.
3. Зимняя и.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 14-22.
4. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии». СПб., 2009. С.15-17.
5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 26-31.
6. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003. С.28-39.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2003. С. 12-25.
3) составить портфолио психометрического инструментария – набор методик, тестов, бесед и др. – для оценки одной из сфер психики (интеллектуальной, мотивационной, межличностных отношений, учебной деятельности и др.) учащихся младшего, подросткового и юношеского возраста. Подберите необходимые средства измерения и оценивания, указывая литературный источник.
Вам предлагается примерный список литературы,который поможет в выполнении данного задания:
- Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта // Вестник психосоциальной работы. 2003. № 4.
- Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М., 2006.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2003. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М., 2001. Ч. 2.
- Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М., 2005.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001.
- Психологическая диагностика /под ред. К.М. Гуревича. М., 2000.
- Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб., 2002.
Используйте для работы практикумы по общей, экспериментальной психологии и психологии развития. Вы можете также составить свой библиографический список.
4) Выполните любое задание из тематики контрольных работ для студентов заочного отделения.
Форма представления и контроля СРС:студенты представляют материал в разных формах: письменные работы, в которых обязательно имеется план изложения темы, содержание излагается в виде тезисов по плану, в схемах, таблицах, рисунках, а также презентаций. Преподаватель просматривает письменные работы студентов, или они выступают с краткими сообщениями во время лекций или семинаров по соответствующей проблеме.
4.3.3 Темы контрольных работ студентов заочного обучения
Вариант № 1
1.1 Изучите тему «Теории и модели обучения» и представьте ее содержание в виде структурной схемы с краткими комментариями к ней. Составьте терминологический словарь по теме.
Литература:
- Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. С. 116-123.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 162-200.
- Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 558-582.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
1.2Прочтите работу Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки», проведите классификацию оценок и определите условия их эффективности. Представьте материал в виде таблицы.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избр. психол. труды: В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980.
- Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 584-593.
1.3Выпишите психологические закономерности воспитания.
Вариант № 2
2.1Составьте структурную схему по теме «Психология педагогической деятельности».
Ллитература:
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
- Дъяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 377-385.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов, 1996.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М., 2002.
2.2 На основе изучения литературы проведите психологический анализ причин неуспеваемости учащихся. Составьте таблицу «Типология неуспевающих школьников».
Литература:
- Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. М., 2004.
- Калмыкова З.И Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.
- Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М., 2004.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.
- Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010.
- Славина Л.С. Трудные дети. М., 1988.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
2.3Выделите одну из причин слабой успеваемости школьника и определите возможные формы оказания ему психологической помощи.
Вариант №3
3.1Изучите тему «Психология воспитания» и выразите ее основное содержание в структурной схеме или таблице.
Литература:
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2009.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
- Костюк Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988. С. 132-150.
- Педагогическая психология / под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
- Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.
3.2Прочтите работу А.К.Марковой «Психология труда учителя» (1993) и выпишите критерии оценки эффективности труда учителя.
3.3Представьте в виде таблицы мотивы учения школьников разного возраста: младшего школьника, подростка и старшеклассника.
5 Образовательные технологии
Таблица 5.1 – Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
Тема занятий |
Формы и методы проведения |
1 Общие основы педагогической психологии |
Вводная лекция |
2 Психология обучения |
Проблемная лекция. Семинар: работа в группах, деловая игра, презентация, дискуссия, рефлексия. Аудит. СРС: терминологический диктант, к/р, взаимный контроль, оценка, самооценка. |
3 Ученик как субъект учебной деятельности |
Лекция-диалог. Семинар: «жужжащие» группы, парное обучение, «афиширование», дискуссия, рефлексия. Аудиторная СРС: работа в группах, контрольный опрос по теме. |
4 Психология усвоения знаний |
Лекция-диалог. Семинар: взаимное обучение, мозговой штурм, защита программ. Аудиторная СРС: работа в группах, рубежный контроль. |
5 Психология личности и деятельности учителя |
Лекция с вопросами. Семинар: круглый стол, рефлексия. Аудиторная СРС: работа в группах, терминологический диктант, контрольный опрос |
6 Теории и психологические закономерности воспитания |
Проблемная лекция. Семинар: работа в парах, «мозговой штурм», круглый стол, рефлексия. Аудиторная СРС: терминологический диктант, итоговое тестирование. |
6 Оценочные формы и средства контроля успеваемости
6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины
Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:
— текущий:а) оценка подготовки к семинарам: работа с учебной литературой и первоисточниками, ведение терминологических словарей, выполнение таблиц, схем по разделам и отдельным темам курса и др.; б) оценка процесса и результатов аудиторной самостоятельной работы; в) оценка выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемым темам и разделам;
— рубежный: контроль и оценка освоения содержания курса за определенный учебный период времени (отдельные разделы, темы и пр.);
— семестровый:осуществляется на основе полученной студентом суммы баллов за весь период изучения дисциплины;
— итоговый: оценка ответа на экзамене и работы в семестре.
