ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники. — Внешний вид педагога. — Культура и техника речи. — Техника педагогического общения. — Культура и техника движений педагога. —Психотехника.
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники
Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, — писал он, — люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего — люди». Из них на первом месте — родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника — это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.
В современной «Педагогической энциклопедии» понятие • педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявне и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.
Психолого-педагогические понятия, используемые данной наукой.
... и практиками эти категории используются чаще всего. В психолого - педагогической литературе эти два понятия относят к межнаучным. В современном словаре иностранных слов находим такое ... положение между восприятием и понятиями. Представления предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают понятийному мышлению конкретность и определенность. Исследования педагогов и психологов (Ж.. Пиаже, ...
Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:
- Умение одеваться, следить за своей внешностью.
- Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
- Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
- Умение владеть жестами и мимикой.
- Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
- Умение педагогического общения (см. рис.6).
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Умение следить за внешностью
Психотехника
Культура речи
Управление общением
Владение телом, мимикой и пантамимикой
Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих.
Первая группа связана с умением руководить своим поведением,
вторая — с умением повлиять на личность и коллектив.
Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них И.А.Зязюн относит:
- неумение поговорить с учащимся, его родителями;
- неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
- неумение преодолеть неуверенность;
- неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
- недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.
К методам формирования педагогической техники относят:
- систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);
- систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;• педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно основные компоненты педагогической техники.
Внешний вид педагога
Педагогическая производственная практика
... полученные результаты и др.; исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной ... учреждения образования, сформировать умения применения научно-теоретических знаний в условиях общеобразовательного учреждения. Основными задачами педагогической производственной практики являются: ...
Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фигурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегантно, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за собой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя — и прическа, и костюм, и косметика, и духи — должно быть подчинено воспитанию детей.
Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения пользоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.
Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помогать в воспитании детей. «Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел в нечищеных ботинках или без галстука… Я не допускал к уроку учителя, который был одет неопрятно. Поэтому у нас вошло в привычку, ходить і о работу в лучшем костюме. И я сам ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был»
Требования и правила к внешнему виду учителя:
- Выделяйте время для ухода за одеждой и внешностью.
- Следите за литературой по этикету, тенденциями моды.
- Выходя из дома, проверьте свой внешний вид.
- Одевая новый костюм, проверьте, удобно ли будет работать в нем.
- По пути на работу старайтесь не запачкаться.
- Придя в учебное заведение, прежде всего, проверьте свой внешний вид: костюм, прическу, обувь и пр.
- Перед каждым занятием проверяйте свой внешний вид.
- Анализируйте с педагогических позиций одежду, внешний вид разных людей, коллег, прохожих, актеров, дикторов.
- Наблюдайте, как ваши коллеги реагируют на ваш внешний вид.
10. Главное во внешнем виде — опрятность и чистота, эле гантность и чувство меры.
Учитель должен уметь красиво одеваться, учитывая тенденции современной моды, но при этом избегать крайностей. Обувь также должна быть удобной, элегантной и, конечно, чистой. Не стоит забывать, что учитель большую часть времени проводит на ногах и должен чувствовать себя в обуви комфортно.
Прическа должна быть к лицу, аккуратной, волосы обязательно чистыми. В пользовании косметикой необходимо соблюдать меру, подчеркивать достоинства лица и скрывать его недостатки. При выборе украшений следует учитывать, что они являются лишь дополнением к костюму и не должны играть доминирующую роль.
Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов
... отраслей наук. Изучить качество выразительности устной речи детей с нарушенным слухом: а) сформированность умения воспроизводить словесное ударение; б) представление о развитии речевого дыхания, ... недостаточной выразительности устной речи у детей с нарушенным слухом. Разработать отдельные методические рекомендации по формированию звукопроизношения, тембра голоса, словесного ударения и членение фразы ...
Однако ни костюм, ни прическа, ни украшения не заменят хорошего настроения учителя, его доброжелательности, которые должны отражаться на лице, в походке, движениях, над чем тоже необходимо работать. Хмурое, злое выражение лица не поправить никакими внешними атрибутами. Главное в облике учителя — его настроение.
