Педагогическая практика 2

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. ЗайнабБиишевой»

кафедра психологии

5 КУРС

Выполнила: студентка ФБФ

группы Бис-51

Рисаева Г.Г.

Методист по психологии:

Шагиева З. Ф.

Стерлитамак 2011

Психологический анализ урока.

Дата: 24.10.2011

Школа: МАОУ «БЛИ № 3»

Класс: 8 « А» класс

Предмет: Башкирский язык.

Преподаватель: Зайнетдинова Зильфира Арсланбиковна

Тема урока: Имя существительное.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование урока: компьютер, таблицы.

1.Раскрытие темы и цели урока.

С началом звонка учащиеся поприветствовали учительницу. Учитель заранее приготовил доску и плакат-таблицу к уроку, написав на доске число и тему урока.

С началом урока Зильфира Арсланбиковна объяснила план работы, цели и задачи. Она сформулировала цель доступно, четко: «Знаешь ли ты имя существительное?». Поставленная цель реальна, достижима, целесообразна. Учитель использует различные приемы, чтобы заинтересовать учеников предметом, развить их творческие способности. Развитию интереса учащихся способствовала форма проведение урока(игра).Учительница сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опрос учащихся. Далее, при изучении нового материала, учащиеся работают с текстом. При повторении материала вновь заостряется внимание на изученных фактах, лишь некоторые учащиеся выделяют главное, делают выводы и обобщения. В классе спокойная, рабочая атмосфера.

2.Стиль урока.

Педагог в ходе урока эффективно использовал методические и наглядные пособия, такие как плакат-таблица.

Учащиеся в начале урока с интересом слушали, активно участвовали, задавали вопросы.

Учительница ставит проблему, вместе формируют её, учащиеся решают. В это время учительница анализирует и оценивает деятельность школьников, комментирует, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой.

14 стр., 6630 слов

Цели психологии и ее задачи

... психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. Цели психологии – способность раскрыть познавательные способности человека, ее рефлекторную ... Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая ... лет он съел телевизор, а с 16-ти начал развлекать народ за деньги, поедая металл, стекло и ...

Речь учительницы не монотонна, что не дает расслабиться учащимся, она во время рассказа делает резкие замечания, меняет свою интонацию, поддерживает психологический климат в классе, умеет подержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения.

Учитель прекрасно владеет учебным материалом, эрудирован. Подача материала Зильфиры Арсланбиковны сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированием записанного учащимся, объяснение и заполнение таблицы. Использовала различные методические приемы. Мотивацией учащихся к рассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать и отстаивать точку зрения. Хотя это было задействовано на этом уроке не полностью, а в течении всего урока. Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционными формулировками. Педагог методически грамотно организовал закрепление и обобщение пройденного материала. Учитель целенаправленно развивает психические процессы учащихся: внимание, память, воображение. В классе спокойная, рабочая атмосфера.

3.Организация познавательной деятельности учащихся.

Учитель четко оценки учителя среди учащихся-старшеклассников (9-11 класс)">организует класс в начале урока, поддерживает дисциплину на протяжение всего урока. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала учитель использовал такие формы работы: индивидуальный опрос, упражнения по повторению.

Для стимулирования активности, самостоятельности мышления учащихся учитель использовал такие приемы: создала проблемные вопросы.

Средний уровень познавательной активности вопросы, в основном, задает учитель.

4.Закрепление результатов работы

Цели урока по организации учебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе были задействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новой темы дополняли ответами, записывали материал, смотрели за действиями учителя. Вопросы задавались на качественный уровень усвоения и восприятия изученной темы уроком ранее. Интерес к предмету средний, подгоняется страхом перед двойкой, заинтересованность средняяая и должным образом не стимулируется. Пожелания к уроку отойти от принципа количества, и уделять внимание качеству знания.

5.Организованность учащихся.

Учитель четко организует класс в начале урока ,поддерживает дисциплину на протяжение всего урока, хорошо распределяет время урока: поддерживает оптимальный темп,успевает все сделать до звонка.Манера обращения к учащимся уважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Речь –образная ,эмоциональная, четкая,грамотная.Стиль общения демократический, заинтересованный. Она способна на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.

