Организация работы педагога-психолога
Российское общество находится на этапе реформирования всех сфер своей жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Развитие и формирование необходимых профессиональных качеств медицинского работника во многом зависит от качества психологического сопровождения. Таким образом, обоснованы более высокие требования к роли психолога в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Принимая во внимание тот факт, что профессиональная компетентность — качество, направленное на развитие умственных способностей и интеллектуального потенциала, саморазвития, полагаю, что необходимо использовать его как компонент психологического сопровождения в образовательном процессе колледжа.
Основными задачами процесса психологизации в колледже являются:
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
— психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
— формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
— обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса.
Концепция психологического сопровождения образовательного процесса при реализации данных задач идет по следующим направлениям:
-психопрофилактика;
-психологическое просвещение;
-психодиагностика;
-коррекционно-развивающая работа;
-психологическое консультирование.
Основные методы работы психолога:
— проведение индивидуальных занятий со студентами, преподавателями, родителями;
— проведение групповых занятий со студентами (классные часы, тренинговые занятия) и педагогами (совещания кураторов, педагогические совещания).
Проблемы психологической помощи студентам, родителям, педагогам решаются путем взаимодействия психолога с территориальными социальными службами города.
Консультативная работа педагога – психолога. Педагогом-психологом проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии собственной личности.
«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»
... психолога дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» выступает в качестве одной из базовых, на которой систематизируются знания, усвоенные в процессе изучения других учебных курсов. Учебный ... стратегии оптимизации психического функционирования семейных подсистем У -2 Осуществлять психологическое сопровождение возникающих проблем в семейных отношениях ПК-10 У-1 Уметь ...
За консультациями к педагогу-психологу обращались:
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013( на |
|
Преподаватели |
10 |
||
Студенты |
50 |
||
Родители |
3 |
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕМАТИКЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ для преподавателей, родителей, студентов, несовершеннолетних.
Контингент |
Перечень наиболее востребованных консультационных тем |
Консультации для преподавателей |
|
Консультации для студентов |
|
Консультации для родителей |
|
В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.
Организационно — методическая работа педагога – психолога.
С 2010-2011 по 2012-2013 учебные года, согласно плану психологизации учебного процесса проводилась методическая работа.
-Планирование работы по направлениям на учебный год в соответствии с требованиями учебного заведения по запросам УВП.
-Формирование банка данных тем на учебный год: родительских собраний; классных часов; выступлений на педагогических совещаниях.
-Составление перечня тем к оформлению наглядных просветительских и профилактических стендов психологического содержания на текущий учебный год
-Участие в организационно – методических и воспитательных мероприятиях преподавательского состава: — педагогического совета; — методического совета; — совета профилактики
-Разработка развивающих занятий для индивидуальных и групповых работ.
-Планирование и разработка консультативного материала для групповой работы (родителей, преподавателей, администрации, классных руководителей, студентов различных курсов)
-Обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление
-Составление отчетного материала по итогам психолого-педагогического сопровождения I, II семестр.
Анализ актуальных направлений профессиональной деятельности Исходя из поставленных целей и задач по созданию благоприятных условий для обучающихся, наиболее актуальными можно назвать решение проблем связанных с:
— трудностями адаптационного периода начала обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении;
— выбором оптимальных способов разрешения конфликтных ситуаций в семье и колледже;
— с решением актуальным проблем связанные с особенностями жизненной ситуации. В связи с этим были запланированы и реализованы мероприятия способствующие созданию условий для успешной адаптации и дальнейшего профессионального обучения : -психодиагностические мероприятия — которые способствовали своевременному выявлению возможных причин дезадаптации к обучению в средне –профессиональном учреждении; оказывать психологическую помощь в создании благоприятных социально-психологических условий; выявление уровня психологического аспекта профессиональной компетенции студентов, а также сформированности профессиональных потребностей; освоение и реализация направления дифференциального подхода в психологическом сопровождении УВП.
-индивидуальные и групповые консультации родителей — которые помогли определить способы поддержки детям в период адаптации или в период сложных учебных и внеучебных ситуаций, т.о. повысили психологическую компетентность родителей и помогли созданию благоприятного психологического климата для участников УВП.
— выступления на педагогических совещаниях — которые позволили выработать систему психолого-педагогического воздействия для успешности прохождения адаптации и повышения эффективности процесса обучения, повысить психологическую компетентность преподавателей, администрации и расширить информационно –психологическую базу преподавательского состава;
— коррекционно-развивающие, профилактические мероприятия которые помогли
созданию благоприятного психологического настроя, укрепление учебной мотивации в период адаптации к новым (для первокурсников) требованиям учебного учреждения, оказали помощь в формировании потребности у студентов в улучшении личностных показателей в повышении профессиональной компетенции, а также способствовали формированию и сплочению студенческих коллективов, развитию эмпатии, познанию себя .способствовали формированию навыка бесконфликтных отношений и развитию умений находить конструктивные пути решения в конфликте.
Проводимая работа способствовала созданию благоприятного климата для целостного развития личности и умения личности использовать имеющиеся у нее возможности как субъекта профессиональной деятельности.
Педагог-психолог
Толстых Елена Валентиновна