6.2 Педагогические контрольные материалы
6.2.1 Вопросы для контроля знаний по темам дисциплины
Вопросы для самопроверки и контроля знаний по первой и второй темам курса:
- Что изучает педагогическая психология?
- Дайте характеристику основным понятиям изученных тем.
- Каково место педагогической психологии в системе других наук (выразите схемой)?
- Назовите основные методы педагогической психологии.
- Этапы становления педагогической психологии.
- Определите сущность понятий «модель», «концепция», «теория», технология».
- Всякое ли обучение является развивающим?
- Назовите условия, при которых обучение будет носить развивающий характер.
- Что такое научение?
- Назовите типы научения и их методы.
- Каковы факторы успешного научения?
- Определите особенности результатов каждого типа научения.
Вопросы для самопроверки и контроля знаний по теме: «Ученик как субъект учебной деятельности»:
- Дайте определение учебной деятельности.
- Назовите структуру учебной деятельности.
- Назовите фамилии ученых, разрабатывающих проблему мотивации учения.
- В чем отличие понятий «мотив» и «мотивация»?
- Назовите виды учебных мотивов.
- По каким показателям можно судить о наличии внутренней мотивации?
- Перечислите виды общих учебных действий.
- Назовите этапы формирования умственных действий.
Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии усвоения знаний:
- Учение и учебная деятельность: различия и взаимосвязь?
- Психологические компоненты процесса усвоения знаний?
- Что такое обучаемость, ее показатели?
- Что такое обученность?
- Охарактеризуйте понятие «выученная беспомощность», назовите ее причины.
Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии учителя:
- Каковы характеристики педагога как субъекта деятельности?
- Назовите структурные компоненты педагогической деятельности.
- В чем сущность процессуальных характеристик деятельности?
- Каковы показатели результативности педагогической деятельности?
- Дайте краткую характеристику проектировочно-конструктивной деятельности преподавателя.
- В чем различие понятий «компетентность» и «компетенции»?
- Содержание психологической компетентности педагога.
- Какова связь компетентности и педагогических способностей? Выразите в схеме.
Вопросы для самопроверки и контроля знаний по психологии воспитания:
- В чем отличие понимания сущности воспитания в педагогической психологии и педагогике?
- Назовите психологические теории воспитания.
- Сравните биогенетические и социогенетические концепции воспитания (представьте в таблице).
- Каковы психологические закономерности воспитания?
- Раскройте соотношение воспитания и обучения
- Как взаимосвязаны воспитание и развитие?
6.2.2 Образец тестовых заданий
1. Педагогическая психология – это наука…
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
2. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
3. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент…
а) не подразумевает обучение;
б) требует специальных лабораторных условий;
в) предполагает планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;
г) ориентирован на развитие познавательных процессов.
4. 7. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает…
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение большой суммой знаний;
г) принцип усвоения логических форм.
5. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе…
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
6. Отечественная педагогическая психология рассматривает проблему соотношения обучения и развития…
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
и т.п.
В процессе обучения проводится тренировочное тестирование, которое осуществляется по адресу: единый портал интернет-тестированияwww/i-exam/ru«Педагогическая психология» (ФГОС).
6.2.3 Вопросы к экзамену
- Педагогическая психология как наука.
- История становления педагогической психологии.
- Соотношение обучения и развития.
- Понятие научения, его модели и типы. Факторы, влияющие на успешность научения.
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Концепция развивающего обучения Д.Б. Давыдова – Д.Б. Эльконина.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
- Проблемное обучение.
- Компьютеризированное обучение.
- Учебная деятельность, ее характеристика.
- Мотивация учебной деятельности. Внутренняя и внешняя мотивация.
