ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической тех­ники. Внешний вид педагога. Культура и техника речи. Техника педагогического общения. Культура и техника движений педагога. Психотехника.

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники

Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, при­косновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который про­текает по-разному, в зависимости от индивидуальности челове­ка и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как под­няться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, — писал он, — люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего — люди». Из них на первом месте — родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагоги­ческая техника», которое напоминает педагогу о необходимо­сти беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мас­терства, так и непосредственно педагогической техники, вне­сли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника — это совокупность умений и осо­бенностей поведения учителя, которые позволяют сформиро­вать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносто­ронне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностя­ми конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие • педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эф­фективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­не и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методики преподавания учителей.

6 стр., 2994 слов

Психолого-педагогические понятия, используемые данной наукой.

... и практиками эти категории используются чаще всего. В психолого - педагогической литературе эти два понятия относят к межнаучным. В современном словаре иностранных слов находим такое ... положение между восприятием и понятиями. Представления предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают понятийному мышлению конкретность и определенность. Исследования педагогов и психологов (Ж.. Пиаже, ...

Что же составляет суть педагогической техники, какие ком­поненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:

  1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.
  2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
  3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
  4. Умение владеть жестами и мимикой.
  5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психическо­го состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
  6. Умение педагогического общения (см. рис.6).

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Умение следить за внешностью

Психотехника

Культура речи

Управление общением

Владение телом, мимикой и пантамимикой

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих.

Первая группа связана с умением руководить своим поведением,

вторая — с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в ко­нечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них И.А.Зязюн относит:

  • неумение поговорить с учащимся, его родителями;
  • неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
  • неумение преодолеть неуверенность;
  • неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
  • недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

К методам формирования педагогической техники относят:

  • систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);
  • систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;• педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совер­шенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техни­ки. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагоги­ческой техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие ус­пешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

Внешний вид педагога

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

... полученные результаты и др.; исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной ... учреждения образования, сформировать умения применения научно-теоретических знаний в условиях общеобразовательного учреждения. Основными задачами педагогической производственной практики являются: ...

Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель являет­ся примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан сле­дить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: рабо­тать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фи­гурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегант­но, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за со­бой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя — и прическа, и костюм, и косметика, и духи — должно быть подчинено воспи­танию детей.

Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения поль­зоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.

Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помо­гать в воспитании детей. «Я должен быть эстетически вырази­тельным, поэтому я ни разу не вышел в нечищеных ботинках или без галстука… Я не допускал к уроку учителя, который был одет неопрятно. Поэтому у нас вошло в привычку, ходить і о работу в лучшем костюме. И я сам ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был»

Требования и правила к внешнему виду учителя:

  1. Выделяйте время для ухода за одеждой и внешностью.
  2. Следите за литературой по этикету, тенденциями моды.
  3. Выходя из дома, проверьте свой внешний вид.
  1. Одевая новый костюм, проверьте, удобно ли будет рабо­тать в нем.
  1. По пути на работу старайтесь не запачкаться.
  2. Придя в учебное заведение, прежде всего, проверьте свой внешний вид: костюм, прическу, обувь и пр.
  3. Перед каждым занятием проверяйте свой внешний вид.
  4. Анализируйте с педагогических позиций одежду, внеш­ний вид разных людей, коллег, прохожих, актеров, дикто­ров.
  5. Наблюдайте, как ваши коллеги реагируют на ваш внешний вид.

10. Главное во внешнем виде — опрятность и чистота, эле­ гантность и чувство меры.

Учитель должен уметь красиво одеваться, учитывая тен­денции современной моды, но при этом избегать крайностей. Обувь также должна быть удобной, элегантной и, конечно, чистой. Не стоит забывать, что учитель большую часть времени проводит на ногах и должен чувствовать себя в обуви ком­фортно.

Прическа должна быть к лицу, аккуратной, волосы обяза­тельно чистыми. В пользовании косметикой необходимо со­блюдать меру, подчеркивать достоинства лица и скрывать его недостатки. При выборе украшений следует учитывать, что они являются лишь дополнением к костюму и не должны иг­рать доминирующую роль.