Необходимо отметить важность правильной осанки и походки учителя. В.Н.Гринева советует для этого: максимально развернуть плечи, чтобы они «смотрели» точно в бок и лопатки на спине почти сходились. Выровнять тело, «подтянуть» голову назад и верх, слегка втянуть подбородок, чтобы при взгляде в профиль шея и голова продолжали тело, а не выдавались вперед. Потом нужно подтянуть живот и таз. Пятки вместе, носки слегка врозь, руки свободно расположены вдоль тела, пальцы расслаблены.
Правильная осанка — основа для правильной походки. Определяем ширину своего шага, усваиваем правильную постановку стопы. Ставим обе ступни на одну линию так, чтобы пятка одной ступни касалась носка другой. Центр тяжести держать так, чтобы стоять на обеих ногах одновременно. Теперь разведем ноги в стороны. Это и есть ширина нашего шага. Из этого положения начинаем спокойно двигаться вперед, изредка проверяя ширину шага (сводя носки на одну линию).
И помнить нужно о том, что пятки находятся на одной линии, носки разведены, ширина шага соблюдается постоянно.
Культура и техника речи
Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельности, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.
Яркость и выразительность, точность и ясность — таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся (Я.А.Коменский).
Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Н.А.Сухомлинский говорил, что искусство воспитания это, прежде всего искусство владения еловой. Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и методики, а в овладении педагогической техникой речи возника-ют проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировочных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.
Культура речи — это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Культура речи — основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микроклимат в группе (В.Н.Гринева).
Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)
... на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне это весьма существенная причина, отличающая ... сти человеческого восприятия, приблизительно на 15%. Определенные ассоциации вызывает у людей придание слову или фразе определенной голосовой тональности. В итоге происходит информативное при ...
Речь — могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:
- правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;
- точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;
- ясность: доходчивость и доступность для собеседников;
- простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;
- логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;
- чистота: исключение из употребления нелитературных слов (диалектных слов, жаргонизмов, профессионализмов, просторечной лексики, слов-паразитов и т.п.), уместность употребления речевых средств;
- выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов;
- богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;
- уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его содержания, решаемых задач;
- языковая и речевая стилистика;
- обращенность учителя к ученику.
Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интонации приводят к тому, что смысл сказанного учителем понимается неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмотрим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не будет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем внимание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложении может быть четыре варианта логического ударения. (. )шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.
Речь без логических ударений воспринимается трудно, но іще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла. Например:
Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время.
Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:
Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией
... исследовались возможности узнавания и отражённого воспроизведения адекватных изолированных вариантов перенапряжения голоса учащимися третьих классов с ТНР (на основе сравнения с голосовой продукцией нормально ... составляет цель исследования, которая заключается в системном исследовании и коррекции речи и голоса у учащихся третьих классов и дизартрией. Объект исследования:. Речевая деятельность у детей ...
1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.
2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.
- Всегда выделяются однородные члены предложения.
Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к инверсии — изменению принятого в грамматике порядка слов.
- Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
- При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
- Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».
У неопытного педагога речь часто перегружена логическими ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевыми тактами.
Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу и произносимых как единое целое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постановку логических ударений и пауз, а в итоге — построение логической перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.
С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:
1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.
2. Все мысли должны быть подчинены главной. Точность и выразительность речи достигается употреблением синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками (например: хохот-смех, плач-рев, смелый-храбрый, учителъ-педагог-воспитатель и т.п.); паронимов близких по звучанию, но различных по смыслу (например, усвоить-освоить, абонент-абонемент и т.п.).
Качество речи снижает тавтология — повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «памятные сувениры» и т.п.
Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой — подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй — помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.
Педагогическое общение 7
... роскошь – это роскошь человеческого общения” А.де Сент-Экзюпери Педагогическое общение - определяется как общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- ... проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения. У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и ...
Особенно хотелось бы подчеркнуть вред «слов-паразитов» (ну, вот, так сказать, как говорится и т.п.), засоряющих речь, делающих ее маловыразительной. Все это усложняет восприятие информации. А звуки типа «э-э», «м-м» еще сильнее снижают эстетическую выразительность речи.
В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперника», т.е. победить, «подвесить» — устроить на работу и т.п. Изъяны речи, небрежность в произношении, неправильные ударения отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно обращают на это внимание, отвлекаясь от главного.
Сила воздействия слова педагога связана с уместностью речи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитательным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обладающие различным характером, темпераментом, психическими процессами. С первых дней работы тренер должен внимательно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.
Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговоp ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае нарушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмущения, негодования. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.