- Виды мотивов учения, их характеристика. Формирование мотивов учебной деятельности.
- Условия развития деятельности учения на разных этапах онтогенеза.
- Психология усвоения знаний.
- Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения знаний.
- Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учении. «Обученная беспомощность» и ее последствия.
- Педагог как субъект педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической деятельности.
- Процессуальные и результативные характеристики педагогической деятельности.
- Педагогическая оценка и условия эффективности ее воздействия на учащихся.
- Педагогические способности и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.
- Учебно-педагогическое сотрудничество и стили педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.
- Психология воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- Психологические теории и закономерности воспитания.
6.3 Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины
Таблица 6.3.1 – Критерии оценки качества усвоения дисциплины
Уровни |
Показатели |
Пороговый |
В рамках формируемых компетенций студент — умеет анализировать и обобщать факты и теоретические положения; — владеет основными знаниями и категориальным аппаратом дисциплины; — в определении понятий и построении их иерархии допускает ошибки; — способен структурировать материал, но при этом нуждается в подсказке; — знает некоторые способы оказания помощи учащимся и педагогам в образовательном процессе; — обнаруживает несвоевременное и низкое качество выполнения учебных заданий, что свидетельствует о низком уровне мотивации учения. |
Базовый (стандартный) |
— достаточно высокий уровень освоения содержания курса, но есть затруднения в его систематизации; — понимает сущность основных понятий, но испытывает некоторые затруднения в их иерархии; — знает закономерности развития психики в процессе обучения и воспитания; — умеет определить способы оказания помощи учащимся и педагогам в случаях затруднений; — обнаруживает качественное, но не всегда своевременное выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; — проявляет достаточно высокий уровень мотивации учения. |
Продвинутый (эталонный) |
— владеет культуройнаучного мышления, умеет систематизировать основные понятия, устанавливать их связи и отношения; — обнаруживаетвысокий уровень знания закономерностей функционирования и развития психики в образовательном процессе; — знает способы эффективного педагогического сотрудничества; — владеет способами коррекции, развития и оптимизации психического развития учащихся; — знает приемы организации психологической помощи педагогам в случаях затруднений; — обнаруживает качественное выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; — достаточно высокий уровень учебно-познавательной мотивации. |
Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности в баллах приведена в приложении А.
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2003,2008.
- Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2004.
- Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2003.
- Интернет-ресурс: Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный учебник.
7.2 Дополнительная литература
- Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2009.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб., 2009.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
- Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения психологии в вузе и школе. Великий Новгород, 2003.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2003.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.,1994.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
- Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении М., 1995.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
7.3 Первоисточники
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Карта учебно-методического обеспечения дисциплины представлена в Приложении Б.
Приложение А
Технологическая карта дисциплины
«Педагогическая психология» направления 030300. 62 – Психология
Трудоемкость дисциплины 3 ЗЕ – 50 б. х 3 = 150 баллов
Таблица А.1 – Технологическая карта дисциплины (оценка в баллах)
Семестр недели |
Виды учебной работы и трудоемкость |
Аудиторный контроль усвоения знаний |
Оценка работы на семинарах |
Внеаудиторная СРС |
Посещаемость занятий |
Оценка работы студента в семестре |
6 |
|
0 – 40 |
0 – 20 |
0 – 30 |
0 – 10 |
50 – 100 |
1 |
1 тема |
дом. к/р- 6 |
|
6 |
|
5-10 |
2,3,4 |
2 тема |
дел. игра – 8 |
4 |
7 |
|
8-16 |
5,6,7 |
3 тема |
к/опрос- 6 |
4 |
5 |
|
6-12 |
8,9 |
4 тема |
защ. прогр-9 |
4 |
5 |
|
8-16 |
Рубежн. контроль |
|
|
|
|
0-6 |
8-16 35-70 |
10,11,12, 13 |
5 тема |
доклад- 5 |
4 |
4 |
|
6-13 |
13,14,15, 16 |
6 тема |
тест-6 |
4 |
3 |
0-4 |
9-17 |
Семестр |
|
|
|
|
|
50-100 |
Экзамен |
|
|
|
|
|
25-50 |
Сессия |
|
|
|
|
|
75-150 |
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:
Рубежный: Семестровый:
— пороговый: 35 – 48 баллов — пороговый: 50 – 69 баллов — стандартный: 49 – 62 балла — стандартный: 70 – 89 баллов
— эталонный: 63 – 70 баллов — эталонный: 90 – 100 баллов
Итоговый:
«удовлетворительно»: 75 – 104 балла
«хорошо»: 105– 134 балла
«отлично»: 135 – 150 баллов
Разработала доцент кафедры психологии
Щетинина Альбина Михайловна /
_____ ______________ 2013 г.
Приложение б Карта учебно-методического обеспечения дисциплины«Педагогическая психология»
по направлению 030300.62 – психология Факультет: психолого-педагогический. Обеспечивающая кафедра: психологии. Форма обучения – очная, курс 3, семестр 6; заочная — 3,4 семестр, курс 2; 7,8 семестр, курс 4. Трудоемкость дисциплины – 3 ЗЕ. Всего часов – 108. Очная форма: лекций – 16; сем. зан. – 12; ауд.СРС — 12; внеауд.СРС – 32; экзамен – 36.
Таблица Б.1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в библ.НовГУ |
Примечание |
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс». 2003, 2008. |
ауд. работа СРС |
40 32 |
23 |
|
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н / Д., 2003. |
ауд. работа СРС |
40 32 |
18 |
|
Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2004. |
ауд. работа СРС |
40 32 |
20 |
|
Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб., 2010. |
ауд.работа СРС |
40 32 |
6 |
|
Таблица Б.2 – Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в библ.НовГУ |
Примечание |
Щетинина А.М. Рабочая программа с методическими рекомендациями |
ауд.работа СРС |
40 32
|
|
2013г. |
Действительно для 2013-2014 учебного года
Учебно-методическое обеспечение дисциплины _____ %
Зав. кафедрой психологии Калашникова М.Б. / ____________ ___ _____ 2013 г.
Согласовано: ___ _______ 2013 г.
Зав. библиотекой ИНПО Л.Ф. Ломоносова /
Приложение в
Методические рекомендации студентам и преподавателям по всем основным видам учебной работы
1 Рекомендации преподавателю. Теоретические и методические основания организации изучения курса «Педагогическая психология».
Для успешного развития выделенных компетенций и решения целей и задач курса используются различные модели обучения: познавательная, коммуникативная, модульно-рейтинговая. Реализация моделей осуществляется через совокупность образовательных технологий: развивающей, проектной и исследовательской деятельности.
Методологической основой изучения педагогической психологии являются теория деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, личностно-ориентированная концепция отечественной психологии и педагогики, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, ее положение о ведущей роли обучения в формировании высших психических функций человека. Обучение студентов строится с позиций принципов воспитывающего и развивающего обучения: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, активности, единства сознания и деятельности, актуализации опыта, дифференциации, принятия, «здесь и сейчас», фасилитации.
В целях реализации указанных принципов на занятиях широко применяются активные инновационные методы обучения, благодаря которым возможно формировать у студентов осознанные и прочные знания и профессиональные умения: лекция с вопросами, проблемная лекция, конференция, дискуссия, «жужжащие» группы, мозговая атака, парное обучение, педагогическая мастерская, групповое исследование, творческая лаборатория и др.
Принципы организации и проведения семинарских занятий: диалог на равных, обращение к актуальным вопросам, дифференциация, разделение учебной группы на подгруппы, слушать и слышать, подсказывать и помогать, а не критиковать, установка на успех, взаимопомощь, взаимодополнение.
Спланированные формы организации занятий могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств.
Студенты готовятся к занятиям и активно вовлекаются в процесс обсуждения не только на семинарах, но и в ходе чтения лекций. Задача преподавателя – определять стратегию изучения содержания разделов и тем, обобщать то, что обсуждается и дискутируется на занятиях, оказывать студентам помощь в осмыслении содержания, выявлении существенного и наиболее значимого в материале.
Большое внимание в процессе изучения курса придается организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы преследует решение следующих задач:
- формирование у студентов способов самостоятельной работы;
- развитие способности к самоорганизации;
- формирование умения работать с литературой: находить необходимые и адекватные теме научные работы, анализировать, выделять существо вопроса, устанавливать связь сущности и явления и т.д.;
- прививать вкус к поисковой деятельности;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать потребность в самосовершенствовании.
Формы организации самостоятельной работы студентов разнообразны. Формы аудиторной самостоятельной работы: взаимоопрос, взаимообучение, «час пик». консультации, подготовка и защита программ, выполнение контрольных работ и заданий, терминологические диктанты, тестирование и др.(см. п. 4.2 и табл. 5.1).