24 стр., 11791 слов

Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов

... отраслей наук. Изучить качество выразительности устной речи детей с нарушенным слухом: а) сформированность умения воспроизводить словесное ударение; б) представление о развитии речевого дыхания, ... недостаточной выразительности устной речи у детей с нарушенным слухом. Разработать отдельные методические рекомендации по формированию звукопроизношения, тембра голоса, словесного ударения и членение фразы ...

Однако ни костюм, ни прическа, ни украшения не заменят хорошего настроения учителя, его доброжелательности, которые должны отражаться на лице, в походке, движениях, над чем тоже необходимо работать. Хмурое, злое выражение лица не поправить никакими внешними атрибутами. Главное в об­лике учителя — его настроение.

Необходимо отметить важность правильной осанки и походки учителя. В.Н.Гринева советует для этого: максимально развернуть плечи, чтобы они «смотрели» точно в бок и лопатки на спине почти сходились. Выровнять тело, «подтянуть» голову назад и верх, слегка втянуть подбородок, чтобы при взгляде в профиль шея и голова продолжали тело, а не выдавались впе­ред. Потом нужно подтянуть живот и таз. Пятки вместе, носки слегка врозь, руки свободно расположены вдоль тела, пальцы расслаблены.

Правильная осанка — основа для правильной походки. Оп­ределяем ширину своего шага, усваиваем правильную постановку стопы. Ставим обе ступни на одну линию так, чтобы пятка одной ступни касалась носка другой. Центр тяжести держать так, чтобы стоять на обеих ногах одновременно. Те­перь разведем ноги в стороны. Это и есть ширина нашего шага. Из этого положения начинаем спокойно двигаться вперед, из­редка проверяя ширину шага (сводя носки на одну линию).

И помнить нужно о том, что пятки находятся на одной линии, носки разведены, ширина шага соблюдается постоянно.

Культура и техника речи

Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Гре­ции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко це­нилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельно­сти, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.

Яркость и выразительность, точность и ясность — таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со сто­роны учащихся (Я.А.Коменский).

Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Н.А.Сухомлинский говорил, что искусство воспитания это, прежде всего искусство владения еловой. Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и ме­тодики, а в овладении педагогической техникой речи возника-ют проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировоч­ных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.

Культура речи — это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произно­шения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Куль­тура речи — основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микрокли­мат в группе (В.Н.Гринева).

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне ­это весьма существенная причина, отличающая ... сти человеческого восприятия, приблизительно на 15%. Определенные ассоциации вызывает у людей придание слову или фразе определен­ной голосовой тональности. В итоге происходит информативное при­ ...

Речь — могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:

  • правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;
  • точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;
  • ясность: доходчивость и доступность для собеседников;
  • простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;
  • логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;
  • чистота: исключение из употребления нелитературных слов (диалектных слов, жаргонизмов, профессионализмов, просто­речной лексики, слов-паразитов и т.п.), уместность употребле­ния речевых средств;
  • выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афо­ризмов;
  • богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: боль­шой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;
  • уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его со­держания, решаемых задач;
  • языковая и речевая стилистика;
  • обращенность учителя к ученику.

Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интона­ции приводят к тому, что смысл сказанного учителем понима­ется неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмот­рим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не бу­дет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем вни­мание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложе­нии может быть четыре варианта логического ударения. (. )шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.

Речь без логических ударений воспринимается трудно, но іще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается ка­ждое слово. Изменение логического ударения ведет к измене­нию смысла. Например:

Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время.

Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:

21 стр., 10092 слов

Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией

... исследовались возможности узнавания и отражённого воспроизведения адекватных изолированных вариантов перенапряжения голоса учащимися третьих классов с ТНР (на основе сравнения с голосовой продукцией нормально ... составляет цель исследования, которая заключается в системном исследовании и коррекции речи и голоса у учащихся третьих классов и дизартрией. Объект исследования:. Речевая деятельность у детей ...

1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.

2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.

  1. Всегда выделяются однородные члены предложения.

Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к инвер­сии — изменению принятого в грамматике порядка слов.

  1. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
  2. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, что­бы ударение не падало на вспомогательные слова.
  3. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем уда­рение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».