6.Учет возрастных особенностей учащихся.

Зильфира Арсланбиковна учитывает возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. Задает более углубленные вопросы по предмету, проблемные вопросы, процесс обучения формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности к предмету.

Анкета для экспертной оценки урока (Методика а.С. Галанова) Карта экспертной оценки урока

1. Учитель доступно объясняет задачи и цели урока

5 4 3 2 1

Учитель не формулирует задачи и цели урока

2. Учитель эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Выставленные оценки аргументируются

5 4 3 2 1

Учитель не эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Поставленные оценки не аргументируются

3. Педагог излагает материал логично и доказательно

5 4 3 2 1

Педагог излагает материал бессистемно, догматично

4. Педагог методически грамотно организует закрепление и обобщение пройденного материала

5 4 3 2 1

Педагог нечетко организует закрепление и обобщение пройденного материала

5. Содержание урока полностью отвечает требованиям программы, по которой работает педагог

5 4 3 2 1

Содержание урока не отвечает требованиям программы

6. Педагог в ходе урока эффективно использует методические и наглядные пособия, ТСО

5 4 3 2 1

Педагог слабо использует методические и наглядные пособия, ТСО

7. Учитель четко организует класс в начале урока, поддерживает дисциплину на протяжении всего урока

5 4 3 2 1

Учитель слабо организует класс в начале урока, не в состоянии поддерживать дисциплину в ходе всего урока

8. Кабинет хорошо подготовлен к уроку: имеются все необходимые материалы, наглядные пособия и т.п.

5 4 3 2 1

Кабинет не подготовлен к уроку

9. Учитель хорошо распределяет время урока: поддерживает оптимальный темп, успевает все сделать до звонка

5 4 3 2 1

Учитель плохо распределяет время урока: темп слишком быстрый или медленный, план урока не согласован с его продолжительностью

10. Учитель уделяет необходимое время объяснению задания на дом

5 4 3 2 1

Учитель на уроке не успевает объяснить задание на дом

11. Педагог строит урок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся (уровень развития, темперамент, интересы и т.д.)

5 4 3 2 1

Педагог не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

12. Педагог целенаправленно развивает психические процессы учащихся: внимание, память, воображение

5 4 3 2 1

Элементы урока не направлены на развитие психических способностей учащихся

13. Учитель использует различные приемы, чтобы заинтересовать учеников предметом, развить их творческие способности

5 4 3 2 1

Учитель не прилагает усилий, чтобы заинтересовать учеников предметом

14. Учитель доброжелателен и тактичен в общении с учениками. На уроке царит комфортная психологическая атмосфера

5 4 3 2 1

Учитель бывает несдержан или равнодушен к ученикам. На уроке ощущается напряженность, подавленность, неуважение к учителю

Оброботка данных:

Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:

Х1 – оценка по блоку 1: суммируются баллы по пунктам 1-6;

Х2 – оценка по блоку 2: суммируются баллы по пунктам 7-10 и умножаются на 1,5;

Х3 – оценка по блоку 3: суммируются баллы по пунктам 11-14 и умножаются на 1,5;

Хо – общая экспертная оценка: суммируются оценки по всем трем блокам:

Хо = Х1+ Х2+Х3.

X1=4+5+4+5+5+3=26

Х1 = 26

X2=4+5+5+3х1.5=25,5

Х2 = 25,5

X3=4+5+4+4х1.5=25.5

Х3 = 25,5

Х0 = 26+25,5+25,5 = 77

Вывод: учительница башкирского языка оценивает на высокую оценку (77 баллов).

Анкета для экспертной оценки учителя (анкеты для учащихся) (Методика а.С. Галанова)

Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся среднего звена, 5-8-е кл.)

1. Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе

5 4 3 2 1

Ты не в чем не хотел бы походить на учителя

2. Учитель относится к тебе по-доброму, внимательно

5 4 3 2 1

Учитель часто бывает раздражительным, его не интересует твои дела

3. Ты охотно беседуешь с учителем в переменке и после уроков

5 4 3 2 1

Ты не хотел бы разговаривать с учителем помимо урока

4. Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет

5 4 3 2 1

Ты не доверил бы учителю своих секретов

5. Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, перед классом, родителями, учителями

5 4 3 2 1

Учитель не будет заступаться за тебя, даже если ты прав

6. Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя

5 4 3 2 1

Учителю все равно, он только ставит отметки

7. Учитель справедливо относится ко всем ребятам

5 4 3 2 1

Учитель не любит некоторых ребят и бывает к ним несправедлив

8. Учитель может тебе поднять настроение, рядом с ним чувствуешь себя увереннее

5 4 3 2 1

Учитель часто приходит в класс сердитым, рядом с ним ты чувствуешь себя испуганным или виноватым

9. Тебе хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода

10. Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа

5 4 3 2 1

С учителем скучно, любая работа с ним кажется ненужной

11. Учитель легко может организовать ребят на какое-то дело

5 4 3 2 1

Учителю долго приходится уговаривать и заставлять класс взяться за какое-либо дело

12. Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей

5 4 3 2 1

Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, вы не приняли бы его в свою компанию

Обработка данных

Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:

Х1 – оценка по блоку 1: суммируются баллы по пунктам 1-8;

Х2 – оценка по блоку 2: суммируются баллы по пунктам 9-12 и умножаются на два;

Хо – общая экспертная оценка: суммируются Х1 и Х2.

Алимгулов Руслан

Х1 = 5+4+4+3+4+5+4+3 = 32

Х2 = (4+4+4+4)*2 = 32

Х0 = 32+32 = 64

Афлятунов Идель

Х1 = 44; Х2 = 34; Х0 =78

Байрамгулов Амир

Х1 = 45; Х2 = 33; Х0 =78

Галичев Никита

Х1 = 46; Х2 = 38; Х0 = 84

Динисламов Марсель

Х1 = 40; Х2 = 35; Х0 =75

Зайнуллов Айдар

Х1 = 42; Х2 = 33; Х0 = 75

Камалиев Марат

Х1 = 39; Х2 = 38; Х0 =77

Курбанов Альберт

Х1 = 45; Х2 = 38; Х0 = 83

Корнейчук Максим

Х1 = 46; Х2 = 34; Х0 = 80

Мавлютов Алмаз

Х1 = 43; Х2 = 34; Х0 =77

Максютов Тимур

Х1 =43; Х2 = 38; Х0 =81

Музафаров Эмиль

Х1 = 45; Х2 = 34; Х0 = 74

Николаев Денис

Х1 = 42; Х2 = 39; Х0 =81

Сибагатуллин Марат

Х1 = 43; Х2 = 37; Х0 =80

Усанов Всеволод

Х1 = 38; Х2 = 38; Х0 =76

Яубасаров Филюс

Х1 = 44; Х2 = 38; Х0 =82

После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели для данного учителя:

Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν (Ν – количество анкет);

Х1 = 677:16 = 42

Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν (Ν – количество анкет);

Х2 = 573:16 = 36

Хо – среднее арифметическое общей экспертной оценки; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν (Ν – количество анкет).

Х0 = (677+573):16 = 78.

Вывод: учащиеся 8 В класса урок учительницы башкирского языка оценивают на высокую оценку (78 баллов).

Анкета «учитель-ученик» (методика н.В. Клюевой)

Эта анкета предназначена для учащихся 6–11-х классов и позволяет определить степень выраженности компонентов педагогической деятельности учителя.

Ответы учащихся:

Ф.И.О. учащихся

гностический

эмоциональный

поведенческий

Алимгулов Руслан

8

6

6

Афлятунов Идель

6

5

6

Байрамгулов Амир

7

7

8

Галичев Никита

8

7

8

Динисламов Марсель

5

6

6

Зайнуллов Айдар

5

7

7

Камалиев Марат

7

7

7

Курбанов Альберт

5

4

6

Корнейчук Максим

7

7

8

Мавлютов Алмаз

6

7

8

Максютов Тимур

8

8

8

Музафаров Эмиль

7

6

7

Николаев Денис

8

7

8

Сибагатуллин Марат

6

7

7

Усанов Всеволод

8

8

6

Яубасаров Филюс

6

8

7

Вывод: Как специалиста учащиеся учительницу оценивают средне, к самой учительнице испытывают большую симпатию, и стараются поддерживать хорошие, дружеские отношения.