В условиях спортивной деятельности необходимо учитывать состояние спортсмена, его переживания. На соревнованиях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервозность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.
Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.
Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявлений у детей.
Для становления речевой культуры учителя большое значение приобретает знание и владение разными речевыми стилями — бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева).
В зависимости от аудитории, с которой общается, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказывает на воспитание и формирование личности.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ...
... формирование устной речи в целом. Предмет: устная речь учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы: теоретический анализ общепедагогической, психологической, специальной литературы. Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей 1.1 ...
К сожалению, многие педагоги не владеют основами речевой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют невыразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами логики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не способен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обучении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи является одной из главных задач педагогической техники в целом.
Что же такое речевая техника? Это совокупность фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих,| эффективно осуществлять речевое воздействие (I’. II Чихаев) (Рис.7).
Рис.7. Структура техники речи (по В.П.Чихаеву)
Дыхание, связанное с образованием звуков, является фонационным дыханием. При таком дыхании вдох значительно короче выдоха. Наиболее целесообразным с точки зрения гигиенистов-физиологов для учителя является смешанный тип дыхания, вырабатываемый тренировкой.
Важной особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно менять темп, ритм, амплитуду дыхательных движений. Это особенно важно для учителей физической культуры и тренеров, т.к. их профессиональная деятельность связана с необходимостью сочетания слова и показа физических упражнений, т.е. речедвигательной деятельностью, подсчетом по ходу выполнения упражнений, требующего навыков дыхания. Поэтому им необходимо регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, т.к. правильно поставленное дыхание — это часть голоса, условие успешной деятельности. Некоторые упражнения по выработке фонационного дыхания даны в материалах для индивидуальной работы.
Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя — основному его инструменту. Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к голосу:
- Голос учителя не должен иметь дефектов в виде невыговаривания отдельных звуков или произношения их с дефектами, шепелявости, заикания, общей слабости голосового аппарата и пр.
- Голос должен быть открытым, четким, выразительным, направленным на аудиторию. Все звуки следует произносить в соответствии с правилами орфоэпии.
- В голосе должна звучать уверенность, мажорность, что делает речь убедительной и способствует проявлению положительных эмоций у детей.
- Учитель должен владеть техникой изменения тональности в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.
Постановка речевого голоса должна начинаться со снятия мышечного напряжения в области шеи и плечевого пояса, освобождения фонационных путей. Затем следует развитие динамического диапазона голоса. Бедность диапазона речи учителя проводит к монотонности речи и снижению активности учащихся. Настоящим мастером, по мнению А.С.Макаренко, можно стать тогда, когда научишься произносить одну фразу с 15-20 звуковыми оттенками.
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи исследования: ... обучающей системы, обусловленной индивидуальными особенностями преподавателя. Необходимо, чтобы преподаватель всякий раз понимал ограниченность ... индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений ...
Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия. Выносливость голоса — такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ослабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуждаются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных часов) и перерывов в 10-15 мин. Следует избегать холодного воздуха и воды, алкоголя и курения, т.к. они пагубно влияют на голосовые связки и появляется хрипота, сиплость и т.п. Нежелательно и нервное напряжение. Известно, что человек, даже при незначигельном волнении иногда «теряет» голос. Поэтому условием хорошего голоса является здоровая нервная система, традиционные закаливающие процедуры, рациональное питание.
Дикция — это умение правильно произносить гласные и согласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования. Выработку правильной дикции следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая развивает такие органы речи, как губы и язык, делает их, а также нижнюю челюсть, голосовые связки, легкие. Эти упражнения лучше делать перед зеркалом, самостоятельно.
Для того чтобы избежать так называемого пестрого голоса, когда гласные звуки звучат у зубов, неба, в гортани, необходима тренировка в произношении каждого звука и их сравнения. Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражнений
Техника педагогического общения
Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отмечалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознакомившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недоверием смотрим на «плохих» детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — Стр 2
Для эффективного общения педагогу необходимы коммуникативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой, при выполнении ряда упражнений и руководстве практическими советами по организации педагогического общения:
1. Умение вести беседу означает, прежде всего, уважение к собеседнику. Задавайте ему вопросы, на которые, вы знаете, что он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу другого человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, говорите о том, в чем мнения совпадают. Чем больше в начале беседы положительных ответов, тем вероятнее ее положительный исход. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, что он не прав, особенно в начале беседы. Главное внимание уделяйте существу аргументов и краткости их изложения. Педагогическое общение не терпит многословности, суетности и пустозвонства. Всегда старайтесь быть хорошим и внимательным слушателем. Внимание — лучший комплимент. Дайте понять собеседнику, что в чем-то он превосходит вас. Если даже вы умнее собеседника, не показывайте ему этого.