У неопытного педагога речь часто перегружена логически­ми ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринима­ли не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевы­ми тактами.

Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно свя­занных между собой по смыслу и произносимых как единое це­лое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от дру­гого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постанов­ку логических ударений и пауз, а в итоге — построение логиче­ской перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.

С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:

1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.

2. Все мысли должны быть подчинены главной. Точность и выразительность речи достигается употребле­нием синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками (например: хохот-смех, плач-рев, сме­лый-храбрый, учителъ-педагог-воспитатель и т.п.); паронимов близких по звучанию, но различных по смыслу (например, усвоить-освоить, абонент-абонемент и т.п.).

Качество речи снижает тавтология — повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «па­мятные сувениры» и т.п.

Большое значение для устной речи имеет интонация, кото­рая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой — подчеркнуть смысловую нагруз­ку отдельных слов, выражений, второй — помочь учителю пере­дать свои чувства, отношение к сказанному.

9 стр., 4232 слов

Педагогическое общение 7

... роскошь – это роскошь человеческого общения” А.де Сент-Экзюпери Педагогическое общение - определяется как общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- ... проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения. У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и ...

Особенно хотелось бы подчеркнуть вред «слов-паразитов» (ну, вот, так сказать, как говорится и т.п.), засоряющих речь, делающих ее маловыразительной. Все это усложняет восприятие информации. А звуки типа «э-э», «м-м» еще сильнее снижают эстетическую выразительность речи.

В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперни­ка», т.е. победить, «подвесить» — устроить на работу и т.п. Изъ­яны речи, небрежность в произношении, неправильные ударе­ния отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно об­ращают на это внимание, отвлекаясь от главного.

Сила воздействия слова педагога связана с уместностью ре­чи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитатель­ным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обла­дающие различным характером, темпераментом, психически­ми процессами. С первых дней работы тренер должен внима­тельно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.

Исследования показали, что монотонный голос при изло­жении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступ­ков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговоp ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае на­рушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмуще­ния, негодования. Однако никогда не следует употреблять ос­корбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.

В условиях спортивной деятельности необходимо учиты­вать состояние спортсмена, его переживания. На соревновани­ях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервоз­ность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.

Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.

Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявле­ний у детей.

Для становления речевой культуры учителя большое зна­чение приобретает знание и владение разными речевыми сти­лями — бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева).

В зависимости от аудитории, с которой общает­ся, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказыва­ет на воспитание и формирование личности.

4 стр., 1608 слов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ...

... формирование устной речи в целом. Предмет: устная речь учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы: теоретический анализ общепедагогической, психологической, специальной литературы. Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей 1.1 ...

К сожалению, многие педагоги не владеют основами рече­вой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют не­выразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами ло­гики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не спосо­бен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обу­чении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи является одной из главных задач педагогической техники в целом.

Что же такое речевая техника? Это совокупность фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, дове­денных до степени автоматизированных навыков и позволяющих,| эффективно осуществлять речевое воздействие (I’. II Чихаев) (Рис.7).

Рис.7. Структура техники речи (по В.П.Чихаеву)

Дыхание, связанное с образованием звуков, является фона­ционным дыханием. При таком дыхании вдох значительно ко­роче выдоха. Наиболее целесообразным с точки зрения гигиенистов-физиологов для учителя является смешанный тип дыхания, вырабатываемый трени­ровкой.

Важной особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно менять темп, ритм, амплитуду дыхательных движений. Это особенно важно для учителей физической культуры и тренеров, т.к. их профессиональная деятельность связана с необходимостью сочетания слова и показа физических упражнений, т.е. речедвигательной деятельностью, подсчетом по ходу выполнения упражнений, требующего навыков дыхания. Поэтому им необходимо регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, т.к. правиль­но поставленное дыхание — это часть голоса, условие успешной деятельности. Некоторые упражнения по выработке фонаци­онного дыхания даны в материалах для индивидуальной работы.

Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя — основному его инструменту. Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к го­лосу:

  1. Голос учителя не должен иметь дефектов в виде невыговаривания отдельных звуков или произношения их с дефектами, шепелявости, заикания, общей слабости го­лосового аппарата и пр.
  2. Голос должен быть открытым, четким, выразительным, направленным на аудиторию. Все звуки следует произ­носить в соответствии с правилами орфоэпии.
  3. В голосе должна звучать уверенность, мажорность, что делает речь убедительной и способствует проявлению положительных эмоций у детей.
  4. Учитель должен владеть техникой изменения тонально­сти в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.

Постановка речевого голоса должна начинаться со снятия мышечного напряжения в области шеи и плечевого пояса, ос­вобождения фонационных путей. Затем следует развитие ди­намического диапазона голоса. Бедность диапазона речи учи­теля проводит к монотонности речи и снижению активности учащихся. Настоящим мастером, по мнению А.С.Макаренко, можно стать тогда, когда научишься произносить одну фразу с 15-20 звуковыми оттенками.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи исследования: ... обучающей системы, обусловленной индивидуальными особенностями преподавателя. Необходимо, чтобы преподаватель всякий раз понимал ограниченность ... индивидом в предметной дея­тельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений ...

Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия. Выносливость голоса — такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ос­лабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуж­даются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных ча­сов) и перерывов в 10-15 мин. Следует избегать холодного воз­духа и воды, алкоголя и курения, т.к. они пагубно влияют на голосовые связки и появляется хрипота, сиплость и т.п. Неже­лательно и нервное напряжение. Известно, что человек, даже при незначигельном волнении иногда «теряет» голос. Поэтому условием хорошего голоса является здоровая нервная система, традиционные закаливающие процедуры, рациональное пита­ние.

Дикция — это умение правильно произносить гласные и со­гласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования. Выработку правильной дикции следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая развивает такие органы речи, как губы и язык, делает их, а также нижнюю челюсть, голосовые связки, легкие. Эти упражнения лучше делать перед зеркалом, са­мостоятельно.

Для того чтобы избежать так называемого пестрого голоса, когда гласные звуки звучат у зубов, неба, в гортани, необходи­ма тренировка в произношении каждого звука и их сравнения. Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражне­ний

Техника педагогического общения

Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отме­чалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознако­мившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недовери­ем смотрим на «плохих» детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — Стр 2

Для эффективного общения педагогу необходимы комму­никативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой, при выполнении ряда упражнений и руко­водстве практическими советами по организации педагогиче­ского общения:

1. Умение вести беседу означает, прежде всего, уважение к со­беседнику. Задавайте ему вопросы, на которые, вы знаете, что он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу друго­го человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, говорите о том, в чем мне­ния совпадают. Чем больше в начале беседы положительных ответов, тем вероятнее ее положительный исход. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, что он не прав, особенно в начале беседы. Главное внимание уделяйте существу аргументов и краткости их изложения. Педагогиче­ское общение не терпит многословности, суетности и пусто­звонства. Всегда старайтесь быть хорошим и внимательным слушателем. Внимание — лучший комплимент. Дайте понять собеседнику, что в чем-то он превосходит вас. Если даже вы умнее собеседника, не показывайте ему этого.

  1. Не надоедайте собеседнику длинными и трудно преры­ваемыми монологами. Один из великих ораторов в истории человечества Марк Туллий Цицерон говорил, что не стоит за­владевать разговором как своей вотчиной, из которой можешь выжить другого. Умейте слушать собеседника. Надо выслу­шать до конца, если даже ученик, на ваш взгляд, говорит не­верно и у вас мало времени. Это показатель вашего внимания к личности.
  2. Организуя общение с учащимися, ориентируйте свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся. Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказы­ваний, их сочетание с учетом его индивидуально-типологических особенностей, позиции в классе, системы межличностных отношений с одноклассниками.
  1. Чаще улыбайтесь собеседнику. Улыбка говорит о том, что собеседник вам приятен,, создает общий благоприятный на­строй, располагает к вам собеседника.
  2. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зре­ния собеседника. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес. Если хотите завоевать симпатию со­беседника, чаще называйте его по имени. Для человека нет ничего более приятного, чем услышать свое имя. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы делали для вас.
  3. Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении. Надо иметь мужество пе­ресмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо.