Анкета по определению уровня школьной мотивации (Автор н.Г. Лусканова)

  1. Алимгулов Руслан — 18
  2. Афлятунов Идель — 25
  3. Байрамгулов Амир – 21
  4. Галичев Никита – 23
  5. Динисламов Марсель- 22
  6. Зайнуллов Айдар – 19
  7. Камалиев Марат — 20
  8. Курбанов Альберт- 25
  9. Корнейчук Максим — 24
  10. Мавлютов Алмаз — 25
  11. Максютов Тимур — 25
  12. Музафаров Эмиль — 23
  13. Николаев Денис — 23
  14. Сибагатуллин Марат- 25
  15. Усанов Всеволод- 21
  16. Яубасаров Филюс — 25

Вывод: Высокий уровень учебной мотивации имеют Афлятунов Идель, Курбанов Альберт, Максютов Тимур, Сибагатуллин Марат,Яубасаров Филюс и это свидетельствует о том, что они осознают важность учения, учебные цели для них привлекательны, проявляют высокую познава­тельную активность, интерес ко всем предметам, к самосто­ятельной работе, занимают благоприятное статусное поло­жение в классе.

Средний уровень учебной мотивации имеют Байрамгулов Амир, Камалиев Марат,Галичев Никита,Динисламов Марсель,Конейчук Максим,Музафаров Эмиль, Николаев Денис,Усанов Всеволод и это свидетельствует о том, что они положительно относятся к школе, но учеб­ные цели не осознаются, познавательная активность сред­няя, сосредоточены по интересу, самостоятельно выполняют только типовые задания, требуют контроля со стороны взрос­лых, дружат со многими детьми в классе.

Внешнюю мотивацию имеют Алимгулов Руслан,Зайнуллов Айдар свидетельствует о том, что ребенка привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы.

Низкий уровень учебной мотивации отсутствует.

Методика диагностики стиля педагогического общения (Автор и.М. Юсупов)

Обработка результатов. Вывод:

На Зайнетдинову З.А.:

Модель гиперрефлексивная («Гамлет») противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию. ситуативных контактов.

На Янгирову О.Ф.:

Модель активного взаимодействия («Союз«).

Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Отчет по психолого-педагогической практике

Я, Рисаева Гузалия Газимовна студентка 5 курса группы «Бис-51» проходила психолого-педагогическую практику с 19 сентября по 29 октября в МАОУ «БЛИ №3» г. Стерлитамак в качестве учителя башкирского языка и классного руководителя в 8 «В» классе.

Первый день практики отводился на ознакомление с администрацией школы, учителями и классным руководителем 8 «В» класса Янгировой О.Ф.. Также я познакомилась со своим классом, провела беседу с учениками; ознакомилась с документацией 8 «В» класса: воспитательным, тематическим планом, характеристикой класса и отдельно уч-ся.

Первая неделя практики была запланировано на посещение уроков башкирского языка во всех классах и уроков в своем прикрепленном 8 «В» классе. Посещая уроки истории, я хотела ознакомиться с методикой преподавания учителей, наблюдала, как они интересно проводит уроки, чему больше уделяют внимание и т.п. Посещая уроки 8 «В» класса я хотела узнать, как они сидят на уроках, как занимаются, так же узнать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Каждый день во время практики, я старалась посещать уроки башкирского языка, что бы набрать опыта для себя. Сравнивала, чему больше уделять внимание при преподавание в будущем. Со второй недели я начала давать пробные и зачетные уроки по башкирскому языку в своем 8, 9-х классах. К урокам готовилась учитывая все то что я наблюдала при посещении уроков. Уроки старалась вести интересно, используя различные методы. На уроках ученики участвовали активно, к урокам готовились добросовестно, выполняли все мои требования.

Во время педагогической практики я для себя набрала опыта и узнала много интересного для преподавания в будущем.

10