- Не надоедайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами. Один из великих ораторов в истории человечества Марк Туллий Цицерон говорил, что не стоит завладевать разговором как своей вотчиной, из которой можешь выжить другого. Умейте слушать собеседника. Надо выслушать до конца, если даже ученик, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это показатель вашего внимания к личности.
- Организуя общение с учащимися, ориентируйте свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся. Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказываний, их сочетание с учетом его индивидуально-типологических особенностей, позиции в классе, системы межличностных отношений с одноклассниками.
- Чаще улыбайтесь собеседнику. Улыбка говорит о том, что собеседник вам приятен,, создает общий благоприятный настрой, располагает к вам собеседника.
- Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зрения собеседника. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес. Если хотите завоевать симпатию собеседника, чаще называйте его по имени. Для человека нет ничего более приятного, чем услышать свое имя. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы делали для вас.
- Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении. Надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо.
7. Одобрение, душевное слово — наиболее эффективное средство мобилизации усилий человека, поддержания его творческого настроения. Используя их, старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждайте в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевленным похвалой, человек выполнит порученное задание гораздо лучше.
- Недоразумения нельзя устранить спором. Это можно сделать лишь с помощью такта, стремления к примирению, искреннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость, грубость и гнев. «Невежливые и грубые высказывания закрывают перед их авторами многое: реже — двери комнат, чаще — человеческие сердца» (А.М.Горький).
Заслужив авторитет и расположение людей знаниями, способностями и талантом, можно в одночасье потерять это из-за несоблюдения элементарной тактичности. Несогласие никогда не должно порождать неуважительности. Общаясь с коллегами, не подменяйте авторитет личности авторитетом должности. Опровергая мнение собеседника, следите за тем, чтобы не обидеть его самого, т.к. обидеть просто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцинов).
В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте мягкие слова для твердых аргументов. Не повышайте голоса. Можно вспоре победить, но испортить личностные отношения. Заметив, что ваш собеседник горячится, и начали горячиться вы сами, прекратите спор. Помните: то, что не удается доказать в спокойном тоне, не доказать и криком. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам. Однако не бойтесь спорить, ведите активную жизнь, но держитесь при этом достойно и ведите себя тактично. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а и укрепляли доброжелательные отношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умейте правильно делать замечания, правильно воспринимайте критику сами — это признак воспитанного педагога.
- При возникновении затруднений в общении с детьми, особенно неконтактными, стремитесь, чтобы ваше обращение к конкретному ученику начиналось с вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Это стимулирует развитие общения. Не допускайте пауз, «провалов», не отвлекайтесь. От этого теряется нить живого взаимодействия. Помните: общение должно быть постоянным и непрерывным.
- Избегайте штампов в общении с детьми во всех их проявлениях: в общей манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании запланированной схеме без учета реальной обстановки, в «психологической закрытости» самого учителя.
- Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам, избегайте стереотипных отношений.
Культура и техника движений педагога
Речь педагога, не подкрепленная соответствующим выражением лица, движениями рук, тела значительно обедняется в плане воздействия на ребенка. Однако и суетливый, чрезмерно жестикулирующий или, наоборот, скованный, не умеющий выразить адекватные эмоции, переживания, чувства педагог также испытывает большие трудности в общении с детьми. Поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на рассмотрении таких невербальных средств общения, как жесты, мимика и пантомимика.
Жест — это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соотвествовали конкретной педагогической ситуации.
Выделяют три группы жестов: механические, описательные и психологические.
Механические жесты — наиболее распространены и называются так благодаря своему характеру. Например, при приветствии или прощании мы делаем определенные жесты: взмах, подача и пожатие руки собеседника. Используются эти жесты для разнообразия процесса общения.
Описателъные жесты используются, с одной стороны, для привлечения внимания к изучаемому объекту путем указания на КОГО, с другой — как жестикуляция, дополняющая устное высказывание.