7. Одобрение, душевное слово — наиболее эффективное сред­ство мобилизации усилий человека, поддержания его творче­ского настроения. Используя их, старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждайте в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевленным похвалой, человек выпол­нит порученное задание гораздо лучше.

  1. Недоразумения нельзя устранить спором. Это можно сде­лать лишь с помощью такта, стремления к примирению, ис­креннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость, грубость и гнев. «Невежливые и грубые высказывания закрывают перед их ав­торами многое: реже — двери комнат, чаще — человеческие сердца» (А.М.Горький).

    Заслужив авторитет и расположение людей знаниями, способностями и талантом, можно в одноча­сье потерять это из-за несоблюдения элементарной тактично­сти. Несогласие никогда не должно порождать неуважитель­ности. Общаясь с коллегами, не подменяйте авторитет лично­сти авторитетом должности. Опровергая мнение собеседника, следите за тем, чтобы не обидеть его самого, т.к. обидеть про­сто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцинов).

В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим по­ведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте мягкие слова для твердых аргументов. Не повышайте голоса. Можно вспоре победить, но испортить личностные отношения. Заме­тив, что ваш собеседник горячится, и начали горячиться вы сами, прекратите спор. Помните: то, что не удается доказать в спокойном тоне, не доказать и криком. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам. Однако не бойтесь спорить, ведите активную жизнь, но держитесь при этом достойно и ведите себя тактично. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а и укрепляли доброжелательные отношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умейте правильно делать замечания, правильно воспринимайте критику сами — это признак воспитанного педагога.

  1. При возникновении затруднений в общении с детьми, осо­бенно неконтактными, стремитесь, чтобы ваше обращение к конкретному ученику начиналось с вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Это стимулирует развитие общения. Не допускайте пауз, «провалов», не отвлекайтесь. От этого теряет­ся нить живого взаимодействия. Помните: общение должно быть постоянным и непрерывным.
  2. Избегайте штампов в общении с детьми во всех их прояв­лениях: в общей манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании заплани­рованной схеме без учета реальной обстановки, в «психологи­ческой закрытости» самого учителя.
  3. Старайтесь преодолевать негативные установки по отно­шению к некоторым школьникам, избегайте стереотипных отношений.

Культура и техника движений педагога

Речь педагога, не подкрепленная соответствующим выра­жением лица, движениями рук, тела значительно обедняется в плане воздействия на ребенка. Однако и суетливый, чрезмерно жестикулирующий или, наоборот, скованный, не умеющий выразить адекватные эмоции, переживания, чувства педагог также испытывает большие трудности в общении с детьми. По­этому считаем необходимым подробнее остановиться на рас­смотрении таких невербальных средств общения, как жесты, мимика и пантомимика.

Жест — это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соотвествовали конкретной педагогической ситуации.

Выделяют три группы жестов: механические, описательные и психологические.

Механические жесты — наиболее распространены и называются так благодаря своему характеру. На­пример, при приветствии или прощании мы делаем определенные жесты: взмах, подача и пожатие руки собеседника. Ис­пользуются эти жесты для разнообразия процесса общения.

Описателъные жесты используются, с одной стороны, для при­влечения внимания к изучаемому объекту путем указания на КОГО, с другой — как жестикуляция, дополняющая устное высказывание.

Психологические жесты — являются способом внешнего выражения чувств человека. Они не всегда совпадают со сказанными словами и скорее «говорят» о подтексте сказанного. Например, мы говорим об отсутствии волнения, о том, что спокойні, а при этом, теребим ухо, пуговицу, подбородок и т.п. Эти действия свидетельствуют о нашем волнении.

Следует помнить, что чрезмерная жестикуляция отвлекает от главного и может быть смешной. Нехорошее впечатление оставляет бесконтрольное размахивание руками. Внутреннее состояние педагога отражается в различных произвольных и не­произвольных движениях и подчиняется контролю сознания. Необходимо воспитывать в себе умение сдерживать внешние проявления и не показывать истинные переживания, особенно в экстремальных условиях. Например, на соревнованиях суета в движениях, нервозность, выражение отрицательных эмоций нервирует спортсмена, поэтому трене­ру необходимо учиться скрывать свое душевное состояние.