Формы внеаудиторной самостоятельной работы также разнообразны (см. п. 4.3).
В итоге изучения курса каждый студент создает «Портфолио» различных материалов по педагогической психологии с целью использования их в будущей практической деятельности.
4.2.2 Рекомендации и указания студентам
Чтобы достаточно прочно усвоить необходимые знания и умения, овладеть профессиональными компетенциями, следует соблюдать ряд требований и правил.
Прежде всего, важно работать над усвоением дисциплины систематически. Это означает, что в процессе изучения той или иной темы следует выполнять те задания, которые рекомендует преподаватель. Конкретные задания и указания по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельной работы смотрите в соответствующих пунктах 4.2 и 4.3. Это ответы на вопросы семинаров при изучении содержания теоретического курса, постепенное заполнение терминологического словаря по изучаемым темам, что позволит выстроить систему понятий как по отдельным темам и разделам педагогической психологии, так и по предмету в целом, и многие другие формы работы. Особых усилий от Вас потребует подготовка к семинарским занятиям. Точно и в полном объеме выполняйте все те задания и методические указания к каждому семинару, которые предложены в данной программе (п. 4.2).
Самостоятельная работа студента – это то, что в значительной степени влияет на формирование предметно-профессиональных компетенций. Способность и желание студента активно заниматься развитием и совершенствованием своих когнитивных, интеллектуальных и операционально-технологических компетенций – залог формирования у него психологической компетентности. Разумеется, чтобы себя учить, надо в определенной степени уметь это делать. Умение – результат деятельности и упражнений. Чтобы уметь – надо делать то, что необходимо.
Безусловно, полезно после лекции просмотреть содержание ее конспекта, познакомиться с тем, как эти вопросы излагаются в учебной литературе, дополнить свои записи, если это необходимо, записать возникшие у Вас вопросы, с которыми Вы затем можете обратиться к преподавателю или же к другим источникам знаний. Данная работа – хорошая база для более эффективной подготовки к практическим занятиям и выполнения самостоятельной работы.
Вам предлагаются различные формы самостоятельной работы, которую следует выполнять в течение всего семестра. Конспектирование научных работ – одна из них. Эта работа, кажущаяся на первый взгляд достаточно простой, требует определенных умений. Главная Ваша задача при изучении первоисточника – понять суть содержания работы ученого, его идеи, положения, систему и пр. Ряд советов, которые, на мой взгляд, могут помочь Вам решить данную задачу. Сначала бегло ознакомьтесь с работой, затем внимательно прочтите ее, отмечая в ней наиболее существенное. Выпишите эти существенные положения и найдите в тексте материал, их раскрывающий. Попытайтесь соотнести название работы и содержание. Сделайте вывод о том, насколько значимы для данной науки, а также для Вас как будущего психолога результаты работы ученого.
Не менее значимо для обогащения своего профессионального багажа и развития умения использовать теоретические знания для решения определенных профессиональных задач выполнение творческих заданий. Как только почувствуете, что Вы готовы к выполнению какого-то из них, не откладывая, сразу приступайте к делу. Если возникнут какие-либо конкретные вопросы в процессе выполнения задания, Вы можете обратиться к преподавателю и получить индивидуальную консультацию.
Студент-заочник самостоятельно изучает ряд тем дисциплины. При изучении темы обязателен план и краткое тезисное изложение содержания темы, которое может быть представлено также в схемах, таблицах, рисунках и в форме презентаций. Изучая самостоятельно тему, можно посмотреть на сайте кафедры рабочую программу преподавателя, в которой указано содержание теоретического материала и предложена литература по изучаемой теме (см. п. 4.2).
При выполнении контрольной работы четко следуйте указаниям, которые даны в каждой из них.
В Рабочей программе имеются вопросы и тесты для проверки качества усвоения материала. По мере изучения темы, раздела курса необходимо проверить прочность и точность своих знаний, обращаясь к соответствующим вопросам по темам и тестовым заданиям. Но обязательно постарайтесь ответить самостоятельно, а затем сопоставить свои ответы с приведенным в конце теста «ключом».
Все материалы, которые будут вами накоплены в ходе выполнения разного рода работ по дисциплине, систематизируете и оформляете в виде «Портфолио».
27