Психологические жесты — являются способом внешнего выражения чувств человека. Они не всегда совпадают со сказанными словами и скорее «говорят» о подтексте сказанного. Например, мы говорим об отсутствии волнения, о том, что спокойні, а при этом, теребим ухо, пуговицу, подбородок и т.п. Эти действия свидетельствуют о нашем волнении.
Следует помнить, что чрезмерная жестикуляция отвлекает от главного и может быть смешной. Нехорошее впечатление оставляет бесконтрольное размахивание руками. Внутреннее состояние педагога отражается в различных произвольных и непроизвольных движениях и подчиняется контролю сознания. Необходимо воспитывать в себе умение сдерживать внешние проявления и не показывать истинные переживания, особенно в экстремальных условиях. Например, на соревнованиях суета в движениях, нервозность, выражение отрицательных эмоций нервирует спортсмена, поэтому тренеру необходимо учиться скрывать свое душевное состояние.
Обычно первый жест усиливает мысль и играет основную роль в жестикуляции. Поэтому жесты необходимо заранее продумывать, отрабатывать, добиваться их соответствия смыслу сказанного, помня о том, что они являются способами усиления речевой деятельности, выражения особенностей подтекста. Например, вы предлагаете ученику выполнить упражнение, он допускает неточности, а в это время несколько ребят стремятся исправить его действия. Вы жестом предлагаете помочь однокласснику. Или же, если вы заметили, что ребенку во время объяснения необходимо выйти из класса, то вы можете, без употребления слов, одним лишь жестом разрешить ему сделать это.
Мимика — это средство передачи своих чувств, эмоций, отношения к чему-либо при помощи мышц лица. Чтобы мимика не стала кривлянием, она должна соответствовать психическому состоянию учителя. Какие же чувства педагог может передать при помощи мимики? Это огорчение, гнев, радость, смущение, удивление, презрение, заинтересованность. В отличие от жестов, которые могут быть традиционными в определенной ситуации, мимика сугубо индивидуальна и зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей педагога, а также обстоятельств общения и учащихся.
Выражение лица и взгляд иногда гораздо сильнее влияют на учащихся, чем слово. Большие возможности открывает использование улыбки, которая и одобряет, и поднимает настроение. Очень выразительны брови: выражение удивления -брови подняты, неудовольствия — брови сдвинуты и пр. Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педагог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»).
Поскольку дети «читают» по лицу учителя, в каком он состоянии, не следует демонстрировать свое плохое настроение, негативные чувства и эмоции.
Педагогу необходимо учиться визуальному контакту. Он устанавливается тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза, выражая, тем самым, заинтересованность партнером или предметом разговора. В глаза собеседнику мы смотрим в течение 5-7 сек, а в целом, в ходе беседы смотрим на партнера 35-50% времени (И.А.Зязюн).
Остальное время собеседники глядят в стороны. Чаще смотрим в глаза, когда слушаем, а не говорим потому, что хотим увидеть реакцию собеседника. Продолжительный взгляд обычно свидетельствует о подтверждении сказанного. Если же речь идет о сугубо личных делах, то взгляд уходит в сторону, и слушатель не смотрит на того, кто говорит.
Визуальный контакт играет значительную роль в установлении эмоционального контакта с детьми. Открытости доброжелательность, приветливость взгляда иногда сделают больше, чем слова. Ведь когда мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, мы всегда стремимся видеть его глаза. К сожалению, как отмечают психологи, чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда отчитываем или порицаем его за что-то. Это может спровоцировать появление у ребенка тревожности, неуверенности в себе. Поэтому надо помнить, что контакт глаз должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы дети почувствовали нашу любовь, доброжелательность, стремление к сотрудничеству. Дети очень нуждаются в подбадривающем взгляде. учителю не следует обращаться к стенам, окнам, потолку. В его поле зрения должен быть весь класс, и каждый ученик в отдельности.
Следует отметить и важность умения учителя владеть своим телом, т.е. пантомимику. В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть:
- Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся.
- Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание.
- Учителю физкультуры (тренеру) не следует садиться или ложиться на пол при показе физических упражнений, а использовать для этого одного из учащихся.
- Учителю нет необходимости стоять на протяжении всего урока и если позволяют обстоятельства — можно сесть.
- Оканчивая урок, учитель находится в центре, своим видом как бы демонстрируя завершенность процесса.