Обычно первый жест усиливает мысль и играет основную роль в жестикуляции. Поэтому жесты необходимо заранее продумывать, отрабатывать, добиваться их соответствия смыслу сказанного, помня о том, что они являются способами усиления речевой деятельности, выражения особенностей подтекста. Например, вы предлагаете ученику выполнить упражнение, он допускает неточности, а в это время несколько ребят стремятся исправить его действия. Вы жестом предлагаете помочь одно­класснику. Или же, если вы заметили, что ребенку во время объяснения необходимо выйти из класса, то вы можете, без употребления слов, одним лишь жестом разрешить ему сделать это.

Мимика — это средство передачи своих чувств, эмоций, от­ношения к чему-либо при помощи мышц лица. Чтобы мимика не стала кривлянием, она должна соответствовать психическо­му состоянию учителя. Какие же чувства педагог может пере­дать при помощи мимики? Это огорчение, гнев, радость, сму­щение, удивление, презрение, заинтересованность. В отличие от жестов, которые могут быть традиционными в определен­ной ситуации, мимика сугубо индивидуальна и зависит, преж­де всего, от индивидуальных особенностей педагога, а также обстоятельств общения и учащихся.

Выражение лица и взгляд иногда гораздо сильнее влияют на учащихся, чем слово. Большие возможности открывает ис­пользование улыбки, которая и одобряет, и поднимает на­строение. Очень выразительны брови: выражение удивления -брови подняты, неудовольствия — брови сдвинуты и пр. Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педа­гог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избе­гать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»).

Поскольку дети «читают» по лицу учителя, в каком он состоянии, не сле­дует демонстрировать свое плохое настроение, негативные чув­ства и эмоции.

Педагогу необходимо учиться визуальному контакту. Он ус­танавливается тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза, выражая, тем самым, заинтересованность партнером или предметом разговора. В глаза собеседнику мы смотрим в тече­ние 5-7 сек, а в целом, в ходе беседы смотрим на партнера 35-50% времени (И.А.Зязюн).

Остальное время собеседники глядят в стороны. Чаще смотрим в глаза, когда слушаем, а не говорим потому, что хотим увидеть реакцию собеседника. Продолжи­тельный взгляд обычно свидетельствует о подтверждении сказанного. Если же речь идет о сугубо личных делах, то взгляд уходит в сторону, и слушатель не смотрит на того, кто говорит.

Визуальный контакт играет значительную роль в установлении эмоционального контакта с детьми. Открытости добро­желательность, приветливость взгляда иногда сделают больше, чем слова. Ведь когда мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, мы всегда стремимся видеть его глаза. К сожалению, как отмечают психологи, чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда отчитываем или порицаем его за что-то. Это может спровоцировать появление у ребенка тревожности, неуверенности в себе. Поэтому надо помнить, что контакт глаз должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы дети почув­ствовали нашу любовь, доброжелательность, стремление к со­трудничеству. Дети очень нуждаются в подбадривающем взгляде. учителю не следует обращаться к стенам, окнам, по­толку. В его поле зрения должен быть весь класс, и каждый ученик в отдельности.

Следует отметить и важность умения учителя владеть сво­им телом, т.е. пантомимику. В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть:

  1. Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся.
  2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание.
  3. Учителю физкультуры (тренеру) не следует садиться или ложиться на пол при показе физических упражне­ний, а использовать для этого одного из учащихся.
  4. Учителю нет необходимости стоять на протяжении все­го урока и если позволяют обстоятельства — можно сесть.
  5. Оканчивая урок, учитель находится в центре, своим ви­дом как бы демонстрируя завершенность процесса.
  6. Если нет никаких дел, то учителю следует первым вы­ходить из класса.
  7. Походка учителя должна быть ровной, уверенной, мяг­кой.

8. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за . ногу. Прежде чем сесть, необходимо проверить стул.9. Следить за собой не только в пределах школы, а и вне ее.

Говоря о технике движений, следует обратить внимание на дистанцию общения, т.е. расстояние между теми, кто общается. Дистанция до 45 см носит интимный характер, от 45 см до 1 м 20 см — персональный, от 1 м 20 см до 4 м — социальный, 4-7 м -публичный. Если же дистанция увеличивается, то нет возмож­ности наблюдать мимику и жесты преподавателя, что создает трудности в общении. Смена дистанции — прием привлечения внимания.