- Если нет никаких дел, то учителю следует первым выходить из класса.
- Походка учителя должна быть ровной, уверенной, мягкой.
8. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за . ногу. Прежде чем сесть, необходимо проверить стул.9. Следить за собой не только в пределах школы, а и вне ее.
Говоря о технике движений, следует обратить внимание на дистанцию общения, т.е. расстояние между теми, кто общается. Дистанция до 45 см носит интимный характер, от 45 см до 1 м 20 см — персональный, от 1 м 20 см до 4 м — социальный, 4-7 м -публичный. Если же дистанция увеличивается, то нет возможности наблюдать мимику и жесты преподавателя, что создает трудности в общении. Смена дистанции — прием привлечения внимания.
В процессе общения имеет значение и месторасположение собеседников. Если собеседники — соперники, то и располагаются они напротив друг друга, если друзья — рядом.
Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистанцию. Все это создает эффект доверия. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону. Шаг вперед усиливает значение сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории, а отступая назад, мы как бы даем возможность передохнуть (И.А.Зязюн).
Это лишь некоторые средства невербальной коммуникации, задача которых — сделать общение более продуктивным.
Психотехника
От самочувствия, настроения педагога во многом зависит характер взаимоотношений с учащимися, коллегами и, следовательно, результат его педагогической деятельности. Педагог не может и не должен быть равнодушным человеком. Он радуется достижениям и достойным поступкам воспитанников, огорчается плохим. Его переживания воспринимаются детьми как оценка их действий. Педагог — человек, играющий самого себя с целью позитивного влияния на воспитанников. Как отмечает И.А.Зязюн, достичь оптимального внутреннего состояния в педагогической деятельности трудно, т.к. она сама по себе эмоционально напряжена, требует больших душевных затрат.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течении года учитель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать как ее можно восполнять, восстанавливать (Е.И.Рогов).
Это поможет ему осознанно и эффективно распределять свои силы в течении каждого дня, недели, месяца, года, владеть ситуацией и собой, сохранять работоспособность и оптимизм, быть уверенным в себе, и, в конечном итоге, успешно работать.
В основе психологической устойчивости человека, в частности учителя, лежит положительный эмоциональный настрой на учащихся, работу, себя. Положительные эмоции вдохновляют учителя, придают ему бодрости и сил для преодоления педагогических проблем, а негативные, вызывая страх, тревожность, раздражительность — ведут к осложнениям в работе.
Выражение доброжелательности на лице способствует появлению положительных эмоций как у самого учителя, так и у детей. Поэтому недопустимо хмурое, злое, скучающее выражение лица даже, если нам не до смеха и веселья. Если плохое настроение не уходит, надо улыбнуться и подумать о приятном. Даже, если учитель внешне не проявляет негативных эмоций, они делают свою разрушительную работу — губят здоровье. Помочь здесь могут и спорт, и музыка, и физический труд, и чтение, и танцы, и прогулки на природе, иными словами, кому что по душе, т.е. любимые увлечения. Все это поможет снять напряжение, поднять настроение.
Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педагога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собственные устремления, действия. Другой путь — непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о контроле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно знать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная группа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляционные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять.
Показателем эмоционального состояния является и дыхание. Если мы спокойны — дыхание ровное, взволнованы — учащенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн).
Это психосоматические реакции, механизм действия которых лежит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокоения на уроке можно медленно ходить по классу, говорить негромко. Через некоторое время мы успокаиваемся.
Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной тренировки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования (см. материалы индивидуальной работы 2).
Овладение психотехникой необходимо учителю для создания положительного эмоционального фона общения, благоприятного микроклимата в группе, предупреждения травмирования психики, как детей, так и своей. Владение психотехникой является свидетельством профессиональной культуры педагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей педагога в его профессиональной деятельности. Основой саморегуляции психического состояния является внимание и представление.
Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида внимания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внимание связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобретают целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания.
Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зрения до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание — основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы.
Представление — компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании невозможно заранее знать конечный результат, однако предвидеть тенденции развития человека, оптимальные условия и пути его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление.
В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания.
Физическое напряжение. Регуляция своего физического состояния является одним из факторов педагогической деятельности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятельность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»).
Педагогу необходимо научиться управлять своим физическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем самым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в котором должен находиться педагог для решения педагогических задач.
Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходимо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов
15