В процессе общения имеет значение и месторасположение собеседников. Если собеседники — соперники, то и располага­ются они напротив друг друга, если друзья — рядом.

Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистан­цию. Все это создает эффект доверия. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону. Шаг вперед усиливает значение сообщения, помогает сосредоточить вни­мание аудитории, а отступая назад, мы как бы даем возмож­ность передохнуть (И.А.Зязюн).

Это лишь некоторые средства невербальной коммуника­ции, задача которых — сделать общение более продуктивным.

Психотехника

От самочувствия, настроения педагога во многом зависит характер взаимоотношений с учащимися, коллегами и, следо­вательно, результат его педагогической деятельности. Педагог не может и не должен быть равнодушным человеком. Он раду­ется достижениям и достойным поступкам воспитанников, огорчается плохим. Его переживания воспринимаются детьми как оценка их действий. Педагог — человек, играющий самого себя с целью позитивного влияния на воспитанников. Как от­мечает И.А.Зязюн, достичь оптимального внутреннего состоя­ния в педагогической деятельности трудно, т.к. она сама по се­бе эмоционально напряжена, требует больших душевных за­трат.

Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течении года учи­тель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать как ее можно восполнять, восста­навливать (Е.И.Рогов).

Это поможет ему осознанно и эффек­тивно распределять свои силы в течении каждого дня, недели, месяца, года, владеть ситуацией и собой, сохранять работоспо­собность и оптимизм, быть уверенным в себе, и, в конечном итоге, успешно работать.

В основе психологической устойчивости человека, в частно­сти учителя, лежит положительный эмоциональный настрой на учащихся, работу, себя. Положительные эмоции вдохновля­ют учителя, придают ему бодрости и сил для преодоления пе­дагогических проблем, а негативные, вызывая страх, тревож­ность, раздражительность — ведут к осложнениям в работе.

Выражение доброжелательности на лице способствует по­явлению положительных эмоций как у самого учителя, так и у детей. Поэтому недопустимо хмурое, злое, скучающее выраже­ние лица даже, если нам не до смеха и веселья. Если плохое на­строение не уходит, надо улыбнуться и подумать о приятном. Даже, если учитель внешне не проявляет негативных эмоций, они делают свою разрушительную работу — губят здоровье. Помочь здесь могут и спорт, и музыка, и физический труд, и чтение, и танцы, и прогулки на природе, иными словами, кому что по душе, т.е. любимые увлечения. Все это поможет снять напряжение, поднять настроение.

Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педа­гога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собст­венные устремления, действия. Другой путь — непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о кон­троле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыха­ния. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно знать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная группа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляцион­ные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять.

Показателем эмоционального состояния является и дыха­ние. Если мы спокойны — дыхание ровное, взволнованы — уча­щенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн).

Это психосоматические реакции, механизм действия которых ле­жит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокое­ния на уроке можно медленно ходить по классу, говорить не­громко. Через некоторое время мы успокаиваемся.

Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной трени­ровки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования (см. материалы индивидуальной работы 2).

Овладение психотехникой необходимо учителю для созда­ния положительного эмоционального фона общения, благо­приятного микроклимата в группе, предупреждения травми­рования психики, как детей, так и своей. Владение психотехни­кой является свидетельством профессиональной культуры пе­дагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей пе­дагога в его профессиональной деятельности. Основой саморе­гуляции психического состояния является внимание и пред­ставление.

Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида вни­мания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внима­ние связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобрета­ют целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания.

Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зре­ния до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание — основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы.

Представление компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании невозможно заранее знать конечный результат, однако предви­деть тенденции развития человека, оптимальные условия и пу­ти его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление.

В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о пе­дагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализа­ции цели воспитания.

Физическое напряжение. Регуляция своего физического со­стояния является одним из факторов педагогической деятель­ности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятель­ность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»).

Педагогу необходимо научиться управлять своим фи­зическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем са­мым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в ко­тором должен находиться педагог для решения педагогических задач.

Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходи­мо